


Материал помещен в архив
ОПЛАТА ТРУДА: ОСНОВЫ ТАРИФИКАЦИИ И РЕГУЛИРОВАНИЯ
В пособии собраны важнейшие документы, устанавливающие основы организации оплаты труда в Республике Беларусь, порядок применения различных систем оплаты труда, содержащие рекомендации по определению тарифных ставок (окладов) и совершенствованию используемых систем оплаты.
Единая тарифная сетка работников Республики Беларусь, ЕТКС и ЕКСД
* Единая тарифная сетка работников Республики Беларусь, утвержденная постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 23.03.2001 № 21 (далее - ЕТС; постановление № 21):
Разряды |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 | ||
Коэффициенты |
1,00 |
1,16 |
1,35 |
1,57 |
1,73 |
1,90 |
2,03 |
2,17 |
2,32 |
2,48 |
2,65 |
2,84 | ||
|
||||||||||||||
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
3,04 |
3,25 |
3,48 |
3,72 |
3,98 |
4,26 |
4,56 |
4,88 |
5,22 |
5,59 |
5,98 |
6,40 |
6,85 |
7,33 |
7,84 |
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2020 г. действует тарифная сетка, установленная в п.1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 28.02.2019 № 138. |
* Общие положения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, утвержденные постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.03.2004 № 34.
Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих обязателен для применения в организациях независимо от их организационно-правовых форм, в которых трудовые отношения основаны на трудовом договоре (контракте), и применяется в числе прочего для:
- тарификации труда;
- определения наименования профессии рабочего;
- присвоения рабочим разряда (часть вторая п.1).
Тарификация труда включает в себя тарификацию работ и тарификацию рабочих на основе ЕТКС (часть первая п.2).
Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих включает в себя выпуски с установленными им кодами, наименованиями согласно общегосударственному классификатору Республики Беларусь ОКРБ 006-2009 «Профессии рабочих и должности служащих», утвержденному постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22.10.2009 № 125 (далее - ОКПД) (п.4).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2018 г. вместо ОКПД действует Общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 014-2017 «Занятия», утвержденный постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 24.07.2017 № 33. |
В приложении к указанному выше постановлению № 34 приведен перечень выпусков и входящих в них разделов ЕТКС.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 16 августа 2018 г. приложение к постановлению № 34 исключено постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 15.06.2018 № 57. |
* Общие положения Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденные постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1.
Единый квалификационный справочник должностей служащих обязателен к применению в организациях независимо от их организационно-правовых форм, в которых трудовые отношения основаны на трудовом договоре (контракте), и применяется в числе прочего для определения наименований должностей служащих, установления дифференциации оплаты труда служащих, присвоения квалификационных категорий специалистам (часть вторая п.1).
Единый квалификационный справочник должностей служащих включает в себя выпуски с установленными им кодами, наименованиями согласно ОКПД и содержащимися в них квалификационными характеристиками должностей служащих, сгруппированными по видам экономической деятельности (часть первая п.3).
Правовое регулирование трудовых отношений нормативными актами Президента Республики Беларусь и Совета Министров Республики Беларусь
* Декрет Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины».
Контракт, заключенный с работником, должен предусматривать в числе прочего дополнительные меры стимулирования труда, в том числе:
- предоставление дополнительного поощрительного отпуска с сохранением заработной платы до 5 календарных дней;
- повышение тарифной ставки (не более чем на 50 %, если больший размер не предусмотрен законодательством) (подп.2.5 п.2).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 12 апреля 2020 г. п.2 Декрета № 29 исключен Декретом Президента Республики Беларусь от 09.04.2020 № 1. Комментарий см. здесь. |
* Указ Президента Республики Беларусь от 10.05.2011 № 181 «О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования в области оплаты труда».
Коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям предоставлено право самостоятельно принимать решения о применении ЕТС при определении условий оплаты труда работников.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2020 г. п.1 Указа № 181 исключен Указом Президента Республики Беларусь от 18.10.2019 № 386. |
Установлено, что коммерческие организации и индивидуальные предприниматели при введении новых условий оплаты труда работников, в том числе без применения ЕТС, обязаны обеспечить:
- недопущение снижения размеров заработной платы работников на момент их введения;
- установление гибких условий оплаты труда, направленных на усиление материальной заинтересованности работников в повышении производительности труда и максимально учитывающих сложность выполняемых работ, уровень квалификации, эффективность, качество и условия труда, а также вклад каждого работника в общие результаты деятельности, его предприимчивость, творческий подход;
- соблюдение для работников гарантий в области оплаты труда, предусмотренных законодательством о труде.
Также установлено, что тарифные ставки (оклады) работников коммерческих организаций повышаются нанимателями в зависимости от эффективности хозяйствования и в пределах имеющихся финансовых возможностей, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.
* Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.07.2014 № 744 «Об оплате труда работников».
Установлено, что в государственных организациях и организациях, в уставном фонде которых доля собственности государства составляет более 50 %, повышение заработной платы (действующих размеров тарифных ставок (окладов), стимулирующих и компенсирующих выплат) работников допускается только при условии соотношения роста производительности труда и заработной платы более 1,0 (абзац 2 части первой п.1).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 января 2020 г. в абзаце 2 части первой п.1 постановления № 744 слова «заработной платы (действующих размеров тарифных ставок (окладов), стимулирующих и компенсирующих выплат)» заменены словами «размеров оплаты труда» на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 28.01.2020 № 50. |
Собственникам имущества организаций негосударственной формы собственности, в том числе организаций, в уставном фонде которых доля собственности государства составляет менее 50 %, рекомендовано не допускать опережения роста номинальной начисленной среднемесячной заработной платы работников над ростом производительности труда (п.2).
Общеотраслевые рекомендации по оплате труда
* Рекомендации по определению тарифных ставок (окладов) работников коммерческих организаций и о порядке их повышения, утвержденные постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 11.07.2011 № 67 (далее - Рекомендации № 67).
Рекомендации № 67 разработаны в целях оказания методической помощи руководителям и специалистам коммерческих организаций при проведении ими работы по совершенствованию действующих и внедрению новых систем оплаты труда, в том числе без применения ЕТС, повышению тарифных ставок (окладов) работников во взаимосвязи с конечными результатами и эффективностью деятельности с учетом финансовых возможностей организации (п.1 Рекомендаций № 67).
Рекомендации носят межотраслевой характер и могут быть использованы коммерческими организациями независимо от формы собственности и видов экономической деятельности (п.2 Рекомендаций № 67).
* Рекомендации по применению гибких систем оплаты труда в коммерческих организациях, утвержденные постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21.10.2011 № 104 (далее - Рекомендации № 104).
На основе сдельной и повременной форм оплаты труда для работников могут применяться прямая сдельная, сдельно-премиальная, сдельно-прогрессивная, косвенно-сдельная, аккордная, простая повременная и повременно-премиальная системы оплаты труда.
Кроме названных подробно рассмотрены следующие разновидности гибких систем оплаты труда на основе:
- тарифной сетки, разработанной в организации (с условным примером расчета, приведенным в приложении 1 к Рекомендациям № 104);
- комиссионной системы (с условным примером расчета, приведенным в приложении 2 к Рекомендациям № 104);
- «плавающих» окладов;
- грейдов (с условным примером расчета, приведенным в приложении 3 к Рекомендациям № 104).
* Рекомендации по применению коллективных систем оплаты труда работников коммерческих организаций, утвержденные постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.05.2012 № 56.
Изложены основные принципы и условия применения коллективных систем оплаты труда.
Установлено, что в организациях могут применяться следующие коллективные системы оплаты труда, учитывающие особенности функционирования различных трудовых коллективов:
- сдельно-премиальная;
- аккордная сдельная;
- косвенно-сдельная;
- повременно-премиальная.
* Рекомендации по построению систем оплаты труда на основе оценки сложности труда и грейдирования, утвержденные постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 25.02.2013 № 20 (далее - Рекомендации № 20).
Разработаны по результатам изучения зарубежного опыта построения систем оплаты труда в организациях на основе оценки сложности труда и грейдирования (п.1 Рекомендаций № 20).
Предназначены для оказания методической помощи коммерческим организациям всех форм собственности в разработке гибких систем оплаты труда (п.2 Рекомендаций № 20).
Система оплаты труда на основе оценки сложности труда и грейдирования может применяться для всех работников организации, для отдельных ее структурных подразделений или категорий работников (п.4 Рекомендаций № 20).
* Рекомендации по применению комиссионной системы оплаты труда работников коммерческих организаций, утвержденные постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 31.03.2014 № 17 (далее - Рекомендации № 17).
Комиссионная система оплаты труда может применяться для подразделений организации, различных категорий и профессионально-квалификационных групп работников, основные функции которых связаны с реализацией продукции, товаров (работ, услуг) (п.3 Рекомендаций № 17).
Предназначены для оказания методической помощи руководителям и специалистам коммерческих организаций всех форм собственности в применении комиссионной системы оплаты труда и могут быть использованы при разработке локальных нормативных правовых актов организации по применению комиссионной системы оплаты труда в коммерческих организациях (п.2 Рекомендаций № 17).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 27 января 2020 г. постановления № 67, № 104, № 56, № 20 и № 17 на основании постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27.01.2020 № 11 утратили силу. |
Рекомендации отдельных министерств по оплате труда
* Рекомендации об особенностях оплаты труда работников организаций, подразделений, основным видом деятельности которых является выращивание (производство и (или) переработка) сельскохозяйственной продукции, а также филиалов или иных обособленных подразделений других организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность по производству и (или) переработке сельскохозяйственной продукции, утвержденные постановлением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 30.11.2010 № 86.
Предусмотрено применение оплаты труда по нормативу от валового дохода или денежной выручки, по установленному прогрессивно возрастающему нормативу, по сдельно-премиальной или аккордно-премиальной системам оплаты труда.
* Рекомендации по оплате труда работников торговли и общественного питания, утвержденные постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 20.12.2010 № 41.
Могут применяться организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере торговли и общественного питания, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, если это предусмотрено учредительными документами, коллективными договорами, соглашениями и другими локальными нормативными актами (часть вторая п.1 данных Рекомендаций).
* Рекомендации о порядке оплаты труда работников организаций системы Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь, утвержденные постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 12.08.2011 № 19 (далее - Рекомендации № 19).
Рекомендации № 19, предназначенные для организаций системы Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь, могут быть использованы иными организациями независимо от формы собственности и осуществляемых видов экономической деятельности, если это предусмотрено учредительными документами, коллективными договорами, соглашениями и другими локальными нормативными правовыми актами (пп.1 и 2 Рекомендаций № 19).
При формировании тарифных ставок (окладов) работников организаций жилищно-коммунального хозяйства, получающих субсидии из бюджета на возмещение разницы в ценах (тарифах) и (или) реализующих коммунальные услуги юридическим лицам по тарифам с учетом перекрестного субсидирования, с применением тарифной ставки первого разряда рекомендуется учитывать, что ее размер в организациях, а также средневзвешенный размер (при применении в них двух и/или более размеров тарифной ставки первого разряда) не должны превышать бюджета прожиточного минимума для трудоспособного населения, утверждаемого в установленном порядке (п.3 Рекомендаций № 19).
20.10.2017
Сергей Шкирман, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»