Пособие от 09.10.2019
Автор: Ерилин Г.

Обязанности по обращению с отходами в организации в связи с измененным Законом об обращении с отходами


СОДЕРЖАНИЕ

 

Какую документацию разрабатывать?

Какие обязанности остаются для всех организаций?

Обращение с отходами в офисе

Обращение с отходами на складе

Компенсация затрат на утилизацию отходов

Право собственности на образующиеся отходы и необходимость регистрации сделок по отчуждению

 

Материал помещен в архив

 

ОБЯЗАННОСТИ ПО ОБРАЩЕНИЮ С ОТХОДАМИ В ОРГАНИЗАЦИИ В СВЯЗИ С ИЗМЕНЕННЫМ ЗАКОНОМ ОБ ОБРАЩЕНИИ С ОТХОДАМИ

С 9 декабря 2019 г. вступит в силу Закон от 10.05.2019 № 186-З, которым внесены изменения в Закон Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами» (далее - Закон в редакции до 09.12.2019, Закон в редакции с 09.12.2019).

Какую документацию разрабатывать?

Одно из существенных изменений - приведение текста Закона в редакции до 09.12.2019 в соответствие с требованиями Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (далее - Декрет № 7).

В частности, индивидуальные предприниматели и микроорганизации освобождены от следующих обязанностей:

1) назначать должностных (уполномоченных) лиц, ответственных за обращение с отходами;

2) разрабатывать и утверждать инструкции по обращению с отходами производства, а также обеспечивать их соблюдение;

3) вести учет отходов и проводить их инвентаризацию;

4) обеспечивать разработку и утверждение нормативов образования отходов производства.

Таким образом, необходимость исполнения указанных обязанностей по разработке документации и назначению ответственных лиц будет зависеть от того, является ли торговая организация микроорганизацией.

 

внимание

Обратите внимание!

В настоящее время ИП и микроорганизациям не нужно исполнять указанные обязанности, однако в силу различных трактовок разными ведомствами требований Декрета № 7 иногда контролирующие органы требуют указанный пакет документов.

 

Таким образом, в случае, если предприятие не является микроорганизацией, то следует разработать комплект документов:

1) приказ о назначении ответственных в области обращения с отходами;

2) акт инвентаризации отходов;

3) инструкция по обращению с отходами;

4) нормативы образования отходов;

5) книги учета отходов.

Какие обязанности остаются для всех организаций?

У организаций вне зависимости от количества работников остаются обязанности:

• обеспечивать сбор отходов и их разделение по видам, за исключением случаев, когда смешивание отходов разных видов допускается в соответствии с техническими нормативными правовыми актами;

• обеспечивать обезвреживание и (или) использование отходов, а также их хранение в санкционированных местах хранения отходов или захоронение в санкционированных местах захоронения отходов;

• обеспечивать подготовку (обучение) работников в области обращения с отходами, а также их инструктаж, проверку знаний и повышение квалификации;

• предоставлять в порядке, установленном законодательством, достоверную информацию об обращении с отходами по требованию специально уполномоченных республиканских органов государственного управления в области обращения с отходами или их территориальных органов, местных исполнительных и распорядительных органов, а также по запросу граждан, юридических лиц;

• разрабатывать и принимать меры по уменьшению объемов (предотвращению) образования отходов;

• осуществлять производственный контроль за состоянием окружающей среды и не допускать вредного воздействия отходов, продуктов их взаимодействия и (или) разложения на окружающую среду, здоровье граждан, имущество, а в случае оказания такого воздействия принимать меры по ликвидации или уменьшению последствий этого воздействия;

• обеспечивать установление степени опасности отходов производства и класса опасности опасных отходов производства, если степень опасности этих отходов и класс их опасности не указаны в классификаторе отходов, образующихся в Республике Беларусь;

• собственники передаваемых в пользование зданий, сооружений и иных объектов обязаны создавать места временного хранения отходов, а также создавать иные условия производителям отходов для выполнения ими требований, законодательства об обращении с отходами (ст.17 Закона в редакции с 09.12.2019).

Таким образом, во всех организациях необходимо организовать раздельный сбор образующихся отходов, передачу вторичных материальных ресурсов на использование, а оставшихся отходов - на обезвреживание либо захоронение. В случае самостоятельной передачи отходов на захоронение следует получить разрешение на захоронение, а, если передача осуществляется организации-посреднику, то разрешение не требуется.

Обращение с отходами в офисе

При аренде офисных помещений часто встречается ситуация, когда арендодатель принимает от арендатора в собственность отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения (код 9120400) с целью последующего захоронения, а затраты выставляет в составе коммунальных услуг. В процессе осуществления административной деятельности иные отходы, подлежащие захоронению, обычно не образуются. Осветительные приборы, как правило, обслуживаются также силами арендодателя, поэтому ртутьсодержащие отходы, подлежащие обезвреживанию, у арендатора также не образуются. Остается только сдать на использование макулатуру (отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности, код 1870601).

 

внимание

Обратите внимание!

С 9 декабря 2019 г. вводится в действие ОКРБ 021-2019 «Классификатор отходов, образующихся в Республике Беларусь», утвержденный постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 09.09.2019 № 3-Т.

Обращение с отходами на складе

Со складами ситуация не столь однозначна. Продукция на складах может портиться, просыпаться, подвергаться просрочке и т. п. Коды образующихся отходов при этом весьма разнообразны. Собственник отходов в данном случае устанавливается особенностями заключенного договора. Если это простая аренда склада (либо использование собственного), то с правом собственности все однозначно - тот, кому принадлежит товар, и будет собственником отходов.

Если заключен договор складского хранения, ситуация не столь однозначна. Часто логистические центры предоставляют услуги по вывозу отходов, образующихся от просрочки и порчи продукции, являясь их собственником в соответствии с заключаемым договором.

По договору складского хранения хранитель определил свое право собственности на отходы, образующиеся в результате порчи хранимого имущества, и в последующем выставляет счета за вывоз отходов. Рассмотрим, насколько правомерно поступает хранитель и следует ли передавать отходы от поклажедателя хранителю и регистрировать сделки по передаче отходов?

По договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности (ст.776 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК)).

Хранитель обязан принять все предусмотренные договором меры для того, чтобы обеспечить сохранность переданной на хранение вещи. При отсутствии в договоре хранения условий о таких мерах или неполноте этих условий хранитель должен принять для сохранения вещи также меры, соответствующие существу обязательства, в том числе свойствам переданной на хранение вещи, если только необходимость принятия этих мер не исключена договором. Хранитель во всяком случае должен принять для сохранения переданной ему вещи меры, обязательность которых предусмотрена законодательством или в установленном им порядке (противопожарные, санитарные, охранные и т. п.) (ст.781 ГК).

Вещь должна быть возвращена хранителем в том состоянии, в каком она была принята на хранение, с учетом ее естественного ухудшения, естественной убыли или иного изменения вследствие ее естественных свойств (ст.790 ГК).

Таким образом, в зависимости от характера хранимой вещи при ее хранении может происходить естественная убыль, приводящая в том числе к образованию отходов.

При этом хранитель отвечает за утрату, недостачу или повреждение вещей, принятых на хранение, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение произошли вследствие непреодолимой силы, либо из-за свойств вещи, о которых хранитель, принимая ее на хранение, не знал и не должен был знать, либо в результате умысла или грубой неосторожности поклажедателя (ст.791 ГК).

Таким образом, возможно образование отходов в результате обстоятельств непреодолимой силы либо в результате действий (бездействия) хранителя.

 

справочно

Справочно

Под «обстоятельствами непреодолимой силы» понимаются чрезвычайные и непредотвратимые при определенных условиях обстоятельства (п.3 ст.372 ГК).

Таким образом, при квалификации событий как обстоятельств непреодолимой силы, исключающих ответственность за неисполнение / ненадлежащее исполнение договора, необходимо наличие в данных условиях одновременно:

• признака чрезвычайности;

• признака неотвратимости.

Отсутствие хотя бы одного из указанных признаков не позволит квалифицировать рассматриваемые судом обстоятельства в качестве непреодолимой силы.

 

Также следует отметить, что при обнаружении во время хранения повреждений товара, выходящих за пределы согласованных в договоре складского хранения или обычных норм естественной порчи, товарный склад обязан незамедлительно составить об этом акт и в тот же день известить товаровладельца.

При необходимости изменения условий хранения вещи, предусмотренных договором хранения, хранитель обязан незамедлительно уведомить об этом поклажедателя и дождаться его ответа. Если изменение условий хранения необходимо для устранения опасности утраты, недостачи или повреждения вещи, хранитель вправе изменить способ, место и иные условия хранения, не дожидаясь ответа поклажедателя. Если во время хранения возникла реальная угроза порчи вещи, либо вещь уже подверглась порче, либо возникли обстоятельства, не позволяющие обеспечить ее сохранность, а своевременного принятия мер со стороны поклажедателя ожидать нельзя, хранитель вправе самостоятельно продать вещь или часть ее по цене, сложившейся в месте хранения. Если указанные обстоятельства возникли по причинам, за которые хранитель не отвечает, он имеет право на возмещение своих расходов по продаже за счет покупной цены (п.2 ст.800, ст.783 ГК).

Таким образом, в договоре должны быть определены нормы естественной убыли, в пределах которых и будут образовываться отходы. Немедленно следует уведомить поклажедателя о превышении указанных норм и предпринимать необходимые меры. Также отходы могут образовываться в результате обстоятельств непреодолимой силы либо действий (бездействия) поклажедателя.

Компенсация затрат на утилизацию отходов

Если отходы образуются в случае естественной убыли, то на основании ст.787 ГК расходы хранителя на хранение вещи возмещаются в составе вознаграждения за хранение либо в порядке, установленном договором на хранение.

При действии обстоятельств непреодолимой силы расходы возмещаются отдельно в соответствии со ст.788 ГК (после получения согласия поклажедателя либо несообщения им о своем согласии в срок, указываемый в уведомлении хранителя). В случае когда хранитель произвел чрезвычайные расходы на хранение, не получив от поклажедателя предварительного согласия на эти расходы, хотя по обстоятельствам дела это было возможно, и поклажедатель впоследствии не одобрил их, хранитель может требовать возмещения чрезвычайных расходов лишь в пределах ущерба, который мог быть причинен вещи, если бы эти расходы не были произведены.

 

внимание

Обратите внимание!

Также следует отметить, что, если поклажедатель получит доход от реализации отходов (например, являющихся вторичными материальными ресурсами, за реализацию которых производится оплата), то в соответствии со ст.790 ГК одновременно с возвратом вещи хранитель обязан передать плоды и доходы, полученные за время ее хранения, если иное не предусмотрено договором.

 

Таким образом, возмещение расходов на утилизацию отходов (вывоз на захоронение, обезвреживание и т. п.) возможно в случаях естественной убыли либо обстоятельств непреодолимой силы. В иных случаях расходы не возмещаются. Если в результате реализации отходов хранителем получен доход, то сумма указанного дохода подлежит перечислению поклажедателю.

Право собственности на образующиеся отходы и необходимость регистрации сделок по отчуждению

Право собственности на отходы определяется на основании ст.3 Закона в редакции до 09.12.2019 .

Право собственности на отходы приобретают:

• производитель отходов - с момента образования отходов, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь и (или) договором об использовании имущества, которое явилось источником образования этих отходов;

• юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, - на основании сделки об отчуждении отходов или совершения других действий, свидетельствующих об обращении иным способом отходов в собственность.

 

справочно

Справочно

Производитель отходов - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель и физическое лицо, экономическая деятельность, жизнедеятельность которых приводит к образованию отходов (в редакции Закона до 09.12.2019 данная формулировка осталась).

 

Поклажедатель осуществляет экономическую деятельность, связанную с хранением товара, в результате которой образуются отходы. По тексту договора право собственности хранителя также подтверждено. Соответственно, никаких актов передачи отходов между поклажедателем и хранителем составлять не нужно, поскольку хранитель и так изначально является собственником образующихся отходов.

Сделки о передаче опасных отходов на определенный срок (кроме договора перевозки), а также об отчуждении опасных отходов другому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим обращение с отходами, подлежат регистрации в порядке, устанавливаемом Советом Министров Республики Беларусь, в территориальных органах Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь по месту временного хранения, захоронения, обезвреживания, использования и (или) подготовки к использованию таких отходов (п.4 ст.3 Закона в редакции до 09.12.2019).

 

справочно

Справочно

Порядок регистрации сделок о передаче опасных отходов на определенный срок (кроме договора перевозки), а также об отчуждении опасных отходов другому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим обращение с отходами, утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.01.2008 № 61.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 9 декабря 2019 г. действует Положение о порядке регистрации сделок о передаче опасных отходов на определенный срок (кроме договора перевозки), а также об отчуждении опасных отходов другому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим обращение с отходами, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.11.2019 № 818.

 

Однако по договору складского хранения сделка передачи отходов как таковая отсутствует, право собственности на образующиеся отходы определено законодательно и подтверждено договором, соответственно, договор хранения не является договором по передаче отходов. Следовательно, указанный договор не подлежит регистрации.

Таким образом, право собственности на образующиеся отходы принадлежит хранителю, регистрировать договор и составлять акт передачи не нужно.

 

09.10.2019

 

Глеб Ерилин, эколог государственного научного учреждения «Центральный ботанический сад НАН Беларуси»