Пособие от 06.01.2015
Автор: Амельченя Ю.

Одностороннее изменение цены договора на государственную закупку: разбираем ситуацию


 

Материал помещен в архив

 

ОДНОСТОРОННЕЕ ИЗМЕНЕНИЕ ЦЕНЫ ДОГОВОРА НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ ЗАКУПКУ: РАЗБИРАЕМ СИТУАЦИЮ

Ситуация

Между сторонами заключен договор на государственную закупку от 08.12.2014. В ходе его исполнения 23 декабря 2014 г. от поставщика поступило предложение о внесении изменений в договор в части установления права поставщика на одностороннее изменение цены договора на государственную закупку в связи с существенным изменением обстоятельств (изменение ситуации на валютном рынке, которую невозможно было предусмотреть при заключении договора).

Содержание договора на государственную закупку

Государственная закупка представляет собой приобретение товаров (работ, услуг) полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств (ст.1 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее - Закон)).

Статьей 17 Закона предусмотрены виды процедур государственных закупок, посредством которых приобретаются товары (работы, услуги) для целей удовлетворения интересов получателей бюджетных средств, а по результатам проведения таких процедур заключается договор на государственную закупку.

Данный договор должен отвечать определенным требованиям, установленным Законом, а в остальном (по содержанию) правилам, регулирующим соответствующие отношения: по приобретению товаров (поставка), оказанию услуг (возмездное оказание услуг), выполнению работ (подряд). Следовательно, в договоре на государственную закупку должны помимо условий, установленных ст.25 Закона, определяться существенные условия, присущие тому или иному типу (виду) договора (поставка, возмездное оказание услуг, выполнение работ).

Обязательные требования к содержанию договора на государственную закупку в Законе включают условия:

• об ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных этим договором;

• о порядке оплаты;

• о порядке осуществления заказчиком приемки результата государственной закупки на его соответствие по объему (количеству), комплектности, качеству и иным требованиям, установленным договором (п.2 ст.25 Закона).

Помимо указанных обязательных условий в договоре на государственную закупку могут быть предусмотрены условия о предоставлении обеспечения исполнения договора поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (п.3 ст.25 Закона).

Особенность договора на государственную закупку в том, что его содержание изначально определяет заказчик (организатор), который впоследствии выступает в качестве стороны договора (покупателя, заказчика) (это утверждение не применимо к организатору, поскольку договор на государственную закупку заключает непосредственно заказчик, даже если процедура была проведена организатором), и проект договора на государственную закупку включается в состав конкурсных или аукционных документов, документов, представляемых для подготовки предложений при проведении запроса ценовых предложений. В свою очередь, при представлении участниками своих предложений они включают в их состав свое согласие с проектом договора.

Впоследствии же договор между заказчиком и участником-победителем (участником процедуры закупки из одного источника) заключается на условиях, указанных в предложении такого участника и документах, представляемых участнику для подготовки предложения, а в случае проведения электронного аукциона - по цене последней ставки этого участника, в т.ч. с учетом ее уменьшения, если такое уменьшение имело место, а также с учетом применения преференциальной поправки, если ее применение установлено Советом Министров Республики Беларусь (п.1 ст.25 Закона).

Таким образом, содержание договора на государственную закупку определяется Законом, а также законодательством, регулирующим соответствующие правоотношения, и самим договором, поскольку в соответствии с частью второй п.1 ст.402 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК) в договоре в качестве существенных условий определяются все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Изменение цены договора на государственную закупку

Национальное законодательство о государственных закупках устанавливает закрытый перечень случаев, когда возможно изменить такие условия договора на государственную закупку, как объем (количество) предмета государственной закупки, цену договора и срок его исполнения.

Так, не допускается изменение условий договора на стадии его заключения или исполнения в части объема (количества) предмета государственной закупки, цены и срока его исполнения, за исключением случаев:

• изменения объема (количества) предмета государственной закупки в соответствии с п.4 ст.20 Закона, а именно общее правило состоит в том, что объем (количество) однородных товаров (работ, услуг), составляющих предмет государственной закупки, не может составлять менее квартальной потребности в них, предусмотренной годовым планом государственных закупок. Однако допускается в ходе процедуры государственной закупки или исполнения договора изменение объема (количества) предмета государственной закупки, но не более чем на 10 %, если это предусмотрено условиями проведения процедуры государственной закупки или договором. В этом случае стоимость товаров (работ, услуг) изменяется пропорционально изменению их объема (количества), а сопутствующих работ (услуг) - с учетом этого изменения;

• изменения цены договора, если изменение стоимости приобретаемых сырья, материалов, комплектующих и иных товаров (работ, услуг) невозможно было предусмотреть в начале процедуры государственной закупки, а также в связи с изменением законодательства;

• увеличения срока исполнения обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя) по инициативе заказчика после оплаты полностью или частично обязательств по договору, если необходимо изменение конструктивных, технологических решений, требующих от поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнительного времени для поставки или реализации иным способом товара (выполнения работы, оказания услуги) (п.7 ст.25 Закона).

Иные, кроме указанных выше условий договора на государственную закупку, могут быть изменены в общем порядке.

 

Обратите внимание!

Поскольку в соответствии с п.8 ст.25 Закона в случае надлежащего исполнения обязательств по договору односторонний отказ заказчика или поставщика (подрядчика, исполнителя) от их исполнения не допускается, в договоре на государственную закупку не может быть предусмотрено условие об одностороннем отказе от исполнения обязательств по договору, не связанное с его нарушением (иными словами, для одностороннего отказа от исполнения обязательств по договору своим основанием должны быть отрицательные основания, когда стороны не исполняют или ненадлежащим образом исполняют обязательства по договору).

 

Подобный подход законодателя соответствует международным обязательствам Республики Беларусь, принятым на основании Соглашения о государственных (муниципальных) закупках от 09.12.2010 (прекращает действие с 1 января 2015 г.), Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (вступает в силу с 1 января 2015 г.; далее - Договор).

Так, в соответствии с нормами названного Соглашения в законодательстве о государственных закупках республики должен быть предусмотрен запрет на изменение условий исполнения договорных обязательств, в т.ч. изменение цены договора (контракта) о закупке, за исключением случаев, предусмотренных законодательством государства стороны о закупках. Стороны стремятся к исключению из законодательства своего государства положений, разрешающих изменение условий исполнения договорных обязательств, в т.ч. изменение цены договора (контракта) о закупках, установив конкретные случаи, когда допускаются указанные изменения. При этом не допускается изменение цены договора (контракта) о закупке в зависимости от инфляционных изменений, изменения валютного курса и рыночной стоимости товаров, работ и услуг, а также не допускается уменьшение количества товаров (объема работ, услуг) без пропорционального снижения цены договора (контракта) о закупке (п.13 ст.3 Соглашения).

Тем самым специально подчеркивается, что ни инфляционные изменения, ни изменения валютного курса и рыночной стоимости товаров, работ и услуг не могут быть основанием для изменения цены договора, поскольку соответствующие риски лежат на сторонах как субъектах предпринимательской деятельности.

В нормах Договора содержится обязанность государства - члена Договора установить в законодательстве о закупках запрет на изменение условий исполнения договорных обязательств, в т.ч. изменение цены договора (контракта) о закупке, за исключением случаев, предусмотренных таким законодательством. Не допускается уменьшение количества товаров, объема работ и услуг без пропорционального снижения цены договора (контракта) о закупке (п.22 Протокола о порядке регулирования закупок (приложение 25 к Договору).

Одностороннее изменение цены как условия договора на государственную закупку в связи с существенным изменением обстоятельств (изменение ситуации на валютном рынке, которую невозможно было предусмотреть при заключении договора)

В ГК предусмотрено, что в случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законодательством или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным (п.3 ст.420 ГК).

Иными словами, при полном отказе от исполнения договора он считается расторгнутым, при частичном отказе от исполнения договора речь идет об изменении договора.

Для одностороннего изменения договора достаточно уведомления об этом другой стороны. Согласия другой стороны на изменение договора, а также обращения с соответствующим требованием в суд не требуется. Договор считается измененным с момента получения другой стороной соответствующего уведомления либо по истечении срока предупреждения, установленного законодательством, если иной срок не установлен уведомлением, соглашением сторон либо законодательством (п.19 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 16.12.1999 № 16 «О применении норм Гражданского кодекса Республики Беларусь, регулирующих заключение, изменение и расторжение договоров»; далее - постановление № 16).

Тем самым частичный отказ от исполнения договора или изменение договора может быть осуществлено в одностороннем порядке путем предложения управомоченной на такое изменение стороной новой редакции условий договора, согласия по которым от другой стороны не требуется. Новая редакция условий договора будет применяться с момента получения другой стороной соответствующего уведомления либо по истечении срока предупреждения, установленного законодательством, если иной срок не установлен уведомлением, соглашением сторон либо законодательством.

Если допустить, например, что договором на государственную закупку предусмотрено право поставщика на одностороннее изменение цены, то фактически это должно означать, что поставщик вправе изменить цену при тех обстоятельствах, которые установлены как правомерные для изменения цены. Причем изменение цены осуществляется в одностороннем порядке, без согласия второй стороны и обращения в суд.

 

Обратите внимание!

Цена договора на государственную закупку вне зависимости от основания (по соглашению сторон, по требованию одной из сторон, по решению суда или в одностороннем порядке - ст.420 ГК) может быть изменена только при определенных Законом условиях, а именно если изменение стоимости приобретаемых сырья, материалов, комплектующих и иных товаров (работ, услуг) невозможно было предусмотреть в начале процедуры государственной закупки, а также в связи с изменением законодательства (п.7 ст.25 Закона).

 

Как представляется, изменение стоимости приобретаемых сырья, материалов, комплектующих и иных товаров (работ, услуг) если и имеет место, то при наличии оснований, не связанных с изменением ситуации на валютном рынке, а также рыночных условий.

Правоприменительная практика сформировалась в свое время таким образом, что изменение курса валют не рассматривалось в качестве форс-мажорного обстоятельства и сам по себе факт роста курса иностранной валюты и затруднительность ее приобретения не рассматривались в качестве безусловного основания для расторжения договора в связи с существенным изменением обстоятельств или освобождения от ответственности за его неисполнение. В целом девальвация национальной валюты и иные риски, связанные с изменением на валютном рынке, относятся к предпринимательской деятельности субъекта хозяйствования, который должен принимать необходимые меры для минимизации возможных негативных последствий (произвести страхование рисков, предусмотреть соответствующие положения в договоре, связанные с изменением стоимости валюты, принять меры к досрочному исполнению обязательства и т.д.) (см. постановление Кассационной коллегии Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 16.08.2012 (дело № 54-6/2012/419А/579К)).

Изменение ситуации на валютном рынке, которую невозможно было предусмотреть при заключении договора, не подпадает под существенное изменение обстоятельств в смысле ст.421 ГК, поскольку должны иметь место одновременно следующие условия:

1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;

2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени добросовестности и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям гражданского оборота;

3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;

4) из существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.

Более того, необходимо учитывать, что договор на государственную закупку может исполняться в белорусских рублях, и тогда валютные риски в принципе не имеют никакого отношения к его исполнению. Даже если договор и будет исполняться в иностранной валюте, то риски, связанные с ее приобретением в данном случае несет покупатель (заказчик, получатель бюджетных средств), в свою очередь, поставщик может нести риски в связи с приобретением комплектующих, материалов и другого при их приобретении у нерезидентов. Но для обеих сторон существует возможность их минимизации в той или иной экономической ситуации.

В этой связи полагаем, что изменение стоимости приобретаемых сырья, материалов, комплектующих и иных товаров (работ, услуг) не может быть обосновано изменением ситуации на валютном рынке, рыночных условий.

Закон также предусматривает, что изменение цены договора на государственную закупку возможно при изменении законодательства. В данном случае необходимо учитывать следующее. Статья 392 ГК закрепляет приоритет законодательства над договором, причем как действующего в момент заключения договора, так и вводимого в действие после заключения. Если после заключения и до прекращения действия договора принят акт законодательства, устанавливающий обязательные для сторон правила, иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора должны быть приведены в соответствие с законодательством, если иное не предусмотрено законодательством.

Если сторонами соответствующие изменения в договор не будут внесены, то суд по иску заинтересованной стороны своим решением утверждает необходимые изменения в договор с момента вступления в силу акта законодательства, устанавливающего обязательные для сторон правила, иные, чем те, которые действовали при заключении договора. При отсутствии обращений в суд и невнесении изменений в договор самими сторонами взамен противоречащему законодательству условию договора сторонами должна применяться соответствующая норма законодательства с момента введения ее в силу, если эта норма не является диспозитивной, применяемой постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (п.15 постановления № 16).

Тем самым изменение законодательства в контексте изменения цены договора на государственную закупку предполагает принятие акта законодательства, устанавливающего обязательные для сторон правила, иные, чем те, которые действовали при заключении договора, например в части формирования цены, если цена регулируемая (ст.7 Закона Республики Беларусь от 10.05.1999 № 255-З «О ценообразовании»).

Вывод

По мнению автора, условие договора на государственную закупку об одностороннем изменении цены договора в связи с существенным изменением обстоятельств (изменение ситуации на валютном рынке, которую невозможно было предусмотреть при заключении договора) не может рассматриваться как правомерное, во-первых, в силу того, что нельзя квалифицировать изменение ситуации на валютном рынке, которую невозможно было предусмотреть при заключении договора, как существенное изменение обстоятельств, во-вторых, в силу наличия прямо предусмотренных в Законе случаев, когда цена договора может изменяться (в их числе отсутствует изменение цены в связи с существенным изменением обстоятельств, в частности при изменении ситуации на валютном рынке).

 

06.01.2015

 

Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь, медиатор центра «Медиация и право»