Пособие от 14.08.2012
Автор: Жук А.

Общественный контроль за соблюдением прав потребителей исключен?


 

Материал помещен в архив

 

ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ИСКЛЮЧЕН?

11 августа 2012 г. вступают в силу изменения и дополнения в Закон РБ от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей» (далее - Закон), внесенные Законом РБ от 02.05.2012 № 353-З. В основном данные изменения и дополнения касаются общественного контроля за соблюдением прав потребителей.

Из Закона исключено понятие «общественный контроль за соблюдением прав потребителей в сфере торгового, бытового и иных видов обслуживания». Следовательно, общественные объединения потребителей утрачивают право осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства о защите прав потребителей. Данная норма является логическим завершением закрепления в законодательстве о защите прав потребителей запрета на проведение общественного контроля любыми организациями, кроме профессиональных союзов, их организационных структур, объединений таких союзов и их организационных структур (п.3 Указа Президента РБ от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь»).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2018 г. пп.1-23 Указа № 510 изложены в новой редакции на основании Указа Президента РБ от 16.10.2017 № 376. Нормы п.3 Указа № 510 соответствуют нормам п.5 Указа № 510 в редакции Указа № 376.  

 

Представляется, что общественные объединения потребителей сохраняют право проводить общественный контроль в иных, отличных от проверок, формах. Главное, чтобы в ходе такого контроля не преследовалась цель, характерная для проверок, - соответствие требованиям законодательства деятельности субъектов хозяйствования, в т.ч. совершенных финансово-хозяйственных операций, а также действий (бездействия) их должностных лиц и иных работников.

При этом сохраняются иные права общественных объединений потребителей, позволяющие им осуществлять защиту прав потребителей:

• проведение экспертизы товаров (работ, услуг) по факту нарушения прав потребителя или в интересах неопределенного круга потребителей;

• внесение в республиканские органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы предложений о мерах по повышению качества товаров (работ, услуг);

• обращение по поручению потребителя с претензией к изготовителю (продавцу, поставщику, представителю, исполнителю, ремонтной организации) об устранении нарушений и о возмещении потребителю причиненных этими нарушениями убытков;

• обращение в органы прокуратуры с предложениями о принесении протестов на акты государственных органов, противоречащие законодательству о защите прав потребителей;

• обращение в суд с иском о защите прав потребителя, представление и защита в суде прав и законных интересов потребителя (неопределенного круга потребителей);

• предъявление иска в суд о признании действий изготовителя (продавца, поставщика, представителя, исполнителя, ремонтной организации) противоправными, условий договора недействительными в отношении неопределенного круга потребителей и прекращении этих действий.

Закон дополнен ст.48, содержание которой раскрывает особенности реализации отдельных вышеуказанных прав общественных объединений потребителей.

Обращение с претензией к изготовителю (продавцу, поставщику, представителю, исполнителю, ремонтной организации) об устранении нарушений и о возмещении потребителю причиненных этими нарушениями убытков, обращение с иском в суд, а также представление и защита в суде прав и законных интересов потребителя теперь возможны будут только на основании договора безвозмездного оказания услуг, заключенного с потребителем в письменной форме.

Примерная форма договора будет утверждена Министерством торговли РБ.

Расходы общественного объединения потребителей, понесенные в связи с осуществлением своих функций, подлежат возмещению изготовителем (продавцом, поставщиком, представителем, исполнителем, ремонтной организацией):

1) по письменному требованию общественного объединения потребителей после удовлетворения изготовителем (продавцом, поставщиком, представителем, исполнителем, ремонтной организацией) претензии, с которой общественное объединение потребителей обращалось по поручению потребителя, либо после принятия судом решения в пользу потребителя, если общественное объединение потребителей не заявляло такое требование при обращении в суд с иском о защите прав потребителя;

2) по решению суда, вынесенному по иску о защите прав потребителя, с которым обращалось общественное объединение потребителей.

Состав таких расходов будет установлен Министерством торговли РБ.

Требование общественного объединения потребителей о возмещении расходов должно быть удовлетворено в течение 14 дней со дня его получения.

Необходимым условием для возмещения расходов служит предварительное, до обращения в общественное объединение потребителей, предъявление потребителем изготовителю (продавцу, поставщику, представителю, исполнителю, ремонтной организации) требования о восстановлении своего нарушенного права. Необходимо также и наличие подтверждения отказа в удовлетворении этого требования.

Подтверждением отказа в удовлетворении требования потребителя являются:

• письменный ответ изготовителя (продавца, поставщика, представителя, исполнителя, ремонтной организации), содержащий отказ в удовлетворении требования потребителя;

• копия письменного обращения потребителя с уведомлением о вручении письменного обращения изготовителю (продавцу, поставщику, представителю, исполнителю, ремонтной организации) либо с отметкой изготовителя (продавца, поставщика, представителя, исполнителя, ремонтной организации) о получении этого письменного обращения, если такое письменное обращение не рассмотрено в сроки, установленные законодательными актами;

• отметка о причинах отказа в удовлетворении замечаний и (или) предложений потребителя, изложенных в книге замечаний и предложений;

• замечание и (или) предложение потребителя в книге замечаний и предложений, если такие замечание и (или) предложение не рассмотрены в сроки, установленные законодательными актами;

• иное подтверждение отказа изготовителя (продавца, поставщика, представителя, исполнителя, ремонтной организации) в удовлетворении требования потребителя.

Ряд действий общественного объединения потребителей потребует теперь наличия у работника общественного объединения, реализующего данные действия, свидетельства об аттестации.

К таким действиям относятся:

• консультации потребителей по вопросам защиты их прав;

• обращение по поручению потребителя с претензией к изготовителю (продавцу, поставщику, представителю, исполнителю, ремонтной организации) об устранении нарушений и о возмещении потребителю причиненных этими нарушениями убытков;

• обращение в суд с иском о защите прав потребителя;

• представление и защита в суде прав и законных интересов потребителя (неопределенного круга потребителей).

Порядок такой аттестации будет установлен Советом Министров РБ.

Таким образом, вносимые в Закон изменения и дополнения, упорядочивают деятельность общественных объединений потребителей:

1) лишая их некоторых полномочий (запрет на проведение общественного контроля);

2) устанавливая для них ряд обязательных правил (заключение письменного договора безвозмездного оказания услуг, аттестация работников);

3) регламентируя вопросы взимания платы за услуги (состав расходов, понесенных в связи с осуществлением своих функций, директивно будет установлен Министерством торговли РБ).

 

14.08.2012 г.

 

Александр Жук, магистр права, аттестованный юрист