Пособие от 26.07.2012
Автор: Наумчик М.

Охранная деятельность: всегда ли нужно получать лицензию?


 

Материал помещен в архив

 

ОХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ВСЕГДА ЛИ НУЖНО ПОЛУЧАТЬ ЛИЦЕНЗИЮ?

Одним из эффективных способов уберечь как свою, так и переданную под ответственность собственность, обезопасить бизнес является разделение груза полномочий ответственных лиц с работниками, для которых охрана имущества субъектов хозяйствования и спокойствия его коллектива является профессией.

Механизм привлечения наемных работников (сторожей, вахтеров, контроллеров контрольно-пропускных пунктов) не так прост, как кажется на первый взгляд. Острые дискуссии в этой сфере, к сожалению, не завершены - не даны ответы на следующие вопросы:

• влечет ли наличие в штате организации вышеописанных должностей необходимость получения лицензии на охранную деятельность?

• что первично: прием на работу сторожей, вахтеров, контроллеров контрольно-пропускных пунктов или получение лицензии?

Охранную деятельность регулирует сплетение дефиниций норм не только трудового законодательства, но и хозяйственного. С одной стороны, обязанности по охране имущества организации описаны в характеристиках работ некоторых должностей и профессий в Едином квалификационном справочнике должностей служащих и Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих. С другой - сама возможность осуществления таких функций связана порой с получением лицензии. Вот и выходит, что большинство руководителей организаций, в штате которых числятся сторожа, вахтеры, контроллеры контрольно-пропускных пунктов, говорят о том, что не считают нужным получать лицензию. Наниматели, обладающие большей «ответственностью», или, если так можно сказать, фантазией, желающие отложить решение вопроса о получении лицензии в долгий ящик, используют разнообразие содержания квалификационных справочников, включая в свои штатные расписания такие наименования профессий, как «администратор», «швейцар», «консьерж» и др., смещающие акцент с охранных функций работников к иным.

 

Пример

Озаботились данным вопросом теперь уже даже и ясли, детские сады, санаторные ясли-сады и тому подобные учреждения дошкольного образования. Так, в практике хозяйственного суда Гомельской обл. появились на рассмотрении протоколы об административных правонарушениях, составленные сотрудниками департамента охраны данной области в отношении детских садов. Из протоколов следовало, что детскими садами в нарушение законодательства о лицензировании осуществлялась охранная деятельность, подлежащая лицензированию, без получения соответствующей лицензии (разрешения). Данные деяния, по мнению должностных лиц органа, начавшего административный процесс, влекут административную ответственность, предусмотренную ст.23.57 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП).

 

Давайте разберемся в нормативных предписаниях в области лицензирования охранной деятельности.

Вступившим в силу 1 января 2011 г. Указом Президента РБ от 01.09.2010 № 450 (далее - Указ № 450) утверждены Положение о лицензировании отдельных видов деятельности (далее - Положение о лицензировании), а также перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии), и уполномоченных на их выдачу государственных органов и государственных организаций, форма специального разрешения (лицензии).

На осуществление охранной деятельности требуется специальное разрешение (лицензия), выдаваемое Министерством внутренних дел РБ (п.31 приложения 1 к Положению о лицензировании).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 марта 2016 г. следует руководствоваться п.31 приложения 1 к Положению о лицензировании в редакции Указа Президента РБ от 26.11.2015 № 475.

 

Статьей 1 Закона РБ от 08.11.2006 № 175-З «Об охранной деятельности в Республике Беларусь» (далее - Закон № 175-З) определено, что охранная деятельность - это деятельность государственных органов и иных организаций по:

• охране физических лиц;

• охране объектов юридических и физических лиц от противоправных посягательств, в т.ч. от незаконных проникновений на них;

• проектированию, монтажу, наладке и техническому обслуживанию средств и систем охраны.

Организации в сфере охранной деятельности вправе осуществлять охрану своих работников, охрану принадлежащих этим организациям объектов, проектирование, монтаж, наладку и техническое обслуживание средств и систем охраны на основании специальных разрешений (лицензий) на охранную деятельность (часть вторая ст.9 Закона № 175-З).

Не требуется получение специального разрешения (лицензии) для осуществления охраны юридическим лицом принадлежащих ему объектов (имущества) при соблюдении норм, установленных п.380 Положения о лицензировании. Перечислим эти нормы.

Реализация работниками охраны юридических лиц следующих прав и обязанностей:

1) проверка состояния установленных на охраняемых объектах инженерно-технических средств защиты, средств и систем охраны;

2) при выявлении нарушений, создающих на охраняемых объектах условия, способствующие хищению имущества, а также угрозу безопасности людей, принятие мер по ликвидации указанных нарушений;

3) обеспечение защиты охраняемых объектов и физических лиц от противоправных посягательств;

4) принятие в пределах своих полномочий мер по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений и иных правонарушений на охраняемых объектах;

5) немедленное информирование органов внутренних дел и руководителей охраняемых объектов о задержании нарушителей, об обнаружении на охраняемых объектах хищений и иных правонарушений, принятие мер по сохранению следов правонарушений, недопущение на место происшествия посторонних лиц, обеспечение охраны места происшествия до прибытия сотрудников органа внутренних дел;

6) незамедлительное информирование органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям о возникновении на охраняемых объектах чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера;

7) обеспечение беспрепятственного доступа на охраняемые объекты должностных лиц государственных органов и иных организаций в случаях, предусмотренных законодательными актами.

При реализации названных прав и обязанностей работники охраны не вправе:

• осуществлять оперативно-розыскные мероприятия, предусмотренные Законом РБ от 09.07.1999 № 289-З «Об оперативно-розыскной деятельности».

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 25 января 2016 г. следует руководствоваться Законом РБ от 15.07.2015 № 307-З «Об оперативно-розыскной деятельности»;

 

• выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов, воинских формирований и военизированных организаций;

• устанавливать и носить форму одежды, не соответствующую требованиям Закона № 175-З;

• носить и хранить оружие, за исключением случаев, предусмотренных Законом № 175-З и иными законодательными актами;

• разглашать без согласия гражданина сведения, которые затрагивают частную жизнь, личную и семейную тайну, ставшие известными в процессе осуществления охранной деятельности, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами;

• совершать деяния (действия, бездействие), ставящие под угрозу жизнь и (или) здоровье граждан, их права, свободы, честь и достоинство, имущество юридических и физических лиц, за исключением случаев, предусмотренных Законом № 175-З и иными законодательными актами;

• осуществлять охрану физических лиц, не являющихся работниками этих организаций, и не принадлежащих этим организациям объектов, за исключением случаев, предусмотренных Законом № 175-З и иными законодательными актами;

• осуществлять сопровождение товаров и транспортных средств, перемещаемых по территории Республики Беларусь под таможенным контролем, за исключением случаев, предусмотренных Законом № 175-З и иными законодательными актами;

• обеспечивать охрану общественного порядка на договорной основе;

• создавать военизированную охрану.

Таким образом, при соблюдении вышеизложенного перечня требований и ограничений субъект хозяйствования вправе осуществлять охрану своих объектов без лицензии. Если же охранные мероприятия выходят за установленные рамки, то получение лицензии является обязательным.

Как следствие, достаточно сложно согласиться с категоричными заявлениями о том, что как бы ни называлась профессия работника (сторож, вахтер, контролер контрольно-пропускного пункта), если в его обязанности входит охрана объектов, во всех случаях требуется получение лицензии.

Исключение, которое существует в отношении лицензирования охранной деятельности, ведет ко вполне логичному выводу - при грамотной всесторонней проработке должностной инструкции (функциональных обязанностей, характеристики работ) проблем возникнуть не должно, хотя вероятность, что кого-то наказали или еще привлекут к ответственности, не исключается. Так, возможно поступление в суды протоколов об административных правонарушениях, ответственность за совершение которых предусмотрена ст.23.57 КоАП, составленных за тот период времени, когда в законодательстве не содержалось оговорки, которая присутствует сейчас в п.380 Положения о лицензировании.

Ретроспективный анализ законодательства

До 1 января 2011 г. вопросы лицензирования охранной деятельности регулировало Положение о лицензировании деятельности по обеспечению безопасности юридических и физических лиц, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 20.10.2003 № 1360. В нем не было исключений, касающихся освобождения отдельных организаций, чьи работники выполняли функции охраны, от обязанности получать лицензии. Конституционный Суд РБ в 2006 г. (письмо от 09.02.2006 «О применении законодательства о лицензировании деятельности по обеспечению безопасности юридических лиц») разъяснял, что действующее законодательство не содержит критериев разграничения деятельности по охране юридическим лицом принадлежащих ему объектов (имущества) на лицензируемую и нелицензируемую. А в обзоре от 11.10.2005 «О лицензировании охранной деятельности» сделал вывод, что любая деятельность юридического лица по охране принадлежащих ему объектов (имущества) подлежит лицензированию. Наличие или отсутствие у юридического лица технических средств и систем охраны, оружия, специальных средств, самостоятельного структурного подразделения, осуществляющего охрану объектов, не имеет значения при решении вопроса об обязательном лицензировании деятельности по охране объектов (имущества). При этом охрана юридическим лицом принадлежащих ему объектов (имущества) должна осуществляться только штатными работниками данного юридического лица.

Действующее на тот момент законодательство никаких оговорок не содержало. Однако на сегодняшний день Указ № 450 говорит об обратном, что позволяет констатировать необоснованность апеллирования некоторых к положениям обозначенных выше документов Конституционного Суда РБ.

 

26.07.2012 г.

 

Максим Наумчик, главный специалист отдела судебной практики управления законодательства и судебной практики главного правового управления Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, член общественного объединения «Белорусский республиканский Союз юристов»