Пособие от 10.02.2016
Автор: Навойчик Ю.

Обращения граждан и юридических лиц: предупреждение административных правонарушений, связанных с рассмотрением обращений


СОДЕРЖАНИЕ

 

Правовое регулирование

Типичные нарушения

Предупреждение правонарушений

 

Материал помещен в архив

 

ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ: ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С РАССМОТРЕНИЕМ ОБРАЩЕНИЙ

Правовое регулирование

Граждане Республики Беларусь имеют право на обращение в организации путем подачи письменных, электронных или устных обращений, а также к индивидуальным предпринимателям путем внесения замечаний и (или) предложений в книгу замечаний и предложений.

Юридические лица Республики Беларусь, индивидуальные предприниматели имеют право на обращение в организации путем подачи письменных (за исключением замечаний и (или) предложений, вносимых в книгу замечаний и предложений), электронных или устных обращений.

Прием обращений

Отказ в приеме обращений не допускается (ст.13 Закона Республики Беларусь от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц», далее - Закон).

Все обращения (в письменной, электронной или устной форме), поданные заявителями (в том числе нарочным (курьером), по почте), изложенные в ходе личного приема, подлежат обязательному приему и регистрации в порядке, предусмотренном Положением о порядке ведения делопроизводства по обращениям граждан и юридических лиц в государственных органах, иных организациях, у индивидуальных предпринимателей, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2011 № 1786.

Поступающие в государственный орган, иную организацию обращения заявителей регистрируются в день их поступления в установленном порядке. Обращения заявителей, поступившие в государственный орган, иную организацию в нерабочий день (нерабочее время), регистрируются не позднее чем в первый следующий за ним рабочий день.

Должностные лица организаций, проводящие личный прием, отказывают не в приеме обращения, а в личном приеме. Если же граждане, их представители, представители юридических лиц уже попали на личный прием, то отказ в принятии любого их обращения в данной ситуации будет являться нарушением законодательства об обращениях граждан и юридических лиц.

Сроки рассмотрения

Письменные обращения должны быть рассмотрены не позднее 15 дней, а обращения, требующие дополнительного изучения и проверки, - не позднее 1 месяца, если иной срок не установлен законодательными актами.

В случае если для решения изложенных в обращениях вопросов необходимы совершение определенных действий (выполнение работ, оказание услуг), получение информации из иностранного государства в сроки, превышающие месячный срок, заявители в пятидневный срок со дня продления срока рассмотрения обращений уведомляются о причинах превышения месячного срока и сроках совершения таких действий (выполнения работ, оказания услуг) или сроках рассмотрения обращений по существу (п.3 ст.17 Закона).

Информирование заявителя и ознакомление с материалами

Заявители имеют право получать ответы на обращения, знакомиться с материалами, непосредственно относящимися к рассмотрению обращений, если это не затрагивает права, свободы и (или) законные интересы других лиц и в материалах не содержатся сведения, составляющие государственные секреты, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну (ст.7 Закона). При этом организации, индивидуальные предприниматели обязаны информировать заявителей о решениях, принятых по результатам рассмотрения обращений (об удовлетворении обращения; об отказе в удовлетворении обращения; о частичном отказе в удовлетворении обращения), то есть решение должно быть уже принято (абзац 6 ст.9 Закона).

Требования к рассмотрению

Организации, индивидуальные предприниматели обязаны принимать в пределах своей компетенции меры по восстановлению нарушенных прав, свобод и (или) законных интересов заявителей (абзац 7 ст.9 Закона).

Указом Президента Республики Беларусь от 15.10.2007 № 498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц» утвержден перечень государственных органов, иных организаций, ответственных за рассмотрение обращений по существу в отдельных сферах жизнедеятельности населения. Данный перечень содержит четкие предписания, какие органы компетентны рассматривать вопросы в той или иной сфере жизнедеятельности населения и какие органы являются вышестоящими. Обращения подлежат рассмотрению по существу в указанных в перечне местных органах, если изложенные в них вопросы относятся к соответствующим сферам жизнедеятельности населения. Обращение считается рассмотренным по существу в случае, если рассмотрены все изложенные в обращении вопросы, приняты надлежащие меры по защите, обеспечению реализации, восстановлению прав, свобод и (или) законных интересов заявителей и им направлены письменные ответы.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 2 апреля 2020 г. следует руководствоваться перечнем № 498 в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 26.12.2019 № 485.

Порядок ведения книги замечаний и предложений

Книга замечаний и предложений ведется в организации, ее обособленных подразделениях, расположенных вне места нахождения организации, у индивидуального предпринимателя, а также в местах реализации ими товаров, выполнения работ, оказания услуг.

В ст.24 Закона определено, что в книгу замечаний и предложений вносятся замечания и (или) предложения о деятельности организации, индивидуального предпринимателя, качестве производимых (реализуемых) ими товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг. Соответственно, замечание (предложение) должно быть связано с деятельностью организации, индивидуального предпринимателя, что также следует корреспондировать с содержанием обращений (исходя из определения их видов), подаваемых в общем порядке. Организация, индивидуальный предприниматель обязаны предъявлять книгу замечаний и предложений по первому требованию заявителя.

Реквизиты книги «Порядковый номер замечания и (или) предложения», «Резолюция руководителя государственного органа, иной организации, ее обособленного подразделения с поручением конкретным должностным лицам рассмотреть замечание и (или) предложение», «Сведения о результатах рассмотрения замечания и (или) предложения», «Отметка о направлении ответа гражданину (дата и регистрационный номер ответа)», «Наименование должности, фамилия, инициалы лица, ответственного за ведение книги замечаний и предложений» заполняются руководителем организации или уполномоченным им лицом, ответственным за ведение книги, индивидуальным предпринимателем. Замечания и (или) предложения нумеруются порядковыми номерами с начала календарного года.

Сведения о ходе и результатах рассмотрения замечаний и (или) предложений и отметка о направлении ответа гражданину (дата и регистрационный номер ответа), в том числе уведомлении о продлении срока рассмотрения изложенных в книге замечаний и предложений, вносятся в книгу не позднее последнего дня срока рассмотрения изложенных в книге замечаний и предложений (п.14 Положения о порядке выдачи, ведения и хранения книги замечаний и предложений, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.03.2005 № 285, далее - Положение № 285).

Типичные нарушения

Наиболее часто административная ответственность по ст.9.13, 9.14 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях применяется в ситуациях, когда:

• нарушены сроки рассмотрения обращений;

• заявитель не проинформирован о принятом решении;

• не ведется нумерация книги замечаний и предложений;

• не заполнены соответствующие реквизиты книги замечаний и предложений, в том числе «Порядковый номер замечания и (или) предложения», «Резолюция руководителя государственного органа, иной организации, ее обособленного подразделения с поручением конкретным должностным лицам рассмотреть замечание и (или) предложение», «Сведения о результатах рассмотрения замечания и (или) предложения», «Отметка о направлении ответа гражданину (дата и регистрационный номер ответа)», «Наименование должности, фамилия, инициалы лица, ответственного за ведение книги замечаний и предложений»;

• ответ заявителю направлен с нарушением сроков рассмотрения замечаний и предложений либо не обеспечено заполнение сведений о результатах рассмотрения замечаний и предложений не позднее последнего дня срока рассмотрения этих замечаний и предложений.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 марта 2021 г. норма ст.9.13 КоАП перенесена в ст.10.10 КоАП от 06.01.2021 № 91-З. Административная ответственность по ст.9.14 в действующем КоАП не предусмотрена. Комментарий см. здесь.

 

Примеры

1. В ходе проверки соблюдения коммунального унитарного предприятия (далее - КУП) «Б» порядка рассмотрения обращений граждан, контроля за своевременностью и полнотой рассмотрения обращений граждан были установлены факты нарушения на предприятии ст.7 и 9, п.1 ст.14, п.3 ст.17 Закона.

Так, 7 июля 2015 г. поступило письменное заявление от гражданина А., в котором он обращался с просьбой понизить уровень строящегося тротуара до уровня выезда из гаража. На указанном обращении была запись: «Работы выполнены». Дата учинения записи не проставлена. Результаты рассмотрения обращения по существу не были оформлены посредством совершения заявителем соответствующей записи на нем, заверенной его подписью, также не составлен отдельный документ, подтверждающий совершение этих действий (выполнение работ, оказание услуг). Письменный ответ заявителю в установленные законодательством сроки не был направлен.

 

2. 8 августа 2015 г. в КУП «Б» поступило письменное заявление от гражданина Б., в котором он обращался с просьбой поставить забор. На указанном обращении была запись: «Изготовлен чертеж на установку забора». Дата учинения записи не проставлена. Результаты рассмотрения обращения по существу не были оформлены посредством совершения заявителем соответствующей записи на нем, заверенной его подписью, также не составлен отдельный документ, подтверждающий совершение этих действий (выполнение работ, оказание услуг). Письменный ответ заявителю в установленные законодательством сроки не направлялся.

 

3. В ходе проверки было выявлено несоблюдение организацией «М» требований законодательства, устанавливающих порядок ведения книги замечаний и предложений, а именно, в книге замечаний и предложений замечания и (или) предложения в 2015 году были пронумерованы порядковыми номерами не с начала календарного года, а с 2014 года. Реквизиты книги замечаний и предложений заполнены не уполномоченным руководителем организации лицом.

Также в книге не были заполнены реквизиты «Резолюция руководителя государственного органа, иной организации, ее обособленного подразделения с поручением конкретным должностным лицам рассмотреть замечание и (или) предложение»; отсутствовали сведения о ходе и результатах рассмотрения отдельных замечаний и (или) предложений. В сведениях о результатах рассмотрения замечаний и (или) предложений не были указаны даты их рассмотрения, а также отсутствовали наименование должности и фамилия лица, внесшего сведения, не был указан регистрационный номер ответа в реквизите книги «Отметка о направлении ответа гражданину». Проверкой было установлено и непредставление книги замечаний и предложений по первому требованию гражданина, на что указывали соответствующие записи на страницах книги. Таким образом, организацией при ведении книги замечаний и предложений были допущены нарушения требований ст.9, 13-15, 17, 18, 24 Закона, п.14 Положения № 285.

Кроме того, в торговом павильоне данной организации имелась книга замечаний и предложений, при осмотре которой было установлено, что в ней на момент проверки не были заполнены реквизиты «Наименование должности, фамилия, инициалы лица, ответственного за ведение книги замечаний и предложений», то есть были нарушены п.5 ст.24 Закона, часть первая п.14 Положения № 285.

Предупреждение правонарушений

Основной задачей предупреждения административных правонарушений в рассматриваемой сфере является их недопущение путем соблюдения соответствующих норм законодательства либо их своевременное выявление и устранение, если они уже были совершены. В этой связи предварительно должны быть проанализированы:

• книга замечаний и предложений;

• книга регистрации исходящей корреспонденции;

• ответы на замечания и предложения при нарушении порядка ее ведения (заполнения книги, рассмотрения внесенных в нее замечаний и предложений) и т. д.

Выявленные нарушения могут быть предотвращены путем организации надлежащего контроля за предъявлением по первому требованию (перераспределением обязанностей в случае отсутствия уполномоченного лица) и ведением книги замечаний и предложений уполномоченным лицом, соблюдением соответствующих сроков рассмотрения изложенных в книге замечаний и предложений, информирования гражданина об отказе в удовлетворении замечания и (или) предложения, периодической проверки и устранены путем ее надлежащего заполнения и т. д.

Факт отказа в приеме обращения должен подтверждаться соответствующими доказательствами, указывающими на наличие вины лица в форме умысла, в связи с чем возможно установление свидетелей, опровергающих данный факт. При этом обращение по содержанию должно подпадать под один из трех вышеуказанных видов.

Дополнительные изучение и проверка обращения подразумевают истребование необходимых документов, получение при необходимости объяснений у фигурирующих в обращении лиц и т. д. Данные действия производятся на основании полномочий, предоставленных организациям законодательством, то есть определяются их компетенцией. При этом проведение дополнительных изучения и проверки целесообразно подтверждать какими-либо письменными доказательствами (например, запросом о представлении документов), поскольку в их отсутствие возможно вменение в объективную сторону состава рассматриваемого административного правонарушения нарушения 15-дневного срока рассмотрения обращения. В то же время срок совершения соответствующих действий законодательством не ограничен, их перечень детально не определен. Однако факт продления срока должен подтверждаться каким-либо локальным документом, например служебной запиской о необходимости продления срока с разрешением в виде резолюции руководителя на ней.

 

Обратите внимание!

Письменные ответы могут не направляться заявителям, если для решения изложенных в обращениях вопросов совершены определенные действия (выполнены работы, оказаны услуги) в присутствии заявителей. Результаты рассмотрения указанных обращений по существу оформляются посредством совершения заявителями соответствующих записей на обращениях либо в книге замечаний и предложений, заверяемых подписями заявителей, или составления отдельного документа, подтверждающего совершение этих действий (выполнение работ, оказание услуг).

 

При оценке полноты принятых мер необходимо иметь в виду, что согласно ст.20 Закона ответ организации на обращение или решение об оставлении обращения без рассмотрения по существу могут быть обжалованы в вышестоящую организацию. Ответ на обращение или решение об оставлении обращения без рассмотрения по существу организации, не имеющей вышестоящей организации, а также индивидуального предпринимателя могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном законодательством. Также необходимо определять, относится ли рассмотрение вопроса, изложенного в обращении, к компетенции соответствующего органа (организации), приняты ли им какие-либо меры по восстановлению нарушенных прав, свобод и (или) законных интересов заявителя.

 

Справочно

Для более детального изучения см. подборку «Работа с обращениями граждан и юридических лиц».

 

10.02.2016

 

Юрий Навойчик, юрист