Пособие от 25.04.2018
Автор: Амельченя Ю.

Ограничение конкуренции в локальном акте, определяющем порядок закупок в строительстве за счет собственных средств: разбираем ситуацию


 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии ОГРАНИЧЕНИЕ КОНКУРЕНЦИИ В ЛОКАЛЬНОМ АКТЕ, ОПРЕДЕЛЯЮЩЕМ ПОРЯДОК ЗАКУПОК В СТРОИТЕЛЬСТВЕ ЗА СЧЕТ СОБСТВЕННЫХ СРЕДСТВ: РАЗБИРАЕМ СИТУАЦИЮ

пример ситуация

Ситуация

В положении о порядке проведения организациями, входящими в состав Концерна, процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов за счет собственных средств, разработанном и утвержденном Концерном, содержится следующее условие: «организатор (предприятие Концерна) без проведения установленных Положением о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88, процедур закупок вправе заключать договоры на выполнение работ, оказание услуг, поставку товаров собственного производства с организациями, входящими в состав Концерна, их дочерними предприятиями и обществами, а также унитарными предприятиями, учрежденными организациями, входящими в состав Концерна».

Соответствует ли данное условие положения нормам Положения о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 (далее - Положение № 88), Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (далее - Декрет № 7), а также антимонопольного законодательства?

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 10 октября 2021 г. постановление № 88 утратило силу постановлением Совмина от 06.10.2021 № 564 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь».

С 1 июля 2021 г. отношения в сфере закупок товаров (работ, услуг) при строительстве за счет бюджетных средств регулируются законодательством о государственных закупках.

 

Противоречий нормам законодательства, по мнению автора, нет.

При осуществлении строительства субъекты хозяйствования не применяют установленные законодательством требования о закупках товаров (работ, услуг) при строительстве в случае осуществления закупок без привлечения полностью или частично средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома, а также при осуществлении аварийно-восстановительного ремонта капитальных строений (зданий, сооружений) (подп.4.4 п.4 Декрета № 7).

С позиции Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь с учетом приведенной выше нормы закупки товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, финансируемых за счет собственных средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляются на основании локальных нормативных правовых актов, утвержденных руководителями данных субъектов хозяйствования (письмо Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 26.03.2018 № 04-3-01/3918 «О разъяснении»).

Очевидно, такой локальный нормативный правовой акт может быть составлен в соответствии с п.8 Положения № 88, согласно которому, если проведение подрядных торгов (торгов, переговоров), биржевых торгов при размещении заказов, необходимых для строительства объектов, не является обязательным, инвестор, застройщик, заказчик, подрядчик, инженер (инженерная организация) вправе назначить и провести их в порядке, предусмотренном Положением № 88. В то же время указанный локальный нормативный правовой акт может учитывать нормы Положения № 88 в части или не учитывать вовсе.

Что касается соблюдения антимонопольного законодательства, то в настоящий момент его нормы не регулируют отношения, возникающие при осуществлении закупок товаров (работ, услуг). С вступлением с 3 августа 2018 г. в силу изменений, внесенных в Закон Республики Беларусь от 12.12.2013 № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», антимонопольные требования к закупкам будут установлены. Однако речь идет о том, что такие требования применяются к закупкам товаров, то есть к приобретению товаров на конкурентной основе, в котором принимают или могут принять участие два и более участника, в том числе приобретение товаров при осуществлении государственных закупок (за исключением процедуры закупки из одного источника), закупок за счет собственных средств (за исключением процедуры закупки из одного источника), закупок при строительстве. В отсутствие конкурентной основы при выборе контрагента антимонопольные требования к закупкам не применяются.

 

25.04.2018

 

Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь, медиатор центра «Медиация и право»