


Материал помещен в архив
ОБРАЩЕНИЯ СТОРОН В ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ
В соответствии со ст.345 Хозяйственного процессуального кодекса РБ (далее - ХПК), п.19 Инструкции по исполнительному производству в хозяйственных судах Республики Беларусь, утвержденной постановлением Пленума ВХС РБ от 26.11.2009 № 21 (далее - Инструкция), стороны в исполнительном производстве обладают процессуальными правами, в числе которых:
- право на обжалование постановлений, действий (бездействия) судебного исполнителя;
- право на обращение в хозяйственный суд, к судебному исполнителю с ходатайствами, заявлениями.
От редакции: С 15 февраля 2012 г. следует руководствоваться Инструкцией № 21 с изменениями, внесенными постановлением Пленума ВХС РБ от 15.02.2012 № 2. |
Нередко стороны, обращаясь в хозяйственный суд или к судебному исполнителю с заявлениями, жалобами, ходатайствами, запросами, неправильно трактуют перечисленные понятия, тем самым подменяя их. В частности, взыскатель требует рассмотреть ходатайство о совершении какого-либо исполнительного действия в рамках исполнительного производства в соответствии с законодательством об обращениях. Также стороны не разграничивают жалобы процессуального и непроцессуального характера.
Прежде чем определить порядок рассмотрения жалоб процессуального и непроцессуального характера, ходатайств и запросов, необходимо дать определения указанным терминам.
Жалобы в исполнительном производстве
Согласно ст.1 Закона РБ от 06.06.1996 № 407-XIII «Об обращениях граждан» (далее - Закон) обращение - индивидуальное или коллективное предложение, заявление, жалоба гражданина (граждан) в государственный орган, иную организацию (должностному лицу), изложенные в устной или письменной форме.
От редакции: С 22 января 2012 г. взамен Закона принят Закон РБ от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц». |
Как следует из определения данного термина, жалоба является одним из видов обращений, в котором, как правило, выражается недовольство и заявляется требование о восстановлении прав, свобод и (или) законных интересов гражданина или субъекта хозяйствования, нарушенных действиями (бездействием) должностных лиц государственных органов, иных организаций или граждан.
В зависимости от существа поднимаемого вопроса при рассмотрении жалоб применяется:
1) процессуальный порядок, который урегулирован в ст.353 ХПК и предусматривает рассмотрение жалоб (протестов) на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя с вынесением судебного постановления;
2) непроцессуальный порядок, который урегулирован в Законе и Указе Президента РБ от 15.10.2007 № 498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц» (далее - Указ № 498).
От редакции: С 12 апреля 2012 г. следует руководствоваться Указом № 498 с изменениями, внесенными Указом Президента РБ от 05.04.2012 № 157. |
Жалобы на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя
К жалобам на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя предъявляются следующие основные требования:
а) должны быть соблюдены форма и содержание, установленные ст.159, 353 ХПК, в соответствии с которыми в жалобе должны быть указаны:
- наименование хозяйственного суда, в который подается жалоба;
- полные имена (наименования) сторон, участвующих в исполнительном производстве, их местонахождение;
- фамилия, имя, отчество судебного исполнителя (постановление, действие (бездействие) которого обжалуются);
- номер, дата возбуждения исполнительного производства, по которому подается жалоба, наименование исполнительного документа с указанием его содержания;
- обстоятельства, на которых основана жалоба;
- имеющиеся доказательства, подтверждающие основания жалобы;
- требования лица, подавшего жалобу, со ссылкой на акты законодательства;
- перечень прилагаемых к жалобе документов.
Жалоба может содержать иные сведения, необходимые для правильного ее разрешения, в т.ч. ходатайства, например, о приостановлении исполнения в соответствии со ст.363 ХПК;
б) к жалобе должны быть приложены:
- документы согласно ст.160, 353 ХПК, подтверждающие обстоятельства, на которых основана жалоба, и полномочия лица, подписавшего жалобу;
- уведомление о вручении копии жалобы и необходимых доказательств судебному исполнителю и другой стороне исполнительного производства или иные документы, подтверждающие их направление;
- копия обжалуемого постановления, вынесенного судебным исполнителем (при обжаловании постановления) и полученного взыскателем или должником;
в) должен быть соблюден срок подачи (10 дней со дня вынесения постановления, совершения действия (установления факта бездействия) судебным исполнителем).
Четко сформулированные требования, предъявляемые к жалобе на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя, обусловлены тем, что порядок ее рассмотрения осуществляется в судебном заседании в соответствии с требованиями ХПК по правилам рассмотрения дела хозяйственным судом первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных ст.346, 353 ХПК.
Несоблюдение данных требований при подаче жалобы в хозяйственный суд является основанием для оставления жалобы без движения исходя из определения хозяйственного суда и установления срока для устранения недостатков.
При неустранении заявителем причин, послуживших основанием для оставления жалобы без движения в установленный срок, хозяйственный суд возвращает жалобу и приложенные к ней документы в порядке ст.163 ХПК.
Жалобы, рассматриваемые в соответствии с законодательством об обращениях
Если к жалобе на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя требования предъявляются как к форме, так и содержанию, то к жалобе, рассматриваемой в соответствии с законодательством об обращениях, предъявляются требования прежде всего к форме, которые определены в п.3 Указа № 498. В частности, обращение должно содержать:
- наименование и (или) адрес организации, в которую направляется обращение;
- полное наименование юридического лица и его юридический адрес;
- изложение сути обращения;
- фамилию, собственное имя, отчество и подпись руководителя или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать обращения, заверенную печатью юридического лица.
Срок подачи непроцессуальных жалоб также отличается и составляет 3 года со дня нарушения прав, свобод и (или) законных интересов граждан или со дня, когда им стало известно об их нарушении (ст.8 Закона).
При этом как к первой категории жалоб, так и ко второй, в случае если они поданы представителями в интересах юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, в обязательном порядке должны быть приложены документы, подтверждающие их полномочия.
В общей сложности количество жалоб на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя на практике невелико по сравнению со схожими непроцессуальными обращениями. Основное отличие непроцессуальных жалоб от процессуальных, как правило, заключается в выражении взыскателями неудовлетворения отсутствием положительных результатов работы судебного исполнителя по взысканию задолженности.
Согласно части второй п.7 постановления Президиума ВХС РБ от 16.01.2007 № 2 «О некоторых вопросах рассмотрения хозяйственными судами обращений граждан и организаций на стадии исполнительного производства» (далее - постановление Президиума ВХС № 2) жалоба во всяком случае подлежит рассмотрению в порядке, установленном ХПК, если в ней указаны конкретные статьи ХПК, которыми руководствовалась сторона, иное заинтересованное лицо при обращении в хозяйственный суд и в соответствии с которыми она подлежит разрешению.
На практике, если в жалобе содержатся вопросы как процессуального, так и непроцессуального характера, но она не соответствует требованиям ХПК и в ней не указаны конкретные статьи ХПК, она рассматривается в соответствии с законодательством об обращениях (например, вопросы волокиты, этики), а по процессуальным вопросам (несогласие с судебным постановлением, действиями судебного исполнителя) разъясняется порядок подачи жалобы в порядке ст.353 ХПК.
Предоставление максимально полного ответа заявителю фактически исключает поступление повторных обращений. Как правило, если один и тот же заявитель обращается в Высший Хозяйственный Суд РБ вторично, то его обращение содержит другие вопросы.
Основными нарушениями, которые допускают стороны при подаче жалоб, рассматриваемых в соответствии с законодательством об обращениях, является отсутствие печати юридического лица на обращении или фирменного бланка организации, а также отсутствие документа, удостоверяющего полномочия представителя субъекта хозяйствования, при подаче жалобы указанным лицом. При таких обстоятельствах жалоба может быть оставлена без рассмотрения по существу (п.5 Указа № 498).
Кроме того, заявитель не всегда соблюдает порядок предъявления обращения (жалобы), установленный п.1 Указа № 498, в соответствии с которым первоначально обращение (жалоба) подлежит рассмотрению по существу в хозяйственном суде, на исполнении которого находится исполнительный документ. Только в случае несогласия с ответом заявитель может обжаловать его в вышестоящий орган, в частности, в Высший Хозяйственный Суд РБ.
Во многом несоблюдение принципа подачи жалобы в порядке подчиненности связано с распространенным мнением о том, что чем выше инстанция, тем быстрее будет разрешен вопрос заявителя. Вместе с тем будет правильным отметить, что субъектам хозяйствования не стоит опасаться обращения в хозяйственный суд, на исполнении которого находится исполнительное производство, поскольку изучение ситуации на месте - это, прежде всего, оперативность, экономичность и эффективность и, как следствие, урегулирование вопроса.
Субъект хозяйствования, обращаясь за разрешением той или иной ситуации, часто ставит вопрос о необходимости более оперативного взыскания задолженности, поэтому он должен понимать, что изучение обращения (жалобы) в Высшем Хозяйственном Суде РБ связано с временными затратами (истребование материалов исполнительного производства из хозяйственного суда, изучение их). Вместе с тем это время может быть использовано судебным исполнителем более рационально (например, для совершения исполнительного действия).
Процедура предъявления обращения (жалобы) в порядке подчиненности, установленная законодательством об обращениях, наиболее правильная и логичная, соответственно субъект хозяйствования должен соблюдать порядок, определенный нормами Закона.
Обращения на горячую линию
Необходимо отметить абсолютно новый вид работы с обращениями, поступающими на горячую линию Службы судебных исполнителей хозяйственных судов в Республике Беларусь (далее - Служба). Целью ее создания является проведение в жизнь дебюрократизации деятельности Службы, создание дополнительных условий для своевременного реагирования на обращения граждан и субъектов хозяйствования о фактах противоправных действий работников Службы, своевременное выявление и пресечение нарушений.
Отличительной особенностью обращений, поступающих на горячую линию Службы, является то, что прием таких обращений осуществляется круглосуточно в режиме автоответчика и факса, обеспечивающих возможность сохранения сообщения на магнитном носителе и прослушивания голосовой информации. Таким образом, субъект хозяйствования может обратиться как устно, так и письменно.
Несмотря на то что в информации о порядке работы горячей линии Службы, размещенной на сайте Высшего Хозяйственного Суда РБ, содержатся сведения о вопросах, входящих в компетенцию Службы, основной проблемой стало то, что большинство обращений, поступивших на горячую линию, не касаются работы Службы. Основные вопросы, с которыми обращались заявители, - это разъяснение норм действующего законодательства и организация работы общих судов.
С учетом количества подобных заявлений необходимо еще раз обратить внимание субъектов хозяйствования на то, что не подлежат рассмотрению обращения:
- не относящиеся к деятельности Службы;
- содержащие ходатайства о представлении информации о ходе исполнения;
- о выдаче документов;
- о принятии мер по исполнению исполнительного документа;
- о разъяснении норм действующего законодательства.
Кроме того, оставляя устное обращение в режиме автоответчика, субъекты хозяйствования не должны забывать указывать свои контактные данные (фамилия, имя, отчество, телефон), а также излагать суть вопроса.
Также следует отметить, что устные и письменные обращения, поступающие на горячую линию Службы, подлежат рассмотрению в соответствии с законодательством об обращениях. Это касается в т.ч. и срока рассмотрения обращения.
Пример
Первое обращение общества с ограниченной ответственностью «Ф» по вопросу исполнения исполнительного производства судебным исполнителем одного из хозяйственных судов поступило на горячую линию Службы 8 апреля 2010 г., а уже 9 апреля 2010 г. поступило его повторное обращение, в котором было указано, что обращение, направленное на горячую линию Службы 8 апреля 2010 г., осталось нерассмотренным.
С целью исключения подобных фактов следует иметь в виду, что для подготовки полного и достоверного ответа на обращение по вопросу исполнения исполнительного производства необходимо изучить материалы исполнительного производства, что соответственно выражается во временных затратах.
Именно поэтому законодательство об обращениях граждан определило срок рассмотрения обращений, который урегулирован ст.10 Закона и составляет:
- 15 дней - для обращений, не требующих дополнительного изучения и проверки;
- 1 месяц - при необходимости изучения и проведения проверки. При этом указанный срок может быть продлен, но не более чем на 1 месяц с одновременным уведомлением об этом заявителя.
Ходатайства в исполнительном производстве
Из смысла ХПК следует, что под ходатайством (в рамках исполнительного производства) следует понимать письменную просьбу, обращенную к хозяйственному суду или судебному исполнителю о совершении какого-либо исполнительного действия.
Как уже отмечалось ранее, в практике хозяйственных судов имеют место случаи, когда заявитель требует рассмотрения ходатайства в порядке и сроки, установленные законодательством об обращениях.
Вместе с тем п.6 постановления Президиума ВХС № 2 установлено, что обращения процессуального характера, требующие от судебного исполнителя совершения конкретных действий в рамках исполнительного производства, входящих в его компетенцию в соответствии с ХПК и Инструкцией (например, о несогласии с оценкой, о снятии ареста, о разрешении самостоятельной реализации и т.п.), рассматриваются судебным исполнителем в сроки, установленные ХПК, либо, если такие сроки ХПК не определены, непосредственно после поступления заявления (ходатайства) с учетом времени, необходимого для его разрешения по существу.
От редакции: С 24 ноября 2010 г. п.6 постановления Президиума ВХС № 2 на основании постановления Президиума ВХС РБ от 24.11.2010 № 52 изложен в новой редакции. |
Соответственно, если в заявлениях, направленных в хозяйственный суд, содержатся ходатайства о проведении конкретных исполнительных действий, на них действие Указа № 498 и Закона не распространяется.
Кроме того, в работе судебных исполнителей возникают ситуации, когда сторона в исполнительном производстве (обычно взыскатель) ходатайствует о совершении исполнительных действий, которые судебный исполнитель должен произвести в силу своих должностных обязанностей (например, направить запрос в регистрирующие органы для выяснения имущественного положения должника, произвести арест имущества и т.п.). В данном случае отдельных ходатайств не требуется. Как правило, заявление (ходатайство) о совершении конкретного исполнительного действия необходимо в случаях, прямо предусмотренных ХПК (например, о применении меры по обеспечению исполнения исполнительного документа и т.п.).
В свою очередь, если сторона в исполнительном производстве считает, что судебный исполнитель не принимает мер, направленных на исполнение исполнительного документа, она вправе подать жалобу в порядке ст.353 ХПК.
В исполнительном производстве существует достаточно четкое разграничение компетенции хозяйственного суда и судебного исполнителя, в соответствии с которой часть ходатайств может быть рассмотрена судебным исполнителем, другая часть - исключительно хозяйственным судом.
Так, в рамках исполнительного производства к исключительной компетенции хозяйственного суда относится рассмотрение следующих ходатайств о (об):
- изменении способа и порядка исполнения;
- восстановлении пропущенного срока для предъявления исполнительного документа к исполнению;
- применении, замене и отмене мер по обеспечению исполнения исполнительного документа;
- отсрочке или рассрочке исполнения судебного постановления;
- разъяснении решения хозяйственного суда;
- розыске должника;
- совершении исполнительных действий в случаях, нетерпящих отлагательства (в нерабочие дни и ночное время);
- о назначении экспертной оценки арестованного имущества.
Как правило, хозяйственный суд рассматривает ходатайства с извещением сторон и по результатам рассмотрения выносит определение.
В свою очередь, к компетенции судебного исполнителя относятся все иные вопросы по исполнительному производству (например, об отложении совершения исполнительного действия, о разрешении должнику самостоятельной реализации арестованного имущества и т.п.), за исключением вышеперечисленных, отнесенных к исключительной компетенции хозяйственного суда.
При этом ст.367 ХПК для ходатайств о приостановлении исполнительного производства установлена двойная компетенция. Указанный вопрос может быть рассмотрен как хозяйственным судом, так и судебным исполнителем.
Запросы в исполнительном производстве
Под запросами следует понимать письменную просьбу о представлении какой-либо информации.
Необходимо отметить, что на запросы о ходе исполнения исполнительного производства, как и на ходатайства, действие законодательства об обращениях не распространяется. Согласно постановлению Президиума ВХС РБ от 06.03.2006 № 22 «Об организации работы в хозяйственных судах Республики Беларусь с обращениями граждан» запросы информационно-справочного характера о деятельности судов, о ходе рассмотрения дел и исполнения исполнительных производств не подпадают под сферу деятельности законодательства об обращениях.
В соответствии с положениями ст.345 ХПК стороны исполнительного производства вправе знакомиться с материалами исполнительного производства.
Кроме того, абзацем 4 части третьей п.19 Инструкции предусмотрено, что стороны в исполнительном производстве имеют право знакомиться с материалами исполнительного производства, делать выписки из него или за свой счет снимать копии этих материалов.
В практике работы хозяйственных судов имеют место многочисленные факты, когда сторона не в полной мере пользуется предоставленными ей правами. Имея реальную возможность ознакомиться с материалами исполнительного производства и тем самым обладать необходимой информацией, субъекты хозяйствования выбирают менее эффективный метод - направление запроса с просьбой проинформировать их о ходе исполнения.
Неиспользование права на ознакомление с материалами исполнительного производства создает сложности в работе судебного исполнителя, не позволяя ему рационально использовать рабочее время, уделять максимальное внимание проведению исполнительных действий, направленных на своевременное и полное исполнение судебного постановления.
В качестве примера можно привести следующие данные. В один из хозяйственных судов в 2009 г. поступило более 2,5 тыс. запросов о ходе исполнения, а это каждое пятое исполнительное производство. Более того, отдельные представители субъектов хозяйствования практикуют направление подобных запросов ежемесячно.
Подробные ответы на данные запросы увеличивают их количество и исключают участие взыскателя в исполнительном производстве, что является нелогичным, поскольку именно взыскатель должен быть заинтересован в скорейшем погашении долгов в его пользу.
Принимая во внимание установленный в ст.13 ХПК принцип процессуальной экономии, в соответствии с которым рабочее время судебного исполнителя должно быть максимально использовано на совершение исполнительных действий, Высшим Хозяйственным Судом РБ было подготовлено разъяснение от 16.11.2009 № 03-10/2516 «О порядке рассмотрения запросов о ходе исполнения исполнительного производства», согласно которому обязанности по предоставлению судебными исполнителями на запросы сторон о ходе исполнения исполнительного производства письменных ответов по существу хозяйственным процессуальным законодательством не предусмотрено.
От редакции: С 1 июня 2011 г. разъяснение № 03-10/2516 на основании разъяснения ВХС РБ от 01.06.2011 № 03-19/1022 утратило силу. |
При рассмотрении запросов сторон о ходе исполнения исполнительного производства с учетом конкретных обстоятельств дела и наличия либо отсутствия у взыскателя возможности на непосредственное ознакомление с материалами исполнительного производства судебным исполнителям рекомендовано разъяснять сторонам право стороны на ознакомление с материалами исполнительного производства без предоставления ответов по существу.
Сторона исполнительного производства, требующая рассмотрение запроса о ходе исполнения исполнительного производства по существу, должна аргументировать невозможность личного ознакомления с материалами исполнительного производства.
В свою очередь, активное участие стороны в исполнительном производстве, в т.ч. путем ознакомления с материалами исполнительного производства, будет способствовать экономии государственных денежных средств и исключению фактов нерационального использования материальных ресурсов.
Данная статья призвана, прежде всего, ориентировать заявителей на возможные пути урегулирования поднимаемых ими вопросов, поскольку правильное понимание терминов «обращение», «жалоба», «ходатайство» и «запрос», умение их разграничивать, добросовестно применять на практике позволит поддерживать эффективную работу Службы.
15.07.2010 г.
Татьяна Староверова, главный специалист управления организации исполнительного производства Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь
От редакции: В Хозяйственный процессуальный кодекс РБ от 15.12.1998 № 219-З на основании законов РБ от 10.01.2011 № 241-З (с 31 января 2011 г.), от 03.07.2011 № 285-З (с 23 июля 2011 г.), от 30.12.2011 № 334-З (с 6 апреля 2012 г.), от 25.11.2011 № 322-З (с 6 июня 2012 г.) и от 30.12.2011 № 334-З (с 6 апреля 2012 г.), от 12.07.2013 № 59-З (с 24 января 2014 г.), от 01.07.2014 № 174-З (с 21 июля 2014 г.) внесены изменения и дополнения.