Пособие от 12.09.2017
Автор: Кеник К.

Ограничения для государственных служащих


 

Материал помещен в архив

 

ОГРАНИЧЕНИЯ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

Государственный служащий как субъект права имеет свой определенный правовой статус (правовое положение). Слово «статус» происходит от латинского status, что означает «состояние». В юридической литературе имеются различные точки зрения по определению элементов, составляющих понятие правового статуса. При этом практически все авторы независимо от используемых ими подходов указывают, что основу, определяющий исходный элемент любого статуса, его содержание составляют соответствующие права и обязанности.

Закон Республики Беларусь от 14.06.2003 № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь» (далее - Закон о госслужбе) не определяет понятие правового статуса государственного служащего. Глава 2 «Правовое положение государственных служащих» Закона о госслужбе включает ст.20 «Права государственного служащего», ст.21 «Обязанности государственного служащего», ст.22 «Ограничения, связанные с государственной службой». Полагаем, что ограничение правового статуса только этими элементами является недостаточным.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2023 г. Закон о госслужбе утратил силу Законом от 01.06.2022 № 175-З «О государственной службе». Закон № 175-З вступает в силу в порядке, установленном ст.79 данного Закона.

 

   
2. Права
   
           
1. Обязанности
  Правовой статус государственного служащего  
3. Материальное обеспечение
   
       
6. Ответственность
   
4. Гарантии
   
           
5. Ограничения
     
    1) не вправе заниматься предпринимательской деятельностью
   
     
    2) не вправе принимать участие лично или через доверенных лиц в управлении коммерческой организацией
   
     
    3) не вправе занимать другие государственные должности
   
     
    4) не вправе принимать участия в забастовках
   
     
    5) не вправе выполнять иную оплачиваемую работу, не связанную с исполнением должностных обязанностей по месту основной службы, кроме педагогической (в части реализации содержания образовательных программ), научной, культурной, творческой деятельности и медицинской практики
   
     
    6) не вправе использовать служебное положение в интересах политических партий, религиозных организаций, иных юридических лиц, а также граждан, если это расходится с интересами государственной службы
   
     
    7) не вправе принимать имущество (подарки) или получать другую выгоду в виде услуги в связи с исполнением служебных обязанностей
   
     
    8) не вправе использовать во внеслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое имущество государственного органа и служебную тайну
   
     
    9) не вправе иметь счета в иностранных банках
   
     
    10) не вправе принимать без согласия Президента Республики Беларусь государственные награды иностранных государств
   
     
    11) не вправе получать от иностранных государств документы, предоставляющие права на льготы и преимущества в связи с политическими, религиозными взглядами или национальной принадлежностью
   

 

Названные элементы органически связаны между собой, поскольку только в своей совокупности они образуют реальный статус служащего.

Одной из составляющих правового статуса государственного служащего являются установленные Законом о госслужбе ограничения. Занятие государственной должности предполагает не только наделение государственного служащего определенными правами и установление его обязанностей, но и определение ряда ограничений и запретов, обусловленных самим характером государственной службы, спецификой выполняемых государственным служащим функций. Положения об ограничениях правового статуса лиц, находящихся на государственной службе, предусмотрены законодательством большинства стран.

Ограничения для государственного служащего установлены с целью обеспечения надлежащего исполнения им своих служебных обязанностей, защиты прав и свобод других лиц, а также в целях обеспечения эффективного функционирования государственной службы, создания условий для надлежащего осуществления государственным служащим своих должностных полномочий, реализации прав и исполнения обязанностей, установления правовых преград возможному злоупотреблению государственных служащих.

Законом о госслужбе установлены два вида ограничений:

1) ограничения, установленные для гражданина, еще не являющегося государственным служащим, при поступлении на государственную службу (ст.33 Закона о госслужбе), которые сохраняют свое действие и после того, как гражданин стал государственным служащим;

2) ограничения, установленные на период работы в качестве государственного служащего (ст.22 Закона о госслужбе).

Рассмотрим отдельные из них.

1. Государственный служащий не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лично или через иных лиц, оказывать содействие супругу (супруге), близким родственникам или свойственникам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя служебное положение, а также быть представителем третьих лиц по вопросам, связанным с деятельностью государственного органа, служащим которого он является либо подчиненного и (или) подконтрольного ему.

Запрет, установленный государственным служащим, на занятие предпринимательской деятельностью является обычной практикой в европейских государствах, в том числе в Российской Федерации, Украине и других странах.

Под предпринимательской деятельностью в Гражданском кодексе Республики Беларусь (далее - ГК) понимается самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления (ст.1).

Запрет налагается на занятие любыми видами предпринимательской деятельности. Государственным служащим запрещено:

• лично или через доверенных лиц заниматься производством, реализацией либо приобретением продукции или товаров, оказанием услуг, выполнением работ с целью извлечения прибыли;

• владеть, пользоваться, распоряжаться имуществом, составляющим материальную основу предпринимательской деятельности: зданиями, сооружениями, оборудованием, машинами, земельными участками, иными вещами, используемыми в производственном процессе и в коммерческой деятельности;

• приобретать имущественные права на нематериальные объекты: товарные знаки, промышленные образцы, ноу-хау, торговые секреты, фирменные наименования и т. д.

Запрет быть представителем третьих лиц по вопросам, связанным с деятельностью государственного органа, служащим которого он является либо подчиненного и (или) подконтрольного ему, обусловлен тем, что осуществление функций представителя означало бы использование служебного положения в интересах частных лиц, что входит в прямое противоречие с правовым статусом государственного служащего.

2. Государственному служащему запрещено принимать участие лично или через доверенных лиц в управлении коммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами. Это ограничение означает запрет быть членом органа управления коммерческой организацией любой организационно-правовой формы. Виды органов управления коммерческих организаций, порядок их назначения или избрания, а также их полномочия определяются законом о соответствующем виде юридического лица и учредительными документами. Например, виды и компетенция органов управления акционерного общества установлены ГК и Законом от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах».

3. Государственному служащему запрещено занимать другие государственные должности, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь (далее - Конституция), иными законодательными актами, что преследует цель обеспечения необходимой полной отдачи государственной службе без отвлечения на другие виды деятельности.

4. Государственный служащий не вправе принимать участия в забастовках. Право на защиту своих экономических и социальных интересов, включая право на объединение в профсоюзы, заключение коллективных договоров (соглашений) и право на забастовку является конституционным правом граждан Республики Беларусь (ст.41 Конституции). Забастовка - это временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора (ст.388 Трудового кодекса Республики Беларусь).

Из-за особого статуса государственных служащих они не вправе принимать участие в забастовках, что ориентировано на обеспечение нормального, бесперебойного функционирования государственного аппарата.

Такой запрет установлен законодательством и других государств (Россия, Украина).

5. Государственный служащий не вправе выполнять иную оплачиваемую работу, не связанную с исполнением должностных обязанностей по месту основной службы, кроме педагогической (в части реализации содержания образовательных программ), научной, культурной, творческой деятельности и медицинской практики. Педагогическая (в части реализации содержания образовательных программ), научная, культурная, творческая деятельность, медицинская практика в рабочее время могут осуществляться по согласованию с руководителем государственного органа, в котором государственный служащий занимает государственную должность, или уполномоченным им лицом.

Аналогичный запрет установлен ст.17 Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией» (далее - Закон о борьбе с коррупцией).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 марта 2023 г. следует руководствоваться ст.17 Законом о борьбе с коррупцией с учетом изменений, внесенных Законом от 30.12.2022 № 232-З.

 

Для некоторых категорий государственных служащих данное ограничение установлено не только Законом о госслужбе, но и Конституцией. Так, например, ст.111 Конституции предусматривает, что судьи не вправе выполнять иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской и научно-исследовательской.

Запрет заниматься другой оплачиваемой деятельностью является юридическим выражением требования о том, что государственный служащий обязан посвящать все свое рабочее время служебной деятельности.

Право на занятие научной, культурной и творческой деятельностью основывается на положениях ст.51 Конституции, согласно которой государство гарантирует каждому свободу художественного, научного, технического творчества и преподавания.

Государственный служащий вправе осуществлять педагогическую деятельность в учреждении образования в целях реализации содержания образовательных программ.

Под занятием научной деятельностью следует понимать подготовку и опубликование научных монографий, трудов, статей, обзоров, проведение научных исследований, проведение наблюдений, экспериментов, опытов, подготовку и написание диссертаций, участие в научных конференциях, симпозиумах, семинарах и т. п.

Акт творчества предполагает созидательную деятельность, результаты которой должны быть объективированы, например, в виде литературных произведений, художественных произведений, других объектов интеллектуальной собственности.

6. Государственный служащий не вправе использовать служебное положение в интересах политических партий, религиозных организаций, иных юридических лиц, а также граждан, если это расходится с интересами государственной службы. Данный запрет означает недопущение любой деятельности в интересах других юридических и физических лиц, в том числе политических партий и общественных объединений. В государственных органах не могут создаваться структуры политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов. Участие государственного служащего в деятельности политических партий и других общественных объединений, если это влияет на служебную деятельность, несовместимо с занимаемой должностью.

Данный запрет полностью исключает возможность для государственного служащего использовать свое положение для сбора средств на какие бы то ни было политические кампании, заниматься агитацией программ и задач политических партий, общественных движений при исполнении служебных обязанностей, использовать должностные полномочия в интересах политических партий и общественных объединений.

7. Государственный служащий не вправе принимать имущество (подарки) или получать другую выгоду в виде услуги в связи с исполнением служебных обязанностей, за исключением сувениров, вручаемых при проведении протокольных и иных официальных мероприятий. Полученные государственными служащими при проведении протокольных и иных официальных мероприятий сувениры, стоимость которых превышает 5 базовых величин, передаются в доход государства по решению комиссии, создаваемой руководителем государственного органа, в котором государственный служащий занимает государственную должность.

Аналогичный запрет установлен ст.17 Закона о борьбе с коррупцией.

Данный запрет преследует цель не допустить под видом подарков подкупа и взяток.

Пленум Верховного Суда Республики Беларусь в своем постановлении от 26.06.2003 № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве» разъяснил, что не является получением взятки принятие должностным лицом сувениров и подарков при проведении протокольных и иных официальных мероприятий, а равно подарков по случаю дня рождения и праздников, если они были вручены должностному лицу без какой-либо обусловленности вознаграждения соответствующими действиями по службе. Если же будет установлено, что под видом подарка передавалась взятка за использование должностным лицом своих служебных полномочий в интересах лица, вручившего подарок, то содеянное квалифицируется как взяточничество независимо от стоимости предмета взятки.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 30 сентября 2021 г. постановлением Пленума Верховного Суда от 30.09.2021 № 6 постановление № 6 изложено в новой редакции, в частности, название: «О судебной практике по делам о взяточничестве (статьи 430, 431 и 432 Уголовного Кодекса Республики Беларусь)».

 

Порядок сдачи, учета, хранения, оценки и реализации имущества, в том числе подарков, полученного государственным должностным или приравненным к нему лицом с нарушением порядка, установленного законодательными актами, в связи с исполнением им своих служебных (трудовых) обязанностей установлен соответствующим Положением, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.01.2016 № 45.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 5 мая 2023 г. действует Положение о порядке сдачи, учета, хранения, определения стоимости и реализации имущества, в том числе подарка, предоставленного государственному должностному или приравненному к нему лицу, его супругу (супруге), близким родственникам или свойственникам, утв. постановлением Совмина от 02.05.2023 № 289.

 

8. Государственному служащему запрещено использовать во внеслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое имущество государственного органа и служебную тайну. Это вызвано необходимостью ограничить не обусловленное служебными целями использование государственного имущества, поскольку в пользовании государственного служащего находится оргтехника, средства связи, служебная информация, нередко обладающая коммерческой ценностью. Под использованием в неслужебных целях средств материально-технического обеспечения следует понимать их использование как вне службы (в личных целях, для извлечения выгоды), так и на службе, но не по назначению.

Государственный служащий не имеет права использовать информацию, ставшую ему известной в связи с исполнением должностных обязанностей, в личных целях, а также с целью получения коммерческой выгоды любыми негосударственными предприятиями или гражданами. Следует отметить, что законы о государственной службе отдельных субъектов Российской Федерации устанавливают, что государственный служащий при увольнении обязан возвратить все служебные записи, документы любого вида, связанные со службой.

9. Государственному служащему запрещено иметь счета в иностранных банках, за исключением случаев выполнения государственных функций в других странах и иных предусмотренных законодательством случаев, что имеет цель предупреждения и исключения фактов коррупции на государственной службе. В случае выполнения государственных функций за границей (дипломатические представительства, консульские учреждения, длительная заграничная командировка, прохождение стажировки за границей и т. п.) открытие счетов в странах пребывания является необходимостью.

10. Запрет принимать без согласия Президента Республики Беларусь государственные награды иностранных государств обусловлен тем, что Президент как Глава государства определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, поэтому он должен определять, может ли государственный служащий принять награду или почетное звание другого государства. Признание иностранным государством каких-либо заслуг лица, находящегося на государственной службе, ставило бы его в двусмысленное положение и свидетельствовало бы о зависимости государственного служащего от иностранного государства или иностранной организации. Поэтому Президент Республики Беларусь вправе решать, может ли государственный служащий получить такую награду.

11. Государственному служащему запрещено получать от иностранных государств документы, предоставляющие права на льготы и преимущества в связи с политическими, религиозными взглядами или национальной принадлежностью, а равно пользоваться такими льготами и преимуществами, если иное не вытекает из международных договоров Республики Беларусь.

Перечень приведенных в ст.22 Закона о госслужбе ограничений не является исчерпывающим. Законом о госслужбе, а также другими законодательными актами могут быть установлены иные ограничения, связанные с государственной службой. Так, например, ст.38 Закона о госслужбе предусматривает, что выезд государственных служащих за границу в служебную командировку, финансируемую за счет государственных органов иностранных государств, международных или иностранных организаций, граждан и юридических лиц (кроме государственных органов Республики Беларусь), допускается только в случаях, когда такая командировка осуществляется в соответствии с международными договорами Республики Беларусь, а также по договоренности государственных органов Республики Беларусь с государственными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями, если иное не определено Президентом Республики Беларусь.

Кроме вышеперечисленных ограничений, государственный служащий обязан передать в установленном законодательством порядке в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли участия (акции, права) в уставном фонде коммерческих организаций, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

При поступлении на государственную службу граждане, имеющие документы иностранных государств, предоставляющие права на льготы и преимущества в связи с политическими, религиозными взглядами или национальной принадлежностью, обязаны передать их на время прохождения государственной службы в кадровую службу соответствующего государственного органа.

Государственный служащий, нарушивший требования Закона о госслужбе об ограничениях, подлежит освобождению от занимаемой должности.

Установленные ограничения не преследуют цели ущемления гражданских прав государственных служащих и направлены на обеспечение независимости их служебной деятельности, против коррупции, на создание нормальных условий для работы государственного аппарата

 

12.09.2017

 

Ксения Кеник, кандидат юридических наук, доцент, заслуженный юрист Республики Беларусь