


Материал помещен в архив
ОБУЧЕНИЕ И ПОДБОР РАБОТНИКОВ ПО ОХРАНЕ ТРУДА. ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ
Компетентность работников - основополагающий принцип, предусмотренный государственным стандартом Республики Беларусь СТБ 18001-2009 «Системы управления охраной труда. Требования» (утвержден и введен в действие постановлением Госстандарта РБ от 24.04.2009 № 19; http://tnpa.by/#!/DocumentCard/227804/325331) (далее - СТБ 18001-2009). Пункт 4.4.2 СТБ 18001-2009 требует, чтобы работники, занимающиеся вопросами охраны труда, обладали соответствующими знаниями и компетенцией, т.е. имели специальное образование, опыт работы или прошли обучение. Организация должна определить необходимость в обучении работников и по возможности предоставить его или предпринять иные действия для удовлетворения этих потребностей, оценить результативность обучения или предпринятых действий и вести соответствующие записи.
Компетенция работников представляет собой нематериальный актив организации, который определяет эффективность использования материальных ресурсов в процессе реализации целей, и в системе управления организацией является функцией капитала и труда.
Компетенция работника сочетает в себе его квалификацию, личностные характеристики (особенности) и полномочия (см. схему 1).
Схема 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Состав компетенции, ее взаимосвязь с трудовой функцией | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Функция |
|
|
Реализация функции | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
▲ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Под квалификацией понимается совокупность последовательно приобретаемых работником знаний, понимания решаемых задач, профессиональных умений и навыков, позволяющих выполнять конкретную функцию. Личностные характеристики основаны на психофизиологических особенностях человека и находят свое отражение в его социальном поведении. Полномочиями называют право выполнения функции и использования необходимого для ее реализации количества ресурсов: административных, материальных, трудовых, информационных, финансовых; их объем соответствует степени ответственности работника.
Таким образом, термин «компетенция» можно определить как совокупность знаний (предметных «что», процедурных «как», ценностно-смысловых «зачем и почему»), ответственности, равной полномочиям, и личностных характеристик человека, обеспечивающих эффективность его трудовой деятельности.
Наиболее часто в ключевые модели включают следующие виды компетенции человека:
• инструментальную, межличностную, системную;
• самостоятельную, познавательную, гражданско-общественную, социально-трудовую, бытовую, культурно-досуговую;
• ориентацию на развитие, принятие многокультурного и информационного общества, социально-политическую зрелость, устное и письменное общение;
• учение, исследование, размышление, общение, кооперацию, взаимодействие, умение, выполнение, адаптацию, самопринятие;
• ценностно-смысловую, общекультурную, учебно-познавательную, информационную, коммуникативную, социально-трудовую, личностное самосовершенствование.
В предложенных моделях выделяются профессиональная, информационная, социальная, методическая компетенции и личностные характеристики.
Модель успешности работника - это сложное многоуровневое образование, в котором блок личных характеристик включает формальные требования и личностные психофизиологические качества, интегрально влияющие на уровень развития всех остальных характеристик и подтвержденные данными психологических тестов, собеседований и т.п., а профессиональные, социальные и методические характеристики составляют блоки соответствующих компетенций. В информационной характеристике отдельная роль отводится коммуникабельности.
Модель успешности работника на основе компетентностного подхода может быть представлена следующим образом (см. схему 2).
Схема 2 | |||||||||||||||||||||||||||||
Модель успешности работника | |||||||||||||||||||||||||||||
|
Социальная компетенция |
| |||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Личностные характеристики | |||||||||||||||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||||||||||||
Профессиональная компетенция |
|
Методическая компетенция |
![]() |
Справочно Профессиональная компетенция - это умения, навыки, опыт, позволяющие работнику эффективно реализовывать свои профессиональные задачи. Определения социальной компетенции разных ученых соотносят социальную компетенцию с областью взаимодействия человека с окружающим миром, способностью выстраивать эффективные отношения с предметами, обществом, самим собой. Таким образом, можно определить социальную компетенцию как характеристику личности работника, подразумевающую его способности к обеспечению эффективного решения социальных задач занимаемой должности. Методическая компетенция - это, во-первых, знание и понимание фундаментальных теорий профессиональной сферы деятельности, во-вторых, осведомленность и понимание теоретических и методических достижений науки в области профессиональной деятельности и самостоятельно логически сформированное отношение к ним. |
Требования к профессиональной, социальной и методической компетенциям работников представлены в таблице 1.
Требования к профессиональной, социальной и методической компетенциям работников | ||
Компетенция | Работники | |
специалисты | руководители | |
Профессиональная | Обладание материализованными свидетельствами умений, навыков, опыта в конкретной работе | Обладание материализованными свидетельствами умений, навыков, опыта в конкретной работе в области управления |
Социальная | Умение работать в коллективе | Умение работать в коллективе, одновременно мотивация работников на достижение внеплановых целей |
Методическая | Знание сути косвенно относящихся к их работе технологий и сфер деятельности | Знание технологий всех аспектов деятельности организации |
Следует учитывать, что в предложенной модели успешности процентное соотношение всех компетенций изменяется для каждой категории руководителей и специалистов в зависимости от их положения в организационной иерархии. Также данная модель может применяться при формировании оценочных показателей профессионального развития работников организации и разработке профессиональных стандартов для различных должностей и сфер деятельности.
Согласно требованиям СТБ 18001-2009 работники должны обладать достаточной квалификацией, чтобы определять и устранять или контролировать производственно-обусловленные опасные и вредные факторы и риски.
В этой связи работники организации, в т.ч. ее руководитель, проходят обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда (ст.25 Закона РБ от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда»).
Со всеми поступающими на работу лицами, а также с работниками, переводимыми на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязан проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой (доврачебной) помощи пострадавшим. Компетентность специалистов по охране труда является необходимым условием безопасности труда, снижения производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Требуемый уровень компетентности работников в области системы управления охраной труда (далее - СУОТ) для реализации политики организации и достижения целевых показателей обеспечивается путем целенаправленного отбора специалистов при принятии их в организацию и постоянного повышения их квалификации. Сотрудники должны хорошо знать действующие законодательные требования, локальные нормативные правовые акты и другие руководящие указания.
Программы подготовки (повышения квалификации), осуществляемые в рамках мероприятий, должны:
• в установленном порядке охватывать всех работников организации;
• проводиться компетентными лицами;
• предусматривать эффективное повышение квалификации с соответствующей периодичностью;
• включать оценку полноты и прочности знаний;
• периодически анализироваться;
• подтверждаться документами.
Целесообразно привлекать и специалистов из других смежных по роду деятельности организаций либо представителей вышестоящих организаций для проведения совещаний, семинаров.
Роль высшего руководства является основной в функционировании СУОТ. С помощью лидерства и реальных действий высшее руководство может создавать обстановку, способствующую полному вовлечению работников и эффективной работе СУОТ. Роль руководства заключается:
• в разработке и поддержании политики и целей организации в области охраны труда;
• популяризации политики и целей в области охраны труда во всей организации для повышения осознания, мотивации и вовлечения персонала;
• обеспечении разработки, внедрения и поддержания в рабочем состоянии эффективной СУОТ для достижения целей в области охраны труда;
• обеспечении необходимыми ресурсами;
• проведении периодического анализа СУОТ;
• принятии решений по разработке политики и целей в области охраны труда;
• принятии решений по совершенствованию СУОТ и др.
Обучение руководителей высшего звена должно быть направлено на разъяснение необходимости внедрения СУОТ и, что еще более важно, их роли в выполнении программы управления охраной труда.
Примерный перечень вопросов по проверке осведомленности работников в функционировании системы управления охраной труда
При аудите работникам организации часто задаются вопросы, касающиеся функционирования СУОТ (п.4.4.2 СТБ 18001-2009), чтобы удостовериться в их осведомленности и проверить, каким образом установлен (и работает ли) обмен информацией (п.4.4.3 СТБ 18001-2009).
Приведем примерный перечень вопросов в области СУОТ, которые могут быть заданы руководителям, специалистам и рабочим при сертификационном аудите на соответствие требованиям СТБ 18001-2009 (см. таблицу 2).
Примерный перечень вопросов по системе управления охраной труда | |||
№ пункта СТБ 18001-2009 |
Наименование пункта СТБ 18001-2009 | Основные вопросы | |
для руководителей и специалистов |
для рабочих | ||
4.1 |
Общие требования | 1. Для чего разрабатывается, внедряется СУОТ? 2. Какова область применения СУОТ? |
1. Для чего разрабатывается, внедряется СУОТ? 2. На работы, проводимые вашим подразделением (вашим участком, цехом), распространяется СУОТ в соответствии с требованиями СТБ 18001-2009? |
4.2 |
Политика в области охраны труда | 1. Каким образом осуществляется реализация принципа «постоянное улучшение»? 2. Проверяется ли Политика в области охраны труда (далее - Политика) на соответствие целям и задачам? 3. Включает ли Политика обязательства по предупреждению травм и снижению трудоспособности? Примечание. Политика должна быть подписана руководителем (естественно, что руководитель должен владеть основными принципами политики) и датирована. |
1. Ознакомлены ли вы с Политикой? 2. Каким образом происходило ознакомление? |
4.3.1 |
Идентификация опасностей, оценка рисков и определение мер управления | 1. Какой методикой оценки рисков воспользовалась организация? 2. Какие риски являются наиболее высокими? 3. Учитываются ли риски, привносимые субподрядчиками и посетителями? |
1. Какие опасные и вредные факторы могут на вас воздействовать в процессе труда? 2. Какие риски являются наиболее высокими и подвергаетесь ли вы им? 3. Какие опасные события могут произойти по вине сторонних лиц (субподрядчиков и посетителей)? 4. Что нужно делать (соблюдать), чтобы снизить вероятность возникновения риска? |
4.3.2 |
Законодательные и другие требования | Каким образом организация обеспечивается документами, устанавливающими законодательные и другие требования? | Где вы можете ознакомиться с требованиями в области охраны труда? |
Примечание. Необходимо владеть требованиями нормативных правовых актов и технических нормативных правовых актов в объеме, необходимом для работающих в соответствии с Инструкцией о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 28.11.2008 № 175 (далее - Инструкция № 175) | |||
4.3.3 |
Цели и программа(ы) | 1. Какие цели в области охраны труда? 2. Определены ли цели количественно? 3. Каким образом оформлена Программа управления охраной труда (далее - Программа)? 4. Какой период времени охватывается Программой? 5. Какие мероприятия включены в Программу? 6. Проводится ли систематический анализ выполнения Программы и ее актуализация? |
1. Где указаны цели в области охраны труда? 2. Каким образом руководство управляет рисками в области охраны труда? |
4.4.1 |
Ресурсы, обязанности, ответственность и полномочия | 1. Кто назначен представителем руководства организации по СУОТ? 2. Делегированы ли полномочия представителем высшего руководства? 3. Где прописаны обязанности, ответственность, полномочия работников в области охраны труда и СУОТ (должностные инструкции, руководство по СУОТ и др.)? 4. Обеспечиваются ли средства, необходимые для функционирования, контроля и совершенствования СУОТ? |
1. Кто назначен представителем руководства организации по СУОТ? 2. Кто назначен ответственным по охране труда? |
4.4.2 |
Компетентность, обучение и осведомленность | 1. Где происходит обучение сотрудников? 2. Проводится ли техническая учеба в структурных подразделениях? |
1. Где происходит обучение сотрудников? 2. С какой периодичностью проводится повторный инструктаж? 3. В каком случае вы проходите целевой инструктаж? |
Примечание. Необходимо иметь удостоверение по охране труда. Необходимо пройти подготовку (обучение), переподготовку, инструктаж, стажировку, повышение квалификации и проверку знаний в соответствии с Инструкцией № 175 | |||
4.4.3 |
Обмен информацией, участие и консультирование | 1. Разработана ли процедура для обеспечения обмена информацией по охране труда внутри организации? 2. Разработана ли процедура для обеспечения обмена информацией по охране труда с заинтересованными сторонами? |
1. Каким образом вы получаете информацию в области охраны труда, в т.ч. по новым требованиями по охране труда? 2. Кто является уполномоченным лицом по охране труда в вашем структурном подразделении? 3. Какие дополнительные обязанности возложены на этого работника? |
4.4.4 |
Документация | Каким образом документирована СУОТ? | 1. Каким образом документирована СУОТ? 2. Где находятся инструкции по охране труда? |
4.4.5 |
Управление документацией | ||
4.4.6 |
Управление операциями | Какие операции (виды деятельности, работы, проводимые организацией) связаны с идентифицированными рисками в области охраны труда? | Какие виды работ, которые вы выполняете, наиболее опасны и чем? Примечание. Необходимо выполнение требований локальных нормативных правовых актов по охране труда в виде инструкций по охране труда для профессий и отдельных видов работ (услуг) |
4.4.7 |
Подготовленность к аварийным ситуациям и реагирование на них | 1. Разработаны и внедрены ли планы по идентификации возможных инцидентов и аварийных ситуаций и ответным действиям на них? 2. Кто является ответственным за осуществление руководства во время аварийных ситуаций? |
1. Есть ли в организации опасные производственные объекты? 2. Каков порядок действия в аварийных ситуациях? 3. Где прописан порядок действия в аварийных ситуациях? 4. Кто является ответственным за осуществление руководства во время аварийных ситуаций? |
4.5.1 |
Измерение результативности и мониторинг | Какие виды мониторинга проводятся в организации? | Кто осуществляет контроль за соблюдением законодательства в области охраны труда в организации? |
4.5.2 |
Оценка соответствия | Каким образом осуществляется оценка соответствия? | Как часто ваше структурное подразделение проверяют главный инженер, инженер по охране труда? |
4.5.3 |
Расследование происшествий, несоответствия, корректирующие и предупреждающие действия | 1. Каким нормативным правовым актом установлен порядок расследования несчастных случаев? 2. Разрабатываются ли корректирующие (предупреждающие) действия? 3. Рассматриваются ли аспекты по улучшению действующей СУОТ? |
1. Какие действия необходимо предпринять, если произошел несчастный случай? 2. Каким образом возможно предотвратить тот или иной несчастный случай? 3. Как можно улучшить ваше рабочее место, повысить уровень безопасности в других структурных подразделениях? |
4.5.4 |
Управление записями | Что представляют собой записи по СУОТ? | Какая информация в области охраны труда регистрируется в журналах в вашем структурном подразделении? |
4.5.5 |
Внутренний аудит | 1. Имеется ли программа аудита, график проведения внутренних аудитов? 2. Назначены ли внутренние аудиторы в организации? |
1. Что такое аудит в области охраны труда? 2. Кто проводит аудит в Вашем подразделении? |
4.6 |
Анализ со стороны высшего руководства | 1. Каким образом представляются данные для анализа со стороны руководства? 2. Какие данные представляются для анализа? 3. Анализируется ли СУОТ через установленные промежутки времени? 4. Установлена ли периодичность проведения анализа со стороны руководства? 5. Какие мероприятия проводятся (могут проводиться) после анализа со стороны руководства? |
Проводит ли руководство анализ по СУОТ? |
Для руководителей среднего звена и специалистов всех звеньев производственного процесса должен быть разработан свой курс обучения.
Потребность в обучении работников устанавливается руководителями структурных подразделений. При этом учитываются:
• производственные риски и другие опасные (вредные) факторы от деятельности структурных подразделений, которые могут оказывать значительное воздействие на производственную среду и безопасность труда;
• компетентность и опыт специалистов, необходимые для исключения отступлений от политики и установленных целей в области охраны труда;
• изменения законодательных требований, относящихся к деятельности структурного подразделения;
• введение в эксплуатацию новых потенциально опасных объектов и объектов жизнеобеспечения, других промышленных объектов;
• возможность возникновения нештатных режимов работы оборудования (особенно при его пуске и остановке), инцидентов и аварий, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также нарушения правил пожарной безопасности.
![]() |
Обратите внимание! На основании таблицы 2 как для руководства и специалистов, так и для рабочих целесообразно дополнить данными темами перечень вопросов для обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда для работающих по рабочим профессиям и перечень вопросов для обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда руководителей и специалистов. |
Организация обучения и проверка знаний по охране труда работников осуществляется в соответствии с Инструкцией № 175, государственным стандартом Республики Беларусь ГОСТ 12.0.004-90* «Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения».
Обучение всех категорий персонала связано с обеспечением охраны труда, безопасности жизнедеятельности, промышленной, экологической и пожарной безопасности, основ требований СТБ 18001-2009. Цель обучения - умение применить полученную информацию в своей работе, снизить негативное воздействие на работников организации и производственную среду, сертифицировать на соответствие требованиям СТБ 18001-2009.
Планирование и разработка программы обучения
При планировании программы обучения необходимо провести совместное совещание с начальниками цехов, специалистами по кадрам, направляющими работников на обучение, для выявления проблем, с которыми сталкиваются работники организации. Как правило, создается рабочая группа, в которую входят специалисты производственных цехов и основных отделов организации (отдела охраны труда, охраны окружающей среды, промышленной и противопожарной безопасности, производственно-технического отдела и отдела качества, отдела главного энергетика, отдела главного механика, отдела специалиста по гражданской обороне и т.д.).
Задача рабочей группы:
• определение цели - вовлечение в обучение всех работников организации - от рабочих до руководящего состава. Основной тезис должен быть примерно таким: «Добиться того, чтобы руководство каждого уровня осознавало свою ответственность за внедрение и работу СУОТ»;
• определение необходимости в подготовке работников;
• разработка плана подготовки в соответствии с определенными ранее потребностями;
• проверка соответствия программ подготовки регламентным и организационным требованиям;
• подготовка групп сотрудников для выполнения целей согласно программе управления охраной труда;
• ведение документации;
• оценка полученных знаний после подготовки.
Разработка программы управления охраной труда включает следующие этапы:
• выявление и анализ вариантов, с помощью которых можно достичь поставленных целей;
• выполнение решения - утверждение на высшем уровне количества необходимых курсов обучения для разных отделов производства на всем этапе внедрения и проведения СУОТ;
• оценка результатов (степени овладения знаниями) на основании тестов и экзаменов.
Для достижения наибольшей эффективности обучения следует уделить внимание следующим элементам учебного процесса, направленным на основные технологические функции производства:
1) разработка основной продукции (оказание услуг) и охраны труда:
- обеспечение безопасных условий труда при производстве продукции;
- анализ рисков и факторов, которые могут создавать нештатные ситуации и негативно влиять на производственную среду и здоровье работников;
- корректировка ошибок и разработка мероприятий по предупреждающим действиям путем составления внутренних локальных нормативных правовых актов в области охраны труда, распоряжений и уведомлений;
- определение надежности, готовности к экстремальной ситуации;
- установление производственных отклонений, рисков и ущербов и их минимизация;
2) взаимоотношения с поставщиками и потребителями:
- оценка поставщиков и подрядчиков и выявление наилучших из них (например, по наличию сертификатов соответствия стандартам СТБ 18001-2009, СТБ ISO 9001-2009 «Системы менеджмента качества. Требования» (утвержден и введен в действие постановлением Госстандарта РБ от 20.02.2009 № 8; http://tnpa.by/#!/DocumentCard/224508/322002), СТБ ИСО 14001-2005 «Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению» (утвержден и введен в действие постановлением Госстандарта РБ от 19.07.2005 № 3; http://tnpa.by/#!/DocumentCard/164008/203118)).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 марта 2016 г. введен в действие СТБ ISO 9001-2015 «Системы менеджмента качества. Требования», утвержденный постановлением Госстандарта РБ от 14.12.2015 № 58. С 15 сентября 2018 г. СТБ ИСО 14001-2005 отменен подп.3.7 п.3 постановления Госстандарта РБ от 11.04.2017 № 29 (в редакции постановления Госстандарта РБ от 28.12.2017 № 93); |
- составление банков данных о поставщиках и поступающей продукции;
3) производство и контроль:
- ведение постоянного учета, анализа и оценки рисков;
- планирование более совершенных мероприятий и методов по улучшению СУОТ, их анализ и оценка;
- проведение постоянного мониторинга и регистрация параметров, относящихся к контролю функционирования производственных систем, обладающих опасными и вредными производственными факторами и рисками, состояния производственной среды на рабочих местах, средств индивидуальной защиты и рабочего инструмента, состояния здоровья работников; устранение несоответствий путем корректирующих и предупреждающих действий;
4) управление СУОТ:
- разъяснение принципов и целей внедрения СУОТ;
- планирование в рамках организации в целом и на объекте в частности;
- организация работ;
- координация и мотивация мероприятий по охране труда;
- проведение основополагающих мероприятий и выявление приоритетных аспектов СУОТ;
- налаживание связей с общественностью и другими заинтересованными лицами;
- проведение внутренних аудитов.
Все перечисленные мероприятия применимы ко всем видам и всем стадиям деятельности организации и определяются на всех уровнях обучения работников организации.
В процессе обучения используются наглядные пособия, в т.ч. плакаты, схемы, макеты, образцы инструмента, защитные средства, видеофильмы, диафильмы, кинофильмы, которыми оснащаются кабинеты охраны труда (абзац 5 подп.4.3 п.4 Типового положения о кабинете охраны труда, утвержденного постановлением Минтруда РБ от 08.11.1999 № 144).
Таким образом, при разработке и внедрении СУОТ необходимо обеспечить корпоративную систему обучения, учитывающую:
• проблемы и трудности, с которыми сталкивается организация в обеспечении безопасности жизнедеятельности и охраны труда, управления рисками на стадии внедрения СУОТ;
• знания и навыки, необходимые для совершенствования мероприятий по СУОТ и исключения возможных проблем, связанных с ее управлением. Навыки могут быть технологические, управленческие, исполнительские, статистические и зависеть от выполняемой работы;
• необходимость постоянной проверки уровня знаний и навыков обучающихся по СУОТ;
• имеющиеся методы и средства обучения, направленные на постоянное повышение квалификации работников с помощью учебных курсов, профессиональных училищ, внутрикорпоративного обучения (техническая учеба), самоподготовки, сотрудничества с местными институтами, университетами, другими обучающими структурами.
При разработке усовершенствованной программы обучения необходимо участие всех работников. Новая программа обучения должна отличаться от прежней и превосходить ее в научном, методическом и практическом отношении.
Результаты проверки знаний по вопросам охраны труда должны оформляться протоколом (п.9 Положения о комиссии организации для проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденного постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 30.12.2008 № 210).
Таким образом, в соответствии с требованиями п.4.4.2 СТБ 18001-2009 следует выявлять те знания и навыки, которые необходимы для достижения целей организации, и учитывать их при принятии работников в организацию, а также при проведении инструктажей, профессиональной подготовке и переподготовке.
Вовлечение работников в разработку и совершенствование системы управления охраной труда. Обмен информацией
Одним из концептуальных положений СТБ 18001-2009 является активное вовлечение работников в разработку и совершенствование СУОТ. В частности, предусмотрены требования о том, чтобы:
1) политика организации в области охраны труда была сообщена работникам;
2) работники участвовали в идентификации опасностей, оценке рисков и управлении ими и были информированы о результатах этой работы;
3) законодательные и иные обязательные требования в области охраны труда были доведены до сведения соответствующих работников;
4) работники участвовали в определении целей охраны труда и программ управления по достижению целей;
5) обо всех изменениях, влияющих на состояние охраны труда, работники были поставлены в известность;
6) работники имели представителей, участвующих в решении вопросов, связанных с обеспечением охраны труда;
7) с работниками проводились консультации по проблемам охраны труда, а также при внесении любых изменений, влияющих на состояние охраны труда.
Организация должна способствовать внедрению лучшего практического опыта в области охраны труда и поддерживать свою политику и цели в этой области, что достигается за счет проведения консультаций и обмена информацией с теми, кто участвует в деятельности организации.
У организации должны быть процедуры для обеспечения обмена соответствующей информацией по охране труда с работниками и заинтересованными сторонами.
Внутренние коммуникации в организации имеют следующую структуру:
а) вертикальный поток информации:
- сверху вниз (организационно-распорядительная (приказы, распоряжения), законодательная, методическая документация);
- снизу вверх (отчетная документация, предложения, жалобы, запросы, отзывы);
б) горизонтальный поток информации:
- поток информации между подразделениями (производственная, методическая документация);
- поток информации между работниками одного уровня (оперативная документация).
Информирование работников организации по вопросам, касающимся охраны труда, осуществляется:
• руководителями структурных подразделений;
• представителями службы охраны труда;
• общественными инспекторами по охране труда;
• путем размещения информации на стендах, в средствах массовой информации;
• на проводимых производственных совещаниях, собраниях;
• при проведении аудитов и мониторинга СУОТ (периодический, производственный контроли и др.);
• при проведении инструктажей по охране труда;
• при проведении обучения;
• во время проведения дней охраны труда.
Формы передачи информации между структурными подразделениями: приказы, распоряжения, протоколы совещаний, утвержденные планы мероприятий, отчеты, предписания, докладные и служебные записки, оперативные совещания, информационные стенды.
Информация для внутренних потребителей может содержать сведения о (об):
• политике в области охраны труда;
• мероприятиях, программе управления охраной труда (других планов);
• необходимых для формирования статистической отчетности в области охраны труда документов (1-т и др.);
• показателях эффективности управления и показателях эффективности функционирования СУОТ;
• результатах проверок вышестоящими органами государственного управления;
• законодательных и других обязательных требованиях к продукции и производству, имеющих отношение к идентифицированным опасностям, рискам структурных подразделений;
• обучении работников по вопросам охраны труда;
• проведении (результатах) внутренних аудитов и мониторинга СУОТ;
• жалобах потребителей, подрядчиков, субподрядчиков, посетителей, имеющих отношение к идентификации опасностей, оценке рисков и контролю над рисками;
• возможности закупки новых материалов, влияющих на жизнь, здоровье и безопасность работников;
• необходимых паспортах безопасности поставляемого продукта, вещества, материала, документов на оборудование и установки;
• требованиях по охране труда и производственной санитарии;
• законодательных и иных требованиях в области охраны труда и производственной санитарии, предъявляемые к производству;
• результатах государственной экспертизы при вводе нового оборудования, новых производственных площадок, внесении изменений в технологический процесс или при проектировании и разработке новых видов продукции и т.д.
В организацию могут поступать от заинтересованных сторон по проблемам в области охраны труда следующие виды информации:
• законодательные документы, письма, приказы, распоряжения, акты-предписания - от государственных органов власти, вышестоящих и контролирующих организаций;
• письма и рекомендации - от партнеров, обращения потребителей, обращения общественных организаций и граждан.
В организации предусмотрены следующие виды информирования заинтересованных сторон по проблемам в области охраны труда:
• статистическая отчетность по охране труда, представляемая в вышестоящие организации;
• сведения о происшедших несчастных случаях и профессиональных заболеваниях, комплекс мероприятий по их устранению и реагированию на возникшие несчастные случаи и профессиональные заболевания;
• сведения об аварийных ситуациях и инцидентах, а также комплекс мер по их устранению и реагированию на возникшие аварийные ситуации;
• размещение в средствах массовой информации рекламы, политики в области охраны труда, достижений в области охраны труда, публикация статей;
• подготовка ответов, выдача справок, представление информации по запросам заинтересованных сторон.
Внешним потребителям может быть предоставлена следующая информация:
• политика в области охраны труда;
• результаты расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, принятых мерах по их предотвращению;
• данные об идентифицированных опасностях, рисках, управлении рисками;
• данные о состоянии охраны труда на территории структурного подразделения;
• данные о соответствии производственно-хозяйственной деятельности структурного подразделения требованиям законодательных, технических нормативных правовых актов и других требований в области охраны труда;
• критерии эффективности функционирования СУОТ в структурных подразделениях, планы мероприятий по охране труда;
• отчет (информация) об эффективности функционирования СУОТ в структурных подразделениях;
• информация о произошедших изменениях состояния охраны труда (например, после ввода нового оборудования или ремонта старого, использования новых технологий, материалов, площадок, проведения корректирующих мероприятий по результатам инспекционного контроля СУОТ).
Препятствия вовлечения работников организации при внедрении СУОТ:
1. Нехватка времени, необходимого для инициатив в области охраны труда.
2. Слабая внутриорганизационная коммуникация.
3. Отсутствие реальной самостоятельности у работников.
4. Отсутствие доверия работников к руководителям.
5. Отсутствие стратегических целей и стратегического плана преобразований.
6. Отсутствие четкой мотивации.
Работы по разработке, внедрению, контролю и подготовке к сертификации СУОТ должны обязательно поощряться и стимулироваться наравне или как особо важное задание.
Вовлеченность работников - объект внимания первого руководителя, который должен способствовать этому:
• при проведении обучения:
• путем поощрения (как моральное, так и материальное);
• при принятии работников в организацию;
• путем модернизации оплаты труда.
Полная вовлеченность работников позволяет использовать их способности на пользу организации. На сегодняшний день существует серьезная проблема при внедрении СУОТ - недостаточное внимание к управлению человеческими ресурсами. Всестороннее и систематическое информирование работников по вопросам охраны труда должно способствовать воспитанию работников в духе неукоснительного соблюдения установленных требований, и соблюдение этих требований должно стать естественной нормой поведения на работе.
Система управления человеческими ресурсами должна претерпеть изменения. Изменения должны коснуться таких областей, как подбор работников, подготовка кадров, повышение их квалификации, оценка деятельности и поощрение. Важная особенность таких изменений - повышение профессионального уровня кадров, а также подготовка их в смежных областях деятельности.
_______________________
* Материал ссылается на ТНПА, текст которых не содержится в эталонном банке данных правовой информации и в АПС «Бизнес-Инфо» не приводится.
Ссылки актуальны на дату написания материала. Актуальность ТНПА необходимо проверять на сайте www.tnpa.by.
10.06.2014
Виктор Бирюк, начальник сектора исследовательского отдела методологии создания и сертификации систем управления Белорусского государственного института метрологии, эксперт-аудитор