


Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь
Обжалование решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц
Закон Республики Беларусь от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь»
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 25 июля 2022 г. следует руководствоваться Законом № 129-З в ред. Закона от 19.07.2021 № 121-З. |
В настоящем материале рассмотрены положения ст.37-50 Закона № 129-З, регламентирующие, в частности, вопросы, касающиеся обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц в Республике Беларусь.
Право на обжалование решений, действий (бездействия) таможенных органов или их должностных лиц
В Законе № 129-З, а также в целом в рамках таможенного законодательства ЕАЭС особое внимание уделено регламентации механизма обжалования действий (бездействия) таможенных органов или их должностных лиц. Такой механизм на национальном уровне урегулирован в первую очередь Законом № 129-З, Законом Республики Беларусь от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц»
![]() |
Справочно Бездействие - непринятие решения или несовершение действия таможенными органами или их должностными лицами, предписанного таможенным законодательством ЕАЭС и (или) законодательством Республики Беларусь, в течение установленного срока (подп.1.1 п.1 ст.7 Закона № 129-З). Решение - акт индивидуального характера, принимаемый таможенными органами или их должностными лицами в области таможенного регулирования в целях осуществления конкретных организационных, контрольных или распорядительных мероприятий, затрагивающий права и законные интересы заинтересованного лица (подп.1.12 п.1 ст.7 Закона № 129-З). Жалоба - требование о восстановлении прав, свобод и (или) законных интересов заявителя, нарушенных действиями (бездействием) организаций, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей (абзац 5 ст.1 Закона № 300-З). |
Из вышесказанного следует, что:
1) правом обжаловать решения, действия (бездействие) таможенных органов, а также решения, действия (бездействие) должностных лиц таможенных органов наделены:
- юридические лица государств - членов ЕАЭС и юридические лица иностранных государств и интеграционных государственных образований;
- физические лица государств - членов ЕАЭС и иностранные граждане;
- лица без гражданства и лица, имеющие двойное гражданство;
- иные лица в соответствии с нормативными правовыми актами, составляющими право ЕАЭС;
2) жалобы вправе подавать вышеуказанные лица, которые полагают, что их права, свободы и (или) законные интересы нарушены таможенным органом (должностным лицом таможенного органа) и требуют восстановления соответствующих прав, свободы и (или) законных интересов.
Право на обжалование решений, действий (бездействий) таможенных органов или их должностных лиц закреплено в п.1 ст.37 Закона № 129-З: любое лицо (в частности, гражданин Республики Беларусь) имеет право обжаловать решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц, если считает, что обжалуемые решения, действия (бездействие) противоречат таможенному законодательству ЕАЭС и Республики Беларусь и нарушают таким образом его права или законные интересы либо незаконно возлагают на него какие-либо обязанности. Соответствующее право на обжалование может быть реализовано в течение сроков, установленных Законом № 129-З, иными законами Республики Беларусь и (или) актами Президента Республики Беларусь (п.2 ст.37 Закона № 129-З).
Порядок обжалования
Порядок обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов или их должностных лиц определен ст.38 Закона № 129-З. В частности, установлено, что лицо вправе обжаловать решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц как в судебном порядке, так и в таможенные органы (п.1 ст.38 Закона № 129-З).
При этом если лицо уже обращалось с жалобой на те же решение, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в суд и по этой жалобе вынесено судебное решение, то в рассмотрении такой жалобы таможенным органом будет отказано (подп.1.3 п.1 ст.44 Закона № 129-З). В этом случае решение об отказе в рассмотрении жалобы на решение, действия (бездействие) таможенного органа или его должностного лица по существу должно быть принято не позднее 5 рабочих дней со дня получения таможенным органом, рассматривающим эту жалобу, решения суда, вынесенного по результатам рассмотрения жалобы на те же решение, действия (бездействие) таможенного органа или его должностного лица (п.2 ст.44 Закона № 129-З).
Решение таможенного органа об отказе в рассмотрении жалобы на решение, действия (бездействие) таможенного органа или его должностного лица доводится до лица, обратившегося с жалобой, в письменной форме и может быть обжаловано им в Государственный таможенный комитет Республики Беларусь и (или) в суд, а решение Государственного таможенного комитета Республики Беларусь - непосредственно в суд (п.3 ст.44 Закона № 129-З).
Срок подачи жалобы в таможенный орган и суд
Жалоба на решение, действия (бездействие) таможенного органа или его должностного лица может быть подана не позднее 1 года:
• со дня, когда лицу стало или должно было стать известно о нарушении его прав и (или) законных интересов либо о незаконном возложении на него каких-либо обязанностей;
• со дня истечения установленного срока для принятия таможенным органом или его должностным лицом решения либо совершения таможенным органом или его должностным лицом действий, принятие или совершение которых предусмотрено в соответствии с таможенным законодательством ЕАЭС, Законом № 129-З и иными актами законодательства Республики Беларусь о таможенном регулировании (ст.40 Закона № 129-З).
Срок подачи соответствующей жалобы в суд установлен ст.40 Закона № 129, если иной срок не определен положениями гражданского процессуального или хозяйственного процессуального законодательства Республики Беларусь (часть третья п.1 ст.38 Закона № 129-З).
![]() |
Обратите внимание! Этот срок (не позднее 1 года) меньше срока исковой давности, установленного в ст.197 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК) (3 года). Срок, установленный в Законе № 129-З, корреспондирует положению п.1 ст.198 ГК, устанавливающего, что для отдельных видов требований иными законодательными актами (в нашем случае - Законом № 129-З) могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком. |
Течение срока исковой давности (срока подачи в установленном порядке жалобы в суд на решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц) приостанавливается (п.1 ст.203 ГК):
• если предъявлению иска препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях обстоятельство (непреодолимая сила);
• если истец или ответчик находится в составе Вооруженных Сил Республики Беларусь, переведенных на военное положение;
• в силу установленной на основании законодательного акта Правительством Республики Беларусь отсрочки исполнения обязательств (мораторий);
• в силу приостановления действия акта законодательства, регулирующего соответствующие отношения;
• если предъявлена претензия (в нашем случае это может быть жалоба в Государственный таможенный комитет Республики Беларусь).
Если срок, указанный в ст.40 Закона № 129-З, пропущен по уважительным причинам, по заявлению лица, обратившегося с жалобой на решение, действия (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, этот срок может быть восстановлен по решению начальника таможенного органа, правомочного рассматривать такую жалобу, и жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 3 Закона № 129-З (ст.41 Закона № 129-З). При этом в Законе № 129-З отсутствуют нормы, определяющие, что именно понимать под уважительными причинами. В этой связи можно руководствоваться частью второй п.2 ст.11 Закона № 300-З, где под уважительными причинами понимаются тяжелое заболевание, инвалидность, длительная командировка и другие обстоятельства, наличие которых подтверждено соответствующими документами.
Порядок подачи жалобы
Порядок подачи жалоб установлен ст.39 Закона № 129-З:
• на решения, действия (бездействие) должностных лиц таможенных органов подаются в таможенные органы, в которых проходят службу эти лица;
• на решения, действия (бездействие) таможенных органов могут подаваться в Государственный таможенный комитет Республики Беларусь как непосредственно, так и через таможенные органы, решения, действия (бездействие) которых обжалуются.
Форма и содержание жалобы, подаваемой в таможенный орган
Форма и содержание жалобы, подаваемой в таможенный орган в письменной форме, регламентированы ст.42 Закона № 129-З. В качестве обязательного требования установлена необходимость подписания жалоб на решения, действия (бездействие) таможенного органа или должностного лица таможенного органа физическим лицом либо представителем организации (в таком случае жалоба заверяется дополнительно печатью организации).
Перечень сведений, которые должна содержать в себе жалоба, установлен п.2 ст.42 Закона № 129-З:
• наименование таможенного органа или должность, фамилия, собственное имя и отчество должностного лица таможенного органа (если они известны), решение, действия (бездействие) которых обжалуются (например, Государственный таможенный комитет Республики Беларусь или инспектор Иванов Иван Иванович);
• фамилия, собственное имя, отчество (при наличии) или наименование лица, подающего жалобу, его место жительства или место нахождения;
• изложение сути обжалуемых решения, действий (бездействия);
• информация о результатах предшествующего рассмотрения жалобы (при ее наличии).
Пункт 3 ст.42 Закона № 129-З содержит положения, касающиеся сопровождения подаваемой заявителями жалобы необходимыми документами.
Последствия подачи жалобы
Факт подачи жалобы на решение, действия (бездействие) таможенного органа или должностного лица таможенного органа не приостанавливает обжалуемые (то есть ранее принятые) решение, действия (бездействие) таможенного органа или должностного лица таможенного органа, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь (п.1 ст.43 Закона № 129-З). Вместе с тем, если таможенный орган обладает достаточными основаниями считать, что обжалуемые (то есть ранее принятые) решение, действия (бездействие) таможенного органа или должностного лица таможенного органа не соответствуют таможенному законодательству ЕАЭС и Республики Беларусь, а также если неприостановление соответствующих решений, действий (бездействия) может иметь необратимый характер, то такой таможенный орган вправе полностью или частично приостановить исполнение обжалуемых решений, действий (бездействия) (п.2 ст.43 Закона № 129-З).
Отзыв жалобы
Пункт 1 ст.45 Закона № 129-З оставляет за лицом, обратившимся с жалобой в таможенный орган, право отозвать ее в любой момент до принятия решения по жалобе. При этом вновь подать эту же жалобу это лицо может в пределах сроков, установленных в п.2 ст.45 Закона № 129-З.
Принятие решения по жалобе
От имени таможенного органа решение по жалобе на решение, действия (бездействие) таможенного органа или его должностного лица принимают либо начальник таможенного органа (например, начальник таможни), либо уполномоченное им должностное лицо таможенного органа (например, первый заместитель начальника таможни). При этом рассмотрение жалобы на решение, действия (бездействие) таможенного органа или его должностного лица не может производиться должностным лицом, принявшим обжалуемое решение, совершившим обжалуемые действия (бездействие), или нижестоящим по отношению к нему должностным лицом таможенного органа. Например, если первым заместителем начальника таможни ранее было принято обжалуемое в настоящее время решение, то это же должностное лицо, а также нижестоящее по отношению к нему должностное лицо таможни не вправе рассматривать соответствующую жалобу (ст.46 Закона № 129-З).
Срок рассмотрения таможенным органом жалобы
Жалоба на решение, действия (бездействие) таможенного органа или должностного лица таможенного органа должна быть рассмотрена в течение одного месяца. При этом данный срок может быть продлен:
• не более чем на месяц - если таможенный орган, рассматривающий жалобу на решение, действия (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, признает необходимым продлить срок рассмотрения указанной жалобы;
• до 6 месяцев (в том числе если он уже был продлен ранее не более чем на месяц) - при необходимости направления запросов в иностранные государства и (или) международные организации (пп.1-3 ст.47 Закона № 129-З).
В случае если срок рассмотрения жалобы на решение, действия (бездействие) таможенного органа или его должностного лица продлевается, то таможенный орган информирует об этом лицо, подавшее жалобу, в письменной форме с указанием причин продления. При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня, следующего за днем ее регистрации в таможенном органе, правомочном рассматривать указанную жалобу, а срок продления рассмотрения жалобы - со дня, следующего за днем истечения срока рассмотрения жалобы, указанного в пп.1, 2 ст.47 Закона № 129-З (пп.3, 4 ст.47 Закона № 129-З).
Решение таможенного органа по жалобе
В ст.48 Закона № 129-З установлено содержание решения таможенного органа по жалобе на решение, действия (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, его форма и действия таможенного органа по результатам рассмотрения жалобы, которая, соответственно, может быть не удовлетворена либо удовлетворена полностью или частично.
Решение таможенного органа по жалобе на решение, действия (бездействие) таможенного органа или его должностного лица принимается в письменной форме. В решении должны быть указаны сведения, определенные п.1 ст.48 Закона № 129-З.
По результатам рассмотрения жалобы на решение, действия (бездействие) таможенного органа или его должностного лица может быть принято решение либо об удовлетворении (полностью или частично), либо об отказе в удовлетворении такой жалобы (п.2 ст.48 Закона № 129-З). При этом в случае удовлетворения жалобы таможенный орган:
• отменяет полностью или частично (в зависимости от характера принятого им решения) принятое таможенным органом или его должностным лицом решение;
• отменяет принятое таможенным органом или его должностным лицом решение и обязывает этот таможенный орган или его должностное лицо принять новое решение в соответствии с таможенным законодательством Республики Беларусь либо самостоятельно принимает такое решение, если его принятие относится к компетенции таможенного органа, рассмотревшего жалобу;
• признает действия (бездействие) таможенного органа или его должностного лица неправомерными и определяет меры (в частности, применяет меры дисциплинарного характера в отношении должностного лица), которые должны быть приняты в целях устранения допущенных нарушений, либо самостоятельно совершает необходимые действия, если их совершение относится к компетенции таможенного органа, рассмотревшего жалобу (п.3 ст.48 Закона № 129-З).
Должностное лицо таможенного органа, рассматривающее жалобу на решение, действия (бездействие) таможенного органа или его должностного лица от имени таможенного органа, при обнаружении признаков виновного неисполнения или ненадлежащего исполнения должностным лицом таможенного органа возложенных на него должностных обязанностей принимает меры по привлечению этого должностного лица к дисциплинарной ответственности, в частности, в порядке, установленном Дисциплинарным уставом должностных лиц таможенных органов Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 09.03.2011 № 98 (п.6 ст.48 Закона № 129-З).
Упрощенный порядок обжалования
Статья 49 Закона № 129-З определяет упрощенный порядок обжалования решения, действий (бездействия) таможенного органа или его должностного лица. В таком порядке могут быть обжалованы, в частности, решение, действия (бездействие) должностного лица таможенного органа в связи с перемещением через таможенную границу ЕАЭС товаров, стоимость которых не превышает 2 000 базовых величин, и (или) одного транспортного средства (состава транспортных средств).
![]() |
Справочно Актуальный размер базовой величины см. здесь. |
Упрощенный порядок предполагает возможность обращения лица с жалобой в устной форме к вышестоящему должностному лицу таможенного органа, в котором проходит службу должностное лицо, решение, действия (бездействие) которого обжалуются. При этом соответствующая жалоба рассматривается безотлагательно, а решение по ней принимается незамедлительно.
Также по желанию лица, обратившегося с жалобой на решение, действия (бездействие) должностного лица таможенного органа, должностным лицом таможенного органа, рассматривающим такую жалобу, составляется соответствующий документ - акт о рассмотрении жалобы, в котором указываются сведения о рассматривающем жалобу должностном лице таможенного органа, о лице, обратившемся с жалобой, краткое содержание жалобы и принятое решение. В случае отказа в рассмотрении жалобы в упрощенном порядке в соответствующем акте должны быть указаны причины отказа. Акт о рассмотрении жалобы подписывается должностным лицом таможенного органа, рассматривающим жалобу, и лицом, обратившимся с жалобой. Копия акта о рассмотрении жалобы вручается лицу, обратившемуся с жалобой.
![]() |
Справочно Форма акта о рассмотрении жалобы на решение, действия (бездействие) должностного лица таможенного органа в упрощенном порядке определена постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 13.05.2014 № 18. |
Порядок регистрации и хранения актов о рассмотрении жалоб определяется начальником таможенного органа.
Подача и рассмотрение электронных жалоб
Электронные жалобы направляются в таможенные органы посредством сети Интернет на адрес их электронной почты либо размещаются в специальной рубрике на их официальных сайтах в сети Интернет в соответствии с установленными законодательством Республики Беларусь требованиями к содержанию соответствующих сайтов (п.2 ст.50 Закона № 129-З).
![]() |
Справочно В настоящее время существует единый интернет-портал таможенных органов Республики Беларусь, откуда можно получить доступ к специальным рубрикам для подачи электронных жалоб в адрес Государственного таможенного комитета Республики Беларусь или таможен (http://www.customs.gov.by/ru/). |
Электронная жалоба должна содержать следующие сведения:
• наименование таможенного органа или должность, фамилию, собственное имя и отчество должностного лица таможенного органа (если они известны), решение, действия (бездействие) которых обжалуются;
• фамилию, собственное имя, отчество (при наличии) или наименование лица, подающего жалобу, его место жительства или место нахождения;
• изложение сути обжалуемых решения, действий (бездействия);
• информацию о результатах предшествующего рассмотрения жалобы (при ее наличии);
• адрес электронной почты лица, обратившегося с жалобой (впоследствии на соответствующий адрес электронной почты и будут направлены решения по электронным жалобам, а также уведомления лиц, обратившихся с жалобами, о продлении срока рассмотрения жалобы) (п.3 ст.50 Закона № 129-З).
При этом иных требований к содержанию электронных жалоб законодателем не предусматривается.
На электронные жалобы могут даваться письменные ответы (письменные уведомления) в случаях, если лицо, обратившееся с жалобой, просит направить письменный ответ (письменное уведомление) либо в электронном обращении отсутствует адрес электронной почты, а также если решение о направлении письменного ответа (письменного уведомления) принято начальником таможенного органа, рассматривающего электронную жалобу, или уполномоченным им должностным лицом.
Электронные жалобы подлежат рассмотрению в порядке, установленном для рассмотрения письменных жалоб, с учетом особенностей, предусмотренных ст.50 Закона № 129-З.
05.02.2020
Олег Яхнович, главный инспектор Государственного таможенного комитета Республики Беларусь