Комментарий от 30.11.2015
Автор: Лимож Н.

Охрана и функционирование особо охраняемых природных территорий, а также их объявление, преобразование и прекращение функционирования. Комментарий к Закону Республики Беларусь от 28.04.2015 № 251-З


 

Материал помещен в архив

 

ОХРАНА И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ, А ТАКЖЕ ИХ ОБЪЯВЛЕНИЕ, ПРЕОБРАЗОВАНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ.
Комментарий к Закону Республики Беларусь от 28.04.2015 № 251-З

Стремительное развитие природоохранных требований определяет необходимость совершенствования законодательства об охране окружающей среды. В связи с этим с 1 января 2016 г. вступает в силу комментируемый Закон (далее - Закон № 251-З), который существенным образом корректирует нормы Закона Республики Беларусь от 20.10.1994 № 3335-XII «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Закон № 3335-XII).

Постатейные комментарии

Реализация положений стратегии по сохранению и устойчивому использованию биологического разнообразия на 2011-2020 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.11.2010 № 1707, практика исполнения международных обязательств Республики Беларусь, закрепленных в соответствующих договорах, а также применения Закона № 3335-XII повлекли необходимость приведения ряда его норм в соответствие с законами Республики Беларусь от 26.11.1992 № 1982-XII «Об охране окружающей среды», от 09.11.2009 № 54-З «О государственной экологической экспертизе» (далее - Закон № 54-З) и Кодексом Республики Беларусь о недрах.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 14 июня 2019 г. следует руководствоваться Законом Республики Беларусь от 15.11.2018 № 150-З «Об особо охраняемых природных территориях».

 

В частности, корректировке подверглись часть двенадцатая ст.10, часть одиннадцатая ст.12, часть четвертая ст.13, часть третья ст.14 Закона № 3335-XII относительно включения вопроса планирования объявления особо охраняемых природных территорий и соблюдения режима объявленных территорий в документы планирования и прогнозирования.

 

Статья Закона № 3335-XII Комментарий
Часть двенадцатая ст.10 В новой редакции данной статьи перечислены способы использования схем рационального размещения особо охраняемых природных территорий республиканского значения и региональных схем рационального размещения особо охраняемых природных территорий местного значения. В частности, они учитываются при разработке и реализации концепций, прогнозов, программ, планов действий, схем отраслевого развития, реализация которых связана с использованием природных ресурсов и (или) может оказать воздействие на окружающую среду, при разработке и реализации проектов и схем землеустройства, градостроительных проектов, отраслевых схем размещения и развития производства и объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, проектов мелиорации земель, планов развития горных работ, проектов обоснования границ горных отводов, проектов водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов, республиканской комплексной схемы размещения рыболовных угодий, лесоустроительных проектов, проектов охотоустройства и планировки зон отдыха
Статья 101 Уточнение касается ведения реестра особо охраняемых природных территорий. Предусмотрено, что ведение реестра особо охраняемых природных территорий Республики Беларусь, предоставление информационных услуг физическим и юридическим лицам осуществляется уполномоченной Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь государственной организацией в порядке и на условиях, определенных Советом Министров Республики Беларусь (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 05.10.2015 № 826 «Об утверждении Положения о порядке ведения реестра особо охраняемых природных территорий Республики Беларусь и оказания услуг по предоставлению содержащейся в нем информации»).
Ведение такого реестра в соответствии с Государственной программой развития системы особо охраняемых природных территорий на 2008-2014 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 06.03.2008 № 146, осуществляет республиканское унитарное предприятие «БелНИЦ Экология»
Статья 11 Статья дополнена нормой, не допускающей преобразование и прекращение функционирования особо охраняемых природных территорий до тех пор, пока не достигнуты цели, ради которых особо охраняемые природные территории объявлялись. Помимо этого, для повышения эффективности управления и ответственности конкретного должностного лица за состояние дел статья дополняется нормой, предусматривающей назначение государственными органами (иными государственными организациями), в управление которых переданы особо охраняемые природные территории, ответственного должностного лица, которое будет осуществлять ведение вопросов, связанных с управлением переданными особо охраняемыми природными территориями
Статья 111 Устанавливает порядок подготовки представлений об объявлении, преобразовании и прекращении функционирования особо охраняемых природных территорий, перечень необходимых документов и требования к ним
Статья 12 Определяет режим особо охраняемых природных территорий, в целях сохранения биологического разнообразия предусматривает запрет на осуществление деятельности, в результате которой оказывается либо может быть оказано вредное воздействие на природные комплексы и объекты особо охраняемых природных территорий либо эта деятельность противоречит целям и задачам, поставленным при их объявлении или преобразовании. Помимо этого, режим охраны и использования особо охраняемых природных территорий учитывается при разработке и реализации различных документов, концепций, прогнозов, программ, планов действий, схем отраслевого развития, реализация которых связана с использованием природных ресурсов или может оказать воздействие на окружающую среду, градостроительных проектов, отраслевых схем размещения и развития производства и объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, планов развития горных работ, проектов обоснования границ горных отводов, проектов водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов, республиканской комплексной схемы размещения рыболовных угодий, проектов охотоустройства и планировки зон отдыха
Статья 121 Предусматривает, что планы управления особо охраняемыми природными территориями разрабатываются для всех территорий, управление которыми осуществляют государственные природоохранные учреждения, а в случае необходимости и для тех особо охраняемых природных территорий, для управления которых не созданы государственные природоохранные учреждения
Статья 13 Регулирует порядок резервирования территорий, которые планируется объявить особо охраняемыми природными территориями. Часть четвертая данной статьи изложена в новой редакции. Она определяет порядок установления границ, состав земель и режим зарезервированных территорий. В частности границы, состав земель и режим зарезервированных территорий устанавливаются государственным органом, принявшим решение об их резервировании, по согласованию с землепользователями, земельные участки которых расположены в границах зарезервированных территорий.
Указанные характеристики зарезервированных территорий учитываются при разработке и реализации концепций, прогнозов, программ, планов действий, схем отраслевого развития, реализация которых связана с использованием природных ресурсов и (или) может оказать воздействие на окружающую среду, при разработке и реализации проектов и схем землеустройства, градостроительных проектов, отраслевых схем размещения и развития производства и объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, проектов мелиорации земель, планов развития горных работ, проектов обоснования границ горных отводов, проектов водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов, республиканской комплексной схемы размещения рыболовных угодий, лесоустроительных проектов, проектов охотоустройства и планировки зон отдыха
Статья 14 Исходя из практики правоприменения в целях исключения негативного воздействия на природные комплексы и объекты хозяйственной и иной деятельности ст.14 Закона № 3335-XII излагается в новой редакции. При этом данная статья дополняется нормой, регулирующей вопросы формирования охранной зоны из земель особо охраняемой природной территории, не образующих ее территорию, но входящих в границы этой особо охраняемой природной территории, а также нормой об учете режима охранных зон особо охраняемых природных территорий при разработке и реализации концепций, прогнозов, программ, планов действий, схем отраслевого развития, реализация которых связана с использованием природных ресурсов и (или) может оказать воздействие на окружающую среду, градостроительных проектов, отраслевых схем размещения и развития производства и объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, планов развития горных работ, проектов обоснования границ горных отводов, проектов водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов, республиканской комплексной схемы размещения рыболовных угодий, проектов охотоустройства и планировки зон отдыха. Помимо этого, статья дополнена положением, обязывающим государственные органы (иные государственные организации), в управление которых переданы особо охраняемые природные территории, доводить до всеобщего сведения информацию о границах, составе земель и режиме охранных зон особо охраняемых природных территорий путем ее размещения на своем официальном сайте или в средствах массовой информации, установки информационных знаков, содержащих такую информацию, или иным общедоступным способом
Абзац 7 ст.21 Для создания условий по развитию экологического туризма и экологического воспитания населения абзац 7 ст.21 Закона № 3335-XII изложен в новой редакции, предоставляющей заповедникам право осуществлять деятельность по развитию регулируемого экологического туризма
Статьи 21, 33 и 39 Статьи дополнены нормой об организации и проведении государственными органами (иными государственными организациями), в управление которых переданы особо охраняемые природные территории, государственными природоохранными учреждениями, осуществляющими управление особо охраняемыми природными территориями, мероприятий по восстановлению экологических систем, природных комплексов и объектов, редких и типичных природных ландшафтов и биотопов, мест обитания и произрастания видов диких животных и дикорастущих растений, включенных в Красную книгу Республики Беларусь, а также относящихся к видам, подпадающим под действие международных договоров Республики Беларусь
Статья 37 С учетом практики применения Закона № 3335-XII внесены изменения в главу 5, касающуюся объявления, преобразования и прекращения функционирования памятников природы. В частности, предусматривается, что режим охраны и использования памятников природы устанавливается решением государственного органа при объявлении памятника природы
Статья 40 Уточняется ст.40, которая касается соблюдения режима охраны и использования особо охраняемых природных территорий: обязанность по соблюдению установленного режима возложена как на землепользователей, так и на физических и юридических лиц, хозяйственная или иная деятельность которых может оказать негативное воздействие на природные комплексы и объекты, расположенные на особо охраняемых природных территориях.
Исключение части пятой, касающейся согласования Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь (далее - Минприроды) и его территориальными органами отдельных видов деятельности в границах памятника природы, обусловлено целями исключения дублирования и оптимизации административных процедур, осуществляемых государственными органами. Это обосновано тем, что в соответствии с Законом № 54-З размещение объектов в границах особо охраняемых природных территорий может осуществляться только по проектам, прошедшим государственную экологическую экспертизу. Такую экспертизу проводит Минприроды и его территориальные органы. Соответственно, дополнительного согласования осуществления данных работ не требуется
Статья 45 Для приведения в соответствие с действующим законодательством, в том числе обеспечения внутренней согласованности норм Закона № 3335-XII и применения единообразной терминологии, внесено изменение в данную статью

 

Также в ряд статей Закона № 3335-XII внесены изменения и дополнения, носящие редакционно-технический характер.

Изменения в подзаконных нормативных правовых актах

Реализация произошедших в Законе № 3335-XII изменений сопровождается соответствующими изменениями в подзаконных нормативных правовых актах, которые в рассматриваемой отрасли законодательства занимают значимое место и без которых реализация положений Закона № 3335-XII будет затруднительной.

Обеспечению системного правового регулирования вопросов сохранения биологического и ландшафтного разнообразия, формированию эффективно функционирующей системы особо охраняемых природных территорий, достижению показателей национальной безопасности в экологической сфере служит принятое в развитие исполнения Закона № 251-З постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21.10.2015 № 884 «Об утверждении Положения о порядке проведения комплексного мониторинга естественных экологических систем на особо охраняемых природных территориях, внесении изменений и дополнений в постановления Совета Министров Республики Беларусь и признании утратившим силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 4 ноября 2008 г. № 1657» (далее - постановление № 884).

Постановление № 884 вносит изменения в несколько положений о заказниках республиканского значения, а также признает утратившим силу постановление Совета Министров Республики Беларусь от 04.11.2008 № 1657 «Об утверждении Положения о порядке подготовки представлений об объявлении, преобразовании и прекращении функционирования особо охраняемых природных территорий» (далее - постановление № 1657).

В связи с тем что Закон № 251-З не предусматривает согласования размещения объектов строительства в пределах особо охраняемых территорий, для исключения дублирования и для оптимизации административных процедур, осуществляемых государственными органами, постановлением исключены из положений о заказниках республиканского значения позиции, предусматривающие согласование Минприроды строительства зданий и сооружений, линий электропередачи, дорог, прокладки трубопроводов и прочих инженерных коммуникаций, разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и прочих видов работ.

Это обусловлено тем, что в соответствии с Законом № 54-З объекты хозяйственной и иной деятельности в границах особо охраняемых природных территорий могут размещаться только по проектам, прошедшим государственную экологическую экспертизу. Такую экспертизу проводит Минприроды и его территориальные органы. Соответственно, дополнительного согласования осуществления данных работ не требуется.

Также постановление № 884 вносит изменения в положения о республиканских заказниках относительно запрета на «использование плавучих средств с моторами». Данный запрет на все виды моторов устарел, поскольку в настоящее время производят электромоторы, использование которых не приносит вреда окружающей среде. Кроме того, этот запрет относился и к арендаторам рыболовных угодий и препятствовал ведению ими рыболовного хозяйства, в том числе в части обеспечения охраны рыболовных угодий.

Также внесены изменения в положения о заказниках республиканского значения в части запрета на нарушение почвенного покрова и повреждения древесно-кустарниковой растительности.

В действующих положениях о заказниках нарушение почвенного покрова и повреждение древесно-кустарниковой растительности допускалось только при осуществлении сельскохозяйственной и лесохозяйственной деятельности. Вместе с тем на территориях заказников допускается размещение и благоустройство зон отдыха, стоянок транспортных средств, строительство зданий и сооружений для целей лесного хозяйства и пр. Выполнить данные мероприятия не всегда возможно без нарушения напочвенного покрова и вырубки древесно-кустарниковой растительности. Указанные обстоятельства повлияли на необходимость усовершенствования данной нормы.

Статья 111 Закона № 3335-XII изменяет уровень государственного органа, устанавливающего порядок подготовки представлений об объявлении, преобразовании и прекращении функционирования особо охраняемых природных территорий, поэтому постановлением № 884 признается утратившим силу постановление № 1657.

Постановление № 884, так же как и Закон № 251-З, вступает в силу с 1 января 2016 г.

 

30.11.2015

 

Николай Лимож, юрист