


Материал помещен в архив
ВОПРОС: Общим собранием участников хозяйственного общества принято решение о разделении юридического лица.
Требуется ли в данном случае согласие антимонопольного органа на реорганизацию юридического лица по Закону РБ от 12.12.2013 № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (далее - Закон № 94-З)?
ОТВЕТ: Не требуется, за исключением случаев предусмотренных законодательством.
Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению собственника его имущества (учредителей, участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, а в случаях, предусмотренных законодательными актами, - по решению уполномоченных государственных органов, в т.ч. суда (п.1 ст.53 Гражданского кодекса РБ; далее - ГК).
При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом (п.3 ст.54 ГК).
Законом № 94-З (вступает в силу с 1 июля 2014 г.) установлены случаи, когда требуется получение согласия антимонопольного органа при осуществлении им контроля за соблюдением антимонопольного законодательства и контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов (подп.1.12 п.1 ст.9 Закона № 94-З):
1) при реорганизации хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, в форме преобразования в акционерные общества;
2) при реорганизации коммерческих организаций в форме слияния, присоединения.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 3 августа 2018 г. Закон № 94-З изложен в новой редакции на основании Закона РБ от 08.01.2018 № 98-З. |
Таким образом, получение согласия антимонопольного органа на реорганизацию хозяйственного общества в форме разделения не требуется.
Вместе с тем антимонопольный орган осуществляет также контроль за созданием коммерческой организации, если вкладом в ее уставный фонд служат акции (доли в уставном фонде) и (или) иное имущество другой коммерческой организации или создаваемая коммерческая организация приобретает акции (доли в уставном фонде) и (или) иное имущество другой коммерческой организации на основании передаточного акта или разделительного баланса и в отношении действий с этими акциями (долями в уставном фонде) предусмотрен контроль, а именно:
• при приобретении хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на определенном товарном рынке, акций (долей в уставном фонде) другого хозяйствующего субъекта, осуществляющего деятельность на том же товарном рынке;
• при приобретении хозяйствующим субъектом или физическим лицом, не относящимся к хозяйствующим субъектам, 25 % и более акций (долей в уставном фонде) хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, а также иных сделок, в результате которых у хозяйствующего субъекта или физического лица, не относящегося к хозяйствующим субъектам, появляется возможность оказывать влияние на принятие решений хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке;
• при приобретении хозяйствующим субъектом или физическим лицом, не относящимся к хозяйствующим субъектам, в т.ч. на основании договора доверительного управления имуществом, договора о совместной деятельности или договора поручения, акций (долей в уставном фонде) хозяйствующего субъекта, при котором такое лицо получает право распоряжаться более чем 25 % акций (долей в уставном фонде) хозяйствующего субъекта, при условии, что до этого приобретения такой хозяйствующий субъект или физическое лицо, не относящееся к хозяйствующим субъектам, не распоряжалось акциями (долями в уставном фонде) данного хозяйствующего субъекта или распоряжалось не более чем 25 % акций (долей в уставном фонде) данного хозяйствующего субъекта, а также если приобретение акций (долей в уставном фонде) хозяйствующего субъекта осуществляется хозяйствующим субъектом или физическим лицом, не относящимся к хозяйствующим субъектам, распоряжающимся не менее чем 25 % и не более чем 50 % акций (долей в уставном фонде) данного хозяйствующего субъекта, если этот хозяйствующий субъект или физическое лицо, не относящееся к хозяйствующим субъектам, получает право распоряжаться более чем 50 % таких акций (долей в уставном фонде);
• при приобретении права участия одних и тех же хозяйствующих субъектов, физических лиц, не относящихся к хозяйствующим субъектам, в исполнительных органах, советах директоров, наблюдательных советах или других органах управления двух и более хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынке взаимозаменяемых (аналогичных) товаров, при наличии возможности указанных хозяйствующих субъектов, физических лиц, не относящихся к хозяйствующим субъектам, определять условия ведения предпринимательской деятельности данными хозяйствующими субъектами.
В случае если имеются указанные выше условия для осуществления контроля со стороны антимонопольного органа, то при создании коммерческой организации, если создаваемая коммерческая организация приобретает акции (доли в уставном фонде) и (или) иное имущество другой коммерческой организации на основании передаточного акта или разделительного баланса (составляемого в т.ч. при разделении), то антимонопольным органом осуществляется контроль, следовательно, необходимо получение согласия антимонопольного органа на создание такой организации.
27.02.2014
Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь