


Материал помещен в архив
ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА
Классификация отходов, нормативы образования, сбор и разделение по видам, использование в качестве вторичного сырья, лимиты разрешения на хранение, захоронение, перевозку, учет и инвентаризация - все эти понятия составляют процесс обращения с отходами производства.
Отходы - вещества или предметы, образующиеся в процессе осуществления экономической деятельности, жизнедеятельности человека и не имеющие определенного предназначения по месту их образования либо утратившие полностью или частично свои потребительские свойства (п.19 ст.1 Закона РБ от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами» (далее - Закон об обращении с отходами)). Отходы производства - отходы, образующиеся в процессе осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями экономической деятельности (производства продукции, энергии, выполнения работ, оказания услуг), побочные и сопутствующие продукты добычи и обогащения полезных ископаемых (п.21 ст.1 Закона об обращении с отходами).
Право собственности на отходы
Право собственности на отходы приобретают (п.1 ст.3 Закона об обращении с отходами):
• производитель отходов - с момента образования отходов, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь и (или) договором об использовании имущества, которое явилось источником образования этих отходов;
• юридическое или физическое лицо, в т.ч. индивидуальный предприниматель, - на основании сделки об отчуждении отходов или совершения других действий, свидетельствующих об обращении иным способом отходов в собственность.
Отказ от права собственности на отходы осуществляется в соответствии с гражданским законодательством. Отчуждение опасных отходов другому юридическому или физическому лицу, в т.ч. индивидуальному предпринимателю, осуществляющему обращение с отходами, разрешается только в целях последующего их захоронения, обезвреживания и (или) использования (пп.2, 3 ст.3 Закона об обращении с отходами).
Классификация отходов
Отходы разделяются по видам и классам опасности (ст.15 Закона об обращении с отходами) (см. таблицу).
| |
Классификация |
Вид отходов |
Отходы, в т.ч. коммунальные | |
По происхождению |
- отходы производства; - отходы потребления |
По агрегатному состоянию |
- твердые отходы; - жидкие отходы |
По возможности их использования |
- вторичные материальные ресурсы; - иные отходы производства и потребления |
Опасные отходы | |
Первый класс опасности |
чрезвычайно опасные |
Второй класс опасности |
высокоопасные |
Третий класс опасности |
умеренно опасные |
Четвертый класс опасности |
малоопасные |
Классификатор отходов, образующихся в Республике Беларусь, утверждается Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ (далее - Минприроды РБ) по согласованию с Министерством здравоохранения РБ и Министерством по чрезвычайным ситуациям РБ.
Обращение с отходами
Обращение с отходами - деятельность, связанная с образованием отходов, их сбором, разделением по видам отходов, удалением, хранением, захоронением, перевозкой, обезвреживанием и (или) использованием отходов (п.13 ст.1 Закона об обращении с отходами). Основным документом, регламентирующим обращение с отходами, является Закон об обращении с отходами.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие обращение с отходами, обязаны (ст.17 Закона об обращении с отходами):
• обеспечивать сбор отходов и их разделение по видам, за исключением случаев, когда смешивание отходов разных видов допускается в соответствии с техническими нормативными правовыми актами;
• назначать должностных (уполномоченных) лиц, ответственных за обращение с отходами;
• разрабатывать и утверждать инструкции по обращению с отходами производства, а также обеспечивать их соблюдение;
• обеспечивать обезвреживание и (или) использование отходов либо их перевозку на объекты обезвреживания отходов и (или) на объекты по использованию отходов, а также их хранение в санкционированных местах хранения отходов или захоронение в санкционированных местах захоронения отходов;
• обеспечивать подготовку (обучение) работников в области обращения с отходами, а также инструктаж, проверку знаний и повышение их квалификации;
• вести учет отходов и проводить их инвентаризацию в порядке, установленном Законом об обращении с отходами и иными актами законодательства об обращении с отходами;
• представлять в соответствии с законодательством о государственной статистике первичные статистические данные в области обращения с отходами;
• предоставлять в порядке, установленном законодательством, достоверную информацию об обращении с отходами по требованию специально уполномоченных республиканских органов государственного управления в области обращения с отходами или их территориальных органов, местных исполнительных и распорядительных органов, граждан;
• разрабатывать и принимать меры по уменьшению объемов (предотвращению) образования отходов;
• осуществлять производственный контроль за состоянием окружающей среды и не допускать вредного воздействия отходов, продуктов их взаимодействия и (или) разложения на окружающую среду, здоровье граждан, имущество, а в случае оказания такого воздействия принимать меры по ликвидации или уменьшению последствий этого воздействия;
• выполнять иные требования, нормы и правила, установленные Законом об обращении с отходами и иными актами законодательства об обращении с отходами, в т.ч. техническими нормативными правовыми актами.
Производители отходов производства обязаны:
• обеспечивать разработку и утверждение нормативов образования отходов производства, а также их соблюдение;
• обеспечивать установление степени опасности отходов производства и класса опасности опасных отходов производства, если степень опасности этих отходов и класс их опасности не указаны в классификаторе отходов, образующихся в Республике Беларусь.
Сбор отходов и их разделение по видам
Сбор отходов и их разделение по видам осуществляются (ст.24 Закона об обращении с отходами):
• производителями отходов;
• уполномоченными ими юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими обращение с отходами.
Если производитель отходов не выполнил требования по разделению отходов по видам, то их разделение по видам обязаны осуществить юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, к которым перешло право собственности или иное вещное право на эти отходы.
Смешивание отходов разных видов в соответствии с техническими нормативными правовыми актами допускается при захоронении и (или) обезвреживании отходов.
Хранение и захоронение отходов, их перевозка
Хранение и захоронение отходов допускаются только:
• в санкционированных местах хранения отходов;
• санкционированных местах захоронения отходов (ст.25 Закона об обращении с отходами).
Санкционированные места хранения отходов производства и санкционированные места захоронения отходов производства определяются в разрешениях на хранение и захоронение отходов производства, выдаваемых Минприроды РБ или его территориальными органами, а при временном хранении отходов производства в целях накопления количества отходов, необходимого для перевозки, указываются в инструкциях по обращению с отходами производства, в которых определяются периодичность вывоза отходов производства и (или) допустимое количество накопления отходов производства. Нарушение периодичности вывоза отходов производства и (или) превышение допустимого количества накопления отходов производства при временном хранении не допускаются. Разрешения на хранение и (или) захоронение отходов производства получают собственники отходов производства либо уполномоченные ими юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие обращение с отходами.
Перевозка отходов производится с использованием транспортных средств, обеспечивающих предотвращение вредного воздействия перевозимых отходов на окружающую среду, здоровье граждан, имущество, и осуществляется в соответствии с Законом об обращении с отходами, гражданским законодательством и законодательством о транспорте, а перевозка опасных отходов, классифицированных как опасные грузы, - в соответствии с законодательством о перевозке опасных грузов (ст.26 Закона об обращении с отходами). Перевозка отходов производства допускается при наличии сопроводительного паспорта перевозки отходов производства, оформленного собственником перевозимых отходов производства.
Использование отходов в качестве вторичного сырья
Отходы в качестве вторичного сырья должны использоваться на объектах по использованию отходов в соответствии с техническими нормативными правовыми актами. Использование отходов с применением технологий, приводящих к образованию стойких органических загрязнителей, запрещается. Объекты по использованию отходов, введенные в эксплуатацию, подлежат регистрации в реестре объектов по использованию отходов в порядке, определяемом Советом Министров РБ (ст.28 Закона об обращении с отходами).
Учет и инвентаризация отходов
Основной документ в области инвентаризации отходов - Инструкция о порядке инвентаризации отходов производства, утвержденная постановлением Минприроды РБ от 29.02.2008 № 17 (далее - Инструкция о порядке инвентаризации отходов). Учет отходов ведется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими обращение с отходами, в порядке, установленном Минприроды РБ.
Инвентаризация отходов проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими обращение с отходами, либо уполномоченными ими юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не реже одного раза в год в порядке, установленном Минприроды РБ (п.2 Инструкции о порядке инвентаризации отходов).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 27 апреля 2018 г. п.2 Инструкции о порядке инвентаризации отходов изложен в новой редакции постановлением Минприроды РБ от 28.02.2018 № 3. |
Досрочная инвентаризация проводится в случаях (п.7 Инструкции о порядке инвентаризации отходов):
• выявления новых видов отходов производства;
• изменения технологических процессов получения продукции;
• изменения перечня выпускаемой продукции;
• изменения сырья и материалов, применяемых для получения продукции;
• реконструкции, модернизации, перепрофилирования производства;
• предписания территориальных органов Минприроды РБ;
• иных случаях по решению организации, осуществляющей обращение с отходами производства.
Предписание Минприроды РБ о проведении досрочной инвентаризации должно содержать (п.8 Инструкции о порядке инвентаризации отходов):
• срок, в течение которого должна быть проведена инвентаризация;
• причины, обусловившие необходимость проведения инвентаризации;
• мероприятия, необходимые после проведения инвентаризации.
Работа по проведению инвентаризации включает следующие этапы (п.11 Инструкции о порядке инвентаризации отходов):
• подготовительный;
• инвентаризационное обследование;
• обобщение сведений об инвентаризации.
Акт инвентаризации отходов производства подписывается председателем и членами комиссии по проведению инвентаризации, утверждается руководителем организации (п.15 Инструкции о порядке инвентаризации отходов).
Результаты инвентаризации применяются (п.18 Инструкции о порядке инвентаризации отходов):
• при разработке инструкции по обращению с отходами производства и организации учета отходов;
• подготовке документов для получения разрешения на хранение и захоронение отходов производства или комплексного природоохранного разрешения;
• расчетах лимитов хранения и захоронения отходов производства;
• утверждении нормативов образования отходов производства;
• ведении государственной статистической отчетности об отходах.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 11 ноября 2015 г. в пп.7 и 18 Инструкции о порядке инвентаризации отходов внесены изменения, п.8 данной Инструкции исключен на основании постановления Минприроды РБ от 22.09.2015 № 36. |
Инструкция по обращению с отходами
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие обращение с отходами, обязаны разрабатывать и утверждать инструкции по обращению с отходами производства, а также обеспечивать их соблюдение (подп.1.3 п.1 ст.17 Закона об обращении с отходами).
Основными нормативно-правовыми документами, регламентирующими разработку и утверждение инструкции по обращению с отходами, являются:
• Инструкция о порядке разработки и утверждения инструкции по обращению с отходами производства, утвержденная постановлением Минприроды РБ от 22.10.2010 № 45 (далее - Инструкция № 45);
• постановление Совета Министров РБ от 23.07.2010 № 1104 «О некоторых вопросах в области обращения с отходами» (далее - постановление № 1104).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 12 апреля 2018 г. следует руководствоваться постановлением № 1104 с учетом изменений и дополнений, внесенных постановлением Совета Министров РБ от 06.04.2018 № 265. |
Согласование инструкций осуществляется территориальными органами Минприроды РБ по месту выдачи разрешения на хранение и захоронение отходов производства. Инструкция должна быть представлена для согласования в течение 60 дней со дня государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего обращение с отходами производства. Согласование инструкции или принятие решения об отказе в согласовании осуществляется органом согласования в 30-дневный срок.
Инструкция разрабатывается и утверждается для юридического лица в целом и (или) для каждого обособленного подразделения юридического лица, осуществляющего обращение с отходами производства (п.4 Инструкции № 45). Разработанная и утвержденная инструкция по обращению с отходами согласовывается соответствующим территориальным органом Минприроды РБ. Инструкция по обращению с отходами включает в себя (п.8 Инструкции № 45):
• титульный лист;
следующие обязательные разделы:
• «Общие сведения»;
• «Ответственные за организацию обращения с отходами производства»;
• «Образование отходов производства»;
• «Учет отходов производства»;
• «Сбор и хранение отходов производства»;
• «Использование и обезвреживание отходов производства»;
• «Захоронение отходов производства»;
• «Перевозка отходов производства»;
а также приложения:
• «Образующиеся отходы производства»;
• «Расчет-обоснование количества отходов производства для временного хранения»;
• «Карта-схема источников образования отходов производства»;
• «Карта-схема хранения отходов производства».
Срок действия согласования инструкции составляет 5 лет и исчисляется с даты, указанной в грифе согласования. Юридические лица и индивидуальные предприниматели в месячный срок разрабатывают новую инструкцию по обращению с отходами и обращаются в соответствующий территориальный орган Минприроды РБ для ее согласования в случаях изменения (п.21 Инструкции № 45):
• наименования юридического лица;
• его места нахождения;
• фамилии, собственного имени, отчества индивидуального предпринимателя;
• его места жительства;
• реорганизации юридического лица;
• изменения места осуществления деятельности, связанной с обращением с отходами производства;
• изменения требований законодательства Республики Беларусь, регулирующих порядок обращения с отходами;
• изменения допустимого количества накопления отходов производства, необходимого для перевозки, периодичности вывоза отходов производства;
• изменения условий и мест хранения отходов производства;
• строительства;
• реконструкции;
• расширения;
• технического перевооружения;
• модернизации;
• изменения профиля производства юридического лица и индивидуального предпринимателя, повлекшего изменение перечня образующихся видов отходов производства и (или) изменение порядка обращения с ними;
• изменения перечня отходов производства, которые направляются на хранение, использование, обезвреживание и (или) захоронение.
Нормативы образования отходов производства
Норматив образования отходов производства - предельно допустимое количество отходов, образуемое при переработке единицы сырья, производстве единицы продукции или энергии, а также при выполнении работы, оказании услуги (п.11 ст.1 Закона об обращении с отходами).
Нормативы образования отходов производства устанавливаются для отходов производства, подлежащих хранению на объектах хранения отходов или захоронению на объектах захоронения отходов, в целях определения количественных показателей образования отходов производства, лимитов хранения и лимитов захоронения отходов производства. Нормативы образования отходов производства утверждаются производителями этих отходов (п.1 ст.33 Закона об обращении с отходами).
Нормативы разрабатываются на основе сведений, полученных при инвентаризации отходов производства, технологических регламентов, удельных норм расходов сырья и материалов, материально-сырьевого баланса и иной нормативно-технической и технологической документации, а также технических нормативных правовых актов, регламентирующих производство продукции, тепловой и (или) электрической энергии, выполнение работ или оказание услуг (п.3 Положения о порядке утверждения нормативов образования отходов производства, утвержденное постановлением № 1104). В случае изменения режимов работы технологического оборудования или изменения технологических процессов, связанных с образованием отходов производства, изменения качества и (или) вида применяемого сырья, топлива или материалов, повлекшего изменения наименований и (или) количества образования отходов производства, а также в случае изменения наименования юридического лица нормативы подлежат разработке и утверждению.
Лимиты хранения и лимиты захоронения отходов производства
Лимит захоронения отходов производства - количество отходов производства определенного вида, установленное собственнику отходов на определенный период времени для захоронения их на объектах захоронения отходов (п.8 ст.1 Закона об обращении с отходами).
Лимит хранения отходов производства - количество отходов производства определенного вида, установленное собственнику отходов на определенный период времени для хранения их на объектах хранения отходов (п.9 ст.1 Закона об обращении с отходами).
Лимиты хранения и лимиты захоронения отходов производства устанавливаются в целях экономического стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по уменьшению объемов образования отходов производства, увеличению объемов использования отходов производства, а также определения размера платежей за размещение отходов производства. Лимиты хранения и лимиты захоронения отходов производства устанавливаются с учетом (п.2 ст.34 Закона об обращении с отходами):
• нормативов образования отходов производства;
• мероприятий по предотвращению или уменьшению объемов образования отходов производства, увеличению объемов использования отходов производства;
• мощностей объектов хранения и захоронения отходов, установленных сроков их эксплуатации и количества накопленных отходов на этих объектах;
• наличия действующих на территории соответствующей административно-территориальной единицы и в Республике Беларусь объектов обезвреживания отходов и объектов по использованию отходов производства;
• иных условий, установленных законодательством об обращении с отходами.
Разрешение на хранение и захоронение отходов производства
Разрешения на хранение и захоронение отходов производства или комплексные природоохранные разрешения получают собственники отходов производства либо уполномоченные ими юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие обращение с отходами (п.2 ст.25 Закона об обращении с отходами).
Основания, условия, порядок выдачи, приостановления действия и аннулирования разрешений на хранение и захоронение отходов производства, а также порядок выдачи комплексных природоохранных разрешений определяются Советом Министров РБ.
Выдача разрешений регламентируется Положением о порядке выдачи и аннулирования разрешений на хранение и захоронение отходов производства, а также приостановления их действия, утвержденным постановлением № 1104 (далее - Положение № 1104), и осуществляется территориальными органами Минприроды РБ. Для получения разрешений заявитель представляет в орган выдачи разрешений документы, предусмотренные в п.6.24 главы 6 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 17.02.2012 № 156.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 25 июня 2016 г. следует руководствоваться п.6.24 главы 6 перечня № 156 в редакции постановления Совета Министров РБ от 14.06.2016 № 457. |
Выдача разрешения на хранение отходов производства осуществляется при условиях (п.5 Положения № 1104):
• отсутствия на дату получения разрешения введенных в эксплуатацию объектов по использованию отходов, объектов обезвреживания отходов, принимающих отходы от сторонних организаций;
• отсутствия на дату получения разрешения введенных в эксплуатацию объектов захоронения отходов;
• наличия объектов хранения с достаточной фактической мощностью для хранения отходов.
Выдача разрешения на захоронение отходов производства осуществляется при условиях (п.6 Положения № 1104):
• отсутствия на дату получения разрешения введенных в эксплуатацию объектов по использованию отходов, объектов обезвреживания отходов, принимающих отходы от сторонних организаций;
• наличия объектов захоронения отходов с достаточной фактической мощностью для захоронения отходов.
Выдача или отказ в выдаче разрешения осуществляется органом выдачи разрешения в 30-дневный срок. Срок разрешения составляет 5 лет и начинается с момента выдачи. В разрешение вносятся изменения и (или) дополнения в случаях (п.14 Положения № 1104):
• регистрации в реестре объектов по использованию отходов объекта по использованию отходов, принимающего отходы, указанные в разрешении, от сторонних организаций;
• изменения законодательства, в соответствии с которым требуется внесение изменений и (или) дополнений в разрешение;
• изменения количества отходов производства, подлежащих хранению, захоронению в соответствии с разрешением;
• образования новых видов отходов производства, подлежащих хранению или захоронению в соответствии с разрешением;
• изменения условий хранения отходов производства, их захоронения, установленных в разрешении;
• изменения объектов хранения отходов, объектов захоронения отходов, на которых производится хранение, захоронение отходов производства в соответствии с разрешением.
30.12.2013
Глеб Ерилин, эколог общества с ограниченной ответственностью «Центр экономических проектов»
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 23 октября 2015 г. в Закон Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами» на основании Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 № 288-З внесены изменения и дополнения. |