


Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь
ОГРАНИЧЕНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЦЕН НА МОЛОЧНУЮ И МЯСНУЮ ПРОДУКЦИЮ, ХЛЕБОБУЛОЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯ
Органы государственного управления традиционно уделяют пристальное внимание порядку формирования цен на:
• молоко и молочные товары (молоко коровье пастеризованное и кефир из коровьего молока, сметану, творог);
• мясо и мясную продукцию (говядину, свинину, мясо кур и цыплят-бройлеров);
• хлеб, хлебобулочные изделия (хлеб ржаной и ржано-пшеничный).
Названные виды продукции входят в перечень социально значимых товаров, цены на которые регулируются Министерством антимонопольного регулирования и торговли не более 90 дней в течение одного года (утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.01.2014 № 35).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 8 апреля 2020 г. следует руководствоваться перечнем № 35 в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 04.04.2020 № 205. |
Иными словами, Министерству антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь предоставлено право вводить регулирование цен на указанные товары по мере необходимости, но не более 90 дней в течение одного года. На момент подготовки данного материала такое регулирование не введено.
В настоящее время законодательством предусмотрено лишь регулирование цен на перечисленную продукцию в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках на республиканском уровне (далее - организации, занимающие доминирующее положение на республиканском товарном рынке). При этом регулирование цен осуществляется путем установления предельного норматива рентабельности (см. приведенную ниже таблицу).
Регулирование цен на молочную и мясную продукцию, хлебобулочные изделия юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственные реестры хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках местных административно-территориальных единиц, а также не включенных в такие реестры, отсутствует.
Предельные нормативы рентабельности, установленные в отношении хлебобулочных изделий, молочной и мясной продукции организаций, занимающих доминирующее положение на республиканском товарном рынке
Наименование товара | Предельный норматив рентабельности, процент к себестоимости (примечание) | Нормативный правовой акт |
Молоко и молочные товары |
15 |
Приложение 4 к Инструкции № 121 |
Мясо и мясные товары |
10 | |
Хлеб, хлебобулочные изделия |
15 |
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 17 июня 2018 г. следует руководствоваться приложением 2 к Инструкции о порядке регулирования цен (тарифов) на товары (работы, услуги) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь (республиканский и местный уровни), и (или) Государственный реестр субъектов естественных монополий, утвержденной постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 06.04.2018 № 20. |
Примечание. Установленные предельные нормативы рентабельности не распространяются (часть вторая п.51 Инструкции о порядке регулирования цен (тарифов) на товары (работы, услуги) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, и Государственный реестр субъектов естественных монополий, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 28.06.2007 № 121, далее - Инструкция № 121):
• на товары, цены на которые регулируются в соответствии с законодательством иным способом, чем установление предельных нормативов рентабельности;
• товары при заключении организацией, занимающей доминирующее положение на республиканском товарном рынке, соглашения, в котором определяются обязательные условия, исключающие монополистическую деятельность этой организации, а также пределы изменения цен на товары (часть первая подп.1.15 п.1 ст.9 Закона Республики Беларусь от 12.12.2013 № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»; подп.6.10 п.6 Положения о Министерстве антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.09.2016 № 702).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 3 августа 2018 г. согласно абзацу 47 ст.14 Закона № 94-З антимонопольный орган в сфере противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции заключает с хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение, соглашения, в которых определяются обязательные условия, исключающие монополистическую деятельность этих субъектов, а также пределы изменения цен (тарифов) (в редакции Закона Республики Беларусь от 08.01.2018 № 98-З). |
![]() |
Справочно Порядок заключения соглашения с юридическими лицами, занимающими доминирующее положение на товарных рынках, установлен в Положении о порядке заключения соглашения с юридическими лицами, занимающими доминирующее положение на товарных рынках, утвержденном постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 28.09.2015 № 54.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 3 августа 2018 г. следует руководствоваться Инструкцией о порядке заключения соглашений с хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение, утвержденной постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 29.06.2018 № 52; |
• товары, производимые и реализуемые организациями, занимающими доминирующее положение на республиканском товарном рынке, учредителями которых являются общественные объединения инвалидов, в которых численность инвалидов составляет не менее 50 % от списочной численности промышленно-производственного персонала в среднем за период;
• новые товары - в течение года со дня постановки этих товаров на серийное производство;
• новые товары, изготовленные с использованием запатентованного изобретения, - в течение 3 лет со дня постановки их на производство.
12.06.2018
Сергей Шкирман, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»