


Материал помещен в архив
ОПЛАТА ТРУДА РУКОВОДИТЕЛЕЙ СИСТЕМЫ МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА И КОММУНИКАЦИЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Указ Президента РБ от 10.05.2011 № 181 «О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования в области оплаты труда» (далее - Указ № 181) и постановление Минтруда и соцзащиты РБ от 11.07.2011 № 67 «Об утверждении Рекомендаций по определению тарифных ставок (окладов) работников коммерческих организаций и о порядке их повышения» (далее - Рекомендации № 67) значительно расширили права нанимателей в вопросах формирования условий оплаты труда работников, в т.ч. повышения их тарифных ставок (окладов) и установления выплат стимулирующего характера.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2020 г. п.1 Указа № 181 исключен Указом Президента РБ от 18.10.2019 № 386. |
Названные документы также предоставили возможность нанимателям при определении размеров заработной платы работников применять гибкие системы оплаты труда, направленные на усиление их материальной заинтересованности в повышении производительности труда, максимально учитывать сложность выполняемых работ, уровень квалификации, эффективность, качество и условия труда, а также вклад каждого работника в общие результаты деятельности и, соответственно, платить по труду.
Указ № 181 позволяет повышать тарифные ставки (оклады) работников в зависимости от эффективности хозяйствования и в пределах имеющихся финансовых возможностей всем субъектам предпринимательской деятельности, в т.ч. и государственной формы собственности.
Единая тарифная сетка работников Республики Беларусь носит рекомендательный характер
С 1 июня 2011 г. Указом № 181 установлен рекомендательный характер применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь (далее - ЕТС) нанимателями коммерческих организаций (как государственной, так и частной форм собственности).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2020 г. действует тарифная сетка, установленная в п.1 постановления Совета Министров РБ от 28.02.2019 № 138. |
При этом нормы Указа № 181 не отменяют применение ЕТС при установлении оплаты труда работников субъектами предпринимательской деятельности, а предоставляют им право выбора определять оплату труда работников либо на основе ЕТС, либо без ее применения. Наниматели, которые приняли решение о сохранении действующих у них условий оплаты труда работников, не обязаны закреплять данное решение в каком-либо локальном нормативном правовом акте.
Решение нанимателя перейти на новые условия оплаты труда, т.е. без применения ЕТС, может быть принято в любом виде (приказ, распоряжение, положение и др.). В соответствии со ст.65 Трудового кодекса РБ наниматель обязан известить работников о введении новых или изменении действующих условий оплаты труда не позднее, чем за один месяц.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2015 г. руководителям организаций предоставлено право изменять существенные условия труда работника в связи с обоснованными производственными, организационными или экономическими причинами, предупредив об этом его письменно не позднее чем за 7 календарных дней (подп.3.2 п.3 Декрета Президента РБ от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций»). |
При переходе на новые условия оплаты труда организации обязаны с целью социальной защиты работников обеспечить:
• недопущение снижения размеров заработной платы работников на момент введения новых условий оплаты труда;
• соблюдение для работников гарантий в области оплаты труда, предусмотренных законодательством о труде. Основной такой гарантией в области оплаты труда является минимальная заработная плата, размер которой устанавливается законодательством.
Наниматели в соответствии с главой 2 Рекомендаций № 67 на основании локальных нормативных правовых актов, соглашения и (или) трудового договора (контракта) могут устанавливать тарифные ставки (оклады):
• на основе ЕТС;
• на основе тарифной сетки, определенной тарифным (местным) соглашением либо разработанной и утвержденной в организации (далее - ТС);
• без применения ЕТС (ТС).
При применении в оплате труда ТС, отличной от ЕТС, предполагается, что наниматель устанавливает тарифные коэффициенты, отличные от тарифных коэффициентов ЕТС. Рекомендуется устанавливать возрастание тарифных коэффициентов в одинаковых межразрядных соотношениях.
Регулирование оплаты труда руководителей
Базовые оклады руководителей на основании п.3 Положения об условиях оплаты труда руководителей государственных организаций и организаций с долей собственности государства в их имуществе, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 08.07.2013 № 597 (далее - Положение № 597; постановление № 597), могут устанавливаться:
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2020 г. следует руководствоваться п.3 Положения № 597 в редакции постановления Совета Министров РБ от 30.04.2019 № 269; |
• в размере, не превышающем среднемесячной заработной платы, сложившейся по соответствующему виду экономической деятельности за период с начала года, предшествующий месяцу установления базового оклада;
• на основе тарифных коэффициентов ЕТС (см. таблицу 1) и тарифной ставки 1-го разряда, действующей в организации либо установленной по решению органа, заключившего контракт;
• на основе тарифных коэффициентов ТС, утвержденных соглашениями на отраслевом уровне (тарифным соглашением) (см. таблицу 2) либо местном уровне (местным соглашением), и тарифной ставки 1-го разряда, действующей в организации или установленной по решению органа, заключившего контракт.
Тарифные коэффициенты Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь для определения базовых окладов руководителей организаций | ||||||||||||
Списочная численность работающих, чел. | Тарифные разряды / Тарифные коэффициенты | |||||||||||
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | |
3,72 |
3,98 | 4,26 | 4,56 | 4,88 | 5,22 | 5,59 | 5,98 | 6,40 | 6,85 | 7,33 | 7,84 | |
До 20 |
Х |
Х |
Х |
|||||||||
21-100 |
Х |
Х |
Х |
|||||||||
101-300 |
Х |
Х |
Х |
|||||||||
301-600 |
Х |
Х |
Х |
|||||||||
601-1 200 |
Х |
Х |
Х |
|||||||||
1 201-2 500 |
Х |
Х |
Х |
|||||||||
2 501-5 000 |
Х |
Х |
Х |
|||||||||
5 001-10 000 |
Х |
Х |
Х |
|||||||||
10 001-15 000 |
Х |
Х |
Х |
|||||||||
Свыше 15 000 |
Х |
Х |
Х |
Предельные максимальные тарифные коэффициенты тарифной сетки для определения базовых окладов руководителей коммерческих организаций транспорта и дорожного хозяйства | ||||||||||||
Списочная численность работающих, чел. | Тарифные коэффициенты | |||||||||||
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | |
6,32 |
6,77 | 7,24 | 7,75 | 8,30 | 8,87 | 9,50 | 10,17 | 10,88 | 11,65 | 12,46 | 13,33 | |
До 20 |
Х |
Х |
Х |
|||||||||
21-100 |
Х |
Х |
Х |
|||||||||
101-300 |
Х |
Х |
Х |
|||||||||
301-600 |
Х |
Х |
Х |
|||||||||
601-1 200 |
Х |
Х |
Х |
|||||||||
1 201-2 500 |
Х |
Х |
Х |
|||||||||
2 501-5 000 |
Х |
Х |
Х |
|||||||||
5 000-10 000 |
Х |
Х |
Х |
|||||||||
10 001-15 000 |
Х |
Х |
Х |
|||||||||
Свыше 15 000 |
Х |
Х |
Х |
Условия оплаты труда руководителей, предусмотренные Положением № 597, являются обязательными условиями заключаемых с ними контрактов.
При заключении контракта с руководителем условия и размеры оплаты труда определяются с учетом установленного коэффициента соотношения его средней заработной платы и средней заработной платы по организации в целом.
Коэффициент соотношения средней заработной платы руководителя коммерческой организации (независимо от формы собственности) и средней заработной платы по организации в соответствии с постановлением № 597 в целом не может превышать 8,0. При этом решение об установлении конкретного размера коэффициента соотношения принимается органом, заключившим контракт, если иное не установлено Президентом РБ.
В отношении руководителей государственных организаций и организаций, в уставном фонде которых доля собственности государства составляет более 50 %, включая банки, этот коэффициент согласовывается:
• до 6,0 включительно - с органом, осуществляющим владельческий надзор;
• свыше 6,0 и до 8,0 включительно - с органом, осуществляющим владельческий надзор, и Премьер-министром РБ.
При невыполнении по итогам полугодия 2 и более показателей прогноза социально-экономического развития, доведенных в установленном порядке, коэффициент устанавливается не более 4,0 включительно.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 апреля 2015 г. коэффициент соотношения средней заработной платы руководителей организаций независимо от формы собственности (за исключением бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций) и средней заработной платы по организации в целом не может превышать 8. При этом в отношении руководителей государственных организаций и организаций, в уставном фонде которых доля собственности государства составляет более 50 %, включая банки, коэффициент согласовывается: до 4 включительно - с органом, осуществляющим владельческий надзор; свыше 4 и до 6 включительно - с органом, осуществляющим владельческий надзор, и облисполкомом (Минским горисполкомом); свыше 6 и до 8 включительно - с органом, осуществляющим владельческий надзор, и Премьер-министром РБ (подп.2.1 п.2 постановления № 597, в редакции постановления Совета Министров РБ от 19.03.2015 № 214). С 1 января 2018 г. части третья и четвертая подп.2.1 п.2 постановления № 597 на основании постановления Совета Министров РБ от 28.12.2017 № 1032 исключены. |
Оплата труда руководителей системы Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь дополнительно регулируется Тарифным соглашением
При установлении оплаты труда руководителям организаций системы Министерства транспорта и коммуникаций РБ (далее - Минтранс РБ) наряду с вышеназванными нормативными документами следует руководствоваться Тарифным соглашением между Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь и Белорусским профессиональным союзом работников транспорта и дорожного хозяйства на 2011-2013 гг., утвержденным совместным постановлением Коллегии Минтранса РБ и Президиума республиканского комитета Белорусского профсоюза работников транспорта и дорожного хозяйства от 15.12.2010 № 68 и зарегистрированным Минтруда и соцзащиты РБ 27 декабря 2010 г. под № 55 (далее - Тарифное соглашение).
Тарифное соглашение определяет согласованные позиции по основным направлениям регулирования социально-трудовых отношений в ходе проведения социально-экономической политики в 2011-2013 гг. и совместные действия по его реализации в системе Минтранса РБ.
Тарифное соглашение является составной частью коллективно-договорного процесса в системе социального партнерства и служит основой для разработки и заключения коллективных договоров в организациях.
Положения Тарифного соглашения распространяются на работников организаций автомобильного, морского, внутреннего водного, городского электрического транспорта, промышленности и дорожного хозяйства всех форм собственности, входящих в отраслевой профсоюз и действующих на территории Республики Беларусь.
В целях совершенствования регулирования оплаты труда в коммерческих организациях системы Минтранса РБ подписано дополнительное соглашение к Тарифному соглашению (зарегистрировано Минтруда и соцзащиты РБ 15 августа 2013 под № 127). Указанным дополнительным соглашением глава 2 «Оплата труда, доходы и уровень жизни работников» Тарифного соглашения дополнена пп.121 и 122, которыми предусмотрено:
• сохранение регулирования форм, систем оплаты труда и размеров тарифных коэффициентов в коммерческих организациях через коллективные договоры, положения об оплате труда и премировании по согласованию с профсоюзными комитетами организаций;
• что наниматели при разработке систем оплаты труда должны руководствоваться Указом № 181 и Рекомендациями по применению гибких систем оплаты труда в коммерческих организациях, утвержденными постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 21.10.2011 № 104;
• согласование предельных максимальных тарифных коэффициентов ТС для определения базовых окладов руководителей коммерческих организаций транспорта и дорожного хозяйства (далее - коммерческих организаций) согласно приложению к дополнительному соглашению;
• что наниматели при установлении тарифных коэффициентов руководителям коммерческих организаций, не превышающих установленных настоящим дополнительным соглашением, должны исходить из эффективности хозяйствования и финансовых возможностей.
При разработке локальной ТС следует учитывать, что:
• минимально возможные устанавливаемые коэффициенты принимаются на уровне ЕТС;
• максимально возможные - на уровне утвержденных Тарифным соглашением.
При разработке локальной ТС следует также исходить из эффективности хозяйствования и финансовых возможностей организации.
![]() |
Пример Руководителю коммерческой организации, списочная численность работников которой составляет 115 человек, установлен тарифный коэффициент по локальной ТС - 5,93 (19-й тарифный разряд), что выше аналогичного тарифного коэффициента ЕТС (4,56) (см. таблицу 1) в 1,3 раза, но ниже предельного максимального, установленного Тарифным соглашением (7,75) (см. таблицу 2). Руководствуясь Рекомендациями № 67: • тарифный разряд первого заместителя руководителя организации определяется на уровне 18-го, тарифный коэффициент устанавливается 5,54 (возрастание тарифного коэффициента по отношению к ЕТС в том же соотношении, что и по руководителю организации, - в 1,3 раза); • тарифный разряд заместителя руководителя организации определяется на уровне 17-го, тарифный коэффициент устанавливается 5,17 (возрастание тарифного коэффициента по отношению к ЕТС в том же соотношении, что и по руководителю организации, - в 1,3 раза) и т.д. |
26.09.2013
Александра Тарасова, экономист