


Материал помещен в архив
ОБЗОР НАРУШЕНИЙ В СФЕРЕ ОБОРОТА ЧЕРНЫХ, ЦВЕТНЫХ И ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ, ВЫЯВЛЯЕМЫХ КОНТРОЛИРУЮЩИМИ ОРГАНАМИ
Нарушения в сфере оборота черных и цветных металлов
В соответствии со ст.12.2 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) нарушение порядка учета, сбора, хранения, транспортировки, использования, заготовки (закупки) или реализации металлопродукции, черных и цветных металлов, их лома и отходов влечет наложение штрафа в размере от 30 до 50 базовых величин (далее - БВ), на индивидуального предпринимателя - от 30 до 50 БВ, а на юридическое лицо - от 100 до 300 % от стоимости металлопродукции, черных и цветных металлов, изделий, их содержащих, а также их лома и отходов.
1. Выборочной проверкой использования металлов в 2009 г. установлено, что открытым акционерным обществом (ОАО) «Г» использовались черные металлы (вес 5 526 кг, стоимость - 11 737 071 руб.) на ремонтно-эксплуатационные нужды и капитальный ремонт (установки для приготовления асфальтобетонной смеси, устройства контура заземления - использовано 145 кг без указания единицы измерения и количества и видов ремонта, приемного короба, опор газопровода, трубы дымохода, ворот боксов, ковшей погрузчика, подметального оборудования - 19 кг, полуприцепа КАЗ-717, автогрейдера, погрузчика - 13 кг, асфальтоукладчика без указания видов ремонта) без утвержденных норм. Этим были нарушены требования п.11 Инструкции о порядке учета, хранения, использования и реализации черных и цветных металлов, их лома и отходов, утвержденной постановлением Минэкономики РБ, Минстройархитектуры РБ, Минпрома РБ от 15.06.2006 № 98/12/10 (далее - Инструкция № 98/12/10), и абзаца 3 п.5 Инструкции о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденной постановлением Минэкономики РБ от 10.09.2008 № 183. При этом подп.3.8.2 п.3 Основных положений по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденных постановлением Минэкономики РБ, Минфина РБ, Минтруда и соцзащиты РБ от 30.10.2008 № 210/161/151, предусмотрено включение в себестоимость продукции (работ, услуг) затрат по поддержанию основных средств, используемых в предпринимательской деятельности, в рабочем состоянии (затраты на технический осмотр, уход, на проведение всех видов ремонта, в т.ч. текущего и капитального).
Однако утвержденные нормы расхода металлов при осуществлении технического ухода, текущего и капитального видов ремонта, на единицу выпускаемой продукции в ОАО «Г» отсутствовали. Указанные нарушения были допущены по вине начальника отдела механизации и энергетики, не принявшего по халатности должных мер по разработке локальных нормативных материалов, по которым рассчитываются нормы (нормативы) по расходу материалов на ремонт техники, ремонтно-эксплуатационные нужды и капитальный ремонт и др.
2. Договорами на поставку (сдачу) для республиканских государственных нужд лома и отходов металлов, заключенными филиалами ОАО «Д» с республиканским производственным унитарным предприятием «Белцветмет» и республиканским унитарным производственным предприятием (РУПП) «Брествтормет» были определены объемы поставки (сдачи) указанных лома и отходов на 2008 и 2009 гг. Однако в филиалах ОАО «Д» имел место неполный учет образующихся отходов металлов при ликвидации основных средств и материальных ценностей.
По акту на списание объекта основных средств от 24.01.2008 без указания номера, утвержденному директором дорожно-строительного управления № 10 (далее - ДСУ № 10), было произведено списание железнодорожных путей протяженностью 8 164 м. В соответствии с актом прихода узлов, агрегатов и запасных частей подлежащего списанию железнодорожного пути от 29.05.2008, утвержденным главным инженером ДСУ № 10, было оприходовано на склад для использования рельс 836,8 т стоимостью 290 059 984 руб.; песчано-гравийная смесь 27 900 куб.м стоимостью 57 139 200 руб.; песок 20 000 куб.м стоимостью 40 950 000 руб. Всего было оприходовано материалов на сумму 388 159 184 руб.
Согласно техническому паспорту подъездного железнодорожного пути на данном объекте имелись следующие дополнительные материальные ценности, не указанные в акте прихода узлов от 29.05.2008: шпалы, стыковые болты и накладки, прокладки между шпалами и рельсами, костыли, пикетные и километровые столбы и т.д. Таким образом, образующиеся от разборки железной дороги металлы, их лом и отходы в полном объеме не приходовались.
В ходе проверки ДСУ № 10 было установлено, что при списании железнодорожного пути в мае 2008 г. комиссией был недостоверно определен вес рельсов (завышен); не были учтены зазоры между рельсами и износ рельс; сдача рельсов (переведенных в отходы металлов) РУПП «Брествтормет» осуществлялась по учетному весу, определенному исходя из веса 1 пог.м (50 кг), без учета износа, а фактически вес отходов металлов принимался РУПП «Брествтормет» с учетом износа. При разборке железнодорожного пути часть металлолома приходовалась как образовавшаяся от хозяйственной деятельности и в полном объеме не учитывалась.
Поэтому отходы металлов, образовавшиеся в 2008 г. от ликвидации железнодорожных путей в количестве 50 849 кг (95,719 - 44,87) стоимостью 24 521 461 руб. не были учтены и в течение 2009 г. не сдавались РУПП «Брествтормет». В результате ОАО «Д» были нарушены требования абзацев 1, 2, 3 ст.4, части четвертой ст.8 Закона РБ от 18.10.1994 № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее - Закон № 3321-XII), абзацев 1-3 п.6, пп.7 и 19 Инструкции № 98/12/10 и пп.41, 43 Инструкции об отражении в бухгалтерском учете хозяйственных операций с основными средствами, утвержденной постановлением Минфина РБ от 20.12.2001 № 127 (далее - Инструкция № 127).
Указанные нарушения произошли по вине филиала ДСУ № 10, которым не были выполнены требования вышеперечисленных нормативных правовых актов, и бывшего главного инженера ДСУ № 10, который, являясь председателем комиссии, не обеспечил порядка учета, сбора, хранения, транспортировки, использования материалов от разборки железнодорожного пути.
3. При проведении проверки унитарного предприятия (УП) «К» были установлены следующие нарушения Инструкции № 98/12/10:
- абзацев 1 и 2 п.7 в части необеспечения правильной организации учета отходов черных металлов в соответствии со спецификой собственного производства. На предприятии в качестве отходов производства образовывались отходы черных металлов (стружка и бракованные изделия из черных металлов). В соответствии с п.8 Инструкции № 98/12/10 документальное оформление и учет черных и цветных металлов, их лома и отходов субъектом предпринимательской деятельности регламентируются Законом РБ от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами» (далее - Закон № 271-З), Законом № 3321-XII, Правилами ведения учета отходов, утвержденными постановлением Минприроды РБ от 26.11.2001 № 27 (далее - Правила № 27). В соответствии с подп.1.6 п.1 ст.17 Закона № 271-З юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие обращение с отходами, обязаны вести учет отходов в порядке, установленном настоящим Законом № 271-З и иными актами законодательства об обращении с отходами. В то же время на предприятии отсутствовал первичный учет отходов в местах их образования на основании фактического объема образования отходов, определяемого путем взвешивания или замера, и единый учет отходов. На производственном участке предприятия отходы металлов (стружка), образующиеся в процессе производства, транспортировались с помощью конвейера на участок транспорта, удаления и переработки отходов металла. При этом не велись книги первичного учета отходов в соответствии с требованиями пп.5-7, 13, 16 Правил № 27, на производственном участке отсутствовали весы для обеспечения первичного учета отходов металлов в местах их образования на основании фактического объема образования отходов, определяемого путем взвешивания или замера (акт обследования территории от 14.07.2010). Таким образом, на предприятии не был организован первичный учет отходов металла в местах их образования на основании фактического объема образования отходов, определяемого путем взвешивания или замера, в книгах первичного учета отходов;
- абзацев 1, 3 п.22 в части отсутствия правового акта о порядке сбора, хранения и отгрузки (сдачи) лома и отходов черных и цветных металлов, который разрабатывается с учетом требований Инструкции № 98/12/10, действующих стандартов, иных нормативных правовых актов в этой сфере. Предъявленная проверке инструкция по обращению с отходами производства разрабатывалась в соответствии с требованиями законодательства об обращении с отходами, но в ней не были учтены нормы Инструкции № 98/12/10; ГОСТы и СТБ, по сути, - классификаторы по видам лома и отходов черных и цветных металлов;
- абзацев 1, 4 п.21 в части необеспечения твердого покрытия на площадке и организации раздельного хранения лома черных металлов по классам, видам, группам или маркам. В ходе обследования территории предприятия (акт от 14.07.2010) установлено, что площадка для хранения лома заросла травой, в отдельных местах имеются остатки твердого покрытия. На ней в беспорядке располагаются старые металлические бочки, ржавая металлическая тара, кирпич в металлических емкостях, бывший в употреблении корпус калорифера из нержавеющей стали, металлическая труба, чугунная ржавая ванна, остатки металлической лестницы и др. На момент обследования территории согласно карточкам складского учета на площадке для хранения лома находилось 6 986 кг лома черных металлов без указания класса, вида, группы или марки на сумму 1 047,9 тыс.руб. Чугунная ржавая ванна не была отражена в учете;
- абзацев 1-3 п.6, на основании которых учет черных и цветных металлов, их лома и отходов организовывается субъектами предпринимательской деятельности в соответствии с требованиями законодательства по бухгалтерскому учету и отчетности и включает в себя правильное и своевременное документальное отражение операций и обеспечение достоверных данных по приобретению, поступлению и отпуску черных и цветных металлов, их лома и отходов; обеспечение сохранности черных и цветных металлов, их лома и отходов в местах их хранения и на всех этапах их движения. В нарушение пп.91, 92, частей второй, третьей п.94 Инструкции о порядке бухгалтерского учета материалов, утвержденной постановлением Минфина РБ от 17.07.2007 № 114 (далее - Инструкция № 114), в карточках складского учета лома черных металлов в графе «Наименование материала» указывалось «Лом металлический черный» без указания класса, вида, группы или марки, в графе номера карточки указывался номенклатурный номер и на один номенклатурный номер в пределах календарного года заведено несколько карточек (в 2009 г. заведено 8 карточек под одним номенклатурным номером, в 2010 г. - 7 карточек). Отмечено также, что с одной карточки складского учета лома черных металлов отгружался лом разных видов. По одной карточке отражена отгрузка лома вида 12А в количестве 7 300 кг (приемо-сдаточный акт от 08.04.2009 № 1744), вида 4НН - в количестве 6 520 кг (приемо-сдаточный акт от 20.04.2009 № 3726), вида 4НН - в количестве 3 360 кг и вида 3Н - в количестве 6 260 кг (приемо-сдаточный акт от 07.05.2009 № 4429). В карточках в отдельных случаях в графе 1 «Дата записи» указывался только месяц и год записи; в графе 2 «Дата и номер документа» не указывалась дата документа и не всегда указывался номер документа, не была обеспечена регистрация операций в день их совершения. Имели место случаи неоговоренных исправлений. На предприятии в инструментальной кладовой с 1 июня 2010 г. числилась бывшая в употреблении технологическая оснастка без указания марки, сорта и других отличительных признаков в количестве 2 500 кг всего на сумму 375 тыс.руб., чем был нарушен п.91 Инструкции № 114: учет материалов, находящихся на складах (в кладовых) организации и подразделений, ведется на карточках складского учета (типовая форма М-17, для организаций Министерства промышленности РБ - форма № 12п) по каждому наименованию, сорту, артикулу, марке, размеру и другим отличительным признакам материалов (сортовой учет).
4. Согласно представленным актам на списание основных средств (акт ф.ОС-3) в июне-июле 2008 г. УП «Л» произвело списание 17 единиц основных средств (емкости пивные). В результате списания металлолом, образовавшийся в результате разборки данных емкостей, на счетах бухгалтерского учета предприятия учтен не был. По состоянию на 1 июня 2008 г. остатки металлолома в УП «Л» по счету 10 «Материалы» не числились. Однако 5 июня 2008 г. УП «Л» было отгружено в адрес РУПП «Минсквтормет» металлолома в количестве 441 кг. Кроме того, в результате разборки кровли бара (акт разборки от 02.06.2008) образовались остатки алюминия в количестве 1 147 кг, который в учете УП «Л» отражен не был, однако был сдан по товарным накладным от 29.06.2008 на коопзаготпром. Таким образом, УП «Л» были отгружены товарно-материальные ценности (ТМЦ), которые по данным складского и бухгалтерского учета в организации не числились.
Следовательно, УП «Л» были нарушены требования Инструкции № 98/12/10:
- пункт 6, согласно которому учет черных и цветных металлов, их лома и отходов организовывается субъектами предпринимательской деятельности в соответствии с требованиями законодательства по бухгалтерскому учету и отчетности и включает в себя: правильное и своевременное документальное отражение операций и обеспечение достоверных данных по приобретению, поступлению и отпуску черных и цветных металлов, их лома и отходов; обеспечение сохранности черных и цветных металлов, их лома и отходов в местах их хранения и на всех этапах их движения;
- пункт 7, согласно которому субъект предпринимательской деятельности обеспечивает правильную организацию учета черных и цветных металлов, их лома и отходов в соответствии со спецификой собственного производства; своевременное проведение инвентаризаций черных и цветных металлов, их лома и отходов; соблюдение технологии хранения черных и цветных металлов, их лома и отходов; своевременное доведение структурным подразделениям заданий по объемам поставки (сдачи) лома и отходов черных и цветных металлов для республиканских государственных нужд и контроль за их выполнением; установление круга лиц, ответственных за сохранность, прием и отпуск черных и цветных металлов, их лома и отходов; определение перечня должностных лиц, которым предоставлено право подписи документов, разрешающих отпуск черных и цветных металлов, их лома и отходов с мест хранения, а также их вывоз с территории субъекта предпринимательской деятельности.
5. Унитарное предприятие «А» осуществляет сдачу лома черных и цветных металлов на основании договора на поставку лома и отходов черных металлов для государственных (республиканских) нужд. Государственный план на поставку лома и отходов черных металлов для государственных (республиканских) нужд на 2009 г. в количестве 220 000 кг предприятием был выполнен. Вместе с тем на оборудованной площадке для хранения металлолома по состоянию на 22 января 2010 г. осуществлялось хранение лома черных металлов в количестве 4 611 кг. Количество хранящегося лома черных металлов подтверждалось оборотно-сальдовой ведомостью по материалам и малоценных и быстроизнашивающихся предметов субсчета 10-6 «Прочие материалы», счет 10 «Материалы». На площадке для хранения лома черных металлов не были приняты меры по недопущению загрязнения и смешивания лома и отходов черных металлов с неметаллическими примесями (шины, деревянные элементы и др.) в нарушение п.21 Инструкции № 98/12/10. Кроме того, 22 января 2010 г. вне оборудованной площадки на территории предприятия находилось 1,01 т черных металлов и лома, которые не были вывезены на площадку сбора и хранения, а хранились на территории предприятия, что является нарушением пп.7, 21 Инструкции № 98/12/10.
При этом в нарушение требований ст.8 и 9 Закона № 3321-XII, п.6 Инструкции № 98/12/10 на предприятии до момента проверки не было обеспечено формирование полной и достоверной информации об имущественном положении учреждения, а именно не обеспечено правильное и своевременное документальное отражение операций и достоверных данных по поступлению и отпуску лома и отходов черных металлов. Согласно представленной книге движения металлолома по состоянию на 1 января 2010 г. на предприятии в разрезе подотчетных лиц имелось в наличии 5 621 кг металлолома на сумму 394 919 руб., в подтверждение данного количества лома и отходов черных металлов предприятие представило оборотно-сальдовую ведомость по счету 10-6 за 2009 г. Однако проверкой было установлено, что по акту сверки взаиморасчетов за период с 1 января по 31 декабря 2009 г. предприятием было отгружено 221 511 кг лома и отходов черных металлов на сумму 34 549 799 руб., что противоречит сведениям оборотно-сальдовой ведомости по счету 10-6 за 2009 г., где был отражен расход лома и отходов черных металлов в количестве 149 737 кг на сумму 15 620 195 руб. Таким образом, в 2009 г. на предприятии не обеспечено правильное и своевременное документальное отражение операций и достоверных данных по поступлению и отпуску лома и отходов черных металлов в количестве 71 774 кг.
В соответствии с частью второй ст.12.5 КоАП непоставка (недопоставка) товаров для государственных нужд влечет наложение штрафа на юридическое лицо в размере от 50 до 100 % стоимости непоставленных (недопоставленных) товаров.
1. Выборочной проверкой порядка учета, сбора, хранения, транспортировки, использования или реализации металлопродукции, черных и цветных металлов было установлено, что ОАО «Ж» за 2009 г. не выполнило план поставки лома и отходов черных металлов для государственных (республиканских) нужд.
Во исполнение постановления Совета Министров РБ от 08.01.2009 № 11 «О заказе на поставку (заготовку, сдачу) в 2009 году лома и отходов черных и цветных металлов для государственных (республиканских) нужд» в 2009 г. ОАО «Ж» был доведен план на поставку лома и отходов черных металлов для государственных нужд в количестве 349 000 кг.
В соответствии с договором на поставку лома и отходов черных металлов для государственных (республиканских) нужд в 2009 г., заключенному между ОАО «Ж» (поставщик) и заготовителем РУПП «Гродновтормет», ОАО «Ж» обязалось поставить до 31 декабря 2009 г. лом и отходы черных металлов в количестве 349 000 кг на сумму 41 880 000 руб. Фактически по состоянию на 27 марта 2010 г. ОАО «Ж» поставило РУПП «Гродновтормет» лома и отходов черных металлов для государственных нужд в количестве 130 213 кг.
В то же время по данным бухгалтерского учета ОАО «Ж» по стоянию на 1 января 2010 г. согласно отчету о движении продукции и материалов (ф.215-АПК) на складе числилось металлолома в количестве 2 470 кг на сумму 345 750 руб. Кроме того, в январе 2010 г. ОАО «Ж» от разборки основных средств было оприходовано металлолома от списанной сельскохозяйственной техники в декабре 2009 г. в количестве 15 050 кг на сумму 2 107 050 руб.
Таким образом, для государственных нужд ОАО «Ж» с учетом имеющегося наличия лома и отходов черных металлов по состоянию на 1 января 2010 г. недопоставило лома и отходов черных металлов в количестве 2 470 кг на сумму 296 400 руб., в результате чего не были выполнены условия договора от 09.03.2009 на поставку лома и отходов черных металлов для (республиканских) государственных нужд в 2009 г., чем нарушены требования ст.290 и 496 Гражданского кодекса РБ (далее - ГК), абзацев 1 и 3 п.1 Указа Президента РБ от 05.05.1995 № 179 «О мерах по усилению борьбы с хищением драгоценных, черных и цветных металлов, их лома и отходов, драгоценных камней» (далее - Указ № 179), п.19 Инструкции № 98/12/10.
В соответствии с частью первой ст.10 Закона РБ от 24.11.1993 № 2588-XII «О поставках товаров для государственных нужд» (далее - Закон № 2588-XII) (с изменениями и дополнениями) в случае невыполнения или недовыполнения одной из сторон обязательств, установленных в государственном контракте, эта сторона несет ответственность, предусмотренную законодательством Республики Беларусь. В соответствии с частью первой ст.12 Закона № 2588-XII при невыполнении условий государственного контракта по объему поставки товаров для государственных нужд виновник выплачивает неустойку в размере 50 % стоимости недопоставленных товаров. Неустойка взыскивается до фактического выполнения обязательств.
2. При проведении проверки ОАО «Г» было установлено, что объемы по сдаче отходов черных металлов для государственных нужд в 2008-2009 гг. и с января по май 2010 г. ОАО «Г» не выполняются. По сдаче отходов цветных металлов за 2009 г. и с января по май 2010 г. выполнение доведенного задания также не было обеспечено.
Причины невыполнения доведенного задания:
- несвоевременное оприходование имеющихся отходов металлов и несдача их при фактическом наличии;
- использование отходов металлов в собственном производстве без нарядов Белорусского государственного объединения по заготовке, переработке и поставке лома и отходов черных и цветных металлов (далее - ГО «Белвтормет»), в связи с чем использованные отходы металлов в объемы сдачи для государственных нужд не были включены.
Так, при списании 24 ноября 2009 г. автокрана КС 3577 образующиеся отходы цветных металлов: латуни 12 кг; свинца 66 кг; меди 0,5 кг - ликвидационной комиссией не определялись, на бухгалтерский учет не принимались. Аналогичное отсутствие учета образующихся отходов цветных металлов имелось и по другим основным средствам (автомашины, автокраны, бетонорезная машина), чем были нарушены требования абзацев 1-3 ст.4, части четвертой ст.8 Закона № 3321-XII, абзацев 1-3 п.6, п.7 Инструкции № 98/12/10 и пп.41, 43 Инструкции № 127.
В то же время при ликвидации основных средств в течение 2008-2009 гг. комиссией по списанию были определены узлы и детали (радиаторы б/у, КПП б/у, мосты задние, средние и передние б/у, стартеры б/у, генераторы б/у), годные к дальнейшему использованию, изготовленные из черных и цветных металлов (металлоизделия) и металлолома. Однако стоимость образующихся вышеуказанных запасных частей и металлолома не определялась, в бухгалтерском учете не числилась, что является невыполнением требований абзацев 1-3 ст.4, части четвертой ст.8 и ст.9 Закона № 3321-XII, абзацев 1-3 п.6, п.7 Инструкции № 98/12/10 и пп.41, 43 Инструкции № 127.
При этом в течение 2008 г. ОАО «Г» была произведена заготовка деталей из отходов металлов на изготовление в 2008-2010 гг. печных буржуек, печи и емкости по подогреву воды, закладных деталей и для выполнения ремонтов. На перечисленные работы ОАО «Г» было использовано отходов металлов в количестве 29,4 т. Однако разрешения ГО «Белвтормет» на использование ОАО «Г» отходов металлов в собственном производстве не имелось, т.е. не были выполнены требования п.1 Указа № 179, п.19 Инструкции № 98/12/10, п.5 Инструкции о порядке выдачи нарядов на отгрузку и использование лома и отходов черных и цветных металлов, утвержденной постановлением Минпрома РБ от 11.01.2007 № 2, в связи с чем использованные отходы металлов в собственном производстве не были включены в объемы поставки для государственных нужд.
3. При проведении проверки УП «Х» было установлено, что УП «Х» с РУПП «Витебсквтормет» был заключен договор на поставку лома и отходов черных металлов для выполнения госзаказа, по условиям которого поставщик поставляет покупателю лом и отходы черных металлов, образовавшиеся в процессе его хозяйственной деятельности, в количестве 10 т равномерно по месяцам. Периодом поставки считается квартал. Письмом головного предприятия УП «Х» план сдачи лома был уменьшен на 5 т и составил всего 5 т сдачи во II квартале 2009 г. В то же время договор с РУПП «Витебсквтормет» не был откорректирован в части уменьшения количества сдачи лома до 5 т.
Фактически УП «Х» в 2009 г. всего было сдано 4 151 кг лома черных металлов, в результате чего недопоставка в 2009 г. составила 0,849 т металлолома. Таким образом, УП «Х» были нарушены ст.476-493, п.1 ст.495, п.1 ст.501 ГК, согласно которым поставка товаров для государственных нужд осуществляется на основе государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных нужд. В случаях, когда в соответствии с условиями государственного контракта поставка товаров осуществляется непосредственно государственному заказчику или по его указанию другому лицу, отношения сторон по исполнению государственного контракта регулируются правилами, предусмотренными в т.ч. ст.476 ГК, по условиям которой по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю.
Нарушения в сфере оборота драгоценных металлов
В соответствии с частью третьей ст.11.4 КоАП (в редакции от 15.07.2009) нарушение установленного порядка обращения с драгоценными металлами во всех видах и состояниях, в т.ч. ломом и отходами, их содержащими, либо правил их учета влечет наложение штрафа в размере от 20 до 50 БВ, а на юридическое лицо от 50 до 100 % стоимости драгоценных металлов во всех видах и состояниях (примечание 2).
1. При проведении проверки ОАО «А» было установлено, что при передаче ОАО «А» отходов на переработку для ОАО «В» в товарной накладной от 25.12.2009 не указывались наименование, вид, количество и стоимость передаваемых отходов драгметаллов. Это невыполнение требований пп.15 и 18 Инструкции о порядке сдачи и приемки лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, утвержденной постановлением Минфина РБ от 31.05.2004 № 87.
Кроме того, путем сопоставления количества содержащихся драгоценных металлов, указанных в инвентаризационной ведомости, количества в справочных материалах было установлено, что в находящихся на балансе ОАО «А» импортных автомобилях по состоянию на 21 января 2010 г. драгоценные металлы в катализаторах в количестве 43,385 г стоимостью 1 846 846 руб. в учете не числились, в т.ч. палладия 36,135 г стоимостью 1 243 767 руб.; серебра 2,09 г стоимостью 3 108 руб.; платины 2,58 г стоимостью 32 998 руб.; родия 2,58 г стоимостью 566 973 руб.
Таким образом, учет драгоценных металлов (по наименованию, полному количеству в первичных учетных документах), содержащихся в основных средствах (по состоянию на 21 января 2010 г.), велся не в полном объеме, что повлекло нарушение требований абзаца 5 п.6, пп.34 и 40 Инструкции о порядке использования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, утвержденной постановлением Минфина РБ от 15.03.2004 № 34 (далее - Инструкция № 34).
2. Проверкой соблюдения ОАО «П» требований порядка использования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней было установлено следующее.
В соответствии с абзацем 5 п.6 Инструкции № 34 организации, осуществляющие деятельность с драгоценными металлами и драгоценными камнями, обязаны вести оперативный и бухгалтерский учет драгоценных металлов и драгоценных камней во всех видах и состояниях (в т.ч. в составе вооружения и военной техники), а также в ломе и отходах.
Учет драгоценных металлов и драгоценных камней должен обеспечивать своевременность и точность представления сведений об их количестве и местонахождении, составление отчета о движении драгоценных металлов и драгоценных камней по материально ответственным лицам, структурным подразделениям и организации в целом, достоверность данных в составляемых формах государственной статистической отчетности (п.30 Инструкции № 34).
В соответствии с частью первой п.92 Инструкции № 34 инвентаризации подлежат все имеющиеся в наличии драгоценные металлы и драгоценные камни, изделия из них, лом и отходы, их содержащие, а также находящиеся в составе любых материальных ценностей, в т.ч. электротехнических изделий, находящиеся в зданиях, сооружениях, приборах, устройствах отопительных, газопроводных и других системах, сетях силовой и осветительной электропроводки, вентиляционных устройствах, системах охранной и пожарной сигнализации, укомплектованных изделиями радиоэлектроники и электроаппаратуры.
На момент проведения проверки установлено, что в нарушение вышеуказанных требований в строительном управлении № 18 (далее - СУ-18) ОАО «П» инвентаризация драгоценных металлов, содержащихся в основных средствах и ТМЦ, по состоянию на 1 января 2010 г. была проведена не в полном объеме, вследствие чего в бухгалтерском учете отражены недостоверные сведения о наличии драгоценных металлов.
По итогам проведенной в ходе проверки инвентаризации было установлено наличие неучтенных драгоценных металлов (серебро) в основных средствах и материальных ценностях - 55,8 г стоимостью 82 975 руб. (55,8 х 1 487). Стоимость серебра, содержащегося в объектах основных средств и материальных ценностях, была определена по действующим с 1 января 2010 г. расчетным ценам на драгоценные металлы (кроме драгоценных металлов при осуществлении банковских операций), принимаемых в Государственный фонд Республики Беларусь.
Нарушение было допущено по вине главного инженера СУ-18 ОАО «П», не принявшего должных мер по соблюдению порядка проведения инвентаризации и учета драгоценных металлов.
3. При проведении проверки УП «М» было установлено нарушение части второй п.106 Инструкции № 34, согласно которой на каждой странице акта, описи указывают прописью число порядковых номеров ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице. На страницах 1-4 инвентаризационной описи драгоценных металлов и драгоценных камней от 04.01.2010 по материально ответственному лицу не были указаны прописью число порядковых номеров ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данных страницах. Всего в указанной описи было отражено 0,877 г золота на сумму 83 468 руб. (95 153 руб./г х 0,877 г) и 1 140,299 г серебра на сумму 1 695 624 руб. (1 487 руб./г х 1 140,290 г).
В соответствии со ст.2 Закона РБ от 21.06.2002 № 110-З «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (далее - Закон № 110-З) деятельность с драгоценными металлами и драгоценными камнями включает: действия, связанные с переходом права собственности и иных имущественных прав на драгоценные металлы и драгоценные камни (обращение драгоценных металлов и драгоценных камней), включая залог драгоценных металлов и драгоценных камней, сбор, скупку лома и отходов, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни; изменение физического состояния или содержания драгоценных металлов и драгоценных камней при их производстве, переработке, обработке и использовании, включая аффинаж драгоценных металлов, рекуперацию и огранку драгоценных камней, изготовление и ремонт (реставрацию) изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней; перемещение драгоценных металлов и драгоценных камней и продукции (изделий) из них, в т.ч. транспортировку драгоценных металлов и драгоценных камней и продукции (изделий) из них в места хранения, фонды и запасы, а также их хранение и экспонирование; ввоз драгоценных металлов и драгоценных камней, а также продукции (изделий) из них на территорию Республики Беларусь и вывоз их с территории Республики Беларусь; экспертизу драгоценных металлов, диагностику и оценку драгоценных камней; подтверждение соответствия продукции (изделий) из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации.
4. Проверкой соблюдения обществом с дополнительной ответственностью «Э» (далее - ОДО «Э») требований, предъявляемых к учету драгоценных металлов, содержащихся в основных средствах, малоценных и быстроизнашивающихся предметах было установлено, что в нарушение п.40 Инструкции № 34, согласно которому учет драгоценных металлов осуществляется по формам первичных учетных документов, составленных в соответствии со ст.9 Закона № 3321-XII, во время проверки 15 января 2010 г. отсутствовал учет драгоценных металлов, содержащихся в основных средствах - компьютере «Samsung» в сборе, ноутбуке Compaq 615 RM-74 15/6/2 GB/320 PC, принтере Canon IP 1500 161, ларе морозильном Caravel 306 G, шкафу холодильном одностворчатом.
В нарушение части первой п.92 Инструкции № 34, согласно которой инвентаризации подлежат все находящиеся в составе любых материальных ценностей драгоценные металлы, части третьей п.90 Инструкции № 34, согласно которой инвентаризация драгоценных металлов, содержащихся в приборах, оборудовании, инструментах и других изделиях, находящихся в местах хранения, в эксплуатации, а также снятых с эксплуатации, проводится один раз в год одновременно с инвентаризацией этих материальных ценностей, ОДО «Э» в 2009 г. и на 31 декабря 2009 г. не была проведена инвентаризация драгоценных металлов, содержащихся в основных средствах - компьютере «Samsung» в сборе, ноутбуке Compaq 615 RM-74 15/6/2 GB/320 PC, принтере Canon IP 1500 161, ларе морозильном Caravel 306 G, шкафу холодильном одностворчатом.
В соответствии с п.94 Инструкции № 34 ответственность за неправильное и несвоевременное проведение инвентаризации драгоценных металлов и драгоценных камней несет руководитель организации, если иное не предусмотрено приказами и распоряжениями. Пункт 31 Инструкции № 34 устанавливает ответственность за организацию оперативного учета драгоценных металлов и драгоценных камней главного бухгалтера.
5. Проверкой соблюдения УП «В» требований Инструкции о порядке приемки, хранения, продажи и учета изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней на базах, складах и в магазинах всех форм собственности на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением Минторга РБ и Минфина РБ от 14.04.2004 № 16/66 (далее - Инструкция № 16/66), было установлено следующее.
Ювелирные изделия в рабочее время должны храниться в запирающихся на замок витринах и прилавках-витринах, по окончании рабочего дня убираются и хранятся в подсобном помещении в металлическом сейфе, оборудованном сигнализацией. В соответствии с абзацем 3 п.7 Инструкции № 16/66 сейфы и металлические ящики прочно прикрепляются к полу или стене. В нарушение данного требования металлический сейф, в котором хранились ювелирные изделия, не был прочно прикреплен к полу или стене (акт обследования от 25.05.2010). По состоянию на 25 мая 2010 г. в данном металлическом сейфе по окончании рабочего дня хранились ювелирные изделия на общую сумму 643,1 млн.руб.
Согласно п.15 Инструкции № 16/66 все выставленные для розничной продажи изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней должны иметь этикетки, опломбированные предприятием - изготовителем изделий либо поставщиком (для изделий иностранного производства, ввезенных в Республику Беларусь без этикеток). Изделия иностранного производства, пломбирование этикетками которых не произведено предприятием-изготовителем, обеспечиваются пломбами и этикетками с указанием на них реквизитов в соответствии с подп.4.2.2 п.4 СТБ 1232-2000 «Изделия ювелирные из драгоценных металлов. Общие технические условия» (далее - стандарт), за исключением наименования и товарного знака предприятия-изготовителя, месяца и года изготовления, обозначения стандарта, а также указывается страна изготовления. В соответствии с подп.4.2.2.6 п.4 стандарта этикетки к изделиям должны быть прикреплены нитками хлопчатобумажными условного обозначения 10 ГОСТ 6309 и опломбированы. Пломба должна иметь четкий оттиск предприятия-изготовителя. В нарушение данного требования на 51 ювелирном изделии из серебра 925 пробы на общую сумму 7 109 340 руб., находящемся в розничной продаже и поставленном обществом с ограниченной ответственностью «В», на пломбах, опечатывающих этикетку, отсутствовал оттиск предприятия-изготовителя.
Согласно п.20 Инструкции № 16/66 инвентаризация изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней на базах, складах и в магазинах, в организациях оптовой и розничной торговли производится не реже 2 раз в год и оформляется в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Минфином РБ от 05.12.1995 № 54 (утратили силу, с 1 января 2008 г. проведение инвентаризации регулируется Инструкцией по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.11.2007 № 180). В инвентаризационных описях драгоценные металлы и драгоценные камни и изделия из них должны указываться в полном соответствии с учетной характеристикой. Вместе с тем в нарушение подп.16.12 п.16, п.20 Инструкции № 16/66 инвентаризация ювелирных изделий на 15 апреля 2010 г. была проведена инвентаризационной комиссией, назначенной приказом от 14.04.2010, не в полном соответствии с Инструкцией № 16/66, а именно не указаны марки, фирмы часов в золотых корпусах (всего 5 наименований часов). Учет часов в золотых корпусах должен осуществляться по наименованиям с указанием марки, фирмы, пробы, количества, массы корпуса, цены за штуку и суммы (подп.16.12 п.16 Инструкции № 16/66). В нарушение данного требования учет часов в золотых корпусах производился без указания марки и фирмы. Всего в период с 1 января 2008 г. по 26 мая 2010 г. не учтено в установленном порядке 26 часов в золотых корпусах на общую сумму 62 102,2 тыс.руб.
6. При выборочной проверке учета в УП «Ж» драгоценных металлов было установлено, что на предприятии в соответствии с приказом от 04.11.2009 была создана комиссия по инвентаризации драгметаллов. В ходе общей инвентаризации имущества и финансовых обязательств в период с 9 по 30 ноября 2009 г. на предприятии была проведена инвентаризация драгоценных металлов по состоянию на 1 декабря 2009 г. В то же время в нарушение требований части первой п.95 Инструкции № 34 приказом директора предприятия в комиссию по проведению инвентаризации драгоценных металлов не был включен главный бухгалтер.
Проверяющим была представлена инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей по состоянию на 1 января 2010 г. по инвентаризации драгоценных металлов, которая не соответствует разделам и графам приложения 1 к Инструкции № 34 (в редакции постановления Минфина РБ от 16.02.2007 № 27) «Инвентаризационная опись драгоценных камней, содержащихся в полуфабрикатах, узлах и деталях оборудования, приборах и иных изделиях, а также находящихся в составе любых материальных ценностей, в ломе и отходах» (ф.инв-8а). В инвентаризационной описи, представленной к проверке предприятием, не были указаны наименование, инвентарный номер каждого основного средства, код материалов, продукции, год выпуска (изготовления), заводской номер, предполагаемый срок списания.
В нарушение требований пп.106-108 Инструкции № 34 бухгалтерией предприятия была принята инвентаризационная опись, в которой отсутствовали подписи материально ответственных лиц в расписке, на каждой странице описи не было указано прописью число порядковых номеров ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, имели место неоговоренные исправления ошибок путем закрашивания корректором, а не путем зачеркивания, исправления не были подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.
До момента окончания проверки в нарушение требований абзацев 1 и 5 п.6, абзацев 1 и 2 п.30, п.40, части первой п.92, п.95 Инструкции № 34 на предприятии не определены и не учтены в первичной учетной документации - карточках учета основных средств формы ОС-6 - драгоценные металлы, содержащиеся в следующих объектах: шкаф пекарно-жарочный, электроплита - 364, ксерокс KYOGERA KM-1500, ПЭВМ «Филипс 170S7FS», монитор «Интеграл», источник бесперебойного питания, факс-модем, принтер, автомобиль КАМАЗ-5410, автомобиль КАМАЗ-5320, автомобиль МАЗ-5551, автомобиль ГАЗ-3501, автомобиль ГАЗ-3110, два автомобиля ЛАДА-21214, автомобиль УАЗ-330364. Содержание драгметаллов подтверждается Справочниками содержания драгоценных металлов в импортных изделиях 2002 г. и 2008 г., Перечнем транспортных средств, содержащих драгоценные металлы 2004 г., согласованными с республиканским унитарным предприятием «Межотраслевая хозрасчетная лаборатория по нормированию и экономии драгоценных металлов и драгоценных камней».
7. Реализация ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней в проверяемом периоде ОАО «С» осуществлялась в магазине. В соответствии с частями восьмой, девятой ст.18 Закона № 110-З торговля ювелирными и иными изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней на территории Республики Беларусь осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. При осуществлении деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны вести их учет по массе и качеству.
В соответствии с частью второй подп.16.4, подп.16.7 п.16 Инструкции № 16/66 учет изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней осуществляется организациями всех форм собственности и индивидуальными предпринимателями в следующем порядке: изделия из золота (штучные) - по наименованиям с указанием артикула, пробы, количества, цены за изделие и суммы; штучные изделия из серебра, включая изделия с серебряными черенками, - по наименованиям с указанием пробы, артикула, количества, цены за штуку и суммы.
В проверяемом периоде ОАО «С» количественно-суммовой учет ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней осуществлялся с применением ПЭВМ с оформлением оборотной ведомости движения товаров. Иные документы по учету ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней в обществе не велись и проверке не были представлены.
В нарушение частей восьмой, девятой ст.18 Закона № 110-З, части второй подп.16.4, подп.16.7 п.16 Инструкции № 16/66 ОАО «С» на момент проверки не было обеспечено правильное ведение учета штучных изделий из золота и серебра в количестве 252 единиц на сумму 20 189 900 руб., в т.ч. изделий из золота - 20 единиц на сумму 4 518 460 руб., серебра - 232 единицы на сумму 15 671 440 руб. (в оборотных ведомостях не указывалась проба ювелирного изделия).
Примечание 1. Перечень контролирующих (надзорных) органов и сфер их контрольной (надзорной) деятельности утвержден Указом Президента РБ от 16.10.2009 № 510.
Примечание 2. Статьей 11.4 КоАП, в редакции Закона РБ от 28.12.2009 № 98-З, за данное нарушение предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от 5 до 50 БВ, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо - от 30 до 100 % от стоимости цветных металлов во всех видах и состояниях.
15.11.2010 г.
Сергей Бондарович, начальник отдела правовой и кадровой работы филиала «Минская городская дирекция» открытого акционерного общества «Белинвестбанк»