


Материал помещен в архив
Экономический суд __________________ | |
Судье ______________________________ | |
Лицо, в отношении которого ведется административный процесс: |
Совместное общество с ограниченной ответственностью «А» (адрес) |
Административное дело № ___________ |
ОБЪЯСНЕНИЯ
3 апреля 2015 г. _____________ таможней (далее - таможенный орган) в отношении СООО «А» составлены протоколы об административных правонарушениях по части 4 ст.12.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП), выразившихся в реализации товаров в нарушение установленного законодательством порядка без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях сопроводительных документов (без фитосанитарного сертификата) (далее - Протоколы).
В соответствии со ст.3.5 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что этим юридическим лицом не соблюдены нормы (правила), за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и данным лицом не были приняты все меры по их соблюдению.
Если при рассмотрении дела в суде при сопоставлении фактических обстоятельств дела с правовой регламентацией порядка ввоза, перемещения по территории Таможенного союза (далее - ТС) подконтрольных фитосанитарному контролю (надзору) товаров установлено, что лицо, в отношении которого ведется административный процесс, не нарушило установленные для него нормы (правила), за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, суд прекращает дело об административном правонарушении.
Полагаем, что составленные в отношении СООО «А» Протоколы являются незаконными и необоснованными, а административное дело подлежит прекращению по п.2 части 2 ст.9.6 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - ПИКоАП) в связи с отсутствием в деянии состава административного правонарушения на основании следующих обстоятельств.
1. При составлении Протоколов таможенным органом допущено неправильное применение норм материального права, а именно, при обосновании наличия в деянии СООО «А» состава административного правонарушения применено законодательство, не подлежащее применению.
1.1. В протоколах таможенный орган необоснованно ссылается на нарушение СООО «А» Положения о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной территории Таможенного союза, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 318 (далее - Положение) (действовало в проверяемый период).
Ссылка на нарушение конкретной правовой нормы в Протоколах отсутствует.
Пункт 1.2 Положения определяет порядок осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) в отношении перемещаемой (то есть транспортируемой) по таможенной территории ТС подкарантинной продукции.
Таким образом, указанный нормативный правовой акт не распространяется на правоотношения по реализации товара внутри ТС.
Следует отметить, что на весь реализованный и поименованный в Протоколах товар у СООО «А» имеются фитосанитарные сертификаты компаний-поставщиков, а фитосанитарный контроль (надзор) произведен при ввозе продукции на территорию ТС (копии фитосанитарных сертификатов прилагаются).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 17 апреля 2016 г. решением Совета Евразийской экономической комиссии от 12.02.2016 № 8 в п.1.2 Положения внесены изменения, название Положения изменено: «Положение о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной территории Евразийского экономического союза». |
1.2. В Протоколах таможенный орган ссылается на нарушение СООО «А» Положения о порядке выдачи фитосанитарных сертификатов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.07.2010 № 1140 (далее - Положение № 1140).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 22 января 2017 г. Положение № 1140 изложено в новой редакции постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.01.2017 № 58. |
Ссылка на нарушение конкретной правовой нормы в Протоколах отсутствует.
Абзац 12 ст.11 Закона Республики Беларусь от 25.12.2005 № 77-З «О защите растений», пп.1, 3 Положения № 1140 устанавливают порядок и условия выдачи фитосанитарных сертификатов при ввозе на территорию Республики Беларусь карантинных объектов для научных исследований, вывозе подкарантинной продукции.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 22 января 2017 г. следует руководствоваться абзацем 7 ст.11 Закона № 77-З в редакции Закона Республики Беларусь от 18.07.2016 № 398-З. |
Следовательно, указанные нормативные правовые акты не распространяются на правоотношения по реализации СООО «А» товара по договору купли-продажи от 12.03.2013 № 50, в том числе в связи неосуществлением ввоза, вывоза товара.
1.3. В Протоколах таможенный орган ссылается на нарушение СООО «А» Правил автомобильных перевозок грузов, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 № 970.
Ссылка на нарушение конкретной правовой нормы в Протоколах отсутствует.
Указанные правила утверждены на основании Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК) (ст.739 ГК - договор перевозки грузов) и Закона Республики Беларусь от 14.08.2007 № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках».
В соответствии со ст.2 указанного Закона данный нормативный правовой акт регулирует отношения, возникающие при организации и выполнении автомобильных перевозок, а также при выполнении (оказании) работ (услуг), связанных с такими перевозками.
Таким образом, указанный нормативный правовой акт не распространяется на правоотношения СООО «А» по реализации товара.
Следует отметить, что согласно п.4.1 договора купли-продажи от 12.03.2013 № 50 передача товара осуществляется уполномоченному представителю Покупателя на условиях FCA, г. __________, Республика Беларусь (Инкотермс 2010) на складе СООО «А». Согласно указанным условиям поставки ООО «Б» как покупатель от своего имени и за свой счет заключал договор перевозки груза.
СООО «А» не осуществляло транспортировку товара по территории Республики Беларусь, не заключало договоры перевозки грузов, транспортной экспедиции (не является заказчиком, перевозчиком), в связи с чем поименованные в Протоколах нормативные правовые акты не имеют отношения к правоотношениям СООО «А».
2. В нарушение ст.6.1, 6.2 ПИКоАП таможенным органом не представлено достаточных и достоверных доказательств наличия в деянии СООО «А» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 ст.12.17 КоАП.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 4 ст.12.17 КоАП, может быть выражена в реализации товара в нарушение установленного законодательством порядка (без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях сопроводительных документов или документов, подтверждающих приобретение (поступление) либо отпуск товаров для реализации, или при наличии не соответствующих действительности документов).
Под сопроводительными документами, отсутствие которых образует состав административного правонарушения, понимаются первичные учетные документы, форма которых утверждена уполномоченными государственными органами (например, товарно-транспортные накладные формы ТТН-1, товарные накладные на отпуск и оприходование товарно-материальных ценностей формы ТН-2, международные товарно-транспортные накладные (CMR-накладные)), а также другие документы, обязательное наличие которых при совершении той или иной хозяйственной операции предусмотрено законодательством Республики Беларусь, законодательством ТС и международными договорами Республики Беларусь).
В соответствии с подп.1.12 п.1 ст.22 Налогового кодекса Республики Беларусь плательщик обязан обеспечивать, если иное не установлено законодательством, наличие документов, форма которых утверждена уполномоченными государственными органами, подтверждающих приобретение товарно-материальных ценностей при их непосредственном поступлении в места реализации или отпуск товаров в места реализации, - в местах реализации.
В соответствии со ст.9 Закона Республики Беларусь от 18.10.1994 № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности» (действовал на момент реализации товаров), ст.10 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» факт совершения хозяйственной операции подтверждается первичным учетным документом, имеющим юридическую силу, который составляется ответственным исполнителем совместно с другими участниками операции.
Согласно п.2 Инструкции по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» и ТН-2 «Товарная накладная», утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 18.12.2008 № 192, накладные ТТН-1 и ТН-2 применяются юридическими лицами всех форм собственности и являются основанием для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителя и оприходования их у грузополучателя, а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета.
При проведении проверки таможенному органу представлены все необходимые документы, наличие которых обязан обеспечить плательщик в месте реализации товара, а именно CMR и товарные накладные формы ТН-2 (копии прилагаются).
Указанные первичные учетные документы составлены в момент осуществления финансово-хозяйственной операции, не признаны недействительными, имеют юридическую силу и отражены в бухгалтерском учете СООО «А».
Наличие иных документов, которые обязан обеспечить плательщик в месте реализации товара, законодательством не предусмотрено.
Таким образом, в деянии СООО «А» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 ст.12.17 КоАП, выразившемся в реализации товара без наличия требуемых законодательством сопроводительных документов.
Таможенным органом СООО «А» вменяется реализация товара без фитосанитарного сертификата, который не относится к первичным учетным документам.
Необходимо отметить, что весь реализованный и поименованный в Протоколах товар был подвергнут фитосанитарному контролю (надзору), что подтверждается актами досмотра, CMR с необходимыми отметками (штампами).
3. Таможенным органом в Протоколах содержатся недостоверные сведения о выручке от реализации товара (стоимости имущества).
В соответствии со ст.6.14 ПИКоАП в основу процессуальных решений, принимаемых органом, ведущим административный процесс, могут быть положены только достоверные доказательства.
При ведении административного процесса таможенному органу предоставлена информация о фактической стоимости товара согласно данным бухгалтерского учета и первичным учетным документам, которые подтверждают действительную стоимость реализованного товара - 10 000 000 000 бел. руб.
Однако при составлении Протокола таможенным органом к исчислению принята сумма выручки в размере 40 000 000 000 бел. руб., исчисленная таможенным органом самостоятельно при отсутствии ее документального подтверждения на основании данных из неустановленного и непоименованного источника.
Следует отметить, что санкция части 4 ст.12.17 КоАП предусматривает в качестве дополнительного взыскания конфискацию выручки юридического лица, полученную от реализации товаров. Для целей данной нормы выручка является финансовым результатом конкретного юридического лица по строго определенной финансово-хозяйственной операции.
При таких обстоятельствах при наличии отраженной в бухгалтерском учете стоимости реализованного товара применение должностным лицом таможенного органа предварительной ориентировочной оценки и включение в Протокол от 03.04.2015 недостоверной информации о стоимости реализованного товара является незаконным и необоснованным.
Следует отметить, что на момент составления Протоколов в нарушение пп.59, 70 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510, акт проверки (промежуточный акт) не составлялся.
Таким образом, таможенным органом в нарушение ст.2.2, 2.10 ПИКоАП не приняты меры по всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств административного правонарушения, не собраны достоверные и достаточные доказательства, подтверждающие факт совершения административного правонарушения, не исследованы доказательства, свидетельствующие об отсутствии состава административного правонарушения, допущено неправильное применение норм материального права (применено законодательство, не подлежащее применению).
Из представленных доказательств следует, что таможенным органом не доказан факт реализации товара в нарушение установленного законодательством порядка. Следовательно, отсутствует состав вменяемого правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 4 ст.12.17 КоАП, в связи с чем производство по делам подлежит прекращению (п.2 части 2 ст.9.6 ПИКоАП).
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.6.14, 7.1, 7.2, 7.3, п.2 части 2 ст.9.6 ПИКоАП,
ПРОШУ:
1. Признать действия главного инспектора отдела таможенных расследований _______ таможни Ивановской И.И. по включению в протокол об административном правонарушении в отношении СООО «А» от 03.04.2015 недостоверной информации о выручке, полученной от реализации товара (стоимости реализованного товара), незаконными и внести в указанный документ изменения в части стоимости товара, указав стоимость товара согласно данным бухгалтерского учета СООО «А» и первичных учетных документов в сумме 10 000 000 000 бел. руб.
2. Прекратить дело об административном правонарушении № __/2015 в отношении СООО «А» по п.2 части 2 ст.9.6 ПИКоАП в связи с отсутствием в деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 ст.12.17 КоАП.
Директор СООО «А» | П.П.Петров |
10.04.2015
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 2 сентября 2016 г. постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.06.2016 № 58 установлены новые формы товарно-транспортной накладной (ТТН-1) и товарной накладной (ТН-2) и утверждена Инструкция о порядке заполнения данных ТТН-1 и ТН-2. С 3 февраля 2018 г. следует руководствоваться формой международной товарно-транспортной накладной «CMR» согласно приложению к Инструкции о порядке оформления международной товарно-транспортной накладной «CMR», утвержденной постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 20.02.2012 № 11, с учетом изменений, внесенных постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 15.12.2017 № 42. С 1 января 2019 г. Налоговый кодекс Республики Беларусь изложен в новой редакции Законом Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З. Норма подп.1.12 п.1 ст.22 старой редакции содержится в подп.1.15 п.1 ст.22 новой редакции данного Кодекса. С 1 марта 2021 г. действует новый КоАП от 06.01.2021 № 91-З. Комментарии см. здесь. С 1 марта 2021 г. действует новый ПИКоАП от 06.01.2021 № 92-З. Комментарии см. здесь. |
29.01.2016
Элла Онуфриевич, адвокат