Пособие от 26.04.2018
Автор: Прохожая В.

Обязательные особые режимы налогообложения организаций в 2018 году: памятка бухгалтеру


СОДЕРЖАНИЕ

 

Налогообложение у организаций розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания на территории сельской местности и в малых городских поселениях

Налогообложение в сфере агроэкотуризма

Декрет о развитии предпринимательства

Обязательные особые режимы налогообложения

 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ОСОБЫЕ РЕЖИМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ В 2018 ГОДУ: ПАМЯТКА БУХГАЛТЕРУ

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

Материал актуален на 2018 год.

Также по этой теме см. «Обязательные особые режимы налогообложения организаций в 2019 году: памятка бухгалтеру».

 

В Республике Беларусь организациями применяются общая система налогообложения и особые режимы налогообложения, к которым относятся:

• налог при упрощенной системе налогообложения;

• единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц;

• единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции;

• налог на игорный бизнес;

• налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности;

• налог на доходы от проведения электронных интерактивных игр;

• сбор за осуществление ремесленной деятельности;

• сбор за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма;

• единый налог на вмененный доход.

 

внимание

Обратите внимание!

Налог при упрощенной системе налогообложения и единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции организации не обязаны применять. Они имеют право их применения. Остальные перечисленные выше особые режимы налогообложения организации применять обязаны, то есть право выбора отсутствует.

 

Кто признается плательщиком налогов и сборов при особых режимах налогообложения, объекты налогообложения, вопросы освобождения от уплаты налогов (сборов), их ставки и порядок уплаты определены разделом VII Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2019 г. НК на основании Закона Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З изложен в новой редакции. Следует руководствоваться разделом VII НК в новой редакции. Комментарии см. здесь.

 

При налогообложении в 2018 году, помимо норм НК, следует также руководствоваться Указом Президента Республики Беларусь от 25.01.2018 № 29 «О налогообложении» (далее - Указ № 29).

Налогообложение у организаций розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания на территории сельской местности и в малых городских поселениях

Организации розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания при налогообложении должны руководствоваться Указом Президента Республики Беларусь от 22.09.2017 № 345 «О развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания» (далее - Указ № 345).

Указом № 345 независимо от места нахождения и даты государственной регистрации предоставлены налоговые льготы в отношении осуществляемых:

на территории сельской местности розничной торговли в торговых объектах, на торговых местах на рынках, на ярмарках, общественного питания в объектах общественного питания, бытовых услуг - юридическим лицам независимо от средней численности их работников;

на территории малых городских поселений общественного питания в объектах общественного питания, бытовых услуг - микроорганизациям.

Населенные пункты и территории вне населенных пунктов, относящиеся к территории сельской местности и территории малых городских поселений, определены решениями областных Советов депутатов.

К оказываемым юридическими лицами (микроорганизациями) бытовым услугам, в отношении которых могут быть применены установленные Указом № 345 налоговые льготы, относятся бытовые услуги, определенные законодательством о ведении государственного информационного ресурса «Реестр бытовых услуг Республики Беларусь». Положение о государственном информационном ресурсе «Реестр бытовых услуг Республики Беларусь» утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.11.2014 № 1108.

 

внимание

Обратите внимание!

Действие установленных Указом № 345 налоговых льгот не распространяется на оказание бытовых услуг по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств.

Услуги по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств классифицируются в группе 45.2 ОКРБ 007-2012 «Классификатор продукции по видам экономической деятельности», утвержденного постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28.12.2012 № 83.

 

Указом № 345 установлено, что с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2022 г. индивидуальные предприниматели и юридические лица вправе осуществлять на территории сельской местности розничную торговлю в торговых объектах, на торговых местах на рынках, на ярмарках, общественное питание в объектах общественного питания, оказание бытовых услуг, а индивидуальные предприниматели и микроорганизации - на территории малых городских поселений общественное питание в объектах общественного питания, оказание бытовых услуг с учетом следующих особенностей:

• обороты по реализации товаров (работ, услуг), возникающие соответственно от деятельности на территории сельской местности и от деятельности на территории малых городских поселений, освобождаются от налога на добавленную стоимость;

• прибыль от реализации товаров (работ, услуг), полученная соответственно от деятельности на территории сельской местности и от деятельности на территории малых городских поселений, облагается налогом на прибыль по ставке 6 %;

• освобождаются от налога на недвижимость, земельного налога, арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности:

- расположенные на территории сельской местности капитальные строения (здания, сооружения), которые являются торговыми объектами, объектами общественного питания, объектами бытового обслуживания либо части которых являются такими объектами, и земельные участки, на которых находятся указанные капитальные строения (здания, сооружения), у юридических лиц при условии осуществления ими в календарном месяце на территории сельской местности розничной торговли, общественного питания, бытовых услуг в этих капитальных строениях (зданиях, сооружениях);

- расположенные на территории малых городских поселений капитальные строения (здания, сооружения), которые являются объектами общественного питания, объектами бытового обслуживания либо части которых являются такими объектами, и земельные участки, на которых находятся указанные капитальные строения (здания, сооружения), у микроорганизаций при условии осуществления ими в календарном месяце на территории малых городских поселений общественного питания, бытовых услуг в этих капитальных строениях (зданиях, сооружениях) (подп.1.1 п.1).

Таким образом, если организация, применяющая особые режимы налогообложения, имеет объекты налогообложения, перечисленные в Указе № 345, она вправе воспользоваться льготами, установленными Указом № 345.

Налогообложение в сфере агроэкотуризма

Деятельность в сфере агроэкотуризма, кроме НК, регулируется указами Президента Республики Беларусь:

• от 02.06.2006 № 372 «О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь» (далее - Указ № 372);

• от 09.10.2017 № 365 «О развитии агроэкотуризма» (далее - Указ № 365).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

Следует руководствоваться Указом от 04.10.2022 № 351 «О развитии агроэкотуризма». Порядок вступления в силу изменений указан в п.23 Указа № 351. Комментарий см. здесь.

 

Указ № 365 вступил в силу с 12 января 2018 г. и фактически заменяет Указ № 372. Пункты 1-9, 11 и 12 Указа № 372 с 12 января 2018 г. Указом № 365 исключены.

 

справочно

Справочно

Агроэкотуризм - деятельность, направленная на ознакомление агроэкотуристов с природным и культурным потенциалом республики, национальными традициями в процессе отдыха, оздоровления, временного пребывания в агроэкоусадьбах (абзац 2 п.12 Указа № 365).

 

До начала осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма субъекты агроэкотуризма обязаны уплатить сбор за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма (далее - сбор) и направить письменное уведомление по форме, установленной постановлением Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 23.11.2017 № 30 (далее - постановление № 30), с указанием даты начала осуществления такой деятельности в районный исполнительный комитет по месту нахождения агроэкоусадьбы субъекта агроэкотуризма (п.7 Указа № 365).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2023 г. следует руководствоваться формой уведомления о прекращении деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма согласно приложению 2 к постановлению Минспорта от 28.11.2022 № 50.

 

Запрещается осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, перечисленных в п.5 Указа № 365 (перечень которых претерпел изменения), без уплаты сбора, письменного уведомления районного исполнительного комитета, заключения договора на оказание услуг в сфере агроэкотуризма либо осуществление субъектами агроэкотуризма деятельности, причиняющей вред окружающей среде и (или) историко-культурным ценностям, материальным объектам (п.9 Указа № 365).

При прекращении деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма субъекты агроэкотуризма также направляют в районный исполнительный комитет по месту нахождения агроэкоусадьбы субъекта агроэкотуризма письменное уведомление по форме, установленной постановлением № 30 (часть первая п.10 Указа № 365).

В случае прекращения деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма до истечения налогового периода или неосуществления деятельности в течение налогового периода уплаченная сумма сбора возврату (зачету) не подлежит (часть четвертая п.10 Указа № 365).

Порядок налогообложения в 2018 году в сфере агроэкотуризма не изменился и регулируется НК.

Декрет о развитии предпринимательства

Декретом Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (далее - Декрет № 7) утвержден перечень видов экономической деятельности, о начале осуществления которых субъектом хозяйствования представляется уведомление в местный исполнительный и распорядительный орган (далее - Перечень). Среди них оказание услуг по ремонту и техническому обслуживанию транспортных средств (п.5 Перечня). При оказании этих услуг при определенных условиях организации признаются плательщиками единого налога на вмененный доход.

Субъект хозяйствования, намеревающийся осуществлять вид экономической деятельности, включенный в Перечень, уведомляет об этом местный исполнительный и распорядительный орган посредством подачи письменного уведомления через службу «одно окно» или направления его заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо с использованием единого портала электронных услуг. В уведомлении указывается информация о соответствии субъекта хозяйствования, его работников, осуществляемой им деятельности и предназначенных для использования в процессе ее осуществления земельных участков, капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, оборудования, транспортных средств и иных объектов требованиям, предусмотренным законодательством.

 

справочно

Справочно

Форма уведомления, порядок его направления в местный исполнительный и распорядительный орган, а также порядок учета уведомлений установлены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.02.2018 № 143 (подп.3.1 п.3 Декрета № 7).

 

Со дня, следующего за днем направления уведомления, субъект хозяйствования вправе начать осуществление заявленного в уведомлении вида экономической деятельности независимо от включения информации об этом субъекте, его деятельности и принадлежащих ему объектах в регистры, реестры, базы и банки данных, информационные системы и иные информационные ресурсы, осуществления иных административных процедур с учетом требований, предусмотренных подп.3.2 п.3 Декрета № 7 (часть первая подп.3.2 п.3 Декрета № 7).

В случае прекращения, приостановления или возобновления осуществления вида экономической деятельности, включенного в Перечень, субъект хозяйствования уведомляет об этом местный исполнительный и распорядительный орган (подп.3.3 п.3 Декрета № 7).

 


Обязательные особые режимы налогообложения

Критерий Налог на игорный бизнес Налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности Налог на доходы от проведения электронных интерактивных игр Сбор за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма Единый налог на вмененный доход
Плательщики Организации, указанные в подп.2.1 п.2 ст.13 НК.
Филиалы, представительства и иные обособленные подразделения организаций - плательщиков налога на игорный бизнес, указанные в п.3 ст.13 НК, не вправе исчислять суммы налога на игорный бизнес и исполнять налоговые обязательства этих организаций по налогу на игорный бизнес (ст.306 НК)
Организации, являющиеся организаторами лотерей (ст.310 НК).

Справочно

Исключительное право на деятельность по учреждению, организации и проведению лотерей в Республике Беларусь принадлежит государству и в установленном порядке осуществляется республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами, государственными юридическими лицами (п.2 Указа Президента Республики Беларусь от 04.05.2007 № 209 «О лотерейной деятельности на территории Республики Беларусь»; далее - Указ № 209).

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 21 марта 2024 г. п.2 Указа № 209 изложен в новой редакции Указом от 18.12.2023 № 388
Организации, являющиеся организаторами электронных интерактивных игр (ст.314 НК) Сельскохозяйственные организации, осуществляющие деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма в порядке, определенном п.2 Указа № 365.
При этом под сельскохозяйственными организациями понимают юридические лица, основным видом деятельности которых являются производство (выращивание) и (или) переработка сельскохозяйственной продукции, выручка от реализации которой составляет не менее 50 % от общей суммы выручки (ст.322 НК; абзац 7 п.12 Указа № 365)
Юридические лица Республики Беларусь, списочная численность работников которых составляет не более 15 человек, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по техническому обслуживанию и (или) ремонту автомототранспортных средств и (или) их компонентов (п.1 ст.325 НК).
Филиалы, представительства и иные обособленные подразделения организаций - плательщиков единого налога, указанные в п.3 ст.13 НК, исчислять суммы налогов, сборов (пошлин) и исполнять налоговые обязательства этих организаций не вправе (п.10 ст.3251 НК)
Объект налогообложения - Игровые столы;
- игровые автоматы;
- кассы тотализаторов;
- кассы букмекерских контор;
- положительная разница между суммой принятых ставок в азартных играх и суммой выплаченных выигрышей (возвращенных несыгравших ставок) (часть первая п.1 ст.308 НК).

Справочно

Положение об осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса на территории Республики Беларусь утверждено Указом Президента Республики Беларусь от 10.01.2005 № 9 (примечание 1)
Доходы, полученные от организации и проведения лотерей (п.1 ст.312 НК).

Справочно

Положение о порядке осуществления лотерейной деятельности на территории Республики Беларусь утверждено Указом № 209
Доходы, полученные от проведения электронных интерактивных игр (п.1 ст.316 НК).

Справочно

Положение о порядке осуществления деятельности по организации и проведению электронных интерактивных игр на территории Республики Беларусь утверждено Указом Президента Республики Беларусь от 10.04.2008 № 201
Осуществление видов деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, указанных в п.1 ст.323 НК (п.1 ст.324 НК).
С 12.01.2018 перечень услуг в сфере агроэкотуризма установлен п.5 Указа № 365.

Справочно

Перечень видов услуг в сфере агроэкотуризма дополнен организацией свадеб и подобных мероприятий, услугами бань, саун. Ранее они входили в «иные услуги» и фактически осуществлялись. Вместе с тем новый перечень закрытый и не подлежит расширительному толкованию
Доход от оказания услуг по обслуживанию и ремонту (п.1 ст.3252 НК)
Освобождение от налогообложения Доходы, полученные плательщиками от осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса, не признаются объектами обложения:
- налогом на добавленную стоимость, за исключением этого налога, взимаемого при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь;
- налогом на прибыль
(п.1 ст.307 НК)
Доходы от осуществления деятельности по организации и проведению лотерей и обороты по реализации лотерейных билетов (по приему лотерейных ставок) не признаются объектами обложения соответственно налогом на прибыль и налогом на добавленную стоимость (п.1 ст.311 НК) Доходы от осуществления деятельности по проведению электронных интерактивных игр и обороты по приему ставок по электронным интерактивным играм не признаются объектами обложения соответственно налогом на прибыль и налогом на добавленную стоимость (п.1 ст.315 НК) Уплата сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма заменяет уплату налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции и налога при упрощенной системе налогообложения в части доходов (прибыли, выручки) сельскохозяйственных организаций, полученных от осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма. Сельскохозяйственные организации не освобождаются от обязанностей налоговых агентов, в том числе от обязанности удерживать при выплате заработной платы и иных доходов с начисляемых (перечисляемых) сумм налоги, сборы (пошлины) в порядке, установленном НК (п.2 ст.323 НК) Обороты по реализации услуг по обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств и (или) их компонентов, оказанных плательщиком единого налога, не признаются объектом обложения налогом на добавленную стоимость (п.7 ст.3251 НК)
Не вправе воспользоваться льготами, установленными Декретом Президента Республики Беларусь от 07.05.2012 № 6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности»:
1) в абзацах 2 и 4 подп.1.1, подп.1.2.1 п.1:
- организации, осуществляющие деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма и уплачивающие сбор за осуществление такой деятельности;
- организации, применяющие иные установленные законодательством особые режимы налогообложения (подп.1.6 п.1);
2) в подп.1.1-1.3 п.1, - коммерческие организации, обособленные подразделения в части осуществления ими:
- деятельности в сфере игорного бизнеса;
- лотерейной деятельности;
- деятельности по организации и проведению электронных интерактивных игр (подп.1.8 п.1)
Уплата иных налогов При осуществлении видов деятельности, не относящихся к деятельности в сфере игорного бизнеса, плательщики уплачивают по этим видам деятельности налоги, сборы (пошлины) в порядке, установленном НК (п.2 ст.307 НК) При осуществлении видов деятельности, не относящихся к организации и проведению лотерей, плательщики уплачивают по этим видам деятельности налоги, сборы (пошлины) в порядке, установленном НК (п.2 ст.311 НК) При осуществлении видов деятельности, не относящихся к проведению электронных интерактивных игр, плательщики уплачивают по этим видам деятельности налоги, сборы (пошлины) в порядке, установленном НК (п.2 ст.315 НК) При осуществлении видов деятельности (получении доходов), не относящихся к оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, сельскохозяйственные организации уплачивают по этим видам деятельности (доходам) налоги, сборы (пошлины) в порядке, установленном НК (часть вторая п.3 ст.323 НК).
При этом расходы (затраты), понесенные в связи с осуществлением деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, не учитываются в качестве таковых либо в качестве сумм, участвующих при определении налоговой базы, при исчислении налогов, сборов (пошлин) (часть вторая п.3 ст.323 НК)
По иной деятельности организации, уплачивающие единый налог на вмененный доход, являются плательщиками налога на прибыль, а также налога на добавленную стоимость (пп.7, 8 ст.3251 НК) (примечание 2)
При наличии объектов налогообложения организации уплачивают налог на недвижимость, земельный налог и др.
Налоговую базу по земельному налогу в 2018 году следует определять с учетом норм Указа № 29.
Налоговая база определяется в белорусских рублях в зависимости от вида функционального использования земель (п.7 Указа № 29).
Ставки земельного налога на сельскохозяйственные земли сельскохозяйственного назначения при наличии их кадастровой оценки применяются в 2018 году в размерах, установленных в приложении 2 к Указу № 29.
Ставки земельного налога на сельскохозяйственные земли сельскохозяйственного назначения, по которым отсутствует кадастровая оценка, устанавливаются в соответствии со средней ставкой земельного налога по районам Республики Беларусь согласно приложению 3 к Указу № 29 (абзацы 3 и 4 п.1 Указа № 29).
Ставки на другие земли (в процентах от кадастровой стоимости земельного участка и в фиксированной сумме за гектар) не изменились.
В остальном при исчислении и уплате земельного налога в 2018 году применяются положения, установленные НК.

Справочно

Дополнительно по земельному налогу см.:
- «Как определить налоговую базу по земельному налогу в 2018 году?».

В 2018 году п.12 Указа № 29 внесены изменения в порядок исчисления налога на недвижимость:
- налог на недвижимость исчисляется по ставке, увеличенной (уменьшенной) в соответствии с решением местного Совета депутатов по месту нахождения объектов налогообложения;
- местом нахождения капитальных строений (зданий, сооружений), находящихся одновременно на территории нескольких административно-территориальных единиц или нескольких экономико-планировочных зон в пределах одной административно-территориальной единицы (устройства электропередачи и связи, трубопроводы, газопроводы и иные объекты), признается место нахождения организаций или их филиалов, представительств и иных обособленных подразделений, у которых объекты учитываются по данным бухгалтерского учета, а в случае нахождения объектов в эксплуатации (на обслуживании) в филиалах, представительствах и иных подразделениях, не имеющих отдельного баланса, - место нахождения таких филиалов, представительств и иных подразделений;
- местом нахождения объектов, указанных в предыдущем абзаце, плательщиком по которым являются иностранные организации, не осуществляющие деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, и белорусские организации, ведущие учет в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, признается место постановки таких организаций на учет в налоговых органах Республики Беларусь.
В остальном при исчислении и уплате налога на недвижимость в 2018 году применяются положения, установленные НК. Ставки налога на недвижимость в 2018 году определены в ст.188 НК.
Применять льготы по налогу на недвижимость и земельному налогу следует с учетом норм Указа № 345
Условия применения Общее количество объектов обложения налогом на игорный бизнес каждого вида, за исключением такого объекта налогообложения, как положительная разница между суммой принятых ставок в азартных играх и суммой выплаченных выигрышей (возвращенных несыгравших ставок), подлежит обязательной регистрации по письменному заявлению плательщика в налоговых органах по месту постановки на учет до их установки (использования) с обязательной выдачей свидетельства о регистрации общего количества объектов обложения налогом на игорный бизнес (далее - свидетельство).
В свидетельстве указываются количество объектов обложения налогом на игорный бизнес каждого вида и их местонахождение. Форма свидетельства утверждена постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 26.04.2013 № 14 (части первая, вторая п.2 ст.308 НК).
Объекты обложения налогом на игорный бизнес считаются зарегистрированными с даты выдачи свидетельства (часть восьмая п.2 ст.308 НК). Изменение в игорном заведении общего количества объектов обложения налогом на игорный бизнес разрешается только после регистрации этого изменения в налоговых органах (часть десятая п.2 ст.308 НК)
Плательщики ведут учет доходов и расходов по каждой проводимой лотерее (п.2 ст.312 НК).

Справочно

Инструкция о порядке ведения бухгалтерского учета при осуществлении лотерейной деятельности утверждена постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 27.08.2007 № 124.
Инструкция о порядке проведения лотерей в Республике Беларусь и поступления в республиканский бюджет денежных средств, полученных от проведения республиканских лотерей, утверждена постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 27.08.2007 № 125
Плательщики ведут учет доходов и расходов по каждой проводимой электронной интерактивной игре (п.2 ст.316 НК) Сельскохозяйственные организации вправе применять в текущем налоговом периоде сбор за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма в случае, если процентная доля выручки от производства и реализации сельскохозяйственной продукции составляет не менее 50 % по итогам налогового периода, непосредственно предшествующего текущему налоговому периоду. Сельскохозяйственные организации, прошедшие государственную регистрацию в году, в котором они претендуют на применение сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, имеют право на его применение при условии, что 50-процентное соответствие соблюдено за период со дня государственной регистрации до 1-го числа месяца, в котором уплачен этот сбор. Сельскохозяйственные организации, уплатившие сбор за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма в месяце, в котором осуществлена государственная регистрация организации, имеют право на его применение, если такое соответствие соблюдено за период с даты государственной регистрации организации до конца этого месяца (п.4 ст.323 НК).
Сельскохозяйственные организации осуществляют деятельность в сфере агроэкотуризма при условии ведения раздельного учета доходов, получаемых от данного вида деятельности, и доходов, получаемых от реализации произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции, других видов хозяйственной деятельности, не запрещенных законодательством (п.2 Указа № 365; часть первая п.3 ст.323 НК).
Совокупность условий для осуществления деятельности в сфере агроэкотуризма приведена в п.4 Указа № 365
Условия применения единого налога установлены пп.2-4 ст.3251 НК.
Списочная численность работников организации рассчитывается в соответствии с Указаниями по заполнению в формах государственных статистических наблюдений статистических показателей по труду, утвержденными постановлением Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 29.07.2008 № 92.

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 19 февраля 2020 г. следует руководствоваться Указаниями по заполнению в формах государственных статистических наблюдений статистических показателей по труду, утвержденными постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 20.01.2020 № 1
Налоговая база Налоговая база налога на игорный бизнес определяется в порядке, изложенном в п.3 ст.308 НК. Плательщики ведут учет сумм принятых ставок в азартных играх и сумм выплаченных выигрышей (возвращенных несыгравших ставок) по всем видам деятельности в сфере игорного бизнеса (п.3 ст.307 НК).

Справочно

Инструкция о порядке ведения учета сумм принятых ставок в азартных играх и сумм выплаченных выигрышей (возвращенных несыгравших ставок) по всем видам деятельности в сфере игорного бизнеса утверждена постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 24.12.2014 № 42 (далее - постановление № 42).

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 16 февраля 2019 г. действует новое постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 03.01.2019 № 2 «Об исчислении и уплате налогов, сборов (пошлин), иных платежей» (далее - постановление № 2)
Налоговая база налога на доходы определяется как разница между суммой доходов, полученных от организации и проведения лотерей, и суммой начисленного призового фонда лотереи.
Доходами, полученными от организации и проведения лотерей, признается общая сумма, вырученная от реализации лотерейных билетов (приема лотерейных ставок), исчисленная исходя из количества реализованных лотерейных билетов (принятых лотерейных ставок) и их продажной стоимости (стоимости участия в лотерее) (п.3 ст.312 НК)
Налоговая база налога на доходы определяется как разница между суммой доходов, полученных от проведения электронных интерактивных игр, и суммой сформированного выигрышного фонда.
При определении налоговой базы налога на доходы не учитываются собственные средства плательщиков, направляемые ими на увеличение выигрышного фонда (п.3 ст.316 НК)
-
Налоговая база единого налога определяется как денежное выражение дохода от оказания услуг по обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств и (или) их компонентов. Доходом от оказания услуг по обслуживанию и ремонту признается сумма вмененного дохода за налоговый период и выручки от реализации услуг по обслуживанию и ремонту за налоговый период в размере, превышающем вмененный доход за налоговый период. Вмененный доход за налоговый период исчисляется как произведение базовой доходности на одного работника в месяц и средней численности работников организации за отчетный месяц.
При этом базовая доходность на одного работника в месяц определяется в порядке, установленном п.2 ст.3252 НК.

Обратите внимание!

В 2018 году базовая доходность определяется в соответствии с п.6 Указа № 29 (примечание 3)
Ставки Установлены п.1 ст.309 НК.
Сумма налога на игорный бизнес исчисляется плательщиками самостоятельно как произведение налоговой базы и налоговой ставки, установленной на соответствующий объект обложения налогом на игорный бизнес (п.3 ст.309 НК)
8 % (п.1 ст.313 НК).
Сумма налога на доходы определяется как произведение налоговой базы и ставки налога (п.3 ст.313 НК)
8 % (п.1 ст.317 НК).
Сумма налога на доходы исчисляется как произведение налоговой базы и ставки налога (п.2 ст.317 НК)
Ставка сбора (вне зависимости от количества осуществляемых видов услуг в сфере агроэкотуризма) устанавливается в размере 1 БВ в календарный год, определяемой на дату его уплаты (п.2 ст.324 НК) 5 % (п.1 ст.3253 НК).
Сумма единого налога исчисляется как произведение налоговой базы и ставки единого налога (п.3 ст.3253 НК)
Налоговый период Календарный месяц (п.2 ст.309 НК) Календарный месяц (п.2 ст.313 НК) Календарный месяц (п.2 ст.317 НК) Календарный год (п.1 ст.325 НК) Календарный месяц (п.2 ст.3253 НК)
Сроки подачи плательщиком декларации налоговым органам по месту постановки на учет Налоговая декларация (расчет) по налогу на игорный бизнес подается не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п.5 ст.309 НК).

Справочно

Форма декларации приведена в приложении 7 к постановлению № 42
Налоговая декларация (расчет) по налогу на доходы от осуществления лотерейной деятельности и проведения интерактивных игр подается не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 4 ст.313 НК).

Справочно

Форма декларации приведена в приложении 8 к постановлению № 42.

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 16 февраля 2019 г. следует руководствоваться формой налоговой декларации (расчета) по налогу на доходы от осуществления лотерейной деятельности и проведения интерактивных игр согласно приложению 21 к постановлению № 2
Не представляется Налоговая декларация (расчет) по единому налогу на вмененный доход подается не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п.4 ст.3253 НК).

Справочно

Форма налоговой декларации (расчета) по единому налогу на вмененный доход приведена в приложении 19 к постановлению № 42
Сроки уплаты налога (сбора) Не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п.6 ст.309 НК) Не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п.5 ст.313 НК) Не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п.5 ст.317 НК) Сбор за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма уплачивается:
- за полный последующий календарный год - не позднее 28-го числа последнего месяца текущего календарного года;
- в иных случаях - до начала осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма (п.2 ст.325 НК)
Не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п.5 ст.3253 НК)

 

Примечание 1. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.02.2011 № 211 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 19 ноября 2010 г. № 599» утверждены:

Положение о порядке содержания казино;

Положение о порядке содержания зала игровых автоматов;

Положение о порядке содержания тотализатора;

Положение о порядке содержания букмекерской конторы.

Примечание 2. При определении валовой прибыли для целей исчисления налога на прибыль организациями, уплачивающими единый налог на вмененный доход, не учитываются:

• выручка от реализации услуг по обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств и (или) их компонентов за период применения единого налога;

• затраты по производству и реализации этих услуг (в том числе относящиеся к имуществу, использованному при оказании таких услуг, а также косвенные затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, распределенные на операции по оказанию таких услуг в порядке, установленном подп.2.2 п.2 ст.141 НК);

• суммы единого налога (п.8 ст.3251 НК).

Плательщики единого налога на вмененный доход:

• обязаны обеспечить раздельный учет выручки от реализации услуг по обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств и (или) их компонентов и затрат по производству и реализации этих услуг;

• обязаны распределять все косвенные затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на операции по оказанию услуг по обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств и (или) их компонентов в порядке, установленном подп.2.2 п.2 ст.141 НК;

• не вправе применять единый налог при упрощенной системе налогообложения и единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции в период применения единого налога и до конца календарного года, в котором его применение прекращено (п.9 ст.3251 НК).

Примечание 3. В выручку от реализации услуг по обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств и (или) их компонентов включается стоимость имущества (в том числе материалов, технических жидкостей, комплектующих, запасных частей), использованного при оказании этих услуг, за исключением принадлежащего заказчику и принятого от него для оказания таких услуг.

Выручка от реализации услуг по обслуживанию и ремонту (в том числе при безвозмездном оказании услуг с включением использованного при их оказании имущества) определяется в порядке, установленном для целей исчисления налога на прибыль, и отражается на дату, установленную для целей исчисления такого налога (часть четвертая п.2 ст.3252 НК).

Для целей исчисления единого налога на вмененный доход областные (Минский городской) Советы депутатов имеют право увеличивать (уменьшать), но не более чем в два раза базовую доходность на одного работника в месяц применительно ко всей территории соответствующей административно-территориальной единицы и (или) в зависимости от места осуществления плательщиком деятельности по оказанию услуг по обслуживанию и ремонту (населенный пункт, вне населенного пункта, место осуществления деятельности в пределах населенного пункта (центр, окраина)) (п.3 ст.3252 НК).

Базовая доходность на одного работника в месяц определяется путем деления максимальной базовой ставки единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, установленной согласно приложению 25 к НК для г. Минска, Минского района, городов Бреста, Витебска, Гомеля, Гродно и Могилева при осуществлении вида деятельности, указанного в подп.1.3 п.1 ст.296 НК, на коэффициент 0,1 (часть вторая п.2 ст.3252 НК).

Для исчисления единого налога на вмененный доход за налоговые периоды 2018 года базовая доходность на одного работника в месяц определяется путем деления максимальной базовой ставки единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, установленной согласно подп.1.3 п.1 приложения 8 к Указу № 29 для г. Минска, Минского района, городов Бреста, Витебска, Гомеля, Гродно и Могилева, на коэффициент 0,1 (п.6 Указа № 29).

 

26.04.2018

 

Валентина Прохожая, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»