Комментарий от 27.01.2023
Автор: Киеня Р.

Ограничения по совместной работе супругов, близких родственников и свойственников. Комментарий к Закону от 30.12.2022 № 232-З


СОДЕРЖАНИЕ

 

Содержание ограничений по совместной работе супругов, близких родственников и свойственников

Супруги, близкие родственники и свойственники

Госорганизация. Негосударственная организация с преобладающей долей госсобственности. Обособленное подразделение организации

Руководитель организации (обособленного подразделения) и его заместители

Непосредственная подчиненность и подконтрольность по работе

Совместная работа родственников как проявление конфликта интересов

 

Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь

 

Для всех отраслей

Ограничения по совместной работе супругов, близких родственников и свойственников.
  Комментарий к Закону от 30.12.2022 № 232-З

Руслан Киеня

Руслан Киеня
юрист

27.01.2023

В материале проанализированы ограничения по совместной работе супругов, близких родственников и свойственников (за исключением ограничений по совместному прохождению ими государственной службы), которые будут установлены антикоррупционным и трудовым законодательством с 01.03.2023, даны дополнительные рекомендации по управлению ситуациями совместной работы указанных лиц в целях предупреждения коррупции.

 

Новации законодательства автор разъяснил в разделах:

 

Руководители организаций порой не усматривают потенциальных проблем в совместной работе супругов, близких родственников и свойственников, при которой один из них находится в непосредственной подчиненности или подконтрольности другого (далее - совместная работа супругов, близких родственников и свойственников), и совершают соответствующие кадровые назначения, ориентируясь исключительно на законодательные запреты такой совместной работы.

Не принимается во внимание, что между супругами, близкими родственниками и свойственниками, как правило, имеется особая моральная и материальная общность, в силу которой совместная работа этих лиц создает благоприятную почву для коррупционных и иных злоупотреблений и может способствовать, например:

• созданию непосредственно подчиненному по работе супругу, близкому родственнику или свойственнику льготного режима работы;

• необоснованному поощрению супруга, близкого родственника или свойственника;

• сокрытию совершенных им дисциплинарных проступков;

• содействию в необоснованном продвижении (повышении) по должности супруга, близкого родственника или свойственника;

• совместному хищению имущества организации и т. п.

Содержание ограничений по совместной работе супругов, близких родственников и свойственников

Ограничения по совместной работе супругов, близких родственников и свойственников установлены ч.2 ст.18 Закона от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией» и ч.1 ст.27 ТК.

 

справочно

Справочно

В ч.1 ст.27 ТК, в отличие от ч.2 ст.18 Закона № 305-З, вместо терминов «близкие родственники» и «свойственники», используются термины «лица, состоящие между собой в близком родстве» и «лица, состоящие между собой в свойстве».

 

Далее по тексту материала будут использоваться единые термины «близкие родственники» и «свойственники».

Законом от 30.12.2022 № 232-З «Об изменении законов по вопросам борьбы с коррупцией» в ч.2 ст.18 Закона № 305-З и ч.1 ст.27 ТК внесены изменения, в соответствии с которыми с 01.03.2023 будет запрещена совместная работа супругов, близких родственников и свойственников на должности руководителя (его заместителей), главного бухгалтера (его заместителей) и кассира в одной и той же (в одном и том же):

• государственной организации;

• обособленном подразделении госорганизации;

• организации, в уставном фонде которой 50 % и более акций (долей) находятся в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц (далее - негосударственная организация с преобладающей долей госсобственности);

• обособленном подразделении негосударственной организации с преобладающей долей госсобственности.

 

справочно

Справочно

До 01.03.2023 в соответствии с действующей редакцией ч.2 ст.18 Закона № 305-З и ч.1 ст.27 ТК запрет на совместную работу супругов, близких родственников и свойственников на должности руководителя (его заместителей), главного бухгалтера (его заместителей) и кассира установлен только для госорганизаций (обособленных подразделений).

При этом в действующей редакции ч.1 ст.27 ТК супруги отнесены к категории близких родственников.

 

Анализируемые ограничения означают, что супруги, близкие родственники и свойственники не вправе занимать в организации (ее обособленном подразделении) определенные должности постоянно, временно или по специальному полномочию, в том числе по совместительству, если в результате занятия таких должностей один из них будет находиться в непосредственной подчиненности или подконтрольности другого.

Указанные ограничения не распространяются на ситуации, когда супруги, близкие родственники или свойственники либо один из них выполняют работу по должности, указанной в ч.2 ст.18 Закона № 305-З и ч.1 ст.27 ТК, без занятия такой должности (ст.67 ТК; ч.7 п.10 Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 02.01.2012 № 1).

 

справочно

Справочно

В ч.2 ст.18 Закона № 305-З и ч.1 ст.27 ТК определены случаи, когда запрещена совместная работа супругов, близких родственников и свойственников «на должности» руководителя (его заместителей), главного бухгалтера (его заместителей) и кассира, тогда как:

• в ст.67 ТК определен порядок выполнения работником дополнительной работы «по должности» служащего без освобождения от своей основной работы (на условиях совмещения должностей служащих, исполнения обязанностей временно отсутствующего работника и др.);

• в соответствии с ч.7 п.10 Общих положений ЕКСД заместитель руководителя организации (структурного (обособленного) подразделения) исполняет обязанности руководителя в случае его отсутствия.

 

Например, такие ограничения не распространяются на ситуацию, при которой один из супругов является главным бухгалтером госорганизации, а второй - специалистом бухгалтерской службы этой же организации, который в период временного отсутствия заместителя главного бухгалтера исполняет его обязанности без освобождения от своей основной работы (п.3 ч.2 ст.67 ТК).

Законом № 232-З откорректирована ч.2 ст.27 ТК, из новой редакции которой усматривается, что запрет на совместную работу супругов, близких родственников и свойственников, установленный ч.1 настоящей нормы для госорганизаций и негосударственных организаций с преобладающей долей госсобственности (обособленных подразделений), может устанавливаться и в других негосударственных организациях (обособленных подразделениях) по решению собственника имущества организации или уполномоченного им органа.

 

справочно

Справочно

Поскольку в действующей редакции ч.1 ст.27 ТК запрет на совместную работу близких родственников и свойственников на должности руководителя (его заместителей), главного бухгалтера (его заместителей) и кассира установлен только для госорганизаций (обособленных подразделений), в действующей редакции ч.2 ст.27 ТК право принимать решение об установлении аналогичного запрета предоставлено собственникам всех негосударственных организаций, в том числе с преобладающей долей госсобственности.

 

Руководитель (его заместители), главный бухгалтер (его заместители) госорганизации (обособленного подразделения), негосударственной организации с преобладающей долей госсобственности (обособленного подразделения), лица, претендующие на занятие соответствующих должностей, дают письменное обязательство государственного должностного лица (ГДЛ), предусмотренное ст.16 Закона № 305-З, в которое включаются в том числе ограничения по совместной работе супругов, близких родственников и свойственников, установленные ч.2 ст.18 Закона № 305-З.

Неподписание такого обязательства влечет отказ в назначении на соответствующие должности либо освобождение от занимаемых должностей в установленном законодательными актами порядке, в том числе на основании п.5 ст.47 ТК.

 

справочно

Справочно

Руководитель (его заместители), главный бухгалтер (его заместители) госорганизации (обособленного подразделения), негосударственной организации с преобладающей долей госсобственности (обособленного подразделения) являются ГДЛ (абз.3 ст.1 Закона № 305-З).

 

Для правильного понимания анализируемых ограничений следует раскрыть некоторые важные термины и понятия, с применением которых оно сформулировано:

• супруги, близкие родственники, свойственники;

• госорганизация, негосударственная организация с преобладающей долей госсобственности, обособленное подразделение организации;

• руководитель организации (обособленного подразделения) и его заместители;

• непосредственная подчиненность и подконтрольность по работе.

Супруги, близкие родственники и свойственники

Из требований ст.12, 15, 20 КоБС следует, что супруги - мужчина и женщина, которые зарегистрировали заключение брака в государственном органе, регистрирующем акты гражданского состояния.

 

внимание

Обратите внимание!

Не являются супругами лица, находящиеся в так называемых фактических брачных отношениях (гражданском браке), а также лица, брак которых в установленном порядке расторгнут.

 

В ч.1 ст.27 ТК в редакции Закона № 232-З, а также в абз.10 ст.1 Закона № 305-З к близким родственникам отнесены:

• родители, усыновители (удочерители);

• дети, усыновленные (удочеренные);

• родные братья и сестры;

• дед, бабка и внуки.

 

справочно

Справочно

В действующей редакции ч.1 ст.27 ТК к близким родственникам отнесены также и супруги.

Законом № 232-З действующая редакция абз.10 ст.1 Закона № 305-З оставлена без изменений.

 

В связи с принятием Закона № 232-З существенно изменится предусмотренный абз.11 ст.1 Закона № 305-З и ч.1 ст.27 ТК перечень свойственников, на которых будут распространяться анализируемые ограничения.

Так, если в настоящее время в перечень свойственников включены родители, дети, усыновленные (удочеренные), усыновители (удочерители), родные братья и сестры, бабка, дед и внуки супруга (супруги), то с 01.03.2023 из этого перечня будут исключены бабка, дед и внуки супруга (супруги).

 

внимание

Обратите внимание!

Таким образом, с 01.03.2023 законодатель отменил запрет на совместную работу в одной и той же госорганизации (обособленном подразделении) на должности руководителя (его заместителей), главного бухгалтера (его заместителей) и кассира лиц, одно из которых является дедом, бабкой или внуком супруга (супруги) другого.

Госорганизация. Негосударственная организация с преобладающей долей госсобственности. Обособленное подразделение организации

Официальное толкование термина «государственная организация» дано в абз.13 ст.1 Закона № 305-З, а термина «обособленное подразделение организации» - в абз.8 ч.1 ст.1 ТК.

Поскольку вышеуказанные термины используются в нормах ч.2 ст.18 Закона № 305-З и ч.1 ст.27 ТК, которые регулируют одни и те же правоотношения, толкование соответствующих терминов должно быть единообразным (абз.6 п.1 ст.28, пп.1-3 ст.30 Закона от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах»).

Поэтому в рамках ч.2 ст.18 Закона № 305-З и ч.1 ст.27 ТК термин «государственная организация» необходимо понимать так, как это предусмотрено в абз.13 ст.1 Закона № 305-З, а термин «обособленное подразделение организации» - так, как это предусмотрено в абз.8 ч.1 ст.1 ТК.

К госорганизациям относятся юридические лица, имущество которых находится в собственности государства или его административно-территориальной единицы и закреплено за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в том числе:

• республиканские и коммунальные унитарные предприятия;

• государственные учреждения;

• государственные объединения (абз.13 ст.1 Закона № 305-З).

Помимо термина «государственная организации» в Законе № 305-З используется и термин «негосударственная организация» (абз.5 ст.1, абз.9 ч.1 ст.37).

 

справочно

Справочно

Термин «негосударственная организация»:

• единожды используется в ч.2 ст.27 действующей редакции ТК;

• с 01.03.2023 из ч.2 ст.27 ТК исключен и в ТК будет отсутствовать.

 

Системный анализ положений Закона № 305-З и действующей редакции ч.2 ст.27 ТК, а также ст.213, 276, 277 ГК позволяет утверждать, что в Законе № 305-З, а до 01.03.2023 - и в действующей редакции ТК под негосударственными организациями следует понимать юридические лица, имущество которых принадлежит им на праве собственности либо передано им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления и принадлежит на праве собственности другим юридическим или физическим лицам.

 

справочно

Справочно

Субъектами права государственной собственности являются Республика Беларусь и административно-территориальные единицы, а субъектами права частной собственности - физические и негосударственные юридические лица (пп.2 и 3 ст.213 ГК).

В ст.276 и 277 ГК определены особенности права хозяйственного ведения и права оперативного управления.

 

Негосударственными организациями являются, например, хозяйственные общества и хозяйственные товарищества, частные унитарные предприятия, частные учреждения, производственные кооперативы и др.

Негосударственные организации, уставный фонд которых разделен на доли (акции) учредителей (участников), - это хозяйственные общества и хозяйственные товарищества (п.1 ст.63 ГК).

При этом доли (акции) в уставном фонде хозяйственного общества (хозяйственного товарищества) являются самостоятельным объектом права собственности и иных вещных прав (например, права хозяйственного ведения) и могут принадлежать на праве собственности государству или его административно-территориальной единице.

 

внимание

Обратите внимание!

Таким образом, с 01.03.2023 ограничения, установленные новой редакцией ч.2 ст.18 Закона № 305-З и ч.1 ст.27 ТК, будут распространяться на госорганизации, а также хозяйственные общества и хозяйственные товарищества с преобладающей долей госсобственности.

 

Из требований абз.8 ч.1 ст.1 ТК следует, что обособленное подразделение организации - это не являющееся юридическим лицом подразделение организации, которому для совершения операций организацией открыт текущий (расчетный) банковский счет с предоставлением права распоряжаться денежными средствами на счете должностным лицам этих подразделений на основании доверенности:

• филиал;

• представительство;

• структурное подразделение организации, расположенное вне места ее нахождения либо по месту ее нахождения.

Чаще всего организации создают обособленные подразделения в виде филиалов и представительств, которые с учетом требований ст.51 ГК обладают следующими дополнительными особенностями:

• создаются для защиты и представительства интересов организации, совершения от ее имени сделок и иных юридических действий (представительство) либо для осуществления всех или части функций организации, в том числе функций представительства (филиал);

• наделяются создавшей их организацией имуществом, которое учитывается отдельно на балансе организации;

• действуют на основании положений, утвержденных создавшей их организацией;

• возглавляются руководителем, который назначается создавшей их организацией и действует на основании ее доверенности.

Иногда в актах законодательства и в правоприменительной практике используется термин «обособленное структурное подразделение организации», под которым фактически понимается обособленное подразделение организации.

 

внимание

Обратите внимание!

Анализируемые ограничения не распространяются на ситуации совместной работы супругов, близких родственников и свойственников в одном и том же структурном подразделении, не являющемся обособленным подразделением (отдел, сектор, бюро, группа, цех, производство, лаборатория, участок, бригада, звено и т. п.), госорганизации, негосударственной организации с преобладающей долей госсобственности (обособленного подразделения).

 

Далее по тексту используется термин «родственники», под которым понимаются супруг (супруга), близкие родственники и свойственники.

Руководитель организации (обособленного подразделения) и его заместители

Анализируемые ограничения с 01.03.2023 будут распространяться на ситуации совместной работы родственников в одной и той же госорганизации, негосударственной организации с преобладающей долей госсобственности (обособленном подразделении) только на должностях, перечисленных в ч.2 ст.18 Закона № 305-З и ч.1 ст.27 ТК.

На практике некоторые проблемы возникают при определении того, кто является руководителем организации (обособленного подразделения) и его заместителями.

Под руководителем организации понимается физическое лицо, которое в силу закона или учредительного документа организации осуществляет руководство организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа (ч.1 ст.252 ТК).

Под руководителем обособленного подразделения организации на практике понимается физическое лицо, назначенное руководителем организации для руководства деятельностью обособленного подразделения.

Базовые наименования должностей для руководителей организаций предусмотрены в ч.3 п.6 Общих положений ЕКСД - генеральный директор, директор, заведующий, начальник, председатель, управляющий.

В актах законодательства предусмотрены и другие наименования должностей руководителей организаций, например, главный врач, ректор и др.

Аналогичные наименования должностей руководителя организации (за исключением наименования должности «генеральный директор») могут быть также использованы для руководителя обособленного подразделения организации, например «директор филиала» (ч.5 п.6 Общих положений ЕКСД).

Заместитель руководителя организации (обособленного подразделения) исполняет обязанности по руководству и управлению определенным направлением (видом) деятельности организации (обособленного подразделения), а также обязанности руководителя в случае его отсутствия (ч.7 п.10 Общих положений ЕКСД).

С 01.05.2021 главный инженер организации не является заместителем руководителя организации (обособленного подразделения) (постановление Минтруда от 22.03.2021 № 20 «Об изменении общегосударственного классификатора Республики Беларусь "Занятия" (ОКРБ 014-2017)»).

Однако возможны ситуации, когда работник в силу занимаемой должности наряду с функциями главного инженера организации (обособленного подразделения) выполняет функции заместителя руководителя организации (обособленного подразделения) и наименование его должности сформировано как двойное, например «заместитель директора - главный инженер» или «первый заместитель директора - главный инженер».

Непосредственная подчиненность и подконтрольность по работе

В законодательстве термины «подчиненность», «подконтрольность», «непосредственная подчиненность» и «непосредственная подконтрольность» не раскрываются и в правоприменительной практике толкуются исходя из буквального значения слов и выражений, использованных законодателем.

Подчиненность представляет собой отношения между руководителем (организации, обособленного или структурного подразделения, по направлению деятельности) и работником, при которых руководитель имеет право издавать распоряжения и приказы, давать указания и поручения, обязательные для исполнения работником. Такие отношения возникают из полномочий по управлению коллективом и выражаются в распределении обязанностей между работниками, в организации труда, поддержании дисциплины, применении мер ответственности и поощрения и т. п.

Подконтрольность представляет собой отношения между исполнителем, имеющим определенные обязанности, и лицом, которому он подотчетен по определенному направлению деятельности или в целом по работе.

Непосредственность означает, что подчиненность или подконтрольность между конкретными лицами является прямой. Иными словами, между руководителем и работником, а также лицом, осуществляющим контроль, и исполнителем отсутствует какой-либо иной руководитель (лицо, осуществляющее контроль), в подчинении (подконтрольности) которого находится работник (исполнитель).

Непосредственная подчиненность или подконтрольность одного работника другому определяется на основании их должностных инструкций и других локальных правовых актов, в которых определены права, обязанности и взаимоотношения соответствующих работников.

 

внимание

Обратите внимание!

Анализируемые ограничения не распространяются на ситуации, когда родственники хоть и занимают в одной и той же госорганизации, негосударственной организации с преобладающей долей госсобственности (обособленном подразделении) должности, перечисленные в ч.2 ст.18 Закона № 305-З и ч.1 ст.27 ТК, однако ни один из них не находится в непосредственной подчиненности или подконтрольности другого.

 

Например, не будут нарушены анализируемые ограничения в ситуациях, когда один из супругов занимает в госорганизации:

• должность заместителя руководителя организации, а другой - должность главного бухгалтера, и при этом оба непосредственно подчиняются руководителю организации;

• должность кассира, а другой - должность руководителя организации, и при этом кассир непосредственно подчиняется главному бухгалтеру.

Совместная работа родственников как проявление конфликта интересов

При определении обоснованности совместной работы родственников наряду с требованиями ч.2 ст.18 Закона № 305-З и ч.1 ст.27 ТК необходимо учитывать и нормы Закона № 305-З о порядке предотвращения и урегулирования конфликта интересов.

Конфликт интересов - это ситуация, при которой личные интересы ГДЛ или его родственников влияют или могут повлиять на надлежащее исполнение ГДЛ своих трудовых обязанностей при принятии им решения или участии в принятии решения либо совершении других действий по работе (абз.12 ст.1 Закона № 305-З).

 

справочно

Справочно

Поскольку в новой редакции абз.11 ст.1 Закона № 305-З сокращен перечень свойственников, к ситуациям конфликта интересов с 01.03.2023 не будут относиться ситуации, при которых личные интересы бабки, деда или внуков супруга (супруги) ГДЛ влияют или могут повлиять на надлежащее исполнение ГДЛ своих трудовых обязанностей.

 

Государственными должностными лицами являются в том числе лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие в госорганизациях и негосударственных организациях с преобладающей долей госсобственности должности, связанные с исполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей (абз.3 ст.1 Закона № 305-З).

 

справочно

Справочно

В действующей редакции Закона № 305-З термины «организационно-распорядительные обязанности» и «административно-хозяйственные обязанности» не определены, однако их определения содержатся в новой редакции ст.1 Закона № 305-З, которая вступит в силу с 01.03.2023.

 

Организационно-распорядительные обязанности исполняют, например, руководитель организации и его заместители, руководители структурных и обособленных подразделений и их заместители, а административно-хозяйственные обязанности - главный бухгалтер и его заместители, руководители планово-хозяйственных и снабженческих служб и их заместители, заведующие складами, магазинами, мастерскими, ателье.

Закон № 305-З дает лишь определение термина «конфликт интересов», однако не приводит перечень конкретных ситуаций конфликта интересов.

Некоторые подходы к определению перечня ситуаций конфликта интересов сформированы в правоприменительной практике.

Большинство таких ситуаций универсальны для всех организаций, а некоторые специфичны для отдельно взятых организаций и предопределяются особенностями их структуры, производственной, финансовой, иной хозяйственной, контрольной и другой деятельности.

Исчерпывающий перечень ситуаций конфликта интересов привести невозможно.

В каждой организации примерный перечень ситуаций конфликта интересов (далее - примерный перечень), порядок их предотвращения и урегулирования рекомендуется утвердить локальным правовым актом.

Утверждение примерного перечня позволит дисциплинировать не только ГДЛ, но и уполномоченных должностных лиц нанимателя, поскольку:

• с одной стороны, ГДЛ будут обязаны уведомлять нанимателя о возникновении или возможности возникновения, как минимум, ситуаций, указанных в примерном перечне, и за неисполнение этой обязанности понесут дисциплинарную и иную ответственность;

• с другой стороны, это исключит чрезмерное личное усмотрение уполномоченных должностных лиц нанимателя при квалификации конкретных ситуаций как ситуаций конфликта интересов и решении вопросов об ответственности ГДЛ за нарушение порядка предотвращения и урегулирования такого конфликта.

 

справочно

Справочно

Государственное должностное лицо:

• обязано уведомить в письменной форме своего непосредственного руководителя о возникновении или возможности возникновения конфликта интересов, как только ему станет об этом известно;

• вправе в письменной форме заявить самоотвод от принятия решения, участия в принятии решения либо совершения других действий по работе, которые вызывают или могут вызвать возникновение конфликта интересов.

Непосредственный руководитель ГДЛ обязан:

• рассмотреть письменное уведомление ГДЛ о возникновении или возможности возникновения конфликта интересов;

• разрешить заявленный ГДЛ самоотвод (если таковой был заявлен);

• информировать руководителя организации о возникновении или возможности возникновения конфликта интересов и результатах рассмотрения заявленного ГДЛ самоотвода.

Руководитель организации, которому стало известно о возникновении или возможности возникновения конфликта интересов, обязан незамедлительно принять меры по его предотвращению или урегулированию (ч.1 и 2 ст.21 Закона № 305-З).

С 01.03.2023:

1) в новой редакции ч.4 и 5 ст.21 Закона № 305-З изложен особый порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов в деятельности ГДЛ, являющегося руководителем организации;

2) обязанность ГДЛ по соблюдению порядка предотвращения и урегулирования конфликта интересов, предусмотренного ст.21 Закона № 305-З, будет включаться в письменное обязательство, а нарушение этой обязанности - являться основанием для увольнения ГДЛ по п.51 ст.47 ТК за нарушение письменного обязательства.

 

При отсутствии Примерного перечня наниматель, рассматривающий вопрос о привлечении к ответственности ГДЛ или другого работника организации за нарушение порядка предотвращения и урегулирования конфликта интересов, обязан доказать, что в конкретной ситуации личные интересы ГДЛ или его родственников однозначно влияли или могли повлиять на надлежащее исполнение ГДЛ своих трудовых обязанностей при принятии им решения или участии в принятии решения либо совершении других действий по работе.

В качестве универсальных ситуаций конфликта интересов можно рассматривать ситуации, когда:

• в непосредственной подчиненности или подконтрольности ГДЛ находится работник, являющийся его родственником;

• ГДЛ находится в непосредственной подчиненности или подконтрольности работника, являющегося его родственником.

Связано это с очень высокой вероятностью того, что ГДЛ, принимая решение, участвуя в принятии решения или совершая другие действия по работе в отношении такого работника, совместно с ним либо под его руководством или контролем, будет находиться под влиянием личных интересов и не сможет быть полностью объективным и беспристрастным.

Именно в целях предотвращения конфликта интересов и предупреждения коррупции в ч.2 ст.18 Закона № 305-З и ч.1 ст.27 ТК установлены ограничения по совместной работе родственников на должности руководителя (его заместителей), главного бухгалтера (его заместителей) и кассира в одной и той же госорганизации, негосударственной организации с преобладающей долей госсобственности (обособленном подразделении).

Однако эти ограничения охватывают очень узкий круг ситуаций конфликта интересов, связанного с совместной работой родственников.

В связи с изложенным в госорганизациях и негосударственных организациях с преобладающей долей госсобственности в целях предупреждения коррупции рекомендуется в ЛПА о конфликте интересов:

1) в Примерный перечень включить ситуации совместной работы ГДЛ со своим родственником:

- независимо от занимаемых ими должностей, в том числе на должностях, перечисленных в ч.2 ст.18 Закона № 305-З и ч.1 ст.27 ТК;

- когда оба или один из них выполняют работу по должностям, перечисленным либо не перечисленным в ч.2 ст.18 Закона № 305-З и ч.1 ст.27 ТК, без занятия таких должностей.

 

пример ситуация

Пример

При указанных обстоятельствах конфликт интересов возникнет в ситуациях, когда родственниками являются, например:

• заместитель руководителя госорганизации, исполняющий обязанности руководителя в случае его отсутствия, и главный бухгалтер этой же госорганизации;

• заместитель руководителя госорганизации и специалист структурного подразделения этой же госорганизации, который в период временного отсутствия руководителя данного структурного подразделения исполняет его обязанности без освобождения от своей основной работы, если согласно ЛПА госорганизации руководитель указанного структурного подразделения находится в непосредственной подчиненности соответствующего заместителя руководителя госорганизации;

• руководитель структурного подразделения госорганизации, не являющегося обособленным подразделением, и его заместитель;

• заместитель руководителя структурного подразделения госорганизации, исполняющий обязанности руководителя в случае его отсутствия, и специалист этого же подразделения, который согласно ЛПА госорганизации находится в непосредственной подчиненности руководителя подразделения;

 

2) определить круг лиц, вовлекаемых в процесс предотвращения и урегулирования конфликта интересов, и их обязанности в этом процессе, за нарушение которых они могут быть привлечены к дисциплинарной и иной ответственности, в том числе дополнительно к требованиям ст.21 Закона № 305-З:

а) обязать непосредственных руководителей ГДЛ:

- по результатам рассмотрения письменных уведомлений непосредственно подчиненных ГДЛ о возникновении или возможности возникновения конфликта интересов вносить руководителю организации свои предложения по предотвращению или урегулированию соответствующего конфликта интересов;

- в случае самостоятельного обнаружения при исполнении трудовых обязанностей признаков конфликта интересов в деятельности непосредственно подчиненных ГДЛ в письменной форме информировать об этом руководителя организации с внесением предложений по предотвращению или урегулированию соответствующего конфликта интересов;

б) определить перечень других работников организации, кроме ГДЛ и их непосредственных руководителей (работники кадровой и контрольно-ревизионной служб, службы экономической безопасности и др.), которые обязаны в письменной форме информировать руководителя организации о самостоятельном обнаружении при исполнении трудовых обязанностей признаков конфликта интересов в деятельности неподчиненных им ГДЛ.

 

справочно

Справочно

По фактам самостоятельного обнаружения конфликта интересов в деятельности ГДЛ их непосредственными руководителями и другими работниками, перечень которых предусмотрен в ЛПА о конфликте интересов, необходимо установить, знало ли ГДЛ о возникновении или возможности возникновения соответствующего конфликта интересов, и если да, то должен быть поставлен вопрос о привлечении ГДЛ к дисциплинарной и иной ответственности за неуведомление о таком конфликте.

 

С ЛПА о конфликте интересов необходимо ознакомить под подпись всех ГДЛ и других работников, вовлекаемых в процесс предотвращения и урегулирования конфликта интересов.

 

справочно

Справочно

Организации могут дополнительно внедрить практику ознакомления с ЛПА о конфликте интересов лиц, претендующих на занятие должности ГДЛ, и предлагать таким лицам сообщить о конфликте интересов, который может возникнуть при их назначении на должность ГДЛ.

 

В случае реализации вышеуказанных рекомендаций предотвращение и урегулирование конфликта интересов, связанного с совместной работой родственников, может выглядеть, например, следующим образом.

1. Государственное должностное лицо обязано уведомить в письменной форме своего непосредственного руководителя о возникновении или возможности возникновения ситуации совместной работы со своим родственником, как только ему станет об этом известно.

По мнению автора, несмотря на то, что в соответствии с ч.1 ст.21 Закона № 305-З ГДЛ обязано уведомить о возникновении или возможности возникновения конфликта интересов своего непосредственного руководителя, это не лишает ГДЛ права направить аналогичное уведомление руководителю организации.

Поэтому в ЛПА о конфликте интересов целесообразно установить, что в случаях, когда непосредственным руководителем ГДЛ является или будет являться его родственник, уведомление о возникновении или возможности возникновения ситуации их совместной работы ГДЛ обязано направить также руководителю организации.

По мнению автора, Закон № 305-З не позволяет возлагать на лицо, которое не является ГДЛ, обязанность по собственной инициативе уведомлять о возникновении или возможности возникновения ситуации совместной работы со своим родственником.

Например, в ситуации, когда родственник руководителя структурного подразделения госорганизации назначен (будет назначен) на должность специалиста этого подразделения и оказался (окажется) в непосредственной подчиненности указанного руководителя, уведомить о возникновении или возможности возникновения такой ситуации обязан руководитель структурного подразделения, а не его родственник.

2. Непосредственный руководитель ГДЛ обязан:

а) рассмотреть соответствующее письменное уведомление ГДЛ и в письменной форме информировать руководителя организации о возникновении или возможности возникновения ситуации совместной работы родственников, изложив свое мнение о целесообразности назначения родственников (одного из них) на соответствующие должности (соответствующую должность) или порядке урегулирования конфликта интересов, связанного с их совместной работой;

б) в случае самостоятельного обнаружения при исполнении трудовых обязанностей ситуации (возможности возникновения ситуации) совместной работы родственников, одним из которых является непосредственно подчиненное ГДЛ, в письменной форме информировать об этом руководителя организации, изложив свое мнение о целесообразности назначения родственников (одного из них) на соответствующие должности (соответствующую должность) или порядке урегулирования конфликта интересов, связанного с их совместной работой.

3. Другие работники, перечень которых предусмотрен в ЛПА о конфликте интересов, обязаны в письменной форме информировать руководителя организации о самостоятельном обнаружении при исполнении трудовых обязанностей ситуации (возможности возникновения ситуации) совместной работы родственников.

4. Руководитель организации, получивший письменное уведомление (письменную информацию) о возникновении или возможности возникновения ситуации совместной работы родственников, обязан принять окончательное решение о порядке предотвращения или урегулирования соответствующего конфликта интересов, в том числе:

- отказать в принятии конкретного лица на должность, занимая которую это лицо будет находиться в непосредственной подчиненности или подконтрольности своего родственника или осуществлять непосредственное руководство этим родственником либо непосредственный контроль за ним;

- перевести в порядке, предусмотренном законодательством, ГДЛ на другую должность, исключающую непосредственную подчиненность или подконтрольность этому лицу его родственника;

- перевести в порядке, предусмотренном законодательством, работника, который является родственником ГДЛ и находится в его непосредственной подчиненности или подконтрольности, на другую должность, исключающую такие подчиненность или подконтрольность;

- переподчинить работника, являющегося родственником ГДЛ и находящегося в его непосредственной подчиненности, другому руководителю;

- назначить другое лицо, которому будет непосредственно подконтролен родственник ГДЛ;

- прекратить трудовой договор с ГДЛ и (или) его родственником по основаниям, предусмотренным законодательством.

 

справочно

Справочно

В случаях, предусмотренных ч.2 ст.18 Закона № 305-З, конфликт интересов, связанный с совместной работой родственников, должен предотвращаться или регулироваться путем безусловного исключения такой совместной работы одним из вышеуказанных способов.

При этом трудовой договор с ГДЛ и (или) его родственником при наличии соответствующих оснований может быть прекращен, например:

• по п.3 ст.44 ТК - в связи с нарушением установленных правил приема на работу,

• или п.51 ст.47 ТК - в связи с нарушением письменного обязательства,

• или ст.37 ТК - по соглашению сторон;

 

- установить, что любые решения (другие действия по работе), принимаемые (совершаемые) ГДЛ в отношении непосредственно подчиненного или подконтрольного родственника или совместно с ним, а также под непосредственным руководством или контролем родственника или совместно с ним, должны утверждаться (согласовываться) вышестоящим руководителем или другим должностным лицом (другими должностными лицами), либо определить перечень таких решений (других действий по работе), подлежащих соответствующему утверждению (согласованию);

- принять мотивированное решение о том, что конфликт интересов, связанный с совместной работой родственников, является незначительным и не способен повлечь какие-либо негативные последствия, и не принимать в связи с этим никаких мер реагирования;

- принять иные меры, не противоречащие законодательству.