Пособие от 30.12.2013
Автор: Ерилин Г.

Обращение с отходами производства


 

Материал помещен в архив

 

ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА

Классификация отходов, нормативы образования, сбор и разделение по видам, использование в качестве вторичного сырья, лимиты разрешения на хранение, захоронение, перевозку, учет и инвентаризация - все эти понятия составляют процесс обращения с отходами производства.

Отходы - вещества или предметы, образующиеся в процессе осуществления экономической деятельности, жизнедеятельности человека и не имеющие определенного предназначения по месту их образования либо утратившие полностью или частично свои потребительские свойства (п.19 ст.1 Закона РБ от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами» (далее - Закон об обращении с отходами)). Отходы производства - отходы, образующиеся в процессе осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями экономической деятельности (производства продукции, энергии, выполнения работ, оказания услуг), побочные и сопутствующие продукты добычи и обогащения полезных ископаемых (п.21 ст.1 Закона об обращении с отходами).

Право собственности на отходы

Право собственности на отходы приобретают (п.1 ст.3 Закона об обращении с отходами):

• производитель отходов - с момента образования отходов, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь и (или) договором об использовании имущества, которое явилось источником образования этих отходов;

• юридическое или физическое лицо, в т.ч. индивидуальный предприниматель, - на основании сделки об отчуждении отходов или совершения других действий, свидетельствующих об обращении иным способом отходов в собственность.

Отказ от права собственности на отходы осуществляется в соответствии с гражданским законодательством. Отчуждение опасных отходов другому юридическому или физическому лицу, в т.ч. индивидуальному предпринимателю, осуществляющему обращение с отходами, разрешается только в целях последующего их захоронения, обезвреживания и (или) использования (пп.2, 3 ст.3 Закона об обращении с отходами).

Классификация отходов

Отходы разделяются по видам и классам опасности (ст.15 Закона об обращении с отходами) (см. таблицу).

Таблица

 

Классификация

Вид отходов

Отходы, в т.ч. коммунальные

По происхождению

- отходы производства;

- отходы потребления

По агрегатному состоянию

- твердые отходы;

- жидкие отходы

По возможности их использования

- вторичные материальные ресурсы;

- иные отходы производства и потребления

Опасные отходы

Первый класс опасности

чрезвычайно опасные

Второй класс опасности

высокоопасные

Третий класс опасности

умеренно опасные

Четвертый класс опасности

малоопасные

 

Классификатор  отходов, образующихся в Республике Беларусь, утверждается Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ (далее - Минприроды РБ) по согласованию с Министерством здравоохранения РБ и Министерством по чрезвычайным ситуациям РБ.

Обращение с отходами

Обращение с отходами - деятельность, связанная с образованием отходов, их сбором, разделением по видам отходов, удалением, хранением, захоронением, перевозкой, обезвреживанием и (или) использованием отходов (п.13 ст.1 Закона об обращении с отходами). Основным документом, регламентирующим обращение с отходами, является Закон об обращении с отходами.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие обращение с отходами, обязаны (ст.17 Закона об обращении с отходами):

• обеспечивать сбор отходов и их разделение по видам, за исключением случаев, когда смешивание отходов разных видов допускается в соответствии с техническими нормативными правовыми актами;

• назначать должностных (уполномоченных) лиц, ответственных за обращение с отходами;

• разрабатывать и утверждать инструкции по обращению с отходами производства, а также обеспечивать их соблюдение;

• обеспечивать обезвреживание и (или) использование отходов либо их перевозку на объекты обезвреживания отходов и (или) на объекты по использованию отходов, а также их хранение в санкционированных местах хранения отходов или захоронение в санкционированных местах захоронения отходов;

• обеспечивать подготовку (обучение) работников в области обращения с отходами, а также инструктаж, проверку знаний и повышение их квалификации;

• вести учет отходов и проводить их инвентаризацию в порядке, установленном Законом об обращении с отходами и иными актами законодательства об обращении с отходами;

• представлять в соответствии с законодательством о государственной статистике первичные статистические данные в области обращения с отходами;

• предоставлять в порядке, установленном законодательством, достоверную информацию об обращении с отходами по требованию специально уполномоченных республиканских органов государственного управления в области обращения с отходами или их территориальных органов, местных исполнительных и распорядительных органов, граждан;

• разрабатывать и принимать меры по уменьшению объемов (предотвращению) образования отходов;

• осуществлять производственный контроль за состоянием окружающей среды и не допускать вредного воздействия отходов, продуктов их взаимодействия и (или) разложения на окружающую среду, здоровье граждан, имущество, а в случае оказания такого воздействия принимать меры по ликвидации или уменьшению последствий этого воздействия;

• выполнять иные требования, нормы и правила, установленные Законом об обращении с отходами и иными актами законодательства об обращении с отходами, в т.ч. техническими нормативными правовыми актами.

Производители отходов производства обязаны:

• обеспечивать разработку и утверждение нормативов образования отходов производства, а также их соблюдение;

• обеспечивать установление степени опасности отходов производства и класса опасности опасных отходов производства, если степень опасности этих отходов и класс их опасности не указаны в классификаторе отходов, образующихся в Республике Беларусь.

Сбор отходов и их разделение по видам

Сбор отходов и их разделение по видам осуществляются (ст.24 Закона об обращении с отходами):

• производителями отходов;

• уполномоченными ими юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими обращение с отходами.

Если производитель отходов не выполнил требования по разделению отходов по видам, то их разделение по видам обязаны осуществить юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, к которым перешло право собственности или иное вещное право на эти отходы.

Смешивание отходов разных видов в соответствии с техническими нормативными правовыми актами допускается при захоронении и (или) обезвреживании отходов.

Хранение и захоронение отходов, их перевозка

Хранение и захоронение отходов допускаются только:

• в санкционированных местах хранения отходов;

• санкционированных местах захоронения отходов (ст.25 Закона об обращении с отходами).

Санкционированные места хранения отходов производства и санкционированные места захоронения отходов производства определяются в разрешениях на хранение и захоронение отходов производства, выдаваемых Минприроды РБ или его территориальными органами, а при временном хранении отходов производства в целях накопления количества отходов, необходимого для перевозки, указываются в инструкциях по обращению с отходами производства, в которых определяются периодичность вывоза отходов производства и (или) допустимое количество накопления отходов производства. Нарушение периодичности вывоза отходов производства и (или) превышение допустимого количества накопления отходов производства при временном хранении не допускаются. Разрешения на хранение и (или) захоронение отходов производства получают собственники отходов производства либо уполномоченные ими юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие обращение с отходами.

Перевозка отходов производится с использованием транспортных средств, обеспечивающих предотвращение вредного воздействия перевозимых отходов на окружающую среду, здоровье граждан, имущество, и осуществляется в соответствии с Законом об обращении с отходами, гражданским законодательством и законодательством о транспорте, а перевозка опасных отходов, классифицированных как опасные грузы, - в соответствии с законодательством о перевозке опасных грузов (ст.26 Закона об обращении с отходами). Перевозка отходов производства допускается при наличии сопроводительного паспорта перевозки отходов производства, оформленного собственником перевозимых отходов производства.

Использование отходов в качестве вторичного сырья

Отходы в качестве вторичного сырья должны использоваться на объектах по использованию отходов в соответствии с техническими нормативными правовыми актами. Использование отходов с применением технологий, приводящих к образованию стойких органических загрязнителей, запрещается. Объекты по использованию отходов, введенные в эксплуатацию, подлежат регистрации в реестре объектов по использованию отходов в порядке, определяемом Советом Министров РБ (ст.28 Закона об обращении с отходами).

Учет и инвентаризация отходов

Основной документ в области инвентаризации отходов - Инструкция о порядке инвентаризации отходов производства, утвержденная постановлением Минприроды РБ от 29.02.2008 № 17 (далее - Инструкция о порядке инвентаризации отходов). Учет отходов ведется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими обращение с отходами, в порядке, установленном Минприроды РБ.

Инвентаризация отходов проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими обращение с отходами, либо уполномоченными ими юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не реже одного раза в год в порядке, установленном Минприроды РБ (п.2 Инструкции о порядке инвентаризации отходов).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 27 апреля 2018 г. п.2 Инструкции о порядке инвентаризации отходов изложен в новой редакции постановлением Минприроды РБ от 28.02.2018 № 3.

 

Досрочная инвентаризация проводится в случаях (п.7 Инструкции о порядке инвентаризации отходов):

• выявления новых видов отходов производства;

• изменения технологических процессов получения продукции;

• изменения перечня выпускаемой продукции;

• изменения сырья и материалов, применяемых для получения продукции;

• реконструкции, модернизации, перепрофилирования производства;

• предписания территориальных органов Минприроды РБ;

• иных случаях по решению организации, осуществляющей обращение с отходами производства.

Предписание Минприроды РБ о проведении досрочной инвентаризации должно содержать (п.8 Инструкции о порядке инвентаризации отходов):

• срок, в течение которого должна быть проведена инвентаризация;

• причины, обусловившие необходимость проведения инвентаризации;

• мероприятия, необходимые после проведения инвентаризации.

Работа по проведению инвентаризации включает следующие этапы (п.11 Инструкции о порядке инвентаризации отходов):

• подготовительный;

• инвентаризационное обследование;

• обобщение сведений об инвентаризации.

Акт инвентаризации отходов производства подписывается председателем и членами комиссии по проведению инвентаризации, утверждается руководителем организации (п.15 Инструкции о порядке инвентаризации отходов).

Результаты инвентаризации применяются (п.18 Инструкции о порядке инвентаризации отходов):

• при разработке инструкции по обращению с отходами производства и организации учета отходов;

• подготовке документов для получения разрешения на хранение и захоронение отходов производства или комплексного природоохранного разрешения;

• расчетах лимитов хранения и захоронения отходов производства;

• утверждении нормативов образования отходов производства;

• ведении государственной статистической отчетности об отходах.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 11 ноября 2015 г. в пп.7 и 18 Инструкции о порядке инвентаризации отходов внесены изменения, п.8 данной Инструкции исключен на основании постановления Минприроды РБ от 22.09.2015 № 36.

 

Инструкция по обращению с отходами

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие обращение с отходами, обязаны разрабатывать и утверждать инструкции по обращению с отходами производства, а также обеспечивать их соблюдение (подп.1.3 п.1 ст.17 Закона об обращении с отходами).

Основными нормативно-правовыми документами, регламентирующими разработку и утверждение инструкции по обращению с отходами, являются:

Инструкция о порядке разработки и утверждения инструкции по обращению с отходами производства, утвержденная постановлением Минприроды РБ от 22.10.2010 № 45 (далее - Инструкция № 45);

постановление Совета Министров РБ от 23.07.2010 № 1104 «О некоторых вопросах в области обращения с отходами» (далее - постановление № 1104).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 12 апреля 2018 г. следует руководствоваться постановлением № 1104 с учетом изменений и дополнений, внесенных постановлением Совета Министров РБ от 06.04.2018 № 265.

 

Согласование инструкций осуществляется территориальными органами Минприроды РБ по месту выдачи разрешения на хранение и захоронение отходов производства. Инструкция должна быть представлена для согласования в течение 60 дней со дня государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего обращение с отходами производства. Согласование инструкции или принятие решения об отказе в согласовании осуществляется органом согласования в 30-дневный срок.

Инструкция разрабатывается и утверждается для юридического лица в целом и (или) для каждого обособленного подразделения юридического лица, осуществляющего обращение с отходами производства (п.4 Инструкции № 45). Разработанная и утвержденная инструкция по обращению с отходами согласовывается соответствующим территориальным органом Минприроды РБ. Инструкция по обращению с отходами включает в себя (п.8 Инструкции № 45):

• титульный лист;

следующие обязательные разделы:

• «Общие сведения»;

• «Ответственные за организацию обращения с отходами производства»;

• «Образование отходов производства»;

• «Учет отходов производства»;

• «Сбор и хранение отходов производства»;

• «Использование и обезвреживание отходов производства»;

• «Захоронение отходов производства»;

• «Перевозка отходов производства»;

а также приложения:

• «Образующиеся отходы производства»;

• «Расчет-обоснование количества отходов производства для временного хранения»;

• «Карта-схема источников образования отходов производства»;

• «Карта-схема хранения отходов производства».

Срок действия согласования инструкции составляет 5 лет и исчисляется с даты, указанной в грифе согласования. Юридические лица и индивидуальные предприниматели в месячный срок разрабатывают новую инструкцию по обращению с отходами и обращаются в соответствующий территориальный орган Минприроды РБ для ее согласования в случаях изменения (п.21 Инструкции № 45):

• наименования юридического лица;

• его места нахождения;

• фамилии, собственного имени, отчества индивидуального предпринимателя;

• его места жительства;

• реорганизации юридического лица;

• изменения места осуществления деятельности, связанной с обращением с отходами производства;

• изменения требований законодательства Республики Беларусь, регулирующих порядок обращения с отходами;

• изменения допустимого количества накопления отходов производства, необходимого для перевозки, периодичности вывоза отходов производства;

• изменения условий и мест хранения отходов производства;

• строительства;

• реконструкции;

• расширения;

• технического перевооружения;

• модернизации;

• изменения профиля производства юридического лица и индивидуального предпринимателя, повлекшего изменение перечня образующихся видов отходов производства и (или) изменение порядка обращения с ними;

• изменения перечня отходов производства, которые направляются на хранение, использование, обезвреживание и (или) захоронение.

Нормативы образования отходов производства

Норматив образования отходов производства - предельно допустимое количество отходов, образуемое при переработке единицы сырья, производстве единицы продукции или энергии, а также при выполнении работы, оказании услуги (п.11 ст.1 Закона об обращении с отходами).

Нормативы образования отходов производства устанавливаются для отходов производства, подлежащих хранению на объектах хранения отходов или захоронению на объектах захоронения отходов, в целях определения количественных показателей образования отходов производства, лимитов хранения и лимитов захоронения отходов производства. Нормативы образования отходов производства утверждаются производителями этих отходов (п.1 ст.33 Закона об обращении с отходами).

Нормативы разрабатываются на основе сведений, полученных при инвентаризации отходов производства, технологических регламентов, удельных норм расходов сырья и материалов, материально-сырьевого баланса и иной нормативно-технической и технологической документации, а также технических нормативных правовых актов, регламентирующих производство продукции, тепловой и (или) электрической энергии, выполнение работ или оказание услуг (п.3 Положения о порядке утверждения нормативов образования отходов производства, утвержденное постановлением № 1104). В случае изменения режимов работы технологического оборудования или изменения технологических процессов, связанных с образованием отходов производства, изменения качества и (или) вида применяемого сырья, топлива или материалов, повлекшего изменения наименований и (или) количества образования отходов производства, а также в случае изменения наименования юридического лица нормативы подлежат разработке и утверждению.

Лимиты хранения и лимиты захоронения отходов производства

Лимит захоронения отходов производства - количество отходов производства определенного вида, установленное собственнику отходов на определенный период времени для захоронения их на объектах захоронения отходов (п.8 ст.1 Закона об обращении с отходами).

Лимит хранения отходов производства - количество отходов производства определенного вида, установленное собственнику отходов на определенный период времени для хранения их на объектах хранения отходов (п.9 ст.1 Закона об обращении с отходами).

Лимиты хранения и лимиты захоронения отходов производства устанавливаются в целях экономического стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по уменьшению объемов образования отходов производства, увеличению объемов использования отходов производства, а также определения размера платежей за размещение отходов производства. Лимиты хранения и лимиты захоронения отходов производства устанавливаются с учетом (п.2 ст.34 Закона об обращении с отходами):

• нормативов образования отходов производства;

• мероприятий по предотвращению или уменьшению объемов образования отходов производства, увеличению объемов использования отходов производства;

• мощностей объектов хранения и захоронения отходов, установленных сроков их эксплуатации и количества накопленных отходов на этих объектах;

• наличия действующих на территории соответствующей административно-территориальной единицы и в Республике Беларусь объектов обезвреживания отходов и объектов по использованию отходов производства;

• иных условий, установленных законодательством об обращении с отходами.

Разрешение на хранение и захоронение отходов производства

Разрешения на хранение и захоронение отходов производства или комплексные природоохранные разрешения получают собственники отходов производства либо уполномоченные ими юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие обращение с отходами (п.2 ст.25 Закона об обращении с отходами).

Основания, условия, порядок выдачи, приостановления действия и аннулирования разрешений на хранение и захоронение отходов производства, а также порядок выдачи комплексных природоохранных разрешений определяются Советом Министров РБ.

Выдача разрешений регламентируется Положением о порядке выдачи и аннулирования разрешений на хранение и захоронение отходов производства, а также приостановления их действия, утвержденным постановлением № 1104 (далее - Положение № 1104), и осуществляется территориальными органами Минприроды РБ. Для получения разрешений заявитель представляет в орган выдачи разрешений документы, предусмотренные в п.6.24 главы 6 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 17.02.2012 № 156.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 25 июня 2016 г. следует руководствоваться п.6.24 главы 6 перечня № 156 в редакции постановления Совета Министров РБ от 14.06.2016 № 457.

 

Выдача разрешения на хранение отходов производства осуществляется при условиях (п.5 Положения № 1104):

• отсутствия на дату получения разрешения введенных в эксплуатацию объектов по использованию отходов, объектов обезвреживания отходов, принимающих отходы от сторонних организаций;

• отсутствия на дату получения разрешения введенных в эксплуатацию объектов захоронения отходов;

• наличия объектов хранения с достаточной фактической мощностью для хранения отходов.

Выдача разрешения на захоронение отходов производства осуществляется при условиях (п.6 Положения № 1104):

• отсутствия на дату получения разрешения введенных в эксплуатацию объектов по использованию отходов, объектов обезвреживания отходов, принимающих отходы от сторонних организаций;

• наличия объектов захоронения отходов с достаточной фактической мощностью для захоронения отходов.

Выдача или отказ в выдаче разрешения осуществляется органом выдачи разрешения в 30-дневный срок. Срок разрешения составляет 5 лет и начинается с момента выдачи. В разрешение вносятся изменения и (или) дополнения в случаях (п.14 Положения № 1104):

• регистрации в реестре объектов по использованию отходов объекта по использованию отходов, принимающего отходы, указанные в разрешении, от сторонних организаций;

• изменения законодательства, в соответствии с которым требуется внесение изменений и (или) дополнений в разрешение;

• изменения количества отходов производства, подлежащих хранению, захоронению в соответствии с разрешением;

• образования новых видов отходов производства, подлежащих хранению или захоронению в соответствии с разрешением;

• изменения условий хранения отходов производства, их захоронения, установленных в разрешении;

• изменения объектов хранения отходов, объектов захоронения отходов, на которых производится хранение, захоронение отходов производства в соответствии с разрешением.

 

30.12.2013

 

Глеб Ерилин, эколог общества с ограниченной ответственностью «Центр экономических проектов»

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 23 октября 2015 г. в Закон Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами» на основании Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 № 288-З внесены изменения и дополнения.