


Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь
ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ПРОФСОЮЗОВ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТРУДЕ И ОБ ОХРАНЕ ТРУДА
Общественный контроль в форме проведения проверок вправе осуществлять только профессиональные союзы, их организационные структуры, объединения таких союзов и их организационные структуры в случаях и порядке, установленных законодательными актами (п.3 Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», далее - Указ № 510).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2018 г. пп.1-23 Указа № 510 изложены в новой редакции на основании Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2017 № 376. Нормы п.3 Указа № 510 соответствуют нормам п.5 Указа № 510 в редакции Указа № 376 (далее - Указ № 376). |
![]() |
Справочно Осуществление общественного контроля в форме проведения проверок другими организациями, а также физическими лицами не предусмотрено. |
Указом Президента Республики Беларусь от 06.05.2010 № 240 «Об осуществлении общественного контроля профессиональными союзами» (далее - Указ № 240) установлено право и регламентирован порядок осуществления профсоюзами общественного контроля в форме проведения проверок.
![]() |
Справочно Под проверкой понимается совокупность мероприятий, проводимых профсоюзами в отношении контролируемых субъектов, по итогам которых оценивается соответствие требованиям законодательства, коллективного договора (соглашения) осуществляемой контролируемыми субъектами деятельности по обеспечению трудовых и социально-экономических прав граждан, действий (бездействия) должностных лиц и иных работников контролируемых субъектов (Указ № 240). |
Профсоюзы согласно Закону Республики Беларусь от 22.04.1992 № 1605-XII «О профессиональных союзах» (далее - Закон № 1605-XII) вправе осуществлять общественный контроль за:
• соблюдением законодательства Республики Беларусь об охране труда в порядке, установленном законодательством;
• выполнением коллективного договора (соглашения);
• деятельностью в области охраны здоровья;
• соблюдением нанимателем, собственником или уполномоченным им органом управления законодательства Республики Беларусь о труде и о профсоюзах.
Право на осуществление указанных выше и иных видов общественного контроля в форме проведения мероприятий по наблюдению, анализу, оценке соблюдения требований законодательства по обеспечению трудовых и социально-экономических прав граждан (мониторинг), участия в работе коллегиальных органов, комиссий, а также иных формах, предусмотренных законодательством, коллективными договорами (соглашениями), не связанных с проведением проверок, предоставлено Указом № 240.
Первичные профсоюзные организации осуществляют общественный контроль только в отношении контролируемых субъектов, в которых они созданы, в формах, не связанных с проведением проверок (подп.1.4 п.1 Указа № 240).
Профсоюзам предоставлено право осуществлять общественный контроль за медицинскими пунктами, объектами торговли и общественного питания, расположенными на территории данных организаций (обособленных подразделений, представительств иностранных организаций), а также в созданных ими учреждениях дошкольного образования и оздоровительных организациях.
Наряду с этим Указом Президента Республики Беларусь от 19.07.2005 № 327 «О дополнительных мерах по защите трудовых, социально-экономических прав и интересов работников» определено, что общественный контроль за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде в организациях и у индивидуальных предпринимателей (независимо от наличия среди работников членов профессиональных союзов) в порядке, установленном законодательством, вправе осуществлять:
• правовые и технические инспекции труда Федерации профсоюзов Беларуси, ее организационных структур, профессиональных союзов, входящих в состав данной Федерации, и их организационных структур;
• руководители и уполномоченные в установленном порядке представители Федерации профсоюзов Беларуси, ее организационных структур, профессиональных союзов, входящих в состав данной Федерации, и их организационных структур.
Инспекторы труда профсоюзов
Осуществлять общественный контроль в форме проверок предоставляется только правовым и техническим инспекторам труда профсоюзов, которыми могут быть лица, состоящие в трудовых отношениях с профсоюзами. При этом обязательное квалификационное требование к правовым и техническим инспекторам труда профсоюзов - наличие у них соответственно высшего юридического или высшего технического образования (п.3 Указа № 240).
![]() |
Обратите внимание! Действующим законодательством предусмотрено широкое участие профсоюзов в решении вопросов, связанных с трудовыми и социально-экономическими отношениями в трудовых коллективах. |
В организации по инициативе нанимателя и (или) по инициативе профсоюза может создаваться комиссия по охране труда. В ее состав на паритетной основе входят представители нанимателя и профсоюза (ст.24 Закона Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда»).
Данная комиссия:
• участвует в разработке системы управления охраной труда, раздела об охране труда коллективного договора, планов мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в совместных действиях нанимателя и работников по обеспечению требований по охране труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
• принимает участие в проведении проверок состояния условий труда, соблюдения требований по охране труда на рабочих местах, а также в информировании работников о результатах проведения таких проверок;
• осуществляет иные функции, относящиеся к ее компетенции в соответствии с законодательством (п.6 Типового положения о комиссии по охране труда, утвержденного постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2013 № 114).
![]() |
Обратите внимание! Профсоюзам запрещается в соответствии с п.4 Указом № 240, а также п.4 Указа № 510 проведение проверок в течение 2 лет со дня: • государственной регистрации - организаций (кроме созданных в порядке реорганизации), индивидуальных предпринимателей; • присвоения учетного номера плательщика - обособленных подразделений организаций; • создания - представительств иностранных организаций.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2018 г. пп.1-23 Указа № 510 изложены в новой редакции на основании Указа № 376. Нормы п.4 Указа № 510 соответствуют нормам п.7 Указа № 510 в редакции Указа № 376. |
В течение данного срока профсоюзы могут назначать внеплановые проверки только:
• для участия в установленном законодательством порядке в расследовании причин несчастных случаев на производстве, зарегистрированных случаев возникновения профессиональных заболеваний;
• по заявлению проверяемого субъекта;
• при наличии у профсоюза информации, полученной от первичной профсоюзной организации или физического лица, свидетельствующей о совершаемом (совершенном) нарушении законодательства о труде, об охране труда или о фактах возникновения угрозы причинения либо причинения вреда жизни, здоровью граждан;
• для проверки устранения проверяемым субъектом нарушений, выявленных в ходе предыдущей проверки (контрольная проверка).
Мероприятия с участием представителей профсоюзного комитета
Профсоюзный комитет принимает участие:
• в выработке политики организации в области охраны труда, определении целей для ее реализации;
• разработке программ управления охраной труда для достижения намеченных целей;
• приемке в эксплуатацию объектов производственного и санитарно-бытового назначения;
• разработке и согласовании локальных нормативных правовых актов по охране труда, других документов, перечней работ, профессий и должностей работников, для которых требуется специальное регламентирование отдельных вопросов охраны труда;
Представители профсоюзного комитета участвуют:
• в осуществлении периодического (совместного) контроля нанимателя и профсоюзов за соблюдением требований охраны труда;
• проведении паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда, комплексной гигиенической оценке условий труда работающих, аттестации рабочих мест по условиям труда;
• расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
• работе комиссий по проверке знаний работников по вопросам охраны труда;
• работе комиссии по трудовым спорам.
Профсоюзы наделены правом по результатам общественного контроля выдавать контролируемому субъекту рекомендации по устранению выявленных нарушений актов законодательства, коллективного договора (соглашения).
Наниматель предоставляет профсоюзам, действующим в организации, в пользование необходимые для их деятельности оборудование, помещения, транспортные средства и средства связи в соответствии с договором (соглашением) (ст.28 Закона № 1605-XII).
Наниматель вправе передавать в пользование профсоюзам капитальные строения (здания, сооружения), изолированные помещения, их части, иное имущество, находящиеся у него на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, необходимые для организации отдыха, ведения культурно-просветительной и физкультурно-оздоровительной работы с работниками и членами их семей. Содержание, ремонт, отопление, освещение, уборка, охрана, а также иное обслуживание и оборудование указанных объектов осуществляются в соответствии с договором (соглашением).
При проведении проверок на производстве с вредными и (или) опасными условиями труда, на работах, связанных с загрязнением или выполняемых в неблагоприятных температурных условиях, представителям профсоюза должны быть выданы специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты.
Деятельность профсоюзного комитета организации должна освещаться с помощью средств массовой информации, имеющихся в организации.
Коллективными договорами, соглашениями могут устанавливаться дополнительные (не ущемляющие права профсоюзов) условия осуществления общественного контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде, а также льготы для представителей профсоюза, выполняющих эту работу.
05.05.2016
Владимир Семич, инженер, член общественного объединения «Сообщество трудового права»