Пособие от 31.05.2011
Автор: Кривой В.

Общественный контроль за соблюдением законодательства о трудовых и связанных с ними отношениях


 

Материал помещен в архив

 

ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТРУДОВЫХ И СВЯЗАННЫХ С НИМИ ОТНОШЕНИЯХ

Общие положения

Осуществление надзора и контроля (включая общественный) за соблюдением законодательства о трудовых и связанных с ними отношениях регулируется следующими законодательными актами:

- Трудовым кодексом РБ (далее - ТК) (глава 39);

- Указом Президента РБ от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее - Указ № 510), которым также утвержден перечень контролирующих (надзорных) органов и сфер их контрольной (надзорной) деятельности.

 

 

От редакции: С 1 января 2014 г. следует руководствоваться вышеназванным перечнем в редакции Указа Президента РБ от 29.11.2013 № 529.

 

- Указом Президента РБ от 06.05.2010 № 240 «Об осуществлении общественного контроля профессиональными союзами» (далее - Указ № 240);

- Указом Президента РБ от 22.06.2010 № 325 «О ведомственном контроле»;

- Законом РБ от 22.04.1992 № 1605-XII «О профессиональных союзах» (далее - Закон о профсоюзах) (ст.19).

 

 

От редакции: С 10 июня 2011 г. следует руководствоваться ст.19 Закона о профсоюзах в редакции Закона РБ от 17.05.2011 № 267-З.

 

В соответствии со ст.463 ТК общественный контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляют профсоюзы в порядке, установленном Правительством РБ.

Со 2 января 2009 г. на основании ст.38 Закона РБ от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» (далее - Закон об охране труда) в организации общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда могут осуществлять уполномоченные лица по охране труда работников организации.

 

 

От редакции: С 25 января 2014 г. следует руководствоваться Законом об охране труда в редакции Закона РБ от 12.07.2013 № 61-З. Общественному контролю за соблюдением законодательства об охране труда посвящена ст.42 новой редакции Закона.

 

Статьей 354 ТК предусмотрено, что представительство работников могут осуществлять не только профессиональные союзы, но и иные представительные органы работников, действующие на основании актов законодательства.

Согласно п.3 Указа № 510 общественный контроль в форме проведения проверок вправе осуществлять профессиональные союзы, их организационные структуры, объединения таких союзов и их организационные структуры в случаях и порядке, установленных иными законодательными актами. Осуществление общественного контроля в форме проведения проверок другими организациями, кроме указанных в части первой п.3 Указа № 510, а также физическими лицами запрещается.

Таким образом, профсоюзы могут контролировать соблюдение всего законодательства о труде, а уполномоченные работниками выборные лица - лишь в части охраны труда. Указанным выборным лицам запрещено осуществлять общественный контроль в форме проверок.

Частью второй ст.463 ТК определено, что для осуществления общественного контроля за соблюдением законодательства о труде профсоюзы имеют право запрашивать и получать необходимую для этого информацию от нанимателя, государственных органов.

Форма представления такой информации в ст.463 ТК не установлена, поэтому она может быть как устной, так и письменной в зависимости от конкретных обстоятельств и случаев, когда законодательством предусмотрена только письменная форма.

Следует отметить, что помимо общественного контроля существует и смешанная форма, когда контроль за соблюдением законодательства об охране труда либо исполнением коллективного договора, соглашения (ст.375 ТК) осуществляется представителями нанимателя с участием общественных инспекторов профсоюзов или уполномоченных работниками организации лиц.

Общественный контроль со стороны профсоюзов

Закон о профсоюзах. Как следует из ст.19 Закона о профсоюзах, профсоюзы имеют право на осуществление общественного контроля за соблюдением нанимателем, собственником или уполномоченным им органом управления законодательства Республики Беларусь о труде и профсоюзах и вправе требовать устранения выявленных нарушений. Наниматель, собственник или уполномоченный им орган управления рассматривают представления профсоюзов об устранении нарушений законодательства Республики Беларусь о труде и профсоюзах и в течение месячного срока сообщают профсоюзам о результатах рассмотрения.

Профсоюзы вправе по просьбе своих членов и других граждан обращаться в суд с исковым заявлением в защиту их трудовых и социально-экономических прав.

Для осуществления общественного контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде, защиты социальных и трудовых прав и интересов своих членов профсоюзы имеют право создавать технические и правовые инспекции труда, профсоюзные юридические службы и консультации, службы доверенных врачей, полномочия которых определяются Советом Министров РБ.

Профсоюзы, их технические и правовые инспекции труда при осуществлении своих полномочий взаимодействуют с государственными органами надзора и контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде.

Представители профсоюза при наличии оформленных в установленном порядке полномочий профсоюзного органа имеют право беспрепятственно посещать предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности и подчиненности, в которых работают члены данного профсоюза, для проведения проверок соблюдения законодательства Республики Беларусь о труде и профсоюзах, а также выполнения нанимателями, их должностными лицами условий коллективного договора (соглашения).

Закон об охране труда. Согласно части первой ст.38 Закона об охране труда общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда в порядке, установленном законодательством, осуществляют профсоюзы через их технических инспекторов труда, общественных инспекторов по охране труда, других уполномоченных представителей профсоюзов.

Права технических инспекторов труда определены в части второй ст.38 Закона об охране труда.

Представления технических инспекторов труда профсоюзов являются обязательными для исполнения нанимателями (ст.11 Закона об охране труда).

 

 

От редакции: Право на компенсации по условиям труда изложены в ст.13 новой редакции Закона об охране труда.

 

Указ № 240. В подп.1.2.2 п.1 Указа № 240 установлено, что общественный контроль может проводиться в форме:

- проверок в случаях, установленных этим Указом;

- мероприятий по наблюдению, анализу, оценке соблюдения трудовых и социально-экономических прав граждан (мониторинг);

- участия в работе коллегиальных органов, комиссий;

- иных формах, предусмотренных законодательством, коллективными договорами (соглашениями), не связанных с проведением проверок.

В соответствии с подп.1.2.3 п.1 Указа № 240 общественный контроль осуществляется в отношении контролируемых субъектов:

- организаций, их обособленных подразделений, имеющих учетный номер плательщика, где работают члены соответствующего профсоюза и создана в установленном порядке его первичная профсоюзная организация, если иное не установлено законодательными актами;

- представительств иностранных организаций, где работают члены соответствующего профсоюза и создана в установленном порядке его первичная профсоюзная организация;

- медицинских пунктов, объектов торговли и общественного питания, расположенных на территории данных организаций (обособленных подразделений, представительств иностранных организаций), а также созданных ими учреждений дошкольного образования и оздоровительных организаций.

Таким образом, общественный контроль допустим только при одновременном наличии у перечисленных субъектов 2 условий:

в них должны работать члены профсоюза;

в них же должна быть создана первичная профсоюзная организация.

Исключение из данного правила установлено только для первого вида из вышеперечисленных субъектов.

Так, п.1 Указа Президента РБ от 19.07.2005 № 327 «О дополнительных мерах по защите трудовых, социально-экономических прав и интересов работников» установлено, что общественный контроль за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде в организациях и у индивидуальных предпринимателей (независимо от наличия среди работников членов профессиональных союзов) в порядке, установленном законодательством, вправе осуществлять:

- правовые и технические инспекции труда Федерации профсоюзов Беларуси, ее организационных структур, профессиональных союзов, входящих в состав данной Федерации, и их организационных структур;

- руководители и уполномоченные в установленном порядке представители Федерации профсоюзов Беларуси, ее организационных структур, профессиональных союзов, входящих в состав данной Федерации, и их организационных структур.

В ситуациях, когда в организациях не работают члены профсоюза или не создана первичная профсоюзная организация, общественный контроль на основании Закона об охране труда могут осуществлять только уполномоченные работниками выборные лица. При этом такие лица осуществляют контроль:

- за соблюдением не всего законодательства о труде, а только о его охране;

- без использования проверок.

Создание и деятельность профсоюзов, в т.ч. их первичных организаций, у нанимателей должны осуществляться с учетом:

- Декрета Президента РБ от 26.01.1999 № 2 «О некоторых мерах по упорядочению деятельности политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений» (далее - Декрет № 2);

- Положения о государственной регистрации (перерегистрации) профессиональных союзов и их союзов (ассоциаций), утвержденного Декретом № 2;

- Инструкции о порядке оформления и рассмотрения документов, связанных с государственной регистрацией профессиональных союзов, а также государственной регистрацией и исключением из журнала государственной регистрации, постановкой на учет и снятием с учета их организационных структур, утвержденной постановлением Минюста РБ от 30.08.2005 № 48;

- уставов профсоюзов.

Общественный контроль должен проводиться на основании планов, разработанных и утвержденных в установленном республиканскими союзами (ассоциациями) профсоюзов порядке (подп.1.2.4 п.1 Указа № 240).

Осуществлять общественный контроль (за исключением осуществляемого в форме проведения проверок) могут представители профсоюзов, порядок назначения (избрания, наделения полномочиями) которых устанавливается республиканскими объединениями профсоюзов.

При этом полномочия должны подтверждаться документом, оформленным и выданным в установленном упомянутыми объединениями порядке (подп.1.3 п.1 Указа № 240).

Первичные профсоюзные организации независимо от наличия у них статуса юридического лица осуществляют общественный контроль только в отношении контролируемых субъектов, в которых они созданы, в формах, не связанных с проведением проверок (подп.1.4 п.1 Указа № 240).

В п.2 Указа № 240 определена сфера общественного контроля, который могут осуществлять профсоюзы (за исключением их первичных организаций) в форме проверок:

- соблюдения законодательства о труде;

- соблюдения законодательства об охране труда;

- соблюдения законодательства о профсоюзах;

- выполнения коллективного договора (соглашения).

В п.3 Указа № 240 установлено, что общественный контроль в форме проверок уполномочены осуществлять только следующие представители профсоюзов:

- соблюдения законодательства о труде и о профсоюзах - правовые инспекторы труда;

- соблюдения законодательства об охране труда - технические инспекторы труда;

- выполнения коллективного договора (соглашения) - и те и другие инспекторы труда.

Таким образом, проводить проверки в рамках общественного контроля могут только правовые и технические инспекторы труда профсоюзов, а не какие-либо иные их представители независимо от занимаемых должностей.

При этом для них, во-первых, установлено обязательное квалификационное требование - наличие высшего образования: для правовых инспекторов - юридического, а для технических - технического.

Кроме того, эти лица должны состоять в трудовых отношениях с профсоюзами.

Общественный контроль со стороны других (кроме профсоюзов) уполномоченных работниками лиц

Статьей 38 Закона об охране труда закреплено, что:

- в организации общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда могут осуществлять уполномоченные лица по охране труда работников данной организации;

- выборы этих лиц проводятся на общем собрании (конференции) работников организации на срок от 2 до 5 лет, при этом определяется их численность;

- такой общественный контроль осуществляется в порядке, определяемом Правительством РБ или уполномоченным им органом.

На основании ст.38 Закона об охране труда постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 28.11.2008 № 179 утверждена Инструкция о порядке осуществления общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда уполномоченными лицами по охране труда работников организации (далее - Инструкция).

Согласно п.3 Инструкции уполномоченные лица по охране труда работников организации избираются только при отсутствии в данной организации профессиональных союзов.

Таким образом, если в организации создана первичная профсоюзная организация, то она и может осуществлять общественный контроль со стороны профсоюзов.

Как отмечалось выше, выборы уполномоченных лиц проводятся на общем собрании (конференции) работников организации на срок от 2 до 5 лет, при этом определяется их численность. По результатам общего собрания (конференции) работников организации составляется протокол. Уполномоченным лицам выдается выписка из протокола общего собрания (конференции).

Конкретный срок выборных полномочий (в пределах от 2 до 5 лет) определяется общим собранием (конференцией). Такой срок соответственно может быть установлен и в 2,5 года, и 3 года и т.п.

Численность уполномоченных лиц также передана на усмотрение общего собрания (конференции). При этом законодательством она не ограничена. Иными словами, в крупных организациях могут быть и десятки таких лиц.

Уполномоченные лица могут быть досрочно отозваны по решению избравшего их собрания (конференции), если они не выполняют возложенных на них функций или не проявляют необходимой требовательности по защите прав работников на охрану труда.

Уполномоченные лица не реже одного раза в год отчитываются на собрании (конференции) работников организации о выполнении возложенных на них функций (п.8 Инструкции).

Основные задачи и права уполномоченных лиц определены в главе 2 Инструкции.

Представления уполномоченных лиц являются обязательными для рассмотрения.

Уполномоченное должностное лицо нанимателя, которому вручено представление, обязано рассмотреть его и в месячный срок со дня его получения письменно уведомить о результатах этого рассмотрения.

При необходимости представление направляется в органы государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде.

Наниматели должны обеспечивать уполномоченным лицам:

- необходимые условия для осуществления общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда;

- предоставлять в их пользование правила, инструкции, другие нормативные правовые акты по охране труда;

- оказывать содействие в обучении вновь избранных таких лиц по вопросам охраны труда.

Контроль со стороны нанимателя с участием представителей общественного контроля

Контроль со стороны нанимателя с участием представителей общественного контроля применяется только в сфере охраны труда.

Порядок осуществления такого контроля определен в главе 3 Типовой инструкции о проведении контроля за соблюдением законодательства об охране труда в организации, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 26.12.2003 № 159 (далее - Типовая инструкция).

Исходя из п.10 Типовой инструкции периодический контроль за соблюдением законодательства об охране труда (далее - периодический контроль) является одним из видов контроля, который предусматривает участие работников в деятельности по улучшению условий и охраны труда, профилактике несчастных случаев и заболеваний на производстве.

Периодичность выражается в следующих параметрах: ежедневно, ежемесячно и ежеквартально.

При этом достаточно детально расписаны действия по каждому параметру.

Проведение ежемесячного или ежеквартального контроля рекомендуется осуществлять в установленный приказом руководителя организации день охраны труда по специальной программе.

Проведение проверок профессиональными союзами

Правила проведения проверок профессиональными союзами урегулированы в Указе № 510. Указом № 240 регламентировано регулирование проверок, проводимых профессиональными союзами, а также утверждено Положение о порядке осуществления общественного контроля профессиональными союзами, их организационными структурами, объединениями таких союзов и их организационными структурами в форме проведения проверок.

Так, согласно п.4 Указа № 240 запрещены проверки, за исключением случаев, предусмотренных в п.5 данного Указа, в течение 2 лет со дня:

- государственной регистрации организаций (кроме созданных в порядке реорганизации);

- присвоения учетного номера плательщика обособленных подразделений организаций;

- создания представительств иностранных организаций (п.4 Указа № 240).

В порядке исключения в течение вышеуказанного 2-летнего срока на основании п.5 Указа № 240 могут назначаться проверки:

- для участия в установленном законодательством порядке в расследовании причин несчастных случаев на производстве, зарегистрированных случаев возникновения профессиональных заболеваний;

- по заявлению контролируемого субъекта;

- при наличии у профсоюза информации, полученной от первичной профсоюзной организации или физического лица, свидетельствующей о совершаемом (совершенном) нарушении законодательства о труде, об охране труда или о фактах возникновения угрозы причинения либо причинения вреда жизни, здоровью граждан (анонимное заявление не является основанием для проведения таких проверок);

- для проверки устранения контролируемым субъектом нарушений, выявленных в ходе предыдущей проверки, по которым проверяющим выдано представление (контрольная проверка).

Эти проверки назначаются руководителем профсоюза или уполномоченным им заместителем руководителя профсоюза в установленном республиканскими объединениями профсоюзов порядке с соблюдением требований Указа № 240.

Плановые проверки. По истечении срока, определенного в п.4 Указа № 240, проверка по вопросам соблюдения законодательства о труде и об охране труда может быть проведена профсоюзом при ее включении в план осуществления профсоюзом проверок (плановая проверка).

Профсоюз вправе назначать плановые проверки в отношении контролируемых субъектов по мере необходимости, но не чаще одного раза в 2 года (п.6 Указа № 240).

Осуществление общественного контроля профсоюзами не исключает возможности проведения проверок контролирующими (надзорными) органами, в т.ч. по одним и тем же вопросам, и не является основанием для переноса срока проведения проверки контролирующим (надзорным) органом (п.9 Указа № 240).

Проверка контролируемого субъекта проводится за период, не превышающий 3 календарных лет, предшествующих году, в котором в установленном порядке принято решение о назначении проверки, а также за истекший период текущего календарного года (п.10 Указа № 240).

В порядке исключения из этого правила период, за который проводится проверка, не ограничивается в случае обращения физического лица - члена профсоюза при его несогласии с результатами расследования несчастного случая на производстве или профессионального заболевания (п.10 Указа № 240).

Проверяющий обязан до проведения проверки внести сведения о ее проведении в книгу учета проверок (при представлении данной книги).

Незаконные проверки. Невнесение проверяющим записи о проведении проверки в книгу учета проверок (при представлении данной книги), нарушение этим лицом либо должностным лицом профсоюза, назначившим проведение проверки, установленного порядка назначения проверки (в т.ч. ее необоснованное назначение) являются основаниями для признания проверки незаконной.

Решение о признании проверки незаконной принимается вышестоящим профсоюзом (руководителем профсоюза, если вышестоящий профсоюз отсутствует), в т.ч. по заявлению (жалобе) контролируемого субъекта.

Заявление (жалоба) о признании проверки незаконной может быть подано контролируемым субъектом не позднее 2 рабочих дней со дня окончания проверки руководителю профсоюза, назначившему проведение проверки, и рассматривается вышестоящим профсоюзом (руководителем профсоюза, если вышестоящий профсоюз отсутствует) в установленном республиканскими объединениями профсоюзов порядке.

Пунктом 15 Указа № 240 установлено, что совершение проверяющим или должностным лицом профсоюза, назначившим проведение проверки, деяний, повлекших признание проверки незаконной, влечет наложение штрафа в размере от 20 до 100 базовых величин.

Порядок проведения проверки профсоюзами детально изложен в Положении о порядке осуществления общественного контроля профессиональными союзами, их организационными структурами, объединениями таких союзов и их организационными структурами в форме проведения проверок, утвержденном Указом № 240.

 

31.05.2011 г.

 

Виктор Кривой, доктор юридических наук, председатель общественного объединения «Сообщество трудового права»