Пособие от 15.07.2010
Автор: Кухарчик Н.

Обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в государственные органы


 

Материал помещен в архив

 

ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН, ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ

Одним из наиболее значительных прав граждан в любом государстве является право на обращение. Право на обращение в государственные органы, иные организации является конституционным правом.

В любом государстве право граждан на обращение является одним из важнейших средств влияния общественности на властные структуры и непосредственной реализации гражданами своих прав и законных интересов. Именно посредством обращения в государственные органы реализуются механизмы влияния граждан на публичную власть, контроля над деятельностью этой власти, устанавливается баланс во взаимоотношениях личности и государства, поскольку, реализуя свое право на обращение, заявители дают свою оценку (положительную или отрицательную) деятельности государственного аппарата.

В свою очередь, для государственных органов обращения граждан являются одним из основных источников информации, необходимой для принятия качественных и эффективных решений, своевременного реагирования на желания и потребности общества. Именно поэтому так важно иметь в государстве эффективную систему рассмотрения обращений, их анализа, учета, и таким образом устанавливать тесную связь «гражданин - должностное лицо государственного органа».

Своим позитивным началом право граждан на обращение обязано конституционному праву. Статьей 2 Конституции Республики Беларусь человек, его права, свободы и гарантии их реализации провозглашены высшей ценностью и целью общества и государства. Право граждан направлять личные и коллективные обращения в государственные органы закреплено в ст.40 Конституции Республики Беларусь.

Указанная статья гарантирует право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы и устанавливает обязанность государственных органов и должностных лиц рассмотреть обращение и дать ответ по существу в определенный законом срок. Отказ от рассмотрения поданного заявления должен быть письменно мотивированным.

Порядок работы с обращением граждан

Для обеспечения реализации указанного права действует Закон РБ от 06.06.1996 № 407-XIII «Об обращениях граждан» (далее - Закон). Статьей 1 Закона обращение определено как индивидуальное или коллективное предложение, заявление, жалоба гражданина (граждан) в государственный орган, иную организацию (должностному лицу), изложенные в устной или письменной форме. По своей юридической природе обращения представляют собой юридические акты, т.е. действия, сознательно направленные на создание юридических последствий.

Действие Закона не распространяется на обращения:

- рассматриваемые в порядке конституционного, уголовного, гражданского, хозяйственного судопроизводства, а также производства по делам об административных правонарушениях;

- для которых законодательными актами Республики Беларусь установлен иной порядок направления и рассмотрения в государственных органах, иных организациях (должностными лицами).

С целью совершенствования механизма рассмотрения обращений граждан и юридических лиц в государственных органах, иных организациях, формирования таких взаимоотношений между гражданами и государством, в которых первостепенное значение имеет приоритет интересов гражданина, а государство обеспечивает простые, доступные и максимально комфортные условия для граждан при их обращении в органы государственной власти, 15 октября 2007 г. был принят Указ Президента РБ № 498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц» (далее - Указ № 498), который вступил в силу с 18 января 2008 г.

Прежде всего Указом № 498 введен принцип первоочередного рассмотрения обращений на местах, чем устанавливается четкая последовательность рассмотрения обращений в иерархии государственных органов (организаций). Так, обращения граждан и юридических лиц первоначально подлежат рассмотрению по существу в местном органе, который осуществляет свою деятельность и расположен в пределах той административно-территориальной единицы, на территории которой возникли вопросы, изложенные в обращении. Если какой-либо вопрос относится к исключительной компетенции определенного государственного органа (организации), данное обращение должно рассматриваться этим государственным органом (организацией).

Если автор обращения не удовлетворен результатами его рассмотрения в местном органе, он может обжаловать полученный ответ в вышестоящий государственный орган (организацию). Решение вышестоящего органа по обращению может быть обжаловано в суд.

В отличие от ныне установленного Законом порядка реагирования при поступлении в государственный орган (организацию) обращения, рассмотрение которого не входит в его компетенцию, согласно которому необходимо направить обращение в компетентный государственный орган (организацию) либо дать ответ гражданину с разъяснением, в какую организацию следует обращаться, Указом № 498 установлен только один вариант действия государственного органа (организации) в этом случае: в 5-дневный срок со дня регистрации обращения направить обращение в организацию, в компетенцию которой входит рассмотрение изложенных в обращении вопросов, а также уведомить об этом автора обращения. Направление по компетенции осуществляется письмом организации, подписанным ее руководителем или уполномоченным им лицом. К такому письму прилагается оригинал обращения.

Если вышестоящий орган получит обращение, в котором отсутствует информация о предыдущем рассмотрении такого обращения в местном органе, вышестоящий орган должен направить обращение в местный орган, в компетенцию которого входит рассмотрение обращения по существу, для его первичного рассмотрения. Это следует из положений Указа № 498, которым закреплена обязанность заявителей указывать в обращениях информацию о результатах их предыдущего рассмотрения с приложением (при наличии) подтверждающих эту информацию документов.

Вышестоящий орган при поступлении к нему обращения, автор которого не удовлетворен результатами его рассмотрения подчиненной (подотчетной) этому вышестоящему органу организацией, проверяет содержащиеся в обращении сведения. При наличии оснований для положительного решения изложенных в обращении вопросов вышестоящий орган рассматривает обращение по существу либо выдает соответствующим организациям обязательное для исполнения предписание о надлежащем решении этих вопросов, о чем сообщает автору обращения. Организация, получившая данное предписание, должна исполнить его в указанный в предписании срок, но не более одного месяца, и в течение 3 дней с момента его исполнения сообщить об этом вышестоящему органу, а также уведомить автора обращения о результатах рассмотрения обращения. На сегодняшний день форма предписания устанавливается каждой организацией произвольно.

Указом № 498 также утвержден перечень государственных органов, иных организаций, ответственных за рассмотрение обращений граждан по существу в отдельных сферах жизнедеятельности населения. Это сферы деятельности, по которым чаще всего заявители обращаются в государственные органы (организации), в частности, труд, занятость и социальная защита, архитектура и строительство, торговое и бытовое обслуживание, оказание услуг населению, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство и благоустройство территории.

Еще одним важным нововведением Указа № 498 является норма о распространении на порядок рассмотрения обращений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также обращений из средств массовой информация законодательства о рассмотрении обращений граждан. Исключение составляют случаи, когда законодательством установлен иной порядок рассмотрения таких обращений.

При оставлении обращения без рассмотрения по существу при наличии данных о месте жительства (юридическом адресе) автора организация в 5-дневный срок со дня регистрации обращения письменно уведомляет автора о причинах оставления обращения без рассмотрения по существу и возвращает ему оригиналы документов, приложенных к обращению, а также разъясняет, в какую организацию и в каком порядке следует обратиться для решения изложенных в обращении вопросов.

Указом № 498 также устанавливается ряд мер, направленных на усиление ответственности должностных лиц государственных органов (организаций) за качественное и своевременное рассмотрение обращений, в частности:

- направление представлений о привлечении виновных должностных лиц к ответственности;

- проверки соблюдения в подчиненных организациях порядка рассмотрения обращений не реже одного раза в год, а при выявлении неснижаемого на протяжении 3 и более месяцев количества нарушений порядка рассмотрения обращений либо однократного грубого нарушения законодательства об обращениях - организация выездной проверки.

Кроме того, Указом № 498 определены единые дни для осуществления личного приема председателями местных исполнительных комитетов, главами местных администраций районов в городах. Данная норма является безусловной и обязательной для исполнения. Председатели исполнительных комитетов и главы администраций обязаны присутствовать на рабочих местах в указанные единые дни личного приема. Они не могут поручить проведение личного приема в эти дни какому-либо иному должностному лицу либо поменять день приема. При временном отсутствии в единый день личного приема председателя исполнительного комитета, главы местной администрации района в городе личный прием осуществляет лицо, исполняющее его обязанности.

В отношении рассмотрения таких видов обращений граждан, как замечания и предложения, вносимые в книгу замечаний и предложений, действует Декрет Президента РБ от 14.01.2005 № 2 «О совершенствовании работы с населением» (далее - Декрет № 2). Декретом № 2 предписано ввести в организациях и у индивидуальных предпринимателей книгу замечаний и предложений.

Заявительный принцип «одно окно»

Заявительный принцип «одно окно» - это одна из прогрессивных моделей реализации права граждан на обращение, который способствует снятию административных барьеров, упрощению для граждан процесса обращения к органам публичной власти и является дополнительной гарантией соблюдения прав граждан при рассмотрении обращений.

Впервые на законодательном уровне такой принцип организации работы был введен Указом Президента РБ от 12.05.2005 № 220 «О некоторых мерах по упрощению порядка совершения нотариальных действий» в отношении совершения нотариусами Республики Беларусь всех нотариальных действий. Согласно основной новелле данного Указа лица, обратившиеся за совершением нотариальных действий, представляют нотариусу документы, удостоверяющие их личность, дееспособность граждан (гражданскую дееспособность), правоспособность юридических лиц, полномочия на совершение таких действий от имени и в интересах других лиц. Иные сведения и (или) документы, необходимые для совершения нотариальных действий, нотариус самостоятельно истребует от государственных органов и иных организаций Республики Беларусь, за исключением сведений и (или) документов, для выдачи которых требуется вынесение судебного постановления.

Следующим шагом законодателя в этом направлении стало принятие Указа Президента РБ от 13.09.2005 № 432 «О некоторых мерах по совершенствованию организации работы с гражданами в государственных органах, иных государственных организациях», которым регламентируется введение заявительного принципа «одного окна» во всех государственных органах, иных государственных организациях, которые осуществляют выдачу юридически значимых для граждан справок, иных документов по их заявлениям.

Административные процедуры, осуществляемые по заявлениям граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Дальнейшими действиями законодателя в совершенствовании организации работы с гражданами явилось принятие Указа Президента РБ от 16.03.2006 № 152 «Об утверждении перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами, иными государственными организациями по заявлениям граждан» (далее - Указ № 152) (утратил силу с 16 мая 2010 г.). Указ № 152 являлся объемным комплексным актом, в котором впервые на законодательном уровне закреплялся единый систематизированный перечень действий, выполняемых государственными органами и иными государственными организациями при обращении гражданина за получением какого-либо юридически значимого документа. Необходимо отметить, что ранее такого аналога ни в нашем законодательстве, ни в законодательстве стран ближнего зарубежья не существовало. До недавнего времени все эти действия были представлены только в отдельных актах законодательства. Поэтому гражданам, не обладающим специальными юридическими знаниями, было практически невозможно найти нужную норму для того, чтобы на равных вести диалог с чиновниками при получении необходимого документа.

Среди нормативных правовых актов, направленных на совершенствование административных процедур в коммерческой деятельности, можно выделить Декрет Президента РБ от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования», который направлен на совершенствование порядка государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) коммерческих и некоммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей.

Наиболее сложный как по объему, так и по содержанию участок работы - это упрощение иных, помимо лицензирования и государственной регистрации субъектов хозяйствования, административных процедур, совершаемых в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Методологической и правовой основой проводимой работы по упрощению административных процедур, совершаемых в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, послужило постановление Совета Министров РБ от 27.08.2007 № 1102 «О некоторых мерах по совершенствованию административных процедур, совершаемых в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Комплексным нормативным правовым актом, регулирующим отношения, возникающие при осуществлении административных процедур как в отношении граждан, так и в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, является Закон РБ от 28.10.2008 № 433-З «Об основах административных процедур» (далее - Закон № 433-З).

Закон № 433-З определяет основы правового регулирования административных процедур, законодательно закрепляет понятийный аппарат, принципы и общие правила их осуществления, правовой статус участников административных процедур, институт представительства при совершении процедур, исчисление сроков, порядок направления запросов, порядок обжалования и т.д.

Регламентированы не только процедуры выдачи справок или других документов, но и совершение иных юридически значимых действий, а также распространены правила, характерные для административных процедур с участием граждан, на административные процедуры с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Закон № 433-З ставит следующие цели:

1) унификация условий и порядка осуществления уполномоченными субъектами административных процедур;

2) восполнение пробелов в правовом регулировании административных процедур;

3) дальнейшее расширение сферы применения принципа «одно окно»;

4) обеспечение открытости и публичности административных процедур, затрагивающих права и законные интересы граждан и организаций;

5) установление дополнительных гарантий от субъективизма, узковедомственного подхода; предупреждение правонарушений при осуществлении административных процедур.

Закон № 433-З также предусмотрел ряд новелл в области совершенствования административных процедур, позволяющих в дальнейшем сократить количество совершаемых процедур, а также повысить качество их совершения. В частности, установлены:

- необходимость проведения оценки проектов нормативных правовых актов на предмет обоснованности включения в них норм, содержащих дополнительные административные процедуры или усложняющие уже существующие;

- необходимость экономической обоснованности затрат, связанных с осуществлением административных процедур, что повлечет снижение платы за совершение административных процедур;

- усиление контроля за осуществлением административных процедур путем регулярного ежеквартального анализа предложений и замечаний заинтересованных лиц, касающихся осуществления административных процедур в целях оптимизации деятельности этих органов и устранения имеющихся в их работе недостатков.

В целом Закон урегулировал важнейшие общественные отношения, возникающие при обращении граждан и юридических лиц в государственные органы, иные государственные организации за осуществлением административных процедур.

16 мая 2010 г. вступил в силу Указ Президента РБ от 26.04.2010 № 200 (далее - Указ № 200), которым утвержден Перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан (далее - Перечень).

С момента вступления в силу Указа № 200 Указ № 152 признан утратившим силу.

С учетом проведенной работы по законодательному закреплению общественных отношений, связанных с осуществлением административных процедур, а также практики применения Указа № 152 и необходимости его приведения в соответствие с нормативными предписаниями законодательных актов, вступивших в силу после его принятия, появилась необходимость в корректировке перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом № 152, а впоследствии - в принятии нового перечня.

Перечень, утвержденный Указом № 200, существенно отличается от соответствующего перечня, утвержденного Указом № 152. При этом изменения касаются как структуры построения Перечня, так и непосредственно порядка осуществления процедур, в т.ч. оптимизации совершаемых процедур и перечня представляемых документов.

Перечень состоит из 22 глав, и каждая глава содержит ряд административных процедур, осуществляемых по заявлениям граждан в отдельных сферах правоотношений.

Следует отметить, что Перечень является исчерпывающим, и согласно части второй п.1 Указа № 200 осуществление государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан административных процедур, не предусмотренных в Перечне, не допускается.

При этом указанный запрет имеет довольно широкий ряд исключений. Например, запрет не распространяется на отношения:

- связанные с выдачей по заявлениям граждан документов и (или) сведений, самостоятельно запрашиваемых государственными органами и иными организациями;

- связанные с изъятием и предоставлением земельных участков;

- связанные с предоставлением социальных пособий, иных мер социальной поддержки населения в соответствии с решениями областных (Минского городского) Советов депутатов, областных (Минского городского) исполнительных комитетов;

- в которые вступают граждане в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности или с намерением осуществлять такую деятельность, а также связанные с осуществлением адвокатской, ремесленной деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма;

- возникающие в связи с выдачей (согласованием выдачи) лицензий (заключений, разрешительных документов) на ввоз и (или) вывоз товаров, ограниченных к перемещению через таможенную границу при ввозе и (или) вывозе по основаниям неэкономического характера;

- связанные с присуждением ученых степеней и присвоением ученых званий, их лишением (восстановлением), нострификацией (приравниванием) документов о присуждении ученых степеней и присвоением ученых званий, переаттестацией лиц, получивших ученые степени или ученые звания в иностранных государствах;

- регулируемые законодательством о конституционном судопроизводстве, гражданским процессуальным, хозяйственным процессуальным, уголовно-процессуальным законодательством, законодательством, определяющим порядок административного процесса, законодательством об оперативно-розыскной деятельности;

- регулируемые законодательством об избирательной системе и референдуме, о порядке реализации права законодательной инициативы гражданами Республики Беларусь;

- регулируемые гражданским законодательством в части договорных и иных обязательств, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами;

- регулируемые банковским, налоговым, таможенным законодательством, законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве), кроме случаев, предусмотренных законодательными актами;

- связанные с организацией и проведением проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности (в т.ч. налоговых проверок);

- связанные с совершением нотариальных действий, исполнения судебных постановлений;

- связанные с назначением пенсий, а также трудовые и связанные с ними отношения, поступление, прохождение и прекращение государственной и воинской службы, службы в органах внутренних дел, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям, органах финансовых расследований Комитета государственного контроля РБ, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами;

- связанные с оказанием индивидуальной государственной поддержки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, предоставлением гражданам льгот по таможенным платежам и налогам;

- связанные с государственными закупками, а также предоставлением прав, имущества и (или) услуг, осуществляемым посредством проведения конкурсов или аукционов;

- связанные с предоставлением юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям денежных средств из республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов.

Кроме того, указанный запрет не применяется в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих за пределами Республики Беларусь либо временно пребывающих или временно проживающих в Республике Беларусь, если иное не предусмотрено законодательными актами и (или) международными договорами Республики Беларусь,

Таким образом, запрет на осуществление административных процедур, не предусмотренных в Перечне, вносит концептуальные изменения в существующий порядок совершения административных процедур и предусматривает принципиально новый подход к работе с гражданами в государственных органах, иных государственных организациях.

 

15.07.2010 г.

 

Наталья Кухарчик, заведующая юридическим сектором управления юридической работы и кадров Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь

 

От редакции: В Указ Президента РБ от 26.04.2010 № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан» на основании указов Президента РБ от 21.01.2011 № 29 (с 1 января 2011 г.), от 22.04.2011 № 172 (с 1 июля 2011 г.), от 27.06.2011 № 276 (с 5 июля 2011 г.), от 08.11.2011 № 512 (с 1 января 2012 г.), от 30.12.2011 № 610 (с 6 января 2012 г.), от 19.01.2012 № 41 (с 1 апреля 2012 г.), от 23.07.2012 № 330, от 19.04.2012 № 197 (с 9 августа 2012 г.), от 15.01.2013 № 29 (с 15 января 2013 г.), от 13.05.2013 № 219 (с 19 мая 2013 г.), от 30.05.2013 № 246 (с 1 июня 2013 г.), от 05.08.2013 № 342 (с 8 августа 2013 г.), от 07.10.2013 № 454 (с 10 октября 2013 г.) и от 07.10.2013 № 455 (с 10 октября 2013 г.) внесены изменения и дополнения.

В Указ Президента РБ от 15.10.2007 № 498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц» на основании указов Президента РБ от 22.03.2011 № 119 (с 30 марта 2011 г.) и от 05.04.2012 № 157 (с 12 апреля 2012 г.) внесены изменения и дополнения.

С 25 апреля 2011 г. Указа Президента РБ от 12.05.2005 № 220 «О некоторых мерах по упрощению порядка совершения нотариальных действий» на основании Указа Президента РБ от 19.04.2011 № 166 утратил силу.

В Декрет Президента РБ от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» на основании декретов Президента РБ от 27.06.2011 № 5 (с 1 сентября 2011 г.) и от 24.01.2013 № 2 (с 1 мая 2013 г.) внесены изменения и дополнения.

С 22 января 2012 г. Закон РБ от 06.06.1996 № 407-XIII «Об обращениях граждан» на основании Закона РБ от 18.07.2011 № 300-З утратил силу.

С 21 февраля 2012 г. Декрет Президента РБ от 14.01.2005 № 2 «О совершенствовании работы с населением» на основании Декрета Президента РБ от 13.02.2012 № 1 утратил силу.

С 27 марта 2012 г. постановление Совета Министров РБ от 27.08.2007 № 1102 «О некоторых мерах по совершенствованию административных процедур, совершаемых в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» на основании постановления Совета Министров РБ от 17.02.2012 № 156 утратило силу.

С 20 октября 2012 г. в Закон РБ от 28.10.2008 № 433-З «Об основах административных процедур» на основании Закона РБ от 13.07.2012 № 412-З внесены изменения и дополнения.