Пособие от 31.03.2017
Автор: Мельникова Е.

Обжалование решения налоговой инспекции по акту проверки


 

Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь

 

ОБЖАЛОВАНИЕ РЕШЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ИНСПЕКЦИИ ПО АКТУ ПРОВЕРКИ

Особенности порядка обжалования акта проверки налоговой инспекции

Порядок проведения налоговыми органами проверок регулируется Положением о порядке организации и проведения проверок, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 (далее - Положение), и Налоговым кодексом Республики Беларусь (далее - НК).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2018 г. в Положение на основании Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2017 № 376 внесены изменения и дополнения. Комментарий см. здесь.

Материал ссылается на НК в редакции до 1 января 2019 г.

С 1 января 2019 г. НК изложен в новой редакции Законом Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З.

 

Справочно

Самые распространенные проверки - налоговые проверки, которые могут быть как плановыми, так и внеплановыми, как выездными, так и камеральными (п.2 ст.69 НК).

 

По результатам налоговой проверки в случае выявления проверяющим нарушений в деятельности организации составляется акт проверки (см., например, п.59 Положения, п.8 ст.70 НК), а в случае их отсутствия - справка проверки (см., например, п.59 Положения) либо результаты документально не оформляются (см., например, п.1 ст.78 НК).

В данном материале рассмотрена ситуация, когда по результатам проверки составлен акт проверки, но проверяемый субъект хозяйствования с ним не согласен.

Во-первых, необходимо учитывать, что законодательством предоставлено право отказаться от подписания акта проверки и письменно изложить мотивы отказа. Такими мотивами могут быть нарушения, допущенные проверяющими при проведении проверки (к примеру, не представлено служебное удостоверение, не внесена запись в книге учета проверки несмотря на ее представление и др.).

 

Обратите внимание!

Однако отказ от подписания акта проверки юридических последствий не имеет. Такой отказ не свидетельствует о несогласии с отраженными в акте нарушениями, не влечет административной ответственности и пр.

 

Во-вторых, при наличии возражений в отношении результатов проведенной проверки перед подписанием акта проверки индивидуальному предпринимателю или должностному лицу организации необходимо сделать запись в акте проверки о наличии возражений по ее результатам. Возражения можно изложить как в отношении всего акта проверки, так и в отношении какой-либо его части. В такой ситуации можно в течение 15 рабочих дней направить мотивированные возражения на акт проверки в контролирующий орган. Контролирующий орган будет обязан в течение 15 рабочих дней составить письменное заключение по возражениям (п.71 Положения).

В случае если возражения направлены не будут, то контролирующий орган вынесет решение по акту проверки в течение 30 рабочих дней со дня вручения акта проверки. В случае наличия возражений - в течение 30 рабочих дней со дня вручения заключения (п.73 Положения).

В-третьих, решение по акту проверки может быть обжаловано, причем как в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу), так и в экономический суд.

Жалобу в суд можно подать в течение 1 года со дня вынесения решения, в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) - в течение 30 календарных дней со дня вынесения решения (п.79 Положения).

Вышеизложенный порядок обжалования решения можно представить в виде следующей таблицы.

Таблица

Обжалование акта проверки налоговой инспекции

Составление акта проверки
Наличие возражений Отсутствие возражений
Направление возражений в течение 15 рабочих дней со дня подписания акта проверки Вынесение решения по акту проверки в течение 30 рабочих дней со дня вручения акта проверки
Направление контролирующим органом заключения по возражениям в течение 15 рабочих дней со дня направления возражений Обжалование решения (30 календарных дней на обжалование в вышестоящий контролирующий орган, 1 год- на обжалование в суд)
Вынесение решения по акту проверки в течение 30 рабочих дней со дня вручения заключения  
Обжалование решения (30 календарных дней на обжалование в вышестоящий контролирующий орган, 1 год - на обжалование в суд)  

Порядок обжалования решения по акту проверки в экономический суд

Рассмотрим более подробно порядок обжалования решения по акту проверки в экономический суд.

Проверяемый субъект вправе в течение 1 года с момента вынесения решения обжаловать его в экономический суд. Для этого подается заявление о признании недействительным решения по акту налоговой проверки в экономический суд по месту нахождения заявителя (часть четвертая ст.51 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее -ХПК)).

Заявление рассматривается по правилам главы 25 ХПК «Производство по делам о проверке законности ненормативных правовых актов, действий (бездействия) государственных органов, органов местного управления и самоуправления, иных органов и должностных лиц».

Заявление должно соответствовать общим требованиям, предъявляемым к подаваемым в суд заявлениям (ст.159 и 160 ХПК), а также дополнительно содержать следующие сведения:

• полные реквизиты решения по акту проверки (то есть кем и когда вынесено);

• какие права и законные интересы заявителя нарушаются этим решением;

• какому законодательному или иному нормативному правовому акту противоречит вынесенное решение.

К заявлению необходимо приложить копию обжалуемого решения и документы, подтверждающие правовую позицию.

 

Обратите внимание!

Несмотря на то, что бремя доказывания законности вынесенного решения лежит на налоговом органе, нужно занимать активную процессуальную позицию и предоставить суду доказательства в опровержение выводов, отраженных в акте проверки.

 

По результатам рассмотрения заявления суд либо откажет в удовлетворении заявленного требования, либо признает вынесенное решение недействительным и обяжет налоговый орган устранить допущенное нарушение прав и законных интересов проверяемого субъекта.

При необходимости решение суда может быть обжаловано в апелляционном, кассационном, надзорном порядке по общим правилам ХПК.

Далее приведем пример заявления о признании недействительным решения налоговой инспекции по акту выездной внеплановой налоговой проверки.

 

  Экономический суд Могилевской области
212030, г. Могилев, ул. Первомайская, 85
   
Заявитель: 
ООО «А»
Юридический адрес: ______________________
Банковские реквизиты: ____________________
УНП ______________________,
контактные сведения ______________________
   
Заинтересованное лицо: 
ИМНС по Ленинскому району г. Могилева № 2
г. Могилев, ул. Космонавтов, 19А
   
Госпошлина: 
460 руб.

ЗАЯВЛЕНИЕ
о признании недействительным решения от 
10.01.2017 № 1 по акту выездной внеплановой налоговой проверки

На основании поручения Управления следственного комитета Республики Беларусь по Могилевской области в рамках расследования уголовного дела № 100000000000, предписания ИМНС Республики Беларусь по Ленинскому району г. Могилева от 01.12.2016 № 2 была проведена проверка ООО «А» по вопросам соблюдения налогового законодательства за период с 1 января по 31 декабря 2015 г., по вопросам соблюдения иного законодательства - за этот же период.

15 декабря 2016 г. в отношении общества был составлен акт выездной внеплановой проверки.

10 января 2017 г. по акту вынесено решение № 1, согласно которому с общества подлежит взысканию 10 000 руб. доначисленного НДС за 2015 год.

Общество не согласно с решением по акту проверки на основании следующего.

Проверка была проведена неполно и односторонне. Положенные в основу выводы проверяющего органа не соответствуют действительности и сделаны на основе информации, выборочно представленной органом уголовного преследования.

________________________________________________________ (аргументация позиции).

В соответствии с п.1 ст.86 Налогового кодекса Республики Беларусь решения налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу, которому должностные лица, действия (бездействие) которых обжалуются, непосредственно подчинены, и (или) в суд.

В силу части первой п.78 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510, проверяемый субъект имеет право обжаловать решения контролирующих (надзорных) органов по акту проверки, если он полагает, что такие решения, требования (предписания) или действия (бездействие) приняты или произведены с нарушением норм, установленных этим Положением или иным актом законодательства, либо нарушают его права.

Согласно ст.227 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или гражданин, а также прокурор вправе подать в суд, рассматривающий экономические дела, заявления о признании недействительным ненормативного правового акта государственного органа, органа местного управления и самоуправления, иного органа, который не соответствует законодательству и которым нарушаются права и законные интересы юридических лиц, индивидуальных предпринимателей или граждан, либо об обжаловании действий (бездействия) государственного органа, органа местного управления и самоуправления, иного органа или должностного лица, если считают, что нарушены права и законные интересы юридического лица, индивидуального предпринимателя или гражданина в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, а также что оспариваемый ненормативный правовой акт, обжалуемые действия (бездействие) противоречат законодательному или иному нормативному правовому акту.

Решение нарушает права и законные интересы общества, поскольку вынесено с нарушением норм законодательства, в связи с чем обществу неправомерно доначислены налоговые платежи.

На основании изложенного

ПРОСИМ:

1. Признать недействительным решение инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Ленинскому району г. Могилева от 10.01.2017 № 1 по акту выездной внеплановой проверки ООО «А».

2. Приостановить исполнение решения от 10.01.2017№ 1 до момента рассмотрения настоящей жалобы по существу.

 

Приложение:

1. Экземпляр заявления для заинтересованного лица.

2. Оригинал документа об уплате госпошлины.

3. Копия решения от 10.01.2017 № 1.

4. Копия акта проверки.

5. Копия свидетельства о государственной регистрации ООО «А».

6. Копия приказа о вступлении в должность директора.

 

Директор общества Подпись Ю.А.Сидоров

 

«___» ______________ 2017 г.

 

31.03.2017

 

Елена Мельникова, адвокат адвокатского бюро «РЕВЕРА»