Пособие от 23.07.2015
Автор: Навойчик Ю.

Оплата работ по текущему ремонту: завышение объемов и (или) стоимости


СОДЕРЖАНИЕ

 

Оплата выполненных работ. Нормативное регулирование

Сметная документация на работы по текущему ремонту

Завышение стоимости строительства объектов. Административная ответственность

 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии ОПЛАТА РАБОТ ПО ТЕКУЩЕМУ РЕМОНТУ: ЗАВЫШЕНИЕ ОБЪЕМОВ И (ИЛИ) СТОИМОСТИ

Оплата выполненных работ. Нормативное регулирование

Государственные органы, организации, физические лица, осуществляющие архитектурную, градостроительную и строительную деятельность, обязаны соблюдать:

• требования законодательства, в том числе обязательные для соблюдения требования технических нормативных правовых актов, заключенных договоров, а также внедоговорные обязательства;

• требования градостроительной документации и проектной документации, утвержденных в установленном порядке (п.2 ст.2 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь», далее - Закон № 300-З).

Строительная деятельность на территории Республики Беларусь должна осуществляться с соблюдением требований Закона № 300-З, иных актов законодательства, в том числе обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов, градостроительной документации и проектной документации (п.2 ст.53 Закона № 300-З).

Подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с проектной документацией, устанавливающей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, в том числе со сметной документацией (сметой), определяющей цену работы.

При отсутствии иных указаний в договоре предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в проектной документации, в том числе сметной документации (проектно-сметной документации) (п.1 ст.698 Гражданского кодекса Республики Беларусь, далее - ГК).

Оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и порядке, которые установлены законодательством и договором строительного подряда. При отсутствии соответствующих указаний в законодательстве или договоре оплата работ производится в соответствии со ст.665 ГК (п.1 ст.701 ГК).

 

Обратите внимание!

Если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок либо с согласия заказчика - досрочно (п.1 ст.665 ГК).

Сметная документация на работы по текущему ремонту

При составлении сметной документации на работы по текущему ремонту зданий и сооружений сводный сметный расчет стоимости строительства не составляется (подп.7.4 п.7 Инструкции по определению сметной стоимости строительства и составлению сметной документации, утвержденной постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 03.12.2007 № 25, далее - Инструкция № 25).

В этом случае составляется смета на основании дефектного акта по форме согласно приложению 1 к Инструкции № 25, включающая затраты, перечень и порядок расчета которых предусмотрены главой 5 Инструкции № 25, за исключением затрат и работ, которые согласно законодательству, в том числе техническим нормативным правовым актам, не выполняются при текущем ремонте.

Завышение стоимости строительства объектов. Административная ответственность

Завышение стоимости строительства объектов, финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, составляют фактически принятые и (или) оплаченные работы и (или) услуги, стоимость которых превышает рассчитанную в соответствии с установленным законодательством порядком и не подтверждаемые документально соответствующими расчетами и обоснованиями (подп.1.1.1, 1.1.2 п.1 постановления Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 28.03.2012 № 12 «О некоторых вопросах стоимости строительства», далее - постановление № 12).

Завышение подрядчиком (субподрядчиком) объемов и (или) стоимости строительно-монтажных и других работ, затрат при строительстве (реконструкции, ремонте), выполненных и произведенных за счет средств бюджета, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, либо за счет средств государственных внебюджетных фондов, либо за счет отчислений на капитальный ремонт вспомогательных помещений, конструктивных элементов, инженерных систем жилого дома или с привлечением льготных кредитов, влечет наложение штрафа в размере от 10 до 40 базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо (за исключением бюджетных организаций) - в размере до 150 % от суммы завышения.

То же деяние, совершенное заказчиком, влечет наложение штрафа в размере от 10 до 40 базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо (за исключением бюджетных организаций) - в размере до 50 % от суммы завышения (части 1 и 2 ст.21.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).

 

Примеры (завышение стоимости строительства, выявленное контролирующими органами)

1. Выборочным контрольным обмером было установлено, что генподрядчиком в расчетные документы включены и предъявлены к оплате и оплачены заказчиком работы, не предусмотренные проектно-сметной документацией и фактически не выполненные: устройство подвесного потолка типа «Амстронг», укладка плинтуса из плитки «ГРЭС» на клею, устройство покрытий пола плиткой «ГРЭС» на клею по цементной стяжке.

В соответствии с подп.1.1.1 п.1 постановления № 12 в связи с нарушением проектно-сметной документации, требований п.2 ст.2, п.1 ст.51, п.2 ст.53 Закона № 300-З стоимость работ по устройству подвесного потолка типа «Амстронг», укладке плинтуса из плитки «ГРЭС» на клею, устройству покрытий пола плиткой «ГРЭС» согласно актам выполненных работ относится к завышению стоимости выполненных работ.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 2 июля 2016 г. глава 9 (ст.51 и 52) Закона № 300-З изложена в новой редакции Законом Республики Беларусь от 30.12.2015 № 334-З.

С 9 мая 2018 г. в акте выполненных работ слова «М.П.» исключены на основании постановления Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 18.04.2018 № 21.

 

2. Выборочной документальной проверкой актов сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ формы С-2 (далее - акт выполненных работ) и справок о стоимости выполненных работ и затрат формы С-3 и экономических расчетов к ним по текущему ремонту кровли здания было установлено, что подрядчиком в акты выполненных работ были необоснованно включены (в расчет стоимости машин и механизмов) стоимость работ кранов башенных (не использовались при строительстве объекта, так как краны башенные не числятся по бухгалтерскому учету основных средств предприятия, а также не были заключены договоры их аренды (или оказание услуг) с другими организациями); затраты на непредвиденные расходы и временные здания и сооружения; строительные материалы - мастика битумная кровельная горячая, растворы кладочные тяжелые цементные марки 100, мастика битумная в количестве 20 м3 (указанные материалы по данным бухгалтерского учета у подрядчика не числились и их списание на указанный объект не производилось, следовательно, работы по устройству выравнивающих стяжек, а также по огрунтовке оснований кровли подрядчиком не выполнялись).

В соответствии с подп.1.1.1, 1.1.2 п.1 постановления № 12, требованиями п.2 ст.53 Закона № 300-З, п.1 ст.698 ГК стоимость работ вследствие необоснованного включения в акты выполненных работ кранов башенных, затрат на непредвиденные расходы и временные здания и сооружения, стоимости строительных материалов, не числящихся в бухгалтерском учете и не списанных на объект согласно актам выполненных работ, относится к завышению стоимости выполненных работ.

 

3. Выборочной проверкой объемов, расценок, норм списания и стоимости материалов, а также экономических расчетов, актов выполненных работ, расчетов на содержание заказчика и технического надзора по объекту было установлено завышение стоимости материальных ресурсов и стоимости содержания заказчика и технического надзора, предъявленных бюджетной организации к оплате.

Так, в актах выполненных работ за май-июль 2014 г. по объекту бюджетной организации к оплате предъявлена стоимость материала «песок для строительных работ природный», однако фактически использовался и отражен в материальном отчете ответственного лица грунт песчаный.

В актах выполненных работ за июнь-июль 2014 г. бюджетной организации к оплате предъявлена стоимость материала «ткань стеклянная изоляционная марки И-200, толщиной 0,2 мм», однако фактически данный материал не использовался и не был отражен в материальном отчете ответственного лица.

Материалы были включены в расчет стоимости материалов, без подтверждения затрат необходимыми документами (ТТН, отчетом о расходе строительных материалов в сопоставлении с производственными нормами формы С-29).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 2 сентября 2016 г. постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.06.2016 № 58 установлена новая форма ТТН-1 товарно-транспортной накладной.

 

Отчет формы С-29 составляется подрядчиком в натуральном выражении по каждому объекту строительства на основании подписанных заказчиком (генеральным подрядчиком) актов приемки выполненных работ, сметных и (или) производственных норм расхода материалов (п.20 Инструкции о порядке бухгалтерского учета строительных материалов, утвержденной постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 24.01.2008 № 4).

В результате к оплате были предъявлены материалы, приобретение и стоимость которых не подтверждается данными бухгалтерского учета.

Также было установлено завышение стоимости содержания технического надзора и заказчика вследствие того, что расчет производился от стоимости строительно-монтажных работ, за исключением возврата временных зданий и сооружений и непредвиденных затрат в процентном отношении, а не от фактической суммы строительно-монтажных работ без непредвиденных затрат отдельно по каждому расчету стоимости в действующих ценах.

Фактическое несоответствие расчетов стоимости выполненных работ требованиям нормативных правовых актов по ценообразованию в строительстве, несоответствие объемов и стоимости выполненных на объекте видов (этапов) работ оплаченным (предъявленным к оплате), а также отсутствие по данным бухгалтерского учета оприходования и списания материальных ценностей, использованных для выполнения работ, несоблюдение нормативов расхода ресурсов являются завышением стоимости строительства (абзацы 11-14 подп.1.2 п.1 постановления № 12).

 

23.07.2015

 

Юрий Навойчик, юрист