Пособие от 26.09.2013
Автор: Тарасова А.

Оплата труда руководителей системы Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь


 

Материал помещен в архив

 

ОПЛАТА ТРУДА РУКОВОДИТЕЛЕЙ СИСТЕМЫ МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА И КОММУНИКАЦИЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Указ Президента РБ от 10.05.2011 № 181 «О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования в области оплаты труда» (далее - Указ № 181) и постановление Минтруда и соцзащиты РБ от 11.07.2011 № 67 «Об утверждении Рекомендаций по определению тарифных ставок (окладов) работников коммерческих организаций и о порядке их повышения» (далее - Рекомендации № 67) значительно расширили права нанимателей в вопросах формирования условий оплаты труда работников, в т.ч. повышения их тарифных ставок (окладов) и установления выплат стимулирующего характера.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2020 г. п.1 Указа № 181 исключен Указом Президента РБ от 18.10.2019 № 386.

 

Названные документы также предоставили возможность нанимателям при определении размеров заработной платы работников применять гибкие системы оплаты труда, направленные на усиление их материальной заинтересованности в повышении производительности труда, максимально учитывать сложность выполняемых работ, уровень квалификации, эффективность, качество и условия труда, а также вклад каждого работника в общие результаты деятельности и, соответственно, платить по труду.

Указ № 181 позволяет повышать тарифные ставки (оклады) работников в зависимости от эффективности хозяйствования и в пределах имеющихся финансовых возможностей всем субъектам предпринимательской деятельности, в т.ч. и государственной формы собственности.

Единая тарифная сетка работников Республики Беларусь носит рекомендательный характер

С 1 июня 2011 г. Указом № 181 установлен рекомендательный характер применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь (далее - ЕТС) нанимателями коммерческих организаций (как государственной, так и частной форм собственности).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2020 г. действует тарифная сетка, установленная в п.1 постановления Совета Министров РБ от 28.02.2019 № 138.

 

При этом нормы Указа № 181 не отменяют применение ЕТС при установлении оплаты труда работников субъектами предпринимательской деятельности, а предоставляют им право выбора определять оплату труда работников либо на основе ЕТС, либо без ее применения. Наниматели, которые приняли решение о сохранении действующих у них условий оплаты труда работников, не обязаны закреплять данное решение в каком-либо локальном нормативном правовом акте.

Решение нанимателя перейти на новые условия оплаты труда, т.е. без применения ЕТС, может быть принято в любом виде (приказ, распоряжение, положение и др.). В соответствии со ст.65 Трудового кодекса РБ наниматель обязан известить работников о введении новых или изменении действующих условий оплаты труда не позднее, чем за один месяц.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2015 г. руководителям организаций предоставлено право изменять существенные условия труда работника в связи с обоснованными производственными, организационными или экономическими причинами, предупредив об этом его письменно не позднее чем за 7 календарных дней (подп.3.2 п.3 Декрета Президента РБ от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций»).

 

При переходе на новые условия оплаты труда организации обязаны с целью социальной защиты работников обеспечить:

• недопущение снижения размеров заработной платы работников на момент введения новых условий оплаты труда;

• соблюдение для работников гарантий в области оплаты труда, предусмотренных законодательством о труде. Основной такой гарантией в области оплаты труда является минимальная заработная плата, размер которой устанавливается законодательством.

Наниматели в соответствии с главой 2 Рекомендаций № 67 на основании локальных нормативных правовых актов, соглашения и (или) трудового договора (контракта) могут устанавливать тарифные ставки (оклады):

• на основе ЕТС;

• на основе тарифной сетки, определенной тарифным (местным) соглашением либо разработанной и утвержденной в организации (далее - ТС);

• без применения ЕТС (ТС).

При применении в оплате труда ТС, отличной от ЕТС, предполагается, что наниматель устанавливает тарифные коэффициенты, отличные от тарифных коэффициентов ЕТС. Рекомендуется устанавливать возрастание тарифных коэффициентов в одинаковых межразрядных соотношениях.

Регулирование оплаты труда руководителей

Базовые оклады руководителей на основании п.3 Положения об условиях оплаты труда руководителей государственных организаций и организаций с долей собственности государства в их имуществе, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 08.07.2013 № 597 (далее - Положение № 597; постановление № 597), могут устанавливаться:

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2020 г. следует руководствоваться п.3 Положения № 597 в редакции постановления Совета Министров РБ от 30.04.2019 № 269;

 

• в размере, не превышающем среднемесячной заработной платы, сложившейся по соответствующему виду экономической деятельности за период с начала года, предшествующий месяцу установления базового оклада;

• на основе тарифных коэффициентов ЕТС (см. таблицу 1) и тарифной ставки 1-го разряда, действующей в организации либо установленной по решению органа, заключившего контракт;

• на основе тарифных коэффициентов ТС, утвержденных соглашениями на отраслевом уровне (тарифным соглашением) (см. таблицу 2) либо местном уровне (местным соглашением), и тарифной ставки 1-го разряда, действующей в организации или установленной по решению органа, заключившего контракт.

 

Таблица 1
 
Тарифные коэффициенты Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь для определения базовых окладов руководителей организаций
 
Списочная численность работающих, чел. Тарифные разряды / Тарифные коэффициенты
16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27
3,72
  
3,98 4,26 4,56 4,88 5,22 5,59 5,98 6,40 6,85 7,33 7,84
До 20
Х
Х
Х
                 
21-100  
Х
Х
Х
               
101-300    
Х
Х
Х
             
301-600      
Х
Х
Х
           
601-1 200        
Х
Х
Х
         
1 201-2 500          
Х
Х
Х
       
2 501-5 000            
Х
Х
Х
     
5 001-10 000              
Х
Х
Х
   
10 001-15 000                
Х
Х
Х
 
Свыше 15 000                  
Х
Х
Х

 

Таблица 2
 
Предельные максимальные тарифные коэффициенты тарифной сетки для определения базовых окладов руководителей коммерческих организаций транспорта и дорожного хозяйства
 
Списочная численность работающих, чел. Тарифные коэффициенты
16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27
6,32
  
6,77 7,24 7,75 8,30 8,87 9,50 10,17 10,88 11,65 12,46 13,33
До 20
Х
Х
Х
                 
21-100  
Х
Х
Х
               
101-300    
Х
Х
Х
             
301-600      
Х
Х
Х
           
601-1 200        
Х
Х
Х
         
1 201-2 500          
Х
Х
Х
       
2 501-5 000            
Х
Х
Х
     
5 000-10 000              
Х
Х
Х
   
10 001-15 000                
Х
Х
Х
 
Свыше 15 000                  
Х
Х
Х

 

Условия оплаты труда руководителей, предусмотренные Положением № 597, являются обязательными условиями заключаемых с ними контрактов.

При заключении контракта с руководителем условия и размеры оплаты труда определяются с учетом установленного коэффициента соотношения его средней заработной платы и средней заработной платы по организации в целом.

Коэффициент соотношения средней заработной платы руководителя коммерческой организации (независимо от формы собственности) и средней заработной платы по организации в соответствии с постановлением № 597 в целом не может превышать 8,0. При этом решение об установлении конкретного размера коэффициента соотношения принимается органом, заключившим контракт, если иное не установлено Президентом РБ.

В отношении руководителей государственных организаций и организаций, в уставном фонде которых доля собственности государства составляет более 50 %, включая банки, этот коэффициент согласовывается:

• до 6,0 включительно - с органом, осуществляющим владельческий надзор;

• свыше 6,0 и до 8,0 включительно - с органом, осуществляющим владельческий надзор, и Премьер-министром РБ.

При невыполнении по итогам полугодия 2 и более показателей прогноза социально-экономического развития, доведенных в установленном порядке, коэффициент устанавливается не более 4,0 включительно.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 апреля 2015 г. коэффициент соотношения средней заработной платы руководителей организаций независимо от формы собственности (за исключением бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций) и средней заработной платы по организации в целом не может превышать 8.

При этом в отношении руководителей государственных организаций и организаций, в уставном фонде которых доля собственности государства составляет более 50 %, включая банки, коэффициент согласовывается: до 4 включительно - с органом, осуществляющим владельческий надзор; свыше 4 и до 6 включительно - с органом, осуществляющим владельческий надзор, и облисполкомом (Минским горисполкомом); свыше 6 и до 8 включительно - с органом, осуществляющим владельческий надзор, и Премьер-министром РБ (подп.2.1 п.2 постановления № 597, в редакции постановления Совета Министров РБ от 19.03.2015 № 214).

С 1 января 2018 г. части третья и четвертая подп.2.1 п.2 постановления № 597 на основании постановления Совета Министров РБ от 28.12.2017 № 1032 исключены.

Оплата труда руководителей системы Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь дополнительно регулируется Тарифным соглашением

При установлении оплаты труда руководителям организаций системы Министерства транспорта и коммуникаций РБ (далее - Минтранс РБ) наряду с вышеназванными нормативными документами следует руководствоваться Тарифным соглашением между Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь и Белорусским профессиональным союзом работников транспорта и дорожного хозяйства на 2011-2013 гг., утвержденным совместным постановлением Коллегии Минтранса РБ и Президиума республиканского комитета Белорусского профсоюза работников транспорта и дорожного хозяйства от 15.12.2010 № 68 и зарегистрированным Минтруда и соцзащиты РБ 27 декабря 2010 г. под № 55 (далее - Тарифное соглашение).

Тарифное соглашение определяет согласованные позиции по основным направлениям регулирования социально-трудовых отношений в ходе проведения социально-экономической политики в 2011-2013 гг. и совместные действия по его реализации в системе Минтранса РБ.

Тарифное соглашение является составной частью коллективно-договорного процесса в системе социального партнерства и служит основой для разработки и заключения коллективных договоров в организациях.

Положения Тарифного соглашения распространяются на работников организаций автомобильного, морского, внутреннего водного, городского электрического транспорта, промышленности и дорожного хозяйства всех форм собственности, входящих в отраслевой профсоюз и действующих на территории Республики Беларусь.

В целях совершенствования регулирования оплаты труда в коммерческих организациях системы Минтранса РБ подписано дополнительное соглашение к Тарифному соглашению (зарегистрировано Минтруда и соцзащиты РБ 15 августа 2013 под № 127). Указанным дополнительным соглашением глава 2 «Оплата труда, доходы и уровень жизни работников» Тарифного соглашения дополнена пп.121 и 122, которыми предусмотрено:

• сохранение регулирования форм, систем оплаты труда и размеров тарифных коэффициентов в коммерческих организациях через коллективные договоры, положения об оплате труда и премировании по согласованию с профсоюзными комитетами организаций;

• что наниматели при разработке систем оплаты труда должны руководствоваться Указом № 181 и Рекомендациями по применению гибких систем оплаты труда в коммерческих организациях, утвержденными постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 21.10.2011 № 104;

• согласование предельных максимальных тарифных коэффициентов ТС для определения базовых окладов руководителей коммерческих организаций транспорта и дорожного хозяйства (далее - коммерческих организаций) согласно приложению к дополнительному соглашению;

• что наниматели при установлении тарифных коэффициентов руководителям коммерческих организаций, не превышающих установленных настоящим дополнительным соглашением, должны исходить из эффективности хозяйствования и финансовых возможностей.

При разработке локальной ТС следует учитывать, что:

• минимально возможные устанавливаемые коэффициенты принимаются на уровне ЕТС;

• максимально возможные - на уровне утвержденных Тарифным соглашением.

При разработке локальной ТС следует также исходить из эффективности хозяйствования и финансовых возможностей организации.

 

Пример

Руководителю коммерческой организации, списочная численность работников которой составляет 115 человек, установлен тарифный коэффициент по локальной ТС - 5,93 (19-й тарифный разряд), что выше аналогичного тарифного коэффициента ЕТС (4,56) (см. таблицу 1) в 1,3 раза, но ниже предельного максимального, установленного Тарифным соглашением (7,75) (см. таблицу 2).

Руководствуясь Рекомендациями № 67:

• тарифный разряд первого заместителя руководителя организации определяется на уровне 18-го, тарифный коэффициент устанавливается 5,54 (возрастание тарифного коэффициента по отношению к ЕТС в том же соотношении, что и по руководителю организации, - в 1,3 раза);

• тарифный разряд заместителя руководителя организации определяется на уровне 17-го, тарифный коэффициент устанавливается 5,17 (возрастание тарифного коэффициента по отношению к ЕТС в том же соотношении, что и по руководителю организации, - в 1,3 раза) и т.д.

 

26.09.2013

 

Александра Тарасова, экономист