Пособие от 04.03.2016
Автор: Амельченя Ю.

Обжалование в комиссию по рассмотрению жалоб Министерства торговли Республики Беларусь при проведении государственных закупок


СОДЕРЖАНИЕ

 

Способы защиты прав и законных интересов участников и иных лиц при организации и проведении процедур государственных закупок

Порядок и преимущества рассмотрения жалобы в комиссии Министерства торговли

Вывод

 

Материал помещен в архив

 

ОБЖАЛОВАНИЕ В КОМИССИЮ ПО РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБ МИНИСТЕРСТВА ТОРГОВЛИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК

Способы защиты прав и законных интересов участников и иных лиц при организации и проведении процедур государственных закупок

Защита прав и законных интересов участников и иных лиц при организации и проведении процедур государственных закупок в соответствии с законодательством обеспечивается несколькими механизмами.

Так, установлено, что, если действия (бездействие) и (или) решения заказчика (организатора), комиссии и (или) ее членов, товарной биржи, оператора электронной торговой площадки, оператора официального сайта (www.icetrade.by) нарушают права и законные интересы участника либо иного юридического или физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, такое лицо вправе обратиться соответственно к заказчику (организатору), товарной бирже, оператору электронной торговой площадки, оператору официального сайта с заявлением о прекращении таких действий (бездействия) и об устранении их результатов и (или) об отмене решений (п.1 ст.52 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее - Закон)).

Обращение осуществляется в случае, если договор не заключен или не начато обжалование в Министерстве торговли Республики Беларусь (далее - Министерство торговли) (уполномоченном государственном органе по государственным закупкам) (подп.1.1 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 590 «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)» (далее - Указ № 590)). Участник или иное лицо вправе также обратиться с таким заявлением до истечения срока для подготовки и подачи предложений в части, касающейся приглашения или документов, представляемых участнику для подготовки предложения.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 8 сентября 2016 г. уполномоченным государственным органом по осуществлению государственных закупок является Министерство антимонопольного регулирования и торговли (подп.1.1 п.1 Указа № 590 в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 03.06.2016 № 188).

 

Заказчик (организатор), комиссия и (или) ее члены, товарная биржа, оператор электронной торговой площадки, оператор официального сайта обязаны ответить на такое заявление и сообщить о результате участнику или иному лицу.

Указанная форма защиты прав - оперативный и эффективный способ урегулирования разногласий, не предполагающий взимания платы за обращение, не требующий, как правило, привлечения специалистов, экспертов и пр., что не влечет и для лиц, которым направлено заявление, каких-либо дополнительных затрат.

Помимо самостоятельного урегулирования споров в ходе организации и проведения процедур государственных закупок (самозащита права - п.6 ст.11 Гражданского кодекса Республики Беларусь), участники и иные лица также вправе подать жалобу в Министерство торговли. Так, участник или иное лицо, не являющееся таковым (то есть не подавшее предложение), вправе обратиться за защитой нарушенных прав с жалобой в Министерство торговли и (или) в суд на действия (бездействие) и (или) решения заказчика (организатора), комиссии и (или) ее членов, товарной биржи, оператора электронной торговой площадки, оператора официального сайта в случае нарушения их прав и законных интересов (ст.53 Закона).

Законом также установлен судебный порядок защиты прав. Причем он может быть реализован в трех случаях:

1) при обжаловании действий (бездействия) и (или) решений заказчика (организатора), комиссии и (или) ее членов, товарной биржи, оператора электронной торговой площадки,  предпринимателей (п.1 ст.53 Закона);

2) при обжаловании решений Министерства торговли по результатам рассмотрения жалоб;

3) при обращении заинтересованным лицом в суд с иском о признании процедуры государственной закупки, проведенной с нарушением законодательства о государственных закупках, недействительной (п.1 ст.57 Закона).

Порядок и преимущества рассмотрения жалобы в комиссии Министерства торговли

На сегодня наиболее эффективный и оперативный способ защиты прав, по мнению автора, является обращение с жалобой в Министерство торговли. Для этого существуют определенные предпосылки.

Комиссия по рассмотрению жалоб создана в Министерстве торговли, председатель и иные члены которой определены приказом Министра торговли (п.3 Инструкции о порядке рассмотрения Министерством торговли Республики Беларусь жалоб при осуществлении государственных закупок, утвержденной постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 26.06.2013 № 12 (далее - Инструкция)). Число членов комиссии должно быть не менее пяти, и на сегодня в состав комиссии включены не только должностные лица самого Министерства торговли, но и представители оператора официального сайта, электронной торговой площадки, отраслевых министерств, общественных объединений предпринимателей. Комиссия по рассмотрению жалоб функционирует на коллегиальной основе, и решения принимаются простым большинством голосов ее членов, присутствовавших на заседании. При этом комиссия правомочна рассматривать жалобу, если на ее заседании присутствует не менее половины от общего числа ее членов. В случае если член комиссии не согласен с решением, он излагает письменно особое мнение.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 июля 2019 г. применяется Инструкция о порядке рассмотрения жалоб при осуществлении государственных закупок, утвержденная постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 29.12.2018 № 91.

 

Как коллегиальный орган, комиссия по рассмотрению жалоб полномочна принимать решения на основании ст.55 Закона.

Рассмотрение жалобы предполагает совершение ряда процессуальных действий.

1. Приостановление самой процедуры государственной закупки: в течение срока приостановления заказчик (организатор) лишен возможности принимать какие-либо действия в отношении приостановленной процедуры, что в некоторых случаях влечет для заказчиков неблагоприятные последствия, связанные с невозможностью осуществления закупки необходимых товаров (работ, услуг) с целью удовлетворения потребностей. Однако с точки зрения защиты интересов участников приостановление процедуры предпочтительно.

2. При поступлении жалобы в Министерство торговли она подлежит регистрации с назначением даты ее рассмотрения в пределах срока рассмотрения. Законом установлен предельный срок рассмотрения жалобы, продление которого не допускается. Так, срок рассмотрения жалобы не может превышать 30 календарных дней, а в случае, если государственная закупка осуществляется для обеспечения обороноспособности и национальной безопасности Республики Беларусь, функционирования государственных организаций, - срока, определенного заказчиком (организатором) для заключения договора (п.2 ст.56 Закона, п.14 Инструкции).

В течение установленного срока, а именно 3 рабочих дней со дня поступления жалобы, Министерство торговли принимает жалобу к рассмотрению, приостанавливает проведение процедуры государственной закупки, размещает на официальном сайте и в открытом доступе на электронной торговой площадке в случае проведения на ней процедуры государственной закупки информацию о поступлении жалобы, в том числе содержащую сведения о месте и времени ее рассмотрения, сроке приостановления процедуры государственной закупки (п.11 Инструкции).

После этого в назначенном месте и в назначенное время жалоба рассматривается. В ходе рассмотрения на заседании комиссии могут присутствовать заявитель, ответчик и иные участники и лица. Комиссия по рассмотрению жалоб не дает разъяснений законодательства о государственных закупках, ее компетенция включает рассмотрение конкретной жалобы с учетом всех обстоятельств спорной ситуации; анализируются также документы, размещенные в отношении оспариваемой процедуры на официальном сайте или на электронной торговой площадке, для проверки их соответствия требованиям законодательства о государственных закупках. Участвующие в рассмотрении жалобы лица обосновывают свои позиции, представляют документы, сведения, подтверждающие требования, возражения, для чего приводят нормы законодательства; комиссия для уяснения норм законодательства также вправе направлять запросы в иные государственные органы и организации для целей рассмотрения жалобы и принятия решения, в связи с чем может назначаться повторное рассмотрение жалобы в пределах срока рассмотрения.

По результатам принимается решение, оформляемое протоколом, который в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения размещается на официальном сайте и в открытом доступе на электронной торговой площадке в случае проведения на ней процедуры государственной закупки (подп.1.15 п.1 Указа № 590, п.21 Инструкции).

 

Обратите внимание!

Подобное размещение выполняет и информационную функцию для участников рассмотрения жалобы. Более того, таким образом обеспечивается прозрачность самого процесса рассмотрения жалобы, и любое заинтересованное лицо может в открытом доступе ознакомиться с содержанием и результатами рассмотрения, проанализировать позицию комиссии по тому или иному вопросу. Однако необходимо учитывать, что такие решения не обладают преюдициальной силой и не могут быть использованы как основания для последующего принятия аналогичных решений, поскольку рассмотрение строго индивидуально по каждой конкретной жалобе.

 

Таким образом, можно сделать вывод, что по существу рассмотрение жалоб Министерством торговли представляет собой самостоятельный процесс разрешения спора.

3. Важным, по мнению автора, преимуществом рассмотрения жалоб комиссией Министерства торговли можно назвать то обстоятельство, что за подачу жалобы не уплачивается государственная пошлина и не взимаются какие-либо сборы. С одной стороны, это позитивный аспект, связанный с максимальной доступностью рассмотрения и обеспечения защиты прав и законных интересов участников и иных лиц. С другой стороны, при обжаловании в некоторых случаях наблюдаются факты неявки заявителей на рассмотрение жалоб, очевидного злоупотребления в части затягивания процедуры и иные факты, свидетельствующие о том, что механизм обжалования может использоваться без учета принципа добросовестности и разумности.

Кроме того, имеется устойчивая тенденция недобросовестного поведения участников. Так, при размещении заказчиком (организатором) на электронной торговой площадке документов для подготовки и подачи предложений у юридических и физических лиц имеется правовая возможность обратиться к заказчику (организатору) с заявлением о разъяснении их содержания в случае, если что-либо неясно данным лицам. Однако часто своим правом субъекты не пользуются и подают предложения, но после принятия решения заказчиком (организатором) по результатам проведения процедуры, когда такие участники не выбраны в качестве победителя, инициируется обжалование в Министерство торговли, и уже на этом этапе предпринимаются попытки возражать против содержания приглашения и документов, представляемых участнику для подготовки предложения.

Как представляется, появлению указанных выше фактов способствует и то обстоятельство, что за обращение с жалобой с заявителя плата не взимается. Например, в рамках хозяйственного процесса у суда, рассматривающего экономические дела, существует механизм воздействия на недобросовестных лиц (в виде отнесения судебных расходов на лицо, злоупотребляющее своими процессуальными правами и не исполняющее свои процессуальные обязанности, на основании ст.1331 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее - ХПК)), тогда как у Министерства торговли такой механизм воздействия отсутствует.

Единственное отрицательное последствие для участников и иных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы и по неуважительным причинам не принявших участия в процедуре рассмотрения жалобы, в том, что они не могут впоследствии обращаться в Министерство торговли с жалобой на те же действия (бездействие) и (или) решения заказчика (организатора), комиссии и (или) ее членов, товарной биржи, оператора электронной торговой площадки, оператора официального сайта (п.2 ст.55 Закона).

4. Еще один немаловажный аспект, связанный с деятельностью комиссии, состоит в том, что для обеспечения предотвращения принятия необоснованных, незаконных решений комиссией по рассмотрению жалоб Законом гарантировано право заинтересованному лицу на обжалование в суд принятого комиссией решения, если, по мнению этого лица, такое решение нарушает его права и законные интересы (п.3 ст.57 Закона). В данном случае обжалование осуществляется в Верховный Суд Республики Беларусь (ст.48 ХПК), что можно расценивать как гарантию беспристрастности при оценке решения комиссии.

Вывод

Приведенные предпосылки в совокупности позволяют говорить о результативности и эффективности рассмотрения жалоб комиссией по рассмотрению жалоб для защиты прав и законных интересов участников процедур государственных закупок и иных лиц, что обеспечивается коллегиальным рассмотрением жалоб независимым и профессиональным составом комиссии, утвержденным приказом Министра торговли Республики Беларусь, установлением предельного срока и порядка рассмотрения жалобы, включая полномочия по приостановлению процедуры государственных закупок на период рассмотрения, отсутствием платы за подачу жалобы, размещением в открытом доступе решений комиссии, возможностью обжалования решений комиссии по рассмотрению жалоб в Верховный Суд Республики Беларусь.

С точки зрения правоприменительной практики наличие подобного внесудебного порядка урегулирования споров обеспечивает единообразие при правоприменении, позволяет Министерству торговли выявлять пробелы и коллизии правового регулирования сферы государственных закупок и принимать меры по их устранению на основании ст.9 Закона.

 

04.03.2016

 

Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь, медиатор центра «Медиация и право»