


Материал помещен в архив
ОБЪЯВЛЕНИЕ О ДОБРОВОЛЬНОМ БАНКРОТСТВЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
В законодательстве об экономической несостоятельности (банкротстве) содержатся нормы, регламентирующие порядок объявления о добровольном банкротстве юридического лица. Они закреплены, в частности, в Законе РБ от 18.07.2000 № 423-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон № 423-З). Между тем обращает на себя внимание то обстоятельство, что по содержанию нормы об объявлении о добровольном банкротстве юридического лица аналогичны соответствующим правилам в постановлении Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств № 10-15 «О модельном законе «О несостоятельности (банкротстве)» (принятом в г.Санкт-Петербурге 6 декабря 1997 г.), что объясняет появление в Законе № 423-З данных положений.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 25 января 2013 г. взамен Закона № 423-З принят Закон РБ от 13.07.2012 № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)». |
Однако правоприменительная практика как своеобразный «цензор» позволяет выявлять те проблемы, которые остаются нерешенными при формальной урегулированности отношений правовыми нормами, а также позволяет констатировать невостребованность тех или иных норм. Как раз применительно к объявлению о добровольном банкротстве юридического лица необходимо ставить вопрос о целесообразности наличия соответствующих норм в законодательстве, поскольку с теоретической и практической точек зрения их реализация затруднена.
Условия объявления о добровольном банкротстве
Закон № 423-З отдельно регулирует порядок объявления о добровольном банкротстве, который может быть инициирован только в отношении юридического лица.
Условиями объявления о добровольном банкротстве являются:
1) наличие признаков неплатежеспособности юридического лица, носящей устойчивый характер;
2) получение письменного согласия всех кредиторов юридического лица на объявление о добровольном банкротстве.
Следствием добровольного банкротства является ликвидация юридического лица.
Правом объявления о добровольном банкротстве наделен руководитель юридического лица (часть первая ст.254 Закона № 423-З), однако для принятия руководителем такого решения требуется согласие участников (учредителей), собственника имущества юридического лица, что подтверждает часть вторая ст.254 Закона № 423-З, в которой указано на то, что объявление о добровольном банкротстве юридического лица и его ликвидации может быть сделано на основании решения собственника имущества юридического лица - унитарного предприятия или органа, уполномоченного в соответствии с учредительными документами юридического лица на принятие решения о его ликвидации. Тем самым право объявить о добровольном банкротстве не может быть реализовано руководителем автономно.
Алгоритм объявления о добровольном банкротстве
Руководствуясь нормами Закона № 423-З, можно вывести следующий алгоритм объявления о добровольном банкротстве.
Шаг 1. Публикация сообщения о добровольном банкротстве юридического лица и его ликвидации в республиканских средствах массовой информации (далее - СМИ), в котором должен быть указан срок для предъявления требований кредиторов и выдвижения возражений кредиторов против ликвидации юридического лица (не менее 2 месяцев со дня опубликования сообщения о добровольном банкротстве юридического лица и его ликвидации).
![]() |
К сведению В этой связи не достаточно ясны нормы Закона № 423-З. В частности, необходимо ли еще до размещения сообщения в СМИ истребовать письменное согласие кредиторов, как это усматривается из части третьей ст.254 Закона № 423-З, или же при выдвижении возражений кредиторами против ликвидации юридического лица после размещения сообщения в СМИ считать добровольное банкротство невозможным в силу наличия таких возражений? Полагаем, поскольку сообщение о добровольном банкротстве юридического лица и его ликвидации свидетельствует о фактическом объявлении о добровольном банкротстве, то до такого объявления, т.е. до размещения сообщения в СМИ, письменное согласие всех кредиторов должно быть получено. При этом для последних, вероятно, остается в силу Закона № 423-З еще возможность возразить против добровольного банкротства и в период до истечения 2-месячного срока для предъявления требований кредиторов. |
Шаг 2. Рассмотрение предъявленных требований кредиторов, включение их в реестр требований кредиторов.
Шаг 3. Осуществление расчетов с кредиторами по правилам, установленным Законом № 423-З для конкурсного и ликвидационного производства, за исключением тех положений, которые регламентируют деятельность хозяйственного суда в ходе конкурсного производства (ст.255 Закона № 423-З).
При этом особенность объявления о добровольном банкротстве состоит в том, что создается ликвидационная комиссия (ликвидатор), председатель которой (ликвидатор) исполняет обязанности управляющего.
Организационные аспекты добровольного банкротства
В п.24 постановления Пленума ВХС РБ от 02.12.2005 № 30 «О некоторых вопросах практики применения законодательства, регулирующего вопросы экономической несостоятельности (банкротства)» хозяйственным судам разъяснено, что дела о банкротстве юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые возбуждены по основаниям, указанным в ст.247-257 Закона № 423-З, не учитываются при определении количества дел, находящихся в производстве одного временного (антикризисного) управляющего.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 25 июня 2015 г. следует руководствоваться постановлением Пленума Верховного Суда РБ от 25.06.2015 № 7 «О некоторых вопросах применения судами законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве)». |
Тем самым можно предположить, что оговорка в норме части пятой ст.255 Закона № 423-З о председателе ликвидационной комиссии (ликвидаторе), который исполняет обязанности управляющего, означает, что его соответствие требованиям, предъявляемым к управляющему на основании ст.62 Закона № 423-З, возможно только тогда, когда председателем ликвидационной комиссии (ликвидатором) будет лицо, являющееся управляющим и имеющее право осуществлять данный вид деятельности.
Отметим, что в модельном законе «О несостоятельности (банкротстве)» подобных требований к председателю ликвидационной комиссии (ликвидатору) не установлено (п.3 ст.174).
![]() |
К сведению По мнению авторов, нормы ст.62 Закона № 423-З следует учитывать в совокупности с нормативными правовыми актами, принятыми после внесения изменений в законодательство о лицензировании, поскольку лицензирование деятельности управляющих с принятием Указа Президента РБ от 01.09.2010 № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» отменено. В частности, нормативно определен порядок аттестации физических лиц на их соответствие профессионально-квалификационным требованиям, предъявляемым к управляющему, утвержденный постановлением Минэкономики РБ от 28.03.2011 № 43, в соответствии с которым управляющие действуют на основании аттестата управляющего.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 25 января 2013 г. постановление № 43 на основании постановления Минэкономики РБ от 21.11.2012 № 97 утратило силу. Взамен принято постановление Совета Министров РБ от 08.01.2013 № 14 «О некоторых вопросах аттестации и переаттестации физических лиц в качестве временных (антикризисных) управляющих в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве)». |
Ответственность за нарушение порядка добровольного банкротства и ликвидации юридического лица
Законодатель также установил ответственность за нарушение порядка добровольного банкротства юридического лица и его ликвидации, в частности, требований, предусмотренных ст.254-256 Закона № 423-З, а также в случае сокрытия юридическим лицом имущества, незаконной передачи им своего имущества третьим лицам.
Ответственность в указанных случаях носит имущественный характер и применяется к собственнику имущества юридического лица - унитарного предприятия, учредителям (участникам) юридического лица и его руководителю, которые солидарно несут субсидиарную ответственность перед кредиторами в размере неудовлетворенных требований кредиторов. Установлен также специальный срок предъявления требований кредиторами - 10 лет со дня завершения ликвидации юридического лица (ст.257 Закона № 423-З).
Понятия, характеризующие неплатежеспособность должника
Однако для отношений, вытекающих из объявления о добровольном банкротстве, отметим некоторую нелогичность. Так, одним из условий объявления о добровольном банкротстве юридического лица является неплатежеспособность, носящая устойчивый характер или, с точки зрения терминологии законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве), - «имеющая устойчивый характер». Иными словами, речь идет о неплатежеспособности субъекта хозяйствования в течение 4 кварталов, предшествующих составлению последнего бухгалтерского баланса, при наличии на дату составления последнего бухгалтерского баланса значения коэффициента обеспеченности финансовых обязательств активами, превышающего нормативные значения коэффициентов (подп.3.4 п.3 постановления Совета Министров РБ от 12.12.2011 № 1672 «Об определении критериев оценки платежеспособности субъектов хозяйствования»).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 29 января 2016 г. следует руководствоваться п.3 постановления № 1672 в редакции постановления Совета Министров РБ от 22.01.2016 № 48. |
![]() |
Справочно Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами определяется на основании Инструкции о порядке расчета коэффициентов платежеспособности и проведения анализа финансового состояния и платежеспособности субъектов хозяйствования, утвержденной постановлением Минфина РБ, Минэкономики РБ от 27.12.2011 № 140/206. |
С юридической точки зрения, в соответствии с Указом Президента РБ от 12.11.2003 № 508 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)» (далее - Указ № 508) можно выделить 2 понятия, характеризующие неплатежеспособность должника, в т.ч. неплатежеспособность, имеющую устойчивый характер:
1) экономическая несостоятельность - неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда об экономической несостоятельности с санацией должника (решение о санации);
2) банкротство - неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда о банкротстве с ликвидацией должника - юридического лица, прекращением деятельности должника - индивидуального предпринимателя (решение об открытии ликвидационного производства) (подп.1.4 п.1 Указа № 508).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 8 февраля 2013 г. Указ № 508 утратил силу на основании Указа Президента РБ от 05.02.2013 № 63 «О некоторых вопросах правового регулирования процедур экономической несостоятельности (банкротства)». |
Таким образом, в обоих указанных случаях для экономической несостоятельности и для банкротства обязательным является факт их признания хозяйственным судом. Применительно к объявлению о добровольном банкротстве банкротом себя объявляет сам должник, хотя установлено правило о том, что подобное объявление должно быть только со стороны хозяйственного суда. Соответственно, объявление о добровольном банкротстве по своей сути не является банкротством в смысле Закона № 423-З и Указа № 508, несмотря на то что влечет, как следствие, ликвидацию субъекта хозяйствования.
Отличие добровольного банкротства от добровольной ликвидации
Полагаем, с точки зрения правовых последствий, процедуры добровольного банкротства юридического лица и добровольной ликвидации субъектов хозяйствования аналогичны, с тем отличием, что ликвидация урегулирована более четко и системно и позволяет реализовать соответствующий правовой механизм субъектам; в свою очередь, реализация механизма объявления о добровольном банкротстве затруднена в т.ч. в силу недостаточной регламентации соответствующих отношений.
![]() |
Справочно Под добровольной ликвидацией в данном контексте понимается ликвидация юридического лица по решению собственника имущества (учредителей, участников) либо органа юридического лица, уполномоченного уставом (учредительным договором - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), проводимая на основании норм Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента РБ от 16.01.2009 № 1 (далее - Положение о ликвидации, Декрет № 1).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 мая 2013 г. Положение о ликвидации на основании Декрета Президента РБ от 24.01.2013 № 2 изложено в новой редакции. |
Сравнение норм о добровольном банкротстве юридического лица и добровольной ликвидации | ||
Критерии сравнения | Добровольная ликвидация субъектов хозяйствования | Объявление о добровольном банкротстве юридического лица |
Основания | Решение собственника имущества (учредителей, участников) либо органа юридического лица, уполномоченного уставом, в т.ч. принятое в связи с истечением срока, на который создано это юридическое лицо, достижением цели, ради которой оно создано, признанием хозяйственным судом государственной регистрации данного юридического лица недействительной | Наличие признаков неплатежеспособности юридического лица, носящей устойчивый характер; получение письменного согласия всех кредиторов юридического лица на объявление о добровольном банкротстве |
Обратите внимание! При наличии неплатежеспособности юридического лица для добровольной ликвидации нет правовых оснований. В данной ситуации, если есть основания для подачи заявления должника в суд, можно воспользоваться общими нормами Закона № 423-З, инициировав тем самым судебную процедуру признания субъекта хозяйствования экономически несостоятельным (банкротом) | ||
Необходимость создания ликвидационной комиссии (ликвидатора) | Создается на основании Положения о ликвидации. При этом лицо, принявшее решение о ликвидации, назначает ликвидационную комиссию (ликвидатора), распределяет обязанности между председателем и членами ликвидационной комиссии (в случае назначения ликвидационной комиссии) и устанавливает порядок и сроки ликвидации (п.6 Положения о ликвидации). Специальных требований к составу ликвидационной комиссии не установлено. Со дня назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде |
Создается в силу части пятой ст.255 Закона № 423-З. Председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор) исполняет обязанности управляющего и должен отвечать требованиям, предъявляемым к управляющему |
Обращение в суд с заявлением должника о банкротстве | В случае если до исключения из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГР) субъекта хозяйствования, решение о ликвидации (прекращении деятельности) которого принято собственником имущества (учредителями, участниками) либо органом юридического лица, уполномоченным уставом, в регистрирующий орган поступила письменная информация от кредиторов о наличии у него непогашенной задолженности перед кредиторами, этот субъект хозяйствования не может быть исключен из ЕГР в течение 2 месяцев с момента получения данной информации (п.16 Положения о ликвидации). При этом субъект хозяйствования не исключается из ЕГР, если в регистрирующий орган в течение указанного 2-месячного срока представлено определение суда о запрете такого исключения либо определение хозяйственного суда о возбуждении производства по делу о банкротстве, влекущее ликвидацию (прекращение деятельности) субъекта хозяйствования в соответствии с законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве). Если стоимость имущества должника - юридического лица, в отношении которого в соответствии с законодательством принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, такое юридическое лицо ликвидируется в порядке, установленном Законом № 423-З. При выявлении данного обстоятельства: - ликвидационная комиссия обязана подать в хозяйственный суд заявление о банкротстве юридического лица в течение 1 месяца со дня выявления этого обстоятельства; - после принятия решения о ликвидации юридического лица и до назначения ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора) собственник имущества юридического лица - унитарного предприятия, учредитель (участник) юридического лица или его руководитель либо иной уполномоченный орган обязаны подать в хозяйственный суд заявление о банкротстве юридического лица в течение 1 месяца со дня выявления этого обстоятельства (ст.247 Закона № 423-З) |
Руководитель юридического лица обязан в течение 14 дней со дня окончания срока для предъявления требований кредиторов и выдвижения возражений кредиторов против ликвидации юридического лица подать в хозяйственный суд заявление должника в случае, если поступили письменные возражения хотя бы одного кредитора юридического лица против добровольного банкротства юридического лица и его ликвидации |
Последствия неподачи заявления должника в суд | Собственник имущества юридического лица - унитарного предприятия, учредители (участники) юридического лица, его руководитель и председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор), допустившие нарушение требований в ст.247 Закона № 423-З, солидарно несут субсидиарную ответственность по платежным обязательствам юридического лица, а также обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений, и другим расходам в размере неудовлетворенных требований кредиторов (ст.249 Закона № 423-З) | В случаях нарушения требований, предусмотренных Законом № 423-З, сокрытия юридическим лицом имущества, незаконной передачи им своего имущества третьим лицам собственник имущества юридического лица - унитарного предприятия, учредители (участники) юридического лица и его руководитель солидарно несут субсидиарную ответственность перед кредиторами в размере неудовлетворенных требований кредиторов. Указанные требования кредиторов могут быть предъявлены в течение 10 лет со дня завершения ликвидации юридического лица |
Инициатива кредиторов подачи заявления кредитора в суд | Заявление о банкротстве юридического лица в случае, если стоимость имущества должника - юридического лица, в отношении которого в соответствии с законодательством принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, вправе подать кредитор этого должника (часть четвертая ст.247 Закона № 423-З) | Любой из кредиторов юридического лица в любой момент до завершения ликвидации юридического лица может подать в хозяйственный суд заявление кредитора |
Таким образом, в ряде случаев правила об объявлении о добровольном банкротстве и добровольной ликвидации созвучны, за исключением оснований для инициирования процедур, так как при наличии неплатежеспособности юридического лица, носящей (имеющей) устойчивый характер, отсутствует возможность добровольной ликвидации, но допускается объявление о добровольном банкротстве.
С точки зрения авторов, институт банкротства в целом должен быть подконтролен хозяйственному суду и может существовать только посредством полномочных субъектов - управляющих. Объявление о добровольном банкротстве по собственной инициативе должника без решения хозяйственного суда не соответствует логике развития института банкротства в республике. В этой связи для целей защиты интересов кредиторов, исключения коллизий и неясностей законодательства необходимо исключить нормы об объявлении о добровольном банкротстве, оставив единственную возможность для субъектов хозяйствования (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) добровольной ликвидации (прекращения деятельности), что урегулировано на сегодняшний день нормами Декрета № 1.
26.06.2012 г.
Ольга Бакиновская, кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой теории и истории государства и права Академии управления при Президенте Республики Беларусь
Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь