Пособие от 03.04.2018 (актуализировано 26.01.2024)
Автор: Семич В.

Охрана труда работников, осуществляющих охрану объектов организации


СОДЕРЖАНИЕ

 

Понятие охранной деятельности, ее виды

Требование к организациям

Требования к работникам

Сторожевая охрана

Особенности регулирования режима труда и отдыха

 

Материал помещен в архив

 

ОХРАНА ТРУДА РАБОТНИКОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОХРАНУ ОБЪЕКТОВ ОРГАНИЗАЦИИ

Понятие охранной деятельности, ее виды

Охранная деятельность - деятельность государственных органов и иных организаций по охране физических лиц, охране объектов юридических и физических лиц от противоправных посягательств, в том числе от незаконных проникновений на них, а также проектирование, монтаж, наладка и техническое обслуживание средств и систем охраны (абзац 2 ст.1 Закона Республики Беларусь от 08.11.2006 № 175-З «Об охранной деятельности в Республике Беларусь», далее - Закон).

Охрана объектов организаций в республике регулируется следующими нормативными актами:

Законом;

Указом Президента Республики Беларусь от 25.10.2007 № 534 «О мерах по совершенствованию охранной деятельности»;

Указом Президента Республики Беларусь от 30.08.2002 № 473 «О мерах по совершенствованию регулирования оборота боевого, служебного, гражданского оружия и боеприпасов к нему на территории Республики Беларусь»;

постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2008 № 34 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 25 октября 2007 г. № 534»;

постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.05.2007 № 601 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь от 8 ноября 2006 года "Об охранной деятельности в Республике Беларусь"».

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 26 января 2024 г. постановлением Совмина от 25.01.2024 № 55 название постановления № 601 изложено в новой редакции: «О вопросах осуществления охранной деятельности»;

 

Правилами охраны драгоценных металлов и драгоценных камней при их транспортировке по территории Республики Беларусь, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.08.2012 № 763;

постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 16.03.2016 № 53 «Об установлении порядка проведения профессиональной подготовки работников охраны организаций, не обладающих правом создания военизированной охраны».

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 26 января 2024 г. следует руководствоваться Инструкцией о порядке проведения профессиональной подготовки, утв. постановлением МВД от 01.12.2023 № 265;

 

Инструкцией о порядке проведения оценки знаний работников соискателей специальных разрешений (лицензий) (лицензиатов), намеревающихся осуществлять (осуществляющих) охранную деятельность, утвержденной постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 20.12.2010 № 428.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2023 г. действует Инструкция о порядке проведения оценки соответствия возможностей соискателя лицензии долицензионным требованиям, лицензиата лицензионным требованиям в сфере охранной деятельности, утв. постановлением МВД от 19.12.2022 № 302;

 

• СТБ 1250-2000 «Охрана объектов и физических лиц. Термины и определения» (утвержден и введен в действие постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 27.12.2000 № 32);

Положением о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2023 г. действует Закон от 14.10.2022 № 213-З «О лицензировании».

 

Охрана объектов может осуществляться:

• при наличии лицензии (глава 37 вышеназванного Положения);

• без получения лицензии.

Охранная деятельность, подлежащая лицензированию, включает:

• охрану юридическим лицом своих работников;

• охрану юридическим лицом принадлежащих ему объектов (имущества);

• проектирование, монтаж, наладку и техническое обслуживание средств и систем охраны (либо выборка из указанного перечня работ).

Требование к организациям

Особенность охраняемых объектов, хранящихся на них веществ и материалов, осуществляемой производственной деятельности организации значимо для квалификации охранной деятельности, что обуславливает соответствующие требования к организации, которая ее осуществляет.

Организации, не обладающие правом создания военизированной охраны, вправе осуществлять охранную деятельность силами работников охраны, в том числе создавать для этих целей подразделения охраны.

Не требуется получения лицензии для осуществления:

1) проектирования, монтажа, наладки и технического обслуживания средств охраны индивидуального пользования;

2) охраны юридическим лицом принадлежащих ему объектов (имущества) при условии реализации в рамках такой деятельности работниками охраны исключительно следующих обязанностей:

- проверка состояния установленных на охраняемых объектах инженерно-технических средств защиты, средств и систем охраны;

- при выявлении нарушений, создающих на охраняемых объектах условия, способствующие хищению имущества, а также угрозу безопасности людей, принятие мер по ликвидации указанных нарушений;

- обеспечение защиты охраняемых объектов и физических лиц от противоправных посягательств;

- принятие в пределах своих полномочий мер по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений и иных правонарушений на охраняемых объектах;

- немедленное информирование органа внутренних дел и руководителей охраняемых объектов о задержании нарушителей, об обнаружении на охраняемых объектах хищений и иных правонарушений, принятие мер по сохранению следов правонарушений, недопущение на место происшествия посторонних лиц, обеспечение охраны места происшествия до прибытия сотрудников органа внутренних дел;

- незамедлительное информирование органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь о возникновении на охраняемых объектах чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера;

- обеспечение беспрепятственного доступа на охраняемые объекты должностных лиц государственных органов и иных организаций в случаях, предусмотренных законодательными актами.

Таким образом, при соблюдении вышеприведенного перечня требований и ограничений субъект хозяйствования вправе осуществлять охрану своих объектов без лицензии.

Если же охранные мероприятия выходят за установленные рамки, то получение лицензии обязательно.

Организациям, осуществляющим охранную деятельность, а также их работникам запрещается:

• осуществлять оперативно-розыскные мероприятия, предусмотренные Законом Республики Беларусь от 15.07.2015 № 307-З «Об оперативно-розыскной деятельности»;

• выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов, воинских формирований и военизированных организаций;

• устанавливать и носить форму одежды, не соответствующую требованиям Закона;

• носить и хранить оружие, за исключением случаев, предусмотренных Законом и иными законодательными актами;

• разглашать без согласия гражданина сведения, которые затрагивают частную жизнь, личную и семейную тайну, ставшие известными в процессе осуществления охранной деятельности, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами;

• совершать деяния (действия, бездействие), ставящие под угрозу жизнь и (или) здоровье граждан, их права, свободы, честь и достоинство, имущество юридических и физических лиц;

• осуществлять охрану физических лиц, не являющихся работниками этих организаций, и не принадлежащих этим организациям объектов;

• осуществлять сопровождение товаров и транспортных средств, перемещаемых по территории Республики Беларусь под таможенным контролем;

• обеспечивать охрану общественного порядка на договорной основе (ст.10 Закона).

 

внимание

Обратите внимание!

Нарушение условий и правил осуществления охранной деятельности, предусмотренных законодательством, влечет наложение штрафа в размере до 50 базовых величин с конфискацией предметов и специальных средств охранной деятельности или без конфискации, а на юридическое лицо - до 100 базовых величин с конфискацией предметов и специальных средств охранной деятельности или без конфискации (ст.23.57 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 марта 2021 г. действует новый Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 06.01.2021 № 91-З. Следует руководствоваться ст.24.37 нового Кодекса.

Требования к работникам

Работники охраны юридического лица при отсутствии лицензии также не имеют следующих прав и обязанностей:

• требовать от работников охраняемых объектов и иных лиц соблюдения пропускного и внутриобъектового режимов;

• проверять на охраняемых объектах у лиц документы, удостоверяющие их личность, а также документы, дающие право на вход (выход) лиц, въезд (выезд) транспортных средств, внос (вынос), ввоз (вывоз) имущества на охраняемые объекты (с охраняемых объектов);

• производить задержание и доставление в служебное помещение, в органы внутренних дел лиц, совершивших противоправные посягательства в отношении охраняемого объекта, физических лиц;

• в пределах охраняемой территории применять специальные средства и физическую силу;

• беспрепятственно входить в помещения охраняемых объектов и осматривать их при преследовании нарушителей, а также для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления и иных правонарушений на охраняемом объекте;

• использовать находящиеся на территории охраняемых объектов транспортные средства для преследования в пределах данных объектов лиц, совершивших преступление или иные правонарушения на охраняемых объектах;

• производить досмотр транспортных средств при въезде на охраняемые объекты и выезде с охраняемых объектов;

• производить личный досмотр нарушителей, а также лиц, входящих на охраняемый объект и выходящих с охраняемого объекта, досмотр их вещей и документов, в том числе с применением технических средств и служебных животных, а также изъятие вещей и документов, являющихся орудием или непосредственным объектом правонарушения.

Охранная деятельность может осуществляться различными работниками, к профессиональной подготовке, состоянию здоровья которых установлены определенные требования.

К работникам охраны относятся работники, в обязанности которых входит непосредственное осуществление охраны объектов, физических лиц.

 

внимание

Обратите внимание!

Работниками охраны не могут стать граждане, которые не могут быть приняты на работу в военизированную охрану.

 

Так, работниками военизированной охраны не могут быть лица:

• имеющие заболевания или физические недостатки, препятствующие выполнению обязанностей работников охраны (по заключению врачебно-консультационной комиссии организации здравоохранения, выдаваемому в порядке, установленном законодательством).

 

справочно

Справочно

Перечень заболеваний и физических недостатков, препятствующих выполнению обязанностей работников охраны организаций, не обладающих правом создания военизированной охраны, утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.05.2007 № 601.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 26 января 2024 г. следует руководствоваться перечнем заболеваний и физических недостатков, препятствующих выполнению обязанностей работников охраны организаций, не обладающих правом создания военизированной охраны, согласно приложению 2 к постановлению № 601 в ред. постановления № 55;

 

• имеющие судимость;

• признанные в установленном порядке недееспособными либо ограниченно дееспособными;

• к которым предъявлено обвинение в совершении преступления (до разрешения вопроса об их виновности в установленном законом порядке);

• состоящие на учете в организациях здравоохранения в связи с психическим расстройством (заболеванием), синдромом зависимости от алкоголя (алкоголизмом), наркотических средств или психотропных веществ (наркоманией), токсикоманических средств (токсикоманией), а также состоящие на профилактическом учете в органах внутренних дел в связи с противоправным поведением;

• постоянно не проживающие в Республике Беларусь (ст.24 Закона).

Работникам охраны организаций, не обладающих правом создания военизированной охраны, не предоставлено право по применению и использованию оружия.

Охрана объектов любых форм собственности относится к работам с повышенной опасностью (п.74 типового перечня работ с повышенной опасностью, установленного Инструкцией о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 175).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 28 июня 2020 г. следует руководствоваться п.74 типового перечня работ с повышенной опасностью, изложенного в новой редакции постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29.05.2020 № 54.

 

Работники, выполняющие данную работу, обязаны проходить обучение, проверку знаний по вопросам охраны труда, при необходимости стажировку перед допуском к самостоятельной работе.

Работники охраны объектов обязаны проходить обязательные медицинские осмотры: предварительный (при приеме на работу), периодические (в течение трудовой деятельности), внеочередные (при ухудшении состояния здоровья) (пп.9, 10 приложения 2 к Инструкции о порядке проведения обязательных медицинских осмотров работающих, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28.04.2010 № 47).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 11 октября 2019 г. вместо вышеназванной Инструкции действует Инструкция о порядке проведения обязательных и внеочередных медицинских осмотров работающих, утвержденная постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29.07.2019 № 74. 

 

Так, в указанном приложении определена периодичность прохождения медицинских осмотров, перечень врачей-специалистов, которые должны дать свое заключение, медицинские противопоказания, препятствующие выполнению данной работы.

Кроме того, работники охраны допускаются к выполнению обязанностей после проверки их на годность к действиям в условиях, связанных с применением специальных средств и физической силы.

 

справочно

Справочно

Инструкция о порядке осуществления периодических проверок работников военизированной охраны на годность к действиям в условиях, связанных с применением и использованием оружия, применением специальных средств и физической силы, и работников охраны организаций, не обладающих правом создания военизированной охраны, на годность к действиям в условиях, связанных с применением специальных средств и физической силы, утверждена постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 03.12.2015 № 350.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 26 января 2024 г. следует руководствоваться Инструкцией о порядке осуществления проверок на годность и Инструкцией о порядке проведения профессиональной подготовки в ред. постановления МВД от 01.12.2023 № 265.

Сторожевая охрана

Другие организации осуществляют охранную деятельность без наличия лицензии силами состоящей в их штате сторожевой охраны.

Термин «сторожевая охрана» упоминается в нормативных правовых актах, однако законодательного определения нет, и поэтому деятельность, осуществляемая сторожевой охраной, отождествляется с охранной.

Общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 014-2017 «Занятия», утвержденный постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 24.07.2017 № 33, содержит несколько наименований профессий рабочих, обеспечивающих охрану объектов, среди которых, в частности: охранник, сторож, вахтер, смотритель музейный, швейцар и др.

Инструкции по охране труда для рабочих с такими наименованиями профессии будут отличаться.

Если охраннику разрешается использовать в своей деятельности оружие, он должен пройти специальное обучение, иметь право на ношение и применение оружия, а также соответствующее состояние здоровья, которое определяется в установленном порядке.

Особенности регулирования режима труда и отдыха

Как правило, работники охраны работают в сменном режиме работы (в две и более смены), что должно быть закреплено в трудовом договоре.

 

справочно

Справочно

Режим рабочего времени при сменной работе регламентирован ст.125 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК).

 

На практике обычно организации охраны применяют режим суммированного учета рабочего времени.

Еженедельная продолжительность рабочего времени при суммированном учете может быть больше или меньше установленной нормы продолжительности рабочего времени в неделю (ст.112-114 ТК). При этом ежедневная продолжительность рабочего времени не может превышать 12 ч. в среднем за учетный период (часть вторая ст.126 ТК).

Работникам предоставляется в течение рабочего дня перерыв для отдыха и питания продолжительностью не менее 20 мин. и не более 2 ч., который используется работником по своему усмотрению и в рабочее время не включается (часть первая ст.134 ТК).

Поскольку при охране объектов сложно установить определенное время перерыва для приема пищи, оно предоставляется в течение рабочего дня и включается в рабочее время.

При привлечении работников охраны, как и любых других работников, к сверхурочным работам необходимо соблюдать требования, установленные ст.120-122 ТК.

 

03.04.2018

 

Владимир Семич, инженер, член общественного объединения «Сообщество трудового права»