Пособие от 20.11.2013
Автор: Бобкова О.

Обращение в государственную собственность пустующих и ветхих домов. Правовое регулирование и судебная практика


СОДЕРЖАНИЕ

 

Признание права коммунальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество

Понятие пустующих и ветхих домов

Права и обязанности собственников пустующих домов

Учет и обследование пустующих домов

Порядок обращения в коммунальную собственность пустующих домов

Порядок обращения в коммунальную собственность ветхих домов

Процессуальный порядок рассмотрения заявлений о признании недвижимой вещи бесхозяйной

Судебная практика по обращению пустующих и ветхих домов в коммунальную собственность

Действия, производимые с пустующими и ветхими жилыми домами после вступления в силу решения суда

 

Материал помещен в архив

 

ОБРАЩЕНИЕ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ СОБСТВЕННОСТЬ ПУСТУЮЩИХ И ВЕТХИХ ДОМОВ. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Ветхие, пустующие дома на сельских улицах - неприглядная сторона современной деревни. Все это - чья-то собственность, для кого-то - полученная в наследство. Следовательно, хозяева должны это все оформить в установленном законом порядке и распорядиться своим имуществом: продать, подарить, самостоятельно следить и заботиться о своем имуществе. Всегда есть желающие купить домик в деревне горожане.

И в сельских, и в районных администрациях принимают меры по обращению в коммунальную собственность пустующих и ветхих домов с последующим решением судьбы домовладений. Законодательством установлена определенная процедура признания права коммунальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество.

Признание права коммунальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество

Государственная собственность выступает в виде республиканской собственности (собственность Республики Беларусь) и коммунальной собственности (собственность административно-территориальных единиц) (п.1 ст.215 Гражданского кодекса РБ (далее - ГК)).

Право коммунальной собственности возникает как по общим основаниям возникновения права собственности, в т.ч. и права частной собственности, так и по специальным основаниям.

Так, например, в коммунальную собственность поступает бесхозяйное недвижимое имущество (ст.226 ГК), недвижимое имущество, признанное выморочным (ст.1039 ГК), и др.

 

Справочно

О порядке признания недвижимого имущества выморочным см. пособие «Признание наследства в виде недвижимого имущества выморочным. Правовое регулирование и судебная практика».

 

Основные положения, предусматривающие общее понятие бесхозяйных вещей и регулирующие порядок их учета и обращения в коммунальную собственность, изложены в ст.226 ГК.

 

Справочно

Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался (п.1 ст.226 ГК).

 

Однако не следует смешивать бесхозяйное имущество с бесхозяйственно содержащимся имуществом, когда собственник не принимает надлежащих мер к его сохранению.

Специальные нормативные правовые акты, определяющие порядок учета пустующих и ветхих домов в сельской местности, а также порядок обращения таких домов в собственность соответствующих административно-территориальных единиц:

Кодекс Республики Беларусь о земле (далее - Кодекс о земле) - ст.60 и др., в части оснований и порядка изъятия земельных участков при признании пустующего жилого дома бесхозяйным и передаче его в собственность соответствующей административно-территориальной единицы либо изъятии ветхого жилого дома;

Указ Президента РБ от 23.02.2012 № 100 «О мерах по совершенствованию учета и сокращению количества пустующих и ветхих домов в сельской местности» (далее - Указ № 100).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 7 декабря 2018 г. взамен Указа № 100 принят Указ Президента РБ от 04.09.2018 № 357 «О пустующих и ветхих домах»;

 

Положение о порядке опубликования сведений о пустующих жилых домах, подлежащих включению в регистр учета пустующих домов, находящихся в сельской местности, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 27.04.2006 № 559 (далее - Положение № 559).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 7 декабря 2018 г. взамен Положения № 559 действует Положение о порядке опубликования сведений о пустующих и ветхих домах, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 06.12.2018 № 878 (далее - постановление № 878);

 

постановление Совета Министров РБ от 31.03.2006 № 433 «Об утверждении формы регистра учета пустующих домов, находящихся в сельской местности, и Положения о порядке ведения регистра учета пустующих домов, находящихся в сельской местности» (далее - Положение № 433).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 7 декабря 2018 г. взамен Положения № 433 действует Положение о порядке ведения реестров пустующих и реестров ветхих домов, утвержденное постановлением № 878.

 

Порядок и особенности рассмотрения гражданских дел о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права коммунальной собственности на недвижимую вещь урегулирован ст.379, 380 Гражданского процессуального кодекса РБ (далее - ГПК).

В соответствии с требованиями ст.379 ГПК заявление о признании права коммунальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь и заявление о признании материалов, из которых возведена самовольная постройка, бесхозяйными и признании права коммунальной собственности на них подаются в суд по месту нахождения этой вещи, материалов, из которых возведена самовольная постройка, органом, управомоченным управлять коммунальным имуществом.

Суд отказывает в принятии заявления о признании права коммунальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь, если орган, управомоченный управлять коммунальным имуществом, обращается в суд с таким заявлением до истечения 1 года со дня принятия этой вещи на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию недвижимого имущества.

Пунктом 3 ст.226 ГК также предусмотрено общее правило о том, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет организациями по государственной регистрации по заявлению соответствующего государственного органа, если иное не предусмотрено законодательными актами.

Однако пустующие и ветхие дома в сельской местности не подлежат постановке на учет как бесхозяйное недвижимое имущество в территориальных организациях по государственной регистрации.

Таким образом, Указ № 100 в значительной степени упростил процедуру признания жилых домов пустующими и ветхими, и для признания их бесхозяйными как компетентным органом местного управления, так и судам необходимо лишь соблюсти предусмотренный законодательством (Указом № 100) порядок решения данного вопроса.

 

Обратите внимание!

Установленный Указом № 100 порядок распространяется на обращение в коммунальную собственность жилых домов только в сельской местности, под которой понимаются территории сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения, являющихся административно-территориальными единицами, поселков городского типа и городов районного подчинения, являющихся территориальными единицами, а также иных населенных пунктов, не являющихся административно-территориальными единицами, входящих вместе с другими территориями в пространственные пределы сельсоветов.

Обращение в коммунальную собственность жилых домов, расположенных не на территории сельской местности, происходит по общим основаниям и в порядке, установленным ГК и ГПК.

Понятие пустующих и ветхих домов

Следует отметить, что до вступления в силу Указа № 100 данные правоотношения регулировались Указом Президента РБ от 03.02.2006 № 70 «О мерах по упорядочению учета и сокращению количества пустующих и ветхих домов с хозяйственными и иными постройками в сельской местности» (далее - Указ № 70).

В настоящее время Указом № 100 сохранены установленные ранее действовавшим Указом № 70 подходы к прекращению прав собственности граждан на пустующие и ветхие жилые дома. При этом уточнены правовые основания и порядок отнесения жилых домов к числу пустующих или ветхих, а также упразднены отдельные процедуры.

Так, в настоящее время под пустующими домами понимаются расположенные в сельской местности жилые дома (за исключением жилых домов, находящихся в государственной собственности) с хозяйственными и иными постройками или без них, в отношении которых на 1 января каждого календарного года имеются достоверные сведения о том, что в течение последних 3 лет подряд лица, имеющие право пользования ими, проживают в них в совокупности менее 1 месяца в календарном году, т.е. непрерывно не проживают, и в отношении которых не представлены письменные уведомления о намерении использовать их для проживания (абзац 2 п.1 Указа № 100).

Под ветхими домами понимаются расположенные в сельской местности жилые дома (за исключением жилых домов, находящихся в государственной собственности) с хозяйственными и иными постройками или без них, признанные в установленном законодательством порядке не соответствующими санитарным и техническим требованиям или непригодными для проживания, в отношении которых на 1 января каждого календарного года имеются достоверные сведения о том, что данные дома содержатся бесхозяйственно, лица, имеющие право пользования ими, в течение последнего года не проживают в них и не принимают мер к восстановлению этих домов для использования по назначению (абзац 3 п.1 Указа № 100).

Права и обязанности собственников пустующих домов

Действия собственника пустующего дома, выразившиеся в использовании этого дома для проживания в совокупности менее 1 месяца в календарном году в течение последних 3 лет подряд им либо лицами, имеющими право пользования домом, и непредставлении в исполнительный комитет (далее - исполком) первичного территориального уровня (городские (городов районного подчинения), поселковые, сельские исполкомы) письменного уведомления о намерении использовать такой дом для проживания, фактически приравниваются к отказу от права собственности на него.

 

Обратите внимание!

Даже при невозможности проживания или обеспечения проживания иных имеющих право пользования лиц в доме в течение установленного законодателем срока собственники, а также обладатели права хозяйственного ведения или оперативного управления на жилые дома могут сохранить свою недвижимость путем направления в исполком по месту нахождения жилых домов уведомлений о намерении использовать пустующий дом для проживания.

 

Причем такие уведомления должны направляться до истечения 3-летнего периода, во время которого в жилых домах непрерывно не проживают лица, имеющие право пользования ими, как самими собственниками, так и уполномоченными ими представителями. По существу, собственник либо обладатель вышеуказанных вещных прав на имущество должны сами отслеживать, как долго пустует дом, и успеть подать уведомление в исполком до того момента, пока не истечет срок в 3 года с того момента, как дом начал пустовать.

Копия поданного уведомления о намерении использовать пустующий дом для проживания, заверенная председателем исполкома, лицом, исполняющим его обязанности, выдается на руки собственнику с указанием даты подачи уведомления или направляется ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о его вручении.

Кроме того, в части третьей п.3 Указа № 100 установлены случаи, когда уведомления могут подаваться не только указанными лицами, но и лицами, имеющими право пользования жилым домом, если заранее известно, что они не будут проживать в жилом доме 1 месяц в календарном году в совокупности 3 года подряд. В частности, к таким случаям отнесены случаи перевода лиц, имеющих право пользования жилым домом, на работу в другую местность, призыва их на военную службу, направления в служебную командировку, в медицинское учреждение, лечебно-трудовой профилакторий, на обучение в учреждение образования, назначения им отбывания наказания в виде лишения или ограничения свободы. Однако в этих случаях исполком должен запросить информацию, подтверждающую указанные факты, у соответствующих государственных органов, иных организаций и не включать такие дома в регистр учета пустующих домов, находящихся в сельской местности (далее - регистр).

Учет и обследование пустующих домов

На исполкомы базового территориального уровня (городские (городов областного подчинения), районные исполкомы (далее - райисполкомы)) п.2 Указа № 100 возложена обязанность вести регистр учета пустующих домов, находящихся в сельской местности, и в целях его формирования в исполкоме должна создаваться комиссия по обследованию состояния жилых домов. Регистр ведется в порядке, определенном Положением № 433.

Причем частью второй п.4 Указа № 100 предусмотрено, что в состав комиссии по обследованию состояния жилых домов, расположенных в сельской местности на территории соответствующей административно-территориальной единицы (далее - комиссия по обследованию), должны включаться представители землеустроительной службы местного исполкома, что является вполне логичным, поскольку признание жилого дома ветхим или пустующим влечет также последствия, связанные с судьбой земельного участка.

 

Справочно

Согласно ст.60, 62 Кодекса о земле одно из оснований принудительного прекращения вещного права на земельный участок - признание пустующего жилого дома бесхозяйным и передача его в собственность соответствующей административно-территориальной единицы, а также изъятие ветхого жилого дома у собственника путем выкупа административно-территориальной единицей или передачи соответствующему исполкому для продажи с публичных торгов.

 

В связи с этим заключение о состоянии жилого дома должно включать сведения не только собственно о самом доме, но и о земельном участке, в т.ч. о площади, виде вещного права, наличии ограничений (обременений) в использовании (при их наличии).

Комиссия по обследованию должна проводить осмотр жилых домов и в случае выявления соответствия жилого дома критериям пустующего дома составлять заключение о его состоянии.

При наличии в пустующем доме движимого имущества комиссией по обследованию составляется его опись (наименование, основные отличительные признаки, степень износа и другие сведения), которая прилагается к заключению.

Порядок обращения в коммунальную собственность пустующих домов

В 3-дневный срок с даты составления заключения исполком должен направить собственнику заказным почтовым отправлением с уведомлением о его вручении извещение о предстоящем включении жилого дома в регистр, а в случае, если собственник неизвестен или неизвестно его место жительства, принимает меры по его розыску в соответствии с законодательством через органы внутренних дел и помещает сведения о пустующем доме в периодических печатных изданиях и (или) иных средствах массовой информации. Порядок опубликования и состав указанных сведений определен Положением № 559.

В 2-месячный срок с даты составления заключения, но не ранее чем через месяц после вручения собственнику извещения о предстоящем включении жилого дома в регистр, а в случае, если принятыми мерами по розыску собственника не установлена его личность или место жительства, не ранее чем через месяц после опубликования сведений о пустующем доме райисполком принимает решение о включении жилого дома в регистр (часть шестая п.4 Указа № 100).

Если же собственник на данном этапе обратится в исполком с уведомлением о намерении использовать пустующий дом для проживания, до принятия этим исполкомом решения о включении жилого дома в регистр такой жилой дом не подлежит включению в регистр.

Впоследствии, если собственник недвижимого имущества все-таки не объявится в течение 1 месяца со дня включения жилого дома в регистр, райисполком либо по его поручению сельский исполком обязан на основании выписки из регистра и заключения подать в суд по месту нахождения пустующего дома заявление:

• о признании пустующего дома бесхозяйным и передаче его в собственность соответствующей административно-территориальной единицы;

• прекращении права частной собственности на земельный участок, если земельный участок находится в частной собственности;

• расторжении договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, и прекращении права аренды на него, если земельный участок находится в аренде и право расторжения договора аренды в одностороннем порядке не предусмотрено данным договором.

Местный исполком в течение 3 календарных дней со дня подачи в суд заявления также обязан проинформировать об этом территориальную организацию по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним и направить заказным почтовым отправлением с уведомлением о его вручении собственнику пустующего дома (при наличии сведений о нем) извещение о подаче в суд соответствующего заявления (п.7 Указа № 100).

Порядок обращения в коммунальную собственность ветхих домов

Основания обращения в коммунальную собственность ветхих домов, находящихся в сельской местности, отличаются от аналогичных в отношении пустующих домов.

Так, находящиеся в сельской местности ветхие дома:

• по решению суда, принятому на основании заявления исполкома первичного территориального уровня, могут быть изъяты у собственников путем их выкупа административно-территориальной единицей или передачи соответствующему исполкому для продажи с публичных торгов - в случае наличия возможности и целесообразности восстановления их для использования по назначению, в т.ч. путем проведения их капитального ремонта или реконструкции;

• по решению исполкома первичного территориального уровня с согласия собственников могут быть снесены - в случае невозможности или нецелесообразности восстановления их для использования по назначению, в т.ч. путем проведения их капитального ремонта или реконструкции (часть первая п.10 Указа № 100).

При выявлении в сельской местности ветхих домов исполком должен направить собственникам таких домов заказным почтовым отправлением с уведомлением о его вручении письменное предписание о прекращении бесхозяйственного содержания и установить срок для их восстановления в целях использования по назначению или сноса, который не может быть менее 3 и более 6 месяцев, либо срок для обращения с письменным заявлением о получении разрешительной документации на реконструкцию, капитальный ремонт, который не может быть более 1 месяца. В этом предписании обязательно разъясняются правовые последствия его невыполнения (часть вторая п.10 Указа № 100).

При неисполнении собственником предписания в установленный срок исполком в течение 15 рабочих дней со дня окончания указанного срока принимает решение о сносе ветхого дома (в случае невозможности или нецелесообразности восстановления его для использования по назначению, в т.ч. путем проведения его капитального ремонта или реконструкции, и при наличии согласия собственника на снос) либо об обращении в суд с заявлением об изъятии у собственника ветхого дома путем его выкупа административно-территориальной единицей или передачи соответствующему исполкому для продажи с публичных торгов (в случае наличия возможности и целесообразности восстановления его для использования по назначению, в т.ч. проведения его капитального ремонта или реконструкции, либо отсутствия согласия собственника на снос).

При принятии решения об обращении в суд с заявлением об изъятии у собственника ветхого дома путем его выкупа административно-территориальной единицей или передачи исполкому для продажи с публичных торгов исполком первичного территориального уровня в 3-дневный срок подает в территориальную организацию по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним заявление с приложением необходимых документов о проведении оценки ветхого дома, которая должна быть проведена в течение 15 рабочих дней со дня подачи названных документов.

Затем в течение 15 рабочих дней со дня получения от территориальной организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним заключения об оценке ветхого дома либо со дня принятия решения о сносе ветхого дома исполком подает в суд по месту нахождения ветхого дома следующие возможные заявления:

• об (о) изъятии ветхого дома у собственника путем выкупа административно-территориальной единицей или передачи соответствующему исполкому для продажи с публичных торгов, кроме случая, когда было принято решение о сносе ветхого дома;

• прекращении права частной собственности на земельный участок, если земельный участок находится в частной собственности;

• расторжении договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, и прекращении права аренды на него, если земельный участок находится в аренде и право расторжения договора аренды в одностороннем порядке не предусмотрено данным договором (п.12 Указа № 100).

В течение 3 календарных дней со дня подачи в суд заявления либо со дня принятия решения о сносе ветхого дома исполком первичного территориального уровня информирует об этом территориальную организацию по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним и направляет собственнику дома извещение о подаче в суд соответствующего заявления или о принятии решения о сносе. Извещение направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о его вручении.

Процессуальный порядок рассмотрения заявлений о признании недвижимой вещи бесхозяйной

Следует отметить, что в соответствии с подп.1.42.1 п.1 ст.257 Налогового кодекса РБ местные исполнительные и распорядительные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины за подачу заявлений о признании пустующего дома и находящегося в нем движимого имущества (при его наличии) бесхозяйными, об изъятии принадлежащего гражданину на праве частной собственности земельного участка и о передаче расположенного на нем пустующего дома и находящегося в нем движимого имущества (при его наличии) в собственность административно-территориальной единицы, об изъятии земельного участка, а также об изъятии ветхого дома у собственника путем его выкупа административно-территориальной единицей или передачи соответствующему исполкому для продажи с публичных торгов.

Дела о признании недвижимой вещи бесхозяйной и признании права коммунальной собственности на нее рассматриваются в порядке особого производства. Состав лиц, участвующих в делах особого производства, отличается от состава лиц, участвующих в делах искового производства. Поскольку в делах особого производства отсутствует спор о праве, здесь нет сторон (истца и ответчика), а также третьих лиц. Лицо, по заявлению которого возбуждается дело особого производства, именуется заявителем, а привлекаемые к участию в деле иные граждане и юридические лица - заинтересованными лицами.

 

Обратите внимание!

Если на этапе рассмотрения судом поданного исполкомом заявления о признании права коммунальной собственности на пустующее домовладение обнаружится лицо, утверждающее, что оно является собственником бесхозяйной вещи и имеет намерение использовать пустующий дом для проживания, оно вправе обратиться в суд для привлечения его к участию в деле в целях изложения своей позиции. Возникший спор о праве собственности на дом подлежит рассмотрению в порядке искового производства, а заявление о признании права коммунальной собственности на недвижимую вещь суд оставляет без рассмотрения (п.10 части первой ст.165 ГПК).

Судебная практика по обращению пустующих и ветхих домов в коммунальную собственность

При рассмотрении гражданских дел по заявлениям органов местной власти о признании права коммунальной собственности на бесхозяйные жилые дома необходимо уделять должное внимание соблюдению исполкомами установленной Указом № 100 и ст.226 ГК процедуры обращения недвижимого имущества в коммунальную собственность.

Так, Указом № 100 четко установлено, что действия собственника пустующего дома, выразившиеся в использовании этого дома для проживания в совокупности менее 1 месяца в календарном году в течение последних 3 лет подряд лицами, имеющими право пользования им, и непредставлении в исполком первичного территориального уровня письменного уведомления о намерении использовать такой дом для проживания являются отказом от права собственности на него со всеми вытекающими из этого юридическими последствиями.

Вместе с тем в качестве определенных гарантий прав собственника жилого дома предусмотрена обязанность исполкома направить собственнику заказным почтовым отправлением с уведомлением о его вручении извещение о предстоящем включении жилого дома в регистр, а в случае если собственник неизвестен или неизвестно его место жительства, принять меры по его розыску в соответствии с законодательством через органы внутренних дел и поместить сведения о пустующих жилых домах, подлежащих включению в регистр, в периодических печатных изданиях и (или) иных средствах массовой информации, а также информировать о предстоящей подаче в суд заявления территориальную организацию по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним и направлять собственнику пустующего дома (при наличии сведений о нем) извещение о подаче в суд соответствующего заявления заказным почтовым отправлением с уведомлением о его вручении.

При отсутствии доказательств соблюдения всех предусмотренных законодательством условий обращения пустующих домов в коммунальную собственность суд может отказать в удовлетворении заявления.

 

Пример 1

В качестве доказательств наличия оснований для признания жилого дома бесхозяйным и передачи его в коммунальную собственность райисполком предоставил лишь справку о том, что за П., умершим 29 декабря 2004 г., числился жилой дом в д.Р. (завещание от его имени в райисполкоме не удостоверялось), копию печатного текста о предстоящей подаче в суд заявления о признании указанного дома бесхозяйным и передаче его в собственность административно-территориальной единице, из которого не ясно, когда и в каком печатном издании опубликованы необходимые сведения, а также заключение комиссии от 20.06.2009 о состоянии указанного имущества.

Данных о выполнении исполкомом обязанности опубликовать сведения о пустующем доме, подлежащем включению в регистр, в печатных изданиях и (или) иных средствах массовой информации, осуществлении проверки сведений о лицах, имеющих право пользования жилым домом, их розыске, а также направлении собственнику пустующего дома и территориальной организации по государственной регистрации недвижимого имущества извещения о подаче в суд заявления в материалах дела не имеется.

Суд, дав надлежащую оценку указанным доказательствам, бесспорно не подтверждающим обоснованность заявленных требований и соблюдение предусмотренной законодательством процедуры обращения домовладений в коммунальную собственность, принял решение об отказе в удовлетворении заявления.

 

Небрежный подход к представлению доказательств и несоблюдение предусмотренной законодательством процедуры признания жилых домов бесхозяйными может повлечь совершенно иные последствия и привести к нарушению прав как юридических, так и фактических собственников домов (при фактическом принятии наследства после смерти собственников домов). В случае же обращения последних в суд за защитой своих прав это дает возможность взыскать причиненный ущерб с соответствующих органов местного управления.

 

Пример 2

Непредставление райисполкомом достаточных доказательств соблюдения установленной Указом № 70 (действовавшим до 1 сентября 2012 г., т.е. на момент рассмотрения заявления о признании пустующего дома бесхозяйным и передаче его в собственность административно-территориальной единице) процедуры признания бесхозяйным пустующего дома и поверхностное рассмотрение дела судом (вынесенное судом района решение об удовлетворении требований отменено постановлением вышестоящего суда, а впоследствии заявление райисполкома оставлено без рассмотрения в связи с возникновением спора о праве) повлекло обращение собственника дома Г. в суд с иском о взыскании с райисполкома 53 000 000 руб. в счет возмещения ущерба, причиненного сносом этого дома после вынесения необоснованного решения об обращении его в коммунальную собственность.

Рассмотрев иск Г. и заявленный райисполкомом встречный иск о признании пустующего дома бесхозяйным и передаче его в собственность административно-территориальной единице, суд указал, что несоблюдение требований законодательства, регулирующего процедуру обращения недвижимого имущества в коммунальную собственность, в частности, неустановление наследников умершего собственника спорного домовладения, один из которых к моменту вынесения первоначального решения оформил переход к ней права собственности на дом в порядке наследования, свидетельствует о невозможности обращения дома в коммунальную собственность и, как следствие, незаконность сноса такого дома. Решением суда, оставленным без изменения вышестоящей инстанцией, с райисполкома в пользу Г. взыскано в возмещение ущерба 47 000 000 руб. В удовлетворении требований райисполкома о признании права коммунальной собственности на указанное домовладение отказано.

 

Встречаются также курьезные ситуации, когда ущерб, взыскиваемый впоследствии с исполкомов в судебном порядке, причинялся гражданам ошибочными действиями работников органов местного управления. При этом в качестве «потерпевших» оказывались не лица, претендующие на признанный бесхозяйным пустующий дом, а собственники соседних домовладений.

 

Пример 3

Решением суда в собственность местной административно-территориальной единице передан пустующий дом, признанный бесхозяйным; было решено снести достаточно ветхое строение. Но работники по ошибке снесли дом по соседству, показавшийся им более ветхим. За ним действительно на протяжении нескольких лет никто не присматривал. Упавшее на дом дерево усиливало общее впечатление от пришедшего в запустение дома.

Через несколько дней, когда от дома ничего не осталась, отыскались наследники, которые предъявили свои права на него. Поскольку принадлежащий им дом был действительно снесен в отсутствие на то законных оснований, по ошибке, а договориться о возмещении ущерба мирно стороны не смогли, суд взыскал с райисполкома стоимость снесенного дома по иску наследников.

 

Необходимо помнить и про несущественный на первый взгляд момент: состав домовладения, подлежащего обращению в коммунальную собственность. Известны случаи, когда имеются сведения (заключение комиссии о состоянии имущества, регистр учета) о наличии в составе домовладения хозяйственно-бытовых построек, а райисполкомы просят в заявлениях, подаваемых в суд, признать бесхозным и передать в коммунальную собственность только жилой дом, либо в материалах дела имеются различные данные относительно признаваемого бесхозным имущества, что, в свою очередь, влияет на существо принимаемого окончательного решения.

 

Пример 4

При подаче заявления о признании пустующего дома бесхозяйным и передаче его в коммунальную собственность райисполком указывал о принадлежности всего дома Д. и просил признать данный дом бесхозяйным и передать в собственность сельсовета. Как усматривается из копии регистра, в него включен не весь дом, а квартира № 1 указанного дома, в заключении о состоянии домовладения также указано о принадлежности Д. квартиры № 1 спорного дома. Исходя из справки, представленной суду местным сельским исполкомом, Д. принадлежала на праве собственности 1/4 доля квартиры № 1. Тем самым райисполком при заявлении и поддержании требований о признании пустующего дома бесхозяйным и передаче его в коммунальную собственность представил суду недостоверные сведения.

Суд имеющимся разным сведениям относительно принадлежности спорного имущества никакой оценки не дал, противоречия не устранил, не выяснил вопроса о принадлежности иным лицам остальных долей в праве собственности на квартиру № 1, а также о принадлежности квартиры № 2 данного дома и вынес необоснованное решение о признании всего жилого дома бесхозяйным и передаче его в коммунальную собственность сельсовета.

Впоследствии по протесту прокурора данное решение было отменено в порядке надзора ввиду его необоснованности и заявление было направлено на новое рассмотрение.

Действия, производимые с пустующими и ветхими жилыми домами после вступления в силу решения суда

После вступления в силу решения суда местный исполком принимает решение о дальнейшем использовании пустующего дома и определении судьбы движимого имущества либо о сносе пустующего дома и определении судьбы движимого имущества.

 

Обратите внимание!

Жилой дом может быть снесен, отчужден другому лицу либо передан местному исполкому для дальнейшего использования. При этом также решается судьба земельного участка, на котором расположен такой дом: право на земельный участок прекращается у прежнего землевладельца, затем земельный участок может быть предоставлен соответствующему местному исполкому, коммунальному юридическому лицу либо приобретателю пустующего дома.

 

Если жилой дом не был зарегистрирован в установленном порядке, то государственная регистрация создания пустующего дома, признанного бесхозяйным и переданного в собственность соответствующей административно-территориальной единицы, осуществляется на основании заключения по заявлению соответствующего местного исполкома, коммунального юридического лица либо приобретателя. Государственная регистрация создания земельного участка, на котором расположен пустующий дом, если его создание не было зарегистрировано в установленном порядке, осуществляется на основании землеустроительного дела на земельный участок по заявлению вышеуказанных лиц.

После вступления в силу решения суда об изъятии у собственника ветхого дома путем его выкупа административно-территориальной единицей или передачи соответствующему исполкому для продажи с публичных торгов местный орган власти в соответствии с его компетенцией в области охраны и использования земель принимает в т.ч. одно из решений:

• о прекращении права пожизненного наследуемого владения земельным участком, на котором расположен ветхий дом, если земельный участок находится в пожизненном наследуемом владении;

• прекращении права пользования земельным участком, если земельный участок находится в пользовании;

• расторжении договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, и прекращении права аренды на него, если земельный участок находится в аренде и право расторжения договора аренды в одностороннем порядке предусмотрено данным договором;

• предоставлении земельного участка соответствующему местному исполкому - при выкупе административно-территориальной единицей ветхого дома без его закрепления на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за коммунальным юридическим лицом;

• предоставлении земельного участка коммунальному юридическому лицу - при выкупе административно-территориальной единицей ветхого дома и его закреплении на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за коммунальным юридическим лицом;

• предоставлении земельного участка приобретателю ветхого дома на публичных торгах - при продаже ветхого дома с публичных торгов (п.14 Указа № 100).

В случае реконструкции или капитального ремонта ветхого дома, не зарегистрированного в установленном порядке, государственная регистрация его создания осуществляется на основании решения местного исполкома, разрешающего реконструкцию или капитальный ремонт, и технического паспорта по заявлению соответствующего местного исполкома, коммунального юридического лица, приобретателя.

Порядок государственной регистрации возникновения, перехода, прекращения прав на ветхий дом урегулирован частью второй п.15 Указа № 100.

Договор на приобретение ветхого дома, заключенный его приобретателем с местным исполкомом, государственной регистрации не подлежит и считается заключенным со дня его подписания сторонами.

В случае выкупа ветхого дома собственнику возмещается его стоимость в размере, установленном по соглашению сторон, но не более размера, определенного территориальной организацией по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним за вычетом расходов на проведение оценки ветхого дома, а в случае продажи с публичных торгов - передается вырученная от продажи сумма за вычетом расходов на проведение публичных торгов и на проведение оценки ветхого дома.

Собственник пустующего ветхого дома вправе произвести отчуждение такого дома до получения извещения о подаче местным исполкомом заявления в суд либо о принятии решения о сносе ветхого дома.

При отчуждении собственником ветхого дома его приобретателю с момента государственной регистрации возникновения (перехода) права собственности на такой дом продлевается и срок для его восстановления в целях использования по назначению до 3 месяцев, если на момент указанной государственной регистрации он составляет менее 3 месяцев, а срок для обращения с письменным заявлением о получении разрешительной документации на реконструкцию, капитальный ремонт продлевается до 1 месяца (часть вторая п.16 Указа № 100).

 

20.11.2013

 

Ольга Бобкова, старший прокурор отдела по надзору за соответствием закону судебных постановлений по гражданским делам прокуратуры Минской области