Пособие от 07.12.2018
Автор: Ерилин Г.

Обращение с отходами и материалами при удалении деревьев


СОДЕРЖАНИЕ

 

Что образуется при удалении деревьев

Как отличить материалы от отходов

Требования к дровам

Можно ли использовать древесные отходы

Можно ли передавать указанные отходы физическим лицам

Как осуществить и оформить передачу отходов физическим лицам

Проведение досрочной инвентаризации отходов

Разработка инструкции по обращению с отходами

 

Материал помещен в архив

 

ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ И МАТЕРИАЛАМИ ПРИ УДАЛЕНИИ ДЕРЕВЬЕВ

Деревья могут быть удалены по разрешению, при строительстве, обрезка проводится в качестве мероприятий ухода.

Рассмотрим вопросы, касающиеся отходов и материалов, образующихся при удалении и обрезке деревьев.

Что образуется при удалении деревьев

В результате удаления деревьев образуются как отходы, так и древесина. Заготовленная кондиционная деловая древесина остается для собственного производства и потребления либо реализуется на внутреннем рынке Республики Беларусь.

Реализация древесины осуществляется на биржевых торгах и вне биржевых торгов (п.4 Правил реализации древесины на внутреннем рынке Республики Беларусь, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 07.05.2007 № 214).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2021 г. Указом Президента Республики Беларусь от 23.11.2020 № 437 утратили силу Правила № 214 и утверждены новые Правила реализации древесины.

 

Дрова могут быть использованы для собственного потребления либо реализованы.

Как отличить материалы от отходов

Отходы - вещества или предметы, образующиеся в процессе осуществления экономической деятельности, жизнедеятельности человека и не имеющие определенного предназначения по месту их образования либо утратившие полностью или частично свои потребительские свойства (п.19 ст.1 Закона Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами»; далее - Закон об обращении с отходами).

Продукция - результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях (подп.1.19 п.1 ст.1 Закона Республики Беларусь от 05.01.2004 № 262-З «О техническом нормировании и стандартизации»; далее - Закон о технормировании).

Отличительные признаки продукции устанавливаются в процессе ее каталогизации.

 

справочно

Справочно

Каталогизация продукции - деятельность по идентификации, разделению и группировке по определенным признакам, кодированию и упорядочению (единообразному описанию) информации о номенклатуре продукции и технических требованиях к ней, установленных техническими нормативными правовыми актами Республики Беларусь и документами в области технического нормирования и стандартизации, в целях учета номенклатуры производимой в Республике Беларусь и ввозимой на ее территорию продукции, обеспечения заинтересованных субъектов технического нормирования и стандартизации информацией о номенклатуре и свойствах такой продукции, ее изготовителях, обеспечения предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей продукции относительно ее назначения, качества и безопасности, повышения конкурентоспособности продукции, ее технической совместимости и взаимозаменяемости, осуществления государственных закупок товаров и в иных целях, установленных актами законодательства Республики Беларусь) (подп.1.5 п.1 ст.1 Закона о технормировании).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 июля 2020 г. Законом Республики Беларусь от 18.12.2019 № 278-З из подп.1.5 п.1 ст.1 Закона о технормировании слова «Республики Беларусь» исключены. Комментарий см. здесь.

 

Таким образом, каждый вид продукции должен отвечать требованиям определенных технических нормативных правовых актов.

Требования к дровам

Дрова заготавливают и учитывают в соответствии с СТБ 1510-2012 «Дрова. Технические условия» (утвержден и введен в действие постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 18.01.2012 № 4 (http://www.tnpa.by/#!/DocumentCard/275708/373500)).

Установлены следующие размеры дров:

• по диаметру (в верхнем отрезе) или толщине (для расколотых) - от 3 см и более;

• по длине - от 0,25 до 1 м с градацией 0,05 м.

Допускается поставлять дрова кратных величин, при этом максимальная длина не должна превышать 2 м. В случаях, определенных стандартом (для изготовления топливной щепы, а также для отпуска теплоснабжающим организациям Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь), допускается длина до 4 м.

Дрова подразделяются по древесным породам в зависимости от теплотворной способности на:

1) береза, бук, ясень, граб, ильм, вяз, клен, дуб, лиственница;

2) сосна, ольха;

3) ель, кедр, пихта, осина, липа, тополь, ива.

Однородными считаются дрова, изготовленные из древесных пород, отнесенных к одной из групп, смешанными - из древесных пород разных групп.

Дрова должны быть очищены от сучьев. Высота оставшихся сучьев не должна превышать 30 мм. Дрова могут быть как в коре, так и без коры.

Также установлен ряд требований по наличию гнили. Так, наружная трухлявая гниль допускается только для дров свыше 2 м, и то не более 1/4 от площади торца дров, заболонная и ядровая гниль - не более 65 (дрова до 2 м) - 70 (свыше 2 м) процентов площади торца. Общее количество гнилых дров не должно превышать 20 (до 2 м) - 30 (свыше 2 м) процентов от партии.

Таким образом, при соответствии данным требованиям указанные части деревьев будут считаться дровами, в противном случае - древесными отходами.

Можно ли использовать древесные отходы

Отходы в качестве вторичного сырья должны использоваться в соответствии с техническими нормативными правовыми актами (ст.28 Закона об обращении с отходами). Поэтому топить печь отходами нельзя.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 9 декабря 2019 г. название ст.28 и п.1 ст.28 Закона об обращении с отходами изложены в новой редакции Законом Республики Беларусь от 10.05.2019 № 186-З (далее - Закон № 186-З): «Статья 28. Использование отходов.

1. Отходы должны использоваться в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства, в том числе обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами».

 

К ТНПА в области технического нормирования и стандартизации относятся технические регламенты Республики Беларусь, технические кодексы установившейся практики, государственные стандарты, общегосударственные классификаторы, технические условия, стандарты организаций (подп.1.27 п.1 ст.1 Закона о технормировании).

Например, организация может разработать технические условия на производимую из отходов продукцию (топливную щепу и пр.). Однако это процесс сложный, требующий прохождения государственной экологической экспертизы и специальной регистрации. Кроме того, для приведения древесных остатков к топливу необходимо специальное оборудование, также подлежащее экспертизе и регистрации. В данном случае организации нецелесообразно заниматься несвойственным ей видом деятельности - переработкой древесных отходов. Следовательно, организация должна топить печь дровами, поскольку печь не является объектом по использованию отходов.

Объекты по использованию отходов - сооружения (комплекс сооружений) и оборудование, специально предназначенные для использования отходов (п.16 ст.1 Закона об обращении с отходами). Котел предназначен для получения энергии при сжигании твердых видов топлива, а не для сжигания древесных отходов.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 9 декабря 2019 г. согласно п.16 ст.1 Закона об обращении с отходами (в редакции Закона № 186-З) объекты по использованию отходов - сооружения (комплекс сооружений) и (или) оборудование (установки), предназначенные для использования отходов.

 

Основные виды отходов, образующихся при валке и обработке деревьев, приведены ниже.

 

Код Отход Класс опасности
1710100
Кора
4-й класс
1710200
Опилки натуральной чистой древесины
4-й класс
1710700
Кусковые отходы натуральной чистой древесины
4-й класс
1730200
Сучья, ветви, вершины
Неопасные
1730300
Отходы корчевания пней
Неопасные

Можно ли передавать указанные отходы физическим лицам

Отчуждение опасных отходов, включенных в перечень опасных отходов, сделки с которыми подлежат регистрации, физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, запрещается (п.31 ст.3 Закона об обращении с отходами).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 9 декабря 2019 г. согласно п.31 ст.3 Закона об обращении с отходами (в редакции Закона № 186-З) отчуждение отходов физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, разрешается только в целях их использования. Отчуждение опасных отходов, включенных в перечень опасных отходов, указанный в части второй п.4 ст.3 Закона об обращении с отходами, физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, запрещается.

 

Перечень опасных отходов, сделки о передаче которых на определенный срок (кроме договора перевозки), а также об отчуждении которых другому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим обращение с отходами, подлежат регистрации, утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.10.2009 № 1391, и перечисленные выше отходы в нем отсутствуют. Таким образом, ограничений для передачи таких отходов населению нет.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 26 января 2020 г. следует руководствоваться перечнем опасных отходов, сделки о передаче которых на определенный срок (кроме договора перевозки), а также об отчуждении которых другому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим обращение с отходами, подлежат регистрации, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.01.2020 № 36.

 

Как осуществить и оформить передачу отходов физическим лицам

Право собственности на отходы приобретает юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, на основании сделки об отчуждении отходов или совершения других действий, свидетельствующих об обращении иным способом отходов в собственность (ст.3 Закона об обращении с отходами).

Таким образом, при заключении договора на использование к физлицу переходит право собственности на отход.

Требования к заключаемым при этом договорам установлены нормами гражданского законодательства. Так, в соответствии с п.1 ст.390 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК) договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Возмездность договора установлена ст.393 ГК. Договор, по которому сторона должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей, является возмездным. Безвозмездным признается договор, по которому одна сторона обязуется предоставить что-либо другой стороне без получения от нее платы или иного встречного предоставления. Безвозмездным договором в соответствии со ст.545 ГК признается договор дарения. Если его размер превышает 5 БВ, он должен быть совершен в письменной форме; если договор совершается с вещью до 5 БВ и устно, передача дара осуществляется посредством его вручения.

Рассматриваемые отходы имеют стоимость, и организации и физические лица как плательщики налогов, сборов (пошлин) обязаны обеспечивать наличие документов, форма которых утверждена уполномоченными государственными органами:

• подтверждающих приобретение (поступление) товарно-материальных ценностей - в местах хранения этих ценностей и при их транспортировке;

• подтверждающих приобретение товарно-материальных ценностей при их непосредственном поступлении в места реализации или отпуск товаров в места реализации - в местах реализации (подп.1.12 п.1 ст.22 Налогового кодекса Республики Беларусь).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2019 г. следует руководствоваться подп.1.15 п.1 ст.22 вышеназванного Кодекса, изложенного в новой редакции Законом Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З.

 

Каждая хозяйственная операция подлежит оформлению первичным учетным документом (п.1 ст.10 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности»).

Накладная ТТН-1 и накладная ТН-2 заполняется юридическими лицами Республики Беларусь, представительствами иностранных и международных организаций, иностранными организациями, осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в Республике Беларусь для списания товарно-материальных ценностей (далее - товары) у грузоотправителя и (или) принятия к учету у грузополучателя (абзац 2 части третьей и часть четвертая п.1 Инструкции о порядке заполнения товарно-транспортной накладной и товарной накладной, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.06.2016 № 58).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2019 г. следует руководствоваться частью четвертой п.1 Инструкции № 58 в редакции постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 10.08.2018 № 58: накладная ТТН-1 и накладная ТН-2 заполняются организациями для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителя и (или) принятия к учету у грузополучателя.

 

Накладная ТТН-1 оформляется на основании ст.37 Закона Республики Беларусь от 14.08.2007 № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» и п.8 Правил автомобильных перевозок грузов, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 № 970.

Таким образом, для отображения выбытия отходов как товарно-материальных ценностей следует оформлять товарно-транспортные накладные.

Проведение досрочной инвентаризации

Образование нового вида отхода - основание для проведения досрочной инвентаризации отходов (п.7 Инструкции о порядке инвентаризации отходов производства, утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 29.02.2008 № 17; далее - Инструкция).

Инвентаризация проводится не по видам отходов, а по подразделениям. Правила инвентаризации для определения источников образования отходов производства, к которым относится технологическое оборудование, технологический процесс, структурное подразделение (участок, цех) и иной объект, в котором происходит образование отходов производства, применяются во всех видах деятельности, как основных, так и вспомогательных, осуществляемых организацией.

Для проведения инвентаризации руководителем организации издается приказ, в котором определяется перечень структурных подразделений, в которых проводится инвентаризация (абзац 2 п.9 Инструкции).

Для целей инвентаризации используются в том числе следующие сведения:

• информация о видах деятельности организации;

• технологические карты производственных процессов;

• сведения о потреблении и свойствах всех видов сырья, вспомогательных материалов, веществ и препаратов, которые используются (планируется использовать) в технологических процессах (п.10 Инструкции).

На этапе инвентаризационного обследования, в частности, производится:

• обследование структурных подразделений организации в соответствии с планом-схемой расположения зданий и сооружений организации;

• обозначение источников образования отходов производства на плане-схеме расположения зданий и сооружений организации;

• определение наименований образующихся отходов производства и их кодов в соответствии с классификатором отходов, образующихся в Республике Беларусь (п.13 Инструкции).

Таким образом, необходимо определить перечень подразделений, по которым будет проводиться инвентаризация, и учесть все отходы, образующиеся в этих подразделениях.

Разработка инструкции по обращению с отходами

При образовании нового вида отхода необходимо в 60-дневный срок необходимо разработать новую инструкцию по обращению с отходами и обратиться в соответствующий территориальный орган Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь для ее согласования (п.21 Инструкции о порядке разработки и утверждения инструкции по обращению с отходами производства, утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 22.10.2010 № 45).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 15 декабря 2019 г. следует руководствоваться п.21 Инструкции № 45 в редакции постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 29.11.2019 № 42.

 

07.12.2018

 

Глеб Ерилин, эколог общества с ограниченной ответственностью «Центр экономических проектов»