Пособие - навигатор от 16.10.2015
Автор: Амельченя Ю.

Обжалование при проведении государственных закупок: основания для обращения к заказчикам (организаторам), в уполномоченный государственный орган по государственным закупкам в целях защиты прав и законных интересов участников процедур государственных закупок и иных лиц


 

Материал помещен в архив

 

ОБЖАЛОВАНИЕ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК: ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ОБРАЩЕНИЯ К ЗАКАЗЧИКАМ (ОРГАНИЗАТОРАМ), В УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРГАН ПО ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЗАКУПКАМ В ЦЕЛЯХ ЗАЩИТЫ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ УЧАСТНИКОВ ПРОЦЕДУР ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК И ИНЫХ ЛИЦ

 

Основание для обращения Комментарий
1. Выбор процедуры государственной закупки
Заказчик осуществил закупку товаров, включенных в проектно-сметную документацию Нарушение п.3 Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 590 «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)».
Исключение: приобретение услуг (работ) по содержанию и текущему ремонту улиц, сетей дождевой канализации, мостов, путепроводов, иных объектов благоустройства населенных пунктов у организаций, подчиненных (входящих в состав, систему) заказчику, по согласованию с государственным органом (организацией), которому подчинен либо в состав, систему которого входит заказчик (п.26 приложения к названному Указу).

От редакции «Бизнес-Инфо»

В связи с истечением срока действия нормы п.3 Указа № 590 после 1 января 2016 г. государственные закупки (приобретение товаров (работ, услуг) полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств) при строительстве осуществляются по общим правилам законодательства о государственных закупках.
С 26 февраля 2016 г. приложение к Указу № 590 на основании Указа Президента Республики Беларусь от 23.02.2016 № 77 утратило силу

2. Описание предмета государственной закупки
Заказчик указал конкретную модель, товарный знак закупаемого товара Нарушение пп.2, 3 ст.20 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее - Закон).
Исключение: обеспечение совместимости закупаемых товаров (работ, услуг) с ранее приобретенными
Заказчик не отдает приоритет в конкурентной процедуре товарам белорусского производства, в том числе разработанным за счет бюджета и по результатам научно-исследовательских работ Заказчик не вправе отдавать предпочтение - на основании ст.4 Закона действуют принцип развития добросовестной конкуренции, принцип оказания поддержки отечественным поставщикам (подрядчикам, исполнителям) в той мере, в которой это не противоречит международным договорам Республики Беларусь.
Исключение: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23.08.2014 № 816 «О некоторых вопросах регулирования в сфере государственных закупок отдельных товаров».

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 23 июня 2016 г. постановление № 816 на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 17.03.2016 № 206 «О допуске товаров иностранного происхождения и поставщиков, предлагающих такие товары, к участию в процедурах государственных закупок» утратило силу

Заказчик объединил в один лот неоднородные товары На основании п.6 ст.20 Закона заказчик вправе при формировании предмета государственной закупки (его части (лота)) объединять в один предмет (его часть (лот)) технологически и функционально связанные друг с другом неоднородные товары (работы, услуги) (соответственно, заказчику потребуется обоснование такой совместимости)
При описании предмета государственной закупки заказчик установил требования к работникам участника, предполагающие выбор таким образом конкретного поставщика и его товаров, то есть ограничивающие конкуренцию Нарушение п.1 ст.20 Закона, поскольку описание потребительских, технических и экономических показателей (характеристик) предмета государственной закупки изложено таким образом, чтобы заведомо выбрать товары (работы, услуги), поставляемые только одним поставщиком (подрядчиком, исполнителем)
Заказчик при проведении электронного аукциона установил технические характеристики предмета закупки (товар), которые отсутствуют в предложенном участником-победителем товаре Нарушение требований ст.20, 46 Закона, поскольку при проведении электронного аукциона в ходе рассмотрения первых разделов предложений рассматриваются предложения участников на соответствие требованиям аукционных документов, касающихся сведений о товаре (его характеристиках), и при несоответствии предложения участника требованиям аукционных документов (отсутствие в предложенном участником товаре установленных заказчиком технических характеристик) такое предложение отклоняется
Заказчик оценивал предложенный участниками предмет государственной закупки по тем критериям и характеристикам, которые отсутствовали в аукционных документах Нарушение требований ст.20, 46 Закона. Заказчиком должны рассматриваться на предмет наличия те характеристики предмета государственной закупки, которые содержатся в аукционных документах
3. Требования к участникам и их квалификационным данным
Заказчик определил участника-победителя, в перечне документов которого, размещенных на площадке, отсутствуют документы, требуемые заказчиком Нарушение п.1 ст.15 Закона.
Исключение: если предложение участника процедуры государственной закупки не содержит заявление о его согласии на размещение в открытом доступе информации из предложения как содержащего информацию, доступ к которой ограничен законодательными актами
Участник-победитель представил документы, подтверждающие квалификационные данные участника, на иностранном языке Нарушение заказчиком п.2 ст.23 Закона. Предложения составляются участниками на белорусском и (или) русском языках, и документы и сведения, подтверждающие квалификационные данные участников, также должны иметь перевод на белорусский и (или) русский язык
Заказчик, проводя открытый конкурс, в отсутствие в предложении участника справки из налоговых органов запросил справку у участника, приостановив рассмотрение предложений Нарушение заказчиком части третьей п.1 ст.38 Закона, поскольку комиссия заказчика вправе просить участников дать разъяснения по их предложениям, но не вправе допускать изменения сути предложений, не допускаются изменение цены предложения или внесение других изменений и (или) дополнений, вследствие которых предложение, не соответствующее требованиям конкурсных документов, стало бы соответствовать этим требованиям (за исключением исправления ошибок, включая арифметические, и устранения неточностей по предложению заказчика (организатора))
4. Условия проекта договора на государственную закупку
Заказчик определил валюту платежа в договоре - белорусские рубли (для резидента Республики Беларусь, для нерезидента Республики Беларусь) Заказчик вправе устанавливать любую валюту договора и валюту платежа с учетом требований валютного законодательства, в частности, в соответствии с Законом Республики Беларусь от 22.07.2003 № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле». Пунктами 23, 24 Правил проведения валютных операций, утвержденных постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.04.2004 № 72, установлено, что при проведении валютных операций между субъектом валютных операций - резидентом и субъектом валютных операций - нерезидентом разрешается использование белорусских рублей и иностранной валюты, официальный курс белорусского рубля к которой установлен Национальным банком Республики Беларусь, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь
Заказчик сформулировал условие в проекте договора на государственную закупку об условиях поставки: для резидентов Республики Беларусь - на склад покупателя (заказчика), для нерезидента Республики Беларусь - до границы На основании ст.4 Закона и соответственно принципа развития добросовестной конкуренции, обеспечения возможности участия в государственных закупках юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, заказчиком устанавливаются требования к участникам; условие поставки в данном случае влияет на цену предложения участника (состав расходов, которые участник включает в цену предложения), в отсутствие иных условий предложенное заказчиком условие в проекте договора повлечет несопоставимость и несравнимость цен предложений двух участников - резидента и нерезидента Республики Беларусь
5. Признание процедуры несостоявшейся, отмена процедуры заказчиком (организатором)
Организатор признал процедуру электронного аукциона несостоявшейся по причине отсутствия необходимого объема финансирования (начальная цена электронного аукциона - наименьшая цена предложений участников, допущенных к торгам) Организатор вправе отклонить предложения участников при проведении электронного аукциона с начальной ценой электронного аукциона - наименьшей ценой предложений участников, допущенных к торгам, при отсутствии необходимого объема финансирования на основании части третьей п.1 ст.48 Закона
Организатор необоснованно отклонил предложения участников электронного аукциона по причине отсутствия необходимого объема финансирования, так как не представлены доказательства факта недостаточности Организатор не обязан обосновывать, подтверждать, доказывать участникам наличие причины отсутствия необходимого объема финансирования, представлять какие-либо документы
Заказчик отклонил предложения двух участников электронного аукциона по результатам торгов по той причине, что учредителем обоих выступает один субъект Заказчик вправе отклонить предложение участника только по тем основаниям, которые предусмотрены Законом, в частности, частями второй, третьей п.1 ст.48, среди которых отсутствует такое основание, как один учредитель для двух участников
6. Нарушение порядка выбора участника-победителя
Заказчик не учел предложенные участником скидки при проведении запроса ценовых предложений (скидки не были включены в цену предложения участника) Заказчик в данном случае не должен учитывать скидки, не включенные в цену предложения участника, поскольку на основании п.9 ст.49 Закона цена предложения участника запроса ценовых предложений при его намерении предоставить скидку должна включать в себя скидку

 

16.10.2015

 

Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь, медиатор центра «Медиация и право»