


Материал помещен в архив
ОКАЗЫВАЕМ УСЛУГИ ПО ПОДКЛЮЧЕНИЮ К ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ СЕТЯМ ЭЛЕКТРОУСТАНОВОК СТРОЕНИЙ, ПРИНАДЛЕЖАЩИХ ФИЗИЧЕСКИМ ЛИЦАМ: ПРИМЕНЯЕТСЯ ЛИ ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
![]() |
Ситуация Организация оказывает услуги по подключению к электрическим сетям электроустановок жилых домов и иных построек, принадлежащих физическим лицам (в том числе гаражей, дач, садовых домиков). Относятся ли данные объекты к капитальным строениям? Какими документами подтверждается категория объекта? Возможно ли освобождение этих услуг от НДС согласно подп.1.12 п.1 ст.94 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК) и Указу Президента Республики Беларусь от 26.03.2007 № 138 (далее - Указ № 138)? Какими документами подтверждается право на льготу по НДС? |
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2019 г. НК изложен в новой редакции Законом Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З. Следует руководствоваться подп.1.33 и 1.34 п.1 ст.118 новой редакции НК. |
Освобождение от НДС возможно на основании документов, подтверждающих оказание услуг (выполнение работ) при одновременном соблюдении следующих условий:
• услуги содержатся в Перечне услуг, подлежащих освобождению;
• потребителями услуг выступают физические лица (в том числе если строения принадлежат им).
Классификация капитальных строений
При принятии решения об отнесении объектов к капитальным строениям (зданиям, сооружениям) следует учитывать, что определение понятия капитального строения приводится в нескольких нормативных правовых актах.
Капитальное строение (здание, сооружение) - любой построенный на земле или под землей объект, предназначенный для длительной эксплуатации, создание которого признано завершенным в соответствии с законодательством Республики Беларусь, прочно связанный с землей, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, назначение, местонахождение, размеры которого описаны в документах единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (абзац 10 ст.1 Закона Республики Беларусь от 22.07.2002 № 133-З «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним»; далее - Закон № 133-З).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 15 июля 2021 г. капитальное строение (здание, сооружение) - любой построенный на земле или под землей объект, предназначенный для длительной эксплуатации, создание которого признано завершенным в соответствии с законодательством, прочно связанный с землей, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, назначение, местонахождение, размеры которого описаны в документах единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (абз.10 ст.1 Закона № 133-З с учетом изменений, внесенных Законом от 06.01.2021 № 90-З). |
Для целей исчисления и уплаты налога на недвижимость капитальным строением (зданием, сооружением) у организаций признается строительная система, предназначенная для проживания и (или) пребывания людей, хранения имущества, производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), выполнения различного вида производственных процессов, перемещения людей и (или) грузов, относимая в установленном порядке к капитальным строениям (зданиям, сооружениям). К капитальным строениям (зданиям, сооружениям) также относятся иные объекты, классифицируемые в соответствии с законодательством как здания и сооружения для целей определения нормативных сроков службы основных средств, передаточные устройства - устройства электропередачи и связи, трубопроводы и газопроводы (в том числе магистральные), канализационные, водопроводные сети, илопроводы, цементопроводы и другие объекты, классифицируемые в соответствии с законодательством как передаточные устройства для целей определения нормативных сроков службы основных средств (абзац 2 части второй п.1 ст.185 НК).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2019 г. объекты налогообложения налогом на недвижимость указаны в ст.227 новой редакции НК. |
![]() |
Справочно Нормативные сроки службы основных средств установлены постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 30.09.2011 № 161. |
Документы, подтверждающие собственника и категорию объекта
Правила государственной регистрации объектов недвижимого имущества регулируются Законом № 133-З.
Документами, подтверждающими создание вновь построенного капитального строения (здания, сооружения), изолированного помещения, машино-места, являются в том числе:
• решение (приказ, постановление, распоряжение) лица (органа), назначившего приемочную комиссию, об утверждении акта приемки объекта в эксплуатацию;
• решение местного исполнительного и распорядительного органа, определяющее назначение капитального строения (здания, сооружения), изолированного помещения, машино-места, либо решение других органов, имеющих в соответствии с законодательством Республики Беларусь полномочия определять назначение капитального строения (здания, сооружения), изолированного помещения, машино-места;
• технический паспорт на капитальное строение (здание, сооружение), изолированное помещение, машино-место (ст.49 Закона № 133-З).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 22 июля 2018 г. абзац третий пункта 1 ст.49 Закона № 133-З изложен в новой редакции на основании Закона Республики Беларусь от 08.01.2018 № 96-З: решение местного исполнительного и распорядительного органа, определяющее назначение капитального строения (здания, сооружения), изолированного помещения, машино-места, либо решение других органов, имеющих в соответствии с законодательством Республики Беларусь полномочия определять назначение капитального строения (здания, сооружения), изолированного помещения, машино-места. |
Согласно п.1 ст.38 Закона № 133-З произведенная государственная регистрация недвижимого имущества удостоверяется путем выдачи заявителю свидетельства (удостоверения) о государственной регистрации. Свидетельство о государственной регистрации содержит в том числе назначение и наименование капитального строения (здания, сооружения), его собственника (п.2 Инструкции о порядке заполнения регистраторами свидетельства (удостоверения) о государственной регистрации, утвержденной постановлением Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 24.08.2006 № 26).
Таким образом, целевое назначение объекта недвижимости должно быть предусмотрено регистрационными документами и (или) иными документами, подтверждающими категорию объекта и его собственника.
В случае возникновения сомнений при отнесении здания, сооружения к капитальному строению организация по государственной регистрации, регистратор или заказчик могут обратиться с запросом об отнесении здания, сооружения к капитальному строению в соответствующий исполком (часть первая п.4 Инструкции об основаниях назначения и порядке технической инвентаризации недвижимого имущества, а также проверки характеристик недвижимого имущества при совершении регистрационных действий, утвержденной постановлением Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 24.03.2015 № 11).
Условия, при которых возможно освобождение от НДС услуг по подключению к электросетям электроустановок строений, принадлежащих физическим лицам
Обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, освобождаемые от налога на добавленную стоимость поименованы в ст.94 НК.
В частности, от налога на добавленную стоимость освобождаются обороты по реализации на территории Республики Беларусь объектов жилищного фонда, не завершенных строительством объектов жилищного строительства и работ по строительству и ремонту объектов жилищного фонда, гаражей и автомобильных стоянок по Перечню жилищно-коммунальных и эксплуатационных услуг, оказываемых физическим лицам, обороты по реализации которых на территории Республики Беларусь освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость, приведенному в приложении 2 к Указу № 138 (далее - Перечень) (подп.1.12 п.1 ст.94 НК).
На территории Республики Беларусь освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость обороты по реализации жилищно-коммунальных и эксплуатационных услуг, оказываемых физическим лицам, в том числе через организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющие жилищно-коммунальные услуги, и иные организации, заключившие договоры на оказание этих услуг физическим лицам, согласно Перечню, в том числе услуги по подключению к электрическим сетям электроустановок одноквартирных жилых домов и других капитальных строений (зданий, сооружений) граждан (абзац 3 п.1 Указа № 138, п.25 приложения 2 к Указу № 138).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 7 ноября 2019 г. п.1 Указа № 138 на основании Указа Президента Республики Беларусь от 31.10.2019 № 411 изложен в новой редакции. |
Таким образом, для применения льготы по НДС в отношении конкретного вида жилищно-коммунальных и эксплуатационных услуг необходимо выполнение следующих условий:
• наличие услуг в Перечне;
• потребление оказанных услуг физическими лицами на объектах, им принадлежащих.
При несоблюдении хотя бы одного из перечисленных условий нельзя применить льготу по НДС.
Обоснование и документальное подтверждение льготы
При применении налоговых льгот у плательщика возникает необходимость в обосновании и документальном подтверждении прав на применяемые льготы.
Для освобождения от НДС на основании подп.1.12 п.1 ст.94 НК и норм Указа № 138 законодательством не предусмотрен конкретный документ и уполномоченный орган, его выдающий. Решение принимает плательщик исходя из имеющихся документов, подтверждающих вид и факт оказания услуг, категорию строений, данные о заказчике и т. д.
В свою очередь, в соответствии с подп.1.10 п.1 ст.22 НК на плательщика возложена обязанность представлять документы, подтверждающие право на налоговые льготы, в налоговый орган по месту постановки на учет по его требованию либо налоговому агенту, а по налогам, сборам (пошлинам), взимаемым другими государственными органами, иными организациями, должностными лицами, - таким государственным органам, организациям, должностным лицам.
Льготы по налогам, сборам (пошлинам), контроль за исчислением и уплатой которых возложен на налоговые органы, не могут быть использованы в отношении налогов, сборов (пошлин), установление объекта налогообложения и (или) определение налоговой базы по которым осуществлены на основании первичных учетных документов, признанных в установленном законодательством порядке не имеющими юридической силы, и только в части, приходящейся на такие первичные учетные документы (часть пятая п.5 ст.43 НК). При проведении камеральной проверки плательщика (иного обязанного лица) налоговый орган вправе получать от него (иного обязанного лица) другие документы и дополнительные сведения, пояснения по исчислению и уплате налогов, сборов (пошлин).
Несмотря на то что НК не обязывает плательщиков вместе с налоговой декларацией по НДС каждый раз представлять документы, подтверждающие право на применение льгот (если того не потребует налоговая инспекция), налоговый инспектор обязательно проверит наличие у них документов, подтверждающих право на льготу. В рассматриваемой ситуации это может быть документация на оказание услуг (в том числе договоры, соглашения, акты и т. д.).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 16 февраля 2019 г. постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 03.01.2019 № 2 установлена новая форма налоговой декларации (расчета) по НДС. |
![]() |
Справочно Рекомендуем в подобных ситуациях обращаться за разъяснением применения норм подп.1.12 п.1 ст.94 НК и Указа № 138 в ИМНС по месту регистрации. |
27.04.2018
Наталья Шапель, экономист