Пособие от 15.03.2011
Автор: Бондарович С.

Обзор нарушений порядка составления и представления статистической отчетности, выявляемых контролирующими органами


 

Материал помещен в архив

 

ОБЗОР НАРУШЕНИЙ ПОРЯДКА СОСТАВЛЕНИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ, ВЫЯВЛЯЕМЫХ КОНТРОЛИРУЮЩИМИ ОРГАНАМИ
(примечание)

    

В соответствии с частью первой ст.23.18 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушения (в редакции от 15.06.2009) представление должностным лицом и (или) иным уполномоченным лицом, ответственным за составление и представление данных государственной статистической отчетности, либо индивидуальным предпринимателем искаженных данных государственной статистической отчетности, несвоевременное представление или непредставление такой отчетности органам государственной статистики, если в этих деяниях нет состава преступления, влекут наложение штрафа в размере от 50 до 120 базовых величин (далее - БВ), на индивидуального предпринимателя - от 50 до 150 БВ, а на юридическое лицо - от 100 до 200 БВ.

1. В ходе выборочной проверки соблюдения унитарным предприятием (далее - УП) «А» законодательства при составлении и предоставлении государственной статистической отчетности было установлено следующее. В государственной статистической отчетности по форме 1-п (месячная) «Отчет о производстве продукции и выполненных работах, услугах промышленного характера», утвержденной постановлением Минстата РБ от 27.11.2006 № 204 (с изменением, внесенным постановлением Минстата РБ от 19.10.2007 № 321, действовало на момент проведения проверки, утратило силу с 8 января 2009 г.), представленной УП «А» в органы статистики, имеются искажения.

Так, в нарушение требований подп.2.2 п.2 ст.12 Закона РБ от 28.11.2004 № 345-З «О государственной статистике» (далее - Закон № 345-З), п.1 Указаний по заполнению в формах государственной статистической отчетности показателей о производстве промышленной продукции, выполненных работах, оказанных услугах промышленного характера, утвержденных постановлением Минстата РБ от 27.12.2006 № 227 (действовало на момент проведения проверки, утратило силу с 10 января 2011 г.) (далее - Указания), УП «А» 6 января 2009 г. в органы статистики был представлен отчет формы 1-п (месячная) «О производстве продукции и выполненных работах, услугах промышленного характера» (по сроку представления 2 января 2009 г.), в котором в графу 4 «Количество» за период с начала отчетного года (январь-декабрь 2008 г.) были внесены данные о количестве произведенных пластин - 208 952 шт., в т.ч. из давальческого сырья - 60 195 шт.

Проверкой также было установлено, что по контракту с совместным предприятием (далее - СП) «О» УП «А» оказывались услуги по калибровке и маркировке слитков. Так, в феврале 2008 г. СП «О» предприятием была оказана услуга по подготовке слитков в количестве 17,43 кг на сумму 322 долл. США. В декабре 2008 г. СП «О» была оказана услуга по подготовке слитков в количестве 343,95 кг на сумму 1 032 долл. США. Однако в сводной ведомости за февраль 2008 г. предприятием был указан объем выпуска пластин из давальческого сырья СП «О» в количестве 16 494 шт., в то время как фактически были оказаны услуги по калибровке и маркировке слитков. Аналогично согласно ведомости за декабрь 2008 г. предприятием был указан выпуск пластин из давальческого сырья в количестве 14 999 шт., фактически оказаны услуги по калибровке и маркировке слитков. Таким образом, в результате включения в объемы готовой продукции, фактически не выпущенных 31 486 шт. пластин, предприятием было допущено искажение отчетных данных государственной статистической отчетности формы 1-п (месячная).

Кроме того, в связи с внесением в отчет недостоверных данных об объемах выпуска пластин в количестве 31 486 шт., предприятием было допущено искажение данных об объеме производства продукции в сопоставимых ценах за период с начала отчетного года по стр.810, гр.2 раздела I вышеуказанного отчета на сумму 237,5 млн.руб. (9 876,5 - 9 638,5), по стр.810, гр.4 раздела I на сумму 782,0 млн.руб. (9 050,0 - 8 268), по стр.821 гр.4 раздела I на сумму 789 млн.руб. (8 521 - 7 735), чем нарушены требования подп.2.2 п.2 ст.12 Закона № 345-З, части третьей п.13, части второй п.15 Указаний.

В результате проверки также было установлено, что в нарушение требований подп.2.2 п.2 ст.12 Закона № 345-З, п.4 главы 2 Указаний по заполнению формы государственной статистической отчетности 1-п (натура) «Отчет о производстве продукции в натуральном выражении», утвержденных постановлением Минстата РБ от 11.09.2008 № 170 (действовало на момент проведения проверки, утратило силу с 23 сентября 2009 г.), УП «А» 25 февраля 2009 г. в органы статистики был представлен отчет формы 1-п (натура) (по сроку представления 26 февраля 2009 г.), в котором в гр.1 «Фактически произведено за отчетный год» были внесены данные об объеме произведенных пластин в количестве 215 586 шт., искажение данных - 31 486 шт., фактически произведено - 184 100 шт.

2. Проверкой достоверности государственных статистических данных, представленных закрытым акционерным обществом (далее - ЗАО) «Н» в органы статистики 23 декабря 2009 г. за 11 месяцев 2009 г. по форме 12-ф (расчеты) «Отчет о состоянии расчетов», утвержденной постановлением Минстата РБ от 29.08.2008 № 143 (далее - постановление № 143) (действовало на момент проведения проверки, утратил силу с 26 января 2010 г.) (далее - форма 12-ф), было установлено искажение просроченной дебиторской и кредиторской задолженности. Просроченная дебиторская и кредиторская задолженность, в т.ч. кредиторская задолженность свыше 3 месяцев, имеющаяся по данным бухгалтерского учета общества по состоянию на 1 декабря 2009 г., в государственной статистической отчетности формы 12-ф ЗАО «Н» не была отражена:

- по стр.101 и 102 в гр.2 раздела I «Состояние расчетов», по стр.201 и 202 в гр.5 раздела II «Состояние расчетов внутри республики и с другими государствами» данной отчетности не была указана просроченная дебиторская задолженность покупателей продукции на сумму 1 92,5 млн.руб.,

- по стр.104 и 105 в гр.2 раздела I «Состояние расчетов», по стр.201 и 202 в гр.6 раздела II «Состояние расчетов внутри республики и с другими государствами» не была указана просроченная кредиторская задолженность поставщикам товаров на сумму 67,8 млн.руб.,

- по стр.104 и 105 в гр.3 раздела I «Состояние расчетов» не была указана просроченная кредиторская задолженность поставщикам товаров свыше 3 месяцев на сумму 18,3 млн.руб.

В соответствии с частью первой п.13 главы 2 Указаний по заполнению формы государственной статистической отчетности 12-Ф (расчеты) «Отчет о состоянии расчетов», утвержденных постановлением № 143 (далее - Указания по заполнению формы 12-ф), к просроченной (дебиторской, кредиторской) задолженности относится задолженность, не погашенная в сроки, установленные договорами или законодательством. В случаях когда в договорах не указаны конкретные сроки расчетов, в просроченную задолженность включается задолженность, не погашенная в течение 60 дней (с даты отражения задолженности в бухгалтерском учете) по внутриреспубликанским расчетам и 90 дней - по внешним расчетам.

В нарушение вышеизложенного обществом к просроченной дебиторской и кредиторской задолженности не была отнесена вся задолженность по договорам, заключенным с резидентами Республики Беларусь, в которых за отгруженные и полученные товары (работы, услуги) установлен срок оплаты менее 60 дней. Проверкой было установлено, что по состоянию на 1 декабря 2009 г. по этой причине не отнесена к просроченной дебиторская задолженность в сумме 192,5 млн.руб. и кредиторская задолженность по 7 поставщикам на сумму 67,8 млн.руб.

Кредиторская задолженность перед поставщиками в сумме 32,7 млн.руб., числящаяся по данным бухгалтерского учета по состоянию на 1 декабря 2009 г. по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и не включенная обществом в состав просроченной кредиторской задолженности, образовалась из-за не оплаченной ЗАО «Н» стоимости полученной продукции указанным поставщикам в порядке 100-процентной предоплаты.

В нарушение частей первой, второй п.13 главы 2 Указаний по заполнению формы 12-ф по состоянию на 1 декабря 2009 г. не была отражена просроченная кредиторская задолженность, в т.ч. свыше 3 месяцев, в сумме 18,3 млн.руб., имеющаяся по данным бухгалтерского учета ЗАО «Н» по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Частями второй и третьей п.13 главы 2 Указаний по заполнению формы 12-ф предусмотрено: из просроченной (дебиторской, кредиторской) задолженности выделяется просроченная задолженность свыше 3 месяцев. К просроченной (дебиторской, кредиторской) задолженности свыше 3 месяцев относится задолженность, сроки погашения которой, установленные договорами или законодательством, превысили на отчетную дату 3 месяца. В случаях когда в договорах не указаны конкретные сроки расчетов, в просроченную задолженность свыше 3 месяцев включается задолженность, не погашенная в течение 150 дней (с даты отражения задолженности в бухгалтерском учете) по внутриреспубликанским расчетам и 180 дней - по внешним расчетам.

Таким образом, ЗАО «Н» нарушило подп.2.2 п.2 ст.12 Закона № 345-З, в соответствии с которым респонденты обязаны представлять достоверные первичные статистические данные в сроки и адреса, указанные в формах государственных статистических наблюдений, за подписями лиц, ответственных за составление и представление этих данных.

3. В ходе проверки было установлено, что в соответствии с договором от 01.02.2010 в феврале-марте 2010 г. ООО «Е» (исполнитель) резиденту РФ - ООО «А» (заказчик) оказывало следующие услуги:

- сбор информации о потенциальных клиентах заказчика и их потребностях, рынке топливных пластиковых карт Республики Беларусь;

- распространение информации о заказчике, о поставляемых заказчиком товарах, о пластиковых топливных картах заказчика и сервисных функциях, предоставляемых при их использовании;

- поиск клиентов - потенциальных пользователей топливных пластиковых карт (транспортных фирм резидентов Республики Беларусь);

- получение от заказчика корреспонденции, сортировка и почтовая рассылка по территории Республики Беларусь клиентам заказчика;

- получение от клиентов заказчика корреспонденции и пересылка ее заказчику;

- консультирование клиентов заказчика по пользованию пластиковыми топливными картами.

Факт оказания услуг подтверждался актами выполненных работ (оказанных услуг) от 28.02.2010 и от 31.03.2010. Стоимость выполненных услуг за февраль 2010 г. - 11,8 млн.руб., за март 2010 г. - 11,8 млн.руб. Экспорт иных услуг общество в феврале-марте 2010 г. не осуществляло.

Однако в нарушение требований абзацев 1, 2 п.1, пп.4, 5, 9 Указаний по заполнению формы государственной статистической отчетности 12-вэс (услуги) «Отчет об экспорте и импорте услуг», утвержденных постановлением Белстата от 02.09.2009 № 134 (далее - форма 12-вэс), и в нарушение подп.2.2 п.2 ст.12 Закона № 345-З обществом в органы государственной статистики отчет по форме 12-вэс (услуги) за февраль 2010 г. по сроку 15 марта 2010 г. представлен не был. Кроме того, в отчете формы 12-вэс (услуги) за март 2010 г., представленном в органы государственной статистики 15 апреля 2010 г., были указаны недостоверные данные. В разделе I «Экспорт услуг» в гр.1 указана стоимость экспортированных услуг - 23,600 тыс.руб., следовало указать - 11 800 тыс.руб., в гр.2 указана стоимость экспортированных услуг - 7,9 тыс.долл. США, следовало указать 4,0 тыс.долл. США.

4. При проведении проверки открытого акционерного общества (далее - ОАО) «И» было установлено, что обществом 14 апреля 2010 г. в органы статистики был представлен ежеквартальный отчет по форме 4-торг (касса) «Отчет об обороте кассы» за I квартал 2010 г., форма которого утверждена постановлением Белстата от 30.09.2009 № 185 (далее - постановление № 185) (действовало на момент проведения проверки, утратил силу с со 2 февраля 2010 г.) (далее - отчет 4-торг (касса)), содержащий недостоверные сведения об остатках кассы на начало и конец отчетного периода, выручке от реализации товаров наличными деньгами, выручке, сданной в банк, и т.д.

Данный факт - нарушение требований пп.7, 14, 17 Указаний по заполнению формы государственной статистической отчетности 4-торг (касса) «Отчет об обороте кассы», утвержденных постановлением № 185, подп.2.2 п.2 ст.12 Закона № 345-З.

Так, согласно стр.01 таблицы 1 «Остаток кассы на начало отчетного периода» раздела I отчета, представленного в органы статистики по форме 4-торг (касса) за I квартал 2010 г., данные об остатке кассы на начало отчетного периода не были приведены. Фактически в соответствии с данными бухгалтерского учета, по состоянию на 1 января 2010 г. остаток кассы на начало отчетного периода составил 12 млн.руб., т.е. данные об остатке кассы на начало отчетного периода ОАО «И» были занижены на 12 млн.руб. Аналогично по стр.22 «Остаток кассы на конец отчетного периода» таблицы 2 данные об остатке кассы на конец отчетного периода были приведены в отчете 4-торг (касса) в сумме 1,0 млн.руб., фактически - 6 млн.руб., т.е. занижены на 5 млн.руб. Данные о выручке от реализации товаров наличными деньгами (стр.02 таблицы 1) в отчете 4-торг (касса) были приведены в сумме 2 174 млн.руб., фактически согласно данным бухгалтерского учета - 1 125 млн.руб., т.е. завышены на 1 049 млн.руб. По стр.13 «Всего, включая остаток на начало отчетного периода» таблицы 1 отчета 4-торг (касса) были искажены данные на сумму 1 037 млн.руб. Кроме того, в таблице 2 «Расход денежных средств» отчета 4-торг (касса) были указаны недостоверные данные о сумме выручки от реализации товаров наличными деньгами, сданной в банк. Так, по стр.14 была указана сумма выручки от реализации товаров наличными деньгами, сданной в банк в размере 2 099 млн.руб., в то время как по данным бухгалтерского учета за I квартал 2010 г. сдано в банк 775 млн.руб., т.е. данные завышены на 1 324 млн.руб.

5. Проверкой было установлено, что в нарушение требований подп.2.2 п.2 ст.12 Закона № 345-З, п.13 Указаний по заполнению формы государственной статистической отчетности 1-отходы (Минприроды) «Отчет об обращении с отходами производства», утвержденных постановлением Белстата от 10.09.2009 № 157 (действовал на момент проведения проверки, утратило силу с 22 сентября 2010 г.), в форме годовой государственной статистической отчетности 1-отходы (Минприроды) (по сроку представления - 15 января) ООО «П» были представлены искаженные данные.

Так, по гр.2 «Образование отходов (текущий выход) за отчетный год» отчета были указаны недостоверные данные об объеме образования отработанных люминесцентных трубок в количестве 461 шт. По данным бухгалтерского учета фактически за 2009 г. объем образования данного вида отходов составил 146 шт., т.е. завышен на 315 шт. Кроме того, по гр.2 «Образование отходов (текущий выход) за отчетный год» были указаны недостоверные данные об объеме образования шин изношенных с металлокордом в объеме 0,500 т. Согласно данным бухгалтерского учета за 2009 г. объем образования данного вида отходов фактически составил 0,250 т, т.е. завышен на 0,250 т.

6. В государственной статистической отчетности по форме 1-мп «Отчет о финансово-хозяйственной деятельности субъекта малого предпринимательства», утвержденной постановлением Минстата РБ от 15.09.2008 № 185 (действовало на момент проведения проверки, утратило силу с 14 октября 2009 г.), представленной УП «А» в отдел статистики, были выявлены искажения.

Так, в нарушение требований подп.2.2 п.2 ст.12 Закона № 345-З, пп.38, 41-43, 45 Указаний по заполнению формы государственной статистической отчетности 1-мп «Отчет о финансово-хозяйственной деятельности субъекта малого предпринимательства», утвержденных постановлением Минстата РБ от 27.09.2007 № 224 (действовал на момент проведения проверки, утратил силу 21 октября 2008 г.), УП «А» 12 февраля 2009 г. в органы статистики был представлен отчет формы 1-мп «Отчет о финансово-хозяйственной деятельности субъектов малого предпринимательства» (по сроку представления - 12 февраля 2009 г.), в котором по стр.074 «Налоги и сборы, включаемые в выручку от реализации товаров, продукции, работ, услуг» в графе «за предыдущий год» была указана сумма налогов 217,0 млн.руб., в то же время согласно данным бухгалтерского учета и данным отчета о прибылях и убытках налоги и сборы, включаемые в выручку от реализации товаров, продукции, работ, услуг за 2008 г. составили 221,0 млн.руб., т.е. занижена на 4,0 млн.руб.

По стр.077 «Прибыль, убыток от реализации товаров, продукции, работ, услуг» в графе «за отчетный год» указанной формы статистической отчетности размер полученного убытка был завышен на 6,0 млн.руб. По стр.078 «Прибыль, убыток от операционных доходов и расходов» не были указаны сумма полученной прибыли за отчетный год в размере 270,0 тыс.руб. и сумма убытка за аналогичный период прошлого года в размере 652,0 тыс.руб. По стр.079 «Прибыль, убыток от внереализационных доходов и расходов» в графе «за предыдущий год» сумма убытка была завышена на 2,4 млн.руб. По стр.081 «Чистая прибыль, убыток» по графе «за отчетный период» сумма убытка была завышена на 6,4 млн.руб., по графе «за предыдущий период» сумма прибыли была занижена на 10,0 млн.руб.

7. Унитарным предприятием «К» была составлена и представлена 20 января 2010 г. в областное управление по надзору за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов (далее - ТЭР) государственная статистическая отчетность по форме 4-энергосбережение (Госстандарт) «Отчет о выполнении мероприятий по энергосбережению и увеличению использования местных видов топлива, отходов производства, вторичных, нетрадиционных и возобновляемых энергоресурсов», утвержденной постановлением Белстата от 14.10.2008 № 274 (действовало на момент проведения проверки, утратило силу с 18 января 2010 г.) (далее - постановление № 274).

В представленной статистической отчетности в разделе I «Выполнение мероприятий по энергосбережению» предприятие по плану мероприятий отчетного года отразило внедрение 1 декабря 2009 г. (гр.Г «Дата внедрения») мероприятия номер 1 «Децентрализация системы удаления отработанного воздуха с установкой местных отсосов и утилизацией тепла удаленного воздуха на столярном производстве» и не заполнило гр.Е «Объем внедрения с начала года», «Количество», гр.1, 2 «Фактическая экономия ТЭР с начала года» и тем самым не обеспечило достоверность данных в государственной статистической отчетности.

В соответствии с пп.11-13 Указаний по заполнению формы государственной статистической отчетности 4-энергосбережение (Госстандарт) «Отчет о выполнении мероприятий по энергосбережению и увеличению использования местных видов топлива, отходов производства, вторичных, нетрадиционных и возобновляемых энергоресурсов», утвержденных постановлением № 274 (после 18 января 2010 г. - постановлением Белстата от 30.10.2009 № 251), в гр.Е (ныне гр.1) отражаются данные об объеме внедрения соответствующего мероприятия в единицах измерения, приведенных в гр.Д, в гр.1 (ныне в гр.2), отражаются данные о фактической экономии ТЭР за отчетный период, полученной по внедренному мероприятию с начала отчетного года, в гр.2 отражаются данные о фактической экономии ТЭР в стоимостном выражении в соответствии с данными бухгалтерского учета. При этом срок представления указанного отчета - 15 числа после отчетного периода, фактически отчет был составлен 20 января 2010 г. и только 21 января 2010 г. представлен в областное управление по надзору за рациональным использованием ТЭР.

По объяснению начальника участка по ремонту и обслуживанию энергетического оборудования УП «К», составившего и подписавшего указанный отчет и являющегося лицом, ответственным за составление отчета в соответствии с приказом, графы не были заполнены в связи с тем, что была установлена только одна единица оборудования, тогда как для получения эффекта необходима установка 4 единиц; сроки представления отчета были нарушены в связи с большим объемом работ.

8. Проверкой достоверности данных государственной статистической отчетности формы 12-п (срочная) «Отчет о производстве продукции и выполненных работах, услугах промышленного характера», утвержденной постановлением Минстата РБ от 30.09.2008 № 199 (действовало на момент проведения проверки, утратило силу с 15 января 2010 г. (далее - форма 12-п (срочная)), и формы 12-п «Отчет о производстве продукции и выполненных работах, услугах промышленного характера», утвержденной постановлением Белстата от 30.09.2009 № 183 (действовало на момент проведения проверки, утратило силу с 10 января 2011 г. (далее - форма 12-п)), было установлено нарушение ЗАО «М» подп.2.2 и 2.3 п.2 ст.12 Закона № 345-З, выразившееся в невыполнении решения органов государственной статистики и представлении недостоверных первичных статистических данных.

Так, в нарушение части четвертой п.4 главы 1 Указаний объем произведенной ЗАО «М» продукции определялся с учетом стоимости внутризаводского оборота. Стоимость части изготовленных обществом готовых изделий (труб, втулок, надвижных гильз и др.), использованных внутри общества на собственные промышленно-производственные нужды (для производства неразъемных соединений, фитингов) и в дальнейшем учтенная в составе затрат, включаемых в себестоимость конечной промышленной продукции (неразъемных соединений, фитингов), включалась в объем произведенной продукции. Стоимость внутризаводского оборота составила за 2008 г. 176 млн.руб. (в сопоставимых и действующих ценах), за 2009 г. - 392 млн.руб., соответственно I квартал 2010 г. - 440 млн.руб. (в сопоставимых ценах) и 530 млн.руб. (в фактических ценах). Кроме этого, в нарушение подп.5.3 п.5 Указаний в 2008-2009 гг. в состав объема производства произведенной продукции не включалась стоимость работ по производству дробленки и гранул, выполненных по договору с УП «С». Стоимость данных услуг составила в 2008 г. 206 млн.руб. (в сопоставимых и действующих ценах), в 2009 г. - 31 млн.руб. (в сопоставимых ценах) и 36 млн.руб. (в действующих ценах).

В результате вышеуказанных нарушений данные по объему производства продукции, отраженные в разделе 1 формы 12-п (срочная), представленной в органы статистики 5 января 2010 г., были завышены в сопоставимых ценах за 2009 г.: 53 656 млн.руб. и 54 017 млн.руб. (стр.810 гр.2), за 2008 г.: 48 820 млн.руб. и 48 790 млн.руб. (стр.810 гр.4); в фактических ценах за 2009 г.: 13 959 млн.руб. и 14 315 млн.руб. (стр.821 гр.2), за 2008 г.: 16 635 млн.руб. и 16 605 млн.руб. (стр.821 гр.4). С учетом исключения стоимости внутризаводского оборота из объемов производства продукции и включения в его состав стоимости услуг по производству дробленки и гранул темпы роста объемов производства за 2009 г. составил 109,9 % вместо отраженных обществом 110,7 %.

В форме 12-п, представленной в органы статистики 2 апреля 2010 г., данные по объему производства были завышены за I квартал 2010 г. в сопоставимых ценах с 10 560 млн.руб. до 11 000 млн.руб. (стр.810 гр.2), в фактических ценах - с 3 374 млн.руб. до 3 904 млн.руб. (стр.821 гр.2). С учетом исключения стоимости внутризаводского оборота из объемов производства продукции темп роста объемов производства за I квартал 2010 г. составил 117,1 % вместо отраженных обществом 122 %.

9. В ходе проверки ЗАО «К» были изучены формы статистической отчетности 4-ис (инвестиции) «Отчет о вводе в действие объектов, основных средств и использовании инвестиций в основной капитал» (далее - форма 4-ис) за январь-декабрь 2009 г. и 1-ис «Годовой отчет о вводе в действие объектов, основных средств и использовании инвестиций в основной капитал» за 2009 г. (далее - форма 1-ис). Проверкой было установлено, что в нарушение требований подп.2.2 п.2 ст.12 Закона № 345-З в органы статистики ЗАО «К» за 2009 г.представляло формы 4-ис и 1-ис, содержащие недостоверные сведения о сумме инвестиций в основной капитал, выполненных строительно-монтажных работах и объеме незавершенного строительства на конец года.

Так, в соответствии с п.12 Указания по заполнению форм государственной статистической отчетности 6-ис (инвестиции) «Отчет о вводе в действие объектов, основных средств и использовании инвестиций в основной капитал» и 4-ис (инвестиции) «Отчет о вводе в действие объектов, основных средств и использовании инвестиций в основной капитал», утвержденных постановлением Белстата от 27.11.2008 № 463 (действовало на момент проведения проверки, утратило силу с 11 января 2010 г.) (далее - Указания № 463), а затем п.12 Указаний по заполнению форм государственной статистической отчетности 6-ис (инвестиции) «Отчет о вводе в действие объектов, основных средств и использовании инвестиций в основной капитал» и 4-ис (инвестиции) «Отчет о вводе в действие объектов, основных средств и использовании инвестиций в основной капитал», утвержденных постановлением Белстата от 03.09.2009 № 141 (действовало на момент проведения проверки, утратило силу с 10 января 2010 г.) (далее - Указания № 141) в разделе II «Ввод в действие основных средств и использовании инвестиций в основной капитал» по стр.0202 в гр.1 формы 4-ис (инвестиции) отражаются данные об инвестициях в основной капитал производственного и непроизводственного назначения по вводным объектам и объектам, строительство которых будет продолжаться в последующие годы. Данные об использовании инвестиций в основной капитал отражаются в отчете независимо от способа организации строительства (подрядного или хозяйственного). Данные об инвестициях в основной капитал отражаются в размере фактически использованного объема независимо от момента оплаты без учета авансовых перечислений организаций. Данные об инвестициях в основной капитал отражаются без налога на добавленную стоимость, если иное не предусмотрено законодательством.

В нарушение указанного обществом в разделе II «Ввод в действие основных средств и использование инвестиций в основной капитал» по стр.0202 в гр.1 формы 4-ис (инвестиции) не в полной мере были отражены данные о фактическом размере использованных инвестиций по затратам на новое строительство и затратам на приобретение машин и оборудования по объектам, строительство которых будет продолжаться в последующие годы, т.е. вместо суммы 3 639 млн.руб. была указана 3 031 млн.руб. (вместо 1 677 млн.руб. объем нового строительства был указан 1 262 млн.руб., объем затрат на приобретение машин и оборудования на сумму 193 млн.руб. не был указан). В нарушение подп.14.1 п.14 Указаний № 463 (а затем абзаца 2 части первой п.15 Указаний № 141) в разделе II «Ввод в действие основных средств и использование инвестиций в основной капитал» по стр.0220 формы 4-ис (инвестиции) данные о стоимости строительно-монтажных работ, выполненных подрядным и хозяйственным способами по вводным объектам и объектам, строительство которых будет продолжаться в последующие годы, было указано 1 262 млн.руб. вместо 1 677 млн.руб.

Аналогично, в соответствии с п.19 Указаний по заполнению форм государственной статистической отчетности 1-ис (инвестиции) «Отчет о вводе в действие объектов, основных средств и использовании инвестиций в основной капитал» и 4-ис (инвестиции) «Отчет о вводе в действие объектов, основных средств и использовании инвестиций в основной капитал», утвержденных постановлением Белстата от 03.09.2009 № 140 (далее - Указания № 140), в разделе III «Основные средства и инвестиции в основной капитал» по стр.0202 таблицы 1 в гр.1 отражаются данные об инвестициях в основной капитал производственного и непроизводственного назначения по вводным объектам и объектам, строительство которых будет продолжаться в последующие годы. Данные об использовании инвестиций в основной капитал отражаются независимо от способа организации строительства (подрядного или хозяйственного); в гр.2 из гр.1 выделяются данные об инвестициях на строительство зданий, сооружений и приобретение машин, оборудования, транспортных средств, инструмента, инвентаря, входящих в сметы на новое строительство, без учета данных по проектно-изыскательским работам для строительства будущих лет.

В нарушение указанного обществом в разделе III по стр.202 таблицы 1:

- в гр.1 не в полном объеме были указаны данные об инвестициях в основной капитал на сумму затрат на новое строительство и затратам на приобретение машин и оборудования по объектам, строительство которых будет продолжаться в последующие годы, т.е. вместо суммы 3 639 млн.руб. была указана 3 031 млн.руб. (вместо 1 677 млн.руб. объем нового строительства был указан 1 262 млн.руб., объем затрат на приобретение машин и оборудования на сумму 193 млн.руб. не был указан);

- в гр.2 данные об инвестициях на строительство зданий, сооружений и приобретение машин, оборудования, транспортных средств, инструмента, инвентаря, входящих в сметы на новое строительство, без учета данных по проектно-изыскательским работам для строительства будущих лет указаны в сумме 1 262 млн.руб. вместо 1 677 млн.руб.

В нарушение п.45 Указаний № 140 в гр.5 таблицы 3 по стр.0350 данные об объеме незавершенного строительства были отражены не все фактически произведенные затраты с начала строительства до ввода объекта в эксплуатацию (с учетом проведенных переоценок, проводившихся во время сооружения этих объектов). Вместо 1 677 млн.руб. было указано 1 309 млн.руб.

10. Проверкой ежемесячных отчетов государственной статистической отчетности формы 1-тэр «Отчет о расходе топливно-энергетических ресурсов» за 2008 год было установлено, что в нарушение требований подп.2.2 п.2 ст.12 Закона № 345-З ежемесячно с февраля 2008 г. по декабрь 2008 г. УП «Ж» в областное управление по надзору за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов Департамента по энергоэффективности Государственного комитета по стандартизации РБ представлялись содержащие недостоверные сведения Государственные статистические отчеты формы 1-тэр «Отчет о расходе топливно-энергетических ресурсов», утвержденной постановлением Минстата РБ от 26.09.2007 № 212 (действовало на момент проведения проверки, утратило силу с 16 января 2009 г.) (далее - постановление № 212), в части заполнения фактического значения целевого показателя по энергосбережению в разделе III отчета «Целевой показатель по энергосбережению» (заполняется в отчетах, представляемых в адрес своей вышестоящей организации и областного управления по надзору за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов Департамента по энергоэффективности Государственного комитета по стандартизации РБ).

Пунктом 26 Указаний по заполнению формы государственной статистической отчетности 1-тэр «Отчет о расходе топливно-энергетических ресурсов», утвержденных постановлением № 212 (в редакции постановления Минстата РБ от 27.11.2007 № 428) (далее - Указания № 212), предусмотрено, что данные о целевом показателе по энергосбережению для юридических лиц, основной деятельностью которых является производство промышленной продукции, определяются как разность между темпами роста прямых обобщенных энергетических затрат в сопоставимых условиях и продукции промышленности в отчетном периоде по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года (в процентах). Проверкой установлено, что заполнение фактического значения целевого показателя по энергосбережению предприятием осуществлялось с нарушением п.26 Указаний № 212 без проведения расчетов (фактическое значение показателя по энергосбережению ежемесячно дублировало доведенное для предприятия задание):

- в отчете предприятия формы 1-тэр от 02.04.2008 при доведенном задании по энергосбережению на I квартал в размере 8 %, фактическое значение показателя по энергосбережению также заполнено в размере 8 % при расчетном фактическом его значении 35,8 % (фактический темп роста прямых обобщенных энергетических затрат за январь-март 2008 г. - 95,0 %, темп роста продукции промышленности - 130,8 %);

- в отчете от 02.07.2008 заполнено фактическое значение показателя по энергосбережению в размере 9 % при расчетном фактическом его значении 33,5 % (фактический темп роста прямых обобщенных энергетических затрат за январь-июнь 2008 г. - 96,6 %, темп роста продукции промышленности - 130,1 %);

- в отчете от 03.10.2008 - заполнено фактическое значение показателя по энергосбережению в размере 10 % при расчетном фактическом его значении 43,2 % (фактический темп роста прямых обобщенных энергетических затрат за январь-сентябрь 2008 г. - 99,1 %, темп роста продукции промышленности - 142,3 %);

- в отчете от 05.01.2009 - заполнено фактическое значение показателя по энергосбережению в размере 12 % при расчетном фактическом его значении 42,0 % (фактический темп роста прямых обобщенных энергетических затрат за 2008 г. - 97,6 %, темп роста продукции промышленности - 139,6 %).

В ходе проверки были также изучены ежеквартальные отчеты государственной статистической отчетности формы 4-нормы ТЭР (Госстандарт) «Отчет о результатах использования топлива, тепловой и электрической энергии», утвержденной постановлением Минстата РБ от 19.10.2007 № 329 (далее - постановление № 329), за 2009 г. Установлено, что заполнение ежеквартальных отчетов формы 4-нормы ТЭР (Госстандарт) производилось предприятием с искажением отдельных данных.

Так, при заполнении разделов III «Тепловая энергия» и IV «Электрическая энергия» в отчете предприятия формы 4-нормы ТЭР (Госстандарт) за I квартал 2009 г. в гр.1 «Произведено продукции (выполнено работ, услуг) за отчетный период» в нарушение п.15 Указаний по заполнению формы государственной статистической отчетности 4-нормы ТЭР (Госстандарт) «Отчет о результатах использования топлива, тепловой и электрической энергии», утвержденных постановлением № 329 (далее - Указания № 329), были указаны недостоверные данные о количестве произведенной продукции металлообработки за I квартал 2009 г. - 125 043 условных единиц (далее - у.е.) при фактическом их значении - 126 308 у.е. (за у.е. продукции металлообработки в утвержденных нормах расхода ТЭР на выпуск продукции республиканского унитарного предприятия «И» на 2009 г. принят багажник трудоемкостью 0,59 н/ч), а также об объеме выпечки хлеба - 175 127 кг вместо 175 217 кг.

В соответствии с п.19 Указаний № 329 в гр.5 отражаются данные о расходе топлива, теплоэнергии и электроэнергии по нормам на всю произведенную продукцию, рассчитанные путем умножения данных о фактически произведенном количестве продукции за отчетный период (данные гр.1) на данные о норме расхода указанных энергоресурсов за отчетный период (данные гр.3) и деленные на 1 000. В соответствии с п.22 Указаний в гр.8 отражаются данные о расходе топлива, теплоэнергии и электроэнергии на всю произведенную продукцию (выполненную работу, услуги) по действующим нормам с нарастающим итогом (за I квартал, полугодие, 9 месяцев и год). В результате заполнения в гр.1 отчета формы 4-нормы ТЭР (Госстандарт) за I квартал 2009 г. недостоверных данных о количестве произведенной продукции металлообработки при заполнении раздела III «Тепловая энергия» отчета формы 4-нормы ТЭР (Госстандарт) за I квартал 2009 г. был занижен расход тепловой энергии по действующей норме на 1 Гкал, а при заполнении раздела IV «Электрическая энергия» этого же отчета - занижен расход электрической энергии по действующей норме на 6 тыс.кВт·ч.

Так, при заполнении раздела III «Тепловая энергия» отчета в гр.5 и 8 по стр. «металлообработка» заполнено значение 163 Гкал вместо 164 Гкал (126 308 х 1,3 / 1 000); по стр.9001 (всего по нормированному потреблению), 9100 (Итого производственное потребление) и 9300 (Всего потреблено) заполнены значения 1 033 Гкал вместо 1 034 Гкал), допущено искажение размера экономии тепловой энергии (в столбцах 7 и 10 раздела III отчета по строке «металлообработка» заполнено значение 15 Гкал вместо 16 Гкал, по стр.9001, 9100 и 9300 заполнены значение 172 Гкал вместо 173 Гкал). При заполнении раздела IV «Электрическая энергия» отчета в гр.5 и 8 по строке «металлообработка» указан расход электроэнергии по действующей норме 669 тыс.кВт·ч вместо 676 тыс.кВт·ч (126 308 х 5,35 / 1 000); по строке «выпечка хлеба» указан расход электроэнергии по действующей норме 28 тыс.кВт·ч вместо 27 тыс.кВт·ч (175 217 х 0,157 / 1 000); по стр.9001, 9100 и 9300 заполнены значения 797 тыс.кВт·ч вместо 803 тыс.кВт·ч), допущено также искажение размера экономии электрической энергии: в гр.7 и 10 раздела IV отчета по строке «металлообработка» заполнено значение 98 тыс.кВт·ч вместо 105 тыс.кВт·ч, по строке «выпечка хлеба» соответственно 1 тыс.кВт·ч вместо 0; по стр.9001, 9100 и 9300 заполнены значение 102 тыс.кВт·ч вместо 108 тыс.кВт·ч.

Аналогично при заполнении раздела III «Тепловая энергия» в отчете предприятия формы 4-нормы ТЭР (Госстандарт) за IV квартал 2009 г. в гр.1 (произведено продукции (выполнено работ, услуг) за отчетный период) было указано количество у.е. изделий металлообработки 444 897 при фактическом их значении 429 769, что повлекло завышение расхода тепловой энергии по действующей норме на 19 Гкал (в гр.5 и 8 раздела III отчета «Тепловая энергия» по строке «металлообработка» заполнено значение 578 Гкал вместо 559 Гкал; по стр.9001, 9100 и 9300 заполнены значения 2 208 Гкал вместо 2 189 Гкал) и искажение размера экономии тепловой энергии (в столбцах 7 и 10 раздела III отчета по строке «металлообработка» заполнено значение 222 Гкал вместо 203 Гкал, по стр.9001, 9100 и 9300 заполнены значения 707 Гкал вместо 688 Гкал).

При заполнении раздела IV «Электрическая энергия» в отчете предприятия формы 4-нормы ТЭР (Госстандарт) за IV квартал 2009 г. в гр.1 (произведено продукции (выполнено работ, услуг) за отчетный период) было указано количество у.е. произведенной продукции: изделий металлообработки 444 897 при фактическом их значении 429 769; изделий деревообработки 1 287 вместо 1 270; швейных изделий 6 665 вместо 7 066, что повлекло завышение расхода электрической энергии по действующей норме строки «изделия металлообработки» на 81 тыс.кВт·ч, по строке «изделия деревообработки» на 2 тыс.кВт·ч и занижение расхода электрической энергии по действующей норме по строке «швейные изделия» на 1 тыс.кВт·ч (в гр.5 и 8 раздела IV отчета «Электрическая энергия» по данным строкам заполнены, соответственно значение 2 380 тыс.кВт·ч вместо 2 299 тыс.кВт·ч; 93 тыс.кВт·ч вместо 91 тыс.кВт·ч; 16 тыс.кВт·ч вместо 17 тыс.кВт·ч.; по стр.9001, 9100 и 9300 заполнены значения 2 771 тыс.кВт·ч вместо 2 689 тыс.кВт·ч) и искажение размера экономии электрической энергии (в гр.7 и 10 раздела IV отчета по строке «изделия металлообработки» заполнено значение - 321 тыс.кВт·ч вместо 240 тыс.кВт·ч, по строке «изделия деревообработки» заполнено значение 18 тыс.кВт·ч вместо 16 тыс.кВт·ч, по строке «швейные изделия» заполнено значение 3 тыс.кВт·ч вместо 4 тыс.кВт·ч, по стр.9001, 9100 и 9300 заполнены значение 344 тыс.кВт·ч вместо 262 тыс.кВт·ч).

В результате допущенных искажений в отчете общества формы 4-нормы ТЭР (Госстандарт) за IV квартал 2009 г. в разделе III «Тепловая энергия» была указана экономия тепловой энергии в целом по предприятию по сравнению с действующей нормой в размере 707 Гкал вместо расчетного значения 688 Гкал (или на 2,8 % больше); в разделе IV «Электрическая энергия» указана экономия электрической энергии в целом по предприятию по сравнению с действующей нормой в размере 344 тыс.кВт·ч вместо расчетного значения 262 тыс.кВт·ч. (или на 31,3 % больше).

11. При проведении проверки ООО «Л» было установлено, что в январе-апреле 2010 г. обществом представлялась государственная статистическая отчетность по форме 12-ун «Отчет об объеме платных услуг населению», утвержденной постановлением Белстата от 06.11.2009 № 288 (далее - форма 12-ун), с искаженными статистическими данными.

В соответствии с п.7 Указаний по заполнению формы 12-ун, утвержденных названным постановлением, отчет об объеме платных услуг населению заполняется на основании первичных учетных документов (квитанций, приходных кассовых ордеров, товарно-транспортных накладных, актов приемки-сдачи выполненных услуг и других) нарастающим итогом с начала года в миллионах рублей с одним знаком после запятой.

Проверкой установлено, что в отчете по форме 12-ун за февраль 2010 г., представленный 16 марта 2010 г. в отдел статистики, по стр.001 «Объем платных услуг населению - всего» в гр.1 раздела I «Объем платных услуг населению» был указан объем услуг с нарастающим итогом с начала года в сумме 3,8 млн.руб. При проверке расчета платных услуг (продажа входных билетов в выходные дни) за январь и февраль 2010 г. установлено, что в январе 2010 г. объем платных услуг согласно кассовым чекам составил 1,1 млн.руб., в феврале 2010 г. - 1,5 млн.руб., что в сумме - 2,6 млн.руб., искажение - 1,2 млн.руб.

При проверке достоверности составления государственной статистической отчетности по форме 12-ун за март 2010 г., представленной 1 апреля 2010 г. в отдел статистики, было установлено, что в отчете указаны недостоверные сведения об объеме оказанных платных услуг нарастающим итогом с начала года. Так, по стр.001 «Объем платных услуг населению - всего» в гр.1 раздела I «Объем платных услуг населению» указан объем услуг нарастающим итогом с начала года в сумме 7,6 млн.руб. Однако при проверке расчета платных услуг согласно кассовым чекам за март 2010 г. было установлено, что объем платных услуг в марте 2010 г. составил 2,0 млн.руб., нарастающим итогом с начала года - 4,6 млн.руб. Искажение статистических данных по объему оказанных услуг - 3,0 млн.руб.

При проверке достоверности составления государственной статистической отчетности по форме 12-ун за апрель 2010 г., представленной 3 мая 2010 г. в отдел статистики, было установлено, что в отчете указаны недостоверные сведения об объеме оказанных платных услуг нарастающим итогом с начала года. Так, по стр.001 «Объем платных услуг населению - всего» в гр.1 раздела I «Объем платных услуг населению» указан объем услуг нарастающим итогом с начала года в сумме 8,9 млн.руб. При проверке расчета платных услуг согласно кассовым чекам за апрель 2010 г. установлено, что объем платных услуг в апреле 2010 г. - 1,3 млн.руб., а нарастающим итогом с начала года - 5,9 млн.руб. Искажение статистических данных по объему оказанных услуг - 3,0 млн.руб.

12. При проведении проверки УП «П» было установлено, что его директор по состоянию на 1 июня 2010 г. и на 1 июля 2010 г. не обеспечил соблюдения порядка представления данных государственной статистической отчетности в части представления в органы государственной статистики формы 12-т (задолженность) «Отчет о просроченной задолженности по заработной плате», утвержденной постановлением Минстата РБ от 03.10.2008 № 241 (в редакции постановления Белстата от 30.12.2008 № 492; постановление № 241).

Согласно п.1 Указаний по заполнению формы 12-т, утвержденных постановлением № 241, государственную статистическую отчетность по форме 12-т при наличии просроченной задолженности по заработной плате представляют коммерческие организации - юридические лица, их обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, со среднесписочной численностью работающих в среднем за год 16 человек и более, кроме субъектов малого предпринимательства, в зависимости от вида экономической деятельности негосударственной формы собственности. Согласно данным формы государственной статистической отчетности 12-т «Отчет по труду» среднесписочная численность работников УП «П» за январь-июнь 2010 г. составляла 190 человек (т.е. предприятие не относится к субъектам малого предпринимательства).

В соответствии с частями первой и второй п.4 данных Указаний просроченной задолженностью по заработной плате для целей данного государственного статистического наблюдения являются начисленные суммы заработной платы работникам, включая внутренних и внешних совместителей, но не выплаченные организацией по состоянию на 1-е число месяца, следующего за тем, в котором наступает срок выплаты заработной платы. Данные о просроченной задолженности по заработной плате отражаются по состоянию на 1-е число месяца, следующего за тем, в котором наступает срок выплаты заработной платы.

Установлено, что по состоянию на 1 июня 2010 г. УП «П» имело просроченную задолженность по заработной плате за апрель 2010 г. в сумме 178 484 450 руб., по состоянию на 1 июля 2010 г. - просроченная задолженность по заработной плате за май 2010 г. в сумме 63 440 050 руб. При этом директором предприятия не была представлена в органы государственной статистики форма 12-т за апрель 2010 г. по состоянию на 1 июня 2010 г. и за май 2010 г. по состоянию на 1 июля 2010 г.

13. Проверкой достоверности составления ОАО «Р» статистической отчетности формы 12-ис (строительство), утвержденной постановлением Минстата РБ от 23.09.2008 № 192 (действовало на момент проведения проверки, утратило силу с 11 января 2010 г.; далее - постановление № 192), было установлено, что объем подрядных работ, выполненных собственными силами (в фактических ценах в целых числах, миллионах рублей), по стр.01 за 10 месяцев 2009 г. отражен в сумме 5 415 млн.руб., в т.ч. за период с января по июнь 2009 г. - 3 382 млн.руб., за период с июля по октябрь 2009 г. - 2 033 млн.руб. Срок представления статистической отчетности формы 12-ис (строительство) отделу статистики - не позднее 4 числа после отчетного периода. Проверкой достоверности отраженного объема подрядных работ, выполненных собственными силами, за период с июля по октябрь 2009 г. было установлено, что указанный объем занижен на сумму 61 млн.руб.

Основной причиной представления в орган статистики недостоверных данных об объемах подрядных работ, выполненных собственными силами предприятия, явилось включение объемов, относящихся к будущим отчетным периодам. Так, согласно п.3 Указаний по заполнению формы государственной статистической отчетности 12-ис (строительство) «Отчет о выполнении подрядных работ», утвержденных постановлением № 192, отчет заполняется на основании данных первичных учетных документов: формы С-2 «Акт сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ» и формы С-3 «Справка о стоимости выполненных работ и затрат», утвержденных постановлением Минстройархитектуры РБ от 11.04.2005 № 13 «Об утверждении альбома унифицированных форм первичной учетной документации в строительстве и Инструкции о порядке применения и заполнения унифицированных форм первичной учетной документации в строительстве», либо справки по форме согласно приложению 5 и акта по форме согласно приложению 6 к Положению о порядке формирования договорной (контрактной) цены и расчетов между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов, утвержденному постановлением Совета Министров РБ от 03.03.2005 № 235.

Фактически статистический показатель объема подрядных работ, выполненных собственными силами в фактических ценах, формировался на предприятии согласно первичным учетным документам, переданным заказчику для рассмотрения и подписания. При этом подписание заказчиком актов и справок о стоимости выполненных работ в фактических ценах производилось в отдельных случаях после срока представления в орган статистики отчета. Кроме того, занижение (завышение) показателя объема подрядных работ, выполненных собственными силами в фактических ценах, было допущено по причине невключения стоимости материалов в результате перерасчета по различным причинам.

14. В ходе проверки был установлен факт искажения ОАО «Д» государственной статистической отчетности о государственных закупках по форме 2-торг (конкурс) «Отчет о государственных закупках товаров (работ, услуг) за счет средств республиканского и местных бюджетов, государственных целевых бюджетных фондов, а также за счет государственных внебюджетных и инновационных фондов», утвержденной постановлением Белстата от 25.02.2009 № 20, за период январь-июнь 2010 г.

Согласно п.3 Указаний по заполнению формы государственной статистической отчетности 2-торг (конкурс) «Отчет о государственных закупках товаров (работ, услуг) за счет средств республиканского и местных бюджетов, государственных целевых бюджетных фондов, а также за счет государственных внебюджетных и инновационных фондов», утвержденных названным постановлением (далее - Указания № 20), в случае, если процедуры закупок не осуществлялись, необходимо заполнить бланк отчета по стр.21 и 22 (общая сумма средств, предусмотренная заказчиком для осуществления закупок товаров (работ, услуг); средства, направленные на закупки товаров (работ, услуг) без применения процедур закупок) и представить его в установленные сроки и адреса.

Как выявлено в ходе проверки, в январе-июне 2010 г. ОАО «Д» была проведена одна государственная закупка жгута полиэфирного на сумму 100 млн.руб. Указанная государственная закупка была проведена обществом без применения процедур, предусмотренных Указом от 17.11.2008 № 618 «О государственных закупках в Республике Беларусь».

В стр.22 «Средства, направленные на закупки товаров (работ, услуг) без применения процедур закупок» представленного проверке отчета ОАО «Д» по форме 2-торг (конкурс) за январь-июнь 2010 г. была указана сумма 90 млн.руб., в то время как фактически сумма средств, направленных на закупку товаров без применения процедур, - 100 млн.руб., что подтверждалось платежными поручениями от 24.03.2010 (65,0 млн.руб.) и от 07.04.2010 (35,0 млн.руб.).

Государственная статистическая отчетность ОАО «Д» по форме 2-торг (конкурс) за январь-июнь 2010 г. была подготовлена начальником отдела материально-технического снабжения ОАО «Д», чья подпись стояла в разделе «Лицо, ответственное за составление государственной статистической отчетности» статистического отчета. Согласно п.4.11 Положения об отделе материально-технического снабжения, утвержденного генеральным директором ОАО «Д» (далее - Положение), на отдел материально-технического снабжения возложена функция по подготовке оперативной и статистической отчетности по всем вопросам, входящим в компетенцию отдела, представление ее соответствующим организациям в установленные сроки и по установленным формам. Согласно п.6 Положения ответственность за надлежащее и своевременное выполнение отделом материально-технического снабжения задач и функций, предусмотренных Положением, несет начальник отдела. Таким образом, начальником отдела материально-технического снабжения были нарушены требования п.3 Указаний № 20.

15. В ходе выборочной проверки своевременности представления ОДО «А» форм государственной статистической отчетности, полноты и достоверности сведений, заявленных в них, было установлено следующее. В соответствии с ОДО «А» представляло в органы статистики государственную статистическую отчетность по форме 12-ф (прибыль) «Отчет о финансовых результатах», утвержденной постановлением Минстата РБ от 29.08.2008 № 142 (действовало на момент проведения проверки, утратило силу с 22 января 2010 г.) и по форме 12-ф (расчеты) «Отчет о состоянии расчетов», утвержденной постановление Белстата от 29.10.2009 № 227.

Согласно адресной части отчета по форме 12-ф (прибыль) респонденты ежемесячно представляют отчет не позднее 21 числа после отчетного периода. Согласно адресной части отчета по форме 12-ф (расчеты) респонденты ежемесячно представляют отчет не позднее 23 числа после отчетного периода.

В ходе выборочной проверки достоверности отчетных данных, отраженных ОДО «А» в государственной статистической отчетности по форме 12-ф (прибыль) за 2009 г. и по форме 12-ф (расчеты) за 2009 г., было установлено, что в представленных отчетах указаны недостоверные (искаженные) статистические данные.

Так, в отчете ОДО «А» по форме 12-ф (прибыль) за январь-декабрь 2009 г. по стр.01 «Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг» была отражена сумма выручки от реализации товаров, работ, услуг в размере 101 889 млн.руб., а следовало отразить согласно данным бухгалтерского учета общества (субсчет 90-1 «Выручка от реализации») 101 897 млн.руб.;

- по стр.16 «Налоги и сборы, включаемые в выручку от реализации товаров, продукции, работ, услуг» отражена сумма налогов, включаемых в выручку от реализации (налог на добавленную стоимость, акцизы, прочие налоги и сборы из выручки в размере 16 596 млн.руб., а следовало отразить согласно данным бухгалтерского учета (субсчета 90-3 «Налог на добавленную стоимость», 90-4 «Акцизы», 90-5 «Прочие налоги и сборы из выручки») - 16 597,6 млн.руб.;

- по стр.17 «Покупная стоимость товаров» отражена сумма покупной стоимости товаров в размере 67 702 млн.руб., а следовало отразить согласно данным бухгалтерского учета (счет 41 «Товары» и счет 42 «Торговая наценка») - 67 701,5 млн.руб.;

- по стр.18 «Себестоимость реализованной продукции, работ, услуг» отражена себестоимость в размере 16 658 млн.руб., а следовало согласно данным бухгалтерского учета (счет 26 «Общехозяйственные расходы» и счет 44 «Расходы на реализацию») - 16 648,9 млн.руб.;

- по стр.20 «Прибыль, убыток (-) от операционных доходов и расходов» отражена прибыль от операционных доходов и расходов в размере 20 млн.руб., а следовало отразить согласно данным бухгалтерского учета - 18,5 млн.руб.;

- по стр.21 «Прибыль, убыток (-) от внереализационных доходов и расходов» отражен убыток от внереализационных доходов и расходов в размере 133 млн.руб., а следовало согласно данным бухгалтерского учета - 113 млн.руб.;

- по стр.22 «Налоги и сборы из прибыли» отражена сумма налогов и сборов в размере 111 млн.руб., а следовало согласно данным бухгалтерского учета - 173 млн.руб.

В государственной статистической отчетности ОДО «А» по форме 12-ф (расчеты) за 2009 г. в разделе I «Состояние расчетов» по стр.101 «Дебиторская задолженность - всего» сумма дебиторской задолженности отражена в размере 2 177 млн.руб., а следовало отразить согласно данным бухгалтерского учета - 2 165 млн.руб.;

- по стр.102 «Из нее задолженность покупателей за товары, работы, услуги (в отпускных ценах)» сумма задолженности была отражена в размере 1 713 млн.руб., а следовало согласно данным бухгалтерского учета - 1 702 млн.руб.;

- по стр.104 «Кредиторская задолженность - всего» сумма кредиторской задолженности отражена в размере 7 977 млн.руб., а следовало согласно данным бухгалтерского учета - 8 013 млн.руб.,

- по стр.105 «Из нее задолженность перед поставщиками за товары, работы, услуги, по авансам полученным» сумма задолженности - 7 018 млн.руб., а следовало отразить согласно данным бухгалтерского учета 6 996 млн.руб.;

- по стр.107 «Кредиторская задолженность по налогам и сборам» сумма задолженности - 192 млн.руб., а следовало отразить согласно данным бухгалтерского учета 250 млн.руб.

В разделе II «Состояние расчетов внутри республики и с другими государствами» отчета по форме 12-ф (расчеты) за 2009 г. в гр.1 «Дебиторская задолженность - всего» сумма дебиторской задолженности - 2 177 млн.руб., а следовало согласно данным бухгалтерского учета - 2 165 млн.руб.;

- в гр.2 «Из нее задолженность за товары, работы, услуги» сумма задолженности была отражена в размере 1 713 млн.руб., а следовало отразить согласно данным бухгалтерского учета - 1 702 млн.руб.;

- в гр.3 «Кредиторская задолженность - всего» сумма кредиторской задолженности - 7 977 млн.руб., а следовало согласно данным бухгалтерского учета - 8 013 млн.руб.;

- в гр.4 «Из нее задолженность за товары, работы, услуги» сумма задолженности - 7 018 млн.руб., а следовало согласно данным бухгалтерского учета - 6 996 млн.руб.

Таким образом, в отчетах ОДО «А» по форме 12-ф (прибыль) и по форме 12-ф (расчеты) за 2009 г. были отражены статистические данные, отличные от данных, отраженных в бухгалтерском учете общества.

Кроме того, выборочной проверкой соблюдения порядка представления ОДО «А» статистической отчетности, было установлено, что обществом отчет по форме 12-ф (прибыль) за январь 2010 г. был представлен в орган государственной статистики 25 февраля 2010 г. (срок представления - 21 февраля 2010 г.), т.е. с нарушением установленного срока, что нарушает подп.2.2 п.2 ст.12 Закона № 345-З.

16. В ходе проверки СП «М» было проверено соблюдение порядка составления и представления в органы статистики государственной статистической отчетности по форме 4-СЭЗ, утвержденной постановлением Белстата от 16.10.2008 № 298 (действовало на момент проведения проверки, утратило силу с 26 января 2010 г.), за январь-декабрь 2009 г. (статистическая отчетность по форме 4-СЭЗ за 2009 г. составлена главным бухгалтером 22 января 2010 г.). В стр.17 «Инвестиции в основной капитал» предприятие отразило инвестиции, вложенные в основной капитал, в размере 698,0 млн.руб.

В соответствии подп.21.22 п.21 Указаний по заполнению в формах государственных статистических наблюдений статистических показателей по инвестициям в основной капитал и строительству, утвержденных постановлением Белстата от 18.02.2009 № 15, в данные об инвестициях в основной капитал, отражаемые в формах государственных статистических наблюдений, не включаются затраты на приобретение оборудования, не входящего в сметы на строительство и не участвующего в процессе производства (мебель, ковровые изделия, бытовая техника, радиотехника, постельные принадлежности, учебная литература и др.) действующих организаций. Однако в нарушение вышеуказанных требований СП «М» в отчете о деятельности резидента свободной экономической зоны за январь-декабрь 2009 г. по форме 4-сэз включило в сумму инвестиций в основной капитал (стр.17 отчета) сумму приобретения шкафа комбинированного СФ-ML 1 (1 759 662 руб.).

17. В 2009 г. ООО «В» не представляло в органы государственной статистики государственную статистическую отчетность 12-вэс (услуги) «Отчет об экспорте и импорте услуг». В ходе проверки установлено, что в 2009 г. водитель общества представлял в бухгалтерию следующие авансовые отчеты по командировкам в Польшу с указанием расходов по оплате за проезд по автомагистралям Польши:

от 08.07.2009 на сумму 194 злотых (175 876,5 руб., 61,7 долл. США);

от 20.07.2009 на сумму 194 злотых (179 966,0 руб., 63,2 долл. США);

от 05.08.2009 на сумму 194 злотых (191 008,5 руб., 68,1 долл. США);

от 24.08.2009 на сумму 194 злотых (190 585,6 руб., 67,1 долл. США);

от 03.09.2009 на сумму 194 злотых (187 607,7 руб., 65,9 долл. США);

от 17.09.2009 на сумму 194 злотых (190 925,1 руб., 68,8 долл. США);

от 09.10.2009 на сумму 194 злотых (186 302,1 руб., 67,9 долл. США);

от 23.10.2009 на сумму 194 злотых (188 692,2 руб., 69,4 долл. США);

от 20.11.2009 на сумму 194 злотых (191 027,9 руб., 69,9 долл. США);

от 10.12.2009 на сумму 194 злотых (198 112,8 руб., 69,4 долл. США);

от 21.12.2009 на сумму 194 злотых (192 149,2 руб., 68,8 долл. США).

В соответствии с п.5 Указаний по заполнению формы государственной статистической отчетности 12-вэс (услуги) «Отчет об экспорте и импорте услуг», утвержденных постановлением Белстата от 14.10.2008 № 296 (в редакции от 12.05.2009) (действовало на момент проведения проверки, утратило силу с 26 января 2010 г.) (далее - Указания № 296), экспорт и импорт услуг отражаются в стоимостном выражении по всем видам услуг, предоставленным и (или) полученным с 1-го по последнее число месяца отчетного года и (или) соответствующего месяца предыдущего года.

Согласно п.6 Указаний № 296 экспорт и импорт услуг отражаются в белорусских рублях и в долларах США. В отчет включаются данные об услугах, суммарная стоимость которых по конкретному виду услуги, стране и виду расчета в пересчете в доллары США составила за отчетный месяц (соответствующий месяц предыдущего года) 50 долл. США и более.

В соответствии с п.4 Указаний № 296 данные об экспорте и импорте услуг включаются в отчет по моменту их фактического предоставления или получения независимо от времени фактической оплаты на основании документов, свидетельствующих о выполнении услуг. Импорт услуг при командировании работников за пределы за пределы Республики Беларусь отражается по дате предоставления авансового отчета.

Согласно абзацу 8 п.11 Указаний № 296 к транспортным услугам (коды 0111-0165) относятся все виды транспортного обслуживания, осуществляемого с использованием транспортных средств, которые включают в т.ч. и плату за проезд по автомагистралям (код 0114).

Следовательно, ООО «В» должно было представлять в 2009 г. государственную статистическую отчетность 12-вэс (услуги) и в разделе II отразить импорт услуг автомобильного транспорта (код 0114) из Польши (код 616):

за июль в сумме 124,9 долл. США (355 842,5 руб.);

за август в сумме 135,2 долл. США (381 594,1 руб.);

за сентябрь в сумме 134,7 долл. США (378 532,8 руб.);

за октябрь в сумме 137,3 долл. США (374 994,3 руб.);

за ноябрь в сумме 69,9 долл. США (191 027,9 руб.);

за декабрь в сумме 138,2 долл. США (390 262 руб.).

18. Постановлением Белстата от 01.09.2009 № 114 (далее - постановление № 114) утверждена форма государственной статистической отчетности 1-торг (опт) «Отчет о деятельности организации оптовой торговли», годовая, введена в действие начиная с отчета за 2009 г.

Согласно частям первой и второй п.20 Указаний по заполнению формы государственной статистической отчетности 1-торг (опт) «Отчет о деятельности организации оптовой торговли», утвержденных постановлением № 114 (далее - Указания № 114), в разделе III отражаются данные о всех действующих объектах складской и торговой сети по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным: собственные (числящиеся на балансе организации без сданных в аренду) и арендованные.

Для заполнения данных о наличии складской и торговой сети используются документы, удостоверяющие их наличие (материалы технической паспортизации складских помещений, акты о приеме-передаче основных средств, договоры аренды).

Согласно договору аренды, заключенному с ОАО «М», УП «А» было получено в пользование нежилое помещение, которое использовалась предприятием в качестве склада открыток до настоящего времени (акт приема-передачи от 19.04.2009).

В нарушение подп.2.2 п.2 ст.12 Закона № 345-З, частей первой и второй п.20, п.29 Указаний № 114 УП «А» в отдел статистики 20 января 2010 г. представило форму государственной статистической отчетности 1-торг (опт) «Отчет о деятельности организации оптовой торговли» за 2009 год содержащую недостоверные сведения в разделе III в графе «Собственные (без сданных в аренду) и арендованные объекты» и графе «Из них фактически используются» о площади временно приспособленного помещения под склад в стр.17 указано 20, следовало - 54.

19. В соответствии со статистическим отчетом (форма 1-мр (лом) «Отчет об образовании и использовании лома и отходов черных и цветных металлов» утверждена постановлением Белстата от 01.09.2009 № 131 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 1-мр (лом) «Отчет об образовании и использовании лома и отходов черных и цветных металлов» и указаний по ее заполнению»), предоставленного предприятием в органы государственной статистики за 2009 г. по состоянию на 10 февраля 2010 г., в стр.01 «стальной лом кусковой» указано, что на начало года остатков лома не имелось, поступило всего 11 т стального лома, в т.ч. амортизационный лом - 11 т, сдано лома заготовительным организациям Белорусского государственного объединения по заготовке, переработке и поставке лома и отходов черных и цветных металлов 11 т, остатка лома нет. Всего имелось остатков прочих видов лома в количестве 2 т, поступила 51 т лома, сдана государству 51 т. Всего сдано государству 64 т лома. Остатков лома на конец года нет. Проверкой приемо-сдаточных актов было установлено, что предприятием сдавался лом смешанный.

Согласно первичным бухгалтерским документам по предприятию остаток лома по состоянию на 1 января 2009 г. составлял 2 т, приход лома черных металлов составил 86 т, расход (сдача заготовительным организациям - 63,5 т, остаток на конец года - нет) (копия бухгалтерского отчета прилагается). Согласно первичным бухгалтерским документам за I квартал 2010 г. (сырье и материалы) по предприятию остаток лома по состоянию на 1 января 2010 г. составлял 25 т.

Установлено, что в соответствии со статистическим отчетом (форма 1-мр (лом) «Отчет об образовании и использовании лома и отходов черных и цветных металлов») по состоянию на 10 февраля 2010 г. на предприятии остатков лома нет, в то время как фактически в остатках имеется 25 т лома.

Таким образом, отсутствие должного контроля со стороны дирекции ОАО «Ж», а также лица, ответственного за составление указанной формы, лица, ответственного за ведение учета, сбора, хранения и реализации металлолома привело к нарушению установленного порядка заполнения статистической отчетности и представлению в органы государственной статистики искаженных (недостоверных) данных, содержащихся в государственном статистическом отчете формы 1-мр (лом) «Отчет об образовании и использовании лома и отходов черных и цветных металлов» о поступлении (оприходовании) лома и его остатков по состоянию на 10 февраля 2010 г., чем были нарушены требования подп.2.2 п.2 ст.12 Закона № 345-З.

20. В соответствии с п.5 Указаний по заполнению формы государственной статистической отчетности 4-энергосбережение (Госстандарт) «Отчет о выполнении мероприятий по энергосбережению и увеличению использования местных видов топлива, отходов производства, вторичных, нетрадиционных и возобновляемых энергоресурсов», утвержденных постановлением Белстата от 14.10.2008 № 274 (действовало на момент проведения проверки, утратило силу с 18 января 2010 г.) (далее - Указания № 274), в разделе I отчета отражаются данные об организационно-технических мероприятиях по экономии топливно-энергетических ресурсов плана отчетного года.

В гр.3-10 отчета согласно п.14 Указаний № 274 отражаются данные о фактических затратах на внедрение мероприятий за отчетный период, всего и по источникам финансирования (в отчете за год - с учетом заключительных оборотов за отчетный финансовый год). По мероприятиям предшествующего года внедрения гр.3-10 не заполняются. Состав затрат включает затраты на приобретение оборудования, а также уплаченные проценты за кредит, курсовые разницы. Фактические затраты по внедрению вакуумной печи в 2008 г. у ОАО «С» - 1 316,2 млн.руб., в статистическом отчете в гр.3 и 8 указана сумма 1 249 млн.руб. Кроме того, в гр. «Г» отчета срок внедрения - I квартал 2009 г., фактически дата внедрения данного мероприятия - июнь 2008 г. Указанные действия привели к нарушению пп.5, 9, 14 Указаний № 274.

21. Выборочной проверкой данных о структуре оптового товарооборота по видам товаров государственной статистической отчетности «Отчет о деятельности организации оптовой торговли» формы 1-торг (опт) за 2009 г. было установлено расхождение (искажение) сведений о стоимости проданных товаров отечественного производства в общем объеме оптового товарооборота, указанных ООО «Б» в государственной статистической отчетности формы 1-торг (опт) за 2009 г., представляемой в органы государственной статистики, с данными складского (бухгалтерского) учета.

Форма государственной статистической отчетности 1-торг (опт) «Отчет о деятельности организации оптовой торговли» (годовой периодичности) утверждена постановлением № 114. В органы государственной статистики форму 1-торг (опт) представляют юридические лица, осуществляющие оптовую торговлю товарами (продукцией) несобственного производства, для которых оптовая торговля является основным видом деятельности, по сроку представления 20 января года, следующего за отчетным.

В статистической отчетности формы 1-торг (опт) «Отчет о деятельности организации оптовой торговли» за январь-декабрь 2009 г., составленной и представленной обществом в статистическое управление 20 января 2010 г., по стр.1710 «Прочие непродовольственные товары (включая продукцию производственно-технического назначения)» было отражено, что ООО «Б» в 2009 г. не продавались товары отечественного производства. Согласно данным складского учета (карточки складского учета) и бухгалтерского учета (оборотно-сальдовая ведомость по счету 41 «Товары», товарно-транспортные накладные) произведена их продажа на сумму 15,7 млн.руб.

Данное нарушение произошло по причине невключения обществом в стоимость проданных товаров отечественного производства стоимости блоков стеновых производства гродненского комбината строительных материалов, которые были реализованы в октябре 2009 г. индивидуальному предпринимателю на сумму 15 735 772 руб., тем самым не были соблюдены требования п.15 Указаний № 114.

Не приняв должных мер по контролю за правильностью данных о стоимости проданных товаров отечественного производства в общем объеме оптового товарооборота, ООО «Б» представило в статистическое управление недостоверные данные по форме 1- торг (опт) «Отчет о деятельности организации оптовой торговли» за январь-декабрь 2009 г., что является нарушением подп.2.2 п.2 ст.12 Закона № 345-З.

22. В соответствии с п.1 Указаний по заполнению формы государственной статистической отчетности 1-отходы (Минприроды) «Отчет об обращении с отходами производства», утвержденных постановлением Белстата от 10.09.2009 № 157 (действовало на момент проведения проверки, утратило силу с 22 сентября 2010 г.), государственную статистическую отчетность по форме 1-отходы (Минприроды) представляют юридические лица, их обособленные подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с обращением с отходами производства.

Несмотря на то обстоятельство, что в процессе осуществления своей хозяйственной деятельности за 2009 г. в ЧУП «Д» фактически образовалось отходов производства (кора, обрезки, кусковые отходы, опилки) в количестве 462,8 куб.м, данный статистический отчет республиканскому научно-исследовательскому унитарному предприятию «Белорусский научно-исследовательский центр «Экология» по сроку предоставления 15 января 2010 г. не поступал.

23. Согласно подп.2.2 п.2 ст.12 Закона № 345-З респонденты обязаны представлять достоверные первичные статистические данные в объеме, в сроки и адреса, указанные в формах государственных статистических наблюдений, за подписями лиц, ответственных за составление и представление этих данных.

В соответствии с постановлением Минстата РБ от 14.06.2007 № 61 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 4-торг (касса) «Отчет об обороте кассы» и указаний по ее заполнению» (действовало на момент проведения проверки, утратило силу со 2 февраля 2010 г.; далее - постановление № 61) ООО «А» 15 октября 2009 г. в отдел статистики была предоставлена форма государственной статистической отчетности 4-торг (касса) за июль-сентябрь 2009 г. (далее - форма 4-торг).

Согласно п.3 Указаний по заполнению формы государственной статистической отчетности 4-торг (касса) «Отчет об обороте кассы», утвержденных постановлением № 61 (далее - Указания № 61), в отчете отражаются данные о движении наличных денег, чеков банков Республики Беларусь за покупаемые населением товары по всем структурным подразделениям организаций розничной торговли и общественного питания. Безналичные операции в отчете не учитываются.

В соответствии с частью первой п.6 Указаний № 61 по стр.02 отражаются данные о (обо):

- всей фактической торговой выручке, полученной от продажи товаров за наличные деньги в розничной торговой сети и сети общественного питания, за минусом сумм денег, израсходованных на оплату возвращенной населением стеклянной посуды, и наличных денег, выданных продовольственными магазинами специализированным организациям по приему стеклянной посуды от населения;

- выручке от реализации продукции подсобных хозяйств, принадлежащих торговым организациям;

- первоначальных взносах при продаже товаров в кредит;

- взносах наличных денег, сделанных покупателями в погашение задолженности за товары, проданные в кредит.

В нарушение части первой п.6 Указаний № 61 обществом 15 октября 2009 г. были представлены в отдел статистики искаженные данные по стр.02 формы 4-торг о торговой выручке наличными деньгами за июль-сентябрь 2009 г. (согласно форме 4-торг торговая выручка наличными деньгами за июль-сентябрь 2009 г. - 7 006 млн.руб., согласно данным бухгалтерского учета торговая выручка наличными деньгами меньше на 49 млн.руб.).

В нарушение п.3 Указаний № 61 по стр.12 формы 4-торг обществом на 21 млн.руб. был занижен прочий приход наличными (согласно форме 4-торг прочий приход наличными за июль-сентябрь 2009 г. 744 млн.руб., согласно данным бухгалтерского учета прочий приход наличными - 765 млн.руб.).

В соответствии с частью первой п.11 Указаний № 61 по стр.19 и 20 отражаются данные о фактическом расходе наличных денег на оплату закупок товаров, произведенном как за счет средств, полученных на эти цели с расчетного счета в банке, так и за счет торговой выручки организации.

В нарушение части первой п.11 Указаний № 61 обществом по стр.20 «Израсходовано на закупки других товаров» формы 4-торг за июль-сентябрь 2009 г. были завышены данные на 3 млн.руб. (согласно форме 4-торг израсходовано на закупку товаров, за исключением сельскохозяйственной продукции 438 млн.руб., согласно данным бухгалтерского учета фактически израсходовано на закупку товаров, за исключением сельскохозяйственной продукции, 435 млн.руб.).

В нарушение п.3 Указаний № 61 по стр.14 формы 4-торг обществом на 35 млн.руб. была завышена торговая выручка, сданная в банк (согласно форме 4-торг торговая выручка, сданная в банк за июль-сентябрь 2009 г., - 6 204 млн.руб., согласно данным бухгалтерского учета - 6 169 млн.руб.) и по стр.21 формы 4-торг обществом на 10 млн.руб. занижен прочий расход наличными (согласно форме 4-торг прочий расход наличными за июль-сентябрь 2009 г. - 8 млн.руб., согласно данным бухгалтерского учета прочий расход наличными - 18 млн.руб.).

Таким образом, в нарушение подп.2.2 п.2 ст.12 Закона № 345-З, п.3, части первой п.6, части первой п.11 Указаний № 61 ООО «А» 16 октября 2009 г. были представлены в отдел статистики искаженные данные по стр.02, 12, 14, 20 формы 4-торг о торговой выручке наличными деньгами, торговой выручке, сданной в банк, фактическом расходе наличных денег на закупку товаров.

24. В соответствии с постановлением Минстата РБ от 13.11.2007 № 415 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 2-мр (драгметаллы) «Отчет об остатках, поступлении и расходе драгоценных металлов и изделий из них, сдаче драгоценных металлов в виде лома и отходов в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь» и указаний по ее заполнению» (действовало на момент проведения проверки, утратило силу с 1 февраля 2010 г.; далее - Указания № 415; постановление № 415) обществом 25 января 2010 г. в управление статистики была представлена форма государственной статистической отчетности 2-мр за январь-декабрь 2009 г.

Согласно части второй п.2 Указаний № 415 отчет заполняется нарастающим итогом с начала года.

Согласно п.51 и части первой п.52 Указаний № 415 в гр.3 «Остаток на начало года» отражаются данные об остатках драгоценных металлов в виде собранного лома и отходов на начало года, которые должны быть равны показателю гр.10 отчета за предыдущий год, в гр.4 «Образовалось в ломе и отходах за отчетный период» отражаются данные о поступлении драгоценных металлов из цехов, лабораторий и других структурных подразделений организаций во всех видах лома и отходов, собранных с начала года.

Остаток серебра в виде собранного лома и отходов на конец 2008 г. согласно представленной обществом в управление статистики форме 2-дм за январь-декабрь 2008 г. - 222 г (копия отчета формы 2-дм за январь-декабрь 2008 г. прилагается). Согласно данным бухгалтерского учета в течение 2009 г. в обществе образовалось серебра в виде лома и отходов в количестве 30,126 г.

В нарушение п.51 Указаний № 415 по стр.040, 052 и 053 гр.3 формы 2-мр ООО «Б» было завышено количество серебра в виде лома и отходов, находящегося в остатке на начало 2009 г., на 30 г. В нарушение части первой п.52 Указаний № 415 в стр.040, 052 и 053 гр.4 формы 2-мр обществом не были указаны сведения об образовании в течение года серебра в ломе и отходах в количестве 30 г.

 

Примечание. Перечень контролирующих (надзорных) органов и сфер их контрольной (надзорной) деятельности утвержден Указом Президента РБ от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь».

 

15.03.2011 г.

 

Сергей Бондарович, начальник отдела правовой и кадровой работы филиала «Минская городская дирекция» открытого акционерного общества «Белинвестбанк»