Пособие от 30.06.2015
Автор: Кулаковский С.

Обязательное страхование гражданской ответственности временных (антикризисных) управляющих в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве). Правовое регулирование и судебная практика


 

Материал помещен в архив

 

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВРЕМЕННЫХ (АНТИКРИЗИСНЫХ) УПРАВЛЯЮЩИХ В ПРОИЗВОДСТВЕ ПО ДЕЛУ ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ). ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Введение обязательного страхования гражданской ответственности управляющих в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве)

Институт обязательного страхования гражданской ответственности впервые был введен ст.83 Закона Республики Беларусь от 18.07.2000 № 423-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)», согласно которой порядок и условия проведения обязательного страхования гражданской ответственности управляющих в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) осуществляются в соответствии с законами и актами Президента Республики Беларусь.

В целях совершенствования законодательства о страховании и обеспечения обязательного страхования гражданской ответственности антикризисных управляющих в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) Президентом Республики Беларусь был принят Указ от 15.10.2007 № 505 «Об обязательном страховании гражданской ответственности антикризисных управляющих» (далее - Указ № 505), который вступил в силу с 1 января 2008 г. Данным Указом в Положение о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530 (далее - Положение, Указ № 530), были внесены дополнения и изменения. Пункт 4 Положения, закрепляющий виды обязательного страхования, был дополнен обязательным страхованием гражданской ответственности антикризисных управляющих по делу об экономической несостоятельности (банкротстве). Само Положение было дополнено главой 18 «Порядок и условия проведения обязательного страхования гражданской ответственности антикризисных управляющих в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве)».

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 23 апреля 2025 г. следует руководствоваться Указом от 18.03.2025 № 108 «О страховании». Комментарии см. здесь.

 

В соответствии с данной главой в качестве объекта обязательного страхования определены не противоречащие законодательству имущественные интересы управляющего, связанные с риском его гражданской ответственности, которая может наступить по его вине вследствие причинения имущественного вреда должнику, кредиторам (выгодоприобретателям).

 

Обратите внимание!

Назначение временных (антикризисных) управляющих судом, рассматривающим экономические дела, допустимо лишь из числа кандидатур, отвечающих требованиям, предъявляемым к управляющему. Одним из таких требований является заключение надлежащего договора обязательного страхования гражданской ответственности временных (антикризисных) управляющих в порядке, установленном законодательством (часть восьмая ст.63 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон)).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 октября 2023 г. действует Закон от 13.12.2022 № 227-З «Об урегулировании неплатежеспособности». При этом по делам об экономической несостоятельности (банкротстве), производство по которым возбуждено до вступления в силу Закона № 227-З, применяются нормы Закона, за исключением требований к управляющему и организации, осуществляющей гарантированное возмещение банковских вкладов (депозитов) физических лиц. Иные переходные положения определены в ст.228 Закона № 227-З. Комментарии см. здесь.

Страховая сумма по договору обязательного страхования гражданской ответственности управляющих в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве)

Справочно

В силу норм п.415 Положения (в редакции Указа № 505) страховая сумма по договору обязательного страхования гражданской ответственности антикризисных управляющих в течение всего срока его действия не могла быть менее 3 000-кратного размера базовой величины, установленной на дату заключения этого договора. Определение страховой суммы исходя из базовой величины, установленной на дату заключения этого договора, не обязывало стороны договора обязательного страхования гражданской ответственности управляющего отслеживать изменения базовой величины для корректировки страховой суммы.

 

Указом Президента Республики Беларусь от 14.04.2014 № 165 «О внесении изменений и дополнений в Указы Президента Республики Беларусь по вопросам страховой деятельности», который вступил в силу с 1 июля 2014 г., Положение изложено в новой редакции.

В соответствии с п.410 новой редакции Положения страховая сумма по договору обязательного страхования гражданской ответственности временных (антикризисных) управляющих в течение всего срока его действия не может быть менее 3 000-кратного размера базовой величины.

 

Справочно

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.12.2014 № 1255 «Об установлении размера базовой величины» в Республике Беларусь с 1 января 2015 г. установлена базовая величина в размере 180 000 руб.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

Актуальный размер базовой величины см. здесь.

 

Исходя из анализа правовой конструкции данной нормы Положения следует, что договоры обязательного страхования гражданской ответственности временных (антикризисных) управляющих с неистекшими сроками действия при изменении размера базовой величины, что одновременно ведет к увеличению страховой суммы и как следствие размера страхового взноса, должны быть приведены в соответствие с законодательством сторонами договора.

Данный вывод также следует из содержания ст.392 Гражданского кодекса Республики Беларусь. Так, согласно положениям данной статьи договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законодательством.

Если после заключения и до прекращения действия договора принят акт законодательства, устанавливающий обязательные для сторон правила, иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора должны быть приведены в соответствие с законодательством, если иное не предусмотрено законодательством.

Поскольку согласно п.412 Положения страховой взнос по договору обязательного страхования рассчитывается страховщиком в соответствии со страховым тарифом, установленным Президентом Республики Беларусь, и страховой суммой, именно страховщик в большей степени должен быть заинтересован в производстве расчета дополнительного страхового взноса и предъявления его страхователю с указанием срока платежа.

Последствия невнесения страхователем суммы дополнительного страхового взноса при изменении размера базовой величины

Указ № 530 не содержит норм прямого действия, которые бы регламентировали правовые последствия невнесения страхователем в данном случае в установленный страховщиком срок суммы дополнительного страхового взноса.

В соответствии с правилами применения гражданского законодательства по аналогии в случае, когда отношения прямо не урегулированы актами законодательства или соглашением сторон, к таким отношениям применяется норма гражданского законодательства, регулирующая сходные отношения (аналогия закона), поскольку это не противоречит их существу.

Пункт 423 Положения содержит норму, регулирующую сходные отношения, согласно которой при неуплате страхователем в установленный страховщиком срок дополнительного страхового взноса договор обязательного страхования считается расторгнутым и обязательства страховщика по такому договору прекращаются, за исключением случаев, когда обязательства страховщика по выплате страхового возмещения возникли до расторжения договора обязательного страхования.

Осуществление деятельности временного (антикризисного) управляющего в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) без заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности временного (антикризисного) управляющего в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере от 75 до 100 базовых величин (часть 3 ст.11.65 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, далее - КоАП).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 марта 2021 г. следует руководствоваться ст.12.9 КоАП от 06.01.2021 № 91-З. Комментарии см. здесь.

 

Судебная практика по привлечению к административной ответственности по части 3 статьи 11.65 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

Экономическим судом г. Минска был рассмотрен административный материал, поступивший из управления по санации и банкротству по г. Минску и Минской области Министерства экономики Республики Беларусь, в отношении руководителя юридического лица, выполнявшего функции антикризисного управляющего, о совершении им административного правонарушения, предусмотренного частью 3 ст.11.65 КоАП.

Согласно протоколу об административном правонарушении от 10.04.2015 директор общества с ограниченной ответственностью «П» (далее - ООО «П»), являясь антикризисным управляющим в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве), в период с 14 по 27 февраля 2015 г. осуществлял деятельность временного (антикризисного) управляющего без заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности.

В соответствии с частью восьмой ст.63 Закона обязательным условием осуществления деятельности управляющего - юридического лица и управляющего - индивидуального предпринимателя является заключение такими управляющими договора обязательного страхования гражданской ответственности временных (антикризисных) управляющих в порядке, установленном законодательством.

В силу подп.4.1 п.4 Положения в Республике Беларусь осуществляется обязательное страхование гражданской ответственности временных (антикризисных) управляющих в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве).

В соответствии с п.414 Положения договор ежегодно заключается сроком на 1 год.

Пунктом 418 Положения установлено, что страхователь (юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, осуществляющий деятельность временного антикризисного управляющего в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве)) обязан ежегодно страховать свою гражданскую ответственность.

Согласно отчетам, представляемым в Департамент по санации и банкротству Министерства экономики Республики Беларусь (далее - Департамент), ООО «П» в феврале 2015 г. исполняло обязанности временного (антикризисного) управляющего в отношении семи дел. Департаментом установлено, что срок предыдущего договора страхования управляющего истек 13 февраля 2015 г., а новый договор страхования заключен 28 февраля 2015 г.

Таким образом, как полагает орган, начавший административный процесс, в нарушение подп.4.1 п.4, п.418 Положения, части восьмой ст.63 Закона в период с 14 по 27 февраля 2015 г. директором управляющего допущено осуществление своей деятельности в производстве по делам об экономической несостоятельности (банкротствах) без заключения договора страхования.

По мнению органа, начавшего административный процесс, допущенные нарушения влекут административную ответственность директора юридического лица, выполнявшего функции антикризисного управляющего, по части 3 ст.11.65 КоАП.

Согласно части 2 ст.4.8 КоАП юридическое лицо несет административную ответственность, если это предусмотрено санкцией статьи КоАП.

Частью 3 ст.11.65 КоАП установлено, что осуществление деятельности временного (антикризисного) управляющего в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) без заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности временного (антикризисного) управляющего в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере от 75 до 100 базовых величин.

Ни диспозиция, ни санкция данного состава административного правонарушения не содержит в себе указания на специального субъекта ответственности (должностное лицо).

Таким образом, субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 3 ст.11.65 КоАП, может быть юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель.

Протокол об административном правонарушении от 10.04.2015 составлен должностным лицом управления по санации и банкротству по г. Минску и Минской области в отношении должностного лица - директора ООО «П».

Таким образом, во вменяемом правонарушении отсутствует такой признак его состава, как субъект административного правонарушения.

В соответствии с п.2 части 1 ст.9.6 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях отсутствие в деянии состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающими административный процесс в отношении физического лица.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 марта 2021 г. следует руководствоваться п.2 части 1 ст.9.6 ПИКоАП от 06.01.2021 № 92-З. Комментарии см. здесь.

 

С учетом данных обстоятельств суд прекратил дело об административном правонарушении в отношении руководителя юридического лица.

 

30.06.2015

 

Сергей Кулаковский, заместитель председателя экономического суда г. Минска