


Материал помещен в архив
ОХРАНА И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ, А ТАКЖЕ ИХ ОБЪЯВЛЕНИЕ, ПРЕОБРАЗОВАНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ.
Комментарий к Закону Республики Беларусь от 28.04.2015 № 251-З
Стремительное развитие природоохранных требований определяет необходимость совершенствования законодательства об охране окружающей среды. В связи с этим с 1 января 2016 г. вступает в силу комментируемый Закон (далее - Закон № 251-З), который существенным образом корректирует нормы Закона Республики Беларусь от 20.10.1994 № 3335-XII «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Закон № 3335-XII).
Постатейные комментарии
Реализация положений стратегии по сохранению и устойчивому использованию биологического разнообразия на 2011-2020 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.11.2010 № 1707, практика исполнения международных обязательств Республики Беларусь, закрепленных в соответствующих договорах, а также применения Закона № 3335-XII повлекли необходимость приведения ряда его норм в соответствие с законами Республики Беларусь от 26.11.1992 № 1982-XII «Об охране окружающей среды», от 09.11.2009 № 54-З «О государственной экологической экспертизе» (далее - Закон № 54-З) и Кодексом Республики Беларусь о недрах.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 14 июня 2019 г. следует руководствоваться Законом Республики Беларусь от 15.11.2018 № 150-З «Об особо охраняемых природных территориях». |
В частности, корректировке подверглись часть двенадцатая ст.10, часть одиннадцатая ст.12, часть четвертая ст.13, часть третья ст.14 Закона № 3335-XII относительно включения вопроса планирования объявления особо охраняемых природных территорий и соблюдения режима объявленных территорий в документы планирования и прогнозирования.
Статья Закона № 3335-XII | Комментарий |
Часть двенадцатая ст.10 | В новой редакции данной статьи перечислены способы использования схем рационального размещения особо охраняемых природных территорий республиканского значения и региональных схем рационального размещения особо охраняемых природных территорий местного значения. В частности, они учитываются при разработке и реализации концепций, прогнозов, программ, планов действий, схем отраслевого развития, реализация которых связана с использованием природных ресурсов и (или) может оказать воздействие на окружающую среду, при разработке и реализации проектов и схем землеустройства, градостроительных проектов, отраслевых схем размещения и развития производства и объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, проектов мелиорации земель, планов развития горных работ, проектов обоснования границ горных отводов, проектов водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов, республиканской комплексной схемы размещения рыболовных угодий, лесоустроительных проектов, проектов охотоустройства и планировки зон отдыха |
Статья 101 | Уточнение касается ведения реестра особо охраняемых природных территорий. Предусмотрено, что ведение реестра особо охраняемых природных территорий Республики Беларусь, предоставление информационных услуг физическим и юридическим лицам осуществляется уполномоченной Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь государственной организацией в порядке и на условиях, определенных Советом Министров Республики Беларусь (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 05.10.2015 № 826 «Об утверждении Положения о порядке ведения реестра особо охраняемых природных территорий Республики Беларусь и оказания услуг по предоставлению содержащейся в нем информации»). Ведение такого реестра в соответствии с Государственной программой развития системы особо охраняемых природных территорий на 2008-2014 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 06.03.2008 № 146, осуществляет республиканское унитарное предприятие «БелНИЦ Экология» |
Статья 11 | Статья дополнена нормой, не допускающей преобразование и прекращение функционирования особо охраняемых природных территорий до тех пор, пока не достигнуты цели, ради которых особо охраняемые природные территории объявлялись. Помимо этого, для повышения эффективности управления и ответственности конкретного должностного лица за состояние дел статья дополняется нормой, предусматривающей назначение государственными органами (иными государственными организациями), в управление которых переданы особо охраняемые природные территории, ответственного должностного лица, которое будет осуществлять ведение вопросов, связанных с управлением переданными особо охраняемыми природными территориями |
Статья 111 | Устанавливает порядок подготовки представлений об объявлении, преобразовании и прекращении функционирования особо охраняемых природных территорий, перечень необходимых документов и требования к ним |
Статья 12 | Определяет режим особо охраняемых природных территорий, в целях сохранения биологического разнообразия предусматривает запрет на осуществление деятельности, в результате которой оказывается либо может быть оказано вредное воздействие на природные комплексы и объекты особо охраняемых природных территорий либо эта деятельность противоречит целям и задачам, поставленным при их объявлении или преобразовании. Помимо этого, режим охраны и использования особо охраняемых природных территорий учитывается при разработке и реализации различных документов, концепций, прогнозов, программ, планов действий, схем отраслевого развития, реализация которых связана с использованием природных ресурсов или может оказать воздействие на окружающую среду, градостроительных проектов, отраслевых схем размещения и развития производства и объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, планов развития горных работ, проектов обоснования границ горных отводов, проектов водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов, республиканской комплексной схемы размещения рыболовных угодий, проектов охотоустройства и планировки зон отдыха |
Статья 121 | Предусматривает, что планы управления особо охраняемыми природными территориями разрабатываются для всех территорий, управление которыми осуществляют государственные природоохранные учреждения, а в случае необходимости и для тех особо охраняемых природных территорий, для управления которых не созданы государственные природоохранные учреждения |
Статья 13 | Регулирует порядок резервирования территорий, которые планируется объявить особо охраняемыми природными территориями. Часть четвертая данной статьи изложена в новой редакции. Она определяет порядок установления границ, состав земель и режим зарезервированных территорий. В частности границы, состав земель и режим зарезервированных территорий устанавливаются государственным органом, принявшим решение об их резервировании, по согласованию с землепользователями, земельные участки которых расположены в границах зарезервированных территорий. Указанные характеристики зарезервированных территорий учитываются при разработке и реализации концепций, прогнозов, программ, планов действий, схем отраслевого развития, реализация которых связана с использованием природных ресурсов и (или) может оказать воздействие на окружающую среду, при разработке и реализации проектов и схем землеустройства, градостроительных проектов, отраслевых схем размещения и развития производства и объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, проектов мелиорации земель, планов развития горных работ, проектов обоснования границ горных отводов, проектов водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов, республиканской комплексной схемы размещения рыболовных угодий, лесоустроительных проектов, проектов охотоустройства и планировки зон отдыха |
Статья 14 | Исходя из практики правоприменения в целях исключения негативного воздействия на природные комплексы и объекты хозяйственной и иной деятельности ст.14 Закона № 3335-XII излагается в новой редакции. При этом данная статья дополняется нормой, регулирующей вопросы формирования охранной зоны из земель особо охраняемой природной территории, не образующих ее территорию, но входящих в границы этой особо охраняемой природной территории, а также нормой об учете режима охранных зон особо охраняемых природных территорий при разработке и реализации концепций, прогнозов, программ, планов действий, схем отраслевого развития, реализация которых связана с использованием природных ресурсов и (или) может оказать воздействие на окружающую среду, градостроительных проектов, отраслевых схем размещения и развития производства и объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, планов развития горных работ, проектов обоснования границ горных отводов, проектов водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов, республиканской комплексной схемы размещения рыболовных угодий, проектов охотоустройства и планировки зон отдыха. Помимо этого, статья дополнена положением, обязывающим государственные органы (иные государственные организации), в управление которых переданы особо охраняемые природные территории, доводить до всеобщего сведения информацию о границах, составе земель и режиме охранных зон особо охраняемых природных территорий путем ее размещения на своем официальном сайте или в средствах массовой информации, установки информационных знаков, содержащих такую информацию, или иным общедоступным способом |
Абзац 7 ст.21 | Для создания условий по развитию экологического туризма и экологического воспитания населения абзац 7 ст.21 Закона № 3335-XII изложен в новой редакции, предоставляющей заповедникам право осуществлять деятельность по развитию регулируемого экологического туризма |
Статьи 21, 33 и 39 | Статьи дополнены нормой об организации и проведении государственными органами (иными государственными организациями), в управление которых переданы особо охраняемые природные территории, государственными природоохранными учреждениями, осуществляющими управление особо охраняемыми природными территориями, мероприятий по восстановлению экологических систем, природных комплексов и объектов, редких и типичных природных ландшафтов и биотопов, мест обитания и произрастания видов диких животных и дикорастущих растений, включенных в Красную книгу Республики Беларусь, а также относящихся к видам, подпадающим под действие международных договоров Республики Беларусь |
Статья 37 | С учетом практики применения Закона № 3335-XII внесены изменения в главу 5, касающуюся объявления, преобразования и прекращения функционирования памятников природы. В частности, предусматривается, что режим охраны и использования памятников природы устанавливается решением государственного органа при объявлении памятника природы |
Статья 40 | Уточняется ст.40, которая касается соблюдения режима охраны и использования особо охраняемых природных территорий: обязанность по соблюдению установленного режима возложена как на землепользователей, так и на физических и юридических лиц, хозяйственная или иная деятельность которых может оказать негативное воздействие на природные комплексы и объекты, расположенные на особо охраняемых природных территориях. Исключение части пятой, касающейся согласования Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь (далее - Минприроды) и его территориальными органами отдельных видов деятельности в границах памятника природы, обусловлено целями исключения дублирования и оптимизации административных процедур, осуществляемых государственными органами. Это обосновано тем, что в соответствии с Законом № 54-З размещение объектов в границах особо охраняемых природных территорий может осуществляться только по проектам, прошедшим государственную экологическую экспертизу. Такую экспертизу проводит Минприроды и его территориальные органы. Соответственно, дополнительного согласования осуществления данных работ не требуется |
Статья 45 | Для приведения в соответствие с действующим законодательством, в том числе обеспечения внутренней согласованности норм Закона № 3335-XII и применения единообразной терминологии, внесено изменение в данную статью |
Также в ряд статей Закона № 3335-XII внесены изменения и дополнения, носящие редакционно-технический характер.
Изменения в подзаконных нормативных правовых актах
Реализация произошедших в Законе № 3335-XII изменений сопровождается соответствующими изменениями в подзаконных нормативных правовых актах, которые в рассматриваемой отрасли законодательства занимают значимое место и без которых реализация положений Закона № 3335-XII будет затруднительной.
Обеспечению системного правового регулирования вопросов сохранения биологического и ландшафтного разнообразия, формированию эффективно функционирующей системы особо охраняемых природных территорий, достижению показателей национальной безопасности в экологической сфере служит принятое в развитие исполнения Закона № 251-З постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21.10.2015 № 884 «Об утверждении Положения о порядке проведения комплексного мониторинга естественных экологических систем на особо охраняемых природных территориях, внесении изменений и дополнений в постановления Совета Министров Республики Беларусь и признании утратившим силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 4 ноября 2008 г. № 1657» (далее - постановление № 884).
Постановление № 884 вносит изменения в несколько положений о заказниках республиканского значения, а также признает утратившим силу постановление Совета Министров Республики Беларусь от 04.11.2008 № 1657 «Об утверждении Положения о порядке подготовки представлений об объявлении, преобразовании и прекращении функционирования особо охраняемых природных территорий» (далее - постановление № 1657).
В связи с тем что Закон № 251-З не предусматривает согласования размещения объектов строительства в пределах особо охраняемых территорий, для исключения дублирования и для оптимизации административных процедур, осуществляемых государственными органами, постановлением исключены из положений о заказниках республиканского значения позиции, предусматривающие согласование Минприроды строительства зданий и сооружений, линий электропередачи, дорог, прокладки трубопроводов и прочих инженерных коммуникаций, разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и прочих видов работ.
Это обусловлено тем, что в соответствии с Законом № 54-З объекты хозяйственной и иной деятельности в границах особо охраняемых природных территорий могут размещаться только по проектам, прошедшим государственную экологическую экспертизу. Такую экспертизу проводит Минприроды и его территориальные органы. Соответственно, дополнительного согласования осуществления данных работ не требуется.
Также постановление № 884 вносит изменения в положения о республиканских заказниках относительно запрета на «использование плавучих средств с моторами». Данный запрет на все виды моторов устарел, поскольку в настоящее время производят электромоторы, использование которых не приносит вреда окружающей среде. Кроме того, этот запрет относился и к арендаторам рыболовных угодий и препятствовал ведению ими рыболовного хозяйства, в том числе в части обеспечения охраны рыболовных угодий.
Также внесены изменения в положения о заказниках республиканского значения в части запрета на нарушение почвенного покрова и повреждения древесно-кустарниковой растительности.
В действующих положениях о заказниках нарушение почвенного покрова и повреждение древесно-кустарниковой растительности допускалось только при осуществлении сельскохозяйственной и лесохозяйственной деятельности. Вместе с тем на территориях заказников допускается размещение и благоустройство зон отдыха, стоянок транспортных средств, строительство зданий и сооружений для целей лесного хозяйства и пр. Выполнить данные мероприятия не всегда возможно без нарушения напочвенного покрова и вырубки древесно-кустарниковой растительности. Указанные обстоятельства повлияли на необходимость усовершенствования данной нормы.
Статья 111 Закона № 3335-XII изменяет уровень государственного органа, устанавливающего порядок подготовки представлений об объявлении, преобразовании и прекращении функционирования особо охраняемых природных территорий, поэтому постановлением № 884 признается утратившим силу постановление № 1657.
Постановление № 884, так же как и Закон № 251-З, вступает в силу с 1 января 2016 г.
30.11.2015
Николай Лимож, юрист