


Материал помещен в архив
ОХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БЕЗ НЕОБХОДИМОСТИ ПОЛУЧЕНИЯ ЛИЦЕНЗИИ
Случаи осуществления охранной деятельности без необходимости получения лицензии
На осуществление охранной деятельности требуется специальное разрешение (лицензия), выдаваемое Министерством внутренних дел РБ (п.31 Перечня видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии), и уполномоченных на их выдачу государственных органов и государственных организаций (приложение 1 к Положению о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденному Указом Президента РБ от 01.09.2010 № 450; далее - Положение о лицензировании)).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 марта 2016 г. следует руководствоваться п.31 Перечня № 450 в редакции Указа Президента РБ от 26.11.2015 № 475. |
![]() |
Справочно Охранная деятельность - деятельность государственных органов и иных организаций по охране физических лиц, охране объектов юридических и физических лиц от противоправных посягательств, в т.ч. от незаконных проникновений на них, а также проектирование, монтаж, наладка и техническое обслуживание средств и систем охраны (ст.1 Закона РБ от 08.11.2006 № 175-З «Об охранной деятельности в Республике Беларусь» (далее - Закон № 175-З)). |
Организации в сфере охранной деятельности вправе осуществлять:
• охрану своих работников;
• охрану принадлежащих этим организациям объектов;
• проектирование;
• монтаж;
• наладку и техническое обслуживание средств и систем охраны на основании специальных разрешений (лицензий) на охранную деятельность, если иное не предусмотрено ст.9 Закона № 175-З и иными законодательными актами (ст.9 Закона № 175-З).
Не требуется получения лицензии для осуществления охраны юридическим лицом принадлежащих ему объектов (имущества) при условии реализации в рамках такой деятельности работниками охраны этого юридического лица исключительно прав и обязанностей, предусмотренных в абзацах 5 и 6 части первой ст.15, абзацах 2, 4, 6, 8 и 9 ст.16 Закона № 175-З, а также соблюдения ограничений и требований, установленных в абзацах 2-10 ст.10 и части первой ст.24 Закона № 175-З (п.380 Положения о лицензировании).
Таким образом, законодательство предусматривает возможность осуществления отдельных видов охранной деятельности без наличия лицензии. Для этого необходимо, в частности:
1) наличие принадлежащего нанимателю имущества (объектов);
2) реализация в рамках охраны имущества нанимателя работниками охраны этого нанимателя исключительно следующих прав и обязанностей:
- проверка состояния установленных на охраняемых объектах инженерно-технических средств защиты, средств и систем охраны;
- при выявлении нарушений, создающих на охраняемых объектах условия, способствующие хищению имущества, а также угрозу безопасности людей, принятие мер по ликвидации указанных нарушений;
- обеспечение защиты охраняемых объектов и физических лиц от противоправных посягательств;
- принятие в пределах своих полномочий мер по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений и иных правонарушений на охраняемых объектах;
- немедленное информирование органа внутренних дел и руководителей охраняемых объектов о задержании нарушителей, об обнаружении на охраняемых объектах хищений и иных правонарушений, принятие мер по сохранению следов правонарушений, недопущению на место происшествия посторонних лиц, обеспечение охраны места происшествия до прибытия сотрудников органов внутренних дел;
- незамедлительное информирование органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь о возникновении на охраняемых объектах чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера;
- обеспечение беспрепятственного доступа на охраняемые объекты должностных лиц государственных органов и иных организаций в случаях, предусмотренных законодательными актами.
![]() |
Обратите внимание! Квалификационные справочники не устанавливают обязательного перечня должностных или функциональных обязанностей работников. Это примерный перечень. Конкретные права и обязанности закрепляются в трудовом договоре и (или) должностной инструкции. |
Трудовая функция работника определяется по определенной должности (должностям) или профессии (профессиям) в соответствии с функциональными обязанностями, должностной инструкцией (ст.19 Трудового кодекса РБ). В разделе «Должностные обязанности» квалификационных справочников устанавливаются основные, наиболее характерные для конкретной должности трудовые функции, которые могут быть поручены полностью или частично служащему, занимающему данную должность (п.9 Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты РБ от 02.01.2012 № 1).
Аналогичная норма закреплена в отношении определения трудовой функции рабочих (п.8 Общих положений Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, утвержденного постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 30.03.2004 № 34 (далее - ЕТКС)). В разделе «Характеристика работ» содержится описание основных, наиболее часто встречающихся работ, а конкретное содержание, объем и порядок выполнения работ на каждом рабочем месте устанавливаются в организациях технологическими картами, рабочими инструкциями и другими документами.
Следовательно, если должностные или функциональные обязанности работника службы охраны организации содержат в части охранной деятельности исключительно права и обязанности, предусмотренные в абзацах 5 и 6 части первой ст.15, абзацах 2, 4, 6, 8 и 9 ст.16 Закона № 175-З, а также соблюдения ограничений и требований, установленных в абзацах 2-10 ст.10 и части первой ст.24 Закона № 175-З, то лицензия на охранную деятельность не требуется.
Работники охраны юридического лица при отсутствии лицензии не имеют следующих прав и обязанностей:
• требовать от работников охраняемых объектов и иных лиц соблюдения пропускного и внутриобъектового режимов;
• проверять на охраняемых объектах у лиц документы, удостоверяющие их личность, а также документы, дающие право на вход (выход) лиц, въезд (выезд) транспортных средств, внос (вынос), ввоз (вывоз) имущества на охраняемые объекты (с охраняемых объектов);
• производить задержание и доставление в служебное помещение, в органы внутренних дел лиц, совершивших противоправные посягательства в отношении охраняемого объекта, физических лиц;
• в пределах охраняемой территории применять специальные средства и физическую силу;
• беспрепятственно входить в помещения охраняемых объектов и осматривать их при преследовании нарушителей, а также для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления и иных правонарушений на охраняемом объекте;
• использовать находящиеся на территории охраняемых объектов транспортные средства для преследования в пределах данных объектов лиц, совершивших преступление или иные правонарушения на охраняемых объектах;
• производить досмотр транспортных средств при въезде на охраняемые объекты и выезде с охраняемых объектов;
• производить личный досмотр нарушителей, а также лиц, входящих на охраняемый объект и выходящих с охраняемого объекта, досмотр их вещей и документов, в т.ч. с применением технических средств и служебных животных, а также изъятие вещей и документов, являющихся орудием или непосредственным объектом правонарушения.
Такие работники также не могут:
• осуществлять оперативно-розыскные мероприятия, предусмотренные Законом РБ от 09.07.1999 № 289-З «Об оперативно-розыскной деятельности».
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 25 января 2016 г. следует руководствоваться Законом РБ от 15.07.2015 № 307-З «Об оперативно-розыскной деятельности»; |
• выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов, воинских формирований и военизированных организаций;
• устанавливать и носить форму одежды, не соответствующую требованиям Закона № 175-З;
• носить и хранить оружие, за исключением случаев, предусмотренных Законом № 175-З и иными законодательными актами;
• разглашать без согласия гражданина сведения, которые затрагивают частную жизнь, личную и семейную тайну, ставшие известными в процессе осуществления охранной деятельности, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами;
• совершать деяния (действия, бездействие), ставящие под угрозу жизнь и (или) здоровье граждан, их права, свободы, честь и достоинство, имущество юридических и физических лиц, за исключением случаев, предусмотренных Законом № 175-З и иными законодательными актами;
• осуществлять охрану физических лиц, не являющихся работниками этих организаций, и не принадлежащих этим организациям объектов, за исключением случаев, предусмотренных Законом № 175-З и иными законодательными актами;
• осуществлять сопровождение товаров и транспортных средств, перемещаемых по территории Республики Беларусь под таможенным контролем, за исключением случаев, предусмотренных Законом №175-З и иными законодательными актами;
• обеспечивать охрану общественного порядка на договорной основе.
Профессии работников охраны
Общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 006-2009 «Профессии рабочих и должности служащих», утвержденный постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 22.10.2009 № 125, содержит несколько наименований профессий рабочих, обеспечивающих охрану объектов, с указанием квалификационных разрядов. К ним относятся, в частности, следующие профессии (таблица 1).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2018 г. вместо ОКРБ 006-2009 действует Общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 014-2017 «Занятия», утвержденный постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 24.07.2017 № 33. |
| |||
Профессии рабочих, обеспечивающих охрану объектов | |||
| |||
Профессия |
Код профессии |
Диапазон квалификационных разрядов |
Выпуск ЕТКС |
Проводник (вожатый) служебных собак |
17328 |
5 |
|
Проводник по сопровождению грузов и спецвагонов |
17336 |
3 |
|
Контролер на контрольно-пропускном пункте |
13005 |
4 |
1 |
Сторож |
18883 |
2-3 |
1 |
Вахтер |
11415 | ||
Стрелок |
18885 |
4-5 |
1 |
Швейцар |
19599 |
1 |
1 |
Особенности приема на работу работников охраны
К работникам охраны относятся работники, в обязанности которых входит непосредственное осуществление охраны объектов, физических лиц (ст.24 Закона № 175-З). Работниками охраны организаций, не обладающих правом создания военизированной охраны (далее - работники охраны), могут быть совершеннолетние граждане, по состоянию здоровья, а также профессиональным навыкам годные к выполнению обязанностей работников охраны.
Работниками охраны не могут быть граждане:
• имеющие заболевания или физические недостатки, препятствующие выполнению обязанностей работников охраны (по заключению врачебно-консультационной комиссии организации здравоохранения, выдаваемому в порядке, установленном законодательством);
• имеющие судимость;
• признанные в установленном порядке недееспособными либо ограниченно дееспособными;
• к которым предъявлено обвинение в совершении преступления (до разрешения вопроса об их виновности в установленном законом порядке);
• состоящие на учете в организациях здравоохранения в связи с психическим расстройством (заболеванием), синдромом зависимости от алкоголя (алкоголизмом), наркотических средств или психотропных веществ (наркоманией), токсикоманических средств (токсикоманией), а также состоящие на профилактическом учете в органах внутренних дел в связи с противоправным поведением;
• постоянно не проживающие в Республике Беларусь.
Работники охраны допускаются к выполнению обязанностей только после прохождения ими медицинского осмотра в порядке, установленном республиканским органом государственного управления в области здравоохранения по согласованию с республиканским органом государственного управления в сфере труда, и проверки на годность к действиям в условиях, связанных с применением специальных средств и физической силы.
Перечень заболеваний и физических недостатков, препятствующих выполнению обязанностей работников охраны организаций, не обладающих правом создания военизированной охраны, утвержден постановлением Совета Министров РБ от 15.05.2007 № 601.
Сторож - работник охраны
Характеристика работ сторожа (вахтера) содержится в § 372 выпуска 1 ЕТКС «Профессии общие для всех отраслей экономики», утвержденного постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 30.03.2004 № 33. Исходя из ее содержания функциональные обязанности сторожа на основании части второй ст.24 Закона № 175-З можно отнести к обязанностям работника охраны, так как в них входит непосредственно охрана объектов. Для осуществления охранной деятельности без необходимости получения соответствующей лицензии рабочая инструкция сторожу не должна содержать лицензируемые виды охранной деятельности. Такая инструкция может быть изложена, например, следующим образом.
Пример рабочей инструкции сторожу
Общество с ограниченной ответственностью «Версаль» ООО «Версаль»
РАБОЧАЯ ИНСТРУКЦИЯ г.Минск № 5 |
УТВЕРЖДАЮ Директор ООО «Версаль» Подпись И.Г.Миронов 02.12.2013 |
сторожу
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Сторож относится к категории рабочих, принимается на работу и увольняется с работы приказом директора ООО «Версаль».
1.2. Сторожем может быть совершеннолетний гражданин, по состоянию здоровья, а также профессиональным навыкам годный к выполнению обязанностей работников охраны организаций, не обладающих правом создания военизированной охраны, прошедший обязательный медицинский осмотр, инструктаж по охране труда.
1.3. Сторож подчиняется директору ООО «Версаль».
1.4. В своей деятельности сторож руководствуется:
документами, касающимися соответствующих вопросов (охранной деятельности);
уставом, правилами внутреннего трудового распорядка и иными локальными нормативными правовыми актами ООО «Версаль»;
приказами и распоряжениями директора ООО «Версаль»;
техническими нормативными правовыми актами, другими руководящими материалами, регламентирующими выполнение работ, порученных сторожу;
инструкцией по охране труда для сторожа, утвержденной руководителем организации;
настоящей рабочей инструкцией.
1.5. Сторож должен знать:
положения и инструкции о пропускном режиме;
образцы подписей лиц, имеющих право подписывать пропуска на вынос и вывоз материальных ценностей или посещение организации (учреждения);
образцы постоянных и разовых пропусков;
правила и инструкции по охране объектов;
границы и особенности охраняемого объекта;
номера телефонов представителей администрации охраняемого объекта и дежурного по отделению милиции;
правила охраны труда.
1.6. Сторож также должен знать:
другие документы, регламентирующие выполнение его работы;
организацию труда на своем рабочем месте;
правила технической эксплуатации и ухода за оборудованием, приспособлениями и инструментом, при помощи которых он работает или которые обслуживает;
способы выявления и устранения в необходимых случаях возникающих неполадок текущего характера при производстве работ;
способы текущего, профилактического и капитального ремонта оборудования при участии рабочего в таких ремонтах;
нормы расхода горючего, энергии, сырья и материалов на выполняемые им работы, методы рационального использования материальных ресурсов;
требования, предъявляемые к качеству выполняемых работ, в т.ч. и по смежным операциям или процессам;
виды брака, причины, его порождающие, способы его предупреждения и устранения;
правила внутреннего трудового распорядка в организации;
правила и инструкции по охране труда, безопасные методы и приемы работы;
правила охраны окружающей среды при выполнении работ;
правила, способы, приемы и средства предупреждения и тушения пожаров, предупреждения и устранения последствий аварий, иных происшествий на своем рабочем месте;
правила и способы оказания доврачебной помощи пострадавшим;
основы законодательства о труде, договорного регулирования трудовых отношений, в т.ч. в области оплаты и нормирования труда, содержание коллективного договора и процедуру ведения переговоров по его заключению;
формы и системы оплаты труда, установленные в организации, их особенности, порядок установления и пересмотра тарифных ставок, норм и расценок;
порядок и особенности тарификации и перетарификации работ и рабочих;
основные положения и формы подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих на производстве.
1.7. Сторож обязан выполнять работы, связанные с приемкой и сдачей смены, своевременной подготовкой к работе оборудования и рабочего места, инструмента, приспособлений, а также с содержанием их в надлежащем состоянии, уборкой своего рабочего места, ведением установленной документации.
1.8. Сторож периодически проходит медицинский осмотр, проверку знаний по охране труда и технике безопасности, правил оказания первой помощи пострадавшим.
ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТ
2. Сторожу поручается:
2.1. Проверка целостности охраняемого объекта (замков и других запорных устройств; наличия пломб, противопожарного инвентаря, исправности сигнализации, телефонов, освещения) совместно с представителем администрации или сменяемым сторожем.
2.2. При выявлении неисправностей (взломанные двери, окна, замки, отсутствие пломб и печатей и др.), не позволяющих принять объект под охрану, немедленное информирование об этом лица, которому он подчинен, представителя администрации и органа внутренних дел, а также принятие мер по недопущению на место происшествия посторонних лиц, обеспечение охраны места происшествия до прибытия сотрудников органа внутренних дел.
2.3. Охрана следов преступления до прибытия представителей милиции.
2.4. При возникновении пожара на объекте - подъем тревоги, принятие мер по ликвидации пожара, а также незамедлительное информирование об этом органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.
2.5. Обеспечение беспрепятственного доступа на охраняемые объекты должностных лиц государственных органов и иных организаций в случаях, предусмотренных законодательными актами.
2.6. Открывание и закрывание ворот.
2.7. Прием и сдача дежурства с соответствующей записью в журнале.
2.8. Уборка своего рабочего места, содержание оборудования и рабочего места, инструмента, приспособлений в надлежащем состоянии.
2.9. Ведение установленной документации.
ПРАВА
3. Сторож имеет право:
3.1. Требовать прохождения периодических инструктажей по охране труда.
3.2. Иметь необходимые для работы инструкции, инструмент, индивидуальные средства защиты и требовать от администрации обеспечения ими.
3.3. Знакомиться с правилами внутреннего трудового распорядка и коллективным договором.
3.4. Вносить предложения по совершенствованию технологии работы.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
4. Сторож несет ответственность:
4.1. За неисполнение (ненадлежащее исполнение) своей работы - дисциплинарную в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Республики Беларусь.
4.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения - административную, уголовную, гражданскую в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Республики Беларусь.
4.3. За причинение материального ущерба - материальную в пределах, определенных действующим трудовым, уголовным и гражданским законодательством Республики Беларусь.
С рабочей инструкцией ознакомлен |
Подпись |
Е.А.Ягужинский 02.12.2013 |
11.01.2014
Владимир Самосейко, юрист