


Материал помещен в архив
ОБЗОР НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ВЫЯВЛЯЕМЫХ КОНТРОЛИРУЮЩИМИ ОРГАНАМИ В 2014 ГОДУ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ ПРОТИВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПОРЯДКА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
(ГЛАВА 15 КОДЕКСА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ)
![]() |
Справочно (об авторе) Денисевич Александр в 1998 г. окончил юридический факультет Белорусского государственного университета. С 1999 г. работал в налоговых органах, с 2001 г. - в органах Комитета государственного контроля Республики Беларусь, с 2013 г. - начальник управления правового обеспечения контрольной деятельности Комитета государственного контроля Республики Беларусь. |
Глава 15 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) охватывает перечень административных правонарушений против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования. Наиболее часто контролирующими органами при проведении проверок выявляются нарушения по таким статьям главы 15 КоАП, как: 15.1, 15.21, 15.52 (часть первая) и 15.63.
Нарушение обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов и нормативов в области охраны окружающей среды
Административное взыскание: штраф в размере от 5 до 50 базовых величин (далее - БВ), на юридическое лицо - до 500 БВ (ст.15.1 КоАП).
![]() |
Пример 1 В ходе осмотра 24 апреля 2014 г. квартала № 153 лесничества было установлено, что в выделе № 5 на площади около 1,0 га вырублены лучшие деревья, оставлены нежелательные, отставшие в росте деревья мягколиственных пород естественного происхождения, кустарник. В результате рубки образовались пустые места, насаждение расстроено. В соответствии с лесорубочными билетами от 03.01.2014 лесничеству было предписано провести рубку прореживания на площади 3,5 га. Таксационная характеристика участка: состав насаждения 8Е2Д, возраст 39 лет, 2 группа лесов. Согласно лесорубочному билету лесопользователь - государственное лесохозяйственное учреждение (далее - ГЛХУ) «Т», срок окончания заготовки 31 декабря 2014 г., способ очистки мест рубок - измельчение и разбрасывание порубочных остатков на лесосеке. По лесорубочному билету вырубке подлежало 90 куб.м деловой древесины, 348 куб.м дровяной и 13 куб.м ликвида из кроны, всего 451 куб.м. Отвод лесосеки был выполнен по пробной площади, отвод участка произвел мастер леса. По нарядам-актам на производство работ рубка прореживания проведена на площади 3,5 га, заготовлено 255,3 куб.м деловой древесины и 213,5 куб.м дровяной, всего 468,8 куб.м. Наряды-акты выдал, выполненную работу принял мастер леса, работу по вырубке древесины выполняли вальщики леса, лесоруб. Наряды-акты утвердил лесничий. Техническими нормативными правовыми актами в области охраны окружающей среды установлены требования (нормы и правила) в области охраны окружающей среды к товарам (работам, услугам), технологическим процессам и соответствующим методам контроля (часть первая ст.30 Закона Республики Беларусь от 26.11.1992 № 1982-XII «Об охране окружающей среды»). Порядок ведения различных видов рубок в лесах с учетом их деления на группы и категории защитности лесов, лесорастительных условий, основные лесоводственно-экологические требования к рубкам установлены техническим кодексом установившейся практики ТКП 143-2008 (02080) «Правила рубок леса в Республике Беларусь» (утвержден и введен в действие постановлением Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь от 30.09.2008 № 27 (далее - ТКП 143-2008) (http://tnpa.by/#!/DocumentCard/216971/314417). Требования ТКП 143-2008 являются обязательными для всех юридических лиц, ведущих лесное хозяйство, а также лесопользователей, осуществляющих заготовку древесины в лесах Республики Беларусь. Одной из основных задач рубок ухода являются формирование целевого породного состава, густоты и структуры насаждений. Прореживание проводится с целью создания в насаждении благоприятных условий для формирования стволов и крон лучших деревьев, ухода за составом, формирования второго яруса в сложных древостоях. Полнота насаждения после проведения прореживаний и проходных рубок должна соответствовать приложению Л (обязательное), согласно которому полнота насаждения после проведения рубки прореживания не должна снижаться менее 0,6 (пп.6.1.1.2, 6.1.2.5, абзац 3 п.6.1.6.2 раздела 6 ТКП 143-2008). Таким образом, лесничеством на площади около 1,0 га была проведена вырубка древостоя в нарушение пп.6.1.1.2, 6.1.2.5, части третьей п.6.1.6.2 раздела 6 ТКП 143-2008, а также нарушены требования части третьей ст.54 Лесного кодекса Республики Беларусь (далее - ЛК).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 31 декабря 2016 г. вступил в силу новый Лесной кодекс Республики Беларусь от 24.12.2015 № 332-З. |
![]() |
Пример 2 Требования к порядку проведения работ по организации и технологии искусственного лесовосстановления, лесоразведения и естественного возобновления леса на территории Республики Беларусь установлены техническим кодексом установившейся практики ТКП 047-2009 (02080) «Устойчивое лесоуправление и лесопользование. Наставление по лесовосстановлению и лесоразведению в Республике Беларусь» (утвержден и введен в действие постановлением Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь от 20.05.2009 № 18 (далее - ТКП 047-2009) (http://tnpa.by/#!/DocumentCard/229462/326993). Положения ТКП 047-2009 обязательны для применения юридическими лицами, ведущими лесное хозяйство (лесхозы), и юридическими лицами, осуществляющими эксплуатацию защитных насаждений. Одним из мероприятий для осуществления контроля за качеством выполненных работ по лесовосстановлению, лесоразведению, их оценки и своевременного принятия мер по устранению недостатков в соответствии с требованиями действующих нормативов является перевод участков лесных культур в земли, покрытые лесом (п.12.1.1 ТКП 047-2009). При этом в земли, покрытые лесом, осуществляется перевод лесных культур 7-го года выращивания, а также при достижении культурами нормативов для перевода (п.12.1.3 ТКП 047-2009). Лесные культуры в семилетнем возрасте, не отвечающие нормативным требованиям, являются браком. В них проводят мероприятия, позволяющие повысить качество до уровня стандартных (абзац 2 п.12.10.5 ТКП 047-2009). Для перевода лесных культур всех главных пород установлен максимальный срок перевода в земли, покрытые лесом, в 10 лет, а для дуба черешчатого - в 15 лет. Лесные культуры главных пород, не достигшие к 10-летнему, а дуба черешчатого - к 15-летнему возрасту установленных показателей для перевода их участков в земли, покрытые лесом, списываются (абзац 3 п.12.10.7 ТКП 047-2009). Проверкой было установлено, что ГЛХУ «Т» лесные культуры сосны, возраст выращивания которых более 10 лет, на 18 участках общей площадью 35,2 га не были переведены в земли, покрытые лесом, и не были списаны. Так, согласно паспорту насаждений искусственного происхождения в квартале 234 лесничества на площади 18,1 га весной 2002 г. были созданы лесные культуры составом 6С2Е2Б. В соответствии с актом, подписанным в октябре 2009 г., лесные культуры на площади 4,1 га были переведены в земли, покрытые лесом, составом 6С3Б1Е. Лесные культуры на оставшейся части участка площадью 14,0 га на момент проведения проверки не были переведены в земли, покрытые лесом, и не были списаны, возраст лесных культур - 12 лет. |
Нарушение установленного порядка использования лесосечного фонда, заготовки и вывозки древесины
Административное взыскание: штраф в размере до 30 БВ, а на юридическое лицо - до 500 БВ (ст.15.21 КоАП).
![]() |
Пример 1 Проверкой полноты расчетов лесопользователей за отпущенную древесину на корню было установлено, что ГЛХУ «Т» в 2012-2013 гг. был произведен отпуск древесины на корню по сплошным санитарным рубкам по заниженной стоимости, в результате чего лесопользователями не в полном объеме были произведены расчеты за отпущенную им древесину на корню, чем государственному имуществу причинен вред. Порядок внесения лесопользователями юридическим лицам, ведущим лесное хозяйство, платежей за отпуск древесины основных лесных пород, отпускаемой на корню, установлен Положением о порядке внесения платежей за отпуск древесины основных лесных пород, отпускаемой на корню, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.03.2008 № 431 (далее - Положение о порядке внесения платежей), и Правилами отпуска древесины на корню и ее заготовки в лесах Республики Беларусь, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 07.05.2007 № 214 (далее - Правила отпуска древесины на корню). Стоимость древесины основных лесных пород, отпускаемой на корню, определяется исходя из объема отпуска древесины и такс на древесину основных лесных пород, отпускаемую на корню (далее - таксы), действующих на момент выписки лесопользователю лесорубочного билета (ордера) на заготовку древесины. Платежи за отпуск древесины вносятся лесопользователем на текущий (бюджетный) счет юридического лица, ведущего лесное хозяйство, остаются в его распоряжении и направляются на финансирование мероприятий по ведению лесного и охотничьего хозяйства. Стоимость древесины основных лесных пород, отпускаемой на корню, определяется в соответствии с законодательством и указывается в лесорубочном билете (ордере) на заготовку древесины по каждой лесосеке. Платежи за отпуск древесины основных лесных пород, отпускаемой на корню, вносятся лесопользователями в установленном Советом Министров Республики Беларусь порядке юридическим лицам, ведущим лесное хозяйство (п.42 и часть первая п.43 Правил отпуска древесины на корню). Порядок формирования такс установлен Положением о порядке формирования такс на древесину основных лесных пород, отпускаемую на корню, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.05.2007 № 708 (далее - Положение о порядке формирования такс). При проведении рубок промежуточного пользования и прочих рубок (за исключением прочих рубок, проводимых в спелых и перестойных насаждениях) таксы снижаются на 40 % (п.13 Положения о порядке формирования такс). Порядок внесения лесопользователями платежей за отпуск древесины основных лесных пород, отпускаемой на корню, установлен Положением о порядке внесения платежей за отпуск древесины основных лесных пород, отпускаемой на корню, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.03.2008 № 431. Прочие рубки - рубки, проводимые при расчистке лесных площадей для строительства зданий, сооружений, трубопроводов, дорог, линий электропередач и связи, прокладке квартальных просек, создании противопожарных разрывов и других объектов; рубки, проводимые для других подобных целей, а также сплошные санитарные рубки, уборка захламленности (п.3.36 раздела 3 ТКП 143-2008). Порядок учета, хранения, заполнения и выдачи юридическими лицами, ведущими лесное хозяйство, лесопользователям лесорубочного билета, ордера и лесного билета установлен Инструкцией о порядке учета, хранения, заполнения и выдачи лесорубочного билета, ордера и лесного билета, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.09.2006 № 1276 (далее - Инструкция о порядке учета, хранения, заполнения и выдачи лесорубочного билета). При выписке лесорубочного билета для каждого участка лесного фонда заполняются строки таблицы по материалам отвода и таксации (ведомость материально-денежной оценки лесосеки, ведомость пересчета деревьев, назначенных в рубку, и (или) ведомость таксации и материально-денежной оценки лесосеки по материалам лесоустройства) и указываются: в графах «Стоимость по таксе, рублей» - таксовая стоимость древесины, отпускаемой на корню, по данным материально-денежной оценки лесосеки; в графе «Причитается к уплате, рублей» - сумма, причитающаяся к уплате за древесину, отпускаемую на корню, с учетом таксовой стоимости и суммы скидки или надбавки. В тех случаях, когда лесорубочный билет выписывается на две и более лесосеки, в конце каждой части таблицы проставляется общий итог (п.11 Инструкции о порядке учета, хранения, заполнения и выдачи лесорубочного билета). Проверкой установлено, что ГЛХУ «Т» лесопользователю - унитарному предприятию «Ж» был выписан лесорубочный билет от 23.12.2013 для проведения сплошной санитарной рубки в квартале № 234, выдел № 3 лесничества на площади 0,4 га, 2-я группа лесов, возраст насаждения 83 года. Лесорубочный билет был выписан по материально-денежной оценке лесосеки, в которой стоимость древесины на корню рассчитана по таксам промежуточного пользования, т.е. снижена на 40 % и составила всего 3 629 200 руб. Данная стоимость указана и в соответствующей графе лесорубочного билета. В ходе проверки был произведен перерасчет таксовой стоимости древесины на корню по таксам главного пользования, в результате которого таксовая стоимость древесины на корню составила 5 858 400 руб. Следовательно, на бюджетный счет ГЛХУ «Т» не поступило 2 229 200 руб. Кроме того, в результате занижения таксовой стоимости древесины на корню лесхозом был занижен размер пени за предоставленную по этим лесорубочным билетам отсрочку на заготовку и вывозку древесины. За предоставление отсрочки юридическим лицом, ведущим лесное хозяйство, или территориальным органом Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь (далее - Минлесхоз) на заготовку и (или) вывозку древесины лесопользователь уплачивает пеню в размере 1,5 % стоимости древесины на корню, рассчитанной по стоимости, действовавшей на момент выписки лесорубочного билета (ордера) на заготовку древесины, не вырубленной и (или) не вывезенной в установленный срок, за каждый месяц отсрочки (часть пятая п.59 Правил отпуска древесины на корню). В ходе проверки был произведен перерасчет пени за предоставленные отсрочки. Таким образом, были нарушены п.42 и часть первая п.43 Правил отпуска древесины на корню, п.13 Положения о порядке формирования такс, а также требования части третьей ст.54 ЛК.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 31 декабря 2016 г. действует новая Инструкция о порядке учета, хранения, заполнения, выдачи и аннулирования лесорубочного билета, ордера и лесного билета, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04.11.2016 № 907. С 8 июня 2017 г. Правила отпуска древесины на корню утратили силу на основании Указа Президента Республики Беларусь от 31.05.2017 № 197. С 26 августа 2017 г. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.08.2017 № 629 внесены изменения в Положение о порядке формирования такс, в частности, название изложено в новой редакции: «Положение о порядке формирования таксовой стоимости на древесину основных лесных пород, отпускаемую на корню». |
![]() |
Пример 2 Проверкой правильности оформления и выдачи лесорубочных билетов были установлены факты выдачи ГЛХУ «Т» лесорубочных билетов в нарушение Правил отпуска древесины на корню. Так, лесорубочный билет на заготовку древесины ежегодно выдается лесопользователям юридическим лицом, ведущим лесное хозяйство, на конкретную лесосеку и является документом, разрешающим лесопользователю осуществлять заготовку древесины в указанном в этом билете объеме в соответствии с техническими нормативными правовыми актами и в установленный срок, а также предоставляющим право физическим лицам, заготовившим древесину, на ее вывозку. Лесорубочные билеты на заготовку древесины выдаются лесопользователям юридическими лицами, ведущими лесное хозяйство, в течение года в порядке, установленном Инструкцией о порядке учета, хранения, заполнения и выдачи лесорубочного билета, если иное не определено Президентом Республики Беларусь. Основанием для выдачи лесорубочного билета является решение органа, в компетенцию которого входят вопросы принятия решений о предоставлении участков лесного фонда в пользование для заготовки древесины, договор аренды участка лесного фонда, договор на вырубку древесно-кустарниковой растительности (насаждений) на просеках воздушных линий электропередачи и договор на заготовку древесины при рубке опасных деревьев и (или) насаждений либо биржевой договор, зарегистрированный в открытом акционерном обществе (далее - ОАО) «Белорусская универсальная товарная биржа». Оформление и выдача лесорубочного билета на основании заключенной биржевой сделки осуществляются не позднее 45 дней после регистрации биржевого договора в ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа», но не позднее 25 декабря года, в котором отпускается лесосечный фонд. По истечении указанного срока покупатель теряет право на приобретенный лесосечный фонд (части первая-третья п.38 Правил отпуска древесины на корню). Проверкой установлено, что в соответствии с договором от 06.12.2013 ГЛХУ «Т» продал обществу с дополнительной ответственностью «К» древесину на корню в квартале № 65, выдел № 5 лесничества в количестве 803,44 куб.м, в т.ч. деловой древесины 579,78 куб.м, дровяной - 233,66 куб.м. Данный договор был зарегистрирован 6 декабря 2013 г. в ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа». Однако в нарушение части третьей п.38 Правил отпуска древесины на корню лесорубочный билет лесхозом был выписан 30 декабря 2013 г. |
![]() |
Пример 3 Освидетельствованию подлежат места рубок при рубках главного пользования, промежуточного пользования и прочих рубках. Освидетельствование мест рубок проводится юридическим лицом, ведущим лесное хозяйство, в течение 30 дней после окончания срока действия лесорубочного билета (ордера) на заготовку древесины или окончания заготовки и вывозки древесины ранее срока, указанного в лесорубочном билете (ордере) на заготовку древесины (часть вторая п.72 Правил отпуска древесины на корню). Проверкой установлено, что по лесорубочным билетам на рубки главного пользования, срок окончания действия по которым истек (отсрочка на заготовку и вывозку не предоставлялась), по состоянию на 11 июня 2014 г. освидетельствования мест рубок не проведены. |
![]() |
Пример 4 Заполнение текстовой части всех экземпляров лесорубочного билета осуществляет инженер, ведущий вопросы отпуска древесины на корню, ручным или машинным способом (часть вторая п.9 Инструкции о порядке учета, хранения, заполнения и выдачи лесорубочного билета). В строке «Отметки о предоставлении отсрочек на заготовку и вывозку древесины» указываются основание и срок, на который предоставляется отсрочка на заготовку и (или) вывозку древесины, за подписью руководителя лесхоза и удостоверяется печатью лесхоза (п.18 Инструкции о порядке учета, хранения, заполнения и выдачи лесорубочного билета). За предоставление отсрочки юридическим лицом, ведущим лесное хозяйство, или территориальным органом Минлесхоза на заготовку и (или) вывозку древесины лесопользователь уплачивает пеню в размере 1,5 % стоимости древесины на корню, рассчитанной по стоимости, действовавшей на момент выписки лесорубочного билета (ордера) на заготовку древесины, не вырубленной и (или) не вывезенной в установленный срок, за каждый месяц отсрочки (часть пятая п.59 Правил отпуска древесины на корню). Выборочной проверкой установлено, что в 28 лесорубочных билетах, выписанных лесхозу (хозрасчет), по которым в 2014 г. была предоставлена отсрочка на заготовку и (или) вывозку древесины, в нарушение требований части пятой п.59 Правил отпуска древесины на корню инженером по лесопользованию были внесены отметки об отсрочке без фактической оплаты на сумму 23 999 075 руб., документы на оплату в бухгалтерию лесхоза не направлялись. Кроме того, в нарушение требований п.18 Инструкции о порядке учета, хранения, заполнения и выдачи лесорубочного билета в вышеуказанных билетах подпись за руководителя лесхоза о предоставлении отсрочки на заготовку и вывозку древесины была сделана инженером по лесопользованию. Размер вреда определяется при выявлении в ходе проверок незаконного пользования денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного их получения или сбережения в установленные законодательством или договором сроки (подп.7.2 п.7 Инструкции о порядке определения размера причиненного государственному имуществу вреда в связи с утратой, повреждением (порчей), недостачей при проведении проверок финансово-хозяйственной деятельности государственных юридических лиц, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства экономики Республики Беларусь от 24.03.2003 № 39/69 (далее - Инструкция № 39/69)).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 11 декабря 2016 г. следует руководствоваться Положением о порядке определения размера вреда (в том числе реального ущерба), причиненного государству, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям противоправными действиями, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.12.2016 № 1001.
В случае незаконного пользования денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения вред подлежит возмещению в размере указанных денежных средств и процентов, начисленных на сумму этих средств. Размер процентов рассчитывается с даты начала незаконного пользования денежными средствами по дату обнаружения вреда с использованием ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь (далее - Нацбанк) на дату обнаружения вреда. Датой обнаружения вреда считается дата составления акта проверки. В случае если вред, причиненный организации незаконным пользованием ее денежными средствами, частично возмещен лицом, его причинившим, проценты, начисленные на сумму этих средств, исчисляются исходя из ставки рефинансирования Нацбанка, действовавшей на дату составления акта проверки, в зависимости от количества дней, в течение которых лицо, причинившее вред, обязано было его возместить (части первая-третья п.5 Инструкции № 39/69). Проверкой установлено, что инженером по лесопользованию ГЛХУ «Т» в результате внесения отметок за представление отсрочки на заготовку и вывозку древесины без фактической оплаты в общей сумме 23 999 075 руб. был причинен вред государственному имуществу в размере указанных денежных средств и размере процентов (исходя из ставки рефинансирования Нацбанка), начисленных на сумму этих средств, в общей сумме 1 598 202 руб., всего на сумму 25 597 277 руб. |
![]() |
Пример 5 При осуществлении лесопользования лесопользователи обязаны своевременно вносить плату за лесопользование (абзац 11 ст.47 ЛК). Лесопользователи вносят плату за древесину основных лесных пород, отпускаемую на корню, тремя платежами: 30 % - до выдачи лесорубочного билета, 40 % - не позднее 30 календарных дней и 30 % - не позднее 60 календарных дней после выдачи лесорубочного билета (п.20 Положения о порядке формирования такс). Лесопользователи при пользовании участками лесного фонда для заготовки древесины обязаны своевременно вносить плату за отпущенную древесину на корню. Право пользования участками лесного фонда для заготовки древесины прекращается Минлесхозом и его территориальными органами, местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, другими уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции, а также юридическими лицами, ведущими лесное хозяйство, в случае систематического (более 2 раз в год) несоблюдения лесопользователем сроков внесения платежей за отпущенную древесину на корню (подп.64.11 п.64 и подп.68.6 п.68 Правил отпуска древесины на корню). Вместе с тем согласно журналам-ордерам по бухгалтерскому счету 76-4 (расчеты по попенной плате) за январь-декабрь 2013 г., счету 79-2 (попенная плата) за январь-май 2014 г. и расчету задолженности оплаты стоимости древесины на корню лесхозом была допущена просрочка уплаты таксовой стоимости за древесину на корню с 19 декабря 2012 г. по 1 июня 2014 г. В результате просроченная задолженность ГЛХУ «Т» (хозрасчет) лесхозу (бюджет) за древесину на корню по состоянию на 1 июня 2014 г. составила 2 438 854 183 руб. по 104 лесорубочным билетам, чем были нарушены требования абзаца 11 ст.47 ЛК, п.20 Положения о порядке формирования такс, подп.64.11 п.64 и подп.68.6 п.68 Правил отпуска древесины на корню. |
Нарушение порядка ведения первичного учета использования вод
Административное взыскание: на юридическое лицо - предупреждение или наложение штрафа в размере до 300 БВ (часть первая ст.15.52 КоАП).
![]() |
Пример На момент проверки (27 мая 2014 г.) на балансе унитарного предприятия (далее - УП) «П» в составе основных средств числилось 20 действующих артезианских скважин, 13 находилось на консервации, три скважины затампонированы, шесть скважин подлежали консервации в связи с неисправностью. В УП «П» водопользование осуществлялось на основании разрешения на специальное водопользование. В соответствии с названным разрешением целью водопользования являлось сельхозводоснабжение, рыбное хозяйство, хозяйственно-питьевое водоснабжение, отведение сточных вод. Настоящим разрешением объем добычи (изъятия) воды для УП «П» был установлен в количестве 700,5 тыс.куб.м в год при среднесуточном потреблении 1 919,2 куб.м в сутки; объем сточных вод, отводимых с использованием накопителей, - 400 тыс.куб.м в год при среднесуточном объеме стоков 1 095,9 куб.м в сутки. Водопользователи обязаны вести учет количества забираемых, используемых вод и отводимых сточных вод, осуществлять контроль за качеством забираемой воды и отводимых в водные объекты сточных вод, а также представлять в установленном порядке отчеты соответствующим органам (абзацы 1 и 4 ст.32 Водного кодекса Республики Беларусь (далее - ВК)).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 21 мая 2015 г. действует ВК от 30.04.2014 № 149-З.
Первичный учет использования вод осуществляется путем измерения с помощью средств измерений вод (далее - средства измерений) объемов забираемых вод из поверхностных и подземных источников и сбрасываемых сточных вод в окружающую среду, обработки и регистрации количественных и качественных характеристик забора воды из поверхностных и подземных источников и сброса сточных вод в окружающую среду (п.2 Инструкции о порядке ведения первичного учета использования вод, утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 21.09.2007 № 75, далее - Инструкция № 75 (действовала на момент проверки)).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 13 июня 2015 г. постановление № 75 на основании постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 25.05.2015 № 24 утратило силу. В связи с этим следует руководствоваться постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 20.06.2014 № 27 «О некоторых вопросах учета используемых природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, обращения с отходами, иных видов вредного воздействия на окружающую среду и признании утратившими силу постановлений Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 2 июня 2009 г. № 33 и от 31 декабря 2010 г. № 62», ТКП 17.02-12-2014 (02120) «Охрана окружающей среды и природопользование. Порядок ведения учета в области охраны окружающей среды и заполнения форм учетной документации в области охраны окружающей среды», утвержденным постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 03.03.2014 № 2-Т, и ТКП 17.06-12-2015 (33140) «Охрана окружающей среды и природопользование. Гидросфера. Правила ведения учета добываемых подземных вод, изымаемых поверхностных вод и сбрасываемых сточных вод в окружающую среду», утвержденным постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 30.01.2015 № 1-Т.
Одиннадцать рабочих скважин из 20 эксплуатируемых были оснащены средствами измерений объема и расхода жидкостей, прошедших утверждение типа, внесенных в Государственный реестр средств измерений Республики Беларусь и поверенных в организациях государственной метрологической службы, аккредитованных на данный вид работ, с опломбированием мест соединений средств измерений комиссионно с участием представителей территориальных органов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и водопользователей, которые оформлены соответственно актами опломбирования установленной формы (п.8, часть первая п.14 Инструкции № 75 и приложение 1 к ней). Результаты первичного учета использования вод фиксируются в формах первичной учетной документации (п.5 Инструкции № 75). Формы учетной документации в области охраны окружающей среды и Инструкция о порядке применения и заполнения форм учетной документации в области охраны окружающей среды утверждены постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 02.06.2009 № 33 (далее - Инструкция № 33, постановление № 33). Для определения количества воды, забираемой из водных объектов и подземных вод или других систем водоснабжения, отводимой в подземные воды при использовании земледельческих полей орошения, полей фильтрации, полей подземной фильтрации, фильтрующих траншей, песчано-гравийных фильтров, земляных накопителей, применяется журнал учета водопотребления и водоотведения водоизмерительными приборами и устройствами по форме ПОД-6 (далее - журнал по форме ПОД-6), который ведется на каждое водозаборное сооружение или выпуск отводимых вод, оборудованные приборами учета воды, с указанием даты проведения измерения водопотребления и водоотведения и данных учета воды, полученные визуально от приборов учета. Журнал по форме ПОД-6 ведется ежемесячно (пп.31-34 Инструкции № 33). Акты опломбирования установленной формы на скважины и журналы учета водопотребления и водоотведения (ПОД-6), журналы учета водопотребления и водоотведения УП «П» были предоставлены только по 11 артезианским скважинам, по остальным действующим девяти скважинам документы предоставлены не были (отсутствовали, не заведены). Водоизмерительными приборами были оснащены 11 артезианских скважин. Места соединения средств измерения с водоводами опломбированы. На девяти артезианских скважинах, которые исправны и используются УП «П», не имелось водоизмерительных приборов. Таким образом, были нарушены абзацы 1 и 4 ст.32 ВК, пп.2, 5, 8 и часть первая п.14 Инструкции № 75 (на девяти действующих артезианских скважинах не был организован первичный учет использования вод для сельскохозяйственных нужд и хозяйственно-питьевого водоснабжения, а также ведение учета водопотребления и водоотведения в журнале по форме ПОД-6). Таким образом, в УП «П» не был соблюден порядок ведения первичного учета использования вод и не приняты для этого должные меры. Унитарное предприятие «П» в результате нарушения требований законодательства о водопользовании получило выгоду имущественного характера, избежав затрат по разработке журналов по форме ПОД-6, а также затрат по установке водоизмерительных приборов на девяти эксплуатируемых скважинах, принадлежащих ему. |
Невыполнение установленных законодательством об обращении с отходами обязанностей по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров
Административное взыскание: штраф на юридическое лицо в двукратном размере платы за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров (часть первая ст.15.63 КоАП).
![]() |
Пример Выборочной проверкой соблюдения законодательства об охране окружающей среды установлено следующее. В нарушение подп.1.2 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 11.07.2012 № 313 «О некоторых вопросах обращения с отходами потребления» (далее - Указ № 313) и п.1 ст.20 Закона Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами» (далее - Закон об отходах) ОАО «В» не обеспечило сбор, обезвреживание и (или) использование отходов, образующихся после утраты потребительских свойств производимых и ввозимых товаров, путем применения собственной системы сбора отходов или заключения с оператором договора об организации сбора, обезвреживания и (или) использования отходов и внесение на текущий счет оператора платы за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов (далее - плата). Координацию деятельности в сфере обращения со вторичными материальными ресурсами осуществляет Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь, которое в этих целях создает государственную некоммерческую специально уполномоченную организацию - оператора в сфере обращения со вторичными материальными ресурсами (далее - оператор) (подп.1.1 п.1 Указа № 313). Открытое акционерное общество «В» является производителем следующих товаров, включенных в перечень товаров, производители и поставщики которых обязаны обеспечивать сбор, обезвреживание и (или) использование отходов, образующихся после утраты потребительских свойств этих товаров (приложение 1 к Указу № 313) и реализованных в 2013 г. на территории республики: электроприборов, пылесосов, проигрывателей DVD, электрочайников, электроутюгов, печей СВЧ, электрофенов, аэрогрилей, ламп люминесцентных, установок спутникового телевидения, тюнеров наземного телевидения. В 2013 г. ОАО «В» не организовало собственную систему сбора и переработки отходов, не заключило договор с оператором и не вносило на текущий (расчетный) счет оператора платы. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.07.2012 № 708 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 11 июля 2012 г. № 313» установлены следующие размеры платы, вносимой производителями и поставщиками на текущий (расчетный) счет оператора за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары от стоимости товара без учета НДС: 0,3 % от стоимости телевизоров, пылесосов, тюнеров наземного телевидения, электрочайников, электроутюгов, печей СВЧ, аэрогрилей, электрофенов, тепловентиляторов и 1,5 % - от стоимости ламп люминисцентных. Таким образом, сумма платы за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов, подлежащая перечислению за 2013 г. и не внесенная на счет оператора по состоянию на 27 марта 2014 г., составила 146 889 628 руб.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 октября 2016 г. следует применять подп.1.2 п.1 Указа № 313 с изменениями, внесенными Указом Президента Республики Беларусь от 28.09.2016 № 350. С 20 сентября 2017 г. следует руководствоваться приложением 1 к Указу № 313 с изменениями, внесенными Указом Президента Республики Беларусь от 14.09.2017 № 326. |
Нарушение иных требований законодательства об обращении с отходами
Административное взыскание: предупреждение или штраф в размере от 5 до 50 БВ, на индивидуального предпринимателя - до 200 БВ, а на юридическое лицо - до 1 000 БВ (часть вторая ст.15.63 КоАП).
![]() |
Пример 1 Законодательство об обращении с отходами основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из актов Президента Республики Беларусь, Закона об отходах, иных актов законодательства об обращении с отходами, а также международных договоров в области обращения с отходами, действующих для Республики Беларусь (п.1 ст.2 Закона об отходах). Юридические лица, осуществляющие обращение с отходами, обязаны вести учет отходов и проводить их инвентаризацию в порядке, установленном Законом об отходах и иными актами законодательства об обращении с отходами; выполнять иные требования, нормы и правила, установленные Законом об отходах и иными актами законодательства об обращении с отходами, в т.ч. техническими нормативными правовыми актами (подп.1.6 и 1.11 п.1 ст.17 Закона об отходах). Учет отходов ведется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими обращение с отходами, в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь (п.1 ст.35 Закона об отходах). Образование отходов отражается в книге первичного учета отходов (п.13 Правил ведения учета отходов, утвержденных постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 26.11.2001 № 27, далее - Правила № 27) (действовали в проверяемом периоде). Первичный учет отходов представляет собой учет отходов в местах их образования (п.6 Правил № 27). Книга учета отходов по форме ПОД-9 (далее - книга по форме ПОД-9) применяется для ведения учета отходов производства в местах их образования (поступления) (п.41 главы 10 Инструкции № 33). Единый учет отходов представляет собой общий учет отходов в организации и осуществляется на основании данных первичного учета отходов (п.8 Правил № 27). Единый учет отходов в организации отражается в общей книге учета отходов (п.14 Правил № 27). Согласно Инструкции об обращении с отходами в районном потребительском обществе (далее - райпо) от эксплуатации автомобилей и транспортных механизмов образуются следующие отходы: свинцовые аккумуляторы отработанные неповрежденные с неслитым электролитом (код 3532201), отработанные масляные фильтры (код 5492800), обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел менее 15 %) (код 5820601), нефтешлам мойки подвижного состава и оборудования (код 5471600), изношенные шины с металлокордом (код 5750201), смесь нефтепродуктов отработанных (код 5412300), металлоотходы прочие (код 3510810). Выборочной проверкой полноты оприходования отходов от производственной деятельности установлено, что в проверяемом периоде по транспортному участку райпо производилась закупка и установка на транспорт аккумуляторных батарей, масляных фильтров, а также использовались моторные и другие масла. Например, согласно акту от 04.02.2014 произведено списание масляного фильтра на грузовой автомобиль ГАЗ-3309, согласно акту от 28.02.2014 произведено списание масла в количестве 2 шт. (по 10 л) на трактор МТЗ-82. Вместе с тем в нарушение подп.1.6 и 1.11 п.1 ст.17, п.1 ст.35 Закона об отходах, пп.6 и 13 Правил № 27, пп.1, 41 Инструкции № 33 райпо в проверяемом периоде и на момент проверки не было обеспечено достоверное отражение сведений об образованных отходах в книге по форме ПОД-9 (не отражено количество отработанных масляных фильтров в количестве 55 шт.). Таким образом, райпо не было обеспечено ведение учета отходов в порядке, установленном актами законодательства об обращении с отходами, т.е. не приняты все меры по соблюдению законодательства. |
![]() |
Пример 2 Для учета отходов утверждены, в частности, формы ПОД-9 «Книга учета отходов» и ПОД-10 «Книга общего учета отходов» (приложения 9 и 10 к постановлению № 33). В ходе проверки на территории автобазы был установлен факт хранения синтетических и минеральных масел отработанных (код 5410201). Данные отходы накапливались и хранились в подземной емкости (без инвентарного номера; в составе основных средств не отражена). В период с 1 января 2012 г. по 7 апреля 2014 г. (более 2 лет) по данным бухгалтерского учета внутреннее перемещение, реализация хранения синтетических и минеральных масел отработанных не осуществлялись. Между тем было установлено, что период хранения данного вида отходов - 1 год. Проведенной в ходе проверки инвентаризацией было установлено, что фактические остатки синтетических и минеральных масел отработанных составляют 600 л. В то же время согласно данным бухгалтерского учета списано масла моторного (М8В) на операции по замене масла за 2012-2013 гг. в количестве 2 322 л (отклонение 1 722 л), а по данным приложения 2 государственной статистической отчетности 1-отходы (Минприроды) за 2013 г. в остатке числилось 950 л (отклонение 350 л). Таким образом, отсутствие первичного учета по форме ПОД-9 «Книга учета отходов» не позволило достоверно оценить объем образующихся отходов производства и, соответственно, объем их несанкционированного использования (захоронения). |
![]() |
Пример 3 В ходе проведения осмотра 16 апреля 2014 г. было установлено, что на территории ОАО «Д» хранились неучтенные в журналах ПОД-9 и ПОД-10, не указанные в карте-схеме образования и хранения отходов и не предусмотренные в инструкции по обращению с отходами производства ОАО «Д» отходы производства, образованные возле площадки для хранения металлолома - камни (отсев камней) в количестве примерно 3 т. В складе хранения льняных маслосемян допущено хранение в смешанном виде, без сортировки, без укладки в штабеля, навалом отходов шпагата, полученного от разматывания рулонов льнотресты, в неустановленном количестве (ориентировочный вес 1-1,5 т). Не была убрана куча с бытовым мусором. Камни, отсев камней, образующиеся в процессе очистки полей перед посадкой сельскохозяйственных культур, отходы шпагата являются отходами, предусмотренными классификатором отходов, образующихся в Республике Беларусь, утвержденным постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 08.11.2007 № 85. Все вышеуказанные производственные отходы находились вне санкционированных и необозначенных мест. |
29.09.2014
Александр Денисевич, кандидат юридических наук