


Материал помещен в архив
ОБЗОР НАРУШЕНИЙ В СФЕРЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ВЫЯВЛЯЕМЫХ КОНТРОЛИРУЮЩИМИ ОРГАНАМИ
Нарушения сроков проведения внешнеторговых операций
В соответствии со ст.11.37 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) необеспечение при реализации внешнеторговых договоров своевременного поступления денежных средств или завершения внешнеторговой операции иным предусмотренным законодательными актами способом при экспорте товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, работ, услуг) либо поступления товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, работ, услуг) или завершения внешнеторговой операции иным предусмотренным законодательными актами способом по импорту влечет наложение штрафа в размере до 30 базовых величии (далее - БВ), на юридическое лицо - до 2 % от суммы незавершенной в установленный срок внешнеторговой операции за каждый день превышения срока, но не более суммы незавершенной внешнеторговой операции.
1. Проверкой соблюдения порядка проведения внешнеторговых операций были установлены нарушения совместным предприятием «Е» (далее - СП «Е», предприятие) требований Указа Президента РБ от 04.01.2000 № 7 «О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций» (действовал на момент проведения проверки, утратил силу с 2 октября 2008 г.) (далее - Указ № 7), Указа Президента РБ от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» (с изменениями и дополнениями) (далее - Указ № 178) в части необеспечения поступления товаров при импорте не позднее 60 календарных дней с даты проведения платежа, в части необеспечения завершения внешнеторговой операции при экспорте - не позднее 90 календарных дней с даты отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг.
При исполнении контракта от 27.11.2006 на поставку пиломатериала, заключенного между обществом с ограниченной ответственностью (ООО) «Т», Российская Федерация (продавец), и СП «Е» (покупатель), платежными поручениями от 01.12.2006 на сумму 446 250 рос.руб., от 01.12.2006 на сумму 214 847,82 рос.руб. СП «Е» была произведена предоплата за ж.-д. тариф и пиломатериалы на общую сумму 661 097,82 рос.руб., возращена сумма предоплаты ООО «Т» в адрес СП «Е» в размере 439 000 рос.руб. Превышение установленных сроков поступления товара по импортной поставке допущено с 31 января 2007 г. по 28 мая 2010 г., т.е. на срок 1 221 календарный день на сумму 222 097,82 рос.руб. Разрешение на продление сроков проведения вышеуказанной внешнеторговой операции в ходе исполнения данного контракта предприятием в Министерстве торговли РБ (далее - Минторг РБ), Национальном банке РБ (далее - Нацбанк РБ) получено не было. По состоянию на 28 мая 2010 г. у СП «Е» дебиторская задолженность по договору составляла 222 097,82 рос.руб.
В ходе исполнения заключенного СП «Е» (поставщик) с фирмой «S», Германия (покупатель), контракта от 21.05.2007 9 июля 2007 г. в адрес фирмы «S» предприятием была отгружена продукция собственного производства на сумму 13 125 евро. По произведенной в указанный период экспортной поставке было допущено превышение установленных сроков поступления денежных средств с 8 октября 2007 г. по 6 апреля 2008 г., т.е. на срок 182 календарных дня, на общую сумму 90 евро. Согласно договору перевода долга от 07.04.2008 долг в сумме 90 евро перешел новому должнику - фирме «H», Германия, долг погашен 7 апреля 2008 г. Разрешения на продление сроков проведения вышеизложенных внешнеторговых операций в ходе исполнения данного контракта предприятием в Минторге РБ, Нацбанке РБ получены не были.
В ходе исполнения заключенного СП «Е» (поставщик) с фирмой «L», Германия (покупатель), контракта от 18.05.2005 4 ноября 2006 г. в адрес фирмы «L» предприятием была отгружена продукция собственного производства на сумму 10 007 евро. По произведенной в указанный период экспортной поставке было допущено превышение установленных сроков поступления денежных средств с 3 февраля 2007 г. по 28 мая 2010 г. на срок 1 211 календарных дней на общую сумму 91,78 евро. Разрешения на продление сроков проведения вышеизложенных внешнеторговых операций в ходе исполнения данного контракта предприятием в Минторге РБ, Нацбанке РБ получены не были.
В ходе исполнения заключенного СП «Е» (поставщик) с фирмой «H», Германия (покупатель), контракта от 15.06.2005 9 сентября 2007 г. в адрес фирмы «H» предприятием была отгружена продукция собственного производства на сумму 32 871 евро. По произведенной в указанный период экспортной поставке было допущено превышение установленных сроков поступления денежных средств с 9 декабря 2007 г. по 6 апреля 2008 г., т.е. на срок 120 календарных дней, на общую сумму 255 евро. Разрешения на продление сроков проведения вышеизложенных внешнеторговых операций в ходе исполнения данного контракта предприятием в Минторге РБ, Нацбанке РБ получены не были.
В ходе исполнения заключенного СП «Е» (поставщик) с фирмой «A», Польша (покупатель), контракта от 30.08.2005 2 марта 2007 г. в адрес фирмы «A» предприятием была отгружена продукция собственного производства на сумму 17 248,09 евро. По произведенной в указанный период экспортной поставке было допущено превышение установленных сроков поступления денежных средств с 1 июня 2007 г. по 26 ноября 2009 г., т.е. на срок 910 календарных дней, на общую сумму 1 088,46 евро. В адрес СП «Е» фирмой «A» выставлена претензия на сумму 1 088,46 евро. Согласно приказу СП «Е» от 27.11.2009 претензия на сумму 1 088,46 евро была признана обоснованной. Разрешения на продление сроков проведения вышеизложенных внешнеторговых операций в ходе исполнения данного контракта предприятием в Минторге РБ, Нацбанке РБ получены не были.
В ходе исполнения заключенного СП «Е» (поставщик) с фирмой «С», Дания (покупатель), контракта от 22.11.2007 13 марта 2007 г. в адрес фирмы «С» предприятием была отгружена продукция собственного производства на сумму 17 248,09 евро. По состоянию на 26 ноября 2009 г. по произведенной в указанный период экспортной поставке было допущено превышение установленных сроков поступления денежных средств с 15 мая 2007 г. по 26 ноября 2009 г., т.е. на срок 910 календарных дней, на общую сумму 1 435,02 евро. В адрес СП «Е» фирмой «С» выставлена претензия на сумму 1 435,02 евро. Согласно приказу СП «Е» от 27.11.2009 претензия на сумму 1 435,02 евро была признана обоснованной. Разрешения на продление сроков проведения вышеизложенных внешнеторговых операций в ходе исполнения данного контракта предприятием в Минторге РБ, Нацбанке РБ получены не были.
В ходе исполнения заключенного СП «Е» (поставщик) с фирмой «F», Германия (покупатель), контракта от 12.11.2009 13 ноября 2009 г. в адрес фирмы «F» предприятием была отгружена продукция собственного производства на сумму 481,3 евро. По состоянию на 28 мая 2010 г. по произведенной экспортной поставке было допущено превышение установленных сроков поступления денежных средств с 12 февраля 2010 г., т.е. на срок 106 календарных дней, на общую сумму 481,3 евро. Разрешения на продление сроков проведения вышеизложенных внешнеторговых операций в ходе исполнения данного контракта предприятием в Минторге РБ, Нацбанке РБ получены не были.
Таким образом, СП «Е» было допущено несанкционированное превышение срока поступления товара по 6 внешнеторговым операциям по экспорту на сумму 3 661,88 евро на 3 456 календарных дней, превышение срока поступления оплаты по одной внешнеторговой операции по импорту на сумму 222 097,82 рос.руб. на 1 214 календарных дней. Данные действия являются нарушением требований абзацев 1, 3, 4 подп.2.6 п.2 Указа № 7 и абзацев 1, 2, 3, 4 подп.1.4 п.1 Указа № 178.
Несанкционированное превышение сроков проведения внешнеторговых операций было допущено в период с 1 января 2007 г. по 28 мая 2010 г. по вине начальника коммерческого отдела, который обязан был контролировать своевременность и полноту произведенной оплаты по контрактам и принимать меры по обеспечению своевременного поступления средств за отгруженную продукцию и своевременность и полноту произведенной оплаты по контрактам и принимать меры по обеспечению своевременного поступления средств за отгруженную продукцию.
2. В ходе проверки было установлено, что ООО «К» в период с 20.04.2010 по 14.05.2010 при реализации внешнеторгового договора не было обеспечено своевременное поступление денежных средств (завершение внешнеторговых операций) в полном объеме при экспорте не позднее 90 календарных дней с даты отгрузки товаров, чем был нарушен абзац 2 подп.1.4 и подп.1.5 п.1 Указа 178.
Так, согласно внешнеторговому контракту, заключенному между ООО «К» и ООО «Л», Российская Федерация (нерезидент), ООО «К» отгрузило нерезиденту трикотажные изделия в ассортименте по товарной накладной от 3 ноября 2009 г. и международной товарно-транспортной накладной (CMR) от 3 ноября 2009 г. на сумму 546 613,12 рос.руб. Оплату за полученного товара ООО «Л» обязано было произвести в течение 90 дней (первоначально в течение 10 дней) с момента поставки.
Однако ООО «К» не было обеспечено завершение внешнеторговой операции в полном объеме на сумму 546 613,12 рос.руб. в течение 90 дней (до 1 февраля 2010 г.). Нерезидент произвел оплату за полученный товар частями в период с 11 марта 2010 г. по 14 мая 2010 г. по мемориальным ордерам.
В ходе реализации внешнеторговой операции ООО «К» обратилось за продлением срока завершения внешнеторговой операции в порядке, установленном подп.1.5 п.1 Указа № 178, и получило в Главном управлении Нацбанка РБ разрешение на продление срока завершения внешнеторговой операции с нерезидентом ООО «Л» по отгруженным товарам по товарной накладной от 03.11.2010 на сумму 546 613,12 рос.руб. до 19 апреля 2010 г.
21 апреля 2010 г. ООО «К» повторно обратилось за разрешением на продление срока прекращения обязательств по внешнеторговой операции по контракту с нерезидентом ООО «Л» и отгрузке по товарной накладной от 03.11.2009 на сумму 546 613,12 рос.руб. (до 20 июня 2010 г.). Вместе с тем Нацбанк РБ согласно п.23 Инструкции о порядке выдачи разрешений на продление сроков завершения внешнеторговых операций, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 22.04.2009 № 52, посчитал невозможным выдачу испрашиваемого разрешения, поскольку на дату подачи заявления был превышен срок прекращения внешнеторговой операции, установленный Указом № 178 и разрешением Главного управления Нацбанка РБ от 06.02.2010.
Таким образом, ООО «К» по внешнеторговому контракту, заключенному с ООО «Л», было допущено превышение сроков поступления денежных средств при экспорте товаров в сумме 165 313,12 рос.руб., составившее от 4 до 25 дней в период с 20 апреля 2010 г. по 14 мая 2010 г., чем были нарушены требования абзаца 2 подп.1.4 и подп.1.5 п.1 Указа № 178 в части необеспечения прекращения обязательств нерезидентом в полном объеме при экспорте не позднее 90 календарных дней с даты отгрузки товаров.
3. Проверкой соблюдения унитарным предприятием (УП) «Д» (далее - УП «Д», предприятие) законодательства, регулирующего внешнеэкономическую деятельность, были установлены следующие нарушения. Так, предприятием (исполнитель) в лице заместителя директора по коммерческим вопросам был заключен экспортный договор по предоставлению транспортных услуг с закрытым акционерным обществом «К» (далее - ЗАО «К»), Российская Федерация (заказчик), в соответствии с которым предприятие приняло на себя обязательство по перевозке грузов автомобильным транспортом, поставляемых в соответствии с заключенным контрактом между ЗАО «К» и УП «Д». Заказчик обязался оплатить транспортные услуги в установленном договором размере, который составлял 45 000 рос.руб. за один рейс по маршруту г.Гомель - г.Санкт-Петербург - г.Гомель (дополнительным соглашением к договору стоимость 1 рейса была увеличена до 47 000 рос.руб.) в течение 30 календарных дней с момента подписания акта выполненных работ на основании выставленного счета-фактуры. Ориентировочная стоимость договора на момент его подписания составляла 900 000 рос.руб.
В соответствии с условиями договора предприятием по международной товарно-транспортной накладной от 08.06.2009 были оказаны транспортные услуги по перевозке груза для ЗАО «К», о чем 13 июня 2009 г. был составлен акт выполнения работ, подписанный сторонами по договору надлежащим образом и скрепленный печатями. По международной товарно-транспортной накладной от 29.06.2009 предприятием были оказаны транспортные услуги по перевозке груза для ЗАО «К», о чем 3 июля 2009 г. был составлен акт выполнения работ, подписанный сторонами по договору надлежащим образом и скрепленный печатями. Оплата по оказанным транспортным услугам на расчетный счет предприятия в установленный договором срок не поступила. С целью урегулирования данного вопроса в досудебном порядке предприятием в адрес ЗАО «К» 15 октября 2009 г. была направлена претензия на 108 006 рос.руб., в сумму которой был включен основной долг и пеня за превышение сроков договорных обязательств. Кроме того, предприятие 4 ноября 2009 г. обратилось в Главное управление Нацбанка РБ за разрешением на продление срока проведения внешнеторговых операций. Однако по причине того, что на дату подачи заявления о продлении срока были превышены сроки проведения внешнеторговых операций, установленные Указом № 178, в выдаче разрешения на продление срока проведения внешнеторговой операции было отказано. Денежные средства в сумме 94 000 рос.руб. за оказанные транспортные услуги по двум вышеописанным актам выполненных работ на расчетный счет предприятия поступили 5 ноября 2009 г.
В соответствии с подп.1.4 п.1 Указа № 178 резиденты обязаны обеспечить завершение каждой внешнеторговой операции в полном объеме при экспорте - не позднее 90 календарных дней с даты отгрузки товаров (передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), выполнения работ, оказания услуг. Подпунктом 1.6.1 п.1 Указа № 178 предусмотрено, что датой прекращения обязательств нерезидента при экспорте товаров (работ, услуг) считается дата поступления товаров, выполнения работ, оказания услуг. Таким образом, предельной датой прекращения обязательств ЗАО «К» по договору от 21.05.2008 следовало считать: по акту выполненных работ от 13.06.2009 - 11 сентября 2009 г.; по акту выполненных работ от 03.07.2009 - 1 октября 2009 г. Предприятие в нарушение подп.1.4 п.1 Указа № 178 не обеспечило завершения внешнеторговой операции - поступления денежных средств за выполненные работы на общую сумму 94 000 рос.руб., превысив установленный законодательством срок на 55 и 35 дней соответственно.
Таким образом, в результате ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей заместителем директора по коммерческим вопросам предприятием было допущено превышение сроков завершения внешнеторговых операций, не обеспечено поступления денежных средств по экспортным операциям.
4. Проверкой соблюдения открытым акционерным обществом «Г» (далее - ОАО «Г», общество) законодательства, регулирующего внешнеэкономическую деятельность, были установлены следующие нарушения.
Так, обществом (покупатель) был заключен импортный договор с компанией «Ф», Новая Зеландия, на поставку размолотых фосфоритов (товар) в количестве 50 000 т на условиях СРТ. Ориентировочная стоимость договора на момент его подписания составляла 3,6 млн.долл. США. В соответствии с п.2.4 договора поставку первой партии товара в количестве 6 200 т предусматривалось производить по цене 72 евро за 1 метрическую тонну. Цену на оставшееся количество предусматривалось согласовывать в отдельно подписываемых дополнительных соглашениях. Оплата производится посредством предварительной оплаты на расчетный счет продавца в размере 95 % суммы платежа в течение 5 дней с даты выставления счета-проформы за согласованную судовую партию и 5 % суммы платежа в течение 3 рабочих дней с даты выписки накладных в соответствии с инвойсом продавца. Поставка товара осуществляется в течение 30 календарных дней от даты проведения платежа покупателем. В ходе исполнения договора сторонами к нему подписывались дополнительные соглашения, являющиеся его неотъемлемой частью, с изменениями первоначальных условий договора. Так, стоимость 1 т поставляемого товара увеличивалась до 90, 130, 169 евро.
В соответствии с условиями договора обществом производилась предварительная оплата за поставляемый впоследствии продавцом товар. Поставка товара продавцом производилась в разные сроки, не нарушая установленных законодательством сроков прекращения обязательств. В период с 3 декабря 2007 г. по 11 июля 2008 г. обществом была перечислена предоплата в счет последующих поставок фосфоритов на 3 948 222 евро, поставлено товара и возращено излишне перечисленных денежных средств в период с 27 декабря 2007 г. по 27 августа 2008 г. на 3 858 060,5 евро. Остаток предварительной оплаты, произведенной обществом 11 июля 2008 г., за непоставленный товар в сумме 90 161,5 евро был зачислен на счет общества 26 сентября 2008 г. Таким образом, предельной датой прекращения обязательств компанией «Ф» по договору от 20.11.2007 являлось 9 сентября 2008 г. Общество не обеспечило завершения внешнеторговой операции - поступления товара по импорту на общую сумму 90 161,5 евро, превысив установленный законодательством срок на 17 дней.
Обществом (покупатель) был заключен импортный договор с ОАО «М», Российская Федерация, на поставку аммофоса марки А (товар) в количестве 1 000 т на условиях DAF-граница Российской Федерации - Республики Беларусь. Ориентировочная стоимость договора на момент его подписания составляла 19,6 млн.рос.руб. Согласно условиям договора оплата должна была производиться до 1 апреля 2008 г. посредством перечисления на расчетный счет продавца суммы в размере 100 % платежа. Поставка товара должна была осуществляться до 15 апреля 2008 г. при условии выполнения договоренностей по оплате. В соответствии с условиями договора обществом была произведена предварительная оплата по данному договору в следующие сроки: 27 марта 2008 г. - в сумме 11 797 756,55 рос.руб., 8 апреля 2008 г. - в сумме 7 762 243,45 рос.руб., всего на 19 560 000 рос.руб. Поставка товара российской компанией произведена 7 апреля 2008 г. на сумму 11 012 280 рос.руб. и 7 мая 2008 г. на сумму 7 534 512 рос.руб., всего на 18 546 792 рос.руб., т.е. недопоставлено аммофоса на 1 012 308 рос.руб.
Пунктом 5.8 договора было определено, что по завершении сторонами сверки расчетов по исполнению контракта поставщик обязуется произвести возврат покупателю излишне уплаченных денежных средств в течение 10 банковских дней с момента письменного уведомления покупателя о возврате денежных средств на основании согласованного и подписанного сторонами акта сверки расчетов. Письменное уведомление поставщика было произведено только 21 мая 2008 г., т.е. спустя полтора месяца с момента последней поставки товара. Остаток предварительной оплаты, произведенной обществом 8 апреля 2008 г., за непоставленный товар в сумме 1 013 208 рос.руб. был зачислен на счет общества 9 июня 2008 г. Таким образом, предельной датой прекращения обязательств ОАО «М» по договору от 05.03.2008 являлось 7 июня 2008 г. и общество не обеспечило завершения внешнеторговой операции - поступления товара по импорту на общую сумму 1 013 208 рос.руб., превысив установленный законодательством срок на 2 дня.
Обществом (покупатель) был заключен импортный договор с ОАО «О», Российская Федерация, на поставку песка тригидрата оксида алюминия (далее - товар) в количестве 2 500 т по цене 12 100 рос.руб. за 1 т на условиях DAF-граница Российской Федерации - Республики Беларусь. Согласно условиям договора оплата должна была производиться на условиях 100-процентной предоплаты стоимости товара, согласованного к поставке. Поставка товара должна была осуществляться в течение 25 календарных дней с даты оплаты при условии соблюдения срока и порядка подачи и согласования заявки, а также сроков оплаты. В период с 20 августа 2008 г. по 20 октября 2008 г. обществом было перечислено в счет последующих поставок 12 100 000 рос.руб., поставлено товара период в с 1 сентября 2008 г. по 10 ноября 2008 г. на сумму 11 740 279,1 рос.руб. Остаток предоплаты, произведенной обществом 20 октября 2008 г., за непоставленный товар в сумме 359 720,9 рос.руб. был зачислен на счет общества 29 декабря 2008 г. Таким образом, предельной датой прекращения обязательств ОАО «О» по договору от 01.08.2008 являлась дата 19 декабря 2008 г. Общество не обеспечило завершения внешнеторговой операции - поступления товара по импорту на общую сумму 359 720,9 рос.руб., превысив установленный законодательством срок на 10 дней.
Обществом (покупатель) был заключен импортный договор с ООО «Б», Российская Федерация, на поставку экстракционной фосфорной кислоты осветленной (далее - товар) в количестве 1 500 метрических тонн по цене 23 000 рос.руб. за 1 т на условиях СРТ. Согласно условиям договора оплата должна была производиться на условиях 100-процентной предоплаты. Поставка товара - в течение 30 календарных дней с даты получения продавцом предварительной оплаты. В период с 1 октября 2008 г. по 10 октября 2008 г. обществом было перечислено предоплаты в счет последующих поставок 25 716 270 рос.руб., поставлено товара в период с 13 октября 2008 г. по 22 октября 2008 г. на сумму 25 339 348,32 рос.руб. Остаток предоплаты, произведенной обществом 10 октября 2008 г., за непоставленный товар в сумме 376 921,68 рос.руб. был зачислен на счет общества 30 января 2009 г. Таким образом, предельной датой прекращения обязательств ООО «Б» по договору от 12.09.2008 являлась дата 9 декабря 2008 г. Общество не обеспечило завершения внешнеторговой операции - поступления товара по импорту на общую сумму 376 921,68 рос.руб., превысив установленный законодательством срок на 52 дня. Разрешение на продление срока завершения внешнеторговой операции у уполномоченных на то организаций общество не получало.
Недостоверные сведения в статистических декларациях
Представление недостоверных сведений при оформлении статистической декларации в соответствии со ст.11.42 КоАП влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до 20 % контрактной стоимости экспортированных (импортированных) товаров.
1. Проверкой исполнения УП «Р» (далее - УП «Р», предприятие) законодательства, регламентирующего внешнеэкономическую деятельность, были установлены факты представления недостоверных сведений при оформлении статистической декларации.
Так, в соответствии с заключенным договором с ООО «А», Российская Федерация (покупатель), УП «Р» (поставщик) обязалось осуществить поставку товара по виду, ассортименту, в количестве и на сумму в соответствии со спецификацией, являющейся неотъемлемой частью договора. По условиям договора была предусмотрена предоплата за поставляемый товар. Предприятием в адрес ООО «А» 29 марта 2010 г. были поставлены пиломатериалы в количестве 441,18 кв.м на сумму 279 855,64 рос.руб.
В соответствии с требованиями действующего законодательства для целей ведения статистического учета экспорта товаров, таможенное оформление которых не производится, предприятием (декларант) на экспортируемый товар 8 апреля 2010 г. была оформлена и таможенными органами зарегистрирована статистическая декларация.
Согласно п.21 Инструкции о порядке заполнения и регистрации статистической декларации и периодической статистической декларации, внесения изменений и аннулирования зарегистрированной статистической декларации и периодической статистической декларации, утвержденной постановлением ГТК РБ от 30.04.2009 № 37 (далее - Инструкция № 37), графы статистической декларации заполняются в соответствии с Инструкцией о порядке заполнения грузовой таможенной декларации для целей таможенного декларирования товаров, утвержденной приказом ГТК РБ от 09.07.1998 № 246-ОД (далее - Инструкция № 246-ОД, приказ ГТК № 246-ОД) с учетом особенностей.
В соответствии с п.2 раздела I Инструкции № 246-ОД графа 31 «Грузовые места и описание товара» предназначена для указания вида и количества грузовых мест, в которые упакован заявленный в графе товар, контрактного наименования товара с указанием его характеристик, достаточных для его однозначной классификации в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь (далее - ТН ВЭД РБ), первый подраздел графы 33 «Код товара» предназначен для указания в соответствии с ТН ВЭД РБ кода товара, заявленного в графе 31.
Предприятием при оформлении экспортной статистической декларации в графе 31 было указано следующее наименование товара: массивная доска пола из древесины лиственных пород (1с, 2с, 3с) - из дуба, шлифованная, строганая, а в графе 33 соответственно код заявленного товара - 4407911500.
Следует отметить, что предприятие 1 июля 2010 г., т.е. спустя 3 месяца после регистрации статистической декларации, обратилось в таможню с целью внесения изменений в ранее зарегистрированную статистическую декларацию в графу 31 «Грузовые места и описание товара» в соответствии с товарно-транспортной накладной (ТТН) и соответственно в графу 33 «Код товара». Таможней на основании обращения предприятия от 01.07.2010 была произведена корректировка ранее зарегистрированной статистической декларации. Так, в графе 31 было изменено наименование товара: вместо записи «массивная доска пола из древесины лиственных пород - из дуба, шлифованной, строганой» внесена запись «массивная доска пола из древесины лиственных пород», что, в свою очередь, повлекло внесение изменений в графу 33: первоначально код товара был указан 4407911500, после корректировки - 4409299800. Таким образом, предприятием в нарушение п.2 раздела 1 Инструкции № 246-ОД были представлены недостоверные сведения в части наименования вывозимого товара и его кода по ТН ВЭД РБ при оформлении статистической декларации, что повлекло дальнейшую ее корректировку.
Кроме того, в соответствии с подп.21.9 п.21 Инструкции № 37 при заполнении статистической декларации в левом нижнем углу графы 31 экспортной декларации декларантом указывается дата отпуска товара со склада. Предприятием при оформлении декларации датой отпуска товара со склада была указана дата - 30.03.2010 г. Однако фактически отпуск товара со склада был произведен 29.03.2010 г., что подтверждается товарно-транспортной накладной от 29.03.2010, которая в соответствии с п.2 Инструкции по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» и ТН-2 «Товарная накладная», утвержденной постановлением Минфина РБ от 18.12.2008 № 192, является основанием для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителя, а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета; международной товарно-транспортной накладной (CMR), в которой указано, что грузоперевозчиком груз был получен 29 марта 2010 г., а также объяснением главного бухгалтера предприятия.
Таким образом, предприятием при оформлении экспортной статистической декларации в нарушение подп.21.9 п.21 Инструкции № 37, п.2 раздела 1 Инструкции № 246-ОД были представлены недостоверные сведения.
2. В ходе проверки ОАО «П» (далее - ОАО «П», общество) были установлены факты представления обществом недостоверных сведений при оформлении статистических деклараций на товары, экспортируемые в Российскую Федерацию, а именно недостоверных сведении о фактурной (оценочной) стоимости экспортируемых товаров.
В проверяемом периоде заполнение статистических деклараций ОАО «П» должно было осуществлять в соответствии с Инструкцией № 37.
Согласно п.2 Инструкции № 37, статистическая декларация имеет форму таможенного документа «Грузовая таможенная декларация», утвержденного приказом ГТК № 246-ОД.
Согласно п.20 Инструкции № 37 в статистической декларации должны быть заполнены следующие графы: «Экземпляр…» («ГТД»), 1, 2, 3, 5, 6, 8, 9, 11, 14, 15, 15а, 16, 17, 17а, 20, 22, 24, 31, 32, 33, 34, 38, 38а, 41, 41а, 42, 44, 45 (только для формуляров формы ТД-3) и 54.
Согласно п.21 Инструкции № 37 графы статистической декларации заполняются в соответствии с Инструкцией № 246-ОД. При этом каких-либо особенностей заполнения графы 22 «Валюта и общая фактурная стоимость товара» статистической декларации не установлено.
Согласно требованиям по заполнению графы 22 «Валюта и общая фактурная стоимость товара», установленным п.2 раздела 1 Инструкции № 246-ОД, во втором подразделе графы 22 указывается цифрами общая фактурная (оценочная) стоимость всех заявленных в документе товаров в валюте платежа (оценки), оговоренной в первом подразделе графы. В случае указания стоимости в дробных единицах, она округляется с точностью до двух знаков после запятой, в соответствии с арифметическими правилами.
Вместе с тем при оформлении обществом статистических деклараций от 03.06.2009, от 02.07.2009, от 02.09.2009, от 15.09.2009, от 05.10.2009, от 06.11.2009, от 24.11.2009, от 07.12.2009, от 23.12.2009, от 04.01.2010 на товары, отгруженные в рамках договоров, заключенных с ООО «Н» (Российская Федерация), статистической декларации от 13.10.2009 на товары, отгруженные в рамках договора, заключенного с ООО «К» (РФ), статистической декларации от 23.12.2009 на товары, отгруженные в рамках договора, заключенного с ООО «С» (Российская Федерация), во втором подразделе графы 22 была указана лишь стоимость выполненных работ по изготовлению заявленного в декларациях товара из давальческого сырья. Стоимость давальческого сырья в общую фактурную (оценочную) стоимость товара, указанную во втором подразделе графы 22, включена не была. Сумма фактурных (оценочных) стоимостей, заявленных в вышеуказанных статистических декларациях товаров, подлежащих в соответствии с законодательством указанию во втором подразделе графы 22 статистических деклараций, составляла 27 480 304,18 рос.руб. Следует отметить, что в товарных накладных на отгруженную продукцию стоимость товаров была указана верно, т.е. с учетом стоимости давальческого сырья, необходимого на производства данных товаров.
Таким образом, в результате нарушения п.21 Инструкции № 37, п.2 раздела 1 Инструкции № 246-ОД, устанавливающих требования к заполнению графы 22 «Валюта и общая фактурная стоимость товара» статистической декларации, ОАО «П» в период с 7 октября 2008 г. по 30 июня 2009 г. были представлены недостоверные сведения при оформлении вышеуказанных статистических деклараций, а именно недостоверные сведения об общей фактурной (оценочной) стоимости заявленных товаров.
3. Проверкой унитарного предприятия «В» (далее - УП «В») было установлено, что в нарушение требований части первой ст.74 Таможенного кодекса РБ (далее - ТК) и абзаца 5 описания графы 44 п.2 раздела II Инструкции № 246-ОД УП «Б» при оформлении статистических деклараций в графе 44 «Дополнительная информация/представляемые документы» в таможенные органы заявило недостоверные сведения о документах, подлежащих представлению при таможенном оформлении.
Так, УП «В» в ходе исполнения внешнеторгового договора, заключенного с ООО «Б», Российская Федерация, при получении товара по импорту (термоподвеска ТУР-01,57 и блок питания БП240) при оформлении импортной статистической декларации от 19.09.2008 на сумму 414 910 рос.руб. в графе 44 «Дополнительная информация/представляемые документы» указало товарную накладную от 04.09.2008. Фактически следовало указать товарную накладную от 12.08.2008 на сумму 414 910 рос.руб.
Аналогично в нарушение требований части первой ст.74 ТК и части первой подп.22.9 п.22 Инструкции о порядке заполнения и регистрации декларации для целей статистического учета экспорта (импорта) товаров при отсутствии их таможенного оформления, утвержденной постановлением ГТК РБ от 10.07.2001 № 33 (действовало на момент проведения проверки, утратило силу 1 мая 2009 г.), и подп.21.9 п.21 Инструкции № 37 УП «В» при оформлении следующих статистических деклараций в графе 31 «Грузовые места и описание товаров» заявило недостоверные сведения о дате отгрузки товара:
- экспортная статистическая декларация от 28.06.2008 на сумму 422 495,00 рос.руб. (согласно декларации товар отгружен со склада 28 июня 2008 г., фактически - 27 июня 2008 г.);
- экспортная статистическая декларация от 23.07.2008 на сумму 463 387,50 рос.руб. (согласно декларации товар отгружен со склада 23 июля 2008 г., фактически - 22 июля 2008 г.);
- экспортная статистическая декларация от 07.12.2009 на сумму 167 148,68 рос.руб. (согласно декларации товар отгружен со склада 3 декабря 2009 г., фактически - 2 декабря 2009 г.).
Всего было импортировано и экспортировано товаров по указанным статистическим декларациям на общую сумму 1 467 941,18 рос.руб.
Иные нарушения в сфере внешнеэкономической деятельности
1. При проверке вопросов соблюдения законодательства Республики Беларусь при осуществлении внешнеэкономической деятельности было установлено, что согласно контракту, заключенному между компанией «Б» (далее - поставщик) и УП «К» (далее - покупатель), поставщик обязуется поставить, а покупатель принять и оплатить семена овощных культур (далее - товар) в соответствии с приложением 1, согласно которому стоимость поставляемого товара составляет 58 413,15 долл. США. Подпунктами 2.2 и 2.3 п.2 контракта было предусмотрено, что его общая сумма составляет 58 413,15 долл. США и цена на товар в течение срока действия контракта (до 31 августа 2009 г.) является окончательной и изменению не подлежит.
При этом УП «К» до проведения платежей в филиале ОАО «Банк» зарегистрировало сделку с указанием общей стоимости товаров по внешнеторговому контракту - 58 413,15 долл. США и после получения товаров оформило статистическую декларацию с указанием общей фактурной стоимости товаров - 58 413,15 долл. США.
Однако УП «К» платежными поручениями от 27.02.2009, от 06.03.2009, от 09.03.2009, от 11.03.2009 и от 13.03.2009 (с указанием назначения платежа «оплата за поставленные семена овощных культур согласно накладной от 28.01.2009») произвело оплату компании «Б» в суммах 5 000, 3 000, 15 000, 19 242,98 и 17 000 долл. США, а всего на общую сумму 59 242,98 долл. США.
Таким образом, переплата составила 829,83 долл. США, чем были нарушены требования абзаца 6 подп.1.1 п.1 Указа № 178 в части неполучения товаров в рамках проведения платежей сверх суммы, указанной в контракте от 27.01.2009.
В соответствии со ст.11.36 КоАП превышение суммы перечисленных денежных средств по импорту (стоимости отгруженного товара, выполненных работ, оказанных услуг по экспорту) в сравнении с договорной стоимостью полученного товара, выполненных работ, оказанных услуг (суммой полученных денежных средств) влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере разницы между этими суммами, в данном случае в размере 829,83 долл. США.
2. В соответствии со ст.48 ТК перемещение товаров через таможенную границу должно осуществляться с соблюдением запретов и ограничений на ввоз товаров в Республику Беларусь и их вывоз из Республики Беларусь, установленных законодательством и (или) международными договорами Республики Беларусь по основаниям экономического и неэкономического характера.
В соответствии с подп.1.8 п.1 (действовал на момент проведения проверки, исключен 23.10.2010 г.) постановления Совета Министров РБ от 23.09.2008 № 1397 «О некоторых вопросах порядка перемещения отдельных видов товаров через таможенную границу Республики Беларусь» (далее - постановление № 1397) утвержден перечень подкарантинной продукции, подлежащей государственному фитосанитарному контролю, ограниченной к перемещению через таможенную границу Республики Беларусь при ввозе по основаниям неэкономического характера, ввоз которой допускается при наличии импортного карантинного разрешения государственного учреждения «Главная государственная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений» (далее - ГУ «Главная государственная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений»).
Пунктами 17 и 23 данного перечня установлено, что ввоз на таможенную территорию Республики Беларусь овощей прочих (код ТН ВЭД РБ 0709) и бананов (из кода ТН ВЭД РБ 080300) допускается при наличии импортного карантинного разрешения ГУ «Главная государственная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений».
Индивидуальным предпринимателем О. (далее - ИП О.) было получено в ГУ «Главная государственная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений» импортное карантинное разрешение на ввоз в Республику Беларусь из Российской Федерации бананов свежих и свежих фруктов в ассортименте сроком действия с 25 марта 2010 г. по 25 июня 2010 г.
В то же время проверкой было установлено, что ИП О. без наличия импортного карантинного разрешения ГУ «Главная государственная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений» были ввезены из Российской Федерации следующие товары:
бананы свежие (код ТН ВЭД РБ 0803001900):
- по контракту с фирмой ООО «Э» (Российская Федерация) от 20.05.2009 - по СМР от 11.06.2009, счету-фактуре от 11.06.2009 на сумму 4 500 долл. США (статистическая декларация от 22.06.2009), оприходованы на склад 15 июня 2009 г.;
- по контракту с фирмой ООО «Р» (Российская Федерация) от 23.05.2009 - по СМР от 24.08.2009, счету-фактуре от 21.08.2009 на сумму 142 200 рос.руб. (статистическая декларация от 28.08.2009), оприходованы на склад 25 августа 2009 г.; по СМР от 30.01.2010, счету-фактуре от 29.01.2010 на сумму 151 990 рос.руб. (статистическая декларация от 09.02.2010), оприходованы на склад 04.02.2010; по СМР от 13.02.2010, счету-фактуре от 12.02.2010 на сумму 162 000 рос.руб. (статистическая декларация от 18.02.2010), оприходованы на склад 16 февраля 2010 г.;
- перец свежий (код ТН ВЭД РБ 0709601000) по контракту с фирмой ООО «А» (Российская Федерация) от 01.02.2010 по СМР от 17.02.2010, счету-фактуре от 16.02.2010 на сумму 360 780 рос.руб. (статистическая декларация от 01.03.2010), оприходован на склад 22 февраля 2010 г.
Таким образом, ИП О. при ввозе в Республику Беларусь бананов свежих и перца свежего было допущено нарушение требований ст.48 ТК, подп.1.18 п.1 постановления № 1397, а именно ввоз в период с 12 июня 2009 г. по 22 февраля 2010 г. на таможенную территорию для постоянного размещения без разрешительных документов (импортного карантинного разрешения ГУ «Главная государственная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений») указанного товара общей стоимостью 4 500 долл. США и 816 970 рос.руб.
В соответствии со ст.11.43 КоАП отсутствие лицензии либо других разрешительных документов в установленных законодательством Республики Беларусь случаях влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до 100 % стоимости импортированных товаров.
3. В соответствии с описанием графы 33 «Код товара» п.2 раздела II Инструкции № 246-ОД графа 33 импортной декларации предназначена для указания десятизначного кода заявленного в графе 31 товара по ТН ВЭД РБ.
Иностранным предприятием «А» (далее - ИП «А») по контракту с компанией «W» (Англия) от 20.01.2009 был ввезен на таможенную территорию Республики Беларусь товар «NOVALTAN AL» (производство Германия) весом 5 т таможенной стоимостью 69 656 650 бел.руб. Данный товар был заявлен в таможенный режим свободного обращения (таможенное свидетельство от 24.12.2009).
В соответствии с Правилом 3(а) Основных правил интерпретации ТН ВЭД (см. Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС) и Единый таможенный тариф Таможенного союза, утверждена Решением Комиссии таможенного союза от 27.11.2009 № 130, Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27.11.2009 № 18) при классификации товара предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара по сравнению с товарными позициями с более общим описанием.
Товар «NOVALTAN AL» (производство Германия) - соль муравьиной кислоты (чистый кристаллизованный алюминиумтриформиат) и согласно Правилу 3а ТН ВЭД РБ классифицируется в товарную позицию 29151250000.
Иностранное предприятие (ИП) «А» в 2007 г. ввозило товар марки «NOVALTAN AL» (производство Германия) и классифицировало его в соответствии с ТН ВЭД РБ как товарную позицию 29151250000 (таможенное свидетельство от 20.11.2007).
Указом Президента РБ от 31.12.2007 № 699 «Об установлении ставок ввозных таможенных пошлин» (далее - Указ № 699) в отношении возимого в Республику Беларусь товара «соли муравьиной кислоты», классифицируемого под кодом 2915120000, установлена ставка ввозной таможенной пошлины в размере 5 %.
Таким образом, ИП «А» при заявлении в таможенный режим свободного обращения товара «NOVALTAN AL» (производство Германия) был нарушен порядок заполнения грузовой таможенной декларации для целей таможенного декларирования товаров (недостоверно указаны данные о коде товара согласно ТН ВЭД РБ в графе 33) и неправомерно применена ставка таможенной пошлины в размере 0 %, установленная Указом Президента РБ от 05.05.2009 № 233 «О временном установлении ставки ввозной таможенной пошлины в размере ноль (0) процентов на ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь комплектующие, сырье и материалы».
Следовательно, ИП «А» было допущено нарушение требований абзаца 4 подп.2.1 п.2 Указа № 699, согласно которому товары, происходящие из стран, названных в приложении 3 к настоящему Указу, в торгово-политических отношениях с которыми Республика Беларусь применяет режим наиболее благоприятствуемой нации, и ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь, облагаются ввозными таможенными пошлинами.
В соответствии с п.1 ст.160 ТК налоговое обязательство по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых под таможенный режим свободного обращения, возникает у декларанта при принятии таможенным органом таможенной декларации на помещение товаров под таможенный режим свободного обращения. В соответствии с подп.3.1 п.3 ст.160 ТК налоговое обязательство должно быть исполнено до выдачи таможенным органом свидетельства о помещении товаров под таможенный режим свободного обращения. В соответствии с подп.2.3 п.2 ст.77 ТК декларант обязан уплатить таможенные платежи. В соответствии с п.4 ст.159 ТК товары помещаются под таможенный режим свободного обращения при исполнении налогового обязательства по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов. В соответствии с п.1 ст.161 ТК при помещении товаров под таможенный режим свободного обращения ввозные таможенные пошлины, налоги уплачиваются в полном размере.
Таким образом, ИП «А» в нарушение подп.2.3 п.2 ст.77, п.4 ст.159, подп.3.1 п.3 ст.160 и п.1 ст.161 ТК таможенные платежи не были уплачены в полном объеме в установленные сроки, в связи с чем у ИП «А» возникло неисполненное налоговое обязательство по уплате таможенных платежей.
В соответствии с п.3 ст.52 Общей части Налогового кодекса РБ пени начисляются за каждый календарный день просрочки, включая день уплаты (взыскания), в течение всего срока исполнения налогового обязательства начиная со дня, следующего за установленным налоговым законодательством днем уплаты налога, сбора (пошлины).
Общая сумма таможенных платежей и пеней, подлежащая уплате ИП «А», составила 4 341 258 бел.руб.
В соответствии с частью девятой ст.13.6 КоАП неуплата или неполная уплата в установленный срок плательщиком, иным обязанным лицом таможенного платежа на сумму более 1/4 БВ, в т.ч. совершенные должностным лицом юридического лица, влекут наложение штрафа в размере от 2 до 20 БВ, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо - в размере 20 % от неуплаченной суммы таможенного платежа, но не менее 1 БВ.
Примечание. Перечень контролирующих (надзорных) органов и сфер их контрольной (надзорной) деятельности утвержден Указом Президента РБ от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь».
15.11.2010 г.
Сергей Бондарович, начальник управления правового обеспечения банковской деятельности юридического департамента открытого акционерного общества «Белинвестбанк»