Пособие от 26.03.2019
Автор: Ерилин Г.

Обжалуем незаконные действия исполкома при удалении объектов растительного мира


 

Материал помещен в архив

 

ОБЖАЛУЕМ НЕЗАКОННЫЕ ДЕЙСТВИЯ ИСПОЛКОМА ПРИ УДАЛЕНИИ ОБЪЕКТОВ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА

пример ситуация

Ситуация

В райисполком направлены все документы для удаления объектов растительного мира (заявление). Райисполком передал полномочия по выдаче разрешения исполкому местного сельсовета, который требует у заявителя дополнительно ведомость насаждений, которую должно оформлять уполномоченное лицо в области озеленения или ведущее лесное хозяйство, но не заявитель. Исполком в письме указал, что предприятие должно обратиться в лесхоз или иное лицо в области озеленения, заплатить, и организации сделают эту ведомость.

Прав ли исполком, следует ли представлять ведомость и оплачивать ее изготовление? Куда нужно обращаться для обжалования решения исполкома?

 

Положение о порядке выдачи разрешений на удаление объектов растительного мира и разрешений на пересадку объектов растительного мира утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.10.2011 № 1426 (далее - Положение).

Для рассмотрения вопроса о выдаче разрешений на удаление и пересадку, а также иных вопросов удаления, пересадки объектов растительного мира местный исполнительный и распорядительный орган создает комиссию по рассмотрению вопросов удаления, пересадки объектов растительного мира, действующую на постоянной основе, в состав которой включаются уполномоченные представители:

• структурного подразделения местного исполнительного и распорядительного органа, осуществляющего государственно-властные полномочия в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности на территории административно-территориальной единицы;

• уполномоченного местным исполнительным и распорядительным органом юридического лица в области озеленения либо юридического лица, ведущего лесное хозяйство;

• других заинтересованных государственных органов и иных организаций (часть первая п.3 Положения).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 17 сентября 2021 г. следует руководствоваться ч.1 п.3 и нижеприведенными пп.4, 5 и 8 Положения с изменениями, внесенными постановлением Совмина от 17.09.2021 № 537.

 

Районный исполком уполномочен передавать обязанности по выдаче решения местному исполкому. Так, вышестоящие исполнительные и распорядительные органы вправе делегировать часть своих полномочий нижестоящим исполнительным и распорядительным органам (п.2 ст.61 Закона Республики Беларусь от 04.01.2010 № 108-З «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» (далее - Закон № 108-З)).

Полномочия по принятию мер по обеспечению охраны окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, распоряжению природными ресурсами, организации общественных обсуждений, организации работ по благоустройству населенных пунктов и тому подобному относятся как к компетенции исполкомов в целом (ст.41 Закона № 108-З), так и местных исполкомов (ст.45 Закона № 108-З). Однако суть дела от этого не меняется. Содержание заявления и приложений к нему установлено пп.4, 5 и 8 Положения.

Исполком направляет в уполномоченную организацию запрос (в письменном виде с приложением копии заявления в течение 3 календарных дней со дня поступления заявления) о выдаче заключения о том, что деревья препятствуют эксплуатации зданий и сооружений (п.5 Положения). Указанный запрос не направляется в случае, если к заявлению прилагаются заключение, ведомость и схема расположения. В этом случае исполкомом в соответствии с п.8 Положения ведомость учета удаляемых, пересаживаемых объектов растительного мира не оформляется.

 

внимание

Обратите внимание!

Указанные документы должны быть оформлены организацией государственного дорожного хозяйства, организацией железнодорожного транспорта общего пользования, а не в области озеленения либо ведущей лесное хозяйство.

 

Неправомерное истребование исполкомом дополнительных документов и требование заключать платные договоры противоречит не только общим принципам в области самоуправления (законность, социальная справедливость, ответственность и т. п.), но и основам законодательства об административных процедурах - нарушаются важнейшие принципы административных процедур, указанные в ст.4 Закона Республики Беларусь от 28.10.2008 № 433-З «Об основах административных процедур» (далее - Закон № 433-З).

Уполномоченные органы при осуществлении административных процедур запрашивают от других государственных органов, иных организаций документы и (или) сведения, необходимые для осуществления административных процедур (ст.9 Закона № 433-З). В перечни документов и (или) сведений, представляемых заинтересованными лицами, могут включаться лишь документы и (или) сведения, необходимые для осуществления административной процедуры, которые могут быть представлены только заинтересованным лицом (ст.15 Закона № 433-З). В указанные перечни не могут включаться документы и (или) сведения, которые имеются в уполномоченных органах или могут быть получены ими от других государственных органов, иных организаций, а также из государственных регистров, реестров, кадастров, списков, каталогов, баз и банков данных, за исключением случаев, когда такие документы и (или) сведения находятся у заинтересованного лица. Документы и (или) сведения, необходимые для осуществления административной процедуры, не включенные в перечни документов и (или) сведений, представляемых заинтересованными лицами, определяются законодательством об административных процедурах и запрашиваются уполномоченным органом самостоятельно (следует отметить, что п.5 ст.15 Закона № 433-З дает право заявителю самостоятельно представить документы и (или) сведения, но не обязывает это делать).

В случае если при осуществлении административных процедур взимается плата в виде сбора (пошлины), ее размер указывается в актах законодательства. Плата за составление ведомости не предусмотрена НПА (ст.13 Закона № 433-З).

Решение исполкома следует обжаловать. Административная жалоба направляется в вышестоящий государственный орган (вышестоящую организацию) либо в государственный орган, иную организацию, к компетенции которых в соответствии с законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь относится рассмотрение таких жалоб. Административная жалоба может быть подана в орган, рассматривающий жалобу, в течение 1 года со дня принятия обжалуемого административного решения (ст.30, 31 Закона № 433-З). Вышестоящей организацией в данном случае будет райисполком (для местного исполкома) либо облисполком (для райисполкома), а надзорной - прокуратура (ст.63 Закона № 108-З). В эти два органа и следует обращаться с административной жалобой.

 

26.03.2019

 

Глеб Ерилин, эколог общества с ограниченной ответственностью «Центр экономических проектов»