


Материал помещен в архив
ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПОДТВЕРЖДЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ ТРЕБОВАНИЯМ ТЕХНИЧЕСКИХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ. ОСОБЕННОСТИ ВЕДЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА И ПРАКТИКА ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ
![]() |
Справочно (об авторе) Денисевич Александр в 1998 г. окончил юридический факультет Белорусского государственного университета. С 1999 г. работал в налоговых органах, с 2001 г. - в органах Комитета государственного контроля РБ, с 2013 г. - начальник управления правового обеспечения контрольной деятельности Комитета государственного контроля РБ. |
К главным субъектам доказывания по делам об административных правонарушениях в сфере технического нормирования и стандартизации относятся органы Комитета государственного контроля РБ (далее - КГК) и органы, осуществляющие государственное регулирование в области стандартизации, которые уполномочены на ведение административного процесса (функциональная и предметная компетенции) на основании:
• Закона РБ от 01.07.2010 № 142-З «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах»;
• Указа Президента РБ от 27.11.2008 № 647 «О некоторых вопросах деятельности органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь»;
• Закона РБ от 05.01.2004 № 269-З «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации» (далее - Закон № 269-З).
• Закона РБ от 05.01.2004 № 262-З «О техническом нормировании и стандартизации» (далее - Закон № 262-З).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 30 июля 2017 г. действует новый Закон РБ от 24.10.2016 № 437-З «Об оценке соответствия техническим требованиям и аккредитации органов по оценке соответствия». С 30 июля 2017 г. Закон № 262-З изложен в новой редакции Законом РБ от 24.10.2016 № 436-З; |
• Закона РБ от 05.09.1995 № 3848-XII «Об обеспечении единства измерений» (далее - Закон № 3848-XII);
• постановления Совета Министров РБ от 31.07.2006 № 981 «Вопросы Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь».
Территориальная компетенция КГК определяется с учетом того, что его территориальными органами являются комитеты государственного контроля областей и межрайонные комитеты государственного контроля.
![]() |
Справочно Систему Государственного комитета по стандартизации РБ (далее - Госстандарт) составляют инспекции государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов и стандартов и государственного метрологического надзора Госстандарта, областные и Минское городское управления по надзору за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов, органы государственного строительного надзора - территориальные органы Госстандарта. |
Процессуальная компетенция органов КГК определена ст.3.7 и п.16 части 1 ст.3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - ПИКоАП), органов, осуществляющих государственное регулирование в области стандартизации, - п.17 части 1 ст.3.30 ПИКоАП.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 31 января 2018 г. следует руководствоваться ст.3.7 и 3.30 ПИКоАП с изменениями, внесенными Законом РБ от 08.01.2018 № 95-З. |
Предмет доказывания по делам об административных правонарушениях в сфере технического нормирования и стандартизации составляют обстоятельства, устанавливаемые уполномоченными органами в основном в ходе непосредственного обнаружения правонарушения, в частности проверок (фактическая основа дела), и касающиеся содержания нормы либо комплекса норм материального права, регулирующих соответствующие материальные правоотношения, в частности, норм:
• Закона № 262-З;
• Закона № 269-З;
• Закона № 3848-XII;
• технических нормативных правовых актов.
Таким образом, выяснению (доказыванию) подлежат следующие основные, имеющие значение для правильного разрешения дела моменты:
1) обстоятельства, подтверждающие наличие события административного правонарушения (место, время, способ и средства (при их применении) совершения противоправного деяния, связанного с несоблюдением требований нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации).
Сущность и характер действий (бездействия) определяется:
• объектом посягательства (порядок управления в сфере технического нормирования и стандартизации) и объективной стороной состава, описанной в соответствующей норме (диспозиции ст.23.11-23.13 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП));
• способом нарушения требований нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации;
2) обстоятельства, подтверждающие наличие состава административного правонарушения, за которое предусмотрена административная ответственность (объект и объективная сторона, субъект и субъективная сторона).
Непосредственным объектом правонарушения являются отношения, связанные с организацией соблюдения требований нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации.
Объективная сторона правонарушений
Объективная сторона правонарушений в рассматриваемой сфере выражается в совершении действий (бездействия), влекущих нарушение требований, установленных в нормативных правовых актах в области технического нормирования и стандартизации:
• реализация продукции (выполнение работ, оказание услуг), в т.ч. импортируемой, подлежащей обязательному подтверждению соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, без наличия сертификата соответствия и (или) декларации о соответствии и (или) с неправомерным использованием знаков соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь;
• реализация продукции (выполнение работ, оказание услуг) без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях документов, подтверждающих качество товаров, или при наличии не соответствующих действительности документов, за исключением совершения нарушений, предусмотренных частями 1 и 2 ст.23.11 КоАП;
• передача заказчику или в производство конструкторской, технологической и проектной документации, не соответствующей обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации по качеству продукции и технологическим процессам, связанным с производством продукции;
• несоблюдение обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации при транспортировке, хранении и использовании (эксплуатации) продукции, повлекшее снижение качества, порчу или сверхнормативные потери продукции;
• выпуск в обращение, в т.ч. реализация, передача в аренду, предназначенных для применения в сфере законодательной метрологии средств измерений, не прошедших в установленном порядке поверку или калибровку;
• применение в сфере законодательной метрологии неисправных средств измерений, средств измерений, не прошедших в установленном порядке поверку или калибровку, нарушение методик выполнения измерений либо правил пользования средствами измерений.
Субъективная сторона правонарушения
Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной физического лица в форме умысла и неосторожности либо непринятием всех необходимых мер по соблюдению требований нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации юридическим лицом.
Субъектами правонарушения являются физическое лицо (работник, ответственный за соблюдение отдельных требований нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации), индивидуальный предприниматель и юридическое лицо, по чьей вине допущены нарушения, составляющие объективную сторону состава рассматриваемого правонарушения.
При применении ст.23.11-23.13 КоАП необходимо учитывать то, что в КоАП имеется ряд иных статей, позволяющих квалифицировать приведенные в них составы как связанные со сферой технического нормирования и стандартизации.
Например, ст.15.1 КоАП предусматривает административную ответственность за нарушение обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов и нормативов в области охраны окружающей среды.
Частью 2 ст.12.7 КоАП предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности, когда в соответствии с законодательными актами такая деятельность является незаконной и (или) запрещается.
Обстоятельства, подтверждающие соблюдение сроков давности привлечения к административной ответственности
Согласно п.4 части 1 ст.7.6 КоАП за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст.23.11-23.13 КоАП, административное взыскание может быть наложено не позднее 3 лет со дня совершения и 6 месяцев со дня обнаружения административного правонарушения.
В этой связи необходимо надлежащим образом учитывать дату вручения акта проверки проверяемому субъекту (его представителю) под подпись либо его направления проверяемому субъекту в соответствии с п.69 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом Президента РБ от 16.10.2009 № 510.
Отсутствие иных обстоятельств, исключающих административный процесс
Принятие акта законодательства, устраняющего противоправность деяния, подразумевает отмену (изменение в сторону улучшения правового положения субъектов) требований нормативных правовых актах в области технического нормирования и стандартизации (например, пересмотр перечня продукции, работ, услуг и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь, утвержденного постановлением Госстандарта РБ от 16.12.2008 № 60).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 23 октября 2016 г. действует перечень объектов обязательного подтверждения соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь, утвержденный постановлением Совета Министров РБ от 21.10.2016 № 849. |
Недоказанность виновности физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, в совершении административного правонарушения подразумевает отсутствие совокупности доказательств, подтверждающих вину конкретного работника в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.23.11-23.13 КоАП (например, совершение правонарушения неуполномоченным должностным лицом). Что касается лица, в отношении которого ведется административный процесс, то наличие по тому же факту постановления о наложении административного взыскания либо неотмененного постановления о прекращении дела об административном правонарушении, а также иные обстоятельства, исключающие административный процесс, встречаются очень редко.
Юридическая основа дел об административных правонарушениях в сфере технического нормирования и стандартизации строится на том, что в соответствии со ст.15 Закона № 262-З к техническим нормативным правовым актам в области технического нормирования и стандартизации относятся:
• технические регламенты;
• технические кодексы;
• стандарты, в т.ч. государственные стандарты, стандарты организаций;
• технические условия.
Согласно части пятой ст.20 Закона № 262-З, если производитель или поставщик продукции (услуги) в добровольном порядке применили государственный стандарт и заявили о соответствии ему своей продукции (услуги), а также если продукция (услуга) производителя или поставщика сертифицирована на соответствие требованиям государственного стандарта, соблюдение требований государственного стандарта для них становится обязательным.
![]() |
Справочно Оценка соответствия - деятельность по определению соответствия объектов оценки соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации. Подтверждение соответствия - вид оценки соответствия, результатом осуществления которого является документальное удостоверение соответствия объекта оценки соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации (абзацы 18, 19 ст.1 Закона № 269-З). |
Обязательному подтверждению соответствия подлежат объекты оценки соответствия, в отношении которых установлены требования технических регламентов, а также объекты оценки соответствия, в отношении которых требования технических регламентов не установлены и которые включены в перечень продукции, работ, услуг и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в РБ (часть первая ст.26 Закона № 269-З).
Перечень продукции, работ, услуг и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в РБ, действует в отношении конкретного объекта оценки соответствия до вступления в силу технического регламента на этот объект оценки соответствия (часть вторая ст.26 Закона № 269-З).
Заявителями для проведения государственной регистрации являются изготовители (производители) или поставщики (импортеры) продукции.
В соответствии с частью второй ст.29 Закона № 3848-XII юридические лица в области обеспечения единства измерений обязаны:
• обеспечивать единство измерений при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг;
• осуществлять учет применяемых средств измерений;
• обеспечивать достоверность результатов поверки, калибровки, метрологического подтверждения пригодности методик выполнения измерений;
• предъявлять государственным инспекторам для осуществления государственного метрологического надзора фасованные товары.
![]() |
Пример В ходе проведения проверки было установлено, что обществом с ограниченной ответственностью (ООО) «С» в нарушение частей первой, третьей ст.26 Закона № 269-З, п.1, абзацев 1, 2 части третьей п.4 ст.7 технического регламента Республики Беларусь «Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность» (ТР 2009/013/BY), утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 31.12.2009 № 1748 (далее - ТР 2009/013/BY), в сентябре 2012 г. выполнены строительно-монтажные работы (монтаж легких ограждающих конструкций, монтаж каменных и армокаменных конструкций, заполнение дверных проемов, устройство изоляционных покрытий, устройство кровли) на объекте II уровня ответственности «Капитальный ремонт здания» согласно актам сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ за сентябрь 2012 г., подлежащие подтверждению соответствия существенным требованиям безопасности в форме обязательной сертификации согласно пп.152, 166, 167, 196, 197 Перечня строительных материалов и изделий (независимо от страны происхождения), работ в строительстве, подлежащих подтверждению соответствия существенным требованиям безопасности технического регламента Республики Беларусь «Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность» (приложение к ТР 2009/013/BY), без наличия сертификатов соответствия на общую сумму 52 366 909 руб. Таким образом, ООО «С» допущено выполнение работ, подлежащих обязательному подтверждению соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, без наличия сертификата соответствия, чем были нарушены требования законодательства об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации и не были приняты должные меры по его соблюдению. Согласно ст.9 ТР 2009/013/BY исполнитель работ в строительстве несет ответственность в соответствии с законодательством за соответствие выпускаемых в обращение (размещаемых на рынке) работ в строительстве и сооружений требованиям ТР 2009/013/BY. |
30.05.2014
Александр Денисевич, кандидат юридических наук