Пособие от 11.10.2012
Автор: Овсейко С.

Обязательная продажа иностранной валюты


 

Материал помещен в архив

 

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ПРОДАЖА ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЫ

Обязательная продажа иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь осуществляется юридическими лицами - резидентами и индивидуальными предпринимателями - резидентами (ст.13 Закона РБ от 22.07.2003 № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон)). Случаи и размер обязательной продажи иностранной валюты, а также случаи полного или частичного освобождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от обязательной продажи иностранной валюты устанавливаются Президентом РБ. Порядок обязательной продажи иностранной валюты устанавливается Президентом РБ, а в определенных им случаях - также и другими государственными органами.

 

К сведению

Обязательная продажа поступающей в адрес резидентов от нерезидентов иностранной валюты - одна из форм валютных ограничений, цель которой - создание необходимых резервов для поддержания стабильного курса национальной валюты. Эта мера валютного регулирования наиболее распространена в настоящее время.

 

За период существования Республики Беларусь как независимого государства действовали различные нормы обязательной продажи. Причем на первом этапе существовала дифференциация между обязательной продажей с целью дальнейшей покупки импортерами и продажей в государственный валютный фонд (позднее - валютная рента) в различных процентных сочетаниях (20 + 20, 50 + 15). Затем в течение определенного периода времени она была вовсе упразднена.

Основные принципы

Статья 13 Закона носит, по сути, бланкетный характер, отсылая к нормативным актам Президента РБ, Совета Министров РБ и Национального банка РБ (далее - Нацбанк РБ). В настоящее время основные нормативные правовые акты, регулирующие обязательную продажу валюты, - Указ Президента РБ от 17.07.2006 № 452 «Об обязательной продаже иностранной валюты» (далее - Указ № 452) и принятое в его развитие постановление Правления Нацбанка РБ от 13.09.2006 № 129, утвердившее Инструкцию о порядке осуществления обязательной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке (далее - постановление № 129, Инструкция № 129).

Основные принципы, заложенные в них, это:

• обязательность. Обязанность резидентов - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей продавать иностранную валюту является общим правилом, исключения из которого должны быть прямо определены Президентом РБ. Поскольку обязательность продажи - общее правило, а льготы - исключение из него, при толковании спорных ситуаций необходимо руководствоваться принципом «исключение из правила толкуется ограничительно» (а не расширительно);

• принцип продажи собственником. Обязательную продажу осуществляет только собственник поступившей валюты. Внешнеторговое законодательство Республики Беларусь (подп.1.8 п.1 Указа Президента РБ от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций») предусматривает, что поступление денежных средств от экспорта осуществляется (по общему правилу) на счета экспортеров. Но и в случаях, когда из данного правила законодательством предусмотрено исключение (например, когда в рамках проведения экспортной факторинговой операции экспортер уступает право требования на получение выручки к нерезиденту банку-фактору), получатель валюты - неэкспортер все равно становится собственником валюты в результате цессии.

В случаях когда получатель валюты собственником не является (выступает посредником - комиссионером или поверенным), обязательная продажа посредником не осуществляется;

• принцип сделки. Означает, что для того, чтобы валюта подлежала обязательной продаже, в основе ее получения должна лежать гражданско-правовая сделка, как правило, менового характера. Сделки, не основанные на гражданско-правовых отношениях (например, различные платежи в бюджет и из бюджета), а также не предусматривающие эквивалентного обмена, классифицируемые в платежном балансе государства как трансферты (пожертвования, перечисления средств в рамках договоров о совместной деятельности или доверительного управления), не влекут за собой обязанности продавать часть валютной выручки. Не подлежит также обязательной продаже иностранная валюта, перераспределяемая в рамках одного юридического лица;

• принцип выручки. Дополняет 2 предыдущих принципа: поступающая сумма валюты должна признаваться выручкой. Поэтому из числа субъектов обязательной продажи исключены различные операции финансового и инвестиционного характера, а также неторговых операций, в результате которых граждане получают иностранную валюту.

Однако понятие выручки, применяемое в Указе № 452, носит специальный характер. В частности, выручка определяется как денежные средства в иностранной валюте, поступающие юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на их счета в банках Республики Беларусь, а также за ее пределами по сделкам, предусматривающим:

- с нерезидентами - передачу на возмездной основе товаров, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, имущества в аренду, выполнение работ, оказание услуг;

- с банками - факторинг и учет (покупку) ценных бумаг по сделкам, указанным выше;

- с физическими лицами - реализацию за иностранную валюту товаров (работ, услуг) юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на территории РБ;

- с закрытым акционерным обществом «Белорусская нефтяная компания» - реализацию нефтепродуктов;

- с закрытым акционерным обществом «Белорусская калийная компания» - реализацию калийных удобрений.

Таким образом, в отличие от выручки в законодательстве о бухгалтерском учете или налогообложении понятие «выручка» в контексте Указа № 452 более узкое. Например, оно не включает денежные средства в национальной валюте, а также иностранную валюту, полученную по сделкам с юридическими лицами - резидентами, за исключением 2 последних случаев;

• монетарность и избирательность валюты. Первый означает, что обязательная продажа производится только тогда, когда существует реальное поступление денег (в наличной или безналичной форме), причем не имеет значения, поступает ли валюта на счет экспортера либо используется им на оплату своих обязательств без зачисления на свои счета (когда такое незачисление допускается законодательством). Но если используется так называемая неденежная форма или экспортер получает вексель, номинированный в иностранной валюте, обязательство по обязательной продаже не возникает. Так, в письме Нацбанка РБ от 24.10.2001 № 31-22/3680 «Об обязательной продаже средств в иностранной валюте» по согласованию с Комитетом государственного контроля РБ разъяснено, что «вопросы обязательной продажи иностранной валюты необходимо рассматривать с учетом конкретных условий проведения сделок, предусматривающих неденежную форму прекращения обязательств. При проведении зачета встречных однородных требований как сделки, предусматривающей неденежную форму прекращения обязательств, в ходе которой не происходит поступление иностранной валюты на счета в белорусских или иностранных банках, обязательная продажа иностранной валюты не производится». Аналогичное разъяснение, касающееся отсутствия предмета обязательной продажи в бартерных контрактах, содержится в письме Нацбанка РБ от 28.12.1998 № 31-17/7153.

Избирательность валюты, подлежащей обязательной продаже, означает, что не любые валютные поступления подвергаются обязательной продаже, а лишь те, что входят в перечень иностранных валют, подлежащих обязательной продаже на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь (приложение к постановлению № 129);

• принцип отражения в платежном балансе (счет текущих операций). Как правило, обязательной продаже подлежит только иностранная валюта, полученная по операциям, влияющим на платежный баланс Республики Беларусь по счету текущих операций (обычно - экспорт товаров, работ, услуг). По операциям капитального характера, а также по тем, которые сальдо текущего счета платежного баланса напрямую не затрагивают (переводы нерезидент - нерезидент, операции в иностранной валюте между резидентами), обязательная продажа не проводится;

• продажи на биржевых торгах. Обязательная продажа должна осуществляться на торгах открытого акционерного общества «Белорусская валютно-фондовая биржа». Единственное исключение составляют случаи, когда продаваемая сумма меньше 1 биржевого лота и покупку осуществляет обслуживающий банк;

• эквивалентность возмещения. Если иностранную валюту в случае необходимости всегда можно купить по единому рыночному курсу, по которому производится и обязательная продажа, то она не носит характера дополнительного налога (что уже было в белорусской практике валютного регулирования) и можно говорить о полном возмещении стоимости проданной валюты со стороны государства;

• неналоговый характер и возможность отмены. Хотя обязанность субъектов хозяйствования осуществлять обязательную продажу валютной выручки на первый взгляд весьма напоминает налоговые обязательства. Но помимо эквивалентности возмещения их отличает еще одна важная черта: если налоги существовали всегда и будут существовать столько же, сколько и государство, то обязательная продажа валюты существует лишь как временная мера для стабилизации курса национальной денежной единицы. Требования об обязательной продаже отсутствуют в развитых странах. За короткий период истории Республики Беларусь также существовал период, когда обязательная продажа не осуществлялась.

 

Важно!

В настоящее время норма обязательной продажи, установленная Указом № 452, составляет 30 %. Указ Президента РБ от 12.05.2009 № 240 «О некоторых вопросах в области валютного регулирования» предоставляет право Нацбанку РБ изменять эту норму.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 25 февраля 2015 г. юридические лица и индивидуальные предприниматели осуществляли обязательную продажу иностранной валюты на внутреннем валютном рынке в размере 40 % суммы выручки в иностранной валюте, с 15 апреля 2015 г. - в размере 30 %, с 1 сентября 2016 г. - в размере 20 %, с 1 октября 2017 г. - в размере 10 % (п.3 Инструкции № 129, в редакции постановления Правления Нацбанка РБ от 06.09.2017 № 368-1).

Специальный счет

Для контроля за целевым использованием иностранной валюты владельцу текущего валютного счета в обслуживающем его уполномоченном банке открываются специальные счета:

1) специальный счет для хранения валюты, приобретенной на внутреннем валютном рынке РБ;

2) специальный транзитный счет;

3) специальный счет для аккумулирования средств в иностранной валюте для погашения задолженности в иностранной валюте.

Данные счета - лицевые к балансовому счету, на котором открыт текущий валютный счет клиента. Лицевой счет - это основная форма аналитического учета в банке, который ведется с использованием дополнительных параметров, добавляемых к номеру балансового счета клиента IV порядка (п.8 Инструкции по ведению бухгалтерского учета в банках, расположенных на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением Совета директоров Нацбанка РБ от 19.09.2005 № 283), причем разница в нумерации текущего и транзитного валютных счетов устанавливается банком самостоятельно (обычно только в 5-й цифре 13-значного кода) (Инструкция о порядке нумерации счетов аналитического учета в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь, утвержденная постановлением Правления Нацбанка РБ от 16.09.2011 № 386).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2014 г. постановлением Правления Нацбанка РБ от 29.08.2013 № 506 утверждена новая Инструкция о порядке применения Плана счетов бухгалтерского учета в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь, открытом акционерном обществе «Банк развития Республики Беларусь».

С 26 января 2014 г. взамен Инструкции № 386 постановлением Правления Нацбанка РБ от 12.12.2013 № 728 утверждена Инструкция об организации ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в Национальном банке Республики Беларусь, банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь, открытом акционерном обществе «Банк развития Республики Беларусь».

 

Такая бухгалтерская трактовка транзитного валютного и прочих специальных счетов позволяет сделать вывод, что специальные лицевые счета открываются исключительно с целью облегчения контроля банка за соблюдением владельцем требований валютного законодательства в части пополнения и использования своего текущего валютного счета. Они не являются отдельным банковским счетом в юридическом смысле, для их открытия не требуется заключение отдельного договора, а весь комплекс правоотношений сторон охватывается единым договором текущего счета в иностранной валюте, тем более что открывать такие валютные счета можно только в том банке, где у клиента есть текущий валютный счет.

Вместе с тем при открытии специальных валютных счетов (транзитного и специального счета для аккумулирования) действуют особые предписания в части постановки на налоговый учет и учет в органах Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты РБ (далее - ФСЗН).

Транзитный счет открывается уполномоченным банком самостоятельно при наличии в банке текущего валютного счета клиента без представления владельцем каких-либо документов при первом поступлении средств в иностранной валюте. В настоящее время для открытия специальных счетов (как и прочих) не требуются справки органов ФСЗН (Указ Президента РБ от 25.04.2012 № 204 «О внесении изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 40 и признании утратившими силу некоторых указов Президента Республики Беларусь (их отдельных положений)»).

 

Справочно

Термин «специальный счет» в равной мере может относиться как к специальному счету для аккумулирования, так и к специальному счету для хранения купленной на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь иностранной валюты.

 

Специальный лицевой счет для аккумулирования средств в иностранной валюте для погашения задолженности в иностранной валюте предназначен для контроля за целевым использованием поступившей иностранной валюты, освобождаемой от обязательной продажи, если в дальнейшем она направляется на цели погашения задолженности получателя валюты перед (а) нерезидентами либо (б) банками-резидентами по:

1) кредитам, займам (включая проценты за пользование ими), ссудам, предоставленным по решению Президента РБ, Правительства РБ или под гарантию Правительства РБ;

2) кредитам, займам (включая проценты за пользование ими), предоставленным нерезидентами или банками Республики Беларусь и использованным на приобретение объектов лизинга либо имущества, относимого к основным средствам, участвующим в предпринимательской деятельности, используемым для собственного производства;

3) лизингу.

 

Обратите внимание!

В соответствии с Указом № 452 обязательная продажа теперь должна осуществляться до исполнения платежных требований на бесспорное списание.

Ранее происходило несколько иначе. В течение периода, пока иностранная валюта находилась на транзитном валютном счете, на нее при недостаточности средств в белорусских рублях согласно п.2 ст.56 Налогового кодекса РБ могло быть обращено взыскание по налоговым и другим обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды. Если к текущему валютному счету плательщика налоговыми или другими органами, имеющими право на бесспорное взыскание, выставлено платежное требование с пометкой «без акцепта» с исполнительным документом, а средств на текущем счете недостаточно, уполномоченный банк самостоятельно списывал сумму с транзитного счета на текущий и исполнял платежное требование в соответствии с законодательством. В дальнейшем на основании подп.2.5 п.2 Указа Президента РБ от 02.06.1997 № 311 «О совершенствовании порядка обязательной продажи иностранной валюты» (утратил силу 21 сентября 2006 г.) иностранная валюта, взыскиваемая в бесспорном порядке налоговыми органами в государственный бюджет, не подлежала обязательной продаже. Не распределяется она и сейчас, так как выручкой не признается.

Процедура продажи иностранной валюты

После поступления иностранной валюты на транзитный счет банк не позднее следующего рабочего дня представляет юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю в порядке, установленном в заключенном между ними договоре, выписку по транзитному счету (п.13 Инструкции № 129). Причем если Инструкция № 129 отсылает к договору, имеется в виду только порядок представления выписки (помещение в специальный ящик в банке, почтой, факсом, электронной почтой), но не о сроках, хотя сроки предоставления выписок по счету также должны определяться именно договором текущего банковского счета.

Далее юридическое лицо - владелец счета, поскольку согласно Указу № 452 обязательная продажа осуществляется только на основе платежных инструкций клиента, в течение 7 рабочих дней обязано представить в уполномоченный банк следующие документы:

реестр распределения иностранной валюты (далее - Реестр). Документ нужен прежде всего для валютного контроля, функции агентов которого исполняют уполномоченные банки. Реестр составляется юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями в 2 экземплярах только на иностранную валюту, поступившую в качестве выручки, и представляется в банк в разрезе отдельных поступлений выручки в иностранной валюте. Не допускается представление юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями реестра на часть отдельного поступления выручки в иностранной валюте.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 октября 2017 г. следует применять Реестр в редакции постановления Правления Нацбанка РБ от 06.09.2017 № 368-1.

 

Форма Реестра прилагается к Инструкции № 129. При этом банк вправе самостоятельно устанавливать дополнительные реквизиты Реестра. Реестр представляется в банк как в письменном, так и в электронном виде с применением телетрансмиссионных средств, а также в форме электронного документа. Передача Реестра в банк может осуществляться с применением любых средств связи, включая информационные системы и сети, в соответствии с законодательством;

• платежную инструкцию в форме платежного поручения (далее - платежное поручение) на сумму иностранной валюты, подлежащей продаже на бирже в счет обязательной продажи;

• платежное поручение на сумму иностранной валюты менее лота, установленного на торгах биржи, для продажи банку в счет обязательной продажи;

• платежное поручение на перечисление иностранной валюты с транзитного счета на счет юридического лица или индивидуального предпринимателя, к которому открыт транзитный счет, на сумму, остающуюся после обязательной продажи.

В некоторых случаях валютная выручка субъекта хозяйствования может поступать не на его текущий (транзитный) валютный счет, а на:

1) текущий валютный счет, ранее открытый его обособленному структурному подразделению;

2) счет субъекта хозяйствования в зарубежном банке.

В первом случае особых проблем не возникает. Согласно п.20 Инструкции № 129 при поступлении выручки в иностранной валюте на счет структурного, обособленного подразделения юридического лица эта выручка либо ее часть, подлежащая обязательной продаже, перечисляется на транзитный счет, открытый к счету юридического лица, структурным, обособленным подразделением которого оно является, для осуществления обязательной продажи этим юридическим лицом. Структурное обособленное подразделение юридического лица вправе самостоятельно осуществить обязательную продажу от имени юридического лица в установленном порядке, если это право предоставлено ему юридическим лицом.

Во втором случае, если иностранная валюта поступает на счет юридического лица, открытый в иностранном банке, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель обязаны осуществить перечисление иностранной валюты в части, подлежащей обязательной продаже, на свой счет в иностранной валюте в банке, за исключением случая, когда на его счете в банке-резиденте имеется необходимая для осуществления обязательной продажи сумма иностранной валюты. При поступлении данной иностранной валюты на транзитный счет в банке юридическое лицо или индивидуальный предприниматель обязаны представить в банк документы в общеустановленном порядке. При этом общий срок нахождения части выручки в иностранной валюте, подлежащей обязательной продаже, на счетах в банке-нерезиденте и в банке не может превышать 7 рабочих дней со дня поступления выручки в иностранной валюте на счет в банке-нерезиденте.

 

Важно!

Открытие счетов за рубежом белорусскими субъектами хозяйствования относится к числу операций, связанных с движением капитала и в большинстве случаев требует разрешения или же уведомления Нацбанка РБ (п.39 Правил проведения валютных операций, утвержденных постановлением Правления Нацбанка РБ от 30.04.2004 № 72).

 

Следует особо отметить, что обязательная продажа должна проводиться и в тех случаях, когда резидент получает иностранную валюту в наличной форме. Полученная субъектом хозяйствования наличная валюта подлежит внесению в его кассу либо в кассу уполномоченного банка по месту открытия текущего валютного счета, или в кассу иного банка (п.4 Инструкции о порядке проведения валютных операций с использованием наличной иностранной валюты и наличных белорусских рублей, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 17.01.2007 № 1). Периодичность сдачи наличной валюты в кассу банка определяется п.65 Инструкции о порядке ведения кассовых операций в наличной иностранной валюте на территории Республики Беларусь, утвержденных постановлением Правления Нацбанка РБ от 28.06.2004 № 98, и зависит от места нахождения организации и режима его работы.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 20 апреля 2013 г. действует новая Инструкция о порядке ведения кассовых операций в наличной иностранной валюте на территории Республики Беларусь, утвержденная постановлением Правления Нацбанка РБ от 29.03.2013 № 185.

 

Обратите внимание!

Использование наличной иностранной валюты без зачисления на банковские счета не допускается (разъяснение Нацбанка РБ от 28.12.1998 № 31-17/7154), а после зачисления она подлежит распределению в общеустановленном порядке.

 

При поступлении юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю выручки в иностранной валюте и наличии у него счета в иностранной валюте, отличной от валюты поступления, банк может произвести зачисление ее на данный счет с конверсией в другую иностранную валюту с согласия юридического лица или индивидуального предпринимателя (п.19 Инструкции № 129).

Если иностранная валюта, находящаяся на транзитном счете, отличается от валюты, в которой открыт специальный счет для аккумулирования, либо если иностранная валюта, находящаяся на специальном счете для аккумулирования, отличается от валюты, которую необходимо перечислить на аккумулирование данных средств, то юридическое лицо или индивидуальный предприниматель может представить в банк платежное поручение на перевод с конверсией с транзитного счета на специальный счет для аккумулирования. Порядок заполнения платежного поручения на перевод с конверсией, а также правила проведения самой конверсионной операции регламентированы соответственно п.19 Инструкции о банковском переводе, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 29.03.2001 № 66, и приложением 10 к ней, а также Инструкцией о порядке совершения валютно-обменных операций с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 28.07.2005 № 112.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

Следует руководствоваться Инструкцией № 66 с учетом изменений и дополнений, внесенных постановлением Правления Нацбанка РБ от 21.02.2017 № 73, порядок вступления в силу которых определен п.2 постановления № 73.

 

Если иностранная валюта, которая находится на транзитном счете, отличается от валюты, которую необходимо перечислить на соответствующую цель, то в соответствии с п.30 Инструкции № 129 юридическое лицо или индивидуальный предприниматель может представить в банк (в зависимости от необходимости):

• платежное поручение на перевод с транзитного счета на соответствующий счет юридического лица или индивидуального предпринимателя и платежное поручение на перевод с конверсией со счета юридического лица или индивидуального предпринимателя на соответствующую цель;

• платежное поручение на перевод с конверсией с транзитного счета на соответствующий счет юридического лица или индивидуального предпринимателя и платежное поручение на перевод со счета юридического лица или индивидуального предпринимателя на соответствующую цель;

• платежное поручение на перевод с конверсией с транзитного счета на соответствующую цель.

Продажа банком иностранной валюты на бирже должна быть произведена не позднее 2-го рабочего дня после дня представления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем Реестра и соответствующего платежного поручения.

В случае если на биржевых торгах иностранная валюта не была продана, банк по договоренности с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем может осуществить ее конверсию в другую иностранную валюту, котируемую на бирже. Конверсия производится с использованием кросс-курсов, рассчитанных на основе официальных курсов белорусского рубля по отношению к соответствующим иностранным валютам на дату осуществления конверсии иностранной валюты. Продажа банком иностранной валюты на бирже в данном случае должна быть произведена не позднее 4-го рабочего дня после дня представления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем Реестра и соответствующего платежного поручения.

В настоящее время белорусские рубли, полученные от осуществления обязательной продажи, зачисляются на текущий (расчетный) счет юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществивших обязательную продажу, не позднее следующего рабочего дня после проведения торгов.

 

Справочно

Размер комиссионного вознаграждения, взимаемого банком за осуществление обязательной продажи юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в настоящее время ограничен п.7 Инструкции № 129 и не должен превышать 0,2 % от суммы сделки, включая биржевой сбор.

Комиссионное вознаграждение банка за осуществление обязательной продажи в белорусских рублях на основании п.18 Инструкции № 129 может взиматься путем уменьшения суммы белорусских рублей, зачисляемой на текущий (расчетный) счет юридического лица или индивидуального предпринимателя. Комиссионное вознаграждение банка за осуществление обязательной продажи также может взиматься в белорусских рублях (или в иностранной валюте с согласия юридического лица или индивидуального предпринимателя) путем списания со счетов юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Ответственность

Ответственность за административные нарушения, связанные с обязательной продажей, в настоящее время регулируют общие нормативные правовые акты по этим вопросам (Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - ПИКоАП)).

Cогласно ст.11.3 КоАП несвоевременная обязательная продажа иностранной валюты влечет наложение штрафа в размере от 10 до 40 базовых величин (далее - БВ), а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо - в размере до 1 % от непроданной валюты за каждый день просрочки, но не свыше суммы непроданных валютных средств.

Необоснованное занижение суммы валютных средств, подлежащих обязательной продаже, влечет наложение штрафа в размере от 10 до 40 БВ, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо - в размере необоснованно заниженных валютных средств.

Производство по административным делам, предусмотренным ст.11.3 КоАП, осуществляют органы Комитета государственного контроля РБ, налоговые органы, Нацбанк РБ (ст.3.7, 3.13, 3.16 ПИКоАП).

Органы Министерства по налогам и сборам РБ не упомянуты в числе органов валютного контроля в ст.24 Закона. Однако в Положении о Министерстве по налогам и сборам Республики Беларусь, утвержденном постановлением Совета Министров РБ от 31.10.2001 № 1592 (подп.5.2 п.5), сказано, что данное Министерство осуществляет валютный контроль (контроль за принятием иностранной валюты в качестве платежного средства, осуществлением валютно-обменных операций, обязательной продажей иностранной валюты).

 

Справочно

Для более детального изучения см. пособие «Льготы по обязательной продаже иностранной валюты».

 

11.10.2012 г.

 

Сергей Овсейко, кандидат юридических наук, кандидат экономических наук