


Материал помещен в архив
ОХРАНА АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА И ОЗОНОВОГО СЛОЯ
Основным законодательным актом, определяющим правовые и организационные основы охраны атмосферного воздуха от выбросов загрязняющих веществ, является Закон Республики Беларусь от 16.12.2008 № 2-З «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Закон об охране атмосферного воздуха).
![]() |
Справочно Атмосферный воздух - компонент природной среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений (п.1 ст.1 Закона об охране атмосферного воздуха). |
Нормирование в области охраны атмосферного воздуха
Источники выделения загрязняющих веществ - это технологическое и иное оборудование, машины, механизмы, в которых происходит образование и от которых происходит выделение загрязняющих веществ, либо технологические процессы, при осуществлении которых происходят образование и выделение загрязняющих веществ (п.8 ст.1 Закона об охране атмосферного воздуха).
Источники выбросов классифицируются на:
1) стационарные, которые, в свою очередь, подразделяются на:
а) организованные - стационарные источники выбросов, к которым относятся источники выбросов, оборудованные устройствами, посредством которых производится локализация поступления загрязняющих веществ в атмосферный воздух от источников выделения загрязняющих веществ;
б) неорганизованные - источники выбросов, не оборудованные устройствами, посредством которых производится локализация поступления загрязняющих веществ в атмосферный воздух от источников выделения загрязняющих веществ:
- линейные - если загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух от газопроводов;
- площадные - если загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух от рассредоточенных источников выделения загрязняющих веществ, в том числе от сооружений по очистке сточных вод, площадок хранения сыпучих материалов, отвалов горных пород, объектов захоронения отходов, объектов хранения отходов, объектов тяготения мобильных источников выбросов;
2) мобильные (транспортные средства и самоходные машины, оснащенные двигателями, эксплуатация которых влечет за собой выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух), которые подразделяются на:
- механические транспортные средства (за исключением приводимых в движение электродвигателями) с последующей классификацией на экологические классы;
- железнодорожные транспортные средства (за исключением приводимых в движение электродвигателями);
- воздушные суда;
- морские суда, суда внутреннего плавания, суда смешанного (река-море) плавания, маломерные суда;
- самоходные машины;
3) нестационарные, то есть не являющиеся стационарными или мобильными источниками выбросов.
![]() |
Справочно Перечень объектов воздействия на атмосферный воздух, источников выбросов, для которых не устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержден постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 29.05.2009 № 31.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 4 ноября 2020 г. следует руководствоваться перечнем объектов воздействия на атмосферный воздух, источников выбросов, видов деятельности, для которых не устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, установленным постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 19.10.2020 № 21. |
Загрязняющие вещества классифицируются по классам опасности (классы опасности загрязняющих веществ в атмосферном воздухе утверждены согласно приложению 1 к постановлению Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 21.12.2010 № 174). Ставки экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (приложение 6 к Налоговому кодексу Республики Беларусь (далее - НК)) дифференцированы в зависимости от опасности загрязняющих веществ.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» На 2018 год ставки экологического налога по перечисленным объектам налогообложения установлены в размерах согласно приложениям 4-6 к Указу Президента Республики Беларусь от 25.01.2018 № 29 «О налогообложении». С 1 января 2019 г. ставки экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух приводятся в приложении 7 к НК, изложенному в новой редакции Законом Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З. С 1 января по 31 декабря 2020 г. ставки экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются в размерах согласно приложению 4 к Указу Президента Республики Беларусь от 31.12.2019 № 503 (абзац 5 п.1 Указа № 503). |
Нормирование в области охраны атмосферного воздуха заключается в разработке, утверждении и введении в действие (ст.15-19 Закона об охране атмосферного воздуха):
1) нормативов качества атмосферного воздуха, в том числе:
- нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и ориентировочно безопасных уровней воздействия загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных пунктов и мест массового отдыха населения.
![]() |
Справочно Нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе утверждены постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 30.12.2010 № 186.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 30 ноября 2016 г. следует руководствоваться нормативами предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе согласно приложению 1, утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 08.11.2016 № 113; |
- нормативов экологически безопасных концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе особо охраняемых природных территорий, отдельных природных комплексов и объектов особо охраняемых природных территорий, а также природных территорий, подлежащих специальной охране, и биосферных резерватов;
2) нормативов допустимой антропогенной нагрузки на атмосферный воздух (устанавливаются в территориальных программах в области охраны атмосферного воздуха с учетом качества атмосферного воздуха территории, нормативов качества атмосферного воздуха, природных особенностей территории, в отношении которой устанавливаются эти нормативы, прогноза выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и т. п.);
3) технологических нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в том числе:
- отраслевых технологических нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
- индивидуальных технологических нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
![]() |
Справочно Технологические нормативы разрабатываются на основании Инструкции о порядке разработки технологических нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 08.06.2009 № 37; |
4) нормативов содержания загрязняющих веществ в отработавших газах мобильных источников выбросов;
5) нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в том числе:
- предельной массы выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух в единицу времени (тонн в год, граммов в секунду);
- предельного значения концентрации выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух в миллиграммах в нормальном метре кубическом (температура 273 К, давление 101,3 кПа) без поправок на содержание кислорода и влажности, а для газообразных продуктов горения топлива - в пересчете на сухой газ и определенное содержание кислорода (абзац 3 п.5 Инструкции о порядке установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 23.06.2009 № 43).
Данные нормативы разрабатываются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в составе проектной документации (для проектируемых стационарных источников выбросов и объектов воздействия на атмосферный воздух) либо в проекте нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (для действующих источников).
В случае превышения установленных нормативов, выявленного согласно акту инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь (далее - Минприроды) и его территориальные органы выдают разрешения на выбросы, в которых могут устанавливаться временные нормативы (п.23 Положения о порядке выдачи разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, внесения в них изменений и (или) дополнений, приостановления, возобновления, продления срока действия разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, прекращения их действия, утвержденного постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 21.05.2009 № 664);
6) лимитов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и иных нормативов в соответствии с законодательством об охране окружающей среды.
Основные обязанности и требования, установленные в области охраны атмосферного воздуха
Основные обязанности юридических лиц, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, следующие:
• выполнять требования, установленные Законом об охране атмосферного воздуха и иными актами законодательства об охране атмосферного воздуха, об охране окружающей среды, в том числе обязательные для соблюдения требования технических нормативных правовых актов;
• разрабатывать и выполнять мероприятия, направленные на предупреждение загрязнения атмосферного воздуха, в том числе при авариях;
• не допускать превышения установленных нормативов в области охраны атмосферного воздуха, а в случае превышения таких нормативов принимать меры для ликвидации причин и последствий сверхнормативных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и немедленно информировать территориальные органы Минприроды, а в случае угрозы возникновения ситуаций чрезвычайного характера - органы и подразделения Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь;
• приостанавливать до устранения выявленных нарушений или полностью прекращать эксплуатацию источников выбросов при невозможности соблюдения нормативов в области охраны атмосферного воздуха;
• разрабатывать мероприятия по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на период неблагоприятных метеорологических условий и обеспечивать их выполнение;
• предоставлять в соответствии с законодательством об охране окружающей среды экологическую информацию;
• обеспечивать подготовку (обучение), инструктаж, проверку знаний, повышение квалификации работников, занятых охраной атмосферного воздуха.
Законом об охране атмосферного воздуха также установлены требования в области охраны атмосферного воздуха:
• при разработке схем комплексной территориальной организации административно-территориальных единиц, генеральных планов городов и других населенных пунктов, градостроительных проектов детального планирования;
• при проектировании, возведении и реконструкции, а также при вводе в эксплуатацию объектов хозяйственной и иной деятельности;
• при выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными, нестационарными источниками выбросов;
• к газоочистным установкам (определены Правилами эксплуатации газоочистных установок, утвержденными постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 14.05.2007 № 60).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 февраля 2019 г. взамен Правил № 60 действуют экологические нормы и правила ЭкоНиП 17.08.06-002-2018 «Охрана окружающей среды и природопользование. Атмосферный воздух (в том числе озоновый слой). Правила эксплуатации газоочистных установок», утвержденные постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 08.11.2018 № 6-Т; |
• при выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух мобильными источниками выбросов;
• при применении, хранении средств защиты растений, минеральных удобрений;
• при внедрении изобретений, рационализаторских предложений, а также новых технологий, мобильных источников выбросов, видов топлива, веществ и материалов;
• при сжигании топлива, веществ, смеси веществ, материалов и отходов;
• при возникновении неблагоприятных метеорологических условий.
Эксплуатация стационарных источников выбросов юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, допускается только при наличии разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексного природоохранного разрешения, выдаваемых Минприроды (п.1 ст.33 Закона об охране атмосферного воздуха).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 27 сентября 2019 г. п.1 ст.33 Закона об охране атмосферного воздуха дополнен частью второй Законом Республики Беларусь от 18.06.2019 № 201-З. Не требуется получения разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексного природоохранного разрешения, если согласно акту инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух суммарные валовые выбросы составляют три и менее тонны в год или валовые выбросы загрязняющих веществ 1-го класса опасности составляют 10 и менее килограммов в год. |
Охрана озонового слоя от экологически опасного изменения его состояния обеспечивается путем:
• разработки и реализации государственных, территориальных и отраслевых программ по охране озонового слоя;
• сокращения объемов потребления озоноразрушающих веществ и сокращения (прекращения) их использования в соответствии с международными договорами Республики Беларусь;
• введения ограничений и запретов при обращении с озоноразрушающими веществами, запрета производства озоноразрушающих веществ;
• установления требований в области охраны озонового слоя при осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
• экономического стимулирования в области охраны озонового слоя;
• постоянного проведения мониторинга озонового слоя;
• осуществления контроля за охраной озонового слоя;
• применения мер ответственности за нарушение законодательства Республики Беларусь об охране озонового слоя и др. (ст.55, 56 Закона Республики Беларусь от 26.11.1992 № 1982-XII «Об охране окружающей среды»).
Основные обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при обращении с озоноразрушающими веществами:
• соблюдать особые лицензионные требования и условия, установленные специальными разрешениями (лицензиями) на осуществление деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду;
• разрабатывать и выполнять мероприятия по выводу из обращения озоноразрушающих веществ, сокращению (прекращению) их использования, внедрению озонобезопасных технологий, а также процессов рециркуляции (рециклинга), восстановления, обезвреживания и утилизации озоноразрушающих веществ;
• не допускать выбросов озоноразрушающих веществ в атмосферный воздух, за исключением технологических выбросов таких веществ в объемах, установленных проектной документацией, техническими нормативными правовыми актами в области технического нормирования и стандартизации, а также выбросов озоноразрушающих веществ в атмосферный воздух при применении систем, устройств, средств пожаротушения;
• обеспечивать профессиональную подготовку, переподготовку, стажировку, инструктаж, повышение квалификации работников по вопросам безопасного обращения с озоноразрушающими веществами, оборудованием и техническими устройствами, содержащими озоноразрушающие вещества;
• наносить в соответствии с обязательными для соблюдения требованиями технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации на емкости, в которых хранятся озоноразрушающие вещества, оборудование и технические устройства, содержащие озоноразрушающие вещества, соответствующую маркировку и др.
Производство озоноразрушающих веществ запрещается (ст.11 Закона Республики Беларусь от 12.11.2001 № 56-З «Об охране озонового слоя» (далее - Закон об охране озонового слоя)).
Ввоз в Республику Беларусь и (или) вывоз из Республики Беларусь озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции допускаются, как правило, только из государств и в государства, являющиеся участниками Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой, от 16.09.1987. При этом ст.16 Закона об охране озонового слоя устанавливает исчерпывающий перечень случаев, когда такой ввоз (вывоз) запрещен либо может осуществляться только на основании разрешительных документов или лицензий.
Вопросы, касающиеся выдачи заключений об отсутствии в продукции озоноразрушающих веществ, регулируются:
• Положением о порядке выдачи заключений об отсутствии в продукции озоноразрушающих веществ, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.05.2009 № 583;
• Положением о порядке и условиях выдачи Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды заключений (разрешительных документов) на ввоз в Республику Беларусь с территории государства - члена Евразийского экономического союза или вывоз из Республики Беларусь на территорию государства - члена Евразийского экономического союза озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.09.2008 № 1397.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 31 октября 2020 г. следует руководствоваться Положением о порядке и условиях выдачи заключений (разрешительных документов) на ввоз на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоз с таможенной территории Евразийского экономического союза либо ввоз в Республику Беларусь с территории государства - члена Евразийского экономического союза и (или) вывоз из Республики Беларусь на территорию государства - члена Евразийского экономического союза озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.10.2020 № 610. |
![]() |
Обратите внимание! Получение разового разрешения на ввоз на территорию Республики Беларусь и вывоз за ее пределы озоноразрушающих веществ и (или) продукции, содержащей озоноразрушающие вещества, ограниченных к ввозу на территорию Республики Беларусь на основаниях неэкономического характера, а также разовой лицензии на импорт озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции не освобождает от уплаты экологического налога (абзац 5 ст.206 НК).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2016 г. абзац 5 ст.206 НК на основании Закона Республики Беларусь от 30.12.2015 № 343-З утратил силу. |
При проектировании, возведении, реконструкции, капитальном ремонте объектов строительства, планировании осуществления хозяйственной и иной деятельности не допускается применение технических решений, предусматривающих использование озоноразрушающих веществ, оборудования и технических устройств, содержащих озоноразрушающие вещества, за исключением объектов строительства, предназначенных для восстановления, обезвреживания и утилизации озоноразрушающих веществ (ст.12 Закона об охране озонового слоя).
Требования в области охраны окружающей среды при обращении с озоноразрушающими веществами установлены Инструкцией по обращению с озоноразрушающими веществами, утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 19.12.2008 № 122.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 27 сентября 2019 г. в Инструкцию № 122 внесены изменения постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 05.09.2019 № 30, в частности, изменено название: «Инструкция о порядке обращения с озоноразрушающими веществами». |
Деятельность, связанная с обращением с озоноразрушающими веществами (производство, купля (продажа), хранение, утилизация, рециклинг, обезвреживание и др.), осуществляется на основании лицензий, выдаваемых Минприроды (подп.14.1 п.14 приложения 1 к Положению о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 марта 2016 г. следует руководствоваться подп.14.1 п.14 приложения 1 к Положению № 450 в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 26.11.2015 № 475. |
19.10.2015
Сергей Овсейко, кандидат экономических наук, кандидат юридических наук