Пособие от 30.06.2010
Автор: Секач О.

Охрана труда в деятельности кадровой службы организации


 

Материал помещен в архив

 

ОХРАНА ТРУДА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАДРОВОЙ СЛУЖБЫ ОРГАНИЗАЦИИ

Оформление юридического лица возлагает на нанимателя обязанность произвести подбор и расстановку кадров для осуществления своей деятельности. В этих целях в числе первых подразделений создается кадровая служба или назначается приказом специалист по работе с персоналом, утверждается положение о службе или должностная инструкция работника по кадрам. Как в положении о службе, так и в должностных инструкциях всех специалистов организации должны быть четко сформулированы и конкретизированы права, обязанности и ответственность каждого (включая работников кадровой службы) по вопросам охраны труда. Данные требования следуют из типовых положений о службах и должностных инструкций (см. выпуск 1 Единого квалификационного справочника должностей служащих «Должности служащих, общие для всех отраслей экономики», утвержденный постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 30.12.1999 № 159).

Мнение о том, что вопросы охраны труда - это обязанности только службы охраны труда в организации, в корне не верно. Ниже рассмотрим причины, почему это так.

Работа специалиста по кадрам с гражданином, желающим работать в данной организации, начинается с заключения трудового договора (контракта). Сущность трудового договора составляет соглашение его сторон о трудовой функции работника. Заключение трудового договора в практике прошлых лет фактически происходило путем подачи работником на имя нанимателя письменного заявления с просьбой принять его на работу и изданием приказа (распоряжения) о его приеме.

С принятием Трудового кодекса РБ (далее - ТК) порядок приема на работу видоизменился. Согласно ст.1 ТК трудовой договор - это соглашение между работником и нанимателем (нанимателями), в соответствии с которым работник обязуется выполнять работу по определенной одной или нескольким профессиям, специальностям или должностям соответствующей квалификации согласно штатному расписанию и соблюдать внутренний трудовой распорядок, а наниматель обязуется предоставлять работнику обусловленную трудовым договором работу, обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, локальными нормативными актами и соглашением сторон, своевременно выплачивать заработную плату.

С принятием нового ТК, который вступил в силу с 1 января 2000 г., трудовой договор, а затем и контракт заключаются только в письменном виде по установленным формам, предусматривающим обязательные и дополнительные условия. В этих условиях оговариваются конкретные обязанности и ответственность по вопросам безопасности и гигиены труда, техники безопасности, компенсации за работу в особых условиях труда. Все перечисленные выше термины, ранее закрепленные в ГОСТ 12.0.002-80 «Система стандартов безопасности труда. Термины и определения» и СанПиН № 13-2-207 «Гигиеническая классификация условий труда», утвержденном постановлением Минздрава РБ от 20.12.2007 № 176, объединены в единое понятие «охрана труда», определение которого содержится в ст.221 ТК.

Исходя из определения охраны труда работники кадровых служб или лица, на которых возложены приказом нанимателя (на малых предприятиях) эти функции, в соответствии с должностными обязанностями занимаются вопросами охраны труда практически по всем направлениям.

Каждое из направлений работы закреплено отдельными статьями глав 4, 5, 12, 19, 20 и специальной главой 16 ТК, а также Законом РБ от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» (далее - Закон № 356-З).

Большинство законодательных прав на здоровые и безопасные условия труда и его охрану конкретизированы нормативными правовыми (включая техническими) актами межотраслевого характера. Эти нормативные акты устанавливают соответствующие требования, нормы, нормативы и параметры. Их перечень разрабатывается службой охраны труда в каждой организации и утверждается нанимателем.

Работникам кадровых служб организации нет необходимости знать их все, так как большинство из них регламентируют вопросы технического характера (ССБТ, СНиПы, Правила безопасности при выполнении определенных работ - строительных, электромонтажных, огневых, на высоте и т.п.).

Что же сегодня должны знать работники кадровой службы организации по вопросам охраны труда?

Исходя из утвержденного нанимателем положения о кадровой службе функции и задачи работников кадровой службы в области охраны труда можно условно сгруппировать по 3 направлениям:

1) при приеме граждан на работу;

2) при исполнении работниками трудовых обязанностей;

3) при прекращении и расторжении трудового договора и отстранении от работы.

Рассмотрим подробнее эти направления.

Направление 1. Роль работников кадровой службы в области охраны труда при приеме граждан на работу

При заключении трудового договора (контракта) необходимо предусмотреть режим труда и отдыха (если он в отношении данного работника отличается от общих правил, установленных у нанимателя) (п.6 ст.19 ТК) и установленные доплаты за работу с вредными и опасными условиями труда на конкретном рабочем месте (п.7 ст.19 ТК).

Кроме того, работники кадровых служб при оформлении документов по приему гражданина на работу должны определить необходимость прохождения им предварительного медицинского осмотра и получить заключение медицинского учреждения о пригодности будущего работника к выполнению соответствующей работы.

Данное требование закреплено п.10 ст.226, ст.228 ТК, Законом № 356-З и конкретизировано постановлением Минздрава РБ от 08.08.2000 № 33 «О Порядке проведения обязательных медицинских осмотров работников» (далее - Порядок № 33).

Порядком № 33 предусмотрены предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу для определения соответствия (пригодности) работников поручаемой им работе, а также для обеспечения безопасности труда и предотвращения распространения инфекционных и паразитарных заболеваний.

Предварительные медицинские осмотры проводятся только по направлению нанимателя с указанием производств, профессий и профессиональных вредностей согласно перечням, приведенным в приложениях 1-3 к Порядку № 33.

Наниматель не вправе устанавливать медицинские осмотры, не предусмотренные законодательством.

Медицинские осмотры, определенные Порядком № 33, следует отличать от массовых профилактических осмотров, которые проводятся лечебно-профилактическими учреждениями в порядке диспансеризации и охватывают либо всех работающих у данного нанимателя, либо работников определенной профессии (вида работ, услуг), либо только женщин или лиц моложе 18 лет.

При оформлении граждан на работу необходимо учитывать особенности, связанные с охраной труда для отдельных социальных групп населения (женщин, лиц моложе 18 лет, инвалидов), которые закреплены ст.262-264, 272-276, 283 и 287 ТК.

Охрана труда женщин. Запрещается применение труда женщин на тяжелых работах и на работах с вредными условиями труда, а также на подземных работах, кроме некоторых подземных работ (нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию). Список тяжелых работ и работ с вредными условиями труда, на которых запрещается применение труда женщин, утвержден постановлением Совета Министров РБ от 26.05.2000 № 765. В данном нормативном правовом акте по отраслям и видам деятельности указаны профессии, должности и виды работ, на которых запрещается применение труда женщин.

Также недопустимо применение труда женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением тяжестей вручную, превышающих предельные нормы, установленные для них постановлением Минтруда РБ от 08.12.1997 № 111 «О нормах подъема и перемещения тяжестей женщинами вручную».

Запрещено привлечение к работам в ночное время, к сверхурочным работам, работам в государственные праздники и праздничные дни и направление в служебные командировки беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет.

Охрана труда лиц моложе 18 лет. Запрещается применение труда лиц моложе 18 лет на тяжелых работах и на работах с вредными и опасными условиями труда, на подземных и горных работах. Список работ, на которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет, утвержден постановлением Минтруда РБ от 02.02.1995 № 13.

При применении труда лиц моложе 18 лет запрещается подъем и перемещение вручную тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы, установленные постановлением Минтруда РБ от 18.12.1997 № 116.

Не допускается заключение трудового договора с лицами моложе 16 лет. С письменного согласия одного из родителей (усыновителей, попечителей) трудовой договор может быть заключен с лицами, достигшими 14 лет, для выполнения легкой работы. Перечень легких видов работ, которые могут выполнять лица в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, утвержден постановлением Минздрава РБ от 29.04.2000 № 9.

При выполнении сельскохозяйственных работ несовершеннолетними учащимися следует руководствоваться соответствующими Правилами по охране труда, утвержденными постановлением Минсельхозпрода РБ, Минтруда РБ, Минздрава РБ и Минобразования РБ от 03.11.2000 № 21/141/49/48.

Граждане указанной категории принимаются на работу только после предварительного медицинского осмотра и в дальнейшем до достижения 18 лет ежегодно проходят медосмотр. С предварительным и ежегодным медицинскими осмотрами лиц моложе 18 лет законодательство связывает определенные юридические последствия: при отрицательном результате предварительного медицинского осмотра несовершеннолетнему могут отказать в приеме на работу или в профессиональном обучении на производстве.

Также несовершеннолетних запрещается привлекать к ночным и сверхурочным работам, работам в государственные праздники и праздничные дни, в выходные дни.

Охрана труда инвалидов. Право инвалидов на труд законодательно предоставлено ст.283 ТК. Отказ инвалидам в заключении трудового договора либо в продвижении по работе, увольнение по инициативе нанимателя, перевод на другую работу возможен только в случаях, когда по медицинскому заключению состояние здоровья инвалида препятствует исполнению им трудовых обязанностей либо угрожает его здоровью и безопасности труда.

Привлечение инвалидов к сверхурочной работе, работе в ночное время, в государственные праздники, праздничные и выходные дни допускается с их согласия и если такая работа не запрещена медицинским заключением.

К числу обязанностей нанимателя при приеме гражданина на работу относятся: ознакомление работника под роспись с условиями труда (п.2 ст.54 ТК) и информирование его о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся средствах индивидуальной защиты, компенсациях по условиям труда (п.11 ст.226 ТК). Это означает, что при приеме на работу гражданин должен быть ознакомлен не только с условиями социально-экономического характера, закрепленными в локальных нормативных правовых актах (коллективный договор (соглашение), правила внутреннего трудового распорядка), но и проинформирован о состоянии травматизма и заболеваемости на конкретном участке предстоящей работы, наличии вредных и опасных производственных факторов на рабочем месте, полагающихся ему компенсациях за работу в этих условиях. Принимаемый на работу гражданин получает данную информацию при прохождении инструктажа: вводного и первичного на рабочем месте.

Обязанность нанимателя по проведению вводного инструктажа по охране труда закреплена п.4 ст.54 ТК. Порядок проведения вводного и других инструктажей по охране труда содержится в Инструкции о порядке подготовки (обучения), переподготовки, стажировки, инструктажа, повышения квалификации и проверки знаний, работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 28.11.2008 № 175 (далее - Инструкция № 175).

Для организации работы и осуществления контроля по охране труда наниматели согласно ст.227 ТК вводят должность специалиста по охране труда или создают службу охраны труда из числа лиц, имеющих необходимую подготовку.

При отсутствии службы или специалиста по охране труда соответствующие обязанности исполняются лицами, имеющими соответствующую подготовку (прошедшими обучение и проверку знаний по охране труда), либо одним из руководителей. В этих целях наниматель приказом определяет ответственных лиц за: организацию работы по охране труда; проведение вводного инструктажа; безопасную эксплуатацию электрохозяйства; пожарную безопасность; эксплуатацию машин и оборудования повышенной опасности (лифты, краны, сосуды под давлением, автомобили, тракторы), зданий и сооружений и т.д.

В случае невозможности исполнения обязанностей по охране труда вышеназванными лицами наниматель вправе привлекать для проведения консультаций и выдачи рекомендаций по безопасной организации труда соответствующих специалистов сторонних организаций. При заключении договора с таким специалистом необходимо проверить наличие у него необходимых документов (удостоверений, группы допуска по электробезопасности и т.п.).

Направление 2. Роль работников кадровой службы в области охраны труда при исполнении работниками трудовых обязанностей

После заключения трудового договора работникам кадровых служб от имени нанимателя необходимо:

1) обеспечить проведение вводного инструктажа, а затем инструктажа на рабочем месте.

Указанная обязанность регламентируется приказом нанимателя. При незначительной численности работающих (до 30 человек) вводный инструктаж проводит специалист по работе с кадрами или лицо, выполняющие эти функции. Порядок проведения инструктажей регулируется Инструкцией № 175;

2) обеспечить проведение обязательных периодических медицинских осмотров в соответствии с перечнем контингентов, подлежащих предварительным и периодическим осмотрам для предотвращения инфекционных и паразитарных заболеваний, являющимся приложением 3 к Порядку № 33 (далее - Перечень контингентов).

Целями проведения периодического медицинского осмотра являются:

- выявление лиц с профессиональными заболеваниями или с подозрением на профессиональное заболевание;

- распознавание общих (непрофессиональных) заболеваний, при которых дальнейшая работа в контакте с профессиональной вредностью может ухудшить их течение;

- назначение индивидуальных лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий лицам с выявленными заболеваниями или с подозрениями на профессиональное заболевание;

- оценка условий труда и разработка санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на ликвидацию причин, вызывающих определенные заболевания на производстве.

На основании Перечня контингентов специалист кадровой службы составляет на очередной год список лиц, подлежащих периодическому медицинскому осмотру в организации (структурном подразделении) по установленной форме (согласно приложению 6 к Порядку № 33). Данный список согласовывается с территориальным центром гигиены и эпидемиологии, подписывается нанимателем и за 15-20 дней до начала осмотра представляется в лечебно-профилактическое учреждение (поликлинику, больницу).

Очередность и порядок осмотра оформляются приказом с указанием лиц, ответственных за явку работников на осмотр.

Оплата за проведение медицинских осмотров на основании Порядка № 33 производится за счет средств нанимателя согласно действующим прейскурантам цен на эти услуги.

Порядок и сроки оплаты проведения медицинских обследований определяются договором, заключенным между нанимателем и лечебно-профилактическим учреждением;

3) регулярно проводить подготовку (обучение), переподготовку, стажировку, инструктаж, повышение квалификации и проверку знаний работников по охране труда в соответствии с п.9 ст.226 ТК.

В этих целях наниматель приказом создает комиссию (несколько комиссий при большой численности работающих или с учетом территориального расположения структурных подразделений). Комиссии могут быть различными, как для проверки знаний руководителей и специалистов, так и рабочих. Со специалистами службы охраны труда разрабатываются программы обучения, планы (графики) работы комиссий, экзаменационные билеты, положение о комиссиях (всех уровней управления, если имеются вышестоящие органы управления), список профессий и должностей, подлежащих проверке знаний.

Периодичность проверки знаний по вопросам охраны труда следующая:

- для руководителей и специалистов - не реже 1 раза в 3 года (п.39 Инструкции № 175);

- для рабочих на работах с обычными условиями труда - не реже 1 раза в год (п.27 Инструкции № 175).

На работах, связанных с обслуживанием механизмов, оборудования или в производствах с вредными или опасными условиями труда, на подземных и горных работах периодичность проверки знаний по охране труда устанавливается отраслевыми нормативными правовыми актами по охране труда;

4) в случаях, предусмотренных законодательством и локальными нормативными актами, своевременно предоставлять гарантии и компенсации за работу с вредными условиями труда согласно п.7 ст.55 ТК, Закону № 356-З и Закону РБ от 17.04.1992 № 1596-XII «О пенсионном обеспечении» (далее - Закон № 1596-XII).

В целях предотвращения физической усталости и заболеваемости работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, существует целая система компенсационных мер, которые конкретизированы в подзаконных нормативных актах:

- установление доплат за работу с вредными условиями труда, предоставление дополнительного отпуска и сокращенной продолжительности рабочего времени, бесплатная выдача молока и других равноценных пищевых продуктов (ст.225 ТК);

- выдача работникам смывающих и обезвреживающих средств (п.5 ст.226 и ст.230 ТК);

- право на пенсию по возрасту в связи с особыми условиями труда, закрепленное в ст.12-14 Закона № 1596-XII.

Решение по вопросам установления права на пенсию по возрасту в связи с особыми условиями труда принимается на основе Списка производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, и Списка производств, работ, профессий, должностей и показателей на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, утвержденными постановлением Совета Министров РБ от 25.05.2005 № 536, а также с учетом результатов аттестации рабочих мест;

5) осуществлять согласно п.13 ст.226 ТК возмещение вреда, причинного жизни и здоровью работников, в т.ч. выплату единовременного пособия работнику, утратившему трудоспособность;

6) владеть информацией о состоянии условий труда, производственного травматизма и профессиональных заболеваний и в рамках своей компетенции участвовать в выработке мер по устранению имеющихся недоработок и упущений в организации труда и его охраны.

Расследование и учет несчастных случаев и профессиональных заболеваний, аварий, разработка и реализация мер по их профилактике (п.12 ст.226 и ст.229 ТК) на производстве не являются функциональными обязанностями работников кадровых служб, но в разработке и реализации мер по предотвращению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний такие работники должны принимать непосредственное участие.

Направление 3. Роль работников кадровой службы в области охраны при прекращении (расторжении) трудового договора и отстранении от работы

Прекращение трудового договора возможно по следующим основаниям (случаям):

- отказ от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда (п.5 ст.35 ТК);

- несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья, препятствующего продолжению данной работы (п.2 ст.42 ТК);

- неявка на работу в течение более 4 месяцев подряд вследствие временной нетрудоспособности (не считая отпуска по беременности и родам), если законодательством не установлен более длительный срок сохранения места работы (должности) при определенном заболевании (п.6 ст.42 ТК);

- однократное грубое нарушение правил охраны труда, повлекшее увечье или смерть других работников (п.9 ст.42 ТК).

Отстранение от работы при невыполнении отдельных требований по охране труда возможно в отношении следующих категорий работников (ст.49 ТК):

- не прошедших проверку знаний по охране труда (п.2);

- не использующих требуемые средства индивидуальной защиты, обеспечивающие безопасность труда (п.3);

- не прошедших медицинский осмотр в случаях и порядке, предусмотренных законодательством (п.4).

За период отстранения от работы заработная плата не начисляется.

Законодательная норма «отстранение от работы» по вопросам охраны труда введена впервые, поэтому на практике эта норма пока применяется редко.

Отстранение от работы - временное недопущение работника (ученика) к исполнению своих служебно-трудовых (учебно-трудовых) обязанностей по одной или нескольким должностям, профессиям, специальностям, которое производится уполномоченным должностным лицом, в случаях, указанных в законодательстве, и сопровождается приостановлением начисления заработной платы работнику (ученику).

Отстранение работника от работы на основании пп.2-4 ст.49 ТК может быть применено по требованию уполномоченных государственных органов в случаях, предусмотренных законодательством.

Государственные инспекторы труда имеют право путем выдачи предписания требовать от нанимателя отстранения от работы лиц, систематически нарушающих требования нормативных правовых актов по охране труда.

В заключение перечислим специально уполномоченные органы надзора и контроля в области охраны труда. К таковым относятся:

- Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты РБ (постановление Совета Министров РБ от 29.07.2006 № 959 «Вопросы Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь»);

- органы государственной экспертизы условий труда Республики Беларусь (Положение об органах государственной экспертизы условий труда Республики Беларусь, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 29.05.2002 № 694);

- Департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям РБ (Указ Президента РБ от 29.12.2006 № 756 «О некоторых вопросах Министерства по чрезвычайным ситуациям»);

- государственный энергетический надзор Республики Беларусь (Положение о государственном энергетическом надзоре в Республике Беларусь, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 10.01.1998 № 26);

- государственный санитарный надзор Республики Беларусь (Положение об осуществлении государственного санитарного надзора в Республике Беларусь, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 17.11.2006 № 1546);

- профсоюзы (Порядок осуществления профсоюзами общественного контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде и об охране труда, утвержденный постановлением Совета Министров РБ от 23.10.2000 № 1630).

Контроль со стороны нанимателя осуществляется в соответствии с Типовой инструкцией о проведении контроля за соблюдением законодательства об охране труда в организации, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 26.12.2003 № 159.

   

30.06.2010 г.

   

Ольга Секач, инженер

 

От редакции: С 8 июля 2010 г. постановление Совета Министров РБ от 23.10.2000 № 1630 «Об утверждении Порядка осуществления профсоюзами общественного контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде и об охране труда» на основании постановления Совета Министров РБ от 29.06.2010 № 981 утратило силу.

С 9 ноября 2010 г. постановления Минтруда РБ от 08.12.1997 № 111 «О нормах подъема и перемещения тяжестей женщинами вручную» и от 18.12.1997 № 116 «О нормах подъема и перемещения тяжестей вручную подростками от 14 до 18 лет» на основании постановления Минтруда   и соцзащиты РБ от 15.10.2010 №  143 утратили силу.

С 17 ноября 2010 г. постановление Минздрава РБ от 29.04.2000 № 9 «Об утверждении перечня легких видов работ, которые могут выполнять лица в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет» на основании постановления Минздрава РБ от 02.11.2010 № 139 утратило силу.

С 1 января 2011 г. действие части второй ст.8 Закона РБ от 17.04.1992 № 1596-XII «О пенсионном обеспечении» на основании Закона РБ от 15.10.2010 № 173-З приостановлено до 1 января 2012 г.

С 15 февраля 2011 г. постановление Минздрава РБ от 08.08.2000 № 33 «О Порядке проведения обязательных медицинских осмотров работников» на основании постановления Минздрава РБ от 28.04.2010 № 47 утратило силу.

С 29 марта 2011 г. в Положение об осуществлении государственного санитарного надзора в Республике Беларусь, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 17.11.2006 № 1546, на основании постановления Совета Министров РБ от 22.03.2011 № 354 внесены изменения.

В постановление Минтруда РБ от 30.12.1999 № 159 «Об утверждении квалификационных справочников «Должности служащих, общие для всех отраслей экономики», «Должности служащих, занятых в машиностроении и металлообработке», «Должности служащих, занятых финансами, кредитом и страхованием» и «Должности служащих, занятых геодезией и картографией» на основании постановлений Минтруда и соцзащиты РБ от 23.03.2011 № 18 (с 1 апреля 2011 г.) и от 26.05.2011 № 33 (с 1 июня 2011 г.) внесены изменения и дополнения.

С 12 июля 2011 г. в ст.323 Трудового кодекса РБ от 26.07.1999 № 296-З на основании Закона РБ от 30.12.2010 № 225-З внесены изменения.

С 1 сентября 2011 г. в постановление Минтруда и соцзащиты РБ от 28.11.2008 № 175 «Об утверждении Инструкции о порядке подготовки (обучения), переподготовки, стажировки, инструктажа, повышения квалификации и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда» на основании постановления Минтруда и соцзащиты РБ от 27.06.2011 № 50 внесены изменения и дополнения.

С 12 октября 2011 г. в Указ Президента РБ от 29.12.2006 № 756 «О некоторых вопросах Министерства по чрезвычайным ситуациям» на основании Указа Президента РБ от 30.09.2011 № 439 внесены дополнения и изменения.