


Материал помещен в архив
ОБЯЗАН ЛИ ЗАКАЗЧИК ПРИМЕНЯТЬ ПРЕФЕРЕНЦИАЛЬНУЮ ПОПРАВКУ
![]() |
Ситуация В торгах на поставку строительных материалов участвовало несколько участников. Участник «А» представил документы, дающие ему право на преференциальную поправку, в результате чего заказчик при прочих равных условиях с участником «Б» выбрал победителем торгов участника «А». При этом цена предложения участника «А» равна 100 млн руб., а участника «Б» - 90 млн руб. То есть заказчик строительства заключил договор на поставку товара на сумму 100 млн руб. вместо того, чтобы заключить договор на поставку этого же товара на сумму 90 млн руб. Строительство осуществляется без привлечения бюджетных средств. Правильно ли поступил заказчик? Обязан ли он применить преференциальную поправку и не противоречат ли его действия законодательству, ведь они непосредственно приводят к завышению стоимости строительства? Имеет ли смысл участнику «Б» обжаловать решение заказчика? |
В указанной ситуации противоречия нормам законодательства отсутствуют.
В отсутствие бюджетного финансирования строительства объекта при осуществлении закупок применяются нормы:
• Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве» (далее - Указ № 591).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2017 г. взамен Указа № 591 действует Указ Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве»; |
• а также принятого во исполнение его постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 «Об организации и проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) и расчетах между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов», которым утверждено Положение о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов (далее - Положение № 88).
Закупка товаров при строительстве осуществляется путем проведения торгов либо переговоров (подп.1.2 п.1 Указа № 591).
При этом в Положении № 88 предусмотрено обязательное требование к организации и проведению торгов на закупку товаров при строительстве, а именно к цене предложения участника, предлагающего товары (работы, услуги) происхождения Республики Беларусь и стран, которым в Республике Беларусь предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь, для предоставления преимущества при сравнении применяется преференциальная поправка в виде уменьшения цены его предложения на 15 % (п.9).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2017 г. следует руководствоваться п.9 Положения № 88 в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 29.12.2016 № 1108. |
![]() |
Обратите внимание! Данная норма применяется в любом случае, если имеются основания для применения преференциальной поправки, для чего участником представляются документы, подтверждающие право на применение преференциальной поправки. Документами, подтверждающими право на применение к цене предложения участника преференциальной поправки при поставке товаров, могут являться сертификат о происхождении товара формы СТ-1 или сертификат продукции собственного производства, выдаваемый Белорусской торгово-промышленной палатой, унитарными предприятиями Белорусской торгово-промышленной палаты, их представительствами и филиалами, либо иные аналогичные документы, выданные компетентными органами государств - членов Евразийского экономического союза. |
Для организатора п.9 Положения № 88 является обязательным.
В случае если участником «А» представлены документы, дающие ему право на преференциальную поправку, в результате чего заказчик при прочих равных условиях с участником «Б» выбрал победителем торгов участника «А», и при этом цена предложения участника «А» равна 100 млн руб. (при применении преференциальной поправки оценка будет осуществляться по цене предложения, равной 85 млн руб.), а участника «Б» - 90 млн руб., то заказчик строительства заключает договор на поставку товара на сумму 100 млн руб. с участником «А». В данном случае противоречия нормам законодательства отсутствуют.
Право на обжалование решений организатора принадлежит каждому участнику, в связи с чем на основании п.85 Положения № 88 до заключения договора по результатам проведения торгов на закупку товаров при строительстве жалоба на решение конкурсной комиссии о выборе победителя может быть представлена участником организатору торгов в течение 5 календарных дней со дня получения участником письменного сообщения о результатах проведения торгов.
20.05.2016
Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь, медиатор центра «Медиация и право»