Комментарий от 18.11.2016
Автор: Алейникова Т.

Общая часть Налогового кодекса Республики Беларусь: изменения и дополнения, предусмотренные в 2017 и 2018 годах. Комментарий к Закону Республики Беларусь от 18.10.2016 № 432-З


 

Материал помещен в архив

 

ОБЩАЯ ЧАСТЬ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ В 2017 И 2018 ГОДАХ.
Комментарий к Закону Республики Беларусь от 18.10.2016 № 432-З

В сравнительной таблице приведены изменения и дополнения, внесенные Законом Республики Беларусь от 18.10.2016 № 432-З в Общую часть Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК).

Изменения и дополнения в НК сопровождаются комментариями.

Нормы, которые исключены из НК, выделены жирным зачеркнутым шрифтом, внесены (изменены) в названную часть НК - жирным шрифтом.

 

Налоговый кодекс Республики Беларусь
Статья 17. Физические лица - налоговые резиденты Республики Беларусь
Часть вторая подп.3.2 п.3
Норма отсутствовала Положения части первой настоящего подпункта не распространяются на граждан Республики Беларусь
Комментарий. Статья 17 НК определяет порядок признания физических лиц налоговыми резидентами Республики Беларусь. Для закрепления сложившейся практики с учетом положений международных договоров и однозначного понимания того, что граждане Республики Беларусь, являющиеся сотрудниками международных организаций, постоянно находящиеся на территории Республики Беларусь в течение календарного года, признаются для целей налогообложения резидентами Республики Беларусь, подп.3.2 п.3 ст.17 уточняется
Статья 20. Взаимозависимые лица
Взаимозависимыми лицами признаются физические лица и (или) организации, наличие отношений между которыми оказывает непосредственное влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц Взаимозависимыми лицами признаются физические лица и (или) организации (далее в настоящей статье, если не установлено иное, - лица), наличие отношений между которыми оказывает непосредственное влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц
К таким отношениям относятся отношения:
между лицами, являющимися учредителями (участниками) одной организации между лицами, являющимися учредителями (участниками) одной организации, если доля прямого и (или) косвенного участия каждого из таких лиц в организации составляет не менее 20 процентов
Норма отсутствовала Прямое или косвенное участие государства в организациях не является основанием для признания таких организаций взаимозависимыми лицами. Такие организации могут признаваться взаимозависимыми лицами между собой и с иными лицами при наступлении оснований, предусмотренных настоящей статьей
Комментарий. Для исключения возникающих на практике вопросов, связанных с определением взаимозависимости, в ст.20 НК внесено дополнение, однозначно устанавливающее, что прямое или косвенное участие государства в организациях не является основанием для признания таких организаций взаимозависимыми лицами
Статья 21. Права плательщика
Плательщик имеет право:
получать от налоговых органов по месту постановки на учет бесплатную информацию о действующих налогах, сборах (пошлинах), актах налогового законодательства, а также о правах и обязанностях плательщиков, налоговых органов и их должностных лиц получать от налоговых органов независимо от места постановки на учет бесплатную информацию о действующих налогах, сборах (пошлинах), актах налогового законодательства, а также о правах и обязанностях плательщиков, налоговых органов и их должностных лиц
Норма отсутствовала получать от налоговых органов и направлять в налоговые органы электронные документы, документы и (или) информацию в электронном виде, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых налоговым законодательством, через личный кабинет плательщика
Статья 22. Обязанности плательщика
Плательщик обязан:
представлять в налоговый орган по месту постановки на учет:
не позднее 31 марта года, следующего за отчетным, годовую индивидуальную бухгалтерскую и (или) финансовую отчетность, составленную в соответствии с законодательством Республики Беларусь, за исключением религиозных организаций, не осуществляющих предпринимательскую деятельность. Плательщики, указанные в части второй пункта 4 статьи 63 настоящего Кодекса, представляют такую отчетность по установленным форматам в виде электронного документа. Форматы отчетности в виде электронного документа устанавливаются Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь не позднее 31 марта года, следующего за отчетным, годовую индивидуальную бухгалтерскую и (или) финансовую отчетность, составленную в соответствии с законодательством Республики Беларусь, за исключением некоммерческих организаций, не осуществляющих предпринимательскую деятельность. Плательщики, указанные в части второй пункта 4 статьи 63 настоящего Кодекса, представляют такую отчетность по установленным форматам в виде электронного документа. Форматы отчетности в виде электронного документа устанавливаются Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь
Комментарий. В целях дальнейшего упрощения налогового администрирования в ст.22 НК внесено изменение, согласно которому некоммерческие организации (которые включают религиозные и бюджетные организации), не осуществляющие предпринимательскую деятельность, освобождаются от представления в налоговые органы бухгалтерской и (или) финансовой отчетности
Иностранная организация, осуществляющая или собирающаяся осуществлять в Республике Беларусь предпринимательскую деятельность, обязана в порядке, установленном пунктами 2-6 статьи 66 настоящего Кодекса, стать на учет в налоговом органе вне зависимости от того, будет ли в дальнейшем ее деятельность признана деятельностью через постоянное представительство в Республике Беларусь Иностранная организация обязана стать на учет в налоговом органе в порядке, установленном пунктами 2-6 статьи 66 настоящего Кодекса, если она:
осуществляет или собирается осуществлять в Республике Беларусь предпринимательскую деятельность. Постановка на учет в налоговом органе иностранной организации осуществляется
вне зависимости от того, будет ли в дальнейшем ее деятельность признана деятельностью через постоянное представительство в Республике Беларусь;
оказывает или собирается оказывать услуги в электронной форме, местом реализации которых признается территория Республики Беларусь, физическим лицам, приобретающим услуги в электронной форме в Республике Беларусь, и осуществлять расчеты за оказанные ею услуги непосредственно с указанными физическими лицами (далее - иностранная организация, оказывающая услуги в электронной форме физическим лицам в Республике Беларусь);
осуществляет или собирается осуществлять посредническую деятельность с участием в расчетах физических лиц, приобретающих услуги в электронной форме в Республике Беларусь, за оказанные им услуги в электронной форме, местом реализации которых признается территория Республики Беларусь, на основании договоров комиссии, поручения и иных аналогичных гражданско-правовых договоров с иностранными организациями, оказывающими услуги в электронной форме физическим лицам в Республике Беларусь (далее - иностранный посредник в расчетах). При этом такой иностранный посредник в расчетах имеет права и несет обязанности, установленные настоящим Кодексом для иностранной организации, оказывающей услуги в электронной форме физическим лицам в Республике Беларусь.
Иностранная организация, оказывающая услуги в электронной форме физическим лицам в Республике Беларусь, иностранный посредник в расчетах обеспечивают получение от налогового органа и направление в налоговый орган электронных документов и (или) информации в электронном виде, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых налоговым законодательством, в порядке, установленном статьей 631 настоящего Кодекса
Статья 31. Реализация товаров (работ, услуг), имущественных прав
По договорам, в которых сумма обязательств выражена в белорусских рублях эквивалентно сумме в иностранной валюте, выручка от реализации (доходы) товаров (работ, услуг), имущественных прав принимается в белорусских рублях по официальному курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь на дату реализации (получения доходов) товаров (работ, услуг), имущественных прав, а в случаях, когда дата определения величины обязательства предшествует дате или совпадает с датой реализации (получения доходов), - в подлежащей оплате сумме в белорусских рублях.
По договорам, в которых сумма обязательства выражена в иностранной валюте эквивалентно сумме в иной иностранной валюте, выручка от реализации (доходы) товаров (работ, услуг), имущественных прав принимается на дату реализации (получения доходов) товаров (работ, услуг), имущественных прав в иностранной валюте эквивалентно сумме в иной иностранной валюте путем пересчета с применением официальных курсов, установленных Национальным банком Республики Беларусь на эту дату, а в случаях, когда дата определения величины обязательства предшествует дате или совпадает с датой реализации (получения доходов), - в подлежащей оплате сумме в иностранной валюте. При этом выручка (доходы) в иностранной валюте пересчитывается в белорусские рубли по официальному курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь на дату реализации (получения доходов).
Под датой определения величины обязательства по договору понимается дата, на которую в соответствии с законодательством или соглашением сторон определяются подлежащая оплате сумма в белорусских рублях по обязательствам по такому договору, выраженным в белорусских рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте, или подлежащая оплате сумма в иностранной валюте по обязательствам, выраженным в иностранной валюте в сумме, эквивалентной сумме в иной иностранной валюте
По договорам, в которых сумма обязательств выражена в белорусских рублях эквивалентно сумме в иностранной валюте, выручка от реализации (доходы) товаров (работ, услуг), имущественных прав принимается в белорусских рублях по официальному курсу Национального банка Республики Беларусь, установленному на дату реализации (получения доходов) товаров (работ, услуг), имущественных прав, а в случаях, когда дата определения величины обязательства предшествует дате или совпадает с датой реализации (получения доходов) товаров (работ, услуг), имущественных прав, - в подлежащей оплате сумме в белорусских рублях.
Под датой определения величины обязательства по договору понимается дата, на которую в соответствии с законодательством или соглашением сторон определяется подлежащая оплате сумма в белорусских рублях по обязательствам по такому договору, выраженным в белорусских рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте.
По договорам, в которых сумма обязательств выражена в иностранной валюте эквивалентно сумме в иной иностранной валюте, выручка от реализации (доходы) товаров (работ, услуг), имущественных прав определяется, если иное не установлено настоящим Кодексом, в белорусских рублях путем пересчета суммы в иной иностранной валюте по официальному курсу Национального банка Республики Беларусь, установленному:
на дату реализации (получения доходов) товаров (работ, услуг), имущественных прав, если не был перечислен аванс (предварительная оплата) в иностранной валюте;
на дату перечисления аванса (предварительной оплаты) в иностранной валюте, если был перечислен аванс (предварительная оплата) в иностранной валюте в полной сумме обязательств;
на дату перечисления аванса (предварительной оплаты) в иностранной валюте в части суммы обязательств, приходящихся на аванс (предварительную оплату), и на дату реализации (получения доходов) товаров (работ, услуг), имущественных прав в части суммы обязательств, не приходящихся на аванс (предварительную оплату)
Комментарий. Для обеспечения унификации подходов к определению выручки в бухгалтерском и налоговом учете установлен порядок пересчета валютных обязательств в белорусские рубли, аналогичный порядку, применяемому в бухгалтерском учете.

Справочно

Иначе говоря, п.5 ст.31 НК приведен в соответствие с п.4 Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности «Влияние изменений курсов иностранных валют», утвержденного постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.10.2014 № 69
Статья 33. Место реализации работ, услуг, имущественных прав
Настоящее положение применяется и в отношении сдачи в аренду (финансовую аренду (лизинг)) и внаем недвижимого имущества, услуг экспертов и агентов по оценке недвижимого имущества, а также непосредственно связанных с недвижимым имуществом инжиниринговых, дизайнерских услуг, услуг авторского и технического надзора за строительством Настоящее положение применяется и в отношении сдачи в аренду (передачи в финансовую аренду (лизинг)) и внаем недвижимого имущества, услуг экспертов и агентов по оценке недвижимого имущества, а также непосредственно связанных с недвижимым имуществом инжиниринговых, дизайнерских услуг, услуг авторского и технического надзора за строительством
Положения настоящего подпункта применяются в отношении:
получения, поддержания в силе патентов, иных документов, удостоверяющих права на охраняемые государством объекты промышленной собственности, перехода прав на объекты интеллектуальной собственности получения, поддержания в силе патентов, иных документов, удостоверяющих права на охраняемые государством объекты промышленной собственности, перехода прав на объекты интеллектуальной собственности, за исключением услуг, указанных в абзаце одиннадцатом настоящей части
реализации (передачи) имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности реализации (передачи) имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности, за исключением услуг, указанных в абзаце одиннадцатом настоящей части
оказания аудиторских, консультационных, маркетинговых, юридических, бухгалтерских, инжиниринговых, рекламных услуг, услуг по обработке информации, представлению информации, дизайнерских услуг (включая услуги по разработке дизайн-макетов), услуг в сфере обучения (образования), при которых получение образования осуществляется в дистанционной форме получения образования, выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических (технологических) работ оказания аудиторских, консультационных, маркетинговых, юридических, бухгалтерских, инжиниринговых, рекламных услуг, услуг по обработке информации, за исключением услуг, указанных в абзаце одиннадцатом настоящей части, представлению информации, дизайнерских услуг (включая услуги по разработке дизайн-макетов), услуг в сфере обучения (образования), при которых получение образования осуществляется в дистанционной форме получения образования, выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических (технологических) работ
Норма отсутствовала оказания услуг, с помощью которых осуществляется поиск и (или) предоставляется заказчику информация о потенциальных покупателях (потребителях)
Комментарий. Внесенное дополнение направлено на законодательное закрепление взимания в бюджет Республики Беларусь НДС с посреднических услуг, оказываемых компанией «Uber B.V.» белорусским перевозчикам
Норма отсутствовала оказания услуг в электронной форме
Комментарий. Согласно правилам взимания НДС по электронным услугам, принятым в Европейском Союзе (далее - ЕС) с 2015 года, местом реализации данных услуг является территория страны по месту нахождения потребителя. Иначе говоря, НДС по электронным услугам поступает в бюджет того государства, в котором проживает потребитель указанных услуг. Такой подход обеспечивает равные условия для национальных и иностранных компаний, реализующих электронные услуги конечным потребителям. Соответственно, поставщик электронных услуг независимо от того, какая ставка НДС применяется в его стране, должен производить уплату по той ставке НДС, которая предусмотрена в стране потребителя. При этом налогообложение производится независимо от того, кому реализуется товар: организации или физическому лицу. Это положение принято в ЕС в целях исключения случаев минимизации налоговых обязательств по НДС и нивелирования налоговых преимуществ для иностранных организаций, расположенных в низконалоговых юрисдикциях (к примеру, ставка НДС на электронные книги в Люксембурге составляла 3 %, что являлось причиной регистрации в этой юрисдикции компаний, специализирующихся на данном виде деятельности).

Справочно

Под понятие «электронные услуги» в ЕС подпадают:
- поставки программного обеспечения и его обновлений, музыкальных контентов, электронных публикаций, графических изображений, фильмов и игр, включая азартные игры;
- трансляция через Интернет новостных и развлекательных программ;
- веб-хостинг;
- предоставление доступа к базам данных;
- дистанционное обучение.


Аналогичные правила приняты в Российской Федерации. Соответствующие поправки в Налоговый кодекс Российской Федерации вступят в силу с 1 января 2017 г. В настоящее время белорусский потребитель при приобретении у иностранного продавца указанных электронных услуг не уплачивает НДС. В результате иностранные поставщики находятся в более выгодном положении по сравнению с белорусскими компаниями. В связи с этим внесены корректировки в подп.1.4 п.1 ст.33 НК: электронные услуги включены в перечень услуг, местом оказания которых является территория Республики Беларусь в случае, когда они оказываются белорусским покупателям (физическими лицами и организациями) со стороны иностранных субъектов хозяйствования. Одновременно в ряд статей НК внесены дополнения, необходимые для администрирования НДС при реализации электронных услуг иностранными организациями в адрес физических лиц, предусматривающие установление: - особенностей постановки на учет в налоговом органе иностранных компаний, реализующих электронные услуги; - возможности использования личного кабинета плательщика иностранной компанией, реализующей электронные услуги, для постановки на учет в налоговых органах, представления налоговой декларации по НДС, иных документов, получения от налогового органа документов (информации); - особенностей налогообложения НДС электронных услуг, оказываемых иностранными организациями (налоговая база, момент реализации, отсутствие права на налоговые вычеты и т. д.).

Обратите внимание!

Данные нормы вступят в силу с 1 января 2018 г., они направлены на устранение неравенства в налогообложении НДС белорусских и иностранных организаций, оказывающих перечисленные услуги, а также на увеличение налоговых поступлений в бюджет
Норма отсутствовала покупателем (приобретателем) услуг в электронной форме является физическое лицо, отвечающее критериям, определенным пунктом 4 настоящей статьи (далее - физическое лицо, приобретающее услуги в электронной форме в Республике Беларусь)
  
Для целей настоящей статьи и главы 12 настоящего Кодекса используются следующие термины и их определения:
Норма отсутствовала услуги в электронной форме - услуги, оказанные иностранной организацией через глобальную компьютерную сеть Интернет (далее в настоящей статье - сеть Интернет) автоматизированно с использованием информационных технологий, в том числе с привлечением иностранного посредника в расчетах
Норма отсутствовала К услугам в электронной форме относятся:
предоставление прав на использование программного обеспечения (включая компьютерные игры), баз данных, их обновлений и дополнительных функциональных возможностей через сеть Интернет, в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним, а также электронных книг (изданий) и других электронных публикаций, информационных, образовательных материалов, графических изображений, музыкальных произведений с текстом или без текста, аудиовизуальных произведений через сеть Интернет, в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним для просмотра и (или) прослушивания через сеть Интернет;
рекламные услуги в сети Интернет, в том числе с использованием программ для электронно-вычислительных машин и баз данных, функционирующих в сети Интернет, а также предоставление места и времени для рекламы в сети Интернет;
услуги по размещению предложений о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в сети Интернет;
услуги, осуществляемые автоматическим способом через сеть Интернет, при вводе данных покупателем услуг, автоматизированные услуги по поиску данных, их отбору и сортировке по запросам, предоставлению указанных данных пользователям через информационно-телекоммуникационные сети (в том числе сводки фондовой биржи в режиме реального времени, осуществление в режиме реального времени автоматизированного перевода);
услуги по поиску и (или) представлению заказчику информации о потенциальных покупателях;
услуги по предоставлению через сеть Интернет технических, организационных, информационных и иных возможностей, осуществляемых с использованием информационных технологий и систем, для установления контактов и заключения сделок между продавцами и покупателями (включая предоставление торговой площадки, функционирующей в сети Интернет в режиме реального времени, на которой потенциальные покупатели предлагают свою цену посредством автоматизированной процедуры и стороны извещаются о продаже путем отправляемого автоматически создаваемого сообщения);
обеспечение и (или) поддержание присутствия в сети Интернет для личных целей или в целях осуществления предпринимательской деятельности, поддержка электронных ресурсов пользователей (сайтов и (или) страниц сайтов в сети Интернет), обеспечение доступа к ним других пользователей сети Интернет, предоставление пользователям возможности их модификации, оказание услуг по администрированию информационных систем;
хранение и обработка информации при условии, что лицо, представившее эту информацию, имеет к ней доступ через сеть Интернет;
предоставление в режиме реального времени вычислительной мощности для размещения информации в информационной системе;
предоставление доменных имен, оказание услуг хостинга;
предоставление доступа к поисковым системам в сети Интернет;
ведение статистики на сайтах в сети Интернет
Норма отсутствовала К услугам в электронной форме, указанным в части второй настоящего пункта, не относятся:
реализация товаров (работ, услуг), если при заказе через сеть Интернет поставка товаров (выполнение работ, оказание услуг) осуществляется без использования сети Интернет;
реализация (передача прав на использование) программ для электронно-вычислительных машин (включая компьютерные игры), баз данных, содержащихся на материальных носителях;
оказание консультационных услуг по электронной почте;
оказание услуг по предоставлению доступа к сети Интернет
Норма отсутствовала Физическое лицо при приобретении услуг в электронной форме признается приобретающим услуги в электронной форме в Республике Беларусь, если выполняется хотя бы одно из указанных ниже условий:
местом фактического нахождения физического лица является Республика Беларусь;
местом нахождения банка, в котором открыт счет, используемый физическим лицом для оплаты услуг, или оператора электронных денежных средств, через которого осуществляется физическим лицом оплата услуг, является территория Республики Беларусь;
сетевой (IP) адрес устройства, использованного покупателем при приобретении услуг в электронной форме, зарегистрирован в Республике Беларусь (относится к адресному пространству Республики Беларусь);
международный код страны телефонного номера, используемого для приобретения или оплаты услуг, присвоен Республике Беларусь
Статья 34. Доходы и источники их получения
Доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая применительно к конкретному налогу, сбору (пошлине) в соответствии с Особенной частью настоящего Кодекса или актами Президента Республики Беларусь Доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами 14-16 настоящего Кодекса или актами Президента Республики Беларусь
Статья 40. Исполнение налогового обязательства умершего, объявленного умершим, безвестно отсутствующего или недееспособного физического лица, возврат излишне уплаченной или излишне взысканной суммы налогов, сборов (пошлин), пеней
По заявлению наследника (наследников) умершего физического лица налоговый орган в течение пяти дней со дня подачи такого заявления обязан сообщить наследнику (наследникам) умершего физического лица о наличии задолженности по налоговому обязательству умершего физического лица По заявлению наследника (наследников) умершего физического лица налоговый орган в течение трех рабочих дней со дня подачи такого заявления обязан выдать наследнику (наследникам) умершего физического лица выписку из данных учета налоговых органов об исчисленных и уплаченных суммах налогов, сборов (пошлин), пеней по налоговому обязательству умершего физического лица
Налоговый орган по месту учета физического лица, признанного безвестно отсутствующим или недееспособным, обязан сообщить лицу, уполномоченному органом опеки и попечительства, или органу опеки и попечительства о наличии неисполненного налогового обязательства, неуплаченных пеней физического лица, признанного безвестно отсутствующим или недееспособным, и об обязанности указанного уполномоченного лица (указанного уполномоченного органа) исполнить в установленном порядке налоговое обязательство, уплатить пени вместо физического лица, признанного безвестно отсутствующим или недееспособным Налоговый орган по месту постановки на учет физического лица, признанного безвестно отсутствующим или недееспособным, обязан выдать лицу, уполномоченному органом опеки и попечительства, или органу опеки и попечительства выписку из данных учета налоговых органов об исчисленных и уплаченных суммах налогов, сборов (пошлин), пеней по налоговому обязательству физического лица, признанного безвестно отсутствующим или недееспособным, в течение трех рабочих дней со дня получения от указанного уполномоченного лица (уполномоченного органа) сведений о признании физического лица безвестно отсутствующим или недееспособным. Выписка выдается в отношении неисполненного или ненадлежаще исполненного налогового обязательства, неуплаченных пеней и (или) излишне уплаченных, излишне взысканных сумм налогов, сборов (пошлин), пеней
Указанное сообщение передается лицу, уполномоченному органом опеки и попечительства, или органу опеки и попечительства в течение пяти дней со дня получения от указанного уполномоченного лица (указанного уполномоченного органа) сведений о признании физического лица безвестно отсутствующим или недееспособным Норма исключена
Комментарий. В соответствии с п.18.4 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан», предоставление информации о наличии задолженности по налоговому обязательству наследнику (наследникам) умершего гражданина или неисполненного налогового обязательства, неуплаченных пеней у гражданина, признанного безвестно отсутствующим или недееспособным, является административной процедурой.
Согласно внесенным изменениям такое действие не признается административной процедурой, а в случае обращения наследников умершего гражданина или лиц, уполномоченных органами опеки и попечительства, за представлением указанной информации налоговый орган будет выдавать им выписку из данных учета налоговых органов об исчисленных и уплаченных налогах, сборах (пошлинах), пеней в рамках процедуры, предусмотренной п.18.171 вышеназванного перечня
Статья 401. Размещение информации о плательщиках на официальном сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь в глобальной компьютерной сети Интернет
Норма отсутствовала 1. Налоговые органы ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным, размещают на официальном сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь в глобальной компьютерной сети Интернет в порядке, установленном Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь, перечень организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих задолженность по налогам, сборам (пошлинам), пеням.
2. Перечень, указанный в пункте 1 настоящей статьи, должен содержать сведения об учетном номере плательщика, полном наименовании организации, фамилии, собственном имени, отчестве (если таковое имеется) индивидуального предпринимателя, имеющих задолженность по налогам, сборам (пошлинам), пеням на 1-е число месяца, следующего за отчетным
Комментарий. Внесенное дополнение направлено на сокращение количества административных процедур, исключение переписки по вопросам представления сведений о наличии (отсутствии) задолженности, а также сокращение трудовых, временных и материальных затрат налоговых органов и плательщиков
Статья 53. Приостановление операций по счетам, электронным кошелькам в банке
Указанное ограничение не распространяется на:
Норма отсутствовала операции в части суммы превышения суммы неисполненного налогового обязательства и (или) неуплаченных пеней, указанной в решении о приостановлении операций плательщика (иного обязанного лица) по его счетам, электронным кошелькам в банке, принятом в соответствии с пунктом 22 настоящей статьи;
Норма отсутствовала Если факт наличия неисполненного налогового обязательства или неуплаченных пеней выявлен в результате проверки налогового органа, то решение о приостановлении операций плательщика (иного обязанного лица) по его счетам, электронным кошелькам в банке должно содержать обязательное указание на суммы неисполненного налогового обязательства и (или) неуплаченных пеней на дату вынесения такого решения
В случае доведения до плательщика (иного обязанного лица) на бумажном носителе решения о приостановлении операций либо об окончании приостановления операций плательщика (иного обязанного лица) по его счетам, электронным кошелькам в банке налоговым или таможенным органом такое решение вручается под роспись (направляется заказным письмом с уведомлением о вручении) плательщику (иному обязанному лицу) или его представителю В случае доведения до плательщика (иного обязанного лица) на бумажном носителе решения о приостановлении операций либо об окончании приостановления операций плательщика (иного обязанного лица) по его счетам, электронным кошелькам в банке налоговым или таможенным органом такое решение вручается под роспись (направляется заказным письмом с уведомлением о вручении) плательщику (иному обязанному лицу) или его представителю. Решение о приостановлении операций либо об окончании приостановления операций плательщика (иного обязанного лица) по его счетам, электронным кошелькам в банке в электронном виде доводится налоговым органом до плательщика (иного обязанного лица) через личный кабинет плательщика
Комментарий. В целях совершенствования механизма приостановления операций по счетам, электронным кошелькам плательщиков в банке внесены корректировки в ст.53 НК.
Так, в случае если по результатам проверки налогового органа установлен факт неуплаты (не полной) уплаты в бюджет сумм налогов, сборов (пошлин), но решение по акту проверки еще не вынесено, внесенные изменения позволят обеспечить аккумулирование средств на счетах, электронных кошельках плательщиков, необходимых и достаточных для погашения доначисленных по акту проверки платежей. При этом в рамках осуществления хозяйственной деятельности плательщики смогут распоряжаться средствами, имеющимися на их счетах в размере, превышающем сумму задолженности, определенную в решении о приостановлении операций плательщика по его счетам, электронным кошелькам в банке
Статья 56. Взыскание налога, сбора (пошлины), пеней за счет денежных средств на счетах, электронных денег в электронных кошельках плательщика (иного обязанного лица) - организации
Взыскание налога, сбора (пошлины), пени не производится за счет денежных средств на корреспондентских счетах плательщика (иного обязанного лица) - организации, благотворительных счетах, открытых для внесения (поступления) иностранной безвозмездной помощи в виде денежных средств, в том числе в иностранной валюте, специальных счетах, открытых в соответствии с законодательными актами, а также на счетах по учету средств республиканского и местных бюджетов и иных средств, открытых Министерству финансов Республики Беларусь, его территориальным органам и местным финансовым органам, и на счетах, используемых для осуществления расчетов в форме аккредитивов за счет средств республиканского и местных бюджетов Взыскание налога, сбора (пошлины), пени не производится за счет денежных средств на корреспондентских счетах плательщика (иного обязанного лица) - организации, благотворительных счетах, открытых для внесения (поступления) иностранной безвозмездной помощи в виде денежных средств, в том числе в иностранной валюте, специальных счетах, открытых в соответствии с законодательными актами, едином казначейском счете, а также на счетах по учету средств республиканского и местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов, привлеченных Республикой Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, прочих бюджетных и государственных средств, открытых республиканским органам государственного управления, местным исполнительным и распорядительным органам, бюджетным и иным организациям, и на счетах, используемых для осуществления расчетов в форме аккредитивов за счет средств республиканского и местных бюджетов
Взыскание налога, сбора (пошлины), пени с валютных счетов плательщика (иного обязанного лица) - организации производится в сумме, эквивалентной сумме платежа в белорусских рублях по официальному курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь на дату взыскания Взыскание налога, сбора (пошлины), пени с валютных счетов, электронных кошельков плательщика (иного обязанного лица) - организации производится в сумме, эквивалентной сумме платежа в белорусских рублях по официальному курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь на дату взыскания
Статья 58. Взыскание налога, сбора (пошлины), пени за счет средств дебиторов плательщика (иного обязанного лица) - организации
Часть третья пункта 2
Взыскание налога, сбора (пошлины), пени не производится за счет денежных средств на корреспондентских счетах дебитора плательщика (иного обязанного лица) - организации, благотворительных счетах, открытых дебитору плательщика (иного обязанного лица) - организации для внесения (поступления) иностранной безвозмездной помощи в виде денежных средств, в том числе в иностранной валюте, специальных счетах, открытых в соответствии с законодательными актами, а также на счетах по учету средств республиканского и местных бюджетов и иных средств, открытых Министерству финансов Республики Беларусь, его территориальным органам и местным финансовым органам, и на счетах, используемых для осуществления расчетов в форме аккредитивов за счет средств республиканского и местных бюджетов Взыскание налога, сбора (пошлины), пени не производится за счет денежных средств на корреспондентских счетах дебитора плательщика (иного обязанного лица) - организации, благотворительных счетах, открытых дебитору плательщика (иного обязанного лица) - организации для внесения (поступления) иностранной безвозмездной помощи в виде денежных средств, в том числе в иностранной валюте, специальных счетах, открытых в соответствии с законодательными актами, счетах, используемых для осуществления расчетов в форме аккредитивов, едином казначейском счете, а также на счетах по учету средств республиканского и местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов, привлеченных Республикой Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, прочих бюджетных и государственных средств, открытых республиканским органам государственного управления, местным исполнительным и распорядительным органам, бюджетным и иным организациям
Комментарий. Для обеспечения своевременного осуществления расходов на выплату пенсий и пособий за счет средств бюджета фонда перечень счетов, на которые не распространяется принудительное взыскание, дополнен счетами по учету государственных внебюджетных фондов. Соответствующие изменения внесены в часть вторую п.2 ст.56 и в часть третью п.2 ст.58 НК. Также в эти положения внесены редакционные правки для однозначной трактовки правоприменительной практики
Статья 59. Взыскание налога, сбора (пошлины), пени за счет имущества плательщика (иного обязанного лица)
Взыскание налога, сбора (пошлины), пени за счет имущества плательщика (иного обязанного лица) производится путем зачисления в соответствующий бюджет денежных средств от его реализации, за исключением имущества, указанного в подпунктах 5.1-5.3 пункта 5 настоящей статьи, в порядке, установленном законодательством Взыскание налога, сбора (пошлины), пени за счет имущества плательщика (иного обязанного лица) производится путем зачисления в соответствующий бюджет денежных средств от его реализации или иного использования, за исключением имущества, указанного в подпунктах 5.1-5.3 пункта 5 настоящей статьи, в порядке, установленном законодательством
Статья 60. Зачет, возврат излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пени
Сообщения, заявления, решения, предусмотренные настоящей статьей, направляются плательщику (иному обязанному лицу) либо налоговому органу по установленным формам на бумажном носителе или по установленным форматам в виде электронного документа. Формы и форматы таких сообщений, заявлений, решений, а также порядок их направления плательщику (иному обязанному лицу) либо налоговому органу устанавливаются Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь Сообщения, заявления, решения, предусмотренные настоящей статьей, направляются плательщику (иному обязанному лицу) либо налоговому органу по установленным формам на бумажном носителе или по установленным форматам в виде электронного документа через личный кабинет плательщика. Формы и форматы таких сообщений, заявлений, решений, а также порядок их направления плательщику (иному обязанному лицу) либо налоговому органу устанавливаются Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь
Статья 61. Зачет, возврат излишне взысканной суммы налога, сбора (пошлины), пени, а также иных денежных средств
Если в результате исполнения банком решения налогового органа о взыскании налога, сбора (пошлины), пени за счет средств дебитора плательщика (иного обязанного лица) - организации взысканная сумма дебиторской задолженности превышает сумму дебиторской задолженности этого дебитора плательщику (иному обязанному лицу) - организации, то данная сумма денежных средств подлежит возврату дебитору плательщика (иного обязанного лица) - организации, если у такого дебитора отсутствуют неисполненные налоговые обязательства или неуплаченные пени. Если в результате исполнения банком решения налогового органа о взыскании налогов, сборов (пошлин), пеней за счет средств дебитора плательщика (иного обязанного лица) - организации взысканная сумма дебиторской задолженности превышает сумму дебиторской задолженности этого дебитора плательщику (иному обязанному лицу) - организации (далее - сумма дебиторской задолженности), то данная сумма денежных средств подлежит возврату дебитору плательщика (иного обязанного лица) - организации, если у такого дебитора отсутствуют неисполненные налоговые обязательства или неуплаченные пени.
В случае выявления факта наличия у дебитора плательщика (иного обязанного лица) - организации неисполненного налогового обязательства или неуплаченных пеней налоговым органом самостоятельно производится зачет суммы дебиторской задолженности в течение двух рабочих дней со дня выявления такого факта.
Налоговый орган обязан сообщить дебитору плательщика (иного обязанного лица) - организации и плательщику о каждом ставшем ему известным факте взысканных денежных средств в сумме, превышающей размер дебиторской задолженности (далее - сумма дебиторской задолженности), не позднее трех рабочих дней со дня обнаружения каждого такого факта. Данное сообщение доводится налоговым органом до дебитора плательщика (иного обязанного лица) - организации и плательщика на бумажном носителе или по установленным форматам в виде электронного документа. Сообщение о факте взысканных денежных средств в сумме, превышающей размер дебиторской задолженности, на бумажном носителе вручается под роспись (направляется заказным письмом с уведомлением о вручении) дебитору плательщика (иного обязанного лица) - организации и плательщику Налоговый орган обязан сообщить дебитору плательщика (иного обязанного лица) - организации о произведенном зачете суммы дебиторской задолженности в счет исполнения налогового обязательства по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней не позднее пяти рабочих дней со дня проведения такого зачета.
При отсутствии у дебитора плательщика (иного обязанного лица) - организации неисполненного налогового обязательства или неуплаченных пеней налоговым органом производится возврат дебитору плательщика (иного обязанного лица) - организации суммы дебиторской задолженности не позднее двух рабочих дней со дня выявления факта взыскания дебиторской задолженности.
Возврат денежных средств дебитора плательщика (иного обязанного лица) - организации производится без начисления процентов.
Возврат суммы дебиторской задолженности производится в той валюте, в которой законодательными актами предусмотрена уплата налога, сбора (пошлины), пени, взысканных за счет средств дебитора плательщика (иного обязанного лица) - организации
Сообщения, заявления, решения, предусмотренные настоящей статьей, направляются плательщику (иному обязанному лицу), дебитору плательщика (иного обязанного лица) - организации либо налоговому органу по установленным формам на бумажном носителе или по установленным форматам в виде электронного документа. Формы и форматы таких сообщений, заявлений, решений, а также порядок их направления плательщику (иному обязанному лицу) либо налоговому органу устанавливаются Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь Сообщения, заявления, решения, предусмотренные настоящей статьей, направляются плательщику (иному обязанному лицу), дебитору плательщика (иного обязанного лица) - организации либо налоговому органу по установленным формам на бумажном носителе или по установленным форматам в виде электронного документа через личный кабинет плательщика. Формы и форматы таких сообщений, заявлений, решений, а также порядок их направления плательщику (иному обязанному лицу) либо налоговому органу устанавливаются Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь
Комментарий. Для совершенствования механизма возврата из бюджета дебиторской задолженности в случае одновременного исполнения банком решений налогового органа о взыскании налогов, сборов (пошлин), пеней за счет средств дебитора плательщика внесены соответствующие изменения в ст.61 НК.
Изменения направлены на сокращение сроков возврата из бюджета дебитору плательщика денежных средств, поступивших в результате исполнения банком решения налогового органа о взыскании налогов, сборов (пошлин), пеней за счет средств дебитора плательщика. Кроме того, такой механизм значительно упростит порядок возврата дебиторской задолженности и позволит исключить административную процедуру по возврату из бюджета таких денежных средств
ГЛАВА 8
НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ. НАЛОГОВАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ (РАСЧЕТ)
ГЛАВА 8
НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ. НАЛОГОВАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ (РАСЧЕТ). ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ ПЛАТЕЛЬЩИКА
Статья 63. Налоговая декларация (расчет)
Норма отсутствовала Требования, установленные частью второй настоящего пункта, не распространяются на плательщиков, в отношении которых в соответствии с законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве) применяются процедуры экономической несостоятельности (банкротства), за исключением процедуры санации
Статья 631. Личный кабинет плательщика
Норма отсутствовала 1. Личный кабинет плательщика, размещенный в глобальной компьютерной сети Интернет, является информационным ресурсом Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, которое осуществляет его ведение в установленном им порядке.
Личный кабинет плательщика используется в случаях и с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом, для получения от налоговых органов и направления в налоговые органы электронных документов, документов и (или) информации в электронном виде, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых налоговым законодательством.
2. Доступ к личному кабинету плательщика осуществляется с помощью:
личного ключа электронной цифровой подписи, сертификат соответствующего открытого ключа которого издан республиканским удостоверяющим центром Государственной системы управления открытыми ключами проверки электронной цифровой подписи Республики Беларусь. Доступ к личному кабинету плательщика, предоставленный с помощью личного ключа электронной цифровой подписи, сертификат соответствующего открытого ключа которого издан иными удостоверяющими центрами, сохраняется до истечения срока действия такого ключа;
учетной записи и пароля. Доступ к личному кабинету плательщика с помощью учетной записи и пароля предоставляется физическому лицу и иностранной организации, оказывающей услуги в электронной форме физическим лицам в Республике Беларусь. Порядок получения учетной записи и пароля указанной категорией плательщиков устанавливается Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь.
Доступ к личному кабинету плательщика предоставляется иностранной организации, оказывающей услуги в электронной форме физическим лицам в Республике Беларусь, со дня ее постановки на учет в налоговом органе и сохраняется в течение шести месяцев после снятия ее с учета в налоговом органе.
3. Подлинные электронные документы, а также документы и (или) информация в электронном виде, представленные через личный кабинет плательщика, доступ к которому осуществлен с помощью учетной записи и пароля, признаются равнозначными документам на бумажном носителе, подписанным собственноручной подписью представителя иностранной организации, оказывающей услуги в электронной форме физическим лицам в Республике Беларусь, физического лица.
4. Подлинные электронные документы, а также документы и (или) информация в электронном виде размещаются налоговым органом в личном кабинете плательщика (при его наличии), не вручаются (не направляются) плательщику на бумажном носителе, если иное не предусмотрено законодательством
Комментарий. Наиболее приоритетным направлением развития электронных сервисов является внедрение и развитие функционала «Личный кабинет плательщика налогов, сборов (пошлин)» (далее - личный кабинет), реализованный как для организаций и индивидуальных предпринимателей, так и для физических лиц.
Спектр электронных услуг, представляемых через личный кабинет, постоянно расширяется и совершенствуется, что повышает эффективность и привлекательность данного функционала среди плательщиков.
Применение личного кабинета позволит обеспечить плательщикам максимально комфортные условия взаимодействия с налоговыми органами и оптимизировать их структуру.
С учетом изложенного законодательно закреплен статус личного кабинета в целях дальнейшего совершенствования порядка предоставления электронных документов и сведений в электронном виде при взаимодействии плательщика с налоговыми органами, определения статуса информации, предоставляемой через личный кабинет, порядка доступа плательщиков (юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц) и т. д.
Статья 641. Налоговый контроль за крупными плательщиками
Налоговый орган по месту постановки на учет организации, включенной в перечень крупных плательщиков, до 1 января года введения его в действие направляет ей на бумажном носителе или в виде электронного документа уведомление о включении организации в перечень крупных плательщиков Налоговый орган по месту постановки на учет организации, включенной в перечень крупных плательщиков, до 1 января года введения его в действие направляет ей на бумажном носителе или в виде электронного документа через личный кабинет плательщика уведомление о включении организации в перечень крупных плательщиков
Организации, включенные в перечень крупных плательщиков, представляют в налоговые органы по месту постановки на учет по установленным форматам в виде электронного документа:
книгу покупок - ежеквартально не позднее 30-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом Норма исключена
Комментарий. В связи с внедрением с 1 июля 2016 г. системы ЭСЧФ отменена обязанность представления в налоговый орган крупными плательщиками книги покупок в электронном виде
Статья 66. Порядок постановки на учет и снятия с учета в налоговом органе
Иностранные организации подлежат постановке на учет в налоговом органе по их заявлению, подаваемому:
Норма отсутствовала иностранной организацией, оказывающей услуги в электронной форме физическим лицам в Республике Беларусь, иностранным посредником в расчетах (далее - иностранная организация, оказывающая услуги в электронной форме для физических лиц) - в инспекцию Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по городу Минску.
Заявление может быть представлено на бумажном носителе лицом, имеющим полномочия представлять иностранную организацию на территории Республики Беларусь, либо направлено по почте заказным письмом, либо подано в электронной форме. Если указанное заявление подано в электронной форме, то оно должно быть подписано электронной цифровой подписью лица, имеющего полномочия представлять иностранную организацию на территории Республики Беларусь.
Иностранный посредник в расчетах подлежит постановке на учет в налоговом органе, если физические лица, приобретающие услуги в электронной форме в Республике Беларусь, за оказанные им такие услуги производят расчет через иностранного посредника в расчетах
Иностранной организацией, указанной в подпунктах 2.1 и 2.6 пункта 2 настоящей статьи, представляются копия выписки из торгового регистра страны ее места нахождения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса иностранной организации в соответствии с законодательством страны ее места нахождения, выданное не позднее трех месяцев до дня представления документов для постановки на учет в налоговом органе Иностранной организацией, указанной в подпунктах 2.1, 2.6 и 2.7 пункта 2 настоящей статьи, представляются копия выписки из торгового регистра страны ее места нахождения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса иностранной организации в соответствии с законодательством страны ее места нахождения, выданное не позднее трех месяцев до дня представления документов для постановки на учет в налоговом органе
Иностранная организация, состоящая на учете в налоговом органе, сообщает в налоговый орган:
Норма отсутствовала по месту постановки на учет об оказании услуг в электронной форме для физических лиц до начала их оказания
Статья 67. Обязанности органов, уполномоченных лиц, осуществляющих государственную регистрацию организаций и индивидуальных предпринимателей, учет и государственную регистрацию имущества и прав на него, опеку, попечительство или управление имуществом подопечного, выдачу свидетельств о праве на наследство и удостоверение договоров отчуждения, а также ведение учета персональных данных физических лиц
Регистраторы, осуществляющие государственную регистрацию нотариально не удостоверенных сделок об отчуждении облагаемого налогами недвижимого имущества, принадлежащего постоянно не проживающему в Республике Беларусь гражданину Республики Беларусь, иностранному гражданину, лицу без гражданства либо не имеющему места нахождения в Республике Беларусь иностранному или международному юридическому лицу (организации, не являющейся юридическим лицом), получают в установленном Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь порядке информацию от налогового органа об уплате соответствующих налогов Регистраторы, осуществляющие государственную регистрацию нотариально не удостоверенных сделок об отчуждении облагаемого налогами недвижимого имущества, принадлежащего постоянно проживающему за пределами Республики Беларусь гражданину Республики Беларусь, иностранному гражданину, лицу без гражданства либо не имеющему места нахождения в Республике Беларусь иностранному или международному юридическому лицу (организации, не являющейся юридическим лицом), получают в установленном Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь порядке информацию от налогового органа об уплате соответствующих налогов
Нотариусы, удостоверяющие сделки об отчуждении облагаемого налогами недвижимого имущества, принадлежащего постоянно не проживающему в Республике Беларусь гражданину Республики Беларусь, иностранному гражданину, лицу без гражданства либо не имеющему места нахождения в Республике Беларусь иностранному или международному юридическому лицу (организации, не являющейся юридическим лицом), получают в установленном Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь порядке информацию от налогового органа об уплате соответствующих налогов Нотариусы, удостоверяющие сделки об отчуждении облагаемого налогами недвижимого имущества, принадлежащего постоянно проживающему за пределами Республики Беларусь гражданину Республики Беларусь, иностранному гражданину, лицу без гражданства либо не имеющему места нахождения в Республике Беларусь иностранному или международному юридическому лицу (организации, не являющейся юридическим лицом), получают в установленном Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь порядке информацию от налогового органа об уплате соответствующих налогов
Статья 68. Обязанности банков, других организаций и физических лиц по представлению сведений о плательщиках (иных обязанных лицах)
Норма отсутствовала Банки, небанковские финансовые учреждения, процессинговые центры, владельцы платежных систем на основе использования банковских платежных карточек, владельцы систем расчетов с использованием электронных денег обязаны на основании запроса предоставлять Министерству по налогам и сборам Республики Беларусь и (или) инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по городу Минску информацию об операциях по переводу денежных средств, осуществленных в адрес иностранных организаций, оказывающих услуги в электронной форме для физических лиц, а операторы электросвязи, интернет-провайдеры - сведения об оказании этими иностранными организациями услуг в электронной форме
Государственные органы и государственные организации, уполномоченные на выдачу специальных разрешений (лицензий) на осуществление лицензируемых видов деятельности, обязаны сообщать о выдаче (приостановлении, возобновлении, прекращении действия и продлении срока действия) плательщику (иному обязанному лицу) соответствующего специального разрешения (лицензии) в налоговый орган по месту постановки на учет этого плательщика (иного обязанного лица) в пятидневный срок со дня его (ее) выдачи (приостановления, возобновления, прекращения действия и продления срока действия) Государственные органы и государственные организации, уполномоченные на выдачу специальных разрешений (лицензий) на осуществление лицензируемых видов деятельности, обязаны сообщать о выдаче (приостановлении, возобновлении, продлении срока действия специального разрешения (лицензии), прекращении действия специального разрешения (лицензии) по решению лицензирующего органа) соответствующего специального разрешения (лицензии) в налоговый орган по месту постановки на учет плательщика (иного обязанного лица) в пятидневный срок со дня его (ее) выдачи (приостановления, возобновления, продления срока действия специального разрешения (лицензии), прекращения действия специального разрешения (лицензии) по решению лицензирующего органа)
Статья 69. Проверка
В соответствии с настоящим Кодексом налоговые органы проводят следующие проверки:
выездные проверки, в том числе дополнительные:
Норма отсутствовала проверки восстановленных проверяемым субъектом документов бухгалтерского, налогового учета и (или) других документов, связанных с налогообложением, представленных в налоговый орган в течение срока, определенного частью второй пункта 2 статьи 81 настоящего Кодекса
Комментарий. При восстановлении плательщиком бухгалтерского, налогового учета и представлении в налоговый орган документов, связанных с налогообложением, у налогового органа возникает обязанность пересмотра сумм налогов, сборов (пошлин), но при этом основания для назначения проверки в целях изучения восстановленных проверяемым субъектом документов, связанных с налогообложением, отсутствовали. С учетом этого абзац 7 подп.2.2 п.2 ст.69 НК дополнен основанием для проведения такой проверки
Статья 70. Камеральная проверка
Норма отсутствовала При проведении камеральной проверки иностранной организации, оказывающей услуги в электронной форме для физических лиц, налоговый орган вправе затребовать у нее для проверки информацию, подтверждающую, что местом реализации услуг в электронной форме признается территория Республики Беларусь, сумму выручки, полученной от оказания услуг в электронной форме, а также иную информацию, относящуюся к оказанию таких услуг
Комментарий. Часть вторая п.3 ст.70 НК вступает в силу с 1 января 2018 г.
Статья 783. Наблюдение хронометражным методом
Сравнение среднедневных выручек (доходов) производится в сопоставимых ценах с применением индекса потребительских цен, устанавливаемого Национальным статистическим комитетом Республики Беларусь и действующего на дату начала проверки Сравнение среднедневных выручек (доходов) производится в сопоставимых ценах с применением индекса потребительских цен, устанавливаемого Национальным статистическим комитетом Республики Беларусь и действующего на дату начала проверки. Индекс потребительских цен применяется только при сравнении среднедневных выручек (доходов) обслуживающих объектов, функционирование которых носит исключительно сезонный характер
Статья 79. Налоговая тайна
Налоговую тайну составляют любые сведения, полученные органами, указанными в абзацах четвертом-седьмом статьи 4 настоящего Кодекса, о плательщиках (иных обязанных лицах), за исключением сведений… Налоговую тайну составляют имеющиеся в органах, указанных в абзацах четвертом-седьмом статьи 4 настоящего Кодекса, любые сведения о плательщиках (иных обязанных лицах), за исключением сведений, предоставляемых плательщику (иному обязанному лицу) в отношении самого себя, а также сведений:
Норма отсутствовала предоставляемых участникам электронного взаимодействия в рамках программно-технического комплекса учета налоговых счетов-фактур (автоматизированная информационная система «Учет счетов-фактур»)
Норма отсутствовала о регистрации в качестве резидента свободной экономической зоны, специального туристско-рекреационного парка «Августовский канал», Парка высоких технологий, Китайско-Белорусского индустриального парка «Индустриальный парк "Великий камень"»
Комментарий. Из сведений, составляющих налоговую тайну, исключены сведения о регистрации в качестве резидента свободной экономической зоны, Китайско-Белорусского индустриального парка «Индустриальный парк "Великий камень"», специального туристско-рекреационного парка «Августовский канал», Парка высоких технологий. В связи с внедрением ЭСЧФ посредством программно-технического комплекса учета налоговых счетов-фактур (АИС «Учет счетов-фактур») сведения, предоставляемые участникам электронного взаимодействия, также исключены из сведений, составляющих налоговую тайну
Статья 82. Обязанности налоговых органов и их должностных лиц
Налоговые органы и их должностные лица обязаны:
выдавать по заявлению плательщика (иного обязанного лица) выписку из данных учета налоговых органов об исчисленных и уплаченных суммах налогов, сборов (пошлин), пеней. Такая выписка не позднее трех рабочих дней со дня подачи заявления направляется плательщику (иному обязанному лицу) на бумажном носителе или в виде электронного документа либо вручается плательщику (иному обязанному лицу) или его представителю под роспись.
Форма и формат указанной выписки, а также порядок ее направления в виде электронного документа утверждаются Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь;
выдавать по заявлению плательщика (иного обязанного лица) выписку из данных учета налоговых органов об исчисленных и уплаченных суммах налогов, сборов (пошлин), пеней. Такая выписка не позднее трех рабочих дней со дня подачи заявления направляется плательщику (иному обязанному лицу) на бумажном носителе или в виде электронного документа через личный кабинет плательщика либо вручается плательщику (иному обязанному лицу) или его представителю под роспись.
Форма и формат указанной выписки, а также порядок ее направления в виде электронного документа через личный кабинет плательщика утверждаются Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь;
представлять информацию об уплате соответствующих налогов по требованию:
нотариуса, удостоверяющего сделки об отчуждении облагаемого налогами недвижимого имущества, принадлежащего постоянно не проживающему в Республике Беларусь гражданину Республики Беларусь, иностранному гражданину, лицу без гражданства либо не имеющему места нахождения в Республике Беларусь иностранному или международному юридическому лицу (организации, не являющейся юридическим лицом);
регистратора, осуществляющего государственную регистрацию нотариально не удостоверенных сделок об отчуждении облагаемого налогами недвижимого имущества, принадлежащего постоянно не проживающему в Республике Беларусь гражданину Республики Беларусь, иностранному гражданину, лицу без гражданства либо не имеющему места нахождения в Республике Беларусь иностранному или международному юридическому лицу (организации, не являющейся юридическим лицом)
представлять информацию об уплате соответствующих налогов по требованию:
нотариуса, удостоверяющего сделки об отчуждении облагаемого налогами недвижимого имущества, принадлежащего постоянно проживающему за пределами Республики Беларусь гражданину Республики Беларусь, иностранному гражданину, лицу без гражданства либо не имеющему места нахождения в Республике Беларусь иностранному или международному юридическому лицу (организации, не являющейся юридическим лицом);
регистратора, осуществляющего государственную регистрацию нотариально не удостоверенных сделок об отчуждении облагаемого налогами недвижимого имущества, принадлежащего постоянно проживающему за пределами Республики Беларусь гражданину Республики Беларусь, иностранному гражданину, лицу без гражданства либо не имеющему места нахождения в Республике Беларусь иностранному или международному юридическому лицу (организации, не являющейся юридическим лицом)
Комментарий. В целях приведения Общей части НК в соответствие с Законом Республики Беларусь от 05.01.2016 № 355-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам нотариальной деятельности» терминологические корректировки внесены в ст.67 и 82 НК
Статья 85. Право на обжалование
Каждый плательщик (иное обязанное лицо) имеет право обжаловать решения налоговых органов, в том числе требования (предписания) об устранении нарушений, действия (бездействие) их должностных лиц, если он полагает, что такие решения или действия (бездействие) приняты или произведены с нарушением норм, установленных налоговым или иным законодательством, либо нарушают его права Каждое лицо имеет право обжаловать решения налоговых органов, в том числе требования (предписания) об устранении нарушений, действия (бездействие) их должностных лиц, если такое лицо полагает, что такие решения или действия (бездействие) нарушают его права и (или) законные интересы
Статья 87. Порядок и сроки подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу налогового органа
1. Жалоба на решение налогового органа адресуется в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу (при отсутствии вышестоящего налогового органа), которому должностные лица, принявшие решение, непосредственно подчинены. 1. Жалоба на решение инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по району, городу, району в городе может быть подана в инспекцию Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по области, городу Минску (по территориальности) в течение тридцати календарных дней со дня его вынесения.
Жалоба на действия (бездействие) должностного лица налогового органа подается вышестоящему должностному лицу, которому должностное лицо, действия (бездействие) которого обжалуются, непосредственно подчинено 2. Жалоба на действия (бездействие) должностного лица инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по району, городу, району в городе может быть подана вышестоящему должностному лицу, которому должностное лицо, действия (бездействие) которого обжалуются, непосредственно подчинено, в течение тридцати календарных дней со дня совершения таких действий (бездействия).
В случае несогласия с решением, вынесенным вышестоящим должностным лицом инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по району, городу, району в городе, жалоба может быть подана в инспекцию Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по области, городу Минску (по территориальности) в течение тридцати календарных дней со дня его вынесения.
3. В случае несогласия с решением, вынесенным инспекцией Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по области, городу Минску в соответствии с пунктом 1 или частью второй пункта 2 настоящей статьи, жалоба может быть подана в Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь в течение тридцати календарных дней со дня его вынесения.
2. Жалоба на решение налогового органа, действия (бездействие) его должностных лиц может быть подана в вышестоящий налоговый орган, вышестоящему должностному лицу налогового органа в течение тридцати календарных дней со дня его вынесения (совершения). 4. Жалоба на решение инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по области, городу Минску может быть подана в течение тридцати календарных дней со дня его вынесения в Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь.
5. Жалоба на действия (бездействие) должностных лиц инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по области, городу Минску может быть подана вышестоящему должностному лицу в течение тридцати календарных дней со дня совершения таких действий (бездействия).
В случае несогласия с решением, вынесенным вышестоящим должностным лицом инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по области, городу Минску, жалоба может быть подана в Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь в течение тридцати календарных дней со дня его вынесения.
Пропуск срока подачи такой жалобы является основанием для отказа в ее рассмотрении. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен соответственно вышестоящим налоговым органом или вышестоящим должностным лицом налогового органа, которому должностные лица, решение или действия (бездействие) которых обжалуются, непосредственно подчинены. 6. Пропуск срока подачи жалобы является основанием для отказа в ее рассмотрении. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен вышестоящим налоговым органом или вышестоящим должностным лицом налогового органа, которому должностные лица, решение или действия (бездействие) которых обжалуются, непосредственно подчинены, получившим такую жалобу.
3. Жалоба на решение налогового органа, действия (бездействие) его должностных лиц подается в письменной форме. К жалобе должны быть приложены обосновывающие ее документы. 7. Жалоба на решение налогового органа, действия (бездействие) его должностных лиц подается в письменной форме. К жалобе должны быть приложены обосновывающие ее документы.
4. Лицо, подавшее жалобу в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу налогового органа, до принятия решения по этой жалобе может ее отозвать на основании письменного заявления 8. Лицо, подавшее жалобу, до принятия решения по этой жалобе может ее отозвать на основании письменного заявления
Комментарий. В новой редакции изложена ст.87 НК в целях совершенствования действующего порядка подачи жалоб на решение ИМНС, а также на действия (бездействие) должностного лица ИМНС
Статья 88. Рассмотрение жалобы вышестоящим налоговым органом или вышестоящим должностным лицом налогового органа
Жалоба плательщика (иного обязанного лица) рассматривается вышестоящим налоговым органом или вышестоящим должностным лицом налогового органа в месячный срок со дня ее получения Жалоба рассматривается вышестоящим налоговым органом или вышестоящим должностным лицом налогового органа в месячный срок со дня ее получения
абзац 1 части второй
По итогам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) должностного лица налогового органа вышестоящее должностное лицо вправе… По итогам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) должностного лица налогового органа вышестоящий налоговый орган или вышестоящее должностное лицо вправе…
Решение по жалобе в течение трех рабочих дней со дня его принятия направляется плательщику (иному обязанному лицу) заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается ему или его представителю под роспись. Копия решения в такой же срок направляется в налоговый орган, решение или действия (бездействие) должностных лиц которого были обжалованы Решение по жалобе в течение трех рабочих дней со дня его принятия направляется лицу, подавшему жалобу, заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается ему или его представителю под роспись. Копия решения в такой же срок направляется в налоговый орган, решение или действия (бездействие) должностных лиц которого были обжалованы
Комментарий. В целях соблюдения конституционных принципов верховенства права и законности, реализации конституционного права каждого лица на судебную защиту Конституционный Суд Республики Беларусь признал необходимым устранить пробел конституционно-правового регулирования права на обжалование решений налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, если по мнению этого лица такие решения, действия или бездействие нарушают его права и законные интересы (решение Конституционного Суда Республики Беларусь от 26.04.2016 № Р-1030/2016 «О праве на обжалование решений налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц»).
Во исполнение указанного решения соответствующие изменения внесены в ст.85 и 88 НК

 

18.11.2016

 

Тамара Алейникова, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»