


Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь
Ограничения при установлении цен на молочную и мясную продукцию, хлебобулочные изделия
В вопросах регулирования цен на социально значимые продукты питания особое место занимают следующие группы:
• молоко коровье пастеризованное и кефир из коровьего молока, сметана, творог, сыр (твердый, полутвердый);
• мясо (говядина, свинина, мясо кур и цыплят-бройлеров), отрубы и крупнокусковые полуфабрикаты, изделия колбасные вареные (колбасы вареные, сосиски, сардельки);
• хлеб ржаной и ржано-пшеничный, хлеб пшеничный, изделия булочные (батон) из муки пшеничной.
Эти виды продукции названы в пп.11-13, 15, 16 перечня социально значимых товаров, цены на которые регулируются Министерством антимонопольного регулирования и торговли не более 90 дней в течение одного года (утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.01.2014 № 35).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 21 января 2021 г. следует руководствоваться пп.4, 9, 10, 16, 17 перечня № 35 в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 18.01.2021 № 22. |
Ограничение норматива рентабельности
На названные группы товаров, реализуемые на территории Республики Беларусь, в период по 31 декабря 2020 г. установлены предельные максимальные нормативы рентабельности, используемые для определения суммы прибыли, подлежащей включению в отпускные цены производителей, в размере:
1) фактического уровня рентабельности реализованной продукции, сложившегося в январе - феврале 2020 г. по соответствующей товарной позиции, если этот уровень рентабельности составил более 10 %;
2) 10 % в случае, если фактический уровень рентабельности реализованной продукции в январе - феврале 2020 г. по соответствующей товарной позиции составил менее 10 % (подп.1.1 п.1 постановления Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 12.10.2020 № 65 «О регулировании цен на социально значимые товары»; далее - постановление № 65).
Кроме этого, в отношении названной продукции монополистов действуют предельные нормативы рентабельности в размере:
• 10 % к себестоимости - в отношении мяса и мясопродуктов;
• 15 % к себестоимости - в отношении хлеба, хлебобулочных изделий, молока и молочной продукции (приложение 2 к Инструкции о порядке регулирования цен (тарифов) на товары (работы, услуги) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь (республиканский и местный уровни), и (или) Государственный реестр субъектов естественных монополий, утвержденной постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 06.04.2018 № 20; далее - Инструкция № 20).
![]() |
Справочно Установленные для монополистов предельные нормативы рентабельности не распространяются (часть вторая п.13 Инструкции № 20): • на новые товары - в течение года со дня постановки этих товаров на серийное производство; • товары, цены на которые регулируются иным способом, чем установление предельных нормативов рентабельности; • товары, цены на которые в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 № 72 регулируются иными государственными органами (организациями); • товары при заключении субъектами, занимающими доминирующее положение, соглашения, в котором определяются обязательные условия, исключающие монополистическую деятельность этих субъектов, а также пределы изменения цен на товары (абзац 47 ст.14 Закона Республики Беларусь от 12.12.2013 № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»; подп.6.10 п.6 Положения о Министерстве антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.09.2016 № 702). Инструкция о порядке заключения соглашений с хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение, утверждена постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 29.06.2018 № 52. |
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хранение и реализацию стабилизационных фондов (запасов) продовольственных товаров и (или) заготовку у сельскохозяйственных производителей и населения, устанавливают цены исходя из цены закупки, расходов по заготовке, хранению и транспортировке продовольственных товаров, налогов и иных обязательных платежей, установленных законодательством, и предельного максимального норматива рентабельности, используемого для определения суммы прибыли, подлежащей включению в цену, в размере 10 % (часть вторая подп.1.3 п.1 постановления № 65).
Ограничение размера оптовой и торговой надбавок
По названным продуктовым товарам также следует соблюдать предельные максимальные оптовые надбавки, торговые надбавки (с учетом оптовой надбавки) к отпускным ценам производителей (импортеров), ценам, установленным юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хранение и реализацию стабилизационных фондов (запасов) продовольственных товаров и (или) заготовку у сельскохозяйственных производителей и населения (часть первая подп.1.3 п.1 постановления № 65).
Так, в приложении 2 к постановлению № 65 приведены предельные максимальные оптовые надбавки, торговые надбавки (с учетом оптовой надбавки) в размере:
• 15 % - на молоко и молочные продукты (п.13);
• 20 % - на хлебобулочные изделия (п.10), мясные продукты (п.11);
• 30 % - на сыр (твердый, полутвердый) (п.14).
Применяемые оптовые надбавки не могут превышать установленные ограничения независимо от количества юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, участвующих в реализации указанных продуктовых товаров (часть третья подп.1.3 п.1 постановления № 65).
04.01.2020
Сергей Шкирман, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»