


Материал помещен в архив
ОФОРМЛЕНИЕ И УЧЕТ СПИСАНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ В БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Имущество бюджетных организаций (учреждений здравоохранения, образования и других отраслей бюджетной сферы) - государственная собственность.
В материале дан обзор нормативно-правовых документов, регулирующих порядок списания государственного имущества, закрепленного за республиканскими и коммунальными юридическими лицами, а также рассмотрена методика бухгалтерского учета операций по его списанию.
Нормативно-правовое регулирование
Государственная собственность выступает в виде республиканской собственности (собственность Республики Беларусь) и коммунальной собственности (собственность административно-территориальных единиц).
Республиканская собственность состоит из казны Республики Беларусь и имущества, закрепленного за республиканскими юридическими лицами в соответствии с актами законодательства.
Казна Республики Беларусь - это средства республиканского бюджета, золотовалютные резервы, другие объекты, находящиеся только в собственности государства, и иное государственное имущество, не закрепленные за республиканскими юридическими лицами.
Коммунальная собственность состоит из казны административно-территориальной единицы и имущества, закрепленного за коммунальными юридическими лицами в соответствии с актами законодательства.
Казна соответствующей административно-территориальной единицы - это средства местного бюджета и иное коммунальное имущество, не закрепленное за коммунальными юридическими лицами (ст.215 Гражданского кодекса РБ (далее - ГК)).
Имущество, находящееся в государственной собственности, может закрепляться за государственными юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (ст.216 ГК).
Юридические лица не вправе продавать принадлежащее им на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, в залог, вносить в качестве вклада в уставный фонд хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника (часть первая п.3 ст.276 ГК).
Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним на праве оперативного управления имуществом лишь с согласия собственника этого имущества (часть первая п.1 ст.278 ГК).
Порядок принятия решений по распоряжению имуществом, находящимся в республиканской собственности, определен Указом Президента РБ от 04.07.2012 № 294 (далее - Указ № 294).
В Указе № 294 дано определение терминов «государственное имущество», «распоряжение государственным имуществом», «отчуждение».
Государственное имущество - это имущество, закрепленное за республиканскими и коммунальными юридическими лицами, в т.ч. государственными органами, на праве оперативного управления, хозяйственного ведения, казна Республики Беларусь и административно-территориальных единиц, а также имущество, признаваемое государственным в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Беларусь.
Под распоряжением государственным имуществом понимаются:
• отчуждение в установленном порядке на аукционе, по конкурсу, без проведения аукциона либо конкурса, в т.ч. для реализации инвестиционного проекта;
• залог;
• аренда;
• передача в безвозмездное пользование;
• передача в доверительное управление;
• передача без перехода права собственности (передача имущества в оперативное управление или хозяйственное ведение государственного юридического лица на возмездной или безвозмездной основе, не связанная с прекращением права республиканской или коммунальной собственности).
Отчуждение имущества - это передача из собственности Республики Беларусь в коммунальную или частную собственность, а также из коммунальной собственности в собственность Республики Беларусь или частную собственность, из собственности одной административно-территориальной единицы в собственность другой административно-территориальной единицы на возмездной или безвозмездной основе, в т.ч. внесение в уставный фонд негосударственного юридического лица.
Порядок распоряжения имуществом, находящимся в коммунальной собственности, определяют местные Советы депутатов, руководствуясь нормами Указа № 294 и Указа Президента РБ от 16.11.2006 № 677 «О некоторых вопросах распоряжения имуществом, находящимся в коммунальной собственности, и приобретения имущества в собственность административно-территориальных единиц».
![]() |
Обратите внимание! Понятие «распоряжение государственным имуществом» не включает списания имущества (недвижимого имущества, машин, оборудования, транспортных средств и др.), а Указ № 294 не регламентирует порядок списания имущества. |
Порядок списания имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь, определяется Советом Министров РБ, если иное не установлено Президентом РБ (подп.6.10 п.6 Указа № 294).
Положение о порядке списания имущества, находящегося в республиканской собственности, утверждено постановлением Совета Министров РБ от 24.02.2012 № 180 (далее - Положение № 180, постановление № 180).
Для целей Положения № 180 под имуществом, находящимся в республиканской собственности, понимается имущество (за исключением запасов), закрепленное за республиканскими юридическими лицами, в т.ч. государственными органами, на праве оперативного управления, хозяйственного ведения, а также переданное ими в безвозмездное пользование негосударственным юридическим лицам, республиканским государственно-общественным объединениям (п.1 Положения № 180).
Действие Положения № 180 не распространяется на списание имущества, закрепленного за воинскими формированиями, военизированными организациями Республики Беларусь и государственными органами, имеющими воинские формирования и военизированные организации, а также на списание имущества, осуществляемое в порядке, установленном Президентом РБ (п.2 Положения № 180).
Порядок списания имущества, находящегося в собственности соответствующих административно-территориальных единиц, определяют местные Советы депутатов (абзац 3 п.16 Указа № 294).
Местным Советам депутатов рекомендовано определить порядок списания имущества, находящегося в собственности административно-территориальных единиц, аналогичный порядку, предусмотренному Положением № 180 (п.4 постановления № 180).
Списание имущества, находящегося в собственности областных городов и областей, регулируется инструкциями, утвержденными следующими нормативными документами:
Город, область | Решение Совета депутатов |
г.Брест | от 27.04.2012 № 116 (далее - Инструкция № 116) |
Брестская обл. | от 11.05.2012 № 195 (далее - Инструкция № 195) |
г.Витебск | от 20.03.2012 № 137 (далее - Инструкция № 137) |
Витебская обл. | от 06.03.2012 № 171 (далее - Инструкция № 171 по Витебской области) |
г.Гомель | от 23.11.2012 № 169 (далее - Инструкция № 169) |
Гомельская обл. | от 05.06.2012 № 192 (далее - Инструкция № 192) |
г.Гродно | от 30.08.2012 № 162 (далее - Инструкция № 162) |
Гродненская обл. | от 04.04.2012 № 158 (далее - Инструкция № 158) |
г.Минск | от 25.04.2012 № 217 (далее - Инструкция № 217) |
Минская обл. | от 26.06.2012 № 171 (далее - Инструкция № 171 по Минской области) |
г.Могилев | от 22.12.2012 № 23-9 |
Могилевская обл. | от 17.04.2012 № 15-4 |
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 17 января 2018 г. взамен Инструкции № 23-9 действует Инструкция о порядке списания имущества, находящегося в собственности города Могилева, утвержденная решением Могилевского горсовета от 27.09.2017 № 41-8. С 1 июня 2018 г. Инструкция № 158 изложена в новой редакции решением Гродненского облсовета от 14.05.2018 № 29. |
В вышеуказанных решениях городских и областных Советов депутатов, утвердивших порядок списания имущества, определено понятие имущества, находящегося в собственности города и области.
Так, к имуществу, находящемуся в собственности г.Минска, относится имущество (за исключением запасов), закрепленное за коммунальными юридическими лицами, в т.ч. государственными органами, на праве оперативного управления, хозяйственного ведения, а также переданное ими в безвозмездное пользование негосударственным юридическим лицам, республиканским государственно-общественным объединениям (абзац 2 п.2 Инструкции № 217).
К имуществу, находящемуся в собственности области, относится имущество (за исключением запасов), закрепленное за Минским областным исполнительным комитетом (далее - облисполком), его структурными подразделениями с правами юридического лица, областными юридическими лицами на праве хозяйственного ведения, оперативного управления, а также переданное ими в безвозмездное пользование негосударственным юридическим лицам, республиканским государственно-общественным объединениям (абзац 2 п.2 Инструкции № 171 по Минской области).
Нормативные документы, регулирующие порядок списания имущества, находящегося в собственности районов, утверждены решениями соответствующих районных Советов депутатов.
Основания для списания имущества
Под списанием имущества, находящегося в республиканской собственности, понимается его выбытие из хозяйственной деятельности республиканского юридического лица, негосударственного юридического лица, республиканского государственно-общественного объединения на основании решения, предусматривающего его уничтожение (снос, демонтаж) (примечание к п.1 Положения № 180).
Под списанием имущества понимается выбытие имущества из хозяйственной деятельности коммунального юридического лица, негосударственного юридического лица, республиканского государственно-общественного объединения на основании решения, предусматривающего уничтожение (снос, демонтаж) имущества (абзац 4 п.2 Инструкции № 217).
Под списанием имущества понимается выбытие имущества из хозяйственной деятельности облисполкома, его структурных подразделений с правами юридического лица, областного юридического лица, негосударственного юридического лица, республиканского государственно-общественного объединения на основании решения, предусматривающего уничтожение (снос, демонтаж) имущества (абзац 7 п.2 Инструкции № 171 по Минской области).
Установлено, что имущество может быть списано в следующих случаях (п.3 Положения № 180):
1) если оно не соответствует техническим нормативным правовым актам в области технического нормирования и стандартизации;
2) если начисленная амортизация составляет 100 %;
3) утраты (гибели) в связи с чрезвычайными обстоятельствами (пожар, авария, стихийное бедствие, дорожно-транспортное происшествие и др.);
4) если имущество не было продано на аукционе с установлением начальной цены продажи, равной 1 базовой величине (далее - БВ) (кроме капитальных строений (зданий, сооружений), незавершенных законсервированных капитальных строений, иного недвижимого имущества, незавершенных незаконсервированных капитальных строений при возможности их использования под жилые помещения и (или) для ведения личного подсобного хозяйства);
5) если вышеназванные объекты капитального строительства не были проданы на аукционе с установлением начальной цены продажи, равной 1 БВ, с условием их реконструкции под жилые помещения и (или) для ведения личного подсобного хозяйства, так как аукцион в соответствии с законодательством признан нерезультативным либо несостоявшимся или единственный участник отказался от приобретения предмета аукциона по указанной начальной цене, увеличенной на 5 %.
Списание имущества, находящегося в собственности соответствующих административно-территориальных единиц, производится в случаях, аналогичных случаям списания имущества, определенным Положением № 180.
Порядок принятия решения о списании имущества
Положением № 180 определен разный порядок принятия решения о списании имущества, находящегося в республиканской собственности, в зависимости от того, какие организации пользуются имуществом:
1) по имуществу, закрепленному за республиканскими юридическими лицами на праве оперативного управления или хозяйственного ведения;
2) по имуществу, переданному в безвозмездное пользование негосударственным юридическим лицам, республиканским государственно-общественным объединениям.
В первом случае решение о списании имущества готовит постоянно действующая комиссия по списанию имущества, создаваемая по распоряжению руководителя либо коллегиального органа управления республиканского юридического лица. В состав комиссии включаются: главный бухгалтер (его заместитель), бухгалтер, работники, на которых возложена ответственность за сохранность имущества, руководители (заместители руководителей) структурных подразделений (п.5 Положения № 180).
Во втором случае решение о списании имущества принимает руководитель либо коллегиальный орган управления ссудодателя на основании предложения ссудополучателя и акта о списании имущества, подготовленного комиссией по списанию имущества, созданной ссудополучателем (негосударственным юридическим лицом, республиканским государственно-общественным объединением). В состав комиссии включаются: главный бухгалтер (его заместитель), бухгалтер, работники негосударственного юридического лица, республиканского государственно-общественного объединения, на которых возложена ответственность за сохранность имущества, руководители (заместители руководителей) структурных подразделений негосударственного юридического лица, республиканского государственно-общественного объединения (п.7 Положения № 180).
Основные функции комиссий, создаваемых в первом и втором случаях, определены в п.6 Положения № 180:
1) проведение осмотра и определение фактического состояния предлагаемого к списанию имущества по месту его нахождения;
2) рассмотрение документов, содержащих необходимые для подготовки акта о списании имущества сведения об этом имуществе (первичные учетные документы, техническая документация, а также экспертное заключение соответствующей организации в случае списания недвижимого имущества, если оно не соответствует техническим нормативным правовым актам в области технического нормирования и стандартизации).
Для целей Положения № 180 под недвижимым имуществом понимаются капитальные строения (здания, сооружения), изолированные помещения, машино-места, незавершенные законсервированные капитальные строения, иное недвижимое имущество, незавершенные незаконсервированные капитальные строения, доли в праве общей собственности на них;
3) определение оснований для списания имущества;
4) оформление акта о списании имущества.
Функции комиссий по списанию имущества, находящегося в собственности административно-территориальных единиц, определены решениями соответствующих Советов депутатов, которыми утверждены порядок списания имущества, и аналогичны функциям комиссии, определенным Положением № 180.
Порядок принятия решений о списании имущества, находящегося в собственности административно-территориальных единиц, производится по-разному и кратко рассмотрен ниже.
1. Город Брест. Списание имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения, оперативного управления за коммунальными юридическими лицами г.Бреста, производится по решению их руководителей. Причем решение о списании недвижимого имущества принимается после предварительного письменного согласования с соответствующим органом, уполномоченным городским исполнительным комитетом (далее - горисполком) управлять коммунальными юридическими лицами. Если коммунальное юридическое лицо подчиняется непосредственно горисполкому, решение о списании недвижимого имущества принимается после предварительного письменного согласования с заместителем председателя горисполкома по направлению деятельности (абзац 4 п.4 Инструкции № 116).
2. Брестская область. Списание имущества, закрепленного на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за коммунальными юридическими лицами Брестской области, осуществляется по решению их руководителей (уполномоченных ими заместителей руководителей) (часть первая п.5 Инструкции № 195).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2015 г. п.5 Инструкции № 195 на основании решения Брестского областного Совета депутатов от 25.11.2014 № 50 изложен в новой редакции. |
3. Город Витебск. Списание имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения, оперативного управления за администрациями, их структурными подразделениями с правами юридического лица, коммунальными юридическими лицами г.Витебска, производится по решению их руководителей. Причем решение о списании недвижимого имущества, а также машин, оборудования, транспортных средств принимается после предварительного согласования с горисполкомом. Проекты решений горисполкома о согласовании списания названного имущества подготавливают соответствующие городские органы управления, в подчинении и (или) ведении которых находятся коммунальные юридические лица (абзац 4 п.5 Инструкции № 137).
4. Витебская область. Списание имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения, оперативного управления за коммунальными юридическими лицами области производится по решению их руководителей. Решение о списании недвижимого имущества принимается после предварительного письменного согласования с соответствующим областным органом управления, а если коммунальное юридическое лицо подчиняется непосредственно Витебскому облисполкому, - предварительного письменного согласования с заместителем председателя облисполкома по направлению деятельности (абзац 4 п.5 Инструкции № 171 по Витебской области).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 20 декабря 2014 г. следует руководствоваться п.5 Инструкции № 171 по Витебской области в редакции решения Витебского облсовета от 25.11.2014 № 33. |
5. Город Гомель. Списание недвижимого имущества вне зависимости от его стоимости, иного имущества, относящегося к основным средствам, восстановительная (переоцененная) стоимость которого превышает 100 БВ, производится по решению Гомельского горисполкома.
Имущество, относящееся к основным средствам, восстановительная (переоцененная) стоимость которого не превышает 100 БВ, закрепленное на праве оперативного управления, хозяйственного ведения за структурными подразделениями Гомельского горисполкома с правами юридического лица, коммунальными юридическими лицами, подчиненными непосредственно горисполкому, списывается по решению их руководителей, согласованному с заместителем председателя Гомельского горисполкома по направлению деятельности.
Имущество, закрепленное на праве оперативного управления, хозяйственного ведения за структурными подразделениями администраций районов г.Гомеля с правами юридического лица, коммунальными юридическими лицами, не подчиненными непосредственно горисполкому, списывается по решению их руководителей, согласованному с органом управления Гомельского горисполкома (п.5 Инструкции № 169).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 8 апреля 2015 г. следует руководствоваться п.5 Инструкции № 169 в редакции решения Гомельского городского Совета депутатов от 27.02.2015 № 43. |
6. Гомельская область. Списание имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения, оперативного управления за коммунальными юридическими лицами Гомельской области, производится по решению их руководителей. Решение о списании недвижимого имущества принимается после предварительного письменного согласования с соответствующим органом управления Гомельского облисполкома, а если коммунальное юридическое лицо подчиняется непосредственно облисполкому, - предварительного письменного согласия с заместителем председателя облисполкома по направлению деятельности (абзац 4 п.5 Инструкции № 192).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 22 ноября 2014 г. абзац 4 п.5 Инструкции № 192 на основании решения Гомельского облсовета от 28.10.2014 № 33 изложен в новой редакции. |
7. Город Гродно. Списание имущества осуществляется по решению Гродненского горисполкома (п.4 Инструкции № 162).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 3 апреля 2015 г. списание имущества осуществляется в соответствии с Инструкцией № 162 в редакции решения Гродненского облсовета от 29.12.2014 № 47. |
8. Гродненская область. Списание имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения, оперативного управления за коммунальными юридическими лицами Гродненской области, производится по решению их руководителей. Решение о списании недвижимого имущества принимается после предварительного письменного согласования с соответствующим органом управления Гродненского облисполкома, а если коммунальное юридическое лицо подчиняется непосредственно облисполкому, - предварительного письменного согласования с заместителем председателя облисполкома по направлению деятельности (абзац 4 п.5 Инструкции № 158).
9. Город Минск. Списание имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения, оперативного управления за коммунальными юридическими лицами г.Минска осуществляется по решению их руководителей (уполномоченных ими заместителей руководителей) (п.5 Инструкции № 217).
10. Минская область. Списание недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за областными юридическими лицами, подчиненными непосредственно облисполкому, производится по решению их руководителей, согласованному с заместителем председателя облисполкома по направлению деятельности.
Списание недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за областными юридическими лицами, не подчиненными непосредственно Минскому облисполкому, производится по решению их руководителей, согласованному с органом управления облисполкома.
Списание недвижимого имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за юридическими лицами Минской области, производится по решению их руководителей (п.5 Инструкции № 171 по Минской области).
Списание иного имущества (кроме недвижимого имущества), закрепленного за юридическими лицами Минской области, осуществляется по решению их руководителей (п.6 Инструкции № 171 по Минской области).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 января 2015 г. пп.5 и 6 Инструкции № 171 по Минской области на основании решения Минского областного Совета депутатов от 24.12.2014 № 58 изложены в новой редакции. |
Как видим, принятие решений о списании имущества, закрепленного за коммунальными юридическими лицами, в разных административно-территориальных единицах осуществляется по-разному и не всегда соответствует Положению № 180.
Оформление акта о списании имущества
Примерная форма акта о списании имущества утверждена постановлением Минфина РБ от 12.03.2012 № 15.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июля 2016 г. следует применять форму акта о списании имущества в редакции постановления Минфина РБ от 09.06.2016 № 41. |
Акт о списании имущества подписывается председателем и членами комиссии и утверждается решением руководителя либо коллегиального органа управления республиканского юридического лица с указанием должности, фамилии, инициалов и даты утверждения (п.8 Положения № 180, приложение к вышеназванному постановлению).
Согласно инструкциям по списанию имущества, утвержденным соответствующими местными Советами депутатов (основные инструкции названы выше), акт о списании имущества подписывается председателем и членами комиссии и утверждается лицами, принимающими решение о списании имущества.
При оформлении актов о списании имущества, содержащего драгоценные металлы, следует учитывать требования Инструкции о порядке использования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, утвержденной постановлением Минфина РБ от 15.03.2004 № 34 (далее - Инструкция № 34).
В актах о списании имущества должны указываться масса (содержание) драгметаллов, подлежащих списанию, а также масса (содержание) драгметаллов, подлежащих оприходованию в виде лома. При использовании в организации способа определения содержания драгметаллов после списания основных средств эти сведения в актах списания имущества не указываются (п.69 Инструкции № 34).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 20 февраля 2015 г. следует руководствоваться п.69 Инструкции № 34 в редакции постановления Минфина РБ от 23.01.2015 № 3. |
После утверждения акта о списании имущества организации обязаны изъять детали, узлы и комплектующие изделия, содержащие драгметаллы, и составить акт демонтажа (изъятия) (п.70 Инструкции № 34).
Лом, содержащий драгметаллы, приходуется на основании актов о списании имущества и прилагаемых к ним актов демонтажа (изъятия) (часть первая п.71 Инструкции № 34).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 13 июля 2014 г. следует руководствоваться пп.70 и 71 Инструкции № 34 в редакции постановления Минфина РБ от 30.05.2014 № 27. |
В настоящее время порядок утверждения и составления первичных документов регулируется:
• Указом Президента РБ от 15.03.2011 № 114 «О некоторых вопросах применения первичных учетных документов» (далее - Указ № 114).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 25 июля 2014 г. Указ № 114 на основании Указа Президента РБ от 21.07.2014 № 361 утратил силу. Требования к первичным учетным документам определены ст.10 Закона РБ от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности»; |
• постановлением Совета Министров РБ от 24.03.2011 № 360 «Об утверждении перечня первичных учетных документов» (далее - постановление № 360).
Постановлением № 360 утвержден обязательный к применению перечень первичных документов с указанием государственных органов, которые должны утвердить формы этих первичных документов. В настоящее время все формы, предусмотренные в перечне, утверждены соответствующими государственными органами.
Другие первичные учетные документы (за исключением форм, утвержденных постановлением № 360) могут разрабатываться и утверждаться организациями самостоятельно (приказом руководителя).
Можно также применять формы, установленные республиканскими органами государственного управления по согласованию с Министерством финансов РБ (эти формы носят рекомендательный, а не обязательный характер) (подп.1.3 п.1 Указа № 114).
Формы документов, разработанные и утвержденные организацией самостоятельно, согласовывать с Министерством финансов РБ не требуется.
Указом № 114 определен перечень обязательных сведений (реквизитов), которые должны содержаться в первичном учетном документе (независимо от того, кто его утверждает).
Первичные учетные документы могут содержать иные сведения (реквизиты), но они не являются обязательными (подп.1.4 п.1 Указа № 114).
Не будет нарушением порядка составления (оформления) первичных учетных документов, предусмотренным Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях, неуказание (недостоверность) в них любых сведений, за исключением обязательных сведений, названных выше (подп.1.5 п.1 Указа № 114).
Таким образом, форма акта о списании имущества (как и другие первичные документы) должна быть предусмотрена в учетной политике организации в соответствии с требованиями Указа № 114.
Выбытие объектов основных средств в результате их списания отражается следующими бухгалтерскими записями (п.22 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств в бюджетных организациях, утвержденной постановлением Минфина РБ от 31.10.2012 № 60 (далее - Инструкция № 60)).
Содержание операции | Дебет | Кредит |
1. Выбытие объектов основных средств в результате их списания (2 записи одновременно): | ||
а) на суммы накопленной амортизации за весь период эксплуатации |
01 (соответствующий субсчет) | |
б) на остаточную стоимость выбывающих основных средств |
01 | |
По мнению автора, при списании объектов основных средств вместо 2 простых бухгалтерских записей, предусмотренных Инструкцией № 60, можно составить одну сложную бухгалтерскую запись: Д-т 020 «Амортизация основных средств» - на суммы накопленной амортизации за весь период эксплуатации; Д-т 250 «Фонд в основных средствах» - на остаточную стоимость выбывающих основных средств; К-т 01 «Основные средства» (соответствующий субсчет) - на первоначальную стоимость. Списание остаточной (ликвидационной) стоимости имущества в бухгалтерском учете отражается после завершения работ по его уничтожению (сносу, демонтажу) (часть вторая п.9 Положения № 180) | ||
2. Списание полностью самортизированных объектов основных средств |
020 |
01 (соответствующий субсчет) |
3. Стоимость материалов, полученных при выбытии основных средств: | ||
а) приобретенных за счет бюджетных средств |
06 (соответствующий субсчет) |
|
б) приобретенных за счет средств, получаемых от приносящей доходы деятельности |
06 (соответствующий субсчет) |
237 |
Если материалы, полученные при выбытии основных средств, будут реализованы, эту операцию следует отразить в бухгалтерском учете в соответствии с Методическими указаниями о порядке учета материальных запасов учреждениями и организациями, состоящими на бюджете, утвержденными Минфином РБ 11.12.1997 № 59 (пп.30, 31 корреспонденции счетов по операциям учета материальных запасов, приведенной в этих методических указаниях, при реализации излишних и неиспользуемых материалов составляются следующие бухгалтерские записи).
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
1. Реализация излишних и неиспользуемых материалов, приобретенных за счет бюджетных средств. Составляются 2 бухгалтерские записи одновременно: | ||
а) отпущены материалы покупателю |
06 (субсчета 060-067, 069) | |
б) уменьшается источник финансирования |
140, 230 |
173 |
Из приведенной корреспонденции субсчетов видно, что стоимость реализованных материалов, приобретенных за счет бюджетных средств, следует внести в доход бюджета (кредит субсчета 173). По мнению автора, аналогично следует рассуждать при реализации материалов, полученных при выбытии объектов основных средств, приобретенных за счет бюджетных средств (выручка должна быть внесена в доход бюджета) | ||
2. Реализация излишних и неиспользуемых материалов, приобретенных за счет внебюджетных средств |
06 (субсчета 060-067, 069) | |
По мнению автора, вместо субсчета 280 «Реализация продукции (работ, услуг)» следует использовать субсчет 281 «Реализация других материальных ценностей». В настоящее время бюджетные организации при осуществлении приносящей доходы деятельности выручку от реализации продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг, другие доходы должны признавать в бухгалтерском учете по методу начисления. Поэтому при реализации материалов, приобретенных за счет внебюджетных средств (как и материалов, полученных при выбытии объектов основных средств, приобретенных за счет внебюджетных средств), должны составляться следующие бухгалтерские записи: 1) Д-т 281 - К-т 06 (субсчета 060-067, 069) - на учетную стоимость отпущенных покупателю материалов; 2) Д-т 178 - К-т 281 - на отпускную стоимость переданных покупателю материалов; 3) Д-т 111 - К-т 178 - на сумму денежных средств, поступившую от покупателя. Вместо субсчета 178 в учетной политике можно предусмотреть использование субсчетов 154 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и 155 «Расчеты с заказчиками по авансам» |
Расходы, связанные с выполнением работ по уничтожению (сносу, демонтажу) имущества, включая при необходимости проведение технического обследования, разработку проектной документации, в отношении имущества, закрепленного за бюджетными организациями на праве оперативного управления, осуществляются за счет:
• средств республиканского бюджета, предусмотренных на их содержание, и иных источников, не запрещенных законодательством, если имущество приобретено за счет средств республиканского и местных бюджетов;
• превышения доходов над расходами, остающихся в распоряжении этих организаций, иных источников, не запрещенных законодательством, если имущество приобретено за счет средств, получаемых от приносящей доходы деятельности, иных источников, установленных законодательством (подп.10.1 п.10 Положения № 180).
Источники расходов, связанных с выполнением работ по уничтожению (сносу, демонтажу) имущества, находящегося в собственности административно-территориальных единиц, определены решениями соответствующих Советов депутатов, утвердившими порядок списания имущества, и по существу аналогичны источникам расходов, определенным Положением № 180.
С учетом вышеназванных правил Положения № 180 расходы, связанные с выполнением работ по уничтожению (сносу, демонтажу) объектов основных средств, по мнению автора, должны отражаться следующими бухгалтерскими записями.
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Отражены расходы, связанные с выполнением работ по уничтожению (сносу, демонтажу) объектов основных средств: | ||
а) если объекты основных средств были приобретены за счет средств республиканского бюджета и местных бюджетов |
10, 11, 17 и др. (соответствующие субсчета) | |
б) если объекты основных средств были приобретены за счет средств, получаемых от приносящей доходы деятельности, иных источников, установленных законодательством |
246 |
11, 17 и др. (соответствующие субсчета) |
Сроки проведения работ по уничтожению (сносу, демонтажу) имущества (включая при необходимости проведение технического обследования, разработку проектной документации) установлены п.9 Положения № 180. Указанные работы осуществляются в срок не позднее 6 месяцев со дня принятия решения о списании имущества или в иные сроки, определенные проектной документацией, но, как правило, не более 12 месяцев со дня принятия решения о списании имущества |
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» В Плане счетов бухгалтерского учета бюджетных организаций, установленном постановлением Минфина РБ от 22.04.2010 № 50, приведены субсчета 240 «Фонд материального поощрения» и 246 «Фонд производственного и социального развития». Указанные фонды формировались на основании положений Инструкции о порядке планирования, учета и использования средств, получаемых организациями, финансируемыми из бюджета, от приносящей доходы деятельности, утвержденной постановлением Минфина РБ от 12.11.2002 № 152 (утратила силу с 27 июня 2014 г.). С 1 июля 2013 г. порядок формирования внебюджетных средств от приносящей доходы деятельности, осуществления расходов, связанных с такой деятельностью, направления и порядок использования средств, остающихся в распоряжении бюджетной организации, определяются Положением о порядке формирования внебюджетных средств, осуществления расходов, связанных с приносящей доходы деятельностью, направлениях и порядке использования средств, остающихся в распоряжении бюджетной организации, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 19.07.2013 № 641. Цели, на которые используются внебюджетные средства в части сумм превышения доходов над расходами, остающихся в распоряжении бюджетной организации, перечислены в части первой п.25 Положения № 641. В данном списке не указаны фонд материального поощрения и фонд производственного и социального развития. Использование внебюджетных средств в части сумм превышения доходов над расходами, остающихся в распоряжении бюджетных организаций, на цели, предусмотренные частью первой п.25 Положения № 641, отражается по дебету субсчета 411 «Использование прибыли» (вместо субсчетов 240 и 246) и кредиту субсчетов 178 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами», 180 «Расчеты с персоналом», 250 «Фонд в основных средствах», 260 «Фонд отдельных предметов в составе оборотных средств» (письмо Минфина РБ от 28.01.2014 № 15-1-19/75). |
06.11.2013
Анна Чернюк, доцент Белорусского государственного экономического университета
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 октября 2014 г. в Положение о порядке списания имущества, находящегося в республиканской собственности, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 24.02.2012 № 180, на основании постановления Совета Министров РБ от 25.09.2014 № 916 внесены изменения и дополнения. |