


Материал помещен в архив
ОБЩАЯ ЧАСТЬ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА: НОВАЦИИ 2010 ГОДА
1. Налоговый учет и отчетность
1.1. Общие положения
1.2. Система налогов
1.3. Налогообложение физических лиц
1.4. Права и обязанности плательщиков
1.5. Что такое реализация?
1.6. Исполнение налогового обязательства
1.7. Налоговый период
1.8. Налоговые льготы
1.9. Пени
1.10. Арест имущества
1.11. Зачет, возврат излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пени
1.12. Налоговая декларация (расчет)
1.13. Учет плательщиков (иных обязанных лиц)
1.14. Обязанности банков, других организаций
2. Налоговые проверки
2.1. Порядок проведения проверок
2.2. Эксперт в проведении проверок налоговыми органами
2.3. Специалист в проведении проверок налоговыми органами
2.4. Доступ на территорию плательщика
2.5. Истребование документов при проведении проверок
2.6. Изъятие оригиналов документов при проведении выездной проверки
2.7. Результаты проверки
2.8. Налоговая тайна
2.9. Права налоговых органов
2.10. Обжалование решений и действий должностных лиц налоговых органов
29 декабря 2009 г. принят Закон РБ № 72-З «О введении в действие Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь, внесении изменений и дополнений в Общую часть Налогового кодекса Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Беларусь и их отдельных положений по вопросам налогообложения» (далее - Закон № 72-З).
Законом № 72-З вносятся существенные изменения и дополнения в Налоговый кодекс РБ (далее - НК). Так, с 1 января 2010 г. вводится в действие Особенная часть НК, которая устанавливает порядок уплаты налогов (сборов) в бюджет. Вместе с тем внесены важные изменения и в Общую часть НК: уточнена система налогов, изменен порядок признания физических лиц налоговыми резидентами, внесены изменения в порядок исполнения налогового обязательства и исчисления пени, порядок предоставления налоговых льгот, определения налогового периода, зачета (возврата) излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пени, порядок предоставления налоговых деклараций (расчетов), порядок постановки плательщиков на учет, дополнены и изменены права и обязанности плательщиков, налоговых органов, банков, других организаций, установлен общий порядок определения выручки от реализации, внесены изменения в порядок проведения проверок, порядок передачи арестованного имущества на ответственное хранение, порядок привлечения экспертов и специалистов к проверкам, порядок доступа должностных лиц налогового органа на территорию плательщика, порядок истребования и изъятия документов при проведении проверки, оформления результатов проверок и обжалования решений налоговых органов и действий (бездействий) их должностных лиц.
В настоящее время в Общей части НК приведен полный перечень уплачиваемых налогов (сборов). Как и ранее, систему налогообложения составляют республиканские и местные налоги (сборы). Кроме того, отдельно выделены особые режимы налогообложения.
Республиканские налоги (сборы) (ст.8 Общей части НК) |
Местные налоги (сборы) (ст.9 Общей части НК) |
Особые режимы налогообложения (ст.10 Общей части НК) |
- Налог на добавленную стоимость; - акцизы; - налог на прибыль; - налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство; - подоходный налог с физических лиц; - налог на недвижимость; - земельный налог; - экологический налог; - налог за добычу (изъятие) природных ресурсов; - сбор при ввозе на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ; - сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь; - сбор за выдачу разрешений на проезд автомобильных транспортных средств Республики Беларусь по территориям иностранных государств; - оффшорный сбор; - гербовый сбор; - консульский сбор; - государственная пошлина; - патентные пошлины; - таможенные пошлины и таможенные сборы |
- Налог на услуги; - налог за владение собаками; - сбор на развитие территорий; - курортный сбор; - сбор с заготовителей |
- Налог при упрощенной системе налогообложения; - единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц; - единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции; - налог на игорный бизнес; - налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности; - налог на доходы от проведения электронных интерактивных игр; - сбор за осуществление ремесленной деятельности; - сбор за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма |
Порядок исчисления и уплаты указанных налогов и сборов установлен в Особенной части НК.
При этом различают порядок установления, введения в действие и прекращения действия республиканских и местных налогов и сборов (ст.11 и 12 Общей части НК).
С учетом внесенных Законом № 72-З изменений республиканские налоги и сборы устанавливаются (вводятся, прекращают действие) только путем внесения изменений в НК, а в случае изменения порядка уплаты таможенных платежей - в Таможенный кодекс РБ или Закон РБ от 03.02.1993 № 2151-XII «О Таможенном тарифе». Однако предусмотрено, что республиканские налоги и сборы могут устанавливаться (вводиться, прекращать действие) Президентом РБ.
Право устанавливать (вводить, прекращать действие) местные налоги и сборы предоставлено областным и Минскому городскому Советам депутатов. Исключение составляет курортный сбор, право устанавливать (вводить, прекращать действие) который предоставлено Минскому городскому Совету депутатов и Советам депутатов базового территориального уровня.
При этом указанные органы имеют право как устанавливать (вводить в действие), так и не устанавливать (не вводить в действие) указанные в НК местные налоги и сборы, либо прекратить действие ранее введенных ими местных налогов и сборов.
Устанавливаются местные налоги и сборы путем принятия соответствующего нормативного правового акта (решения). В таком нормативном правовом акте должны быть определены:
плательщики;
объекты налогообложения;
налоговая база;
налоговые ставки;
налоговый период;
порядок исчисления;
порядок и сроки уплаты;
налоговые льготы;
сроки представления в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов).
Законом № 72-З уточнено понятие термина «бюджетная организация». Так, бюджетной организацией признается организация:
1) созданная (образованная) Президентом РБ, государственными органами, в т.ч. местным Советом депутатов, местным исполнительным и распорядительным органом, или иной уполномоченной на то Президентом РБ государственной организацией;
2) целью создания которой является осуществление управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера;
3) финансируемая из соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы;
4) имеющая текущий (расчетный) счет в банке и (или) небанковской кредитно-финансовой организации;
5) бухгалтерский учет которой ведется в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета, утвержденным в установленном порядке для бюджетных организаций, либо учет активов и обязательств которой ведется в соответствии с законодательством для государственных органов, имеющих воинские формирования и военизированные организации, а также подчиненные им воинские части, организации и подразделения.
Налогообложение физических лиц
Статус налогового резидента. При налогообложении физического лица главную роль играет, является либо нет данное физическое лицо налоговым резидентом Республики Беларусь. Физическое лицо признается налоговым резидентом Республики Беларусь в соответствии со ст.17 Общей части НК. Налоговыми резидентами Республики Беларусь, по общему правилу, признаются физические лица, которые фактически находились на территории Республики Беларусь в календарном году более 183 дней. Законом № 72-З Министерству по налогам и сборам РБ предоставлено право установления порядка подтверждения физическим лицом времени фактического нахождения на территории Республики Беларусь и представления в налоговые органы документов, необходимых для такого подтверждения, а также перечень таких документов. В связи с этим ст.17 Общей части НК дополнена п.4.
Определение места жительства. Внесены также изменения и в правила определения места жительства физического лица, установленные в п.1 ст.18 Общей части НК. Ранее местом жительства физического лица признавалось место (населенный пункт, дом, квартира или иное жилое помещение), где это физическое лицо постоянно или преимущественно проживает. При невозможности установить такое место - место жительства (при его отсутствии - место пребывания), указанное в документе, удостоверяющем личность, либо другом документе о регистрации, либо место нахождения имущества этого лица.
Законом № 72-З указанные правила несколько изменены, и место жительства определяется в следующей последовательности:
во-первых, это место (населенный пункт, дом, квартира или иное жилое помещение), где это физическое лицо зарегистрировано по месту жительства;
во-вторых, при отсутствии такого места - место, где это физическое лицо постоянно или преимущественно проживает;
в-третьих - в случае, если данные об этом установить невозможно, - место нахождения имущества этого лица.
Каждое следующее правило определения места жительства физического лица действует при невозможности применить предыдущее.
Признание физических лиц индивидуальными предпринимателями. Законом № 72-З дополнены правила признания физических лиц индивидуальными предпринимателями, установленные в ст.19 Общей части НК.
Во-первых, индивидуальные предприниматели разделены на 2 группы:
- белорусские индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей в Республике Беларусь;
- иностранные индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей за пределами Республики Беларусь.
Во-вторых, установлено правило применения законодательства для признания физического лица индивидуальным предпринимателем при отсутствии страны регистрации. Так, при отсутствии страны регистрации для определения способности физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, быть индивидуальным предпринимателем и иметь связанные с этим права и обязанности применяется право страны основного места осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности.
Например, гражданин Российской Федерации, осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Республики Беларусь и не зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя ни в одной стране. В этом случае способность данного гражданина быть индивидуальным предпринимателем и иметь связанные с этим права и обязанности определяется по праву Республики Беларусь - страны осуществления предпринимательской деятельности.
Права и обязанности плательщиков
Законом № 72-З дополнены права плательщиков, установленные в п.1 ст.21 Общей части НК. Напомним, что плательщиками налогов, сборов (пошлин) признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК, Таможенным кодексом РБ и (или) актами Президента РБ возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины) (п.1 ст.13 НК).
Наряду с другими правами плательщикам предоставлено право:
присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
получать акт или справку проверки;
представлять в налоговые органы и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, сборов (пошлин), а также возражения по акту или справке проверки.
Нельзя сказать, что данные дополнения являются новацией, поскольку на практике плательщики не ограничивались в таких правах. В данном случае фактически предоставляемые права нормативно закреплены.
Кроме того, упразднена обязанность сообщения в налоговый орган информации об открытии или закрытии счетов в банках в Республике Беларусь (а иностранными организациями - и тех счетов, через которые осуществляется их деятельность в Республике Беларусь), ранее установленная в подп.1.9.1 п.1 ст.22 Общей части НК. Согласно внесенным Законом № 72-З изменениям только белорусские организации обязаны сообщать в налоговые органы по месту постановки на учет сведения об открытии или закрытии счетов в банке за пределами Республики Беларусь. Срок представления таких сведений остался прежним - не позднее 5 рабочих дней со дня открытия или закрытия счета.
В связи с этим следует пояснить, что согласно ст.14 Общей части НК белорусской организацией признается организация, местом нахождения которой является Республика Беларусь. Иностранной организацией признается организация, местом нахождения которой не является Республика Беларусь.
Законом № 72-З внесен ряд изменений в правила определения понятия «реализация», установленного в ст.31 Общей части НК:
1) термин реализуемых объектов дополнен помимо предусмотренных ранее товаров (работ, услуг) такими объектами, как имущественные права;
2) исключено правило, согласно которому к реализации товаров (работ, услуг) ранее относилось использование товаров (работ, услуг) для собственного потребления, если соответствующие затраты не относятся на издержки производства и обращения;
3) предусмотрено определение термина «безвозмездная передача». Под безвозмездной передачей товаров (работ, услуг), имущественных прав признаются передача товаров (работ, услуг), имущественных прав без оплаты и освобождение от обязанности их оплаты;
4) установлен порядок расчета стоимости не признаваемого реализацией товаров безвозмездно передаваемого имущества организации ее участнику (акционеру). Напомним, что не признается реализацией товаров безвозмездная передача имущества организации ее участнику (акционеру) в размере, не превышающем его взноса (вклада) в уставный фонд этой организации, при ее ликвидации либо при выходе (исключении) участника из состава участников организации. Законом № 72-З дополнено, что в этом случае стоимость передаваемого имущества и размер взноса (вклада) участника (акционера) подлежат пересчету в доллары США по официальному курсу, установленному Нацбанком РБ соответственно на дату передачи имущества и на дату внесения взноса (вклада);
5) дополнен перечень случаев безвозмездной передачи имущества, не признаваемых реализацией товаров. К таким случаям, наряду с ранее предусмотренными, отнесена безвозмездная передача:
имущества (работ, услуг) Республике Беларусь или ее административно-территориальным единицам, в т.ч. в лице уполномоченных государственных органов, юридических и физических лиц;
имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальных единиц, государственным организациям по решению собственника имущества или уполномоченного им органа (организации);
неиспользуемого имущества, находящегося в республиканской и коммунальной собственности, в собственность индивидуальных предпринимателей и негосударственных юридических лиц;
6) к не признаваемым реализацией товаров случаям отнесено первичное размещение ценных бумаг, осуществляемое в соответствии с законодательством.
Законом № 72-З установлено также общее правило определения выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав по договорам, в которых сумма обязательств выражена в иностранной валюте эквивалентно сумме в иной иностранной валюте либо в белорусских рублях эквивалентно сумме в иностранной валюте.
Условия договора |
Порядок определения выручки | |
дата определения величины обязательства следует за датой реализации (получения доходов) |
дата определения величины обязательства предшествует дате или совпадает с датой реализации (получения доходов) | |
Сумма обязательств выражена в белорусских рублях эквивалентно сумме в иностранной валюте | В белорусских рублях по официальному курсу, установленному Нацбанком РБ на дату реализации (получения доходов) товаров (работ, услуг), имущественных прав | В подлежащей оплате сумме в белорусских рублях |
Сумма обязательств выражена в иностранной валюте эквивалентно сумме в иной иностранной валюте | В иностранной валюте эквивалентно сумме в иной иностранной валюте путем пересчета с применением официальных курсов, установленных Нацбанком РБ на дату реализации (получения доходов) товаров (работ, услуг), имущественных прав | В подлежащей оплате сумме в иностранной валюте |
При этом выручка (доходы) в иностранной валюте пересчитывается в белорусские рубли по официальному курсу, установленному Нацбанком РБ на дату реализации (получения доходов).
Под датой определения величины обязательства по договору понимается дата, на которую в соответствии с законодательством или соглашением сторон определяются подлежащая оплате сумма в белорусских рублях по обязательствам по такому договору, выраженным в белорусских рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте, или подлежащая оплате сумма в иностранной валюте по обязательствам, выраженным в иностранной валюте в сумме, эквивалентной сумме в иной иностранной валюте.
Исполнение налогового обязательства
Законом № 72-З внесены дополнения в общий порядок исполнения налогового обязательства, установленный в п.3 ст.37 Общей части НК. Напомним, что под исполнением налогового обязательства признается уплата причитающихся сумм налога, сбора (пошлины).
Так, предусмотрено, что не требуется уплата причитающихся сумм налогов, сборов (пошлин) плательщиком - физическим лицом в случае его привлечения к ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации.
Административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации установлена в части первой ст.12.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. Согласно данной норме осуществление физическим лицом предпринимательской деятельности без государственной регистрации влечет наложение штрафа в размере от 10 до 50 базовых величин с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности. Следовательно, привлечение физического лица к указанной административной ответственности фактически освобождает его от исполнения налогового обязательства. При этом доход, полученный от осуществления незарегистрированной предпринимательской деятельности, подлежит конфискации.
Также предусмотрено, что не требуется уплата причитающихся сумм таможенных платежей плательщиком, возместившим в установленном порядке причиненный ущерб в виде неуплаченных таможенных платежей.
Законом № 72-З разделены термины «налоговый период» и «отчетный период». Так, в п.1 ст.42 Общей части НК внесены изменения, согласно которым предусмотрено, что налоговый период может состоять из нескольких отчетных периодов. При этом под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени, определяемый применительно к каждому конкретному налогу, сбору (пошлине), по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма этого налога, сбора (пошлины).
Например, согласно п.1 ст.108 Особенной части НК налоговым периодом по налогу на добавленную стоимость признается календарный год. Отчетным периодом по налогу на добавленную стоимость признается календарный месяц, а для плательщиков, у которых сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов, исчисленная нарастающим итогом с начала календарного года, не превышает 3 815 000 000 бел.руб., - по их выбору календарный месяц или календарный квартал.
Законом № 72-З предусмотрено также, что на плательщиков (иных обязанных лиц) может возлагаться обязанность по исчислению и уплате налога до начала либо в течение налогового периода. Такие случаи устанавливаются непосредственно в Особенной части НК при определении порядка уплаты соответствующего налога (сбора).
Изменен порядок предоставления налоговых льгот (статья 43 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь). В частности, Министру иностранных дел РБ и его заместителям, руководителям дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь за пределами Республики Беларусь предоставлено право снижать ставки консульского сбора или освобождать от консульского сбора организации и физических лиц по их заявлениям, подаваемым в письменной форме, если приведенные ими причины будут признаны уважительными.
Уточнено также, что местные Советы депутатов или по их поручению местные исполнительные и распорядительные органы вправе предоставлять льготы по налогам, сборам (пошлинам), полностью зачисляемым в местные бюджеты:
отдельным плательщикам - физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, исходя из их имущественного положения;
отдельным категориям плательщиков. Порядок и условия предоставления льгот определяются Президентом РБ, НК, иными законами.
Согласно п.5 ст.43 Общей части НК плательщик вправе использовать налоговые льготы с момента возникновения правовых оснований для их применения и в течение всего периода действия этих оснований. При этом Законом № 72-З дополнено, что налоговые льготы по таможенным платежам, не использованные при декларировании товаров, помещенных под соответствующий таможенный режим, могут быть использованы плательщиком, если налоговое обязательство по этим платежам возникло в период действия правовых оснований для использования указанных налоговых льгот и не истек 1 год со дня принятия таможенной декларации таможенным органом.
Уточнен порядок представления документов, подтверждающих право на льготы. Теперь, по общему правилу, указанные документы плательщик должен представлять в налоговый орган по месту постановки на учет вместе с налоговой декларацией (расчетом) по соответствующему налогу, сбору (пошлине), представляемой в следующие сроки:
по итогам налогового либо отчетного периода, в котором налоговые льготы были первоначально использованы;
20 июля календарного года, в котором использовались налоговые льготы;
20 января календарного года, следующего за годом, в котором использовались такие налоговые льготы.
При использовании налоговых льгот по таможенным платежам документы, подтверждающие право на эти льготы плательщик должен представлять вместе с таможенной декларацией (иным таможенным документом).
Законом № 72-З внесено дополнение в порядок начисления пеней, установленный в ст.52 Общей части НК. Напомним, что пенями признаются денежные суммы, которые плательщик (иное обязанное лицо) должен уплатить в случае исполнения налогового обязательства в более поздние сроки по сравнению с установленными налоговым законодательством.
Так, предусмотрено, что пени не начисляются на суммы налогов, сборов (пошлин), подлежащие доплате согласно налоговым декларациям (расчетам), представленным не позднее 1 апреля текущего года по итогам проведения в соответствии с законодательством переоценки (изменения стоимости) числящихся в бухгалтерском учете в составе внеоборотных активов основных средств, не завершенных строительством объектов и неустановленного оборудования. При этом данная норма применяется при условии полной уплаты подлежащих доплате сумм налогов, сборов (пошлин) не позднее 10 апреля текущего года.
Законом № 72-З предусмотрены изменения в порядок передачи арестованного (изъятого) имущества на ответственное хранение.
Так, Законом № 72-З определено, что изъятое имущество передается на хранение плательщику (его представителю) в случаях, установленных законодательством, или иному лицу с предупреждением таких лиц об ответственности в соответствии с законодательством за порчу, расходование, сокрытие либо отчуждение изъятого имущества, о чем берется подписка.
Если имущество, на которое наложен арест, не было изъято, такое имущество вверяется плательщику (его представителю) по описи имущества с предупреждением об ответственности в соответствии с законодательством за порчу, расходование, сокрытие либо отчуждение вверенного имущества, о чем берется подписка.
Зачет, возврат излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пени
Излишне уплаченная сумма налога, сбора (пошлины), пени подлежит зачету в счет предстоящих платежей плательщика (иного обязанного лица) либо возврату (ст.60 Общей части НК). Налоговый орган обязан сообщить плательщику (иному обязанному лицу) о каждом ставшем ему известным факте излишней уплаты и об излишне уплаченной сумме налога, сбора (пошлины), пени. Законом № 72-З уменьшен срок направления такого сообщения с 10 до 5 рабочих дней со дня обнаружения каждого такого факта.
Зачет излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пени производится налоговым органом самостоятельно в течение 5 рабочих дней со дня выявления факта наличия у плательщика (иного обязанного лица) неисполненного налогового обязательства или неуплаченных пеней. В случае выявления факта наличия неисполненного налогового обязательства или неуплаченных пеней в результате проверки зачет излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины) производится в течение 5 рабочих дней со дня вынесения решения по акту проверки. Законом № 72-З исключена возможность проведения такого зачета, если факт неустановленного налогового обязательства установлен в результате камеральной проверки.
Согласно п.21 Указа Президента РБ от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее - Указ № 510) под камеральной проверкой понимается проверка, проводимая по месту нахождения контролирующего (надзорного) органа на основании изучения документов и информации, полученных контролирующим (надзорным) органом в соответствии с законодательством, без истребования от проверяемого субъекта иных документов.
Также ст.60 Общей части НК установлена возможность направления излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пени в счет предстоящих платежей по этому налогу, сбору (пошлине), на исполнение налоговых обязательств по другим налогам, сборам (пошлинам), на уплату пеней по письменному заявлению плательщика (иного обязанного лица).
В любом случае налоговый орган обязан сообщить плательщику (иному обязанному лицу) о произведенном зачете. Законом № 72-З срок направления такого сообщения сокращен с 10 до 5 рабочих дней со дня проведения такого зачета.
Законом № 72-З внесен ряд изменений в порядок представления налоговых деклараций (расчетов), установленный в ст.63 Общей части НК:
1) уточнено, что налоговая декларация (расчет) представляется каждым плательщиком (иным обязанным лицом), кроме Нацбанка РБ и его структурных подразделений;
2) предусмотрено, что налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган только по месту постановки на учет плательщика (иного обязанного лица). Норма, предусматривающая представление налоговой декларации (расчета) в налоговый орган по месту расположения объектов налогообложения исключена;
3) уточнено, что документы, прилагаемые к налоговой декларации (расчету), представляются только на бумажном носителе. Напомним, что сама налоговая декларация (расчет) может представляться в налоговый орган на бумажном носителе или в виде электронного документа;
4) уточнено, что налоговый орган обязан передать плательщику (иному обязанному лицу) подтверждение в виде электронного документа при получении налоговой декларации (расчета) с помощью программных и технических средств. Ранее в таком случае налоговый орган обязан был передать письменное подтверждение как на бумажном носителе, так и в электронном виде. При этом исключена обязанность Министерства по налогам и сборам РБ по установлению формы письменного подтверждения о приеме налоговой декларации (расчета) в виде электронного документа;
5) установлена обязанность плательщиков по внесению изменений и дополнений в поданные ранее налоговые декларации (расчеты) в случае самостоятельного обнаружения в таких налоговых декларациях (расчетах) неполноты сведений или ошибок. При этом исключена норма, согласно которой такие изменения вносились только в случае, если ошибки приводили к занижению (завышению) подлежащей уплате суммы налога, сбора (пошлины);
6) изменен сам порядок внесения изменений и дополнений плательщиком в представленные ранее налоговые декларации (расчеты) при обнаружении неполноты представленных сведений или ошибок. Ранее соответствующие сведения о вносимых изменениях и дополнениях отражались в налоговой декларации (расчете), представляемой за очередной отчетный период текущего налогового периода. Законом № 72-З различаются порядки внесения изменений и дополнений в налоговые декларации (расчеты) по налогам, сборам (пошлинам), исчисляемым нарастающим итогом с начала налогового периода, и в налоговые декларации (расчеты) по налогам, сборам (пошлинам), исчисляемые без нарастающего итога:
Порядок исчисления налогов, сборов (пошлин) |
Период, за который обнаружены неполнота представленных сведений или ошибки |
Налоговая декларация (расчет), в которой отражаются изменения и дополнения |
Нарастающим итогом с начала налогового периода | За прошлый отчетный период текущего налогового периода | Налоговая декларация (расчет), представляемая за очередной отчетный период текущего налогового периода |
За отчетный период прошлого налогового периода | Налоговая декларация (расчет) за прошлый налоговый период | |
Без нарастающего итога с начала налогового периода | За прошлый отчетный период текущего налогового периода | Налоговая декларация (расчет) за тот отчетный (налоговый) период, в котором обнаружены неполнота сведений или ошибки |
За отчетный период прошлого налогового периода |
Учет плательщиков (иных обязанных лиц)
Законом № 72-З внесены изменения и дополнения в порядок учета плательщиков (иных обязанных лиц), установленный в ст.66 Общей части НК. Отдельные нормы приведены в соответствие с Декретом Президента РБ от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования».
Государственные органы. Постановка на учет государственных органов производится по их заявлению о постановке на учет в налоговый орган по месту их нахождения не позднее 10 рабочих дней со дня издания (принятия) нормативного правового акта, в соответствии с которым они образованы.
Физические лица. На основании заявления производится постановка на учет в налоговом органе физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, - плательщиков единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц при осуществлении ими видов деятельности, указанных в п.1 ст.295 Особенной части НК:
оказание услуг по выращиванию сельскохозяйственной продукции;
оказание услуг по дроблению зерна;
выпас скота;
репетиторство;
чистка и уборка жилых помещений;
дневной уход за детьми;
сдача внаем (поднаем) жилых помещений, кроме предоставления мест для краткосрочного проживания.
Заявление представляется такими физическими лицами в налоговый орган по месту жительства до начала осуществления такой деятельности.
Религиозные организации. Законом № 72-З также установлен перечень документов, прилагаемых религиозными организациями к заявлению о постановке на учет:
оригинал и копия устава;
оригинал и копия свидетельства о государственной регистрации;
оригиналы и копии документов, подтверждающих служебное положение руководителя юридического лица, лица, исполняющего его обязанности;
оригиналы и копии документов, подтверждающих полномочия лица, осуществляющего руководство бухгалтерским учетом.
Иностранные организации. Законом № 72-З внесено дополнение, согласно которому не подлежат постановке на учет в налоговом органе иностранные организации, открывающие вкладные (депозитные) счета для размещения денежных средств в целях хранения (распоряжения, связанного с хранением) и получения дохода.
Также предусмотрено, что для постановки на учет в налоговом органе иностранной организации, открывающей счет в банке Республики Беларусь, не требуется представление выписки из торгового регистра страны ее места нахождения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса иностранной организации в соответствии с законодательством страны ее места нахождения, а также копии учредительных документов иностранной организации (иностранного банка).
Срок постановки на учет плательщика (иного обязанного лица) налоговым органом сокращен с 3 до 2 рабочих дней со дня получения информационной карты от регистрирующего органа или заявления плательщика (иного обязанного лица) с приложением необходимых документов (сведений) либо документов (сведений) о плательщике (ином обязанном лице) и объектах налогообложения, полученных налоговым органом.
В случае изменения места нахождения или места жительства плательщик подлежит снятию с учета в налоговом органе по прежнему месту нахождения или места жительства и постановке в другом налоговом органе.
Срок снятия с учета в таком случае сокращен с 10 до 5 рабочих дней.
Сокращены также установленные в ст.67 Общей части НК сроки представления в налоговые органы иными государственными органами и организациями информации о государственной регистрации и ликвидации плательщиков. Государственные органы и организации, осуществляющие государственную регистрацию, направляют в налоговые органы информацию:
1) о государственной регистрации организаций, постановка на учет в налоговом органе которых осуществляется при их государственной регистрации, и индивидуальных предпринимателей - в течение 2 рабочих дней со дня их государственной регистрации. Ранее такой срок не должен был превышать 3 дней;
2) о ликвидации организации и прекращении деятельности индивидуального предпринимателя - в течение 3 рабочих дней со дня внесения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей записи об исключении из него организации или индивидуального предпринимателя. Ранее данные сведения представлялись в 5-дневный срок со дня вынесения (получения) решения об исключении организации или индивидуального предпринимателя из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Обязанности банков, других организаций
Представление сведений о плательщиках банками. Законом № 72-З внесено дополнение в ст.68 Общей части НК, устанавливающую обязанность банков по представлению сведений о плательщиках.
Так, исключена обязанность банков открывать текущий (расчетный) и иные счета организациям и индивидуальным предпринимателям только при предъявлении ими документов, подтверждающих их постановку на учет в налоговом органе.
При этом введена обязанность банка сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения об открытии или закрытии иностранной организации вкладного (депозитного) счета для размещения денежных средств в целях хранения (распоряжения, связанного с хранением) и получением дохода. Сообщение направляется в течение 1 банковского дня после соответственно открытия или закрытия таких счетов. В таком случае сообщение не направляется в налоговый орган по месту постановки на учет иностранной организации.
Одновременно предусмотрено, что сообщения и об открытии или закрытии счета организации или индивидуального предпринимателя могут быть направлены на бумажном либо магнитном носителе по выбору банка.
Представление информации о доходах физических лиц Фондом социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь. Законом № 72-З введена обязанность Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты РБ ежегодного представления в Министерство по налогам и сборам РБ информации о доходах физических лиц за истекший календарный год. Такая информация должна быть представлена не позднее 1 июня года, следующего за истекшим календарным годом.
Законом № 72-З изменены нормы Общей части НК, устанавливающие порядок проведения проверок налоговыми органами. Данные нормы приведены в соответствие с нормами Указа № 510.
Так, из Общей части НК исключен термин «налоговая проверка». Проверки, проводимые налоговыми органами, как и ранее, разделены на камеральные и выездные проверки.
Камеральные проверки. Основные правила проведения камеральных проверок Законом № 72-З не изменены. Установлено, что камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основании изучения налоговых деклараций (расчетов) и иных документов и информации, представленных плательщиком (иным обязанным лицом) или полученных налоговым органом в соответствии с законодательством. При этом налоговый орган вправе истребовать от плательщика (иного обязанного лица) иные документы и дополнительные сведения, получить пояснения по исчислению и уплате налогов, сборов (пошлин).
Вместе с тем Законом № 72-З правила проведения камеральных проверок дополнены некоторыми нормами. Так, установлено, что при проведении камеральной проверки организации, ее обособленного подразделения, имеющего учетный номер плательщика, представительства иностранной организации, индивидуального предпринимателя, а также лиц, осуществляющих частную нотариальную деятельность, ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма, налоговый орган:
не вправе истребовать от плательщика (иного обязанного лица) иные документы;
вправе истребовать у плательщика (иного обязанного лица) дополнительные сведения, получить пояснения по исчислению и уплате налогов, сборов (пошлин).
Налоговый орган в ходе камеральной проверки вправе проверить обоснованность использования плательщиком налоговых льгот. Исходя из требований п.6 ст.43 Общей части НК, при использовании налоговых льгот плательщик должен представлять документы, подтверждающие право на льготы. В связи с этим Законом № 72-З предусмотрено, что при непредставлении таких документов или представлении документов, не подтверждающих право на льготы, налоговый орган в ходе камеральной проверки исчисляет подлежащие уплате суммы налогов, сборов (пошлин) без учета налоговых льгот.
Выездные проверки. Согласно внесенным Законом № 72-З изменениям выездные проверки включают в себя дополнительные, встречные проверки, а также тематические оперативные проверки.
Выездные проверки включают:
проверки, проводимые при ликвидации (прекращении деятельности) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также при наличии сведений и фактов, свидетельствующих о неосуществлении предпринимательской деятельности в течение 12 месяцев подряд и ненаправлении налоговому органу сообщения о причинах ее неосуществления;
проверки государственных органов, нотариальных контор;
тематические оперативные проверки физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями (за исключением лиц, осуществляющих частную нотариальную деятельность, ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма);
в целях выполнения обязательств, принятых в соответствии с международными договорами Республики Беларусь.
Дополнительные проверки. Под дополнительными понимаются проверки, проводимые для подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях по акту (справке) проверки либо в жалобе на решение контролирующего (надзорного) органа (должностного лица), требование (предписание) об устранении нарушений, изучения дополнительных вопросов по делам (материалам), поступившим в органы уголовного преследования, суды, кроме ранее согласованных проверяющим (руководителем проверки) и должностными лицами органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, руководителями органов уголовного преследования, судов по находящимся в их производстве делам (материалам), либо по причине несоблюдения проверяющим (руководителем проверки) установленного порядка назначения и проведения проверок (п.5 Указа № 510).
В целях соответствия указанному определению Законом № 72-З предусмотрено, что дополнительная проверка назначается в следующих случаях:
в случае получения ответов от государственных органов, иных организаций по направленным в их адрес запросам, а также поступления информации от налоговых органов других государств либо по их запросам;
для подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях по акту или справке проверки либо в жалобе на решение налогового органа, требование (предписание) об устранении нарушений, изучения дополнительных вопросов по делам (материалам), поступившим в органы уголовного преследования, суды, кроме ранее согласованных должностным лицом налогового органа, проводящим проверку, и должностными лицами органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, руководителями органов уголовного преследования, судов по находящимся в их производстве делам (материалам), либо по причине несоблюдения должностным лицом налогового органа установленного порядка назначения и проведения проверок.
Встречные проверки. Это проверки, проводимые для установления (подтверждения) достоверности совершения финансово-хозяйственных операций между проверяемым субъектом и его контрагентами или третьими лицами, имеющими отношение к проверяемым финансово-хозяйственным операциям (п.5 Указа № 510).
Анализ норм Закона № 72-З, касающихся проведения встречных проверок, позволяет утверждать, что встречные проверки осуществляются в рамках проведения выездных проверок (в т.ч. дополнительных). Встречная проверка проводится в целях установления (подтверждения) факта и содержания операций, осуществлявшихся с другими плательщиками (иными обязанными лицами), в отношении которых проводятся проверки.
При этом встречные проверки не проводятся, если сумма отдельно взятой финансовой операции (сумма денежной оценки хозяйственной операции) на момент ее совершения, осуществлявшейся:
с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями Республики Беларусь, не превышает 250 базовых величин;
с иностранными организациями и физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей за пределами Республики Беларусь, - не превышает 500 базовых величин.
Однако данное ограничение суммы денежной оценки хозяйственной операции не применяется:
в случаях осуществления финансово-хозяйственных операций с использованием мер государственной поддержки;
установления фактов оформления финансово-хозяйственных операций документами, содержащими недостоверные сведения и (или) оформленными с нарушениями требований законодательства;
если встречная проверка назначена в рамках возбужденного уголовного дела или по поручениям руководителей органов уголовного преследования и судов по находящимся в их производстве делам (материалам).
Внеплановая тематическая оперативная проверка. Такой проверкой является проверка, проводимая при необходимости оперативного выявления и пресечения нарушений законодательства в момент их совершения на ограниченной территории либо в отношении торговых объектов, транспортных средств, иных мест осуществления деятельности (подп.9.2 п.9 Указа № 510).
Законом № 72-З установлено, что тематическая оперативная проверка физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, проводится налоговыми органами в местах деятельности указанных физических лиц. Данная проверка проводится в целях оперативного выявления и пресечения нарушений законодательства в момент их совершения на ограниченной территории либо в отношении объектов, транспортных средств, иных мест осуществления деятельности, в т.ч. в целях установления фактов незарегистрированной предпринимательской деятельности, сбора оперативной информации, проверки заявлений и жалоб организаций и физических лиц.
Законом № 72-З также предусмотрено, что общий срок проведения выездной проверки не должен превышать 30 рабочих дней. Указанный срок может быть продлен руководителем (его заместителем) налогового органа.
Однако следует учитывать, что Указом № 510 установлены иные сроки проведения проверок.
В частности, согласно п.26 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом № 510 (далее - Положение), срок проведения проверки, за исключением внеплановой тематической оперативной, контрольной и дополнительной проверок, не может превышать при проведении проверок:
индивидуальных предпринимателей, лиц, осуществляющих частную нотариальную, ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма, - 15 рабочих дней;
иных проверяемых субъектов - 30 рабочих дней.
Срок проведения внеплановой тематической оперативной проверки в отношении одного проверяемого субъекта или его обособленного подразделения не должен превышать 3 рабочих дней.
Срок проведения контрольной проверки не должен превышать 5 рабочих дней.
Срок проведения дополнительной проверки не может превышать 10 рабочих дней.
Таким образом, при проведении проверок налоговые органы должны руководствоваться в первую очередь Указом № 510 как законодательным актом, носящим более высокую юридическую силу.
Эксперт в проведении проверок налоговыми органами
Как и ранее, в ст.72 Общей части НК предусмотрен порядок привлечения эксперта для оказания содействия при проведении проверок.
Согласно п.2 Положения эксперты - не заинтересованные в результатах проверки физические лица, имеющие специальные знания, опыт в соответствующей сфере науки, техники, иной сфере деятельности, которые привлекаются контролирующими (надзорными) органами для производства экспертизы, участия и (или) оказания содействия в проведении контрольных мероприятий.
Вместе с тем Законом № 72-З внесен ряд уточнений в порядок привлечения эксперта. Так, предусмотрено, что экспертиза назначается решением руководителя (его заместителя) налогового органа. В решении указываются:
основания для назначения экспертизы;
фамилия эксперта и (или) наименование учреждения, которым должна быть проведена экспертиза;
вопросы, поставленные перед экспертом;
материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта.
Плательщик (иное обязанное лицо) должен быть ознакомлен с решением о назначении экспертизы, ему должны быть разъяснены его права, о чем делается запись в решении о назначении экспертизы. При этом плательщик вправе заявлять ходатайства о назначении эксперта из числа указанных им лиц, а также о постановке дополнительных вопросов для получения по ним заключения эксперта. Заявленные ходатайства удовлетворяется или мотивированно отклоняется руководителем (его заместителем) налогового органа.
Ранее принятие указанного решения не требовалось. Для привлечения эксперта налоговый орган, проводящий налоговую проверку, обращался в письменной форме в компетентный орган с просьбой о направлении эксперта. Однако в данном обращении указывались те же вопросы, что и в предусмотренном Законом № 72-З решении.
Предусмотрено также, что за дачу заведомо ложного заключения эксперт несет ответственность, предусмотренную Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Поскольку проведение экспертизы предусмотрено на договорной основе за плату, Законом № 72-З установлено, что порядок выплаты и размеры сумм, подлежащих выплате эксперту, определяются Советом Министров РБ.
По иным вопросам порядка привлечения эксперта правила Общей части НК не изменились.
Специалист в проведении проверок налоговыми органами
При проведении проверок налоговые органы также вправе привлекать специалистов.
Согласно п.2 Положения специалисты - не заинтересованные в результатах проверки физические лица, имеющие специальные знания, опыт в соответствующей сфере науки, техники, иной сфере деятельности, которые привлекаются контролирующими (надзорными) органами для производства экспертизы, участия и (или) оказания содействия в проведении контрольных мероприятий.
Законом № 72-З уточнен порядок привлечения специалистов, установленный в ст.73 Общей части НК. Как и ранее, для привлечения специалиста налоговый орган, проводящий проверку, обращается в письменной форме в компетентный орган с просьбой о направлении специалиста для участия в проведении проверки.
Внесенной Законом № 72-З новацией является то, что в случае привлечения специалиста плательщику предоставлено право:
заявить отвод специалисту;
просить о назначении специалиста из числа указанных им лиц;
представить дополнительные вопросы для получения по ним заключения специалиста;
знакомиться с заключением специалиста.
При этом ходатайство плательщика (иного обязанного лица) или его представителя о назначении специалиста из числа указанных им лиц, а также о постановке дополнительных вопросов для получения по ним заключения специалиста удовлетворяется или мотивированно отклоняется руководителем (его заместителем) налогового органа.
Поскольку участие специалиста предусмотрено на договорной основе за плату, Законом № 72-З установлено, что порядок выплаты и размеры сумм, подлежащих выплате специалисту, определяются Советом Министров РБ.
Доступ на территорию плательщика
Законом № 72-З внесены уточнения в правила доступа должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение плательщика (иного обязанного лица) для проведения проверки, установленные в ст.74 Общей части НК.
По общему правилу доступ должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение плательщика (иного обязанного лица) осуществляется при предъявлении этими лицами двух документов:
служебного удостоверения;
предписания на проведение проверки этого плательщика (иного обязанного лица).
Законом № 72-З дополнено, что в отношении объектов, допуск на которые ограничен в соответствии с законодательством, дополнительно к указанным документам должностными лицами представляются иные документы, предусмотренные законодательством для допуска на объекты.
Как и ранее, должностным лицам налоговых органов предоставлено право производить осмотр используемых для осуществления деятельности территорий или помещений плательщика (иного обязанного лица) либо иных объектов. Целью такого осмотра является определение соответствия фактических данных об объектах документальным данным, представленным плательщиком (иным обязанным лицом) (имеющимся у него).
Осмотр производится в присутствии плательщика (иного обязанного лица) или его представителя, а осмотр помещений, где хранятся товарно-материальные ценности, - в присутствии материально ответственного лица. Законом № 72-З внесено дополнение, согласно которому должностные лица налоговых органов обязаны принимать меры для того, чтобы осмотр производился в присутствии указанных лиц. При невозможности обеспечить присутствие материально ответственного лица осмотр производится с участием работников плательщика (иного обязанного лица) - организации, определенных его руководителем, и (или) не менее 2 понятых. Лица, присутствующие при проведении осмотра, также подписывают документы, составленные по его результатам.
Истребование документов при проведении проверок
Порядок истребования должностными лицами налоговых органов документов и иной информации при проведении проверки установлен в ст.75 Общей части НК. Законом № 72-З уточнено, что документы и информация истребуются у государственных органов, иных организаций и физических лиц, обладающих документами и информацией, имеющими отношение к деятельности, имуществу проверяемого плательщика (иного обязанного лица), на безвозмездной основе. Такие документы и информация могут быть истребованы и в электронном виде.
Документы и информация представляются по письменному запросу должностного лица налогового органа, в котором должен быть установлен разумный срок (не менее 2 рабочих дней). Ранее затребованные таким образом документы и информация должны были быть представлены не позднее 3 рабочих дней.
Вместе с тем данный срок не распространяется на предусмотренные законодательством случаи, когда документы должны находиться в месте проверки, а информация должна быть представлена незамедлительно.
Документы представляются как в виде заверенной должным образом копии, так и в виде выписки из документов. При невозможности представления таких копии или выписки представляются подлинники документов.
Изъятие оригиналов документов при проведении выездной проверки
Законом № 72-З внесены уточнения в порядок изъятия оригиналов документов при проведении выездной проверки, установленный в ст.76 Общей части НК. Предусмотрен закрытый перечень случаев, при возникновении которых налоговыми органами производится изъятие оригиналов документов:
невозможность снятия с них копий (представления выписок из них);
отказ проверяемого субъекта представить заверенные в установленном порядке копии документов (выписки из них);
необходимость проведения экспертизы (исследования) документов в целях установления их подлинности на основании постановления налогового органа, проводящего проверку.
Кроме того, должностным лицам налогового органа, проводящего проверку, предоставлено право изъять подлинные документы в случаях, если имеются безусловные основания полагать, что оригиналы документов будут уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены (в т.ч. в связи с тем, что документы оформлены с нарушением требований законодательства и (или) содержат недостоверные сведения либо такими документами оформлено движение товарно-материальных ценностей, включая их поступление или выбытие, в то время как эти ценности остались без движения или отсутствуют). Необходимо отметить, что данное право не является новацией и было предусмотрено ранее.
В этих случаях изъятие оригиналов документов производится на основании постановления налогового органа, подписанного должностным лицом налогового органа, производящим их изъятие, с последующим утверждением этого постановления руководителем (его заместителем) налогового органа не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем изъятия документов. При изъятии таких документов плательщик (иное обязанное лицо) изготавливает их копии за свой счет.
Законом № 72-З внесены изменения в порядок оформления результатов проверок и их обжалования, установленные в ст.78 Общей части НК.
По результатам проверки должностным лицом налогового органа составляются акт или справка проверки по форме, установленной законодательством. При этом справкой проверки оформляются результаты выездной проверки, в ходе которой не выявлены нарушения законодательства, результаты камеральной проверки, в ходе которой не выявлены нарушения законодательства, документально не оформляются. При этом Законом № 72-З уточнено, что акт камеральной проверки не составляется в целях начисления и взыскания с плательщика (иного обязанного лица) пеней, налогов, сборов (пошлин), а также приостановления операций по счетам плательщика (иного обязанного лица) при установлении факта неисполнения плательщиком (иным обязанным лицом) в установленные сроки налогового обязательства, неуплаты пеней либо непредставления плательщиком (иным обязанным лицом) в налоговые органы документов бухгалтерского и (или) налогового учета, специальных разрешений (лицензий), иных документов и сведений для проведения проверки.
По фактам выявленных нарушений должностным лицом налогового органа в пределах его компетенции может быть составлен протокол об административном правонарушении и (или) вынесено постановление по делу об административном правонарушении.
Из ст.78 Общей части НК исключен перечень реквизитов, которые должны быть указаны в акте выездной проверки. Вместе с тем дополнено, что в акте или справке проверки не допускаются неоговоренные исправления. Также предусмотрены правила внесения в акт или справку изменений и дополнений. Изменения и дополнения вносятся в следующих случаях:
в акте или справке проверки обнаружены ошибки (описки), неполное выяснение обстоятельств;
изменения и дополнения необходимо внести по результатам дополнительных, встречных проверок.
Вносимые изменения и дополнения подписываются и вручаются (направляются) проверяемому субъекту (его представителю), возражения по ним представляются в порядке, установленном для подписания, вручения (направления) акта или справки проверки, представления возражений по ним.
Законом № 72-З увеличен срок с 5 до 15 рабочих дней для представления возражений по содержанию акта или справки проверки. Помимо этого, установлен порядок рассмотрения указанных возражений.
Так, предусмотрено, что обоснованность доводов, изложенных в возражениях, изучается проводившим проверку должностным лицом налогового органа. По результатам рассмотрения в течение 15 рабочих дней составляется письменное заключение. Данное заключение направляется плательщику (иному обязанному лицу) заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается ему или его представителю под роспись.
При необходимости в целях подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях, не позднее 10 рабочих дней со дня поступления возражений может быть назначена дополнительная проверка в отношении плательщика (иного обязанного лица). Такая проверка проводится тем налоговым органом, который первоначально проводил проверку. В этом случае письменное заключение по возражениям направляется плательщику (иному обязанному лицу) заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается ему или его представителю под роспись не позднее 10 рабочих дней со дня завершения дополнительной проверки.
Законом № 72-З также уточнены сроки вынесения решения по акту проверки. На основании акта проверки руководителем (его заместителем) налогового органа в пределах его компетенции выносится решение по акту проверки и требование (предписание) об устранении нарушений, установленных в ходе проведения проверки:
в течение 30 рабочих дней со дня его вручения (направления);
в случае подачи возражений - в течение 30 рабочих дней со дня вручения (направления) заключения по этим возражениям.
Указанные сроки могут быть продлены по решению Министра по налогам и сборам РБ не более чем на 15 рабочих дней.
В данные сроки не включается время нахождения материалов проверки в органах уголовного преследования и судах.
Законом № 72-З предусмотрено, что сведения, предоставляемые контролирующим (надзорным) органам из единой информационной базы данных контролирующих (надзорных) органов не составляют налоговую тайну. Соответствующие изменения внесены в ст.79 Общей части НК.
При этом подп.25.2 п.25 Указа № 510 Совету Министров РБ поручено до 1 апреля 2010 г. разработать и утвердить программу создания единой информационной базы данных контролирующих (надзорных) органов. Эта база данных будет включать сведения о проверяемых субъектах и об отнесении их к соответствующим группам риска исходя из критериев отнесения проверяемых субъектов к группе риска для назначения плановых проверок.
Законом № 72-З внесены изменения и дополнения в права налоговых органов и их должностных лиц, установленные в ст.81 Обшей части НК. Так, налоговым органам и их должностным лицам дополнительно предоставлено право:
получения от плательщика (иного обязательного лица) необходимых не только для исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин), как это было ранее, но и для их взыскания документов (их копий), иной информации, касающейся деятельности и имущества плательщика (иного обязанного лица);
вызова в налоговые органы представителей плательщиков;
проверять у плательщиков (иных обязанных лиц) и их представителей документы, подтверждающие полномочия;
в рамках вопросов, подлежащих проверке, требовать и получать от плательщиков (иных обязанных лиц), необходимые для проверки документы (их копии), не только на бумажных носителях, но и в электронном виде, а также иную информацию, касающуюся их деятельности и имущества;
на время проведения внеплановой тематической оперативной проверки приостанавливать (на срок не более 2 суток) розничную торговлю (выполнение работ, оказание услуг) плательщиков (иных обязанных лиц) для снятия остатков товара и проверки соблюдения порядка приема наличных денежных средств и осуществления валютных операций, порядка использования кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин, таксометров.
Законом № 72-З уточнено также, что должностные лица налоговых органов вправе изымать при проведении проверки оригиналы документов плательщика (иного обязанного лица) либо требовать представления выписок из них или копий. Данное право не распространяется на проведение камеральных проверок.
Также уточнено, что должностные лица налоговых органов вправе изымать при проведении проверки кассовые суммирующие аппараты, специальные компьютерные системы, билетопечатающие машины, таксометры для направления на техническое освидетельствование. При этом срок их изъятия не должен превышать срок проведения проверки.
Законом № 72-З уточнено определение термина «контрольная закупка». Под контрольной закупкой товарно-материальных ценностей, контрольным оформлением заказов на выполнение работ, оказанием услуг понимается способ контроля, выраженный в искусственном создании должностными лицами налоговых органов ситуации по приобретению товарно-материальных ценностей, оформлению заказов на выполнение работ, оказание услуг без цели их приобретения (потребления) или последующей реализации. Контрольная закупка может проводиться как за белорусские рубли, так и за иностранную валюту.
Кроме того, Законом № 72-З определены правила проведения должностными лицами налоговых органов личного досмотра плательщиков (иных обязанных лиц) и их представителей, досмотра находящихся при них вещей, документов, ценностей и транспортных средств (далее - досмотр).
Досмотр является исключительной формой контрольного мероприятия и проводится в пределах, необходимых для обнаружения документов, денежных средств, иных предметов или орудий, свидетельствующих о нарушении законодательства.
До начала досмотра проверяющие обязаны предложить досматриваемому лицу добровольно предъявить имеющиеся у него при себе вещи (в т.ч. денежные средства), документы, ценности и обеспечить доступ к осмотру транспортного средства.
Личный досмотр производится при соблюдении следующих правил:
лицом одного пола с досматриваемым;
в присутствии понятых того же пола;
в отдельном помещении.
По результатам досмотра составляется акт.
Обжалование решений и действий должностных лиц налоговых органов
Законом № 72-З внесены изменения в порядок обжалования решений налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, установленный в главе 11 Общей части НК.
Согласно ст.85 Общей части НК (с учетом внесенных изменений) каждый плательщик (иное обязанное лицо) имеет право обжаловать решения налоговых органов (в т.ч. требования (предписания) об устранении нарушений), действия (бездействие) их должностных лиц.
Как и ранее, решения налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу, и (или) в общий либо хозяйственный суд. При этом подача жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу не исключает права на подачу жалобы в суд. Законом № 72-З уточнено, что обжалование решения налогового органа, действий (бездействия) его должностных лиц в судебном порядке осуществляется в соответствии с гражданским процессуальным или хозяйственным процессуальным законодательством. Жалоба на решение налогового органа может быть подана в хозяйственный суд в течение года со дня его вынесения.
Вместе с тем Законом № 72-З исключена норма, согласно которой обоснованность назначения внеплановой налоговой проверки может быть обжалована в вышестоящий налоговый орган либо в Совет по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь (совет по координации контрольной деятельности в области и г.Минске). Исключена также норма, согласно которой подача жалобы не приостанавливает проведение внеплановой налоговой проверки.
Законом № 72-З предусмотрено, что жалоба на решение налогового органа адресуется в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу (при отсутствии вышестоящего налогового органа), которому должностные лица, принявшие решение, непосредственно подчинены. Ранее такая жалоба адресовалась в вышестоящий налоговый орган, но подавалась в налоговый орган, вынесший решение. Далее поступившая жалоба в течение трех дней направлялась вместе с делом в налоговый орган, которому она адресована и который уполномочен ее рассматривать. Законом № 72-З данный порядок направления жалоб на решения изменен.
Законом № 72-З увеличен также срок для подачи жалобы. Теперь жалоба может быть подана в течение 30 календарных дней со дня вынесения решения налогового органа (совершения действия (бездействия) должностным лицом). Ранее жалоба подавалась в течение 10 дней со дня получения решения налогового органа и в течение 1 месяца со дня, когда плательщик (иное обязанное лицо) узнал или должен был узнать о нарушении своих прав в результате действия (бездействия) должностных лиц налогового органа.
Порядок и сроки рассмотрения жалоб Законом № 72-З практически не изменены. Вместе с тем Законом № 72-З предусмотрено, что плательщику направляется решение по жалобе, а не его копия, как это было ранее. При этом уточнено, что решение направляется заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается ему или его представителю под роспись. Срок для направления решения по жалобе увеличен с 3 календарных дней до 3 рабочих дней.
Законом № 72-З исключена также ст.89 Общей части НК, в которой предусматривалось, что подача жалобы приостанавливает исполнение обжалуемого решения налогового органа, а в случае пропуска установленного срока подачи жалобы на решение налогового органа исполнение обжалуемого решения приостанавливается при условии восстановления указанного срока вышестоящим налоговым органом или судом.
15.01.2010 г.
Яна Глинская, экономист
От редакции: В Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21.04.2003 № 194-З на основании законов РБ от 28.12.2009 № 98-З (с 23 февраля 2010 г.), от 01.07.2010 № 146-З (с 24 июля 2010 г.), от 15.07.2010 № 166-З (с 13 августа 2010 г.), от 30.11.2010 № 198-З (с 12 января 2011 г.) и от 30.12.2010 № 225-З (с 12 июля 2011 г.) внесены изменения и дополнения.
В Общую часть Налогового кодекса РБ от 19.12.2002 № 166-З на основании законов РБ от 15.10.2010 № 174-З (с 1 января 2011 г.) и от 30.12.2011 № 330-З (с 1 января 2012 г.) внесены изменения и дополнения.
В Особенную часть Налогового кодекса РБ от 29.12.2009 № 71-З на основании законов РБ от 15.10.2010 № 174-З (с 1 января 2011 г.), от 10.01.2011 № 241-З (с 31 января 2011 г.), от 13.12.2011 № 325-З (с 1 января 2012 г.), от 30.12.2011 № 330-З (с 1 января 2012 г.) и от 04.01.2012 № 337-З (с 19 марта 2012 г.) внесены изменения и дополнения.
В Указ Президента РБ от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» в связи со вступлением в силу Закона РБ от 30.11.2010 № 198-З (с 12 января 2011 г.) и на основании Указа Президента РБ от 26.07.2012 № 332 внесены изменения и дополнения.
В Декрет Президента РБ от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» на основании декретов Президента РБ от 27.06.2011 № 5 (с 1 сентября 2011 г.) и от 24.01.2013 № 2 (с 1 мая 2013 г.) внесены изменения и дополнения.