


Материал помещен в архив
ОГРАНИЧЕНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В 2015 ГОДУ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЦЕН НА ХЛЕБОБУЛОЧНУЮ ПРОДУКЦИЮ
Хлебобулочная продукция (хлеб ржаной и ржано-пшеничный, булочные изделия из пшеничной муки) входит в состав социально значимых товаров, формирование цен на которые находится под контролем государства (здесь и далее, если не указано иное, имеется в виду хлебобулочная продукция с содержанием по рецептуре сахара и жиров в сумме не выше 14 %). На это указывает, например, постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17.01.2014 № 35.
С 12 февраля 2015 г. в связи со вступлением в силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 04.02.2015 № 75 полномочия по регулированию цен на социально значимые товары переданы от Министерства экономики Республики Беларусь Министерству торговли Республики Беларусь.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 15 января 2016 г. на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 11.01.2016 № 8 перечень социально значимых товаров, цены на которые регулируются Министерством торговли, утратил силу. С 21 января 2021 г. следует руководствоваться пп.16 и 17 перечня социально значимых товаров, цены на которые регулируются Министерством антимонопольного регулирования и торговли не более 90 дней в течение одного года, в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 18.01.2021 № 22. |
Рассмотрим, какие ограничения применяются в 2015 году при формировании (установлении) отпускных и розничных цен на хлебобулочную продукцию.
Предельные нормативы рентабельности
Предельные нормативы рентабельности установлены только в отношении хлебобулочной продукции, производимой и реализуемой на территории Республики Беларусь юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, включенными в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках.
Государственный реестр имеет двухуровневую структуру и включает:
1) на республиканском уровне - перечень хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь;
2) на местном уровне - перечень хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках областей (города Минска).
Предельные нормативы рентабельности товаров (работ, услуг), производимых и реализуемых на территории Республики Беларусь юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, включенными в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках на республиканском уровне, приведены в приложении 4 к Инструкции о порядке регулирования цен (тарифов) на товары (работы, услуги) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, и Государственный реестр субъектов естественных монополий, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 28.06.2007 № 121 (далее - Инструкция № 121).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 17 июня 2018 г. следует руководствоваться Инструкцией о порядке регулирования цен (тарифов) на товары (работы, услуги) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь (республиканский и местный уровни), и (или) Государственный реестр субъектов естественных монополий, утвержденной постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 06.04.2018 № 20. |
В частности, для хлебобулочной продукции предельный норматив рентабельности установлен в размере 15 % к себестоимости.
![]() |
Справочно С содержанием Государственного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках (республиканский уровень), можно ознакомиться здесь. |
Предельный норматив рентабельности не применяется в отношении (часть вторая п.51 Инструкции № 121):
• товаров, цены на которые регулируются в соответствии с законодательством иным способом, чем установление предельных нормативов рентабельности;
• товаров при заключении организацией, занимающей доминирующее положение на республиканском товарном рынке, соглашения в соответствии с подп.1.1.2 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 13.10.2009 № 499 «О некоторых мерах по совершенствованию антимонопольного регулирования и развитию конкуренции».
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 8 сентября 2016 г. взамен Указа № 499 приняты Указ Президента Республики Беларусь от 03.06.2016 № 188 «Об органах антимонопольного регулирования и торговли» и постановление Совета Министров Республики Беларусь от 06.09.2016 № 702 «Вопросы Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь»; |
• новых товаров, изготовленных с использованием запатентованного изобретения, - в течение 3 лет со дня постановки их на производство;
• товаров, производимых и реализуемых организациями, занимающими доминирующее положение на республиканском товарном рынке, учредителями которых являются общественные объединения инвалидов, в которых численность инвалидов составляет не менее 50 % от списочной численности промышленно-производственного персонала в среднем за период;
• новых товаров - в течение года со дня постановки этих товаров на серийное производство.
![]() |
Обратите внимание! Юридические лица и индивидуальные предприниматели, включенные в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, государственное регулирование цен (тарифов) на товары (работы, услуги) которых осуществляется путем установления предельных нормативов рентабельности, имеют право дифференцировать предельные нормативы рентабельности в разрезе отдельных наименований товарных позиций, по которым они включены в данный реестр, с соблюдением установленного предельного норматива рентабельности в целом по данным товарным позициям (часть первая п.6 Инструкции № 121). |
Для субъектов хозяйствования, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на местных товарных рынках, также установлены предельные нормативы рентабельности на хлебобулочные изделия:
• в размере 15 % - по:
г. Минску (строка 7.5 приложения 1 к решению Минского городского исполнительного комитета от 30.01.2014 № 203 «О регулировании цен (тарифов) на товары (работы, услуги)»).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 15 марта 2017 г. п.7 приложения 1 к решению № 203 на основании решения Минского городского исполнительного комитета от 23.02.2017 № 636 исключен; |
Гомельской области (строка 1 приложения 3 к решению Гомельского областного исполнительного комитета от 06.12.2013 № 1180 «О регулировании цен (тарифов) на товары (работы, услуги)»).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 17 декабря 2020 г. решение № 1180 на основании решения Гомельского областного исполнительного комитета от 02.12.2020 № 953 утратило силу; |
Могилевской области (строка 6.1 приложения 1 к решению Могилевского областного исполнительного комитета от 20.02.2014 № 6-7 «О регулировании цен (тарифов) на территории Могилевской области»);
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 5 апреля 2017 г. п.6 приложения 1 к решению № 6-7 исключен на основании решения Могилевского областного исполнительного комитета от 13.03.2017 № 11-12; |
• в размере 25 % - по:
Брестской области (строка «Прочие товары (работы, услуги)» приложения 2 к решению Брестского областного исполнительного комитета от 23.09.2011 № 937 «О регулировании цен (тарифов) на товары (работы, услуги) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Брестской области») (примечание 1).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 21 мая 2017 г. решение № 937 на основании решения Брестского областного исполнительного комитета от 11.05.2017 № 311 утратило силу; |
Витебской области (строка 3 приложения 1 к решению Витебского областного исполнительного комитета от 29.01.2014 № 43 «О порядке регулирования цен (тарифов) на товары (работы, услуги)») (примечание 1).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 11 марта 2017 г. строка 3 приложения 1 к решению № 43 на основании решения Витебского областного исполнительного комитета от 28.02.2017 № 106 исключена; |
Гродненской области (строка 1 приложения 1 к решению Гродненского областного исполнительного комитета от 17.02.2014 № 71 «О регулировании цен (тарифов) на товары (работы, услуги) и признании утратившими силу некоторых решений Гродненского областного исполнительного комитета»).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 24 марта 2017 г. п.1 приложения 1 к решению № 71 исключен решением Гродненского областного исполнительного комитета от 10.03.2017 № 133; |
Минской области (строка 8.4 приложения 1 к решению Минского областного исполнительного комитета от 06.05.2011 № 582 «Об установлении предельных нормативов рентабельности и предельных торговых надбавок»).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 20 марта 2016 г. вместо приложения 1 к решению № 582 следует руководствоваться приложением 1 к решению Минского областного исполнительного комитета от 01.03.2016 № 184. |
Таким образом, если субъект хозяйствования, осуществляющий производство и реализацию хлебобулочных изделий, не включен в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках (на республиканском или местном уровне), то установленный законодательством предельный норматив рентабельности на него не распространяется, то есть величина рентабельности может быть любой (устанавливается субъектом хозяйствования самостоятельно).
Предельные максимальные торговые надбавки
С 22 марта 2015 г. вступило в силу постановление Министерства торговли Республики Беларусь от 26.01.2015 № 6 «О торговых надбавках к отпускным ценам на социально значимые товары» (далее - постановление № 6), которым утверждены предельные максимальные торговые надбавки (с учетом оптовой надбавки) к отпускным ценам организаций-производителей (импортеров) на социально значимые товары. В частности, по хлебобулочной продукции установлены размеры надбавок, приведенные в таблице ниже.
Если в реализуемой хлебобулочной продукции содержание (по рецептуре) сахара и жиров в сумме превышает 14 %, то размер применяемых торговых надбавок может быть любым (устанавливается субъектом хозяйствования самостоятельно).
Предельные максимальные отпускные цены
В настоящее время предельные максимальные отпускные цены на хлебобулочную продукцию законодательством не установлены.
Такое ограничение имело место до 3 июля 2014 г. (с указанной даты вступило в силу постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 26.06.2014 № 49, которое исключило соответствующую норму из постановления Министерства экономики Республики Беларусь от 26.04.2012 № 35).
Составление плановой калькуляции на хлебобулочные изделия
С учетом изложенного рассмотрим порядок составления плановой калькуляции отпускной цены на изготавливаемые булочные изделия.
РАСЧЕТ стоимости сырья, необходимого для изготовления 100 единиц булочки «Пышка» весом 75 г | |||
Наименование сырья | Норма вложения на 100 единиц изделия, кг | Покупная цена (без НДС), руб. за 1 кг | Стоимость сырья, руб. (гр.2 х гр.3) |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Мука пшеничная высшего сорта |
5,3 |
8 000 |
42 400 |
2. Маргарин |
0,64 |
18 000 |
11 520 |
3. Дрожжи прессованные |
0,15 |
20 000 |
3 000 |
4. Молоко цельное |
2,7 |
7 000 |
18 900 |
5. Соль |
0,072 |
2 750 |
198 |
6. Сахар-песок |
0,86 |
9 000 |
7 740 |
7. Меланж |
0,3 |
11 500 |
3 450 |
8. Масло растительное |
0,05 |
17 500 |
875 |
9. Масло растительное для смазки листов |
0,019 |
17 500 |
333 |
10. Стоимость сырья в расчете на 100 единиц изделия (сумма строк с 1 по 9) |
88 416 |
ПЛАНОВАЯ КАЛЬКУЛЯЦИЯ отпускной цены на булочное изделие булочка «Пышка» | |
Расчет на 100 единиц изделия выходом 1/75 г. | |
Наименование показателя | Сумма, руб. |
1. Стоимость сырья в расчете на 100 единиц изделия |
88 416 |
2. Расходы на оплату труда производственных рабочих |
135 000 |
3. Обязательные страховые взносы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, исчисленные от расходов на оплату труда производственных рабочих (стр.2 х 34 %) |
45 900 |
4. Страховые взносы по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (стр.2 х х 0,6 %) (примечание 2) |
810 |
5. Амортизация основных средств |
4 200 |
6. Арендная плата |
6 000 |
7. Прочие расходы |
13 674 |
8. Общепроизводственные расходы |
4 800 |
9. Общехозяйственные расходы |
1 200 |
10. Полная себестоимость (сумма строк с 1 по 9) |
300 000 |
11. Прибыль (при рентабельности 15 %) (стр.10 х 15 %) |
45 000 |
12. Отпускная стоимость 100 изделий (без НДС) (стр.10 + стр.11) |
345 000 |
13. Отпускная цена 1 изделия (без НДС) (стр.12 / 100) |
3 450 |
Расчет розничной цены
При реализации изготовленной хлебобулочной продукции через розничную торговую сеть к сформированной производителем отпускной цене следует добавить торговую надбавку и налог на добавленную стоимость.
При этом по хлебобулочной продукции с содержанием по рецептуре сахара и жиров в сумме не выше 14 % торговая надбавка не должна превышать предельную максимальную торговую надбавку, установленную постановлением № 6. По иной хлебобулочной продукции (с содержанием по рецептуре сахара и жиров в сумме свыше 14 %) размер применяемой торговой надбавки может быть любым.
Налог на добавленную стоимость по хлебобулочной продукции исчисляется по ставке 10 % (часть первая подп.1.2.2 п.1 ст.102 Налогового кодекса Республики Беларусь, далее - НК), так как этот вид товара входит в утвержденный Указом Президента Республики Беларусь от 21.06.2007 № 287 (далее - Указ № 287) перечень продовольственных товаров и товаров для детей, по которым применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов при их ввозе на территорию Республики Беларусь и (или) при реализации на территории Республики Беларусь (см. код 1905 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза в названном перечне).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2017 г. в соответствии с решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18.10.2016 № 101 действует новая редакция единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза. Обратите внимание, что в данную Товарную номенклатуру вносятся многочисленные изменения и дополнения. Рекомендуем уточнять актуальные коды и ставки таможенных пошлин. С 1 января 2019 г. следует руководствоваться подп.2.2 п.2 ст.122 вышеназванного Кодекса, изложенного в новой редакции Законом Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З. |
![]() |
Обратите внимание! Для подтверждения отнесения товаров к продовольственным товарам, в отношении которых может применяться ставка налога на добавленную стоимость в размере 10 %, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь на основании обращений заинтересованных рассматривает вопросы отнесения отдельных товаров к продовольственным товарам, включенным в перечень, утвержденный Указом № 287, и выдает соответствующее заключение (часть вторая подп.1.2.2 п.1 ст.102 НК). |
С учетом изложенного выполним расчет розничной цены на хлебобулочную продукцию. При этом условимся, что содержание по рецептуре сахара и жиров в булочке «Пышка» в сумме превышает 14 %, то есть размер торговой надбавки по данному изделию устанавливается субъектом хозяйствования самостоятельно (например, применяется им в размере 40 %).
РАСЧЕТ РОЗНИЧНОЙ ЦЕНЫ на булочку «Пышка» выходом 1/75 г | |
Наименование показателя | Сумма, руб. |
1. Отпускная цена 1 изделия (без НДС) |
3 450 |
2. Торговая надбавка (стр.1 х 40 %) |
1 380 |
3. Налог на добавленную стоимость ((стр.1 + стр.2) х 10 %) |
483 |
4. Розничная цена (стр.1 + стр.2 + стр.3) |
5 313 |
5. Розничная цена с учетом округления |
5 300 |
Примечание 1. В Брестской и Витебской областях приведенный предельный норматив рентабельности (25 %) не распространяется на товары, цены на которые регулируются иным способом, чем установление предельных нормативов рентабельности. Таким способом является, например, установление предельных максимальных торговых надбавок (согласно постановлению № 6) в отношении хлебобулочной продукции с содержанием по рецептуре сахара и жиров в сумме не выше 14 % (см. таблицу выше). В отношении иных товаров (в том числе хлебобулочной продукции с содержанием по рецептуре сахара и жиров в сумме выше 14 %) предельный норматив рентабельности в размере 25 % организации - монополисты Брестской и Витебской областей обязаны соблюдать.
Примечание 2. Размер страхового тарифа установлен подп.1.1 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 531 «Об установлении размеров страховых тарифов, страховых взносов, лимитов ответственности по отдельным видам обязательного страхования». В приведенной калькуляции используется страховой тариф в размере, установленном для субъектов хозяйствования частной формы собственности. Для страхователей - бюджетных организаций страховой тариф названным Указом установлен в размере 0,1 %.
15.05.2015
Сергей Шкирман, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»