Все по одной теме от 01.07.2025
Автор: Аналитическая редакция Правовой платформы «Бизнес-Инфо»

Обращение с отходами производства


СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Классификация отходов производства

1.1. Классификация отходов

1.2. Установление степени опасности отходов и класса опасности опасных отходов

2. Обращение с отходами производства

2.1. Обязанности субъектов хозяйствования и физлиц в области обращения с отходами производства

2.1.1. Назначение ответственных за обращение с отходами

2.1.1.1. Служба охраны окружающей среды

2.1.1.2. Ответственные за обращение с отходами производства

2.1.2. Инструкция по обращению с отходами производства

2.1.2.1. Разработка и утверждение инструкции по обращению с отходами производства

2.1.2.2. Согласование инструкции по обращению с отходами производства

2.1.2.3. Разработка новой инструкции по обращению с отходами производства

2.2. Сбор отходов и их разделение по видам

2.3. Временное хранение отходов

2.4. Перевозка отходов

2.5. Использование отходов

2.6. Обезвреживание отходов

3. Нормирование образования отходов производства

3.1. Нормативы образования отходов

3.2. Лимиты хранения и захоронения отходов

3.3. Разрешение на хранение и захоронение отходов

4. Учет и инвентаризация отходов производства

4.1. Учет отходов

4.1.1. Книга учета отходов по форме ПОД-9

4.1.2. Книга общего учета отходов по форме ПОД-10

4.2. Инвентаризация отходов

5. Отчетность 1-отходы (Минприроды)

6. Контроль в области обращения с отходами. Ответственность за нарушения

6.1. Контроль в области обращения с отходами

6.2. Административная ответственность за нарушения

 

Для всех отраслей

Всё по одной теме.
Обращение с отходами производства

Правовая платформа «Бизнес-Инфо»

Материал подготовлен аналитической редакцией Правовой платформы «Бизнес-Инфо»

01.07.2025

Обращение с отходами - это деятельность, связанная с образованием отходов, их сбором, разделением по видам отходов (в том числе разделением отходов по видам производителем отходов при их сборе, сортировкой отходов), удалением, перевозкой, заготовкой, использованием, обезвреживанием, захоронением и (или) хранением.

Основной документ в данной сфере - Закон от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами».

В подборке рассмотрены вопросы организации и осуществления деятельности, связанной с обращением с отходами производства (классификация отходов, обязанности юрлиц и ИП, нормирование отходов, инвентаризация, разработка инструкции по обращению с отходами, сбор, учет, перевозка, хранение, использование, обезвреживание отходов и иные).

 

Разделы подборки:

1. Классификация отходов производства

1.1. Классификация отходов

Все отходы, образующиеся при осуществлении деятельности организации, разделяются по видам и классам опасности.

 


Виды отходов


 

Классификатор отходов, образующихся в Республике Беларусь, утвержден постановлением Минприроды от 09.09.2019 № 3-Т. В нем указаны степень опасности отходов и класс опасности опасных отходов.

1.2. Установление степени опасности отходов и класса опасности опасных отходов

Производители отходов производства обеспечивают установление степени опасности отходов производства и класса опасности опасных отходов производства, если степень опасности отходов производства и класс опасности опасных отходов производства не указаны в Классификаторе отходов.

 

список

Дополнительно по теме

Справочник «Классификатор отходов ОКРБ 021-2019».

 

справочно

Справочно

Право собственности на отходы приобретают:

• производитель отходов - с момента образования отходов, если иное не предусмотрено Законом № 271-З и иными актами законодательства и (или) договором об использовании имущества, которое явилось источником образования этих отходов, или иным договором, заключаемым в соответствии с гражданским законодательством;

• субъект хозяйствования, физическое лицо - на основании сделки об отчуждении отходов или совершения других действий, свидетельствующих об обращении иным способом отходов в собственность;

• юридическое лицо, оказывающее услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, в отношении отходов потребления - с момента размещения отходов потребления в санкционированных местах хранения отходов физическими лицами, являющимися одновременно производителями и собственниками таких отходов.

Право собственности на вторичные материальные ресурсы, полученные в результате сноса объектов и имеющие стоимость, с момента образования таких отходов приобретают заказчик либо подрядчик на основании договора, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством (п.1 ст.3 Закона № 271-З).

 

Установление степени опасности отходов производства и класса опасности опасных отходов производства осуществляется:

• в порядке, определенном Инструкцией, утв. постановлением Минприроды, Минздрава и МЧС от 29.11.2019 № 41/108/65;

• на основании определения опасных для окружающей среды, здоровья граждан, имущества свойств отходов (токсичность, экотоксичность, взрывоопасность, пожароопасность и иных опасных свойств отходов).

Испытания и измерения объектов в целях определения показателей опасных свойств отходов проводят испытательные лаборатории на основании гражданско-правовых договоров.

Проведение измерений осуществляется с учетом требований законодательства об обеспечении единства измерений.

Отбор проб отходов осуществляется в соответствии с требованиями методик, применяемых испытательными лабораториями, которые проводят испытания и измерения в целях определения показателей опасных свойств отходов.

По результатам определения показателей опасных свойств отходов оформляют и выдают заключения о степени опасности отходов и классе опасности опасных отходов.

Класс опасности опасных отходов устанавливают исходя из наиболее высокого класса опасности, установленного по результатам определения показателей опасных свойств отходов (п.4 ст.18 Закона № 271-З).

2. Обращение с отходами производства

2.1. Обязанности субъектов хозяйствования и физлиц в области обращения с отходами производства

Обязанности субъектов хозяйствования, осуществляющих обращение с отходами, определены в п.1 ст.19 Закона № 271-З.

 

Субъекты хозяйствования, осуществляющие обращение с отходами, обязаны:
     
 
 
 
1) разрабатывать и принимать меры по предотвращению, уменьшению объемов образования отходов
     
 
 
 
2) обеспечивать сбор отходов и их разделение по видам, если иное не предусмотрено ст.25 Закона № 271-З
     
 
 
 
3) обеспечивать хранение отходов в санкционированных местах хранения отходов
     
 
 
 
4) использовать, обезвреживать отходы или обеспечивать их передачу на использование, обезвреживание; обеспечивать захоронение отходов в санкционированных местах захоронения отходов
     
 
 
 
5) назначать должностных (уполномоченных) лиц, ответственных за обращение с отходами
     
 
 
 
6) вести учет отходов и проводить их инвентаризацию в установленном порядке
     
 
 
 
7) разрабатывать, утверждать и представлять для согласования инструкции по обращению с отходами производства
     
 
 
 
8) обеспечивать соблюдение инструкций по обращению с отходами производства
     
 
 
 
9) для организации работы в области обращения с отходами обеспечить наличие одного либо нескольких работников, обладающих знаниями в области обращения с отходами, и повышение их квалификации в порядке, установленном законодательством об образовании
     
 
 
 
10) предоставлять в соответствии с законодательством об охране окружающей среды, об информации, информатизации и защите информации, о контрольной (надзорной) деятельности достоверную информацию об обращении с отходами по требованию специально уполномоченных республиканских органов государственного управления в области обращения с отходами или их территориальных органов, органов Комитета государственного контроля, местных исполнительных и распорядительных органов, а также по запросу субъектов хозяйствования и физических лиц
     
 
 
 
11) осуществлять производственные наблюдения за состоянием окружающей среды
     
 
 
 
12) не допускать вредного воздействия отходов, продуктов их взаимодействия и (или) разложения на окружающую среду, здоровье людей, имущество, а в случае оказания такого воздействия принимать меры по ликвидации или уменьшению последствий этого воздействия
     
    13) выполнять иные требования, нормы и правила, установленные Законом № 271-З и иными актами законодательства об обращении с отходами, в том числе обязательными для соблюдения ТНПА
   
   
   

 

Обязанности производителей отходов производства определены в пп.1 и 2 ст.19 Закона № 271-З.

 

Производители отходов производства помимо исполнения вышеуказанных обязанностей обязаны:
     
 
 
 
1) обеспечивать разработку и утверждение нормативов образования отходов производства, подлежащих хранению на объектах хранения отходов или захоронению на объектах захоронения отходов, а также соблюдение этих нормативов.

Справочно

Требование не распространяется на воинские части Вооруженных Сил, индивидуальных предпринимателей и микроорганизации, за исключением индивидуальных предпринимателей и микроорганизаций, осуществляющих деятельность по заготовке, сортировке, использованию, обезвреживанию, захоронению и (или) долговременному хранению отходов
     
    2) обеспечивать установление степени опасности отходов производства и класса опасности опасных отходов производства, если степень опасности этих отходов и класс их опасности не указаны в Классификаторе отходов
   
   
   

2.1.1. Назначение ответственных за обращение с отходами

Субъекты хозяйствования, осуществляющие обращение с отходами, обязаны назначать должностных (уполномоченных) лиц, ответственных за обращение с отходами (подп.1.6 п.1 ст.19 Закона № 271-З).

Данное требование не распространяется на воинские части Вооруженных Сил Республики Беларусь, индивидуальных предпринимателей и микроорганизации, за исключением индивидуальных предпринимателей и микроорганизаций, осуществляющих деятельность по заготовке, сортировке, использованию, обезвреживанию, захоронению и (или) долговременному хранению отходов.

Лица, ответственные за охрану окружающей среды в организации в целом, назначаются на основании ст.102 Закона от 26.11.1992 № 1982-XII «Об охране окружающей среды».

Для организации работы по охране окружающей среды юрлицом и ИП (в случае, если он не обладает знаниями в области охраны окружающей среды и природопользования), хозяйственная и иная деятельность которых оказывает вредное воздействие на окружающую среду:

• создается служба охраны окружающей среды;

• вводится в штат должность специалиста по охране окружающей среды;

• или возлагаются соответствующие обязанности на работника, обладающего знаниями в области охраны окружающей среды и природопользования.

2.1.1.1. Служба охраны окружающей среды

Юрлицо, осуществляющее хозяйственную и иную деятельность, относящуюся к экологически опасной, создает службу охраны окружающей среды. Структура службы охраны окружающей среды и ее численность устанавливаются юрлицом в зависимости от численности работников и видов деятельности.

Служба охраны окружающей среды, специалист по охране окружающей среды, иной работник, на которого возложены обязанности по охране окружающей среды и осуществлению производственных наблюдений в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, подчиняются непосредственно руководителю юрлица либо его заместителю, ответственному за организацию работы по охране окружающей среды и рациональному (устойчивому) использованию природных ресурсов (пп.2 и 3 ст.102 Закона № 1982-XII).

Типовое положение о службе охраны окружающей среды утверждено постановлением Минприроды от 05.05.2016 № 15.

Полномочия службы охраны окружающей среды:

1) осуществление производственных наблюдений в области охраны окружающей среды, рационального (устойчивого) использования природных ресурсов, включая организацию мест отбора проб и проведения измерений в соответствии с требованиями, установленными НПА, в том числе обязательными для соблюдения ТНПА в области охраны окружающей среды;

2) координация деятельности структурных подразделений по соблюдению требований законодательства об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов;

3) участие в работе юрлица по просвещению в области охраны окружающей среды, в том числе информированию граждан о законодательстве об охране окружающей среды;

4) консультирование, подготовка ответов на запросы организаций, рассмотрение писем, обращений граждан по вопросам охраны окружающей среды;

5) организация обучения, участие в аттестации работников, деятельность которых связана с воздействием на окружающую среду;

6) внесение предложений либо участие в подготовке предложений по вопросам:

- совершенствования системы охраны окружающей среды и природопользования в организации, по разработке мероприятий, ЛПА в области охраны окружающей среды, рационального (устойчивого) использования природных ресурсов;

- внедрения экологически безопасных технологий, технологических процессов, модернизации производственного оборудования;

7) оказание организационной и методической помощи структурным подразделениям по вопросам охраны окружающей среды, в том числе обеспечение их необходимыми правовыми актами в области охраны окружающей среды, в том числе ЛПА, а также наглядными пособиями в области охраны окружающей среды, рационального (устойчивого) использования природных ресурсов;

8) иные функции (п.10 Типового положения № 15).

Работники службы охраны окружающей среды имеют право:

1) запрашивать и получать необходимую информацию по вопросам охраны окружающей среды и рационального (устойчивого) использования природных ресурсов, брать письменные объяснения от работников, допустивших нарушения требований законодательства об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов;

2) указывать работникам юрлица на необходимость устранения нарушений требований в области охраны окружающей среды, рационального (устойчивого) использования природных ресурсов;

3) вносить предложения руководителю юрлица о привлечении лиц к ответственности за нарушение законодательства об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов, о приостановлении (запрете) деятельности цехов (производственных участков), оборудования, производства, эксплуатации транспортных средств в случаях выявления нарушений законодательства, создающих угрозу причинения вреда окружающей среде (п.12 Типового положения № 15).

2.1.1.2. Ответственные за обращение с отходами производства

«Исходя из практики, в качестве лиц, ответственных за обращение с отходами производства на предприятии, как правило, назначаются:

• лицо, отвечающее за назначение ответственных за обращение с отходами (обычно это руководитель предприятия);

• ответственный за координацию обращения с отходами (как правило, главный инженер);

• ответственный за общий учет, сдачу отчетности, проведение инвентаризации, организацию производственного контроля за обращением с отходами, разработку документации, получение разрешений. Он контролирует соблюдение нормативов образования, лимитов захоронения, максимального объема на временном хранении, периодичность вывоза, образование новых видов отходов и др. (лицо, ответственное за охрану окружающей среды);

• лица, ответственные за обращение с отходами в подразделениях (начальники цехов, участков, мастера и пр.), отвечают за организацию их сбора, учет в местах образования, временного хранения и др.;

• прочие лица, ответственные за вывоз (как правило, служба главного механика), заключение договоров (экономисты), платежи (бухгалтерия), обращение с ртутьсодержащими отходами (служба главного энергетика)» (полный текст материала см. здесь).

2.1.2. Инструкция по обращению с отходами производства

Инструкция по обращению с отходами производства разрабатывается и утверждается субъектами хозяйствования (за исключением микроорганизаций), осуществляющими обращение с отходами производства, для них в целом и (или) для каждого их обособленного подразделения.

2.1.2.1. Разработка и утверждение инструкции по обращению с отходами производства

Порядок разработки и утверждения инструкции по обращению с отходами производства установлен Инструкцией, утв. постановлением Минприроды от 22.10.2010 № 45.

Разработанную инструкцию по обращению с отходами производства утверждает руководитель субъекта хозяйствования, который обеспечивает достоверность сведений, указанных в ней, и их соответствие законодательству.

Инструкция по обращению с отходами производства должна быть пронумерована (п.6 Инструкции № 45).

Инструкция по обращению с отходами производства включает в себя титульный лист, а также разделы и приложения, указанные ниже

 

Структура инструкции по обращению с отходами производства

 

Требования к содержанию разделов и приложений перечислены в пп.9-20 Инструкции № 45.

2.1.2.2. Согласование инструкции по обращению с отходами производства

Инструкция по обращению с отходами производства утверждается до ее представления на согласование территориальным органам Минприроды (п.7 Инструкции № 45).

Такое согласование осуществляется на основании Положения о порядке согласования инструкций по обращению с отходами производства, утв. постановлением Совмина от 28.11.2019 № 818, по месту осуществления деятельности по обращению с отходами производства, в том числе:

• Минским городским комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды - в случае осуществления деятельности по обращению с отходами производства на территории г. Минска;

• областными комитетами природных ресурсов и охраны окружающей среды - в случае осуществления деятельности по обращению с отходами производства на территории двух и более районов одной области;

• районными, городскими или городскими и районными инспекциями природных ресурсов и охраны окружающей среды - в случае осуществления деятельности по обращению с отходами производства на территории соответствующих районов и (или) городов, за исключением случаев, предусмотренных в абз.3 п.2 Положения о согласовании инструкций № 818.

Инструкция должна быть представлена для согласования в течение 60 календарных дней со дня:

• госрегистрации юрлица и ИП, осуществляющего обращение с отходами производства (далее - заявитель), - для вновь созданных юридических лиц и ИП, за исключением случаев, установленных законодательными актами, когда субъекты хозяйствования вправе не разрабатывать (не утверждать) инструкции;

• прекращения действия согласования инструкции - для заявителей, действие согласования инструкций которых прекращено.

Для согласования инструкций заявители представляют в орган согласования в письменной форме (в ходе приема заявителя, нарочным (курьером), по почте) либо электронной форме заявление, содержащее сведения, предусмотренные в п.5 ст.14 Закона от 28.10.2008 № 433-З «Об основах административных процедур», и инструкцию (пп.2-4 Положения о согласовании инструкций № 818).

2.1.2.3. Разработка новой инструкции по обращению с отходами производства

Новая инструкция по обращению с отходами производства разрабатывается в случаях:

1) изменения основных сведений о субъекте хозяйствования, его реорганизации, изменения места осуществления деятельности, связанной с обращением с отходами производства;

2) изменения требований законодательства, регулирующих порядок обращения с отходами;

3) изменения допустимого количества накопления отходов производства, необходимого для перевозки, и (или) периодичности вывоза отходов производства;

4) изменения условий и (или) мест хранения отходов производства;

5) возведения, реконструкции, модернизации, технической модернизации, ремонтно-реставрационных работ, капитального ремонта, сноса, изменения профиля производства субъекта хозяйствования, повлекших изменение перечня образующихся видов отходов производства и (или) изменение порядка обращения с ними;

6) изменения перечня отходов производства, которые направляются на хранение, использование, обезвреживание и (или) захоронение;

7) истечения срока действия согласования инструкции по обращению с отходами производства (ч.1 п.21 Инструкции № 45).

Субъекты хозяйствования разрабатывают новую инструкцию по обращению с отходами производства и обращаются в территориальный орган Минприроды для ее согласования в сроки, установленные ч.2 п.21 Инструкции № 45.

Разработка новой инструкции по обращению с отходами производства не требуется при изменении:

1) степени опасности отходов производства и класса опасности опасных отходов производства, устанавливаемых их производителями (собственниками), если эти изменения не влекут изменение порядка обращения с такими отходами производства, который определен в инструкции по обращению с отходами производства;

2) наименования отходов производства, если это изменение не влечет изменения их кода и порядка обращения с такими отходами производства, который определен в инструкции по обращению с отходами производства.

Новые сведения о степени опасности отходов производства и классе опасности опасных отходов производства, наименовании отходов производства учитываются при разработке новой инструкции по обращению с отходами производства в связи с наступлением случаев, указанных в ч.1 п.21 Инструкции № 45 (п.22 Инструкции № 45).

2.2. Сбор отходов и их разделение по видам

Сбор отходов и их разделение по видам осуществляются производителями отходов.

Сбор отходов производства без их разделения по видам допускается в случае, если осуществляется сбор отходов производства, направляемых на захоронение и имеющих идентичные агрегатное состояние, степень опасности и класс опасности (п.1 ст.25 Закона № 271-З).

2.3. Временное хранение отходов

Содержание (нахождение) отходов вне санкционированных мест хранения отходов запрещается.

При временном хранении отходов производства в целях накопления количества отходов, необходимого для перевозки, санкционированные места хранения отходов производства указываются в инструкциях по обращению с отходами производства, в которых определяются периодичность вывоза отходов производства и (или) допустимое количество их накопления.

Нарушение периодичности вывоза отходов производства и (или) превышение допустимого количества их накопления при временном хранении не допускаются.

 

внимание

Обратите внимание!

При временном хранении отходов производства в случае отсутствия инструкции по обращению с отходами производства, разработка и утверждение которой не требуются в соответствии с Законом № 271-З, санкционированными местами хранения таких отходов являются места временного хранения отходов, расположенные в границах земельных участков, а также в пределах капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, предоставленных субъектам хозяйствования в соответствии с законодательством либо принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании.

В данном случае:

✓ периодичность вывоза отходов производства устанавливается в соответствии с заключенными договорами на оказание услуг по удалению отходов производства, а при отсутствии таких договоров - не реже одного раза в квартал;

✓ допустимое количество накопления отходов производства не устанавливается, при этом количество отходов производства, хранящихся в местах их временного хранения, не должно превышать количества отходов, которое возможно разместить в таких местах временного хранения отходов с учетом их мощностей (вместимости) и требований законодательства об охране окружающей среды, в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе обязательных для соблюдения ТНПА.

При временном хранении отходов, предназначенных для заготовки и (или) сортировки, санкционированные места хранения таких отходов указываются в инструкциях по обращению с отходами производства, в которых определяется количество накопления отходов, предназначенных для заготовки и (или) сортировки.

Санкционированные места хранения отходов, предназначенных для использования и (или) обезвреживания, при временном хранении на объектах по использованию отходов и (или) объектах обезвреживания отходов указываются в инструкциях по обращению с отходами производства, в которых определяется количество накопления отходов, предназначенных для использования и (или) обезвреживания на таких объектах.

Временное хранение отходов должно осуществляться с учетом проектных решений, предусмотренных в проектной документации (площадки и иные места, предназначенные для хранения отходов, мощности (вместимость) этих мест и другое) (если разработка таковой требуется в соответствии с законодательством в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности), прошедшей государственную экологическую экспертизу (в случаях, предусмотренных законодательством в области государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду) (пп.1-5 ст.26 Закона № 271-З).

2.4. Перевозка отходов

1. Перевозка отходов осуществляется с использованием транспортных средств, обеспечивающих предотвращение вредного воздействия перевозимых отходов на окружающую среду, здоровье людей, имущество, в соответствии с Законом № 271-З, гражданским законодательством и законодательством о транспорте, а перевозка опасных отходов, классифицированных как опасные грузы, - в соответствии с законодательством в области перевозки опасных грузов.

2. Перевозка отходов производства допускается при наличии сопроводительного паспорта перевозки отходов производства.

 

внимание

Обратите внимание!

Сопроводительный паспорт не требуется для:

• перевозки на захоронение (в соответствии с заключенными договорами на оказание услуг) отходов производства, относящихся к коммунальным отходам, вывоз которых осуществляется субъектами хозяйствования, оказывающими такие услуги;

• перевозки отходов производства, производитель которых одновременно является их собственником, получателем и субъектом хозяйствования, осуществляющим перевозку таких отходов;

• перевозки отходов производства на использование, обезвреживание, захоронение и (или) хранение за пределы территории Беларуси;

• перевозки отходов производства, осуществляемой при наличии товарно-транспортной накладной (за исключением перевозки опасных отходов, осуществляемой с соблюдением международных договоров Республики Беларусь).

 

Форма сопроводительного паспорта установлена в приложении к постановлению Минприроды от 09.12.2008 № 112.

Оформляется сопроводительный паспорт с учетом требований, установленных Инструкцией о порядке оформления сопроводительного паспорта перевозки отходов производства, утв. постановлением № 112.

Сопроводительный паспорт перевозки отходов производства содержит сведения:

✓ о производителе перевозимых отходов производства;

✓ о собственнике перевозимых отходов производства в случае, если он не является их производителем;

✓ о получателе перевозимых отходов производства;

✓ о субъекте хозяйствования, осуществляющем перевозку отходов производства;

✓ о транспортном средстве, на котором осуществляется перевозка отходов производства;

✓ об упаковке перевозимых отходов производства (пп.1 и 2 ст.27 Закона № 271-З).

2.5. Использование отходов

Использование отходов субъектами хозяйствования допускается только при наличии технологических регламентов использования отходов и обязательных для соблюдения ТНПА, в которых предусмотрены требования к использованию этих отходов (требования к технологическим процессам использования отходов, продукции, получаемой из отходов и (или) с их применением, и иные требования, обеспечивающие предотвращение оказания вредного воздействия на окружающую среду, здоровье людей, имущество).

Технологические регламенты использования отходов, требования к составу и содержанию которых устанавливаются обязательными для соблюдения ТНПА, разрабатывают и утверждают субъекты хозяйствования, осуществляющие использование отходов.

Использование отходов физическими лицами допускается для собственных нужд, за исключением использования отходов, включенных в Перечень отходов, передача которых физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, запрещается, уст. постановлением Совмина от 22.01.2020 № 36.

Объекты по использованию отходов, принятые (введенные) в эксплуатацию, подлежат регистрации в реестре объектов по использованию отходов в порядке, определенном Положением о порядке регистрации принятых (введенных) в эксплуатацию объектов по использованию отходов и порядке учета принятых (введенных) в эксплуатацию объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов, утв. постановлением № 818.

Реестр объектов по использованию отходов ведет республиканское научно-исследовательское унитарное предприятие «Бел НИЦ "Экология"».

 

список

Реестр объектов по использованию отходов см. здесь.

 

внимание

Обратите внимание!

Эксплуатация объектов по использованию отходов, не включенных в реестр объектов по использованию отходов, запрещается, за исключением объектов по использованию отходов, на которых использование отходов осуществляется в рамках выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ.

 

Эксплуатация объектов по использованию отходов без наличия капитальных строений (зданий, сооружений) или их частей, возведенных и (или) реконструированных для хранения отходов и (или) продукции, получаемой с их применением, запрещается (пп.2, 5, 6 и 7 ст.29 Закона № 271-З).

2.6. Обезвреживание отходов

Обезвреживание отходов должно осуществляться только на объектах обезвреживания отходов.

 

список

Реестр объектов обезвреживания отходов см. здесь.

 

Эксплуатация объектов обезвреживания отходов, не включенных в реестр объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов, запрещается, за исключением объектов обезвреживания отходов, на которых осуществляется обезвреживание:

✓ отходов в рамках выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ;

✓ медицинских отходов химическим, физическим, комбинированным и другими методами, направленное на уничтожение патогенных и условно-патогенных микроорганизмов (вирусов, бактерий, грибов) и выполняемое в соответствии с санитарными нормами и правилами, общими и специфическими санитарно-эпидемиологическими требованиями (кроме сжигания);

✓ жидких отходов путем разбавления водой до показателей, установленных техническими нормативными правовыми актами, с последующим сливом в канализацию при наличии договора, заключенного между юридическим лицом Республики Беларусь, иностранной организацией, индивидуальным предпринимателем и организацией, эксплуатирующей объекты водопроводно-канализационного хозяйства.

Эксплуатация объектов обезвреживания отходов без наличия капитальных строений (зданий, сооружений) или их частей, возведенных и (или) реконструированных для хранения отходов, запрещается (пп.6 и 7 ст.30 Закона № 271-З).

Обезвреживание отходов допускается только при наличии технологических регламентов обезвреживания отходов, в которых предусмотрены требования к обезвреживанию этих отходов (требования к технологическим процессам обезвреживания отходов и иные требования, обеспечивающие предотвращение оказания вредного воздействия на окружающую среду, здоровье людей, имущество), за исключением обезвреживания медицинских отходов химическим, физическим, комбинированным и другими методами, направленного на уничтожение патогенных и условно-патогенных микроорганизмов (вирусов, бактерий, грибов) и выполняемого в соответствии с санитарными нормами и правилами, общими и специфическими санитарно-эпидемиологическими требованиями (кроме сжигания).

Технологические регламенты обезвреживания отходов, требования к составу и содержанию которых устанавливаются обязательными для соблюдения ТНПА, разрабатывают и утверждают субъекты хозяйствования, осуществляющие обезвреживание отходов (чч.1 и 2 п.1 ст.30 Закона № 271-З).

3. Нормирование образования отходов производства

3.1. Нормативы образования отходов

Норматив образования отходов производства - предельно допустимое количество отходов, образуемое при переработке единицы сырья, производстве единицы продукции или энергии, а также при выполнении работы, оказании услуги (п.15 ст.1 Закона № 271-З).

Нормативы образования отходов производства разрабатываются и утверждаются для отходов производства, подлежащих хранению на объектах хранения отходов или захоронению на объектах захоронения отходов, в целях определения количественных показателей образования отходов производства, лимитов хранения и лимитов захоронения отходов производства (п.1 ст.34 Закона № 271-З).

Нормативы разрабатывают и утверждают их производители.

 

внимание

Обратите внимание!

Данное требование не распространяется на воинские части Вооруженных Сил и субъекты хозяйствования, перечисленные в примечании к п.1 ст.34 Закона № 271-З.

 

Порядок утверждения нормативов определен в Положении о порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов производства, утв. постановлением № 818.

Нормативы разрабатывают на основе сведений, полученных при инвентаризации отходов производства, технологических регламентов, удельных норм расходов сырья и материалов, материально-сырьевого баланса и иной нормативно-технической и технологической документации, а также ТНПА, регламентирующих производство продукции, тепловой и (или) электрической энергии, выполнение работ или оказание услуг, и с учетом необходимости уменьшения объемов (предотвращения) образования отходов производства.

Нормативы не разрабатывают в случаях, если:

1) отходами производства являются утратившие свои потребительские свойства бытовая техника, оргтехника, мебель;

2) отходы производства образуются при уничтожении:

- товаров, помещенных под таможенную процедуру уничтожения;

- имущества, изъятого, арестованного или обращенного в доход государства;

- орудий рыболовства и продукции рыболовства в случаях, предусмотренных Правилами ведения рыболовного хозяйства и Правилами любительского рыболовства, утв. Указом от 21.07.2021 № 284 (ч.2 п.3 Положения о нормативах образования отходов № 818).

 

внимание

Обратите внимание!

Нормативы образования отходов производства утверждаются на срок не более 5 лет по форме согласно приложению к Положению о нормативах образования отходов № 818.

 

Также подлежат разработке и утверждению нормативы в случаях изменения:

✓ режимов работы технологического оборудования или изменения технологических процессов, связанных с образованием отходов производства;

✓ качества и (или) вида применяемого сырья, топлива или материалов, повлекшего изменение наименований и (или) количества образования отходов производства;

✓ наименования юридического лица.

3.2. Лимиты хранения и захоронения отходов

Лимиты хранения (захоронения) отходов производства - это максимальное количество отходов производства определенного вида, установленное производителю отходов на определенный период времени для долговременного хранения (захоронения) их на объектах хранения (захоронения) отходов.

Лимиты хранения и лимиты захоронения отходов производства устанавливаются в целях охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, а также стимулирования внедрения наилучших доступных технических методов с учетом:

✓ нормативов образования отходов производства;

✓ мероприятий по предотвращению или уменьшению объемов образования отходов производства, увеличению объемов использования отходов производства;

✓ мощностей объектов хранения и захоронения отходов, установленных сроков их эксплуатации и количества накопленных отходов на этих объектах;

✓ наличия действующих на территории соответствующей административно-территориальной единицы и в Республике Беларусь объектов обезвреживания отходов и объектов по использованию отходов;

✓ иных условий (ст.35 Закона № 271-З).

3.3. Разрешение на хранение и захоронение отходов

Разрешения на хранение и захоронение отходов производства выдаются в порядке, установленном Положением о выдаче разрешений № 818.

Выдача разрешения на хранение отходов производства осуществляется при условии:

1) отсутствия на дату выдачи этого разрешения:

- объектов по использованию отходов, принимающих отходы от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в реестре объектов по использованию отходов либо наличия подтверждения в письменной форме от юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, обладающих правом собственности или иным законным основанием на такие объекты и осуществляющих их эксплуатацию, о невозможности использования на таких объектах отходов исходя из их физико-химических характеристик;

- объектов обезвреживания отходов, принимающих отходы от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в реестре объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов либо наличия подтверждения в письменной форме от юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, обладающих правом собственности или иным законным основанием на такие объекты и осуществляющих их эксплуатацию, о невозможности обезвреживания на таких объектах отходов исходя из их физико-химических характеристик;

- объектов захоронения отходов в реестре объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов;

2) наличия на территории Республики Беларусь объектов хранения отходов с достаточной фактической мощностью для хранения отходов.

Выдача разрешения на захоронение отходов производства осуществляется при выполнении условий, указанных в абз.1-3 подп.7.1 п.7 Положения о выдаче разрешений № 818, и при наличии на территории Республики Беларусь объектов захоронения отходов с достаточной фактической мощностью для захоронения отходов (пп.7 и 8 Положения о выдаче разрешений № 818).

Разрешения выдаются территориальными органами Минприроды по месту нахождения объектов хранения отходов и объектов захоронения отходов, в том числе (п.4 Положения о выдаче разрешений № 818):

 

Минским городским комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды В случае хранения, захоронения отходов производства в г. Минске
Областными комитетами природных ресурсов и охраны окружающей среды В случаях:
1) если среди отходов производства, подлежащих хранению, захоронению на территории области:
- имеются отходы 1-2-го классов опасности, 3-го класса опасности свыше 5 т в год;
- суммарное количество отходов производства, подлежащих хранению, захоронению на территории области, составляет свыше 100 т в год;
2) хранения, захоронения отходов производства на территории двух и более районов одной области
Районными, городскими или городскими и районными инспекциями природных ресурсов и охраны окружающей среды В случаях хранения, захоронения отходов производства на территории соответствующих административно-территориальных единиц, за исключением случаев, предусмотренных в абз.3-5 п.4 Положения о выдаче разрешений № 818

 

Для получения разрешения заявители представляют в орган выдачи разрешений:

✓ заявление на хранение отходов производства по форме согласно приложению 1 и (или) заявление на захоронение отходов производства по форме согласно приложению 2 к Положению о выдаче разрешений № 818;

✓ расчет годового количества образования отходов производства;

✓ акт инвентаризации отходов производства (за исключением ИП и микроорганизаций);

✓ копию (копии) заключения (заключений) о степени опасности отходов производства и классе опасности опасных отходов производства (в предусмотренных случаях);

✓ документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.

Выдача разрешения либо решения об отказе в его выдаче осуществляется в срок, установленный в подп.6.36.1 п.6.36 Перечня № 548 (исчисляемый со дня подачи вышеуказанных документов) (п.5 Положения о выдаче разрешений № 818).

Выдача или отказ в выдаче разрешения осуществляется органом выдачи разрешения в 15-дневный срок. Срок разрешения составляет 5 лет и начинается с момента выдачи.

Разрешение на хранение и захоронение отходов производства выдается по форме согласно приложению 3 к Положению о выдаче разрешений № 818.

В разрешение вносятся изменения и (или) дополнения в случаях и сроки, указанные ниже:

 

Основания для внесения изменений и дополнений Сроки
1) регистрация в реестре объектов по использованию отходов объекта по использованию отходов, принимающего отходы, указанные в разрешении, от других юрлиц и ИП;
2) учет в реестре объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов объекта обезвреживания отходов, принимающего отходы, указанные в разрешении, от других юрлиц и ИП;
3) изменение требований законодательства, в соответствии с которым требуется внесение изменений и (или) дополнений в разрешение;
4) изменение количества отходов производства, подлежащих хранению, захоронению;
5) образование новых видов отходов производства, подлежащих хранению, захоронению;
6) изменение условий хранения, захоронения отходов производства, установленных в разрешении;
в течение 30 календарных дней со дня возникновения указанных оснований
7) смена объектов хранения и (или) захоронения отходов, на которых производится хранение, захоронение отходов производства в соответствии с разрешением до возникновения основания

 

Внесение изменений и (или) дополнений в разрешение осуществляется в порядке, установленном для выдачи разрешения.

При внесении изменений и (или) дополнений в разрешение заявителю выдается разрешение, оформленное на новом бланке, при этом номер и дата выдачи разрешения не изменяются, а в разрешение вносится отметка о дате внесения изменений и (или) дополнений.

В случае утраты разрешения заявитель вправе обратиться в орган выдачи разрешений с заявлением в произвольной форме о выдаче ему дубликата разрешения.

Дубликат разрешения выдается в течение 5 календарных дней со дня обращения заявителя с надписью «Дубликат», проставляемой в правом верхнем углу первой страницы разрешения (пп.15, 17-19 Положения о выдаче разрешений № 818).

4. Учет и инвентаризация отходов производства

4.1. Учет отходов

Юридические лица, осуществляющие обращение с отходами, обязаны вести учет отходов (подп.1.7 п.1 ст.19 Закона № 271-З).

Данное требование не распространяется на воинские части Вооруженных Сил Республики Беларусь, индивидуальных предпринимателей, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по заготовке, сортировке, использованию, обезвреживанию, захоронению и (или) долговременному хранению отходов.

Учет отходов - это система непрерывного документального отражения информации о количественных и качественных показателях отходов, а также об обращении с ними (п.37 ст.1 Закона № 271-З).

Для ведения учета применяются формы учетной документации, предусмотренные ЭкоНиП 17.01.06-001-2017.

Формы учетной документации по обращению с отходами установлены ЭкоНиП 17.01.06-001-2017 «Охрана окружающей среды и природопользование. Требования экологической безопасности», утв. постановлением Минприроды от 18.07.2017 № 5-Т.

Так, для учета отходов ведутся книга учета отходов по форме ПОД-9 и книга общего учета отходов по форме ПОД-10.

4.1.1. Книга учета отходов по форме ПОД-9

Данная книга (форма 6.1 приложения 6 к ЭкоНиП 17.01.06-001-2017) применяется для ведения учета отходов в местах их образования (поступления).

Форму ПОД-9 не ведут:

✓ юрлица, в структуру которых входит только одно производственное (структурное) подразделение, для учета отходов которых ведется форма ПОД-10;

✓ субъекты хозяйствования, которые эксплуатируют объекты захоронения отходов, - для отражения информации о поступающих на эти объекты отходах в случае, если ведение учета таких отходов предусмотрено актами законодательства об обращении с отходами, в том числе техническими нормативными правовыми актами (п.108 ЭкоНиП 17.01.06-001-2017).

Организация учета отходов в книге ПОД-9 осуществляется исходя из фактического объема отходов, определяемого путем взвешивания, замера, расчетными методами по мере заполнения тары для сбора отходов производства либо иными определенными субъектам хозяйствования способами (п.110 ЭкоНиП 17.01.06-001-2017).

Учет отходов ведется исходя из их массы (в кг или т), а термометров ртутных использованных или испорченных, люминесцентных трубок отработанных и ртутных ламп отработанных, компактных люминесцентных ламп (энергосберегающих) отработанных, дифманометров, содержащих ртуть, игнитронов - в штуках (п.115 ЭкоНиП 17.01.06-001-2017).

4.1.2. Книга общего учета отходов по форме ПОД-10

В книге ПОД-10 (форма 6.2 приложения 6 к ЭкоНиП 17.01.06-001-2017) ведется учет образования отходов у субъектов хозяйствования, поступления отходов от других субъектов хозяйствования, физических лиц и (или) передачи отходов другим субъектам хозяйствования (п.107 ЭкоНиП 17.01.06-001-2017).

При заполнении формы ПОД-10 сведения в нее вносятся не реже 1 раза в месяц на основании формы ПОД-9, а при ее отсутствии - на основании данных бухгалтерского учета, договоров на передачу отходов сторонним субъектам хозяйствования, актов выполненных работ, сопроводительных паспортов перевозки отходов производства и иных документов, свидетельствующих об образовании, использовании, обезвреживании, хранении, захоронении отходов.

Заполнение формы ПОД-10 производится в каждом календарном месяце с нового листа, при этом, при необходимости, для каждого наименования отходов может отводиться отдельный лист (листы) (чч.1 и 2 п.113 ЭкоНиП 17.01.06-001-2017).

4.2. Инвентаризация отходов

Юридические лица, осуществляющие обращение с отходами, за исключением микроорганизаций, обязаны проводить инвентаризацию отходов производства.

Инвентаризация отходов производства - определение количественных и качественных показателей отходов производства в целях учета отходов и установления нормативов их образования (п.8 ст.1 Закона № 271-З).

Проводится она не реже одного раза в 5 лет на основании Инструкции о порядке инвентаризации отходов производства, утв. постановлением Минприроды от 29.02.2008 № 17, юрлицами и ИП, осуществляющими обращение с отходами, либо уполномоченными ими юрлицами или ИП.

Досрочная инвентаризация проводится в случаях:

1) выявления новых видов отходов производства;

2) изменения технологических процессов получения продукции;

3) изменения перечня выпускаемой продукции;

4) изменения сырья и материалов, применяемых для получения продукции;

5) реконструкции, модернизации, перепрофилирования производства;

6) предписания территориальных органов Минприроды;

7) иных по решению организации (п.7 Инструкции № 17).

Для проведения инвентаризации руководителем организации издается приказ, в котором:

✓ устанавливаются сроки проведения инвентаризации и подготовки сведений для проведения инвентаризации;

✓ назначается комиссия по проведению инвентаризации;

✓ определяются перечень структурных подразделений, в которых проводится инвентаризация, и ответственные должностные лица, участвующие в проведении инвентаризации в данных структурных подразделениях;

✓ определяется перечень лиц, допускаемых к проведению инвентаризации в организации в случае проведения инвентаризации юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, уполномоченными организацией на проведение инвентаризации (п.9 Инструкции № 17).

Работа по проведению инвентаризации включает следующие этапы:

1) подготовительный;

2) инвентаризационное обследование;

3) обобщение сведений об инвентаризации.

На этапе обобщения сведений об инвентаризации производится систематизация полученных данных и оформляется акт инвентаризации отходов производства (п.14 Инструкции № 17).

Акт инвентаризации отходов производства включает:

✓ титульный лист, оформленный по форме согласно приложению 3 к Инструкции № 17;

✓ сведения по результатам инвентаризации, оформленные в виде приложения к акту инвентаризации отходов производства;

✓ перечень мероприятий по учету отходов, определению их качественных и количественных показателей, разработке нормативов образования отходов производства.

Акт инвентаризации отходов производства подписывается председателем и членами комиссии по проведению инвентаризации, утверждается руководителем организации (п.15 Инструкции № 17).

Результаты инвентаризации применяются при:

✓ разработке инструкции по обращению с отходами производства и организации учета отходов;

✓ подготовке документов для получения разрешения на хранение и захоронение отходов производства или комплексного природоохранного разрешения;

✓ установления лимитов хранения и захоронения отходов производства;

✓ утверждении нормативов образования отходов производства;

✓ ведении государственной статистической отчетности в области обращения с отходами (п.18 Инструкции № 17).

5. Отчетность 1-отходы (Минприроды)

Форма отчета 1-отходы (Минприроды) «Отчет об обращении с отходами производства» и указания по ее заполнению утверждены постановлением Белстата от 30.09.2022 № 90.

Данный отчет представляют юрлица, обособленные подразделения юрлиц, имеющие отдельный баланс, осуществляющие деятельность, связанную с обращением с отходами производства.

Отчет составляется респондентами, имеющими отдельный баланс, включая данные по входящим в их структуру подразделениям, не имеющим отдельного баланса, расположенным на одной с ними территории (район области, город областного подчинения, г. Минск).

Отчет не представляют респонденты, у которых образуются только:

 

отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения
код отхода - 9120400
отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства
код отхода - 1870601
отходы картона
код отхода - 1870605
отходы гофрокартона незагрязненные
код отхода - 1870606
люминесцентные трубки отработанные
код отхода - 3532604
компактные люминесцентные лампы (энергосберегающие) отработанные
код отхода - 3532607
ртутные лампы отработанные
код отхода - 3532603

 

при общем объеме таких отходов 50 и менее тонн в год.

Отчет 1-отходы представляется только в виде электронного документа посредством специализированного программного обеспечения с использованием сертификата открытого ключа (средство электронно-цифровой подписи ГосСУОК), изданного в ГосСУОК проверки электронной цифровой подписи Республики Беларусь на официальном сайте Белстата.

Срок подачи отчета 1-отходы - до 30 января.

Ранее отчет представлялся до 20 января и только на бумажном носителе.

6. Контроль в области обращения с отходами. Ответственность за нарушения

6.1. Контроль в области обращения с отходами

Такой контроль осуществляют Минприроды и его территориальные органы:

✓ областные и Минский городской комитеты природных ресурсов и охраны окружающей среды;

✓ городские, районные, городские и районные инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Порядок контроля установлен Указом от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь».

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии 6.2. Административная ответственность за нарушения

Административная ответственность за нарушение законодательства об обращении с отходами установлена ст.16.44 КоАП.

 


Административная ответственность за нарушения


 

Не является административным правонарушением деяние, предусмотренное ч.1 ст.16.44 КоАП, в случае невыполнения соответствующей обязанности по причине отсутствия на текущих (расчетных) банковских счетах денежных средств (в их электронных кошельках электронных денег), достаточных для исполнения своевременно направленной платежной инструкции (платежных инструкций) в банк на перечисление платы за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки в полном объеме без последующего отзыва.

Административное взыскание, предусмотренное ч.1 ст.16.44 КоАП, в случае частичного добровольного выполнения соответствующей обязанности налагается по правилам, установленным ст.7.7 КоАП, в части суммы платы за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки, на которую такая обязанность выполнена.

 

Исключительное право на данный авторский материал принадлежит ООО «Профессиональные правовые системы»