Пособие от 17.04.2015
Автор: Овсейко С.

Общее собрание участников хозяйственного общества


 

Материал помещен в архив

 

ОБЩЕЕ СОБРАНИЕ УЧАСТНИКОВ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ОБЩЕСТВА

Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, и лишь в специально предусмотренных законодательными актами случаях - через собственника имущества (учредителей, участников) (ст.49 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК), ст.1 Закона Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее - Закон)).

Структура органов управления хозяйственным обществом может быть двух- либо трехзвенной, но наличие опции не затрагивает полномочий (компетенции) высшего органа управления - общего собрания участников (далее - общее собрание, ОС), если только последнее само не передаст определенные вопросы в ведение иных органов. При этом все остальные органы управления подотчетны ОС (часть пятая ст.33 Закона).

 

Справочно

Структура органов управления обществом напоминает структуру органов государственной власти и управления. Это неслучайно, поскольку в их основе лежат одни и те же принципы. В частности, принцип разделения властей: ОС - «корпоративный парламент», то есть законодательный орган; совет директоров - «корпоративное правительство», единоличный исполнительный орган - «корпоративный президент». В зависимости от «корпоративного строя», то есть структуры управления, последний может подчинять себе «правительство» либо наоборот (аналог с различными моделями президентских республик). На основании этого выбирается двух- или трехзвенная структура. При выборе принципа представительной демократии осуществляется управление обществом, как правило, не напрямую участниками, а через выборные органы. Сюда же можно отнести принцип корпоративной демократии (право участвовать в работе общего собрания и иных органов управления) и т.п.

 

Правоотношения, складывающие в деятельности хозяйственных обществ, делятся на внешние и внутренние. В свою очередь, первые подразделяются на отношения с контрагентами и государством (регулируются нормами главным образом гражданского и налогового права), а вторые - на управленческие и трудовые. Трудовые отношения - это отношения «внутри» корпорации, между администрацией и работниками. Управленческие отношения - это отношения между участниками общества и самим обществом. Принцип равенства участников гражданских правоотношений на управленческие отношения (административные по своей отраслевой принадлежности (примечание 1)) не распространяется. Управление строится на отношениях власти и подчинения, это отношения между управляющим(и) субъектом(ами) и управляемым объектом, в роли которого выступает само общество.

Компетенция общего собрания

Закон называет два блока вопросов, отнесенных к компетенции ОС:

1) исключительная компетенция, то есть вопросы, которые не могут быть переданы на решение других органов управления этим обществом;

2) неисключительная компетенция, то есть в уставе возможно предусмотреть передачу этих вопросов в ведение совета директоров (наблюдательного совета), но невозможно - исполнительному органу. Единственный случай, когда ОС может «поделиться» своей компетенцией с исполнительным органом - это случай создания и ликвидации представительств и филиалов общества, но лишь при двухзвенной структуре управления.

Нормы, относящиеся к компетенции различных органов управления обществом, могут быть:

императивными (ст.34 Закона);

диспозитивными (ст.35 Закона);

локальными, то есть устав общества может отнести к компетенции его органов управления любой вопрос, не упомянутый в Законе. Причем нормы устава могут расширять исключительную компетенцию ОС, а могут и передать «неисключительные» вопросы в компетенцию иных органов.

Исключительная компетенция общего собрания

К исключительной компетенции общего собрания участников хозяйственного общества относятся вопросы, указанные в таблице 1.

Таблица 1

Исключительная компетенция общего собрания

Вопросы исключительной компетенции общего собрания Комментарий
Изменение устава хозяйственного общества Закон достаточно подробно регламентирует содержание устава, причем с разбивкой на три блока:
1) условия, обязательные для всех видов хозяйственных обществ (ст.14 Закона);
2) для акционерных обществ (далее - акционерное общество, АО) (ст.69 Закона);
3) для обществ с ограниченной ответственностью (далее - ООО) (ст.92 Закона)
Изменение размера уставного фонда (далее - уставный фонд, УФ) хозяйственного общества В ООО не допускается освобождение участника от обязанности внесения вклада в УФ общества, в том числе путем зачета требований к обществу, за исключением случаев, установленных законодательными актами (п.2 ст.89 ГК). Уменьшение УФ ООО допускается после уведомления всех его кредиторов. Последние вправе в этом случае потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств общества и возмещения им убытков (п.5 ст.89 ГК).
В акционерном обществе не допускается освобождение акционера от обязанности оплаты акций общества, в том числе путем зачета (п.2 ст.99 ГК). Акционерное общество вправе по решению ОС увеличить УФ путем увеличения номинальной стоимости акций или выпуска дополнительных акций. Увеличение УФ акционерного общества допускается после его полной оплаты. Увеличение УФ для покрытия понесенных им убытков не допускается (пп.1, 2 ст.100 ГК). Акционерное общество также вправе по решению ОС уменьшить УФ путем уменьшения номинальной стоимости акций либо приобретения части акций в целях сокращения их общего количества. Уменьшение УФ допускается после уведомления всех его кредиторов, которые вправе потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств общества и возмещения им убытков. Уменьшение уставного фонда АО путем приобретения этим обществом части акций в целях сокращения их общего количества допускается, если такая возможность предусмотрена уставом этого общества
Избрание членов совета директоров (наблюдательного совета) и ревизионной комиссии (ревизора) хозяйственного общества и досрочное прекращение их полномочий, за исключением случаев, когда полномочия члена (членов) совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества прекращаются досрочно без принятия решения общего собрания участников хозяйственного общества (примечание 2) Полномочия члена (членов) совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества могут быть прекращены досрочно по решению общего собрания участников хозяйственного общества. В случае избрания членов совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества кумулятивным голосованием решение о досрочном прекращении их полномочий может быть принято только в отношении всех членов этого совета (ст.51 Закона)
Утверждение годовых отчетов, бухгалтерских балансов, отчетов о прибылях и убытках хозяйственного общества (данных книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения; далее - книга учета доходов и расходов)
(примечание 3) и распределение прибыли и убытков этого общества при наличии и с учетом заключения ревизионной комиссии (ревизора) и в установленных Законом случаях - аудиторского заключения
Утверждение ОС годовых отчетов и распределение прибыли осуществляется с учетом заключения контрольного органа (ст.34, 62 Закона).
Акционерное общество не вправе принимать решения об объявлении и выплате дивидендов, а также выплачивать дивиденды: 1) до полной оплаты всего уставного фонда; 2) если стоимость чистых активов акционерного общества меньше его уставного фонда и резервного фонда либо станет меньше их размера в результате выплаты дивидендов (ст.101 ГК).
Общество с ограниченной ответственностью не вправе принимать решение о распределении прибыли между участниками общества и ее выплате, а также выплачивать эту прибыль: а) до полной оплаты всего уставного фонда общества; б) до выплаты действительной стоимости доли (части доли) участника общества в случаях, установленных Законом; в) если ООО имеет устойчивый характер неплатежеспособности в соответствии с законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве) или если указанный характер приобретается этим обществом в результате такой выплаты; г) если на момент принятия такого решения либо на момент выплаты прибыли стоимость чистых активов общества меньше суммы его УФ и резервных фондов или станет меньше их суммы в результате такой выплаты (ст.96 Закона)
Решение о реорганизации хозяйственного общества и об утверждении передаточного акта или разделительного баланса Реорганизация хозяйственного общества может быть осуществлена по решению ОС, а также в случаях и порядке, установленных законодательными актами, - по решению уполномоченных государственных органов, в том числе суда, в форме слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования (ст.15 Закона).
Акционерное общество вправе преобразоваться в ООО, общество с дополнительной ответственностью (далее - ОДО), хозяйственное товарищество или в производственный кооператив, а также в унитарное предприятие (далее - УП) в случае, когда в составе этого общества остался один участник. При реорганизации АО в форме преобразования в АО другого вида или в иную форму коммерческой организации выпуск акций реорганизуемого АО аннулируется (ст.89 Закона).
Реорганизация или ликвидация ООО могут быть осуществлены добровольно по единогласному решению участников этого общества, а также по другим основаниям. Общество с ограниченной ответственностью вправе преобразоваться в АО, ОДО, хозяйственное товарищество или в производственный кооператив, а также в УП. В случае, когда число участников ООО превышает 50, оно подлежит реорганизации в течение 1 года, а по истечении этого срока - ликвидации в судебном порядке, если число его участников не уменьшится до установленного предела (ст.111 Закона).
О разделительном балансе и передаточном акте см. ст.22 Закона
Решение о ликвидации хозяйственного общества, создание ликвидационной комиссии, назначение ее председателя или ликвидатора и утверждение промежуточного ликвидационного и ликвидационного балансов, за исключением случаев, когда решение о ликвидации этого общества принято регистрирующим органом или судом в соответствии с законодательными актами Общие положения о ликвидации хозяйственного общества см. ст.24-28 Закона.
Об очередности удовлетворения требований при ликвидации АО - ст.90, ООО и ОДО - ст.111 Закона
Определение размера вознаграждений и компенсации расходов членам совета директоров (наблюдательного совета), ревизионной комиссии (ревизору) хозяйственного общества за исполнение ими своих обязанностей Согласно ст.6 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК) отношения по поводу осуществления обязанностей членов наблюдательных и иных советов (правлений), а также органов контроля организаций, если эта деятельность не выходит за рамки исполнения соответствующих поручений, не подпадают под действие трудового законодательства. Поэтому соответствующие выплаты не могут считаться зарплатой
Утверждение в случаях, предусмотренных Законом, локальных нормативных правовых актов (далее - ЛНПА) хозяйственного общества Статья 45 Закона предусматривает квалифицированное большинство голосов 3/4 для утверждения ЛНПА общества
Предоставление иным органам управления хозяйственного общества права принятия решений по отдельным вопросам, не отнесенным к исключительной компетенции ОС О «делегированном нормотворчестве» см. далее в материале
Определение порядка ведения ОС в части, не урегулированной Законом, иным законодательством, уставом и ЛНПА хозяйственного общества
-
Решение иных вопросов, предусмотренных Законом и иными законодательными актами В частности, речь идет о крупных сделках (часть шестая ст.58 Закона) и сделках с аффилированными лицами (часть вторая ст.57 Закона), которые требуют согласия ОС. Закон Республики Беларусь от 19.01.1993 № 2103-XII «О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества» предусматривает утверждение ОС договора о присоединении УП к открытому акционерному обществу (ОАО) (примечание 4)

 

Помимо Закона и ГК некоторые НПА также относят решение некоторых вопросов в компетенции ОС, впрочем, соответствующие формулировки чаще всего не свидетельствуют об исключительном характере такой компетенции, например:

пункт 3 Положения о порядке предоставления из республиканского бюджета финансовой помощи, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 28.03.2006 № 182;

пункт 14 Указа Президента Республики Беларусь от 28.12.2009 № 660 «О некоторых вопросах создания и деятельности холдингов в Республике Беларусь» и др.

Неисключительная компетенция общего собрания

Смысл включать в Закон статью о неисключительной компетенции, вместо того чтобы полностью предусматривать эти положения в уставе, в том, что ст.35 Закона:

• позволяет предотвратить пробел в уставе в отношении целого ряда достаточно важных вопросов, которые по умолчанию отнесены к компетенции ОС;

• не позволяет передавать эти вопросы, минуя совет директоров (наблюдательный орган), в компетенцию исполнительного органа. К неисключительной компетенции общего собрания относятся вопросы, представленные в таблице 2.

Таблица 2

Неисключительная компетенция общего собрания

Вопросы неисключительной компетенции ОС Комментарий
Определение основных направлений деятельности хозяйственного общества
-
Решение об участии в объединениях юридических лиц, объединениях юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, создаваемых в формах, предусмотренных законодательными актами Речь идет о холдингах, концернах, ассоциациях и т.п.
Решение о создании и ликвидации представительств и филиалов хозяйственного общества Представительство хозяйственного общества - обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения этого общества и осуществляющее представительство и защиту его интересов, совершающее от его имени сделки и иные юридические действия.
Филиал - обособленное подразделение хозяйственного общества, расположенное вне места нахождения этого общества и осуществляющее все или часть его функций, в том числе функции представительства.
Представительства и филиалы наделяются имуществом создавшего их хозяйственного общества, которое учитывается отдельно на балансе этого общества (отдельно в книге учета доходов и расходов). Руководитель представительства или филиала хозяйственного общества назначается хозяйственным обществом и действует на основании доверенности этого общества (ст.6 Закона)
Решение о создании других юридических лиц, а также об участии в них Речь идет о дочерних, зависимых обществах, УП и т.п.
Решение о создании, реорганизации и ликвидации хозяйственным обществом унитарных предприятий Хозяйственное общество является собственником имущества УП, а в случае банкротства последнего, вызванного этим обществом, несет субсидиарную ответственность по его обязательствам (ст.9 Закона)
Определение условий оплаты труда членов исполнительных органов хозяйственного общества или размера оплаты услуг управляющей организации (управляющего) Статья 6 ТК
Утверждение оценки стоимости неденежных вкладов в уставный фонд хозяйственного общества на основании заключения об оценке и (или) экспертизы достоверности оценки стоимости неденежного вклада Оценка стоимости неденежного вклада в УФ коммерческой организации подлежит экспертизе достоверности такой оценки.
Однако в случае проведения независимой оценки стоимости (примечание 5) вносимого в УФ коммерческой организации неденежного вклада экспертиза достоверности этой оценки не проводится (примечание 6)
Решение о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи в соответствии с законодательными актами Указ Президента Республики Беларусь от 01.07.2005 № 300 «О предоставлении и использовании иностранной безвозмездной (спонсорской) помощи»
Решение иных вопросов, предусмотренных Законом и уставом
-

 

Обратите внимание!

Перечни исключительной и неисключительной компетенции открытые, то есть их можно изменять положениями устава.

 

Практический интерес представляет другой вопрос: можно ли перераспределять полномочия органов управления обществом путем передачи вопросов, отнесенных к компетенции ОС, другим органам, либо, напротив, принятия к рассмотрению ОС любых иных вопросов? По мнению автора, исключительная компетенция ОС делает невозможным такое делегирование, тогда как любые другие формулировки оставляют для него место (абзац 10 части первой ст.34 Закона), что должно быть предусмотрено в соответствующих ЛНПА. Возможность «изъятия» ОС вопроса из ведения нижестоящего органа и принятие к собственному рассмотрению также может быть предусмотрена уставом или другими ЛНПА.

Подготовительные процедуры

Очередные и внеочередные общие собрания

«Корпоративный парламент», как и высший государственный орган, работает «посессионно», а не постоянно. Статья 36 Закона выделяет очередные и внеочередные ОС, причем первые должны проводиться не реже одного раза в год в сроки, установленные уставом, но не позднее 3 месяцев после окончания отчетного года. Очевидно, что дата ОС синхронизирована со сроком сдачи годовой отчетности, поскольку на годовом собрании утверждаются годовые отчеты, бухгалтерские балансы, отчеты о прибылях и убытках (данные книги учета доходов и расходов) и распределяется прибыль и убытки этого общества. Утверждение годовых отчетов, бухгалтерских балансов, отчетов о прибылях и убытках (данных книги учета доходов и расходов) и распределение прибыли и убытков хозяйственного общества осуществляются при наличии и с учетом заключения ревизионной комиссии (ревизора), а в установленных случаях - аудиторского заключения (примечание 7).

Порядок созыва, орган управления, инициирующий эту процедуру, и прочие вопросы организации и проведения ОС определяются уставом и другими ЛНПА (положением о порядке проведения ОС, регламентом работы ОС и т.п.).

На тот случай, если уполномоченным органом хозяйственного общества в установленном Законом и уставом порядке ОС не созывается, оно может быть созвано органами или участниками (участником) хозяйственного общества, имеющими право требовать проведения внеочередного общего собрания. На годовом общем собрании участников хозяйственного общества также должны быть рассмотрены вопросы избрания членов совета директоров (наблюдательного совета), если его образование предусмотрено в данном обществе, и ревизионной комиссии (ревизора).

Решение о проведении общего собрания

В роли уполномоченного органа чаще всего выступает совет директоров (наблюдательный совет), а при их отсутствии - исполнительный орган. В решении о проведении ОС должны быть определены:

• дата, время и место (с указанием адреса) проведения общего собрания участников хозяйственного общества;

• повестка дня общего собрания участников хозяйственного общества с указанием формулировок проектов решений по каждому вопросу;

• форма проведения общего собрания участников хозяйственного общества, если она не определена уставом либо органами хозяйственного общества, его участниками или аудиторской организацией (аудитором - индивидуальным предпринимателем), требующими созыва внеочередного общего собрания участников хозяйственного общества в случаях, предусмотренных Законом;

• форма голосования по каждому вопросу повестки дня;

• форма и текст бюллетеня в случае голосования бюллетенями или заочного голосования;

• форма и текст карточки в случае открытого голосования карточками;

• порядок извещения лиц, имеющих право на участие в общем собрании участников хозяйственного общества, если этот порядок не определен уставом;

• перечень информации (документов) и порядок ее предоставления лицам, имеющим право на участие в общем собрании (порядок ознакомления с информацией этих лиц), при подготовке к проведению этого собрания;

• порядок регистрации лиц, имеющих право на участие в общем собрании;

• иные сведения, указание которых целесообразно в каждом конкретном случае.

Извещение о проведении общего собрания

Извещение о проведении ОС направляется его участникам не позднее 30 дней до его проведения (если уставом этот срок не сокращен), за двумя исключениями:

1) извещение о проведении внеочередного ОС, повестка дня которого включает вопрос об избрании членов совета директоров (наблюдательного совета) кумулятивным голосованием, должно быть направлено не менее чем за 50 дней до даты его проведения;

2) извещение о проведении повторного (по причине отсутствия кворума на предыдущем) ОС должно быть направлено не менее чем за 10 дней до даты его проведения, если иной срок не предусмотрен уставом.

Устав может корректировать 30- и 50-дневный срок только в сторону сокращения, 10-дневный - в любую сторону.

Извещение о проведении ОС направляется заказным письмом (примечание 8), если уставом не предусмотрен иной способ направления этого извещения в письменной форме, или вручено каждому из указанных лиц под подпись либо, если это предусмотрено уставом общества, опубликовано в доступном для всех участников общества печатном СМИ, определенном уставом, и (или) размещено на сайте общества. Если число участников менее 100, то заказное письмо направляется с уведомлением о вручении, если уставом не определено иное. Извещение о проведении ОС должно содержать:

• наименование и место нахождения хозяйственного общества;

• дату, время и место (с указанием адреса) проведения общего собрания участников хозяйственного общества;

• повестку дня общего собрания участников хозяйственного общества;

• орган хозяйственного общества или иных лиц, созывающих общее собрание участников хозяйственного общества, основание его созыва (в случае созыва и проведения внеочередного общего собрания участников хозяйственного общества);

• порядок ознакомления лиц, имеющих право на участие в общем собрании, с информацией (документами), подлежащей предоставлению при подготовке к проведению этого собрания, с указанием адреса, по которому можно с ней ознакомиться;

• порядок регистрации лиц, имеющих право на участие в общем собрании;

• иные сведения, предусмотренные уставом хозяйственного общества и (или) решением о проведении общего собрания участников хозяйственного общества.

Внесение предложений в повестку дня

Лица, имеющие право на участие в ОС, вправе внести в письменной форме предложения:

1) о включении вопросов в повестку дня общего собрания участников хозяйственного общества, которые должны содержать имя физического лица или наименование юридического лица, число принадлежащих ему голосов на общем собрании участников этого общества, формулировку каждого из предлагаемых в повестку дня вопросов;

2) о выдвижении кандидатов в совет директоров (наблюдательный совет) и ревизионную комиссию (ревизора), а также о выдвижении кандидатов в исполнительный орган хозяйственного общества (число кандидатов в одном предложении не может превышать количественный состав соответствующего органа). Такое предложение должно содержать имя каждого предлагаемого кандидата, наименование органа хозяйственного общества, для избрания в который он предлагается, и иные сведения о кандидате, предусмотренные уставом. Должно быть получено также согласие самих номинантов.

Лица, внесшие предложения, могут предложить формулировку проекта решения по каждому из предлагаемых вопросов.

Срок внесения предложений в повестку дня ограничивается диспозитивными нормами ст.40 Закона:

1) годового ОС - не позднее 30 дней после окончания отчетного года, если уставом не предусмотрен иной срок их поступления;

2) внеочередного ОС, одним из вопросов которой является избрание членов совета директоров (наблюдательного совета) кумулятивным голосованием, - не позднее 30 дней до даты его проведения.

Повестка дня общего собрания

Повестка дня ОС должна содержать перечень конкретно сформулированных вопросов, выносимых на обсуждение. Их можно разделить на две группы:

1) сформулированные уполномоченным органом;

2) внесенные участниками.

Последние «фильтруются» уполномоченным органом (не позднее чем через 10 дней после истечения срока для внесения предложений) и могут быть отклонены только по следующим достаточно формальным причинам:

• нарушен порядок внесения предложений участником (участниками), установленный Законом и уставом;

• предложения не относятся к компетенции ОС;

• предложения не соответствуют требованиям Закона и иных законодательных актов;

• кандидаты, выдвинутые в образуемые органы хозяйственного общества, не соответствуют установленным требованиям (ст.41 Закона).

В течение 5 дней с даты принятия решение об отказе доводится до сведения инициатора. Впоследствии такое решение, а также уклонение от его принятия могут быть обжалованы в суде.

Предложения участников могут быть приняты или отвергнуты только целиком, изменение формулировки вопросов уполномоченным органом прямо запрещено Законом. Если уполномоченный орган согласился с предложением о внесении изменений в повестку дня, он извещает об этом других участников не позднее 5 дней до проведения собрания.

Участники общего собрания

Вопрос об участниках общего собрания не так очевиден, как может показаться. Помимо участников ООО (ОДО) и акционеров АО лично участвовать в ОС вправе (ст.37):

1) другие участники или прочие лица (как физические, так и юридические), действующие по доверенности;

2) иные лица, которые приобрели права пользования и (или) распоряжения долей (частью доли) в уставном фонде (акциями) хозяйственного общества на основании договора (например, доверительного управления имуществом), а также лица, уполномоченные на управление наследственным имуществом в случае смерти участника хозяйственного общества (часть одиннадцатая ст.13 Закона).

Голосование по доверенности

Голосование по доверенности - проблема в основном крупных АО, где личный элемент участия в управлении сведен к минимуму, что создает возможность скупки голосов и т.п. Закон никак не регулирует данные вопросы, предоставляя их решение самим участникам.

Доверенность, прежде всего, это легитимирующий документ, она не предоставляет право, а лишь подтверждает его наличие. Законодатель не стал требовать наличия договора поручения или иного документа, на основании которого предоставлено такое право, видимо, по следующей причине. Право участия в ОС - это личное неимущественное право, пусть и связанное с имущественными правами. Оборот таких прав не связан с налогообложением, так как обычно безвозмездный. Кроме того, мелкие акционеры в большинстве случаев - это физические лица. Поэтому требовать излишней «прозрачности» отношений между доверителем и поверенным излишне.

Может возникнуть вопрос и о содержании доверенности, которая может: 1) содержать четкие инструкции на счет голосования по тому или иному вопросу; 2) оставлять эти вопросы на усмотрение поверенного. Исходя из доверительного отношения между сторонами именно последний вариант выглядит наиболее естественным, но де-юре первый исключать также нельзя. В этом случае возникает новый вопрос: как быть в случае, если поверенный отступил от указаний доверителя и проголосовал по-другому? Нуждается ли такая сделка в последующем одобрении (п.1 ст.184 ГК) и можно ли считать голосование гражданско-правовой сделкой?

По мнению автора, нет оснований отрицать последнее обстоятельство. Голосование на ОС - это действие, которое направлено на возникновение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст.154 ГК), поэтому одобрение в случае отступления от указаний необходимо. Другое дело, что возможность оспаривания результатов голосования в таких случаях практически отсутствует, не говоря уже о том, что фактически проверить «правильность» тайного голосования практически нельзя. Речь может идти только о претензиях доверителя к поверенному, но не об оспаривании результатов голосования.

Ситуация может измениться только в случае, если в доверенности указаны варианты голосования, выбранные доверителем. В таких случаях доверенность уполномочивает, по сути, не на совершение сделок в форме голосования, а на присутствие на ОС (обеспечение кворума) и доведение до сведения ОС волеизъявления доверителя. В таком случае, полагаем, дополнительного волеизъявления поверенного не требуется. Представление поверенным доверенности с указанными результатами будет голосованием доверителя.

Еще один вопрос, никак не урегулированный в Законе, о так называемых бланковых доверенностях, то есть выданных участниками самому обществу, которое затем уже само назначает своего представителя. Это широко распространенная за рубежом практика, которая прямо не запрещена и белорусском законодательством, хотя и выглядит как ущемление прав отдельных участников. Только оформлена она должна быть правильно, например, на имя юридического лица, которое может затем обойти требование ГК о нотариальной форме доверенности в порядке передоверия (п.2 ст.188 ГК).

Кроме того, следует различать участие в ОС с правом голоса и без права голоса. Последний случай может иметь место в отношении владельцев привилегированных акций (кроме случаев, перечисленных в частях третьей и четвертой ст.71 Закона), членов других органов управления общества, а также некоторых случаев, предусмотренных законодательством в отношении соответствующих государственных органов. Например, это касается прав временной администрации в страховых организациях (п.76 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530).

 

Справочно

Доверенность на участие в собрании акционеров (пример) см. здесь.

Проведение общего собрания

В ст.42 Закона закреплены три формы проведения ОС:

1) очная - предусматривает совместное присутствие лиц, имеющих право на участие в этом ОС, при обсуждении вопросов повестки дня собрания и принятии решений по ним;

2) заочная - мнение лиц, имеющих право на участие в этом ОС, по вопросам повестки дня собрания, поставленным на голосование, определяется путем их письменного опроса (примечание 9);

3) смешанная - предоставляет лицам, имеющим право на участие в этом ОС, право проголосовать по вопросам повестки дня собрания либо во время присутствия на собрании, либо путем письменного опроса.

Регистрация участников

Обычно первая процедура, связанная с проведением ОС, - регистрация участников, цель которой - определить кворум. Лица, не прошедшие регистрацию (при очной форме) путем предъявления документов, подтверждающих их полномочия, не имеют права участвовать в голосовании. При заочной и смешанной форме регистрация не проводится, а при голосовании учитываются голоса, представленные бюллетенями.

Для подтверждения кворума и подсчета голосов на ОС может создаваться счетная комиссия. Этот вопрос регулируется уставом, но в одном случае, указанном в части первой ст.82 Закона, он определен императивно: в акционерном обществе, число акционеров - владельцев голосующих акций которого составляет более 100, создается счетная комиссия. В составе счетной комиссии акционерного общества не может быть менее трех человек, в нее не могут входить члены органов этого общества, в том числе представители управляющей организации или управляющий, и лица, выдвигаемые кандидатами на должности в эти органы. Счетная комиссия подтверждает наличие кворума ОС, разъясняет вопросы, возникающие в связи с реализацией права на участие в ОС лицами, имеющими такое право, разъясняет порядок голосования по вопросам, выносимым на голосование, обеспечивает соблюдение установленного порядка голосования и реализацию указанными лицами права на участие в голосовании, подсчитывает голоса и подводит итоги голосования, составляет и передает на хранение протокол об итогах голосования и бюллетени для голосования.

Размер кворума 50 % + 1 голос, устав может увеличить, но не уменьшить эту цифру. Для повторного ОС, проводящегося с той же повесткой дня по причине отсутствия кворума на предыдущем, «планка понижена» до 30 % + 1 голос.

Помимо счетной комиссии для ведения ОС избираются:

1) председатель (для ОС в очной либо смешанной форме), который может избираться на ОС, либо им может быть лицо, осуществляющее полномочия единоличного либо председателя коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества или совета директоров (наблюдательного совета);

2) секретарь для ведения протокола ОС (примечание 10). В отличие от председателя позиция секретаря факультативная, поэтому его функции может исполнять сам председатель.

Голосование на общем собрании

Общее собрание не вправе принимать решения по вопросам, не включенным в повестку дня, а также изменять ее, за исключением единогласного принятия решения общим собранием, в работе которого принимают участие все лица, имеющие право на участие в этом общем собрании (ст.44 Закона).

Каждый участник обладает числом голосов, пропорциональным размеру (количеству) принадлежащей ему доли в уставном фонде (акций) этого общества, если уставом не определено иное. Решения принимаются простым большинством, хотя Законом или уставом могут быть определены случаи квалифицированного большинства либо единогласия. Это, в частности, случаи, предусмотренные ст.68 (для АО) и ст.109 (ООО, ОДО). Непосредственно ст.45 Закона предусматривает квалифицированное большинство голосов 3/4 для утверждения ЛНПА общества. Кроме того, для крупных сделок хозяйственного общества ст.58 Закона установлены специальные правила. Если стоимость имущества составляет:

от 20 до 50 % балансовой стоимости активов - не менее 2/3 голосов;

50 % и более - 3/4 голосов.

Требования квалифицированного большинства голосов содержатся также в части седьмой ст.33 и части одиннадцатой ст.57 Закона.

Закон предусматривает несколько видов голосования:

открытое и закрытое, выбор формы осуществляется в соответствии с уставом;

• голосование бюллетенями и карточками. Бюллетенями проводится закрытое голосование, а также в акционерных обществах с числом акционеров более 100 (часть четвертая ст.83 Закона). Карточками может проводиться открытое голосование;

кумулятивное голосование - число голосов, принадлежащих каждому участнику, умножается на число лиц, которые должны быть избраны в совет директоров (наблюдательный совет). При этом участник вправе отдать полученное таким образом число голосов полностью за одного кандидата или распределить их между двумя и более кандидатами (часть третья ст.39 Закона). То есть речь идет о случаях, когда голоса участника должны быть разделены между несколькими кандидатами, что предотвращает избрание «пакетом (списком)», когда в группу искусственно может быть введен нежелательный кандидат. Поэтому кумулятивное голосование допускается только по вопросам избрания членов совета директоров (наблюдательного совета). Избранными считаются кандидаты, получившие наибольшее суммарное число голосов;

заочное - без непосредственного присутствия лиц, имеющих право на участие в ОС, в порядке, установленном уставом и другими ЛНПА. Допускается по всем вопросам, за исключением избрания членов совета директоров (наблюдательного совета), членов ревизионной комиссии (ревизора), утверждения годовых отчетов, бухгалтерских балансов, отчетов о прибылях и убытках хозяйственного общества (данных книги учета доходов и расходов) и распределения его прибыли и убытков.

Заочное голосование

Заочное голосование осуществляется только бюллетенями для голосования. В этом случае уполномоченный орган в решении о проведении заочного голосования должен определить способ направления участникам бюллетеней, а также способ и место (с указанием адреса) представления хозяйственному обществу заполненных бюллетеней и дату окончания их приема, которая не может быть установлена позднее чем за 2 дня до даты проведения общего собрания (ст.46 Закона).

Бюллетень для заочного голосования должен содержать:

• имя физического лица (наименование юридического лица), имеющего право на участие в общем собрании участников хозяйственного общества, и число принадлежащих ему голосов на общем собрании участников хозяйственного общества;

• наименование и место нахождения хозяйственного общества;

• место (с указанием адреса) и окончательную дату представления бюллетеней для заочного голосования;

• дату и место проведения общего собрания участников хозяйственного общества, дату подсчета голосов для заочного голосования;

• повестку дня общего собрания участников хозяйственного общества;

• формулировку вопросов, голосование по которым производится данным бюллетенем, и формулировку решений по каждому из них;

• варианты голосования по каждому вопросу, выраженные словами «за», «против», «воздержался»;

• разъяснение порядка заполнения бюллетеня по каждому вопросу;

• упоминание о том, что бюллетень для заочного голосования должен быть подписан лицом, имеющим право на участие в общем собрании.

 

Справочно

Бюллетень для голосования по вопросам повестки дня внеочередного заседания общего собрания акционеров см. здесь.

 

Бюллетени для заочного голосования должны быть вручены лицам, имеющим право на участие в ОС, под подпись либо направлены им заказным письмом или иным способом не позднее 30 дней до даты проведения общего собрания.

Бюллетень для заочного голосования физического лица, имеющего право на участие в общем собрании, подписывается этим физическим лицом лично с указанием данных документов, удостоверяющих личность, либо иных данных, идентифицирующих личность данного лица, а юридического лица - скрепляется его печатью. Таким образом, заочное голосование не может быть тайным.

Согласно ст.47 Закона по результатам проведения ОС не позднее 5 дней после его закрытия составляется протокол, который подписывается (с визированием каждой страницы, включая решения, прилагаемые к протоколу) председателем ОС, секретарем (при его наличии), а также не менее чем двумя членами счетной комиссии (при ее наличии). Протокол, помимо указанных лиц, по решению общего собрания участников хозяйственного общества может подписываться и иными лицами. К протоколу прилагается список лиц, зарегистрировавшихся для участия в общем собрании участников хозяйственного общества, и (или) лиц, заполненные бюллетени которых получены в порядке, установленном уставом. Список лиц, зарегистрировавшихся для участия в общем собрании участников хозяйственного общества, должен содержать подписи этих лиц.

Решения, принятые общим собранием участников хозяйственного общества, оглашаются на этом собрании либо доводятся до сведения его участников не позднее 10 дней после даты подписания протокола этого собрания в порядке, установленном уставом.

Обжалование в суд решений общего собрания

Закон предусматривает возможность обжалования в суд решений ОС, принятых с нарушением требований законодательства или устава и (или) нарушающих права и законные интересы участника, не принимавшего участия в голосовании либо голосовавшего против их принятия: участником АО в течение 6 месяцев, а участником ООО (ОДО) - в течение 2 месяцев со дня, когда они узнали или должны были узнать о принятии таких решений.

Дела по спорам между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных обществ и товариществ, возникающим при осуществлении деятельности этими обществами и товариществами, за исключением трудовых споров рассматриваются экономическим судом (ст.47 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь).

 

Справочно

Подробнее см. подраздел «Обжалование решения общего собрания участников (акционеров) хозяйственного общества» подборки «Корпоративное право. Судебная практика».

Основания и порядок проведения внеочередного общего собрания

Основания и порядок проведения внеочередного ОС указаны в части первой ст.48 Закона. Внеочередное общее собрание проводится по решению уполномоченного органа хозяйственного общества на основании:

• собственной инициативы;

• требования иного органа управления хозяйственного общества;

• требования ревизионной комиссии (ревизора) хозяйственного общества;

• требования аудиторской организации (аудитора - индивидуального предпринимателя);

• требования участников (участника) хозяйственного общества, обладающих в совокупности не менее чем 10 % голосов от общего количества голосов участников хозяйственного общества (в ООО и ОДО устав может предусматривать меньший процент). При этом уполномоченный орган не вправе изменять форму проведения внеочередного ОС, предложенную иным органом.

Решение о проведении ОС (отказе в проведении) должно быть принято в течение 15 дней и доведено до сведения инициаторов не позднее 5 дней (часть вторая ст.48 Закона).

Основания для отказа:

• несоблюдение порядка предъявления требования о проведении внеочередного общего собрания;

• если ни один из вопросов, предложенных для включения в повестку, не отнесен к компетенции ОС;

• если все предложенные к рассмотрению вопросы не соответствуют требованиям Закона и (или) иных законодательных актов.

Внеочередное общее собрание участников хозяйственного общества должно быть проведено не позднее 40 дней, а внеочередное общее собрание, повестка дня которого включает вопрос об избрании членов совета директоров (наблюдательного совета) кумулятивным голосованием, - 70 дней с даты принятия решения о проведении внеочередного общего собрания (часть вторая ст.49 Закона). Если такое решение не принято либо получен отказ, внеочередное ОС может быть созвано органами или участниками (участником) хозяйственного общества, имеющими право требовать проведения внеочередного общего собрания, которые в таком случае обладают соответствующими полномочиями.

Особенности проведения общего собрания в отдельных хозяйственных обществах

Закон имеет логическую структуру, характерную для кодексов, а именно наличие условных общей и особенной частей. Первая имеет отношение ко всем хозяйственным обществам, вторая регламентирует специфику АО, ООО и ОДО. Наконец, имеется еще третий уровень правового регулирования, поскольку согласно ст.3 Закона законодательством о банках, биржах, страховании, приватизации и тому подобного могут устанавливаться отдельные особенности.

Акционерные общества

К исключительной компетенции общего собрания АО дополнительно отнесено:

• принятие и утверждение решения о выпуске акций;

• принятие решений о приобретении АО акций этого общества, а также

• о выплате дивидендов по результатам I квартала, полугодия, 9 месяцев и по результатам года после окончания соответствующего периода.

К неисключительной - образование исполнительных органов АО и досрочное прекращение их полномочий, если решение этих вопросов не отнесено уставом к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) (ст.79 Закона).

Вносить предложения в повестку дня вправе акционеры, являющиеся в совокупности владельцами 2 % и более голосующих акций (устав может понизить этот порог).

В АО предусмотрено составление списка лиц, имеющих право на участие в ОС на основании данных реестра владельцев ценных бумаг. Он должен содержать: имя (наименование) каждого такого лица, данные документов, удостоверяющих личность, или иные данные, необходимые для его идентификации, данные о количестве принадлежащих ему акций, а также о категории и типе акций, правом голоса по которым он обладает, почтовый адрес, по которому должны направляться сообщение о проведении ОС, бюллетени для голосования и решения, принятые ОС (часть вторая ст.81 Закона).

 

Справочно

Список акционеров, имеющих право на участие в общем собрании акционеров (пример), см. здесь.

 

Требования об ознакомлении с полным списком таких лиц вправе предъявлять акционеры, владеющие не менее чем 1 % голосующих акций. При этом данные документов, удостоверяющих личность, и почтовые адреса физических лиц, включенных в этот список, предоставляются только с письменного согласия этих лиц. Выписку о включении (невключении) в список в отношении самого себя вправе получить любой акционер в течение 3 дней.

В случае перехода (передачи) права на акции после даты формирования реестра владельцев ценных бумаг, на основании которого составлялся список лиц, имеющих право на участие в ОС, и до даты его проведения лицо, включенное в этот список, обязано выдать новому владельцу доверенность на голосование или голосовать на общем собрании акционеров в соответствии с указаниями нового владельца акций.

Участие в голосовании на ОС акционеров принимают лишь голосующие акции - простые (обыкновенные) или (в специально предусмотренных частями третьей и четвертой ст.71 Закона в качестве исключения случаях) привилегированные акции, предоставляющие акционеру - ее владельцу право голоса при решении вопроса, поставленного на голосование.

Общий принцип голосования - «1 голосующая акция = 1 голос», за исключением проведения кумулятивного голосования. Если повестка дня общего собрания акционеров включает вопросы, голосование по которым осуществляется разным составом голосующих, для принятия решения по этим вопросам кворум определяется раздельно. Квалифицированное большинство 3/4 голосов предусмотрено Законом (ст.83) для решений по вопросам:

• внесения изменений и (или) дополнений в устав АО;

• увеличения или уменьшения его уставного фонда;

• реорганизации и ликвидации этого общества;

• приобретения АО размещенных им акций по решению самого общества.

 

Обратите внимание!

Устав может увеличивать, но не уменьшать размер квалифицированного большинства.

Единогласное голосование требуется для решения вопроса об увеличении уставного фонда АО за счет средств акционеров (часть вторая ст.74 Закона).

Общество с ограниченной ответственностью (общество с дополнительной ответственностью)

К исключительной компетенции ООО (ОДО) ст.107 Закона дополнительно относит:

• образование исполнительных органов общества с ограниченной ответственностью и досрочное прекращение их полномочий;

• установление размера, формы, порядка и срока внесения участниками общества с ограниченной ответственностью дополнительных вкладов в уставный фонд и определение размеров долей каждого участника в уставном фонде;

• решение о приобретении обществом с ограниченной ответственностью доли (части доли) его участника в уставном фонде;

• решение о принятии новых участников в общество с ограниченной ответственностью;

• принятие и утверждение решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг.

Уполномоченный на созыв ОС орган в ООО (ОДО) - исполнительный орган либо совет директоров (наблюдательный совет) при их наличии. Участники вправе требовать созыва внеочередного собрания при наличии у них не менее 10 % голосов.

По аналогии с АО право голоса принадлежит не всем участникам. Из их числа исключаются участники:

• заложившие свои доли (часть седьмая ст.101 Закона);

• принявшие решение о выходе или исключаемые (часть пятая ст.103 Закона).

Без права голоса на ОС могут присутствовать члены совета директоров (наблюдательного совета) и (или) лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, или члены коллегиального исполнительного органа.

 

Обратите внимание!

По сравнению с АО принцип пропорционального голосования выражен в ООО (ОАО) менее строго, поскольку в уставе от него можно отступить (например, «1 участник = 1 голос»), причем как по всем вопросам, так и выборочно. Впрочем, это не распространяется на случаи, когда для принятия решения требуется квалифицированное большинство либо единогласие.

 

Квалифицированное большинство 2/3 голосов требуется для решения:

• по вопросам изменения устава ООО (ОДО), в том числе изменения размера его уставного фонда (примечание 11);

• по иным вопросам, определенным уставом (ст.109 Закона).

Единогласие необходимо для решения по вопросам реорганизации и ликвидации общества (ст.111 Закона), увеличения уставного фонда общества за счет внесения дополнительных вкладов одним или несколькими участниками общества или третьими лицами (часть седьмая ст.105 Закона), тогда как всеми участниками - достаточно 2/3 (часть пятая ст.105 Закона).

Банки и хозяйственные общества с долей государства

Отраслевые особенности наиболее полно представлены в законодательстве о банках, для которых имеется даже отдельный НПА (явно подражающий зарубежным кодексам корпоративного управления) - Инструкция об организации корпоративного управления банком, небанковской кредитно-финансовой организацией, утвержденная постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.10.2012 № 557. Данная Инструкция содержит требования к структуре и функциям органов управления банков с особым акцентом на предотвращение конфликта интересов. В частности, в ней прямо предусмотрено, что банком и его акционерами принимаются меры по недопущению рассмотрения советом директоров вопросов осуществления банком отдельных активных операций, текущего руководства деятельностью банка (п.8 Банковского кодекса Республики Беларусь, ст.188 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» также затрагивают вопросы деятельности ОС).

Специальное законодательство касается также деятельности хозяйственных обществ с долей государства, см. например, Положение о представителях государства в органах управления хозяйственных обществ, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь либо административно-территориальным единицам, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.05.2008 № 694, и др.

 

Примечание 1. Термин «корпоративное право», широко используемый в последнее время, безусловно, имеет право на существование. Но в любом случае, если рассматривать его как (под)отрасль законодательства, то она будет комплексной, включающей нормы административного, гражданского, реже трудового и финансового права. Властный элемент в любом случае будет доминирующим.

Примечание 2. Речь идет о случаях (1) подачи членом совета директоров (наблюдательного совета) заявления о своем выходе, (2) его смерти, (3) объявления его умершим, признания (4) недееспособным или (5) безвестно отсутствующим (часть пятая ст.51 Закона).

Примечание 3. Упрощенная форма ведения бухгалтерского учета с использованием книги учета расходов и доходов предусмотрена, в частности, при упрощенной системе налогообложения (постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 19.04.2007 № 55/60/59/38 «Об установлении формы книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, и о некоторых вопросах ее заполнения»).

Примечание 4. Это редкие случаи, когда решение ОС касается сделок хозяйственного общества. В остальных случаях (и это отличие от других органов управления) ОС решает «внутренние» вопросы, а не «внешние».

Примечание 5. Положение об оценке стоимости объектов гражданских прав в Республике Беларусь, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 13.10.2006 № 615.

Примечание 6. Положение о порядке проведения экспертизы достоверности оценки, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.02.2011 № 173.

Примечание 7. Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности проводится в случаях, указанных в ст.17 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 56-З «Об аудиторской деятельности».

Примечание 8. Об использовании заказных почтовых отправлений, в том числе с контролируемой доставкой, см. Правила оказания услуг почтовой связи общего пользования, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.09.2004 № 1111.

Примечание 9. Заочное голосование нельзя путать с голосованием по доверенности, так как это пусть и «удаленное», но все же личное голосование.

Примечание 10. Об оформлении протокола - в пп.103-110 Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь 19.01.2009 № 4.

Примечание 11. Если изменения в устав вызваны изменениями законодательства, Закон (часть пятая ст.109) делает некоторое послабление в тех случаях, когда участник уклоняется от принятия соответствующего решения ОС (то есть не принимает участия в общих собраниях более 2 раз без уважительной причины, либо неоднократно (2 раза и более) голосует против принятия такого решения, либо воздерживается от его принятия).

 

17.04.2015

 

Сергей Овсейко, кандидат юридических наук, кандидат экономических наук

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 26 января 2016 г. в Закон Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» на основании Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 № 308-З внесены изменения и дополнения.